ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DQI:lQ.23888/humJ202210159-72
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS UNDER DISTANCE LEARNING DURING COVID-19 PANDEMIC
Володина К. А., Рагулина А. А., Русяева И. А.
Тюменский государственный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация:
Исследование посвящено актуальной проблеме психологического состояния, совладающего поведения и психологических ресурсов студентов в период дистанционного обучения в 2020 году. В исследовании приняли участие 136 студентов (58,8% девушки, 41,2% юноши) в возрасте от 17 до 21 года, обучающиеся по разным специальностям. В ходе исследования была составлена авторская анкета, направленная на изучение общего состояния студентов, а также на определение способов совладания, применяемых студентами в данный период. Были выявлены основные трудности, с которыми столкнулись студенты за этот период. К ним относятся, в первую очередь, учебные (объем заданий, сжатые сроки выполнения работ), технические (сбои связи, освоение новых платформ обучения) и коммуникативные (затрудненное общение студентов в связи с ограничительными мерами, напряженное эмоциональное состояние и конфликты в связи с самоизоляцией в кругу
Volodina K. A., Ragulina A. A., Rusyaeva I. A.
Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation Abstract:
The study deals with the current problem of the psychological state, coping behavior and psychological resources of students during distance learning in 2020. The study involved 136 students (58.8% girls and 41.2% boys) aged 17 to 21 years, studying at different faculties. In the course of study, an author's questionnaire, aimed at studying the general psychological state of students as well as determining the coping strategies used by students, was compiled. The main difficulties students faced with during this period were identified. They include, first of all, educational (the amount of tasks, academic deadlines), technical (communication failures, acquisition of new studying platforms) and communicative (communication difficulties of students due to quarantine, high emotional tension and conflicts due to self-isolation with close people and relatives, untimely and inaccurate feedback from teachers or fear of contacting to the teacher for additional explanations). The psychological
родственников, несвоевременная и неточная обратная связь от преподавателей или страх обратиться к преподавателю за дополнительными разъяснениями). В качестве психологических ресурсов для совладания с трудностями были выявлены общение с близкими, самоорганизация, волевые качества — как у юношей, так и у девушек. Общение с близкими для девушек оказалось более приоритетным ресурсом, чем для юношей. В ходе исследования были отслежены динамические характеристики психологического состояния студентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты) и их изменение в течение периода дистанционного обучения: относительно спокойное и оптимистичное состояние и отдых сменились периодом тревоги и активной работы, от которой зависело то, насколько стабильно студенты чувствовали себя во время сессии.
coping resources were identified both for boys and girls, these are communication with close people, self-organization, strong-will personality. Communication with close people for girls turned out to be a higher priority resource comparing with boys. The study tracked the dynamic characteristics of the psychological state of students (cognitive, emotional, behavioral components) and their changes during the distance learning period. A relatively calm and optimistic state and rest were replaced by a period of anxiety and active work, which determined the emotional stability of students during examination period.
Ключевые слова:
дистанционное обучение; студенты; состояние; эмоции; поведение; копинг-стратегии; COVID-19
Keywords:
distance learning; students; emotions; state; behavior; coping strategies; COVID-19
Актуальность
Изучением проблемы совладающего поведения занимаются более десятка лет, однако, в период пандемии COVID-19 данная проблема привлекла к себе особое внимание многих исследователей. Каждый житель страны и даже мира, задавал себе вопросы: как справиться с разнообразием эмоций, возникающих в новых нестандартных ситуациях? Как себя вести? Как реагировать? Какое поведение является оптимальным именно в этой ситуации? И никто не находил однозначного ответа на поставленные вопросы. Ситуация в период пандемии развивалась по-разному, что опять вызывало разнообразный спектр эмоций у жителей городов и стран: у тех, кто учился, и кто работал в этот период, кто болел, и тех, кто был вынужден самоизолироваться.
