Оригинальная статья / Original Article
УДК 616-036.21, 316.4.051.63, 347.61 doi: 10.11621/npj.2020.0307
Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания
Е.В. Леонова
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
Поступила 10 сентября 2020 / Принята к публикации: 17 сентября 2020
Parents and children in time of isolation: external and internal factors of mutual understanding
Elena V. Leonova
Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia ORCID: 0000-0003-3171-2943
Received September 10, 2020 / Accepted for publication: September 17, 2020
Актуальность. Ситуация, сложившаяся весной 2020 года вследствие введения карантинных мер, связанных с пандемией COVID-19, резко изменила формат социальной жизни, наложила отпечаток на социальные взаимодействия внутри больших и малых групп. Перевод школьников и студентов на дистанционный формат образования, а сотрудников многих предприятий на удаленный формат работы привнес изменения как на уровне взаимоотношений внутри школьных коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений.
Цель исследования - определение внешних и внутренних факторов взаимопонимания между родителями и детьми в период изоляции. Выборку составили 214 родителей школьников, проживающих в городах Центрального федерального округа, преимущественно в Калужской области. Обследование проводилось онлайн с использованием Google Forms в апреле-мае 2020 года. Внешние стрессогенные факторы (жилищные условия, финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество Интернет-связи для дистанционной работы/учебы всех членов семьи), а также степень взаимопонимания изучались с помощью анкеты. Для оценки внутренних факторов использовались опросники TIPI-RU, ШПАНА (PANAS), Brief Cope, опросник стиля поведения в конфликте. По результатам исследования разработана модель опосредствованного влияния внешних стрессоров (финансовые проблемы, достаточность компьютерной техники и качество интернет-связи) на взаимопонимание детей и родителей. Это влияние опосредствуется аффективными состояниями, копинг-стратегиями и стилем поведения родителей в конфликте. Также важны личностные качества родителей: добросовестность и эмоциональная стабильность. Взаимопониманию родителей с детьми способствуют позитивный эмоциональный настрой родителей, использование ими таких копинг-стратегий как позитивная переоценка, планирование, юмор, принятие, а также стилей поведения в конфликте, направленных на примирение, компромисс.
Выводы. Результаты исследования показали необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к исследованию психологических реакций населения на ситуацию пандемии и карантина: многими семьями сложившаяся ситуация была воспринята как возможность больше времени уделять общению и развитию себя, детей и взаимоотношений. Полученные результаты могут являться отражением региональной специфики - исследование проводилось в городах с менее жестким (по сравнению с Москвой) режимом изоляции в период карантина.
Ключевые слова. Пандемия COVID-19, взаимопонимание, дистанционная работа и учеба, школьники, детско-родительские отношения, копинг-стратегии, стиль поведения в конфликте.
Relevance. The introduction of quarantine measures related to the COVID-19 pandemic in the spring of 2020 has dramatically changed the format of social life leaving an imprint on social interactions within large and small groups. Moving school and college students to the distance education format and the employees of many enterprises to the remote format of work has brought changes both at the level of relationships within school teams and at the level of family relationships. The objective of the study is to determine the external and internal factors of mutual understanding between parents and children during the period of isolation. Design The sample consisted of 214 parents of schoolchildren living in the cities of the Central Federal District, mainly in the Kaluga Region. The survey was conducted online in April-May 2020 and used Google Forms. External stress factors (housing conditions, financial problems, the sufficiency of computer technology and the quality of Internet connection for remote work / study for all family members) as well as the degree of mutual understanding were studied using a questionnaire. To assess internal factors TIPI-RU, "SHPANA" (PANAS), Brief Cope questionnaires and a questionnaire of behavior style in conflict were used.
Based on the results of the study a model for the indirect influence of external stressors (financial problems, the sufficiency of computer technology and the quality of Internet connection) on the mutual understanding of children and parents was developed. This influence is mediated by affective states, coping strategies and the style of behavior of parents in conflict. Such personal qualities of the parents as conscientiousness and emotional stability are also important. Mutual understanding between parents and children is facilitated by a positive emotional attitude of parents, their use of coping strategies such as positive reappraisal, planning, humor, acceptance, as well as styles of behavior in a conflict aimed at reconciliation and compromise.
Conclusions. The results of the study showed the need for a differentiated and individual approach to the study of the psychological reactions of the population to the situation of a pandemic and quarantine. Many families perceived the current situation as an opportunity to devote more time to communication and self-development, to the development of children and relationships. The results obtained may reflect the regional specifics - the study was carried out in cities with a less stringent (compared to Moscow) isolation regime during the quarantine period.
Keywords: COVID-19 pandemic, understanding, telecommuting and learning, schoolchildren, parent-child relationships, coping-styles, behavior in conflict.
