Научная статья на тему 'Тенденции стратегического развития автопрома с учетом влияния факторов инновационности'

Тенденции стратегического развития автопрома с учетом влияния факторов инновационности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / TECHNOLOGICAL WAVE OF INNOVATION / AUTOMOTIVE INDUSTRY / TECHNOLOGICAL INNOVATION / DEVELOPMENT STRATEGY / INVESTMENT STRATEGY / ELECTRIC CAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимкина Д. А.

Переход мировой автомобильной промышленности на пятый технологический уклад и активное внедрение технологий шестого уклада сформировало четыре направления развития новых технологий в автомобилестроении. Обзор технологических составляющих каждого из направлений определяет сферы НИОКР, над которыми необходимо работать отечественным автопроизводителям. Постоянно растущая конкуренция в области технологий V и VI технологического уклада требует от отечественных предприятий автомобилестроения разработки инвестиционно-инновационных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE AUTO INDUSTRY, TAKING INTO ACCOUNT THE INFLUENCE OF FACTORS OF INNOVATION

The transition of the global automotive industry to the fifth technological wave of innovation and the active introduction of technologies of the sixth wave have formed four directions for the development of new technologies in the automotive industry. The review of the technological dimensions of each direction defines the areas of R&D that domestic automakers need to work on. The constantly growing competition in the field of technologies of the Fifth and sixth technological waves requires domestic automotive companies to develop investment and innovation strategies.

Текст научной работы на тему «Тенденции стратегического развития автопрома с учетом влияния факторов инновационности»

ТЕНДЕНЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОПРОМА С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОСТИ

Д.А. Акимкина, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) (Россия, г. Москва)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10581

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 20-010-00169 А «Формирование моделей стратегического развития промышленных предприятий с учетом отраслевой специфики, модернизации производства, влияния факторов конкурентоспособности и инновационно-сти».

Аннотация. Переход мировой автомобильной промышленности на пятый технологический уклад и активное внедрение технологий шестого уклада сформировало четыре направления развития новых технологий в автомобилестроении. Обзор технологических составляющих каждого из направлений определяет сферы НИОКР, над которыми необходимо работать отечественным автопроизводителям. Постоянно растущая конкуренция в области технологий V и VI технологического уклада требует от отечественных предприятий автомобилестроения разработки инвестиционно-инновационных стратегий.

Ключевые слова: технологический уклад, автомобильная промышленность, технологические инновации, стратегия развития, инвестиционная стратегия, электроавтомобилизация.

Широко известен тот факт, что автомобилестроение оказывает значительное влияние на национальную экономику в целом. Автомобильная промышленность имеет достаточно широкую сферу влияния: развитая автомобильная промышленность повышает национальную безопасность страны, обеспечивает высокий процент занятости, обеспечивает большую часть грузоперевозок, развитие дорожной сети, удовлетворяет часть потребительского спроса на индивидуальные средства передвижения, а таже спроса на широкий спектр ресурсов и материалов смежных отраслей.

На современное автомобилестроение, как и на другие отрасли промышленности, значительное влияние оказывает новая волна промышленной революции, которая основана на внедрении нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем [1]. Особенно эта тенденция

прослеживается в технологически развитых странах, таких как США, Япония и Германия, для которых автомобилестроение является одним из центров разработки и развития инноваций.

Первоначально автомобильная промышленность была ядром четвертого технологического уклада, но в ходе технического прогресса перешла на пятый технологический уклад. Доля и значение электроники в автомобиле позволяет причислить значительную долю технологий к пятому укладу. Электронные системы начали появляться на серийных автомобилях в середине прошлого века, а за последние двадцать лет в их доля в автомобилях стало существенно выросла, и сами системы значительно усложнились. Согласно отчету о состоянии рынка полупроводников, представленному консалтинговым агентством Deloitte, доля электронных систем к 2030 году будет составлять половину себестоимости автомобиля (рис. 1). На быстрый рост этого показателя повлияло рас-

пространение подушек безопасности, систем АБС и других систем помощи водителю и систем стабилизации.

Требования рынка к техническому оснащению и безопасности автомобиля постоянно растут, усложняется конструкция современного автомобиля. Несмотря на то, что рост доли электроники приводит к удорожанию автомобиля, наличие элек-

тронных систем в автомобиле улучшает показатели надежности и безопасности автомобиля, которые напрямую влияют на выбор покупателем автомобиля (рис. 2). С ростом доли электроники в автомобиле, растут и требования покупателей к оснащению автомобиля, особенно в сферах безопасности и экономичности.