Наше внимание в данном исследовании было сосредоточено на особенностях общего состояния и совладающего поведения студентов, которые были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Как известно, переход на дистанционный формат в России произошел в марте 2020 года, когда у большинства студентов были отменены очные занятия [1]. По данным исследований, проведенных в начальный период пандемии, было выявлено, что в это время ощущалась нехватка общения со сверстниками, и преподавателями в частности, увеличился объем работы, возникало ощущение одиночества и изоляции и др. [2].
Если рассмотреть исследуемые феномены отдельно, то для нас они знакомы: как проявляется совладающее поведение, какие оно имеет особенности, что такое
дистанционный формат обучения, какие у данного формата есть достоинства и недостатки неоднократно описано в исследованиях Д. В. Новоселовой, Д. В. Новоселова [3].
Однако знакомые нам феномены предстали в другом свете в период пандемии. Дистанционный формат в этот период был единственно возможным. Не шла речь о достоинствах и недостатках данной формы обучения. Активно стали использоваться разные интернет-платформы, чтобы поддерживать учебный процесс как в школах, так и в вузах. Для студентов, как и для преподавателей, переход на дистанционную форму сопровождался различными переживаниями в связи с новизной и недостаточной ясностью ситуации, общим повышением тревоги на фоне пандемии [4,5]. Чувства и мысли по поводу освоения нового формата были зачастую противоречивыми: с одной стороны возникало отрицание и уверенность в том, что это не продлится долго, с другой — стресс и необходимость быстро перестраиваться и структурировать свою деятельность и время. Имеющиеся способы совладания, приобретенные ранее навыки позволили большинству студентов справиться поставленными задачами.
Цель
Определить характеристики психологического состояния студентов в первые четыре месяца дистанционного формата обучения в период пандемии COVID-19.
Задачи
1. Проанализировать, с какими трудностями сталкиваются студенты на дистанционном обучении.
2. Описать когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты психологического состояния студентов на дистанционном обучении.
3. Описать динамику состояния студентов в зависимости от периода дистанционного обучения.
4. Установить, какие ресурсы используют девушки и юноши для совладания с трудностями.
Материалы и методы
Исследование проводилось в период пандемии COVID-19, когда все вузы страны были переведены на дистанционный формат обучения. Для изучения эмоционального состояния студентов и выявления копинг-стратегий была разработана авторская анкета, которая предъявлялась студентам в режиме online.
Исследование проводилось с марта по июль 2020 года. Данный период разделен на три этапа: 1 этап — начало дистанционного обучения (март 2020 года). Основной этап дистанционного обучения пришелся на апрель и начало мая 2020 года. Третий заключительный этап (июнь-июль 2020 года) — период сессии у студентов.
В исследовании приняли участие 136 человек, из них 56 юношей и 80 девушек, студенты 1-3 курсов Тюменского государственного университета. На каждом этапе исследования были опрошены одни и те же студенты.
Анкета состояла из трех разделов, каждый из которых отражал этапы дистанционного обучения (начальный, основной и заключительный). Каждый раздел включал в себя вопросы о состоянии студентов. Кроме этого, были общие вопросы о трудностях, с которыми столкнулись студенты во время дистанционного обучения, о способах совладания с этими трудностями, о ресурсах в период дистанционного обучения, об опыте, который приобрели студенты в эти месяцы. Итого анкета включала в себя 25 открытых вопросов.
Анализ полученных результатов проводился методом контент-анализа, где были проанализированы ответы студентов, выделены категории, сделан качественный и количественный анализ полученных результатов.
Контент-анализ позволяет получить уникальные субъективные феноменологические описания состояния студентов во время пандемии, что соответствует целям исследования.
Результаты
В ходе исследования состояния студентов и особенностей их совладающего поведения сначала были проанализированы ответы студентов о трудностях, с которыми они столкнулись в период дистанционного обучения. Из 136 студентов 16,2% отметили, что во время дистанционного обучения трудностей не испытывали, и 83,8% отметили несколько трудностей, с которыми им пришлось столкнуться (рис. 1).