48
Для ¡цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. 10.116217npj.2020.0307
[ Возрастная и педагогическая психология ] Национальный психологический журнал № 2(38) 2020
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
jj^) начале 2020 года мир столкнул-г^ ся с новым глобальным вызовом -IsJy пандемией, вызванной новой ко-ронавирусной инфекцией COVID-19. Исследования, выполненные в первой половине 2020 года в России и других странах (Ениколопов и др., 2020; Гриценко и др., 2020; Первичко и др., 2020; Петриков и др., 2020; Тхостов, Рассказова, 2020; Iivari et al., 2020; Harper et al., 2020; Motta et al., 2020; Wang et al., 2020) свидетельствуют о резком снижении психического здоровья населения на фоне ярко выраженного, объективно-детерминированного интереса к информации о пандемии, направленного на обеспечение как личной безопасности, так и безопасности своих близких (Журавлев, Китова, 2020). По результатам исследования С.Н. Ениколопова с соавто-
рами отмечен рост психопатологической симптоматики, снижение уровня конструктивного мышления и показателей эмоционального совладания, а также повышение эзотерического мышления, наивного оптимизма, обращение к религии и поиск экзистенциальных объяснений происходящего (Ениколопов и др., 2020).
Резкое изменение формата социальной жизни, образования наложило отпечаток на социальные взаимодействия внутри больших и малых групп. Переход школ и вузов на дистанционный формат образования привнес изменения как на уровне взаимоотношений внутри школьных коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений.
Проблеме развития школьников в коммуникации и совместной деятель-
ности как со сверстниками, так и со взрослыми (родителями, учителями) посвящено множество выполненных к настоящему времени исследований. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цу-керман определяют коммуникацию в учебной деятельности как один из важнейших факторов формирования самосознания ребенка, развития мотивации к обучению (Цукерман, 2020). В школьном коллективе закладываются основы учебной самостоятельности (Зайцев, 2019), формируется субъект учения (Бо-жович, 2017). В исследовании А.Е. Фомина и Е.А. Богомоловой раскрыты особенности развития эвристического мышления в коллективном обучении (Фомин, Богомолова, 2019). Среда обучения и отношения с семьей являются
значимыми факторами успешности обучения, а стиль общения учителей определяет психологическое благополучие учеников (Фомиченко, 2017; Henriksson, Küller Lindén, Schad, 2019; Longobardi, Settanni, Lin and Fabris, 2020). По результатам ранее выполненных нами исследований коммуникативный аспект адаптации при переходе на новый образовательный уровень связан с решением возрастных задач развития и становления субъектности школьников и студентов (Leonova, 2019).
Многие исследователи отмечают, что сложившиеся особенности взаимоотношений в семье, способы разрешения конфликтных ситуаций, копинг-стратегии, предпочитаемые взрослыми членами семьи, влияют на развитие и успешность
обучения ребенка. По О.А. Карабановой, культурная практика воспитания опосредствована личными особенностями родителей, при этом стиль детско-роди-тельских отношений важен на всем протяжении школьного возраста, дисгармоничные типы семейного воспитания препятствуют психологической адаптации ребенка к школьному обучению (Ка-рабанова, 2019). Безусловно, имеющиеся в семье проблемы развития и обучения ребенка и нарушение семейных отношений являются взаимообусловливаю-щими факторами. Если же в дополнение к имеющимся проблемам добавляются дополнительные внешние стресс-факторы, это может существенно повлиять на семейные взаимоотношения, как в отрицательную, так и в положительную сторону (происходит переоценка ценностей). Ситуация, сложившаяся весной 2020 года вследствие введения карантинных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, перевода взрослых на удаленную работу (либо в неоплачиваемый отпуск), а школьников - на дистанционное обучение, создала возможности более тесного контакта между членами каждой семьи, и анализ взаимоотношений в такой естественно создавшейся ситуации представляет несомненный интерес для психологической науки.
В настоящей статье представлены результаты изучения внешних и внутренних факторов взаимопонимания между родителями и детьми (с точки зрения родителей) в период карантина в период распространения СОУГО-19 весной 2020 года.
Метод
В онлайн исследовании, проведенном в период изоляции (апрель-май 2020 года) приняли участие 214 родителей детей школьного возраста, проживающих в городах Центрального Федерального Округа (за исключением Москвы), преимущественно в Калужской области. В 92 семьях один ребенок, в 122 семьях двое и более детей. В выборке отсутствовали семьи, жившие в условиях строгого карантина, каждая семья принимала решение о режиме прогулок самостоятельно. Как правило, дети име-
49
Елена Васильевна Леонова -
доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и юридической психологии Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского
https://tksu.ru/about_the_university/management/1477/
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
Резкое изменение формата социальной жизни, образования наложило отпечаток на социальные взаимодействия внутри больших и малых групп. Переход школ и вузов на дистанционный формат образования привнес изменения как на уровне взаимоотношений внутри школьных коллективов, так и на уровне семейных взаимоотношений
Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Возрастная и педагогическая психология ]
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
ли возможность гулять несколько раз в неделю со взрослым (реже - самостоятельно); в семьях, проживающих в частном доме, дети гуляли на приусадебном участке без ограничений.
