Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ В ФОКУСЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА'

ПАНДЕМИЯ В ФОКУСЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИДЕМИЯ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / МОЛОДЕЖЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / УЧАСТИЕ / ПОМОЩЬ / ТЕРПИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко Ирина Александровна, Горохова Анна Михайловна

Авторы пытаются понять, как пандемия коронавируса COVID-19 отражается на обыденном миро- и самовосприятии людей. Согласно выводам ряда историков и социальных антропологов, влияние на общественное сознание массовых эпидемий прошлых эпох, в особенности Средневековья, было весьма противоречивым и неоднозначным. Наряду с закономерными негативными последствиями эпи демий, в обществе получали развитие разные формы помощи, социальной ответственности и социальной солидарности. Обобщаются результаты некоторых современных исследований по вопросам психоэмоциональных эффектов COVID-19, в частности в молодѐжной среде. В этих работах также выявляется рост среди молодых людей толерантности, социальной лояльности, дружеского и семейного участия на фоне пандемии. Авторы эмпирическим путем пытаются проверить, действительно ли актуальное пандемическое состояние общества продуцирует определенные положительные эффекты в мироощущении людей. Проведя опрос 584 нижегородских студентов, авторы пришли к иным выводам. Студентов спрашивали, как пандемия изменила их отношение к жизни. Обнаружилось, что на фоне пандемии студенты стали больше ценить все то, что связано с их индивидуальным качеством жизни, в частности свое здоровье и свою учебу. При этом результаты опроса не содержат убедительных свидетельств усиления или укрепления в сознании молодых людей ценностей семьи, дружбы, терпимости к людям. Значимость общения для молодых людей высока, но оно мало связано с дружбой, альтруизмом и семейным кругом. Современный молодой человек нуждается в общении так же постоянно, как он нуждается в сне, еде или тепле. Оптимистический настрой в студенческой среде не преобладает, но и депрессивных проявлений в своей психике и поведении студенты в большинстве своем не признают. В то же время позитивным маркером является то, что после смягчения изоляционных мер молодые люди начинают понимать ценность «простых вещей» (прогулок на свежем воздухе и т.п.), осознавая, что их доступность не является абсолютной и постоянной. Авторы признают, что результаты их исследования являются срезом современного эмоционального мировосприятия состояния студенчества и не делают долгосрочных социальных прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Савченко Ирина Александровна, Горохова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE IN FOCUS OF THE PANDEMIC

The authors try to understand how the COVID-19 pandemic affects people's everyday world and self-perception. According to the conclusions of a number of historians and social anthropologists, mass epidemics of past epochs, especially in the Middle Ages, often had positive effects: different forms of assistance, social responsibility and social solidarity developed in society. The article summarizes the results of some modern research on the psycho-emotional effects of COVID-19, in particular, in the youth environment. These works also establish the growth of tolerance, social loyalty, friendship and family participation among young people against the background of the pandemic. The authors of this article empirically try to check whether the current pandemic state of society actually produces certain positive effects in people's worldview. After conducting a survey of 584 Nizhny Novgorod students, the authors came to completely different conclusions. Students were asked how the pandemic had changed their attitude to life. It was found that against the background of the pandemic, students began to value their health and their studies more, which, in general, indicates an increase in individualism. The survey did not provide evidence of a clear strengthening of the values of family, friendship, and tolerance in the minds of young people. Communication has become almost a physiological need, like sleep and food, with little to do with friendship, altruism, and the family circle. An optimistic mood does not prevail among students, but most students do not recognize depressive manifestations in their psyche and behavior. At the same time, a positive marker is that young people, after easing isolation measures, begin to appreciate more simple "joys of life", such as walking in the fresh air. The authors admit that the results of their research are a cross-section of the current psycho-emotional state of students and do not make long-term forecasts.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ В ФОКУСЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 1 (61), с. 83—89