6ü% ----------------------------------------------------------------------------------

5ü% ---------------------------------------------------------------------------

4ü% --------------------------------------------------------------- ------

3ü% --------------------------------------------------- ------ ------

2ü% --------------------------------------- ------ ------ ------

1ü% --------------------------- ------ ------ ------ ------

ü%

197ü 19Sü 199ü 2üüü 2ü1ü 2ü2ü 2ü3ü*

Рис. 1. Доля электронных систем в себестоимости автомобиля [2]

Страна-производитель Марка/ престиж автомобиля Ителлектуальность и доп. опции

Мощность Системы безопасности Удобство и стоимость обслуживания

Дизайн Эргономичность Расход топлива Качество/надежность Цена

1S%

□ 35%

20%

24%

6ü%

6S%

2S%

57%

55%

3ü%

И 43%

32%

52%

73%

4S%

S4%

57%

65%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

□ "Бпуе2ги" □ "За рулём"

Источник: составлено автором на основе материалов «Drive2m» и «За рулём» Рис. 2. Факторы, влияющие на выбор автомобиля российским потребителем

На показатели качества, надежности, безопасности автомобиля непосредственное воздействие оказывает технологический уровень. Мировая автомобильная промышленность сейчас начинает осваи-

вать и внедрять технологии шестого технологического уклада.

Например, автомобильные компании Японии, США, Германии, Китая уже применяют нанотехнологии, относящиеся к

шестому технологическому укладу. Влияние шестой технологической волны уже наблюдается в автомобильной промышленности, которая для ряда стран является одним из центров развития, в том числе генерации и внедрения инноваций [3]. Автомобилестроение на современном этапе промышленности характеризуется зрелостью отрасли и наполнением всеми видами инноваций: продуктовыми, технологическими и управленческими [1].

Но, при этом, технологии предыдущих укладов не перестают быть актуальными. Часть отраслей временно или на постоянной основе занимается комбинированием старых и новых технологий, кроме того, большинство инноваций внедряется в фазе доминирования предшествующего технологического уклада. Это называется технологической многоукладностью. В США, например, большая доля технологий - 60% - приходится на пятый технологический уклад, чуть более 20% технологий приходится на четвертый и около 5% - на шестой уклад. Технологии, преобладающие сейчас в России, относятся к четвёртому технологическому укладу (около 50%), чуть больше 30% технологий приходится на третий уклад, 15% - на пятый, доля шестого составляет около 1% [4].

В современной автомобильной промышленности наметилось несколько направлений развития новых технологий:

- экологичность (снижение вредных выбросов и безопасные при утилизации материалы);

- экономичность (энерго- и ресурсосбережение, новые виды топлива, переход от «топлива к электричеству»);

- безопасность (системы помощи водителю, автопилот, переход от полностью ручного управления к беспилотному, управление транспортными потоками);

- практичность (разработки в сфере нанотехнологий, облегчающие владельцу обслуживание автомобиля, например, на-нопокрытия, и увеличивающие срок служ-

бы автокомпонентов, например, нанопри-садки и композитные материалы в топливных системах и системах смазки).

На текущий момент, автомобильный транспорт является основным потребителем жидкого топлива, на его долю приходится около 70% внутреннего потребления нефтепродуктов. Несмотря на введение и постоянное повышение топливных стандартов, выбросы углеводородов от передвижных источников постоянно растут. В России, например, 2018 году выбросы от автомобилей превысили 15,1 млн тонн, что на 4,6% больше, чем в 2017 году [5]. Использование традиционных видов топлив -самый значительный фактор загрязнения окружающей среды, опережающий по объёму вредных выбросов в атмосферу промышленность и энергетику [6]. Поэтому самой распространенной на сегодняшний день инновацией в сфере автомобилестроения является электрификация автомобилей, которая покрывает сразу два инновационных направления в автомобилестроении - экологичность и экономичность. Ведь кроме увеличения вредных выбросов, рост автомобилизации влечет за собой рост потребления традиционного жидкого топлива, что в свою очередь потребует увеличения добычи нефти. Кроме того, что нефтяные запасы достаточно ограничены, процесс нефтяной добычи нельзя назвать экологически чистым мероприятием.

Электромобили можно разделить на два типа: гибридные транспортные средства (plug-in hybrid vehicle, PHEV) и полностью электрические транспортные средства (battery electric vehicle, BEV). Электромобили представлены во всех сегментах автомобильного рынка: легковые автомобили и легковые коммерческие автомобили, автобусы и микроавтобусы, грузовые автомобили и спецтехника. Многие автопроизводители уже вывели на рынок как электромобили, так и гибридные модели (табл. 1).