Отсутствие свободного времени 7,4
Отсутствие о бщеши в целом S
Мопшащи (самообладание, дпсщлгтгша)
Коммушшатшяые трудности (с преподавателями)
Технические проблемы (оборудование, интернет, программное обеспечение)
Учебные трудности (объем заданий, сроки, сессия)
О 5 10 15 20 25 30 35
Рис. 1. Трудности, возникшие у студентов в ходе дистанционного обучения в период пандемии, %.
Результаты, представленные на рисунке 1, показывают, что наиболее значимыми трудностями для студентов стала сама учебная деятельность (33% респондентов) — объем заданий, сроки на их выполнение и сессия. Многие студенты оказались не готовы
к новому формату выполнения заданий, когда проработка и лекций, и семинаров предполагает выполнение письменных работ, а не только само посещение занятий. Таким образом, студенты были вынуждены самоорганизовываться для выполнения заданий в срок. Особую сложность вызывала перспектива сдачи сессии. Исходя из полученных результатов, видно, что не все успешно справлялись с этой задачей. Необходимость мотивировать себя, заниматься самодисциплиной стала четвертой по значимости трудностью (отметили 17% респондентов).
27% респондентов сообщают о наличии технических трудностей. В период дистанционного обучения многие иногородние студенты, имевшие такую возможность, уехали домой, к родственникам, посчитав переход на дистанционное обучение внеплановыми каникулами. Очень часто студенты не учитывали, будет ли у них там техническая возможность полноценно учиться (наличие техники, доступа в Интернет) и пространства для организации учебного процесса (довольно часто одновременно со студентами в комнате могут находиться родственники, которые порой вмешиваются в учебный процесс). Но и те студенты, что оставались в городе не всегда имели возможность полноценно пользоваться компьютером-ноутбуком, имели необходимое качество Интернета, работающие камеру и микрофон и т. д. Следовательно, многие студенты обучались дистанционно, выходя на занятия со смартфона.
Третьей по значимости стала коммуникативная трудность, связанная со взаимоотношениями с преподавателями (24% респондентов), а именно — это неточные технические инструкции, отсутствие или неточно выстроенный алгоритм выполнения заданий, отсутствие своевременных ответов и комментариев преподавателей.
Студенты отметили еще две трудности: отсутствие общения (связано с ситуацией самоизоляцией, которая коснулась практически всех жителей нашей страны), а также отсутствие свободного времени (вероятно, это связано с трудностью распределения усилий на выполнение учебных задач, трудности самоорганизации).
Представленные трудности нашли свое отражение в состоянии студентов. Рассмотрим характеристики, которые были изучены у студентов в динамике. Представим описание психологического состояния студентов (136 испытуемых) по трем компонентам (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) на разных этапах включения в дистанционное обучение в вузе.
В когнитивном компоненте были отмечены знания, мысли, представления студентов о дистанционном обучении в период пандемии.
Эмоциональный компонент состояния студентов представлен эмоциями, чувствами, ощущениями, которые возникали у студентов в ходе дистанционного обучения в период пандемии.
Поведенческий компонент представлен действиями, поступками, выполнением разных видов деятельности студентами в период дистанционного обучения.
На рисунке 2 показаны наиболее часто встречающиеся ответы студентов относительно того, как менялись их мысли в ходе дистанционного обучения в период пандемии, как проявлялось эмоциональное состояние, и какие поведенческие реакции сопровождали мысли и эмоции студентов.
Рис. 2. Когнитивный компонент состояния студентов в период дистанционного обучения, %.
На начальном этапе дистанционного обучения отношение студентов к происходящему можно рассмотреть с нескольких сторон. 55 студентов (40,4%) связали переход на дистанционное обучение с возможностью отдохнуть, расценив ситуацию как внеплановые каникулы, ожидая легкой учебы (полны оптимизма и радости). Часть студентов отметили для себя мысли об учебе (29,4%) — для кого-то (17,6%) это были весьма тревожные мысли и ожидания, связанные, вероятно, с оценкой качества своих познаний в формате дистанционного обучения. Студенты встретили начало дистанционного обучения состоянием непонимания, растерянности, отрицания реальности происходящего (31,8% респондентов). Ситуация дистанционного обучения казалась временной, непонятной ситуацией, для которой еще не было готовых стратегий.