В ходе пилотажного исследования, в котором приняли участие 7 родителей, имеющих 2-3 детей, были определены наиболее значимые внешние стрессогенные факторы взаимопонимания детей и родителей: стесненные жилищные условия, финансовые проблемы, а также проблемы с достаточным количеством компьютерной техники и качеством интернет-связи для полноценной дистанционной работы и учебы членов семьи. Выраженность этих факторов, а также оценка родителями взаимопонимания со старшим и младшим ребенком по семибалльной шкале Лайкерта изучались с помощью специально разработанной анкеты. В качестве внутренних факторов взаимопонимания изучались личностные особенности родителей с использованием отечественной версии краткого пятифакторного опросника личности TIPI-RU (Сергеева, 2016), позитивный и негативный аффект с использованием опросника ШПАНА (Осин, 2012), экспресс-опросник копинга Brief Cope (Крюкова, 2019), стиль поведения в конфликте (Фронталова, 2011).
Результаты
На первом этапе анализа данных мы изучили взаимопонимание родителей с детьми в зависимости от внешних стрес-согенных факторов.
1. Жилищные условия семьи
В обследованной выборке 66 семей проживали в собственном доме, 148 -в квартире (11 - в однокомнатной, 66 -в двухкомнатной, 69 - в квартире три и более комнат). Сопоставление уровня взаимопонимания между родителями и детьми в различных категориях по жилищным условиям (дом - квартира) с использованием критерия Стьюдента не выявило статистически значимых различий. Также не выявлено статистически значимой взаимосвязи уровня взаимопонимания с размером жилья (использовался коэффициент корреляции Пирсона). Помимо этого, было установлено отсут-
Доходы семьи Количество семей
Доходы выросли 2
Доходы те же, расходы уменьшились 31
В целом без изменений 51
Доходы те же, расходы увеличились 36
Доходы сократились 50
Доходы сильно сократились 34
Практически без средств к существованию 7
Table 1. Change in family income during the quarantine period
Family income Number of families
Income has increased 2
Income is the same, expenses have decreased 31
Overall no changes 51
Income is the same, expenses have increased 36
Income has decreased 50
Income has dropped significantly 34
No means of subsistence 7
ствие связи жилищных условий с уровнем негативного и позитивного аффекта у обследованных родителей, предпочитаемых ими копинг-стратегий и стратегий поведения в конфликте.
2. Финансовое положение семьи
Оценка изменений финансового положения семьи в период карантина производилась посредством ответа на вопрос анкеты: «Как повлияла ситуация с коронавирусом на финансовое положение Вашей семьи?» Варианты ответов: доходы выросли (2); доходы те же, расходы уменьшились (1); в целом без изменений (0); доходы те же, расходы увеличились (-1); доходы сократились (-2); доходы сильно сократились (-3); практически без средств к существованию (-4); другое. Ответы при обработке были переведены в 7-балльную порядковую шкалу, значе-
ние указано в скобках. Выбор варианта другое с открытым ответом относился к одному из вышеуказанных вариантов. В итоге ответы распределились следующим образом (табл. 1). Трое респондентов оставили вопрос без ответа.
Далее мы изучили взаимосвязь между изменением доходов семьи и взаимоотношениями родителей с младшим и старшим детьми в семье. Значения коэффициентов корреляции Пирсона представлены в табл. 2. Оба значения статистически незначимы, но обращает на себя внимание слабая тенденция к улучшению взаимопонимания с младшим ребенком в условиях снижения дохода. Этот феномен может быть проинтерпретирован как вид копинг-стратегии в стрессовых условиях снижения дохода.
Далее мы проанализировали взаимосвязь изменения доходов семьи с вектором эмоционального состояния и пред-
Таблица 2. Значения коэффициента корреляции Пирсона между изменением дохода семьи и вза-
Взаимопонимание
Со старшим ребенком (N = 211) С младшим ребенком (N = 120)
Изменение доходов семьи 0,02 -0,11
Table 2. Values of Pearson's correlation coefficient between changes in family income and parents
Mutual understanding
With the older child (N =211) With the younger child (N = 120)
Change in family income 0,02 -0,11
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
Таблица 3. Компьютерная техника и качество интернет-связи
Интернет-связь
Удовлетв. Неудовлетв.
Количество гаджетов Достаточно 46% 14%
Недостаточно 33% 7%
Группа (а): нет проблем ни с техникой, ни с качеством связи удовл.) 46%
Группа (б): есть проблемы с техникой и/или с качеством связи неудовл.) 54%
Table 3. Computers and gadgets and quality of Internet connection
Internet connection
Satisfactory Unsatisfactory
Number of gadgets Enough 46% 14%
Not enough 33% 7%
Group (a): no problems with technology or communication quality (G&I satisfactory)
46%
Group (b): there are problems with technology and/or with the quality of communication (G&I not satisfactory)
54%
почи таемыми копинг-стратегиями родителей. Было установлено следующее.