83

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_1_83

ПАНДЕМИЯ В ФОКУСЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

© 2021 г. И.А. Савченко, А.М. Горохова

Савченко Ирина Александровна, д.соц.н.; начальник международной междисциплинарной научной лаборатории «Технологии социально-гуманитарных исследований», профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД РФ

[email protected] Горохова Анна Михайловна, к.филол.н.; доцент кафедры английской филологии, начальник Управления по научно-исследовательской деятельности Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

anna-gorokhova@mail. т

Статья поступила в редакцию 27.11.2020 Статья принята к публикации 22.01.2021

Авторы пытаются понять, как пандемия коронавируса COVID-19 отражается на обыденном миро- и самовосприятии людей. Согласно выводам ряда историков и социальных антропологов, влияние на общественное сознание массовых эпидемий прошлых эпох, в особенности Средневековья, было весьма противоречивым и неоднозначным. Наряду с закономерными негативными последствиями эпидемий, в обществе получали развитие разные формы помощи, социальной ответственности и социальной солидарности. Обобщаются результаты некоторых современных исследований по вопросам психоэмоциональных эффектов COVID-19, в частности в молодёжной среде. В этих работах также выявляется рост среди молодых людей толерантности, социальной лояльности, дружеского и семейного участия на фоне пандемии. Авторы эмпирическим путем пытаются проверить, действительно ли актуальное пандемическое состояние общества продуцирует определенные положительные эффекты в мироощущении людей. Проведя опрос 584 нижегородских студентов, авторы пришли к иным выводам. Студентов спрашивали, как пандемия изменила их отношение к жизни. Обнаружилось, что на фоне пандемии студенты стали больше ценить все то, что связано с их индивидуальным качеством жизни, в частности свое здоровье и свою учебу. При этом результаты опроса не содержат убедительных свидетельств усиления или укрепления в сознании молодых людей ценностей семьи, дружбы, терпимости к людям. Значимость общения для молодых людей высока, но оно мало связано с дружбой, альтруизмом и семейным кругом. Современный молодой человек нуждается в общении так же постоянно, как он нуждается в сне, еде или тепле. Оптимистический настрой в студенческой среде не преобладает, но и депрессивных проявлений в своей психике и поведении студенты в большинстве своем не признают. В то же время позитивным маркером является то, что после смягчения изоляционных мер молодые люди начинают понимать ценность «простых вещей» (прогулок на свежем воздухе и т.п.), осознавая, что их доступность не является абсолютной и постоянной. Авторы признают, что результаты их исследования являются срезом современного эмоционального мировосприятия состояния студенчества и не делают долгосрочных социальных прогнозов.

Ключевые слова: эпидемия, пандемия, COVID-19, молодежь, повседневность, социальное изменение, социальная солидарность, участие, помощь, терпимость.

Актуальность исследования. Уже почти год ведь мир живет в состоянии пандемии коронавируса нового типа, воздействие которой отражается как на физическом здоровье людей, так и на функционировании большинства общественных институтов. Меняет ли пандемия нашу жизнь и наше отношение к ней? Масочный режим и пропаганда бесконтактного взаимодействия - все это можно считать ощутимыми изменениями повседневной жизни, которые в большей или меньшей степени охватывают все человечество.

Цель исследования. Нас не может не интересовать, каким образом общий пандемический

фон сказывается на эмоциональном состоянии всего общества и его сегментов. Мы затрагиваем лишь часть интересующего нас вопроса и ставим целью исследовать влияние пандемии на эмоциональное состояние части общества - современного студенчества - в той форме, как это влияние воспринимают сами студенты.

Теоретическая база исследования. Вероятнее всего, массовые эпидемии, настигавшие человечество в определенные эпохи, имели устойчивый эмоциональный социальный эффект, который впоследствии порождал значимые социальные изменения. Вопросы, касаю-

щиеся влияния массовых эпидемий на общественное сознание и социальные процессы, исследуются сравнительно недавно и с различных методологических позиций.

