Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пандемия COVID-19 / самоизоляция / преодоление негативных последствий / особенности коммуникации в семье / забота / одиночество / Pandemic COVID-19 / self-isolation / overcoming negative consequences / features of communication in the family / care / loneliness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова В.А., Савина О.О.

В статье представлен сравнительный анализ дискурсов студентов об образе жизни и общении, в весенний и осенний период самоизоляции и дистанционного в связи с пандемией COVID-19 (апрель и октябрь 2020 года). Проанализированы письменные дискурсы студентов учащихся 2-5 курсов университета. Получены представления об изменениях в сферах семейных отношений, коммуникации с родителями и друзьями. Разнонаправленный характер отношений прослеживается в дискурсах, связанных именно с родительской семьей. Контакты становятся более избирательными, осознанными, поверхностные связи были разорваны. С другой стороны, для ряда студентов усугубляется дистанцирование от других людей, появляется напряжения, желание выйти из социальной сферы, оставаясь в виртуальном общении, либо уйти в себя, погрузившись в одиночество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова В.А., Савина О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION AMONG STUDENTS IN THE SITUATION OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents a comparative analysis of students' discourses about lifestyle and communication, in the spring and autumn periods of self-isolation and distance in connection with the COVID-19 pandemic (April and October 2020). Analyzed the written discourses of students of students of 2-5 courses of the university. Got ideas about changes in the spheres of family relations, communication with parents and friends. The multidirectional nature of the relationship can be traced in the discourses associated specifically with the parental family. Contacts are becoming more selective, conscious, superficial ties have been severed. On the other hand, for a number of students, distance from other people is aggravated, tension appears, a desire to leave the social sphere, remaining in virtual communication, or withdraw into oneself, plunged into loneliness.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 Баранова В.А. Савина О.О.(Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) bva06@mail.ru , savindm2006@gmail.com

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ дискурсов студентов об образе жизни и общении, в весенний и осенний период самоизоляции и дистанционного в связи с пандемией COVID-19 (апрель и октябрь 2020года). Проанализированы письменные дискурсы студентов учащихся 2-5 курсов университета. Получены представления об изменениях в сферах семейных отношений, коммуникации с родителями и друзьями. Разнонаправленный характер отношений прослеживается в дискурсах, связанных именно с родительской семьей. Контакты становятся более избирательными, осознанными, поверхностные связи были разорваны. С другой стороны, для ряда студентов усугубляется дистанцирование от других людей, появляется напряжения, желание выйти из социальной сферы, оставаясь в виртуальном общении, либо уйти в себя, погрузившись в одиночество.

Ключевые слова: Пандемия COVID-19, самоизоляция, преодоление негативных последствий, особенности коммуникации в семье, забота, одиночество.

TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF INTERPERSONAL COMMUNICATION AMONG STUDENTS IN THE SITUATION OF THE COVID-19 PANDEMIC Baranova V.A. Savina O.O. (Moscow, Lomonosov MSU) bva06@mail.ru, savindm2006@gmail.com

Abstract. The article presents a comparative analysis of students' discourses about lifestyle and communication, in the spring and autumn periods of self-isolation and distance in connection with the COVID-19 pandemic (April and October 2020). Analyzed the written discourses of students of students of 2-5 courses of the university. Got ideas about changes in the spheres of family relations, communication with parents and friends. The multidirectional nature of the relationship can be traced in the discourses associated specifically with the parental family. Contacts are becoming more selective, conscious, superficial ties have been severed. On the other hand, for a number of students, distance from other people is aggravated, tension appears, a desire to leave the social sphere, remaining in virtual communication, or withdraw into oneself, plunged into loneliness.

Keywords: Pandemic COVID-19, self-isolation, overcoming negative consequences, features of communication in the family, care, loneliness.