Состояние студентов на основном этапе дистанционного обучения можно охарактеризовать отсутствием ожидания легкой учебы. 49,7% респондентов отмечают сильное сопротивления актуальной ситуации. Студенты очень ждут, что такой формат обучения скоро закончится, мысли наполнены тревогой за исход сессии, мыслями о количестве заданий. 21,3% респондентов отмечают, что успешно адаптируются к новым условиям. 20,5% часто думают об учебе в стенах университета, думают о родных и сообщают о дефиците общения.
На заключительном этапе мысли студентов связаны с ожиданием окончания формата дистанционного обучения. 36,7% студентов уже «предвкушают каникулы», учеба для них в этот период оказалась легкой, 36,8% — находятся в тревожном состоянии, думают о сессии, 6% — продолжают решать организационные учебные процессы.
Таким образом, когнитивный компонент состояния студентов в динамике характеризуется несерьезным отношением к дистанционной форме обучения у студентов: прогноз легкой учебы и отдыха, несовпадение данного ожидания с реальностью, что привело на завершающем этапе к возрастанию числа студентов, отмечающих тревожные мысли (более чем в два раза по сравнению с первым этапом).
На рисунке 3 представим динамику проявления эмоционального состояния студентов в вузе в период дистанционного обучения.
70 60 50 40 30 20 10 0
1
■ ■ ■
ы J
Позитивные эмоции Негапшные эмоции Смешанные эмоции Безразличие Спокойствие
■ Этап 1 44т9 ЗОЛ 20 6 7.3
■ Этап 2 16.2 61.7 6 17 14,7
■ Этап 3 2S.7 614 10.2 13 S:S
Рис. 3. Эмоциональный компонент состояния студентов в период дистанционного обучения, %.
Результаты показывают увеличение числа студентов, испытывающих негативные эмоции (первый этап — 30,5%; второй этап — 61,7%; третий этап — 61,4%). На всех этапах наиболее ярко представлены тревога и печаль. Вероятно, это имеет отношение к возникшей ситуации неопределенности, сопровождающей весь период дистанционного обучения и период пандемии в целом. Отметим, что на первом этапе студенты отмечают шок и удивление. Со второго этапа в состоянии студентов присутствуют раздражение и злость, что позволяло сгладить напряжение, вызванное тревогой.
В то же время отметим, что часть студентов испытывали позитивные эмоции, такие как радость, удовольствие. Высокие показатели (44,9%) на первом этапе, вероятно, связаны с несерьезностью восприятия перевода на дистанционную форму обучения. На втором этапе видно резкое снижение показателя более чем в два раза (16,2%), это можно связать с возникшими у студентов организационными и учебными трудностями. На третьем этапе позитивные эмоции связаны с ощущением «радости, облегчения» (28,7%). Вероятно, это состояние характерно для тех студентов, кто уверен в положительном исходе сессии.
Кроме ярко представленных позитивных и негативных эмоций, у студентов присутствовали смешанные эмоции, которые они не смогли четко дифференцировать. Данное состояние можно назвать «эмоциональные качели», когда студенты одновременно испытывали ощущение «радости-злости», «облегчения-напряжения». Возможно, такое состояние связано не только с неопределенностью внешней ситуации (дистанционное обучение, пандемия), но и с отсутствием внутриличностной стабильности. Она проявляется как опора на свои внутренние силы, ощущение контроля и субъектности.
Из рисунка 3 видно, что часть студентов отметила ощущение «безразличия и апатии» к происходящему (первый этап — 6%; второй этап — 17%; третий этап — 13% респондентов). Данные ощущения можно оценить как отказ студентов осознавать и принимать происходящие события, новую для себя ситуацию. Возможно, это работа защитных механизмов психики: вытеснения и отрицания.
