Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическое развитие / предприятия / связь и телекоммуникации / тенденции / цифровизация / technological development / enterprises / communications and telecommunications / trends / digitalization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ»

Марабаева Л.В.

д.э.н., профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Сысоева Е.А.

д.э.н., доцент, зав. кафедрой статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Ключевые слова: технологическое развитие, предприятия, связь и телекоммуникации, тенденции, цифровиза-

ция.

Keywords: technological development, enterprises, communications and telecommunications, trends, digitalization.

В настоящее время все страны-лидеры экономического роста рассматривают развитие технологий в числе своих приоритетов. Как следствие, развивается масштабное производство высококачественной продукции, необходимой для жизнеобеспечения общества, сокращаются затраты труда, энергии и материальных ресурсов. Именно поэтому в Китае, Индии, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре и в ряде других стран в национальных Стратегиях социально-экономического развития центральное место занимает проблема широкого использования современных технологий1.

В большинстве случаев технологии разрабатываются в промышленно развитых странах, соответственно, технологические проекты реализуются с учетом существующей или прогнозируемой потребности рынка в стране их происхождения, а также в соответствии с имеющимися ресурсами. Иными словами, технологические проекты «соответствуют» бизнес-среде их происхождения. В то же время уникальность и новизна технологий серьезно ограничивают возможности их использования в бизнес-средах иного уровня развития. Таким образом, процесс передачи определенной технологии, например, в развивающуюся экономику, естественно, требует ее значительной модификации и адаптации. Но указанные условия распространения новых технологий в наименьшей степени «критичны» для предприятий связи и телекоммуникаций, деятельность которых имеет, по сути, глобальное значение и способствует «стиранию» бизнес-границ в самом широком смысле этого слова.

О приоритете рынка телекоммуникаций для социально-экономического развития нашей страны говорится в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»2. В этом документе развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры рассматривается как один из ключевых факторов, обусловливающих экономический рост РФ.

Согласно Национальной программе «Цифровая экономика», данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет3. Поэтому тенденции развития современных производственных технологий в данной отрасли представляют особый научно-практический интерес.

Современные исследователи относят к их числу:

• смену циклических технологий на поточные, повышающие их эффективность и экономичность;

• применение экологически нейтральных технологических циклов в составе производства;

• укрепление наукоемкости «высоких» и «новейших» технологий4.

В последние десятилетия рынок связи и телекоммуникаций стал одним из наиболее динамично лидирующих рынков в глобальной экономике. Это стало объективным результатом отраслевого технологического прорыва в ответ на огромный спрос. Так, по данным Международной корпорации данных (IDC), объемы рынка телекоммуникационных услуг и платного телевидения по результатам 2019 года составили около 1,683 трлн. долларов США, что на 1,57% больше, чем в предыдущем году, а в 2022 году составят более 1,717683 трлн. долларов США5.

1 Колин К.К. Технологическое общество: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // Стратегические приоритеты. 2017. -№ 1. - С. 4-15; Колин К.К. Технология как наука: концептуальные основы формирования науки о технологиях // Стратегические приоритеты. 2019. - № 2(22). - С. 120-142.

2 Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. - https://digital.gov.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014-2020_2025.pdf

3 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - https://digital.ac.gov.ru; Национальный проект «Цифровая экономика». - https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika

4 Тарабанько А.А. Управление внедрением новых технологий как часть стратегии развития предприятия // Форум молодых ученых. 2019. - № 3. - С. 62-70.

5 Синица С.А. Анализ тенденций глобального рынка телекоммуникационных услуг // Вестник Евразийской науки. 2019. -№ 1. - С. 40.

Особенности функционирования данного рынка обусловлены высоким участием потребителя и доступностью телекоммуникационных услуг, уровнем материалоемкости предприятий связи и телекоммуникаций. Также отметим, что рынок связи и телекоммуникаций обладает высоким уровнем монополизации, создавая цепочки добавленной стоимости и, вследствие этого, особой методикой формирования стоимости и цены на эти услуги.

В табл. 1 представлены экономические показатели, характеризующие динамику рынка телекоммуникаций в РФ.

Таблица 1

Экономические показатели рынка телекоммуникаций в РФ1

Показатели 2018 г., 2019 г., 2020 г., Абс. откл. 2020 г. Темп роста 2020 г.