- Изменение финансового состояния отрицательно взаимосвязано с уровнем негативного аффекта (г = -0,21**у. Связь с позитивным аффектом положительна (г = 0,11), но не является статистически значимой. Это свидетельствует о том, что снижение доходов ожидаемо приводит к увеличению негативных эмоций, вместе с тем, сохранение дохода еще не гарантирует позитивного эмоционального состояния, хотя тенденция есть.
- Изменение финансового состояния положительно взаимосвязано с такими копинг-стратегиями, как позитивная переоценка (г = 0,14*) и юмор (г = 0,15*). То есть, находить положительные моменты в сложившейся ситуации, шутить свойственно родителям, чье финансовое положение не сильно пострадало вследствие карантинных
мер. Результаты также свидетельствуют о том, что обращение к религии является копингом в ситуациях уменьшения доходов семьи (г = -0,14*).
3. Компьютерная техника и качество интернет-связи
В зависимости от достаточности гадже-тов (компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов) и качества интернет-связи для полноценной одновременной учебы и работы всех членов семьи выборка разделилась на 4 группы (табл. 3).
Для анализа мы объединили группы (табл. 3):
(а) семьи, в которых нет проблем ни с количеством гаджетов, ни с качеством связи (46%);
(б) семьи, в которых отмечено наличие хотя бы одной из этих двух проблем (54%).
Сопоставление уровня взаимопонимания родителей с детьми в этих двух ка-
тегориях с использованием и-критерия Манна - Уитни не выявило значимых различий в уровне взаимопонимания ни со старшим ребенком (и = 4966, р = 0,12), ни с младшим (и = 2283, р = 0,64).
На рис. 1 представлена иллюстрация различий в уровне позитивного и негативного аффекта у родителей групп (а) и (б). Сильно выраженные различия как на уровне позитивного 0 = 2,92**), так и негативного 0 = 4,37***) аффекта свидетельствует, что наличие исправно работающей техники и качество связи в условиях карантина действительно является мощным фактором эмоционального состояния.
На рис. 2 представлена иллюстрация различий в выраженности копинг-страте-гий у родителей групп (а) и (б). Обращают на себя внимание более высокие показатели по всем продуктивным, «здоровым» видам копинга у родителей группы (а). В отличие от них, в группе (б) превалируют такие виды копинга, как 4 - использование психоактивных веществ; 7 - избегание; 8 - выражение (выплеск) эмоций; 13 - уход в религию.
Статистически значимыми являются различия по предпочтению копинг-стратегий 9 - позитивная переоценка О = 3,45***) и 11 - юмор 0: = 3,24***). Различия по выбору активного копинга не являются статистически значимыми 0 = 1,55; р = 0,06), но отражают общую тенденцию продуктивного совладания с трудностями в группе респондентов с отсутствием проблем с количеством гаджетов и качеством интернет-связи.
На втором этапе анализа данных мы изучили связь взаимопонимания родителей с детьми с психологическими качествами родителей: личностные качества родителей, их эмоциональные состояния (позитивный/негативный аффект), а также используемые ими копинг-стратегии и стили поведения в конфликте. В таблице 4 представлены результаты вычисления коэффициента корреляции Пирсона между личностными особенностями родителей и их оценкой взаимопонимания со старшим и младшим ребенком. Результаты свидетельствуют, что взаимопониманию с детьми вне зависимости от возраста ребенка способствуют такие
- р < 0,01; -р < 0,001
Позитивный Positive
Негативный Negative
Уровень аффекта Affect level
30
Рис. 1. Уровень позитивного и негативного аффекта у родителей, в зависимости от наличия/отсутствия проблем с количеством гаджетов и качеством интернет-связи
Figure 1. The level of positive and negative affect in parents, depending on the presence/absence of problems with the number of gadgets and the quality of the Internet connection
1 Условные обозначения здесь и далее по тексту статьи:* означает уровень статистической значимости p < 0,05; **
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online i> Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Возрастная и педагогическая психология ]
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
качества, как добросовестность и в большей степени - эмоциональная стабильность родителей.
Этот вывод подтверждается результатами анализа связи взаимопонимания родителей с детьми с уровнем позитивного и негативного аффективного состояния родителей (табл. 5). Позитивное эмоциональное состояние (и это ожидаемый результат) способствует детско-родительскому взаимопониманию, тогда как негативный аффект оказывает негативное влияние, при этом связь взаимообусловлена.