Франсуа-Оливье Туати в книге «Болезнь и общество в Средние века» (1998 г.) на примере средневековой французской провинции развенчал сложившиеся преимущественно в XIX веке мифы об антигуманном отношении и отсутствии медицинской помощи прокаженным в средневековую эпоху. Ученый показал, что, напротив, эпидемии проказы в Средние века развивали в людях чувства сострадания и участия, а строительства приютов принимали формы благотворительности [1].

Чуть позже утверждения Туати нашли поддержку у Кэрол Роуклифф - автора книги «Проказа в Средневековой Англии» (2009), где показано, что угроза смертельной болезни рождает в обществе не только и не столько желание каждого индивида изолироваться и защитить себя, но, скорее, чувства социальной ответственности и эмпатии, проявления смелости и альтруизма [2]. Роуклифф разрушает миф о принудительной сегрегации прокаженных и показывает, что именно социальные и социально-психологические факторы, продуцирующие соучастие и солидарность, дали толчок развитию медицины и появлению стационаров в их привычной современной форме.

Название книги «Чума и конец Античности: пандемия 541-750» говорит само за себя. Многочисленные авторы книги (социальные антропологи, археологи, молекулярные биологи) сходятся во мнении, что чума стала магистральным фактором деградации античной и развития средневековой культуры. Становление Византийской империи, новое возвышение римского папства, развитие монашества, стремительный джихад Арабской империи, восхождение Каро-лингов во Франкском королевстве и даже зачатки «позитивной трудовой этики» (предтечи протестантской этики) в Западной Европе - все эти события и процессы были либо спровоцированы, либо ускорены трансформациями общественного сознания, вызванными пандемией чумы. Кроме того, авторы считают, что именно чума и связанные с нею меры «осторожности в контактах» положили конец «бесконтрольной свободе нравов», характерной для античности [3]. В целом, именно чума, по мнению авторов коллективной монографии, способствовала окончательной христианизации Европы и зарождению на Ближнем Востоке новой религии - ислама.

Если зарубежные авторы выявляют преимущественно позитивные эффекты воздействия массовых эпидемий в прошлом на обществен-

ное развитие, в отечественной науке мы встречаем противоречивые утверждения. Так, А.В. Федин проанализировал влияние эпидемий «европейских» болезней, поразивших племена коренных американцев северо-восточной части современной Канады и США в XVII в., на изменение всего жизненного уклада индейцев. А.В. Федин показал, что эффект «заразности» способствовал внутриплеменному отдалению людей друг от друга. Эпидемия сделала людей эмоционально более уязвимыми. Неспособность противостоять болезни провоцировала рост недоверия к языческим божествам. На фоне деградации культурной целостности и массового разочарования коренных американцев в традиционных религиозных культах, индейские племена, в частности в Новой Франции, подвержены влиянию иезуитских миссионеров и практически полностью христианизировались в течение относительно короткого срока [4]. Здесь возможно проведение параллелей со средневековой Европой, которая тоже христианизировалась во многом благодаря эпидемиям. Однако если для европейской цивилизации христианство стало спасением, то для коренных американцев оно не имело аналогичного эффекта. Что касается охватившей современный мир пандемии COVID-19, то за последний год (с марта 2020 г.) появились сотни тысяч статей и сотни монографий по вопросам ее социально-экономических [5], геополитических [6], психиатрических [7] последствий. На сегодняшний день обобщающие теоретические работы есть и в отечественной социологической литературе. Так, Ю.Г. Волковым и В.И. Курбатовым проведен комплексный анализ состояния российского общества в условиях пандемии [8]. «Опыт и уроки» борьбы российского общества с пандемией COVID-19 систематизированы в коллективной монографии, изданной на платформе Института Гайдара [9]. Нужно признать: должен пройти не один десяток лет, чтобы оценить содержательную ценность и достоверность сегодняшних прогнозов.