млн. руб. млн. руб. млн. руб. от 2018 г., млн. руб. от 2018 г., %

Доходы от услуг связи 1 797 903,1 1 875 854,9 1 906 741,5 108 838,4 106,1

Почтовая связь 167 461,0 182 037,0 188 853,1 21 392,1 112,8

Спецсвязь 1042,3 10 259,8 9313,2 8270,9 893,5

Междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь 60 992,1 58 806,4 48 806,0 -12 186,1 80,0

Местная телефонная связь в городской местности 101 211,9 93 959,1 80 751,4 -20 460,5 79,8

Местная телефонная связь в сельской местности 9844,8 9076,9 8 370,1 -1474,7 85,0

От соединений, предоставленных с использованием всех типов таксофонов 31,9 12,8 6,4 -25,5 20,1

Документальная электросвязь 600 259,6 690 458,8 723 089,2 122 829,6 120,5

Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь 124 721,0 133 273,7 128 395,1 3674,1 102,9

Проводное вещание 3940,6 3773,0 3 572,6 -368 90,7

Подвижная связь 444 992,3 415 150,6 423 232,4 -21 759,9 95,1

От услуг присоединения и пропуска трафика 270 223,8 275 450,3 288 144,2 17 920,4 106,6

От услуг по обеспечению регулирования использования радиоэлектронных средств 3785,2 3194,2 3843,1 57,9 101,5

От взаимодействия операторов почтовой связи с операторами электросвязи 396,7 402,3 364,7 -32 91,9

Как видно из данных табл. 1, в 2019 году доходы от услуг связи возросли на 4,3% и составили 1 875 854,9 млн. руб. В 2020 году доходы возросли на 1,6% и составили 1 906 741,5 млн. руб. Также рынок телекоммуникаций представлен показателями почтовой связи, спецсвязи, проводным вещанием, подвижной сетью.

С точки зрения идентификации факторов влияния на состояние и динамику развития данного рынка, на наш взгляд, интересно исследование С.А. Синицы, в котором автор выделяет следующие технологические факторы, влияющие на внедрение новых технологий на предприятиях связи и телекоммуникаций :

• переход сетей от 2G к 4G (LTE) со скоростью передачи данных от 14,4 кбит/с до 1 Гбит/с;

• рост рынка мобильного Интернета на базе платформы Android;

• развитие IoT («Интернет вещей») технологии;

• развитие технологий AR (augmented reality или дополненная реальность), VR (virtual reality или виртуальная реальность) и AI (artificial intelligence или искусственный интеллект);

• активизация направлений облачных технологий, Big Data (большие данные), которые позволяют анализировать существующую клиентскую базу и решать задачи по удержанию оттока существующих клиентов и привлечению новых.

Технологии, являющиеся приоритетными для крупнейших операторов, очень тесно взаимосвязаны, например, облачные технологии, Big Data, Internet of Things, Machine Learning, Artificial Intelligence и др. Ожидается, что с широким переходом на 5G и далее дополнительный ресурс для развития получат сферы деятельности, уже использующие технологии Big Data, Internet of Things, облачные технологии и Artificial Intelligence, для которых дополненная и виртуальная реальность, возможность потоковой обработки больших массивов данных обеспечат значительную эффективность и доступность.

Таким образом, в современных экономических условиях для достижения результативности деятельности предприятия связи и телекоммуникаций используют разнообразные передовые технологии, которые охватывают различные этапы их бизнес-процессов.

Благодаря эффективному управлению внедрением и использованием новых технологий с учетом отраслевых особенностей и факторов влияния, предприятия связи и телекоммуникаций получают все возможности для системного их использования и приращения своего ресурсного, инновационного и других потенциалов. Необходимые основы для практического решения этих задач заложены в соответствующих национальных стратегиях и программах развития цифровизации.

1 Зюзин В.Д. Инновации на рынке телекоммуникационных услуг / В.Д. Зюзин, А.В. Коробов, А.О. Васильев // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. - № 8 (47). - С. 143-147.

2 Синица С.А. Инновации на рынке телекоммуникационных услуг // Вестник Евразийской науки. 2019. - № 2. - С. 46.

Вместе с тем, существующие тенденции технологического развития предприятий отрасли отражают и значимые проблемы их реализации в российской практике, что требует дальнейшего детального исследования заявленных вопросов и поиска наиболее рациональных подходов к их решению, в том числе с учетом глобальных информационных вызовов для нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.