В заключение рассмотрим взаимосвязь копинг-стратегий и стиля поведения в конфликте родителей с их взаимопониманием с детьми (табл. 6 и 7 соответственно). Установлено, что уровень позитивного, здорового и активного копинга родителей значимо положительно взаимосвязан с оценкой степени детско-родительского взаимопонимания. Наиболее позитивно на взаимоотношения влияют такие ко-пинг-стратегии, как позитивная переоценка, планирование, юмор (в общении со старшими детьми) и принятие. Тогда как использование психоактивных веществ и избегание оказывают негативное влияние (взаимовлияние) на отношения с детьми. Самым нежелательным для установления взаимопонимания с детьми, как показали результаты проведенного исследования, является жесткий стиль поведения в конфликте, тогда как примиренческий стиль и компромисс способствуют взаимопониманию как со старшим, так и с младшим ребенком в семье.
Выводы
Результаты исследования показали, что влияние внешних стрессогенных факторов, характерных для семей с детьми в период карантина (ограниченное пространство постоянного совместного пребывания, финансовые проблемы, а также проблемы с достаточным количеством компьютерной техники и качеством интернет-связи для полноценной дистанционной работы и учебы членов семьи) на взаимоотношения в семье (на примере взаимопонимания детей и родителей) не является прямым и
Рис. 2. Выбор копинг-стратегий родителями, в зависимости от наличия/отсутствия проблем с количеством гаджетов и качеством интернет-связи (обозначение копинг-стратегий: 1 - самоотвлечение; 2 - активный копинг; 3 - отрицание; 4 - использование психоактивных веществ; 5 - поиск эмоциональной поддержки; 6 - поиск инструментальной поддержки; 7 - избегание; 8 - выражение (выплеск) эмоций; 9 - позитивная переоценка; 10 - планирование; 11 - юмор; 12 - принятие; 13 - уход в религию; 14 - самообвинение).
Figure 2. The choice of coping strategies by parents, depending on the presence / absence of problems with the number of gadgets and the quality of the Internet connection (designation of coping strategies: 1 - self-distraction; 2 - active coping; 3 - denial; 4 - use of psychoactive substances; 5 - search of emotional support; 6 - search of instrumental support; 7 - avoidance; 8 - expression (splash) of emotions; 9 - positive reappraisal; 10 - planning; 11 - humor; 12 - acceptance; 13 -withdrawal into religion; 14 - self-accusation).
Таблица 4. Связь личностных особенностей родителей с их взаимопониманием с детьми (значе-
Личностные особенности родителей Взаимопонимание
Старший ребенок Младший ребенок
Экстравертность 0,11 0,06
Дружелюбие 0,08 0,10
Добросовестность 0,25** 0,16
Эмоциональная стабильность 0,27** 0,20*
Открытость опыту 0,12 0,08
Table 4. Relationship between the personal characteristics of parents and their mutual understanding with children (values of the Pearson correlation coefficient)
Personal characteristics of parents Mutual understanding
Older child Younger child
Extroversion 0,11 0,06
Friendliness 0,08 0,10
Conscientiousness 0,25** 0,16
Emotional stability 0,27** 0,20*
Openness to experiment 0,12 0,08
непосредственным - влияние внешних стрессоров опосредствуется аффективными состояниями, копинг-стратегия-
ми и стилем поведения родителей в конфликте, с учетом личностных качеств родителей (рис. 3). В свою очередь, эмо-
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
[ Возрастная и педагогическая психология ] Национальный психологический журнал № 2(38) 2020
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
Таблица 5. Связь уровня позитивного/негативного аффективного состояния родителей с их взаи-
Аффект Взаимопонимание
Старший ребенок Младший ребенок
Позитивный 0,19** 0,20*
Негативный -0,17** -0,14
Table 5. Relationship between the level of positive / negative affective state of parents and their
Affective state Mutual understanding
Older child Younger child
Positive 0,19** 0,20*
Negative -0,17** -0,14
Таблица 6. Связь копинг-стратегий родителей с их взаимопониманием с детьми (значения коэф-
Копинг Взаимопонимание
Старший ребенок Младший ребенок
1. Самоотвлечение 0,18* 0,12
2. Активный копинг 0,15* 0,11
3. Отрицание -0,01 -0,07
4. Использование психоактивных веществ -0,14* -0,07
5. Поиск эмоциональной поддержки 0,10 -0,01
6. Поиск инструментальной поддержки -0,01 -0,03
7. Избегание -0,11 -0,21*
8. Выражение (выплеск) эмоций -0,20** -0,22*
9. Позитивная переоценка 0,28** 0,23**
10. Планирование 0,24** 0,21*
11. Юмор 0,21** 0,09
12. Принятие 0,26** 0,34**
13. Уход в религию 0,07 0,11
14.Самообвинение -0,07 -0,04
Table 6. Relationship between coping strategies of parents and their mutual understanding with children (values of the Pearson correlation coefficient)
Coping strategy Mutual mnderstanding
Older child Younger child
1. Self-distraction 0,18* 0,12
2. Active coping 0,15* 0,11
3. Denial -0,01 -0,07
4. Use of psychoactive substances -0,14* -0,07
5. Seeking emotional support 0,10 -0,01
6. Seeking instrumental support -0,01 -0,03
7. Avoidance -0,11 -0,21*
8. Expression (splash) of emotions -0,20** -0,22*
9. Positive reevaluation 0,28** 0,23**
10. Planning 0,24** 0,21*
11. Humor 0,21** 0,09
12. Acceptance 0,26** 0,34**
13. Submersion into religion 0,07 0,11
14. Self-blame -0,07 -0,04
циональное состояние и копинг-стра-тегии родителей, а также определенные личностные черты и стратегии поведения в конфликте родителей оказывают
влияние на взаимопонимание с детьми. К внутренним (психологическим) факторы взаимопонимания родителей с детьми относятся:
- личностные качества: добросовестность, эмоциональная стабильность;
- позитивный эмоциональный настрой;
- копинг-стратегии: позитивная переоценка, планирование, юмор, принятие;
- стратегии поведения в конфликте: примирение, компромисс.