Эмпирических исследований, в которых объясняется восприятие различных сторон пандемии определёнными группами населения, например студентами, пока не много. Болгарская исследовательница С.Й. Танева пытается понять, каким образом чрезвычайные обстоятельства, спровоцированные COVID-19, воздействуют на душевное состояние молодых людей, на их ценности и привычки. С.Й. Танева опросила студентов Софийского медицинского университета и выяснила, что на фоне пандемии у студентов сформировалась определенная система ценностей, первое место в которой

Рис. 1. Я стал больше ценить семью

Рис. 2. Я стал больше ценить дружбу

занимает психическое и физическое здоровье. Далее следуют такие ценностные установки, как забота о близких, солидарность и социальная лояльность [10].

Представленные группой отечественных ученых материалы опроса российских студентов [11] показывают уровень понимания и принятия ситуации самоизоляции в студенческом сообществе. Исследователи приходят к выводу, что, за редким исключением, молодые люди воспринимают меры самоизоляции как вынужденные, но правильные.

Изучение «гуманитарных» эффектов пандемии стало сегодня достаточно популярной темой для исследования. На этом фоне остается не до конца раскрытой для изучения «феноменология пандемии», то есть ее опосредованные эффекты, обнаруживающие себя в обыденном сознании различных социальных групп. Данное обстоятельство побудило нас провести собственное эмпирическое исследование.

Методы исследования и характеристика выборки. Исследовательская работа авторского коллектива проводилась с опорой на общенаучные методы познания общественных явлений (анализ, аналогия, индукция, предположение) с учетом специфики их применения к изучаемой сфере явлений.

В качестве метода эмпирического исследования авторами был использован анкетный опрос: респондентам было предложено выразить степень своего согласия (несогласия) с предложенными утверждениями, выбрав один из вариантов ответа: «согласен», «трудно сказать», «не согласен».

Были опрошены студенты вузов Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Волжская государственная академия водного транспорта).

Исследование проводилось в сентябре - октябре 2020 г. Выборка (n = 584) - целевая. Возраст респондентов: от 18 до 23 лет. В выборке

преобладают лица женского пола (59%), мужчин в выборке - 41%, что, в целом, соответствует соотношению мужчин и женщин в молодежной среде Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Результаты опроса и их обсуждение. Респондентам задавался один общий вопрос: «Как пандемия изменила Ваше отношение к жизни?». Далее предлагались возможные ответы на этот вопрос, степень согласия с которыми и следовало оценить.

За время пандемии убедились, что семья -действительно, самое главное в жизни, 50% опрошенных студентов (рис. 1). Можно предположить, что основная доля этих 50% и до прихода пандемии считала семью основной ценностью. Можно допустить, что у 26.1% затруднившихся с ответом и 23.9% тех, которые совершенно точно не стали ценить семью больше, отношение к семье не изменилось из-за пандемии: они и раньше высоко ценили все, что связано с семьей. Тем не менее мы считаем такую вероятность скорее исключением, характерным лишь для некоторых студентов, и уверены, что те, кто не стал ценить семью больше, в принципе не считают семейные ценности приоритетными в жизни. Кризис семейных ценностей можно считать тревожным сигналом. Особенно тревожно, что даже в чрезвычайных обстоятельствах очень многие не смогли увидеть истинной значимости семьи в своей жизни. С другой стороны, нашими респондентами явились совсем молодые люди, стремящиеся «отделиться» от родительской семьи, но еще не создавшие своей. Можно надеяться, что недооценка семьи является преходящим явлением для нынешних двадцатилетних.