Также часть опрошенных студентов отметили у себя состояние спокойствия (первый этап — 7,3%; второй этап — 14,7%; третий этап — 8,8%). Вероятно, эти студенты смогли справиться с ситуацией неопределенности, адаптироваться к ней.
Далее представим динамику результатов по поведению и действиям студентов, которые ими были отмечены в период дистанционного обучения в вузе (рис. 4).
70 60 50 40 30 20 10 0
1
1
1
1 н
Соблюдал баланс: отдых'учеба Кнтенсшно учился Совладал с эмоциями Отдыхал Ленился
■ этап 1 3 S.2 26,5 22.8 17.6 1
■ этап 2 1М 50 19-1 11 = 7 S
■ этап 3 1 59,6 25 4LB 1
Рис. 4. Поведенческий компонент состояния студентов в период дистанционного обучения, %.
Опираясь на полученные результаты, отметим поведенческие задачи, которые ставили перед собой студенты: организовать баланс отдыха и работы комфортным для себя способом; быть продуктивным в учебе; контролировать эмоции так, чтобы они не дезорганизовали деятельность; найти способы отдыха для себя в условиях дистанционного обучения; решить проблему самомотивации и борьбы с ленью.
На первом этапе дистанционного обучения студенты стремились выработать комфортный для себя режим учебы и отдыха (38,2%). Мы связываем полученные результаты с тем, что на первом этапе преобладает отрицание актуальной ситуации необходимости учиться дистанционно, и в зависимости от отношения к этому студенты выбирают разные стратегии поведения.
На втором этапе увеличилось число студентов, погруженных в учебную деятельность (50%). При этом мы наблюдаем уменьшение количества студентов, которые видели необходимым совладать с эмоциями (19,1%) или ставили главной задачей — отдых (11,7%). Это свидетельствует об успешной адаптации студентов к дистанционному обучению. В то же время были студенты, которые не смогли войти в новый режим учебы и отдыха и справиться с ленью (8%).
На третьем этапе мы наблюдаем разделение студентов на тех, кто уже продуктивно поработал (выполнил все учебные задачи) и мог себе позволить отдых (41,8%). А также тех, кто сейчас интенсивно погрузился в учебу (59,6%), что связано с отработкой долгов и подготовкой к сессии. Также следует заметить, что увеличилось число студентов, совладающих с отрицательными переживаниями, как отмечают студенты, «состоянием нервного срыва».
Далее рассмотрим ресурсы, которые помогли студентам справиться с возникающими на дистанционном обучении трудностями. Результаты показали, что 5,4% девушек и 2,5% юношей совсем не видят благодаря чему они могут справляться с трудностями («нет ресурсов, срыв»), возникающими в период дистанционного обучения. Это группа риска — студенты, которые впадают в состояние беспомощности и имеют высокие шансы не справиться с обучением в дистанционном формате. Возможными причинами таких показателей может быть низкая мотивация испытуемых, либо состояние растерянности, в котором оказались социально неадаптированные студенты (ригидность поведения). Эти студенты относятся к числу остро переживающих ситуацию изменений и испытывающих большие сложности, попадая в новые условия учебной деятельности.
На рисунке 5 представлены ресурсы студентов в ситуации совладания с трудностями в период дистанционного обучения.
45
Пртнягие ситуации. адапгацпл Общение с друзьями. семьей, одногрутш никамп Хобби, отдых Само орган шацня деятельное ш Волевые качества (сита духа, воля. огЕетствен ность) Мотивация и самомопш ация Установка, что могло бьиь еще хуже
12,5 19.6 1,3 32,1 16Д 16,1 3 6
«^^девутпкп и 40 3,5 33,5 21.3 16,3 3,5
Рис. 5. Ресурсы девушек и юношей в ситуации совладания с трудностями в период дистанционного обучения, %.