Заключение
Ситуация со всеобщим карантином и переходом на дистанционную работу и учебу заставила многие семьи пересмотреть свои ценности и стили внутрисемейного общения. Если в обычной «докарантинной» жизни была возможность более широкого общения вне семьи, то во время карантина привычный жизненный уклад претерпел серьезные изменения: долгое пребывание в ограниченном замкнутом пространстве совместно с другими членами семьи, изменение формата и режима обучения и работы, невозможность множества привычных форм проведения досуга и т.п. Все члены семьи, со своими особенностями, эмоциями, ко-пинг-стратегиями и стилями поведения в конфликте оказались в ситуации постоянного взаимодействия в ограниченном пространстве, что обострило как многие проблемы, так и понимание истинных ценностей. Результаты исследования подтвердили, что и в этой новой для общества ситуации для позитивных взаимоотношений внутри семьи важны такие качества, как эмоциональная устойчивость, позитивный настрой, умение находить положительные стороны, планировать свою деятельность.
Результаты проведенного исследования показали необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к исследованию психологических реакций населения на ситуацию пандемии и карантина: на фоне общей усредненной негативной динамики (Ениколопов, 2020) многими семьями сложившаяся ситуация была воспринята как возможность больше времени уделять общению и развитию себя, детей и взаимоотношений. Полученный результат в контексте проблематики субъективного благополучия в период пандемии (Рассказова, Леонтьев, Лебедева,
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Возрастная и педагогическая психология ]
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
2020) согласуется с феноменом преадап-тации к неопределенному будущему, когда ключевым фактором выживания становится творческое саморазвитие (Асмолов и др., 2017). Полученные выводы, несомненно, могут быть использованы в семейном консультировании, а также при работе психологов и учителей с родителями детей, находящихся в условиях дистанционного обучения.
В заключение отметим некоторые ограничения выполненного эмпирического исследования. Во-первых, полученные результаты могут в некоторой степени являться отражением региональной специфики - исследование проводилось в городах с менее жестким (по сравнению с Москвой) режимом изоляции в период карантина. Во-вторых, определенное ограничение на выводы накладывает тот факт, что в исследовании участвовали только родители, их оценка взаимопонимания -это оценка со стороны взрослого, которая могла отличаться от мнения как младшего, так и особенно старшего из детей. Это задает вектор дальнейших исследований: расширение выборки за счет как родителей различных регионов, так и детей, а также проведение повторных исследований обследованной выборки позволит сделать более обоснованные выводы, в первую очередь, о внутренних факторах взаимопонимания, а также оценить динамику показателей при различных сценариях ограничения жизнедеятельности в контексте развития эпидемиологической ситуации и при различных форматах обучения - традиционном дистанционном и гибридном.
Таблица 7. Связь стиля поведения родителей в конфликте с их взаимопониманием с детьми (значения коэффициента корреляции Пирсона)_
Стиль поведения в конфликте Взаимопонимание
Старший ребенок Младший ребенок
Жесткий стиль -0,07 -0,07
Примиренческий стиль 0,20** 0,30**
Компромисс 0,32** 0,32**
Мягкий стиль 0,16* 0,13
Избегание 0,12 0,14
Table 7. Relationship between the behavior style of parents in conflict and their mutual understanding with children (values of the Pearson correlation coefficient)_
Behavior style in conflict Mutual understanding
Older child Younger child
Hard style -0,07 -0,07
Conciliatory style 0,20** 0,30**
Compromise 0,32** 0,32**
Soft style 0,16* 0,13
Avoidance 0,12 0,14
Рис. 3. Внешние и внутренние факторы взаимопонимания родителей и детей в период карантина COVID-19
Figure 3. External and internal factors of mutual understanding between parents and children during the COVID-19 quarantine period
Литература
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.
Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 19-30. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В., Маринова Т.Ю., Хоменко Н.В., Израйловиц Р. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 99-118. doi:10.17759/ cpse.2020090205
Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. - 2020. - Т. 12. - № 2. - C. 108-126. doi: 10.17759/psyedu.2020120207 Журавлев А.Л., Китова Д.А. Отношение жителей России к информации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поисковых систем Интернета) // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41. - № 4. - С. 5-18. doi:10.31857/S020595920010383-7
Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. -№ 2. - С. 50-58. doi: 10.17759/pse.2019240205
Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 5. - С. 16-26. doi: 10.17759/pse.2019240502
Крюкова Т.Л. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях / Т.Л. Крюкова, О.А. Екимчик, Т.П. Опекина. -Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - 340 с.
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - № 4. - С. 91-110.
Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б. и др. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9. - № 2. - C. 119-146. D0I:10.17759/cpse.2020090206
Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28. - № 2. - С. 8-45. doi: 10.17759/cpp.2020280202
Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28. - № 2. - С. 90-108. doi:1 0.17759/cpp.2020280205
Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тестретестовой надежности // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. -№ 3. - С. 138-154. doi: 10.17759/exppsy.2016090311
Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28. - № 2. - С. 70-89. doi: 10.17759/cpp.2020280204 Фомин А.Е., Богомолова Е.А. Влияние рассуждений о знании на метакогнитивный мониторинг решения проверочных заданий // Экспериментальная психология. - 2019. -Т. 12. - № 1. - С. 126-138. doi: 10.17759/exppsy.2019120110
Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 5. - С. 39-47. doi: 10.17759/pse.2017220505
Фонталова Н.С. Психология управленческих и экономических конфликтов: учеб. пособие. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. - 156 с. Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. -№ 4. - С. 51-59. doi: 10.17759/pse.2020250405
Harper C.A., Satchell L.P., Fido D., et al. (2020) Functional Fear Predicts Public Health Compliance in the COVID-19 Pandemic. International Journal of Mental Health and Addiction. Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7185265/ (accessed 13.09.2020). doi:10.1007/s11469-020-00281-5 Henriksson, F., Küller Lindén, E., Schad, E. (2019). Well-being and Stress Among Upper Secondary School Pupils in Sweden. Psychology in Russia: State of the Art, 12(4), 172-195. doi: 10.11621/pir.2019.0411
Iivari Netta, Sharma Sumita and Venta-Olkkonen Leena (2020) Digital transformation of everyday life - How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183
Leonova, E.V. (2019). Overcoming Normative Educational Crises: The Human Agency Factor. [Psychology in Russia: State of the Art], 12(3), 121-136. doi: 10.11621/pir.2019.0309
Longobardi, C., Settanni, M., Lin, S. and Fabris, M.A. (2020) Student-teacher relationship quality and prosocial behaviour: The mediating role of academic achievement and a positive attitude towards school. Br J Educ Psychol. 90. doi:10.1111/bjep.12378
Motta Zanin G., Gentile E., Parisi A., et al. (2020) A Preliminary Evaluation of the Public Risk Perception Related to the COVID-19 Health Emergency in Italy [International Journal of Environmental Research Public Health] 17(9) 3024. Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC7246845/ (accessed 13.09.2020)/ doi:10.3390/ijerph17093024
Wang C., Pan R., Wan X., et al. (2020) Immediate Psychological Responses and Associated Factors during the Initial Stage of the 2019 Coronavirus Disease (COVID-19) Epidemic among the General Population in China. International Journal Environmental Research Public Health. 17 (1729). Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7084952/ (accessed 13.09. 2020)
References
Asmolov A. G., Shekhter E. D., Chernorizov A.M. (2017) Pre-adaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. [Voprosy psihologii], 4, 3-26.
Bozhovich E.D. (2017) Subject's of learning position: personal and cognitive factors. [Voprosy psihologii], 6. 19-30.
Enikolopov S.N., Boyko O.M., Medvedeva T.I., Vorontsova O.U., Kazmina O.Yu. (2020). Dynamics of Psychological Reactions at the Start of the Pandemic of COVID-19. Psychological-Educational Studies, 12(2), 108-126. doi:10.17759/psyedu.2020120207.
Fomichenko A.S. (2017) Teacher-Student Relationships as a Factor of Successful Learning Activity in Schoolchildren. Psychological Science and Education, 22(5), 39-47. doi:10.17759/pse.2017220505.
Fomin A.E., Bogomolova E.A. (2019) Influence of reasoning on knowledge on metacognitive monitoring of the solution of test tasks. Experimental Psychology. 12(1), 126-138. doi:10.17759/exppsy.2019120110.
Fontalova N.S. (2011). Psychology of managerial and economic conflicts Irkutsk: BGUEP, 156 p.
Gritsenko V.V., Reznik A.D., Konstantinov V.V., Marinova T.Y., Khamenka N.V., Isralowitz R. (2020) Fear of Coronavirus Disease (COVID-19) and Basic Personality Beliefs .Clinical Psychology and Special Education, 9(2), 99-118. doi:10.17759/cpse.2020090205.