Исследования, проведенные в первый период пандемии, показывают существование воздействия этой ситуации на психологическое здоровье молодых людей. Выявлены психологические проблемы и симптомы ПТСР более, чем у 14% лиц студенческого возраста. (LiangL. etal., 2020), высокий уровень стресса и общее тревожное расстройство фиксировалось на европейской студенческой выборке (Rogowska,A.M.etal., 2020). К негативным факторам отнесены низкая самооценка здоровья, высокая тревожность, негативные копинг-стратегии. В экспериментальных исследованиях, в которых моделировались условия длительной изоляции (Шольцова, Виноходова, 2013) показано, что человек способен извлекать в трудной ситуации положительные моменты, проявлять стойкость, про-

активноесовладание, обусловленный стрессом личностный рост. Ряд феноменов, наблюдаемых во время вспышек инфекционных заболеваний, показывает, что исследования (Chew, Wei, Vasoo, etal., 2020), должны быть сосредоточены на отдельном человеке в контексте более широкой социальной среды с акцентом на понимание диапазона возможных психосоциальных реакций, доступе к психологической помощи, самопомощи и т.д.

Рефлексивные моменты, связанные с тематикой общения, вполне соотносимы с развитием стресса в условиях социальной изоляции. Схема развития социально-психологического субсиндрома стресса (Китаев-Смык, 1983, с.291) рассматривает переход от ориентировочного «замирания» к личностной «экспансии», вынужденной помощи партнеру, стабилизации ролевого статуса, а затем доминирование субсиндрома изменения общения (либо увеличения, либо снижения активности общения) в качестве стадий развития общения в изоляции. При стрессовой интенсификации общения в различных условиях преобладают либо социально-позитивные компоненты межличностного взаимодействия, консолидирующие группу, либо дезорганизующие ее.

В исследовании проводился сравнительный анализ представлений студентов о своем опыте жизни и общении в ситуации пандемии в период начала и второй волны пандемии. В качестве гипотез выдвигались предположения 1) о существовании различия в оценках студентами деятельности и общения в разные периоды пандемии COVID-19; 2) о существовании различных психологических стратегий переработки опыта пандемии.

Респондентам (студенты высших учебных заведений, всего 103 человека молодые люди 20-26 лет (из них мужчин 36(35%), женщин - 67(65 %). предлагалось в форме эссе описать свой опыт проживания пандемии (образ жизни и общения, как выстраиваются отношения в пространстве, в котором Вы живете, об образе жизни и настроении тех, кто живет рядом)

Первая серия была проведена в апреле 2020 года, вторая серия - в осеннем семестре (октябре 2020). Анализ окружения студентов показал, что значительная часть провели пандемический период среди членов родительской, семьи, или с соседями по общежитию (72% студентов весной и 71%осенью). В одиночестве проживали 14%, в паре15%.

Наиболее значимыми в оба периода являются темы социальных контактов и семейной ситуации.

Ведущими темами социальной сферы являются, с одной стороны, недостаточность непосредственного общения с близкими друзьями - «нехватка живого общения», тоска по телесным контактам, с другой стороны, удовлетворенность общением, его избирательность. Важным для респондентов является общение по учебным вопросам, здесь мнения также разделены: кого-то всецело устраивают дистанционные контакты с преподавателями и коллегами-студентами, а других - абсолютно нет. («Надеялся, что мы будем беседовать с преподавателями, проводить разговорные семинары, обсуждать статьи. Вместо этого мы получили пятьсот часов печатанья в Word / Excel»).

Социальные контакты как в дискурсах весны, так и осени отмечены тематикой удовлетворенности/неудовлетворенности дистанционным общением, дифференцирован-ности общения (вынужденных или желательных контактов), уменьшения/увеличения контактов: «Без сомнения, если бы данный период прошел как обычно, а не на самоизоляции, то было бы куда больше событий, встреч и т.д.», «единственный ощутимый плюс это то, что теперь каждый социальный контакт с другим человеком для меня за радость», В осенних дискурсах появляется тема одиночества как отрицательного/положительного явления в жизни: «На самом деле почти за полгода у меня сложилось ощущение, что совершенно забыла, как коммуницировать с людьми, о чем говорить и как говорить», «Мы вернулись в сентябре в общежитие, но отношения сейчас очень сильно напряженные».