Больше ценить дружбу на фоне пандемии стали 54.3% опрошенных (рис. 2). Такие результаты свидетельствуют, что определенный дефицит общения в период пандемии показал многим, но далеко не всем, насколько важны дружеские связи. По-видимому, 28.3% несогласных с ответом либо не ощутили дружеской поддержки во время пандемии, либо сами не стремились к проявлению дружеских чувств,

Рис. 3. Я стал больше ценить свою учёбу

Рис. 4. Я понял, насколько важно человеческое общение

Рис. 5. Я понял, насколько важен Интернет

Рис. 6. Я стал понимать, как важно здоровье

предпочитая одиночество или семейный круг. При этом 17.4% затруднившихся с ответом, скорее всего, хотели бы иметь настоящих друзей, которым можно довериться, но, увы, не имеют таковых. Для студентов дружеские связи оказались несколько более ценными, нежели семейные, что можно считать естественным для молодых людей. Тот факт, что 45.7% не ощущают дружеских привязанностей, говорит и о том, что понятие дружбы у современной молодежи тоже обесценивается и даже во время пандемии актуализируется далеко не у всех.

Больше стали ценить свою учёбу 56.5% студентов (рис. 3). Очевидно, дистанционное обучение заставило многих по-новому взглянуть на значимость тех знаний, которые студент получает в вузе. Между тем 19.6% ничего подобного не ощутили, а 23.9% затруднились с ответом.

Вполне естественно, что достаточно большое количество студентов (69.6%) благодаря пандемии поняли, насколько важно человеческое общение (рис. 4). Удивительно, что 19.6% с этим не согласились, а 10.9% затруднились с ответом. По аналогии с другими ответами можно предположить, что многие из тех 30%, которые уверены или не до конца уверены в том, что человеческое общение стало для них боле ценным во время пандемии, и раньше ценили общение достаточно высоко. Однако более вероятно, что почти примерно треть респондентов были в состоянии духовного вакуума в период пандемии и, по-видимому, воспринимали этот вакуум как привычное состояние. Поскольку число тех, кто стал больше ценить дружбу, меньше тех, кто стал больше ценить общение, можно утверждать, что понятия дружбы и общения существуют в молодежном сознании обособленно. Общение становится

для современного человека потребностью, обеспечивающей спокойствие и комфорт, что в сознании молодых людей практически не связано с участием или солидарностью. Общение воспринимается как способ релаксации, необходимой человеческому организму, и не ассоциируется с социальными практиками, требующими духовных усилий: с помощью, милосердием или сопереживанием. По всей видимости, основную часть времени во время мер частичной изоляции студенты физически проводят дома, а ментально - в социальных сетях.

В данных обстоятельствах не удивительно, что в период стремительного развития дистанционных технологий взаимодействия между людьми более половины опрошенных (56.5%, рис. 5) в полной мере оценили значимость интернет-коммуникаций. Гораздо примечательней, что 19.6% затруднились с ответом, а 23.9% думают иначе. Действительно, Интернет не является панацеей, и многие студенты, по всей вероятности, это осознают.

Важность здоровья и его сохранения стала особенно значимой для 63% студентов (рис. 6). Для молодого поколения, для которого забота о здоровье, как правило, не является приоритетом, это достаточно высокий показатель. Полагаем, что в данном случае акцентирование темы здоровья и его профилактики - результат усилий медиа [12, с. 15-17]. Ответы на данный вопрос - один из наиболее ярких показателей изменения молодежного мироощущения. До пандемии для молодых людей было совершенно естественным несколько небрежное отношение к своему здоровью. Однако пропаганда социальной дистанции и масочного режима делает свое дело. Сегодня, используя тему здо-ровьесбережения, студенты настаивают на

Рис. 7. Я стал более терпимо относиться к людям и их недостаткам

Рис. 8. Я стал оптимистичнее

Рис. 9. Я стал чаще испытывать депрессивное состояние

Рис. 10. После смягчения мер самоизоляции я стал больше радоваться простым вещам (например, возможности погулять в парке)

дистанционном обучении и отказываются идти в учебные классы даже тогда, когда имеют такую возможность.