Из ответов испытуемых видно, что для девушек наиболее ресурсным фактором является «общение с друзьями, семьей, одногруппниками» (40%). Среди юношей о значимости данного ресурса сообщают 19,6% респондентов. Здесь мы можем видеть социальный конструкт, принятый в обществе, — девушки в большей степени испытывают потребность в общении, и для них это является возможностью обсудить возникающие трудности, поделиться эмоциями в связи с необходимостью осваивать
67
новые формы обучения. Студенты ищут поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, друзья), а также чувствуют, что они не одни оказались в ситуации дистанционного обучения, общаясь с одногруппниками.
Следующим по значимости в качестве ресурса девушки называют «самоорганизацию, выделение приоритетов, решение проблем» (33,8%). Для юношей этот фактор оказался наиболее значимым (32,1%). Можно говорить о том, что треть опрошенных студентов осознают необходимость внутренней организации своей учебной деятельности и прибегают к этому способу адаптации.
Примерно четверть студентов также отмечают важность проявления волевых качеств в период дистанционного обучения: 16,1% юношей и 21,3% девушек. Примерно такое же отношение и к фактору мотивации: отметили 16,1% юношей и 16,3% девушек.
Установка, что «могло быть еще хуже» (3,6% юношей, 3,8% девушек) помогает студентам в принятии ситуации, поскольку позволяет расширить их видение проблемы. Сравнивая реальность и фантазию о более худшем положении вещей, и девушки, и юноши приходят к переоценке ситуации и выделению в ней позитивных сторон.
Для студентов, которые не видят для себя ресурсов и испытывают сильные опасения о результатах учебной деятельности, вероятно, требуется индивидуальная поддержка. Здесь на помощь могут прийти тьюторы, которые сопровождают студентов в период адаптации в вузе, помогают им в раскрытии своего потенциала и достижении образовательных целей.
Обсуждение
Согласно исследованиям, проведенным в период пандемии, фокус внимания был сосредоточен на изучении психологического благополучия, здоровья, стратегий совладания, адаптации к стрессу [6-9]. В исследованиях принимали участие граждане разных возрастов, сфер деятельности (студенты, врачи). Ввиду новых обстоятельств, каждая сфера (личностная, профессиональная) требует изучение. В нашем исследовании внимание было сосредоточено на психологическом состоянии студентов. В связи с необходимостью перехода на дистанционный формат обучения важно, проанализировать психологическое состояние студентов, проблемы и сложности, которые испытывали студенты. Это сможет помочь скоординировать работу в вузе в случае возникновения необходимости вновь перейти на дистанционный формат, учитывая, что в настоящее время такая необходимость периодически возникает в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в стране.
Е. А. Потапова, Д. А. Земляной, Г. В. Кондратьев (2021), изучая самочувствие студентов медицинских вузов, отметили, что психоэмоциональное состояние студентов характеризуется выраженным уровнем тревожности и определяется личностными особенностями, сформированностью ресурсной базы, способностью адаптироваться к изменившимся условиям жизнедеятельности [10]. Результаты нашего исследования, полученные на основе субъективных оценок студентов, также подтверждают наличие
выраженного тревожного состояния и в целом нарастание негативных эмоций, особенно на втором и третьем этапах дистанционного обучения.
Обсуждая ресурсы, выделенные студентами, можно отметить, что самым значимым ресурсом является общение с друзьями и родственниками. Данный ресурс отмечен большинством, особенно выражен у девушек. Как замечено в одном из исследований, семейные коммуникации могут выступать как в качестве поддержки, так в качестве фактора риска для психологического благополучия [2]. Юноши наиболее значимым ресурсом отметили самоорганизацию деятельности. Выявленные в ходе исследования ресурсы у студентов могут быть рассмотрены в качестве факторов, способствующих балансу психологического состояния студентов в ходе дистанционного обучения в период пандемии.