Harper C.A., Satchell L.P., Fido D., et al. (2020) Functional Fear Predicts Public Health Compliance in the COVID-19 Pandemic. International Journal of Mental Health and Addiction. Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7185265/ (accessed 13.09.2020). doi:10.1007/s11469-020-00281-5
Henriksson, F., Küller Lindén, E., Schad, E. (2019). Well-being and Stress Among Upper Secondary School Pupils in Sweden. Psychology in Russia: State of the Art, 12(4), 172-195. doi: 10.11621/pir.2019.0411
Iivari Netta, Sharma Sumita and Venta-Olkkonen Leena (2020) Digital transformation of everyday life - How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183
Для цитирования: Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. doi: 10.11621/npj.2020.0307
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online Lomonosov Moscow State University, 2020 © Russian Psychological Society, 2020
Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Возрастная и педагогическая психология ]
National Psychological Journal 2020, 13(2)
http://npsyj.ru
Karabanova O.A. (2019) The Role of Family and School in Securing Psychological Well-Being of Primary School Children. Psychological Science and Education. 24(5), 16-26. doi:10.17759/pse.2019240502.
Kryukova T.L. et al (2019). The psychology of coping with difficulties in close (interpersonal) relationships. Kostroma university press.
Leonova, E.V. (2019). Overcoming Normative Educational Crises: The Human Agency Factor. [Psychology in Russia: State of the Art], 12(3), 121-136. doi: 10.11621/pir.2019.0309
Longobardi, C., Settanni, M., Lin, S. and Fabris, M.A. (2020) Student-teacher relationship quality and prosocial behaviour: The mediating role of academic achievement and a positive attitude towards school. Br J Educ Psychol. 90. doi:10.1111/bjep.12378
Motta Zanin G., Gentile E., Parisi A., et al. (2020) A Preliminary Evaluation of the Public Risk Perception Related to the COVID-19 Health Emergency in Italy [International Journal of Environmental Research Public Health] 17(9) 3024. Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC7246845/ (accessed 13.09.2020)/ doi:10.3390/ijerph17093024
Osin E.N. (2012) Measuring positive and negative emotions: developing a Russian-language analogue of the PANAS [Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki]. 4. 91-110.
Pervichko E.I., Mitina O.V., Stepanova O.B., Koniukhovskaia J.E., Dorokhov E.A. (2020) Perception of COVID-19 During the 2020 Pandemic in Russia. Clinical Psychology and Special Education, 9(2), 119-146. doi:10.17759/cpse.2020090206.
Petrikov S.S., Kholmogorova A.B., Suroegina A.Y., Mikita O.Y., Roy A.P., Rakhmanina A.A. (2020) Professional Burnout, Symptoms of Emotional Disorders and Distress among Healthcare Professionals during the COVID-19 Epidemic. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(2), 8-45. doi:10.17759/cpp.2020280202.
Rasskazova E.I., Leontiev D.A., Lebedeva A.A. (2020) Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(2), 90-108. doi:10.17759/cpp.2020280205.
Sergeeva A. S., Kirillov B. A., Dzhumagulova A. F. (2016) Translation and adaptation of a short five-factor personality questionnaire (TIPI-RU): assessment of convergent validity, internal consistency and test-retest reliability [Eksperimental'naya psihologiya], 9(3) 138-154. doi:10.17759/ exppsy.2016090311
Tkhostov A.Sh., Rasskazova E.I. (2020) Psychological Contents of Anxiety and the Prevention in an Infodemic Situation: Protection against Coronavirus or the "Vicious Circle" of Anxiety?. Counseling Psychology and Psychotherapy, 28(2), 70-89. doi:10.17759/cpp.2020280204.
Wang C., Pan R., Wan X., et al. (2020) Immediate Psychological Responses and Associated Factors during the Initial Stage of the 2019 Coronavirus Disease (COVID-19) Epidemic among the General Population in China. International Journal Environmental Research Public Health. 17 (1729). Retrieved from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7084952/ (accessed 13.09. 2020)
Zaitsev S.V. Problems of Developing Self-Reliance in Learning in Primary School Children (2019). Psychological Science and Education, 2(42), 50-58. doi: 10.17759/pse.2019240205.
Zhuravlev A.L., Kitova D.A. (2020) Attitude of Russian residents to information about the coronavirus pandemic (on the example of Internet-browsers users) [Psihologicheskij zhurnal], 41(4), 5-18. doi:10.31857/S020595920010383-7
Zuckerman G.A. (2020) Co-action of Learners: Resolved and Unresolved Issues. Psychological Science and Education, 25(4), 51-59. doi:10.17759/ pse.2020250405
56
Для ¡цитирования Е.В. Леонова Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 3(39). - С. 48-56. 10.116217npj.2020.0307