Болгарская исследовательница Светлана Танева [10] настаивает, что пандемия сделала молодых людей добрее. Так ли это в действительности? Более терпимо стали относиться к людям и их недостаткам лишь 30.4% опрошенных нами студентов (рис. 7). При этом 28.3% затруднились с ответом, а 41.3% признают, что более терпимыми не стали, а, возможно, стали более нетерпимыми. По-видимому, события в нашу эпоху развиваются не так, как в Средние века, и пандемия, по крайней мере в данный момент, не делает людей более терпимыми. Более того, тема толерантности и корректности в период пандемии совершенно очевидно отошла на второй план как в медиаконтенте, так и в научных исследованиях.

Считают, что стали более оптимистичными в период массовой заболеваемости СОУШ-19, 34.8% студентов (рис. 8). Это, по всей видимости, те молодые люди, которые поняли, что трудности, сопряженные с пандемией, все же преодолимы. При этом 28.3% затруднились с ответом, 37% не стали более оптимистичными и, скорее всего, склонны не переоценивать перспективы будущего. Ответы на обсуждаемый вопрос, по всей видимости, отражают деление общества примерно в равных долях на оптимистов, пессимистов и «неопределившихся».

Контекст ответов на предыдущие вопросы удерживает нас от того, чтобы испытывать радость, что 78.3% студентов уверены, что не испытывают депрессивного состояния в период пандемии (рис. 9). Зафиксировать у себя такой

душевный недуг, как депрессия, достаточно сложно - это возможно при условии развитой рефлексии. Признание своей депрессии - главный шаг к преодолению внутреннего кризиса.

С момента начала пандемии общество испытало на себе влияние разных нововведений, самым непривычным из которых явились меры самоизоляции весной 2020 г. Несмотря на начало второй волны коронавируса нового типа, аналогичные жесткие меры самоизоляции (за исключением масочного режима в общественных местах) осенью 2020 г. вновь введены не были. В рамках вопроса о том, как на фоне пандемии изменилось отношение студентов к жизни, нам было важно уточнить, как изменилось их отношение к жизни именно после смягчения мер самоизоляции.

Мы видим, что после смягчения мер самоизоляции больше стали радоваться «простым вещам (например, возможности погулять в парке)» 71.7% студентов (рис. 10). На наш взгляд, это очень хороший показатель. Возможно, именно в этом состоит главный урок пандемии: ценить то, что раньше казалось доступным, а в сложные времена приобрело особую ценность.

В то же время только 41.3% респондентов осознали, что «живут в замечательном красивом городе». Трудно судить, мало это или много. Не очень благоприятный показатель в том, что 23.9% затруднились с ответом, 34.8% имеют противоположное мнение - им не нравится свой город, и отношение к нему они не изменили и после выхода из самоизоляции (рис. 11).

Наконец, считают, что никак не изменили свое отношение к жизни, 26.1% студентов (рис. 12), 43.5% студентов затруднились с ответом, только 30.4% признают, что их отношение к жизни

Рис. 11. После смягчения мер самоизоляции я понял, что живу в замечательном красивом городе

Рис. 12. Мое отношение к жизни нисколько не изменилось в период пандемии

претерпело какие-то изменения. Ответы на

Список литературы

этот вопрос наводят на самые разнообразные размышления. Ведь в ответах на большинство предыдущих вопросов студенты, так или иначе, признавали определенные изменения в какой-то сфере своего мировосприятия. Мы видим свидетельства внутренних противоречий и не до конца сформированной рефлексивной интерпретации собственных чувств и эмоций.

Заключение. Мы не увидели признаков развития в студенческой среде участия и взаимопомощи на фоне пандемии. Нами получены иные данные, нежели в исследовании болгарского социолога С.Й. Таневой. Нет явных индексов усиления роли семейных и гуманистических ценностей в студенческой среде. Мы увидели скорее рост индивидуализма. В качестве ценностных приоритетов современного молодого человека выступили здоровье и учеба. Растет значимость общения, но общения как средства времяпрепровождения, не связанного напрямую с дружбой, эмпатией и альтруизмом.