Выводы
Проведенное исследование психологического состояний студентов в ходе дистанционного обучения в период пандемии показало, что не все студенты успешно прошли данный период. Часть обучающихся были дезориентированы в расписании, кто-то не смог разобраться в заданиях, в вопросах, технических деталях, связанных с освоением новых платформ, и прочих деталях, на которые ранее не обращалось внимание.
В период дистанционного обучения студенты испытывали трудности, связанные с учебной деятельностью, объемом заданного материала, установленными сроками, что также осложнялось особенностями мотивации и самомотивации к выполнению заданий. Также недостаток общения и общая напряженная обстановка, связанная с карантином, дополняют картину возникших трудностей, с которыми студенты справлялись на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
На начальном этапе дистанционного обучения, наблюдалось несерьезное отношение студентов к дистанционному обучению, преобладали ожидания краткосрочности ситуации и возможности отдыха. Эмоциональное состояние большинства студентов в этот период преимущественно стабильное, благоприятное, поскольку студенты недооценивают продолжительность предстоящего периода дистанционного обучения. Однако около трети студентов испытывают негативные эмоции. Поведенческие стратегии характеризуются преимущественно поиском баланса труда и отдыха в новых условиях.
На основном этапе дистанционного обучения основные мысли студентов были сосредоточены на предстоящей сессии, часть студентов успешно адаптировались, и часть — думали об учебе в стенах университета. Более половины студентов в этот период испытывали негативные переживания. На уровне поведения половина студентов активно включилась в процесс учебы.
На заключительном этапе примерно треть студентов, благополучно справившись с трудностями, предвкушали каникулы, и треть пребывали в состоянии тревоги по поводу экзаменов. С этим связаны и эмоции, которые они испытывали:
радость и облегчение или тревога. На поведенческом уровне более половины студентов занимались интенсивной подготовкой к сессии, остальные студенты в этот период отдыхали от решения учебных задач.
Найденные студентами ресурсы для совладания имеют гендерную специфику: у девушек, по сравнению с юношами, более выражен ресурс общения, а общим являются такие ресурсы, как самоорганизация, волевые качества и самомотивация.
Таким образом, в ходе планирования и организации деятельности дистанционного обучения следует учитывать особенности состояния студентов, планомерно вводить обучающихся в дистанционный формат. Такую поддержку смогут оказать студентам тьюторы и преподаватели, которые уже имели опыт дистанционной работы со студентами.
Полученные данные помогут спланировать и разработать рекомендации для поддержки студентов, которые могут столкнуться с разными трудностями в период дистанционного обучения, также предупредить возникновения данных трудностей в ходе работы со студентами.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Груздев И.А., Камальдинова Л.Р., Калинин Р.Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения // Современная аналитика образования. 2020. Т. 6, № 36. С. 62-67.
2. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. C. 31-40. doi: 10.17759/pse.2020250603
3. Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика социогуманитарных наук. 2020. № 3 (11). С. 35-39.
4. Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология.2020. Т. 9, № 3. C. 87-96. doi: 10.17759/jmfp.2020090308
5. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копингстратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. С. 26-39. doi: 10.24411/2308-7218-2020-10103
REFERENCES:
1. Gruzdev IA, Kamal'dinova LR, Kalinin RG. Rezul'taty oprosa studentov rossiyskikh vuzov, osushchestvlyayushchikh perekhod na distantsionnyy format obucheniya. Sovremennaya Analitika Obrazovaniya. 2020;6(36):62-7. (In Russ).
2. Gerasimova AA, Kholmogorova AB. Coping Strategies, Psychological Well-Being and Problematic Internet Use During a Pandemic. Psychological Science and Education. 2020;25(6): 31-40. (In Russ). doi: 10.17759/pse.2020250603
3. Novoselova DV, Novoselov DV. Distancionnoe obuchenie v usloviyaxpandemii. Teoriya i Praktika Sociogumanitarny^x Nauk. 2020;3(11):35-9. (In Russ).