Тема межличностногообщения представлена высказываниями о друзьях, реальных и виртуальных контактах, удовлетворенности/неудовлетворенности дистанционном общением, вынужденном характере общения, изменении общения, конфликтах и конфрон-тациях; «мы всегда рядом друг с другом и готовы поддержать; «Я стала гораздо меньше

общаться в сети. Не чувствую в этом необходимости, зато ощущаю, как это повлияло на меня»; «Мне безумно не хватает общения в компании, живого диалога с преподавателями на парах»; «Иногда возникают и конфликтные ситуации»;

Активно проявляется тема изменения в отношениях на самоизоляции, причем обнаружены как дискурсы, в которых отмечены позитивные изменения, так и свидетельства конфликтов, охлаждения и разрыва отношений (с близкой подругой, с любимым человеком, «круглосуточное нахождение с одними и теми же людьми в режиме самоизоляции -тяжелое испытание»).

Семейная сфера проявлялась высказываниями о родителях, прародителях, сиблин-гах, о семейных отношениях, эмоциональных состояниях членов семьи, питомцах, семейной атмосфере и др. «Образ жизни живущих со мной людей напоминает теперь «вечные выходные», «они счастливы от проведения времени дома, ибо они редко бывают в нём»; «Раньше были конфликтные отношения, но отдохнули друг от друга, сейчас чего-то страшного не происходит».

Разнонаправленный характер отношений прослеживается в дискурсах, связанных именно с родительской семьей. Даже студенты, которые живут одни, обсуждают темы семейного общения, отмечая трансформацию в позитивную сторону, когда семье удается преодолеть первоначально возникшее напряжение, скученность, и найти взаимопонимание; либо изменения амбивалентные, или нейтральные, направленные на сохранение привычного семейного уклада; или увеличение конфликтности, раздражения, обиды, желание дистанцироваться с ближайшим семейным окружением. Негативные переживания характерны для респондентов, семьи которых находились в квартире с ограничением ресурса: «круглосуточное нахождение с одними и теми же людьми в режиме самоизоляции - тяжелое испытание». Существуют и тенденции сплочения, развития совместности, эмоциональной отзывчивости, согласованности позиций по поводу необходимых повседневных изменений, что становится ресурсом совладания в сложной жизненной ситуации, значительно снижающим негативные последствия угроз изоляции, заражения и болезни. (Крюкова, 2020). «Мне очень повезло, поскольку я провел самоизоляцию не в одиночестве», «Со мной всегда был человек, готовый поддержать в трудную минуту», «По характеру мы домоседы, поэтому все трудности были нам по плечу», «Наоборот, благодаря времени, проведенному вместе, мы только сблизились и узнали друг друга лучше».

Таким образом, в сфере общения наблюдается поляризация позиций и перестройка ценностей и смыслов социальных контактов для молодого человека. Контакты становятся более избирательными, осознанными, поверхностные связи были разорваны. С другой стороны, для ряда студентов усугубляется дистанцирование от других людей, появляется напряжение, желание выйти из социальной сферы, остаться в виртуальном общении, либо уйти в себя, погрузившись в одиночество.

Литература

1. Китаев-Смык Д.А.Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368с.

2. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипова Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. Т. 11. 2020. № 4. С. 120-134. DOI:10.17759/sps.2020110409.

3. Шольцова И., Виноходова А.Г. Локус контроля, устойчивость к стрессу и личностный рост участников эксперимента «Марс-500» // Авиакосмическая и экологическая медицина. Т. 47. 2013. №3. С. 24-29.

4. Chew Q.H., Wei K.C., Vasoo S., Chua H.C., Sim K. Narrative synthesis of psychological and coping responses towards emerging infectious disease outbreaks in the general population: practical considerations for the COVID-19 pandemic // Singapore Med J. 2020. Jul., 61(7):350-356. DOI: 10.11622/smedj.2020046. Epub 2020 Apr 3. PMID: 32241071.

5. Liang L., Ren H., Cao R., Hu Y., Qin Z., Li C., Mei S. (2020) The Effect of COVID-19 on Youth Mental Health.Psychiatr Q. 2020. Sep., 91(3):841-852. DOI: 10.1007/s11126-020-

09744-3.PMID:32319041. 6. Rogowska A.M.,KusnierzC., Bokszczanin A. (2020) Examining Anxiety, Life Satisfaction, General Health, Stress and Coping Styles During COVID-19 Pandemic in Polish Sample of University Students //Psychol. Res..Behav. Manag.2020. Sep. 28, 13:797-811. DOI: 10.2147/PRBM.S266511.eCollection 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.