Зарубежные исследователи истории эпидемий сходятся во мнении, что в результате преодоления нескольких волн массовых заболеваний у жителей средневековой Европы сформировались представления об этике и гуманизме, актуальные и в наши дни. Возможно, коронави-рус нового типа не столь опасен и разрушителен, как проказа или чума, и современные средства борьбы с вирусом имеют несравненно более мощный характер, чтобы иметь аналогичные по своей значимости последствия. Но сегодня, по крайней мере в молодежной среде, ничто не указывает на то, что пандемия способствует ценностному прорыву в мировосприятии молодого поколения.

1. Touati Fr.-O. Maladie et société au Moyen Âge. La lèpre, les lépreux et les léproseries dans la province ecclésiastique de Sens jusqu'au milieu du XlVe siècle. Paris; Bruxelles: De Boeck université, 1998. 876 p.

2. Rawcliffe C. Leprosy in medieval England. Woodbridge, Suffolk: Boydell Press, 2009. 440 p.

3. Plague and the end of Antiquity: The Pandemic of 541-750 / Ed. by Lester K. Little. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 382 p.

4. Федин А.В. Влияние эпидемий на процесс христианизации индейцев Новой Франции в XVII веке // Диалог со временем. 2016. № 55. С. 247-267.

5. Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В. и др. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 3 (111). С. 5-18.

6. Громыко А.А. Последствия пандемии для международных отношений // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50. № 5. С. 71-76.

7. Shalev D., Shapiro P.A. Epidemic psychiatry: The opportunities and challenges of COVID-19 // General Hospital Psychiatry. May-June 2020. V. 64. P. 68-71.

8. Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Современное российское общество в условиях пандемии // Гуманитарии Юга России. 2020. Т. 9 (42). № 2. С. 17-32.

9. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: Издательство Ин-та Гайдара, 2020. 744 с.

10. Танева С.Й. Поведенческая модель во время пандемии (COVID-19) на основе анкетного опроса студентов из медицинского университета Болгарии // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 3 (19). С. 4-16.

11. Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б. и др. Студенты в период пандемии COVID 19: понимание ситуации самоизоляции // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 196-205.

12. Димитричева О.И. , Савченко И.А., Пику-нов О.И. Город, медиа и пандемический стресс // Теория и практика общественного развития. 2020. № 11. С. 14-19.

EVERYDAY LIFE IN FOCUS OF THE PANDEMIC I.A. Savchenko1, A.M. Gorokhova2

'Linguistics University of Nizhny Novgorod; Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia

2Linguistics University of Nizhny Novgorod

The authors try to understand how the COVID-19 pandemic affects people's everyday world and self-perception. According to the conclusions of a number of historians and social anthropologists, mass epidemics of past epochs, especially in the Middle Ages, often had positive effects: different forms of assistance, social responsibility and social solidarity developed in society. The article summarizes the results of some modern research on the psycho-emotional effects of COVID-19, in particular, in the youth environment. These works also establish the growth of tolerance, social loyalty, friendship and family participation among young people against the background of the pandemic. The authors of this article empirically try to check whether the current pandemic state of society actually produces certain positive effects in people's worldview. After conducting a survey of 584 Nizhny Novgorod students, the authors came to completely different conclusions. Students were asked how the pandemic had changed their attitude to life. It was found that against the background of the pandemic, students began to value their health and their studies more, which, in general, indicates an increase in individualism. The survey did not provide evidence of a clear strengthening of the values of family, friendship, and tolerance in the minds of young people. Communication has become almost a physiological need, like sleep and food, with little to do with friendship, altruism, and the family circle. An optimistic mood does not prevail among students, but most students do not recognize depressive manifestations in their psyche and behavior. At the same time, a positive marker is that young people, after easing isolation measures, begin to appreciate more simple "joys of life", such as walking in the fresh air. The authors admit that the results of their research are a cross-section of the current psycho-emotional state of students and do not make long-term forecasts.

Keywords: epidemic, pandemic, COVID-19, youth, everyday life, social change, social solidarity, participation, help, tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.