4. Zakharova US, Vilkova KA. Student Agency in Traditional and Distance Learning from Their Instructors' Perspective. Journal of Modern Foreign Psychology. 2020;9(3):87-96. (In Russ). doi: 10.17759/jmfp.2020090308
5. Kharlamova TM. Spetsifika psikhicheskogo sostoyaniya i kopingstrategiy studentov pri distantsionnom obuchenii v usloviyakh pandemii COVID-19. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psikhologicheskie i Pedagogicheskie Nauki. 2020; (1):26-39. (In Russ). doi: 10.24411/2308-7218-2020-10103
6. Кузьмин К.В., Набойченко Е.С., Петрова Л.Е. Состояние психологического здоровья врачей и медсестер, занятых в лечении и уходе за корона-вирусными больными // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 3 (34). С. 277-288. Доступно по: http://humjoumal. rzgmu.ru/art&id=494. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20213277-288
7. Короткова И.С., Яковлева М.В., Щелкова О.Ю., и др. Особенности психологического реагирования и механизмы адаптации к стрессу, вызванному пандемией covid-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 1. С. 9-27. doi: 10.17759/cpp.2021290102
8. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90-108. doi: 10.17759/cpp.2020280205
9. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 53-57.
10. Потапова Е.А., Земляной Д.А., Кондратьев Г.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. C. 70-81. doi: 10.17759/pse.2021260304
6. Kuz'min KV, Naboychenko ES, Petrova LE. Costoyanie psikhologicheskogo zdorov'ya vrachey i medsester, zanyatykh v lechenii i ukhode za koronavirusnymi bol'nymi. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3): 277-88. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=494. Accessed: 2021 December 06. doi: 10.23888/humJ20213277-288
7. Korotkova IS, Iakovleva MV, Shchelkova OYu, et al. Psychological Response and Mechanisms of Adaptation to Stress Caused by COVID-19 Pandemic. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2021;29(1):9-27. (In Russ). doi: 10.17759/cpp. 2021290102
8. Rasskazova EI, Leontiev DA, Lebedeva AA. Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2020;28(2):90-108. (In Russ). doi: 10.17759/ cpp.2020280205
9. Chistyakova NV, Frolova PS. Sub'ektivnyy kontrol' povedeniya kak koping-resurs v period pandemii COVID-19. Mezhdunarodnyy Zhurnal Eksperimen-tal'nogo Obrazovaniya. 2020;(3):53-7. (In Russ).
10. Potapova EA, Zemlyanoy DA, Kondratyev GV. Features of Life and Well-Being in Medical Students During Distance Learning in the Course of the COVID-19 Epidemic. Psychological Science and Education. 2021;26(3):70-81. (In Russ). doi: 10.17759/pse.2021260304
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Володина Ксения Андреевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5570-8976. E-mail: kse8727@mail.ru
Рагулина Анна Алексеевна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2196-5536. E-mail: a-pusha@mail.ru
Русяева Ирина Александровна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3365-3684. E-mail: irinagefel@yandex.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 06.12.2021. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 04.02.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2022.
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Ksenia A.Volodina — Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor of the Department of General and Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5570-8976. E-mail: kse8727@mail.ru
Anna A. Ragulina — Cand. Sci. (Psych.), Senior Lecturer of the Department of General and Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2196-5536. E-mail: a-pusha@mail.ru
Irina Ä. Rusyaeva — Cand. Sci. (Psych.), Senior Lecturer of the Department of General and Social Psychology. ORCID : https://orcid.org/0000-0003-3365-3684. E-mail: irinagefel@yandex.ru
PAPER RECEIVED: 06.12.2021. PAPER REVISED: 04.02.2022. PAPER ACCEPTED: 01.03.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Володина К.А., Рагулина А.А., Русяева И.А. Психологическое состояние студентов в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 1 (36). С. 59-72. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=519. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ202210159-72
FOR CITATION:
Volodina KA, Ragulina AA, Rusyaeva IA. Psychological state of students under distance learning during COVID-19 pandemic. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2 0 2 2; 1 0 (1 ): 5 9 - 72 . Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=519. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202210159-72