Таблица 1. Основные производители электромобилей

Страна Производитель BEV PHEV

Ford

General Motors

Tesla

Proterra

Enevate

Peterbilt

Hino

Франция PSA Groupe

Renault

Япония Mitsubishi

Nissan

Toyota

Mazda

Honda

Германия Volvo

Volkswagen

BMW

Daimler AG

Bosh

Корея Hyindai

KIA

Китай BYD

JAC Motors

FAW

BAIC

SAIM

В России тоже разрабатываются электромобили обоих типов. На заводе Ато-ВАЗ ведутся работы по этому направлению, в 2013 году была разработана и запущена в производство Lada Ellada. С 2016 года в Тольятти также ведется разработка электромобиля ZETTA, он должен поступить в продажу уже в 2020 году. В мае 2020 года начались продажи электрического грузовика «Муравей», производимого Тульским машиностроительным заводом. Нанотехнологический центр композитов (НЦК) совместно с Evopro Group разработал электробус Modullo С68Е.

Электромобили получают всё большее распространение в мире. Всего десять лет назад доля электромобилей в развитых странах не превышала 1%, сейчас в странах Скандинавии очень большая доля электромобилей. В Норвегии - 75%, Швеции - 33%, Финляндии - 31%, Нидерландах - 22%, Венгрии - 17% [17]. Швеция готовится к 2050 году отказаться от использования ископаемого топлива в экономике и ввела запрет на продажу автомо-

билей с ДВС, который вступит в силу с 2030 года. Для сравнения, в Германии доля электромобилей составляет 9,2%, а в США на их долю приходится всего 2,5% рынка, в Великобритании - 3,4%. При этом стоит отметить, что прирост гибридных моделей сокращается (PHEV), эти модели уходят на второй план. Прирост удельного веса «полных» электромобилей в 2019 году составил 67%, а гибридных моделей всего 5%, суммарный показатель составил 64% [18].

Согласно данным консалтингового агентства МсК^еу, к концу 2019 года по всему миру было продано около 2,2 млн электромобилей, 57% продаж

(1258412 шт.) пришлось на европейские рынки. Тем временем в России продано всего 353 новых электромобиля.

Отечественный рынок электромобилей ещё только в начале своего развития. Связано это в первую очередь с тем, что электромобили имеют достаточно высокую цену. Разница на самые популярные в Рос-

сии электромобили и их бензиновые аналоги довольно ощутимая (табл. 2).

Кроме того, не применяется таких мер по стимулированию спроса на электротранспорт таких, как субсидии. В Германии, например, субсидия составляет 6000€. В Великобритании субсидия на покупку

В России, при такой высокой стоимости за электромобиль, в качестве мер поддержки выступают отменена платы за парковку и транспортного налога в некоторых регионах. Если рассчитать транспортный налог на Jaguar F-pace, он составит 66 тысяч рублей, на Nissan Leaf - 3750 рублей.

Росту рынка электромобилей в России препятствует и отставание зарядной инфраструктуры. Если посмотреть карту электрозаправочных станций, то можно увидеть, что территория Европы и США» усыпана заправками. В России же элетро-заправки есть только в крупных городах, большая часть таких заправок приходится на Москву и Московскую область.

Вопрос безопасности транспортных средств также не теряет своей актуальности. Растет количество разработок, улучшающих показатели активной безопасности автомобиля, которые связанны с предупреждением дорожно-транспортных происшествий. К таким разработкам относятся различные датчики и системы помощи водителю.

В последнее время автоконцерны ведут много разработок в сфере перехода от ручного управления к беспилотному. Все больше мировых автопроизводителей включаются в гонку по созданию полностью автономного автомобиля. Беспилотные автомобили должны превратить транспортную систему в высокоинтеллектуальную цифровую среду [7]. Однако вы-

гибридного автомобиля составляет 25% от его стоимости, в Монако - €9000, в США премия составляет от $2500 до $7500, в зависимости от объема батареи. В Швеции государство выплачивает $4600 компенсации и на пять лет освобождает от налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пуск полностью автономных автомобилей

ожидается не так скоро, ближе к 2030 году.

Кроме того, для правильного функционирования беспилотников также нужна определенная инфраструктура, работы над которой также ещё не закончены. Во-первых, для бесперебойной работы беспилотных транспортных средств необходима бесперебойная высокоскоростная сеть 5G. Во-вторых, нужны карты высокой точности. В-третьих, ещё требуется наладка системы распознавания дорожных знаков, нередки случаи ошибочного распознавания грязных или выцветших знаков дорожного движения. Большая работа проводится для обеспечения кибербезопасности таких машин, ведь с помощью кибер-атаки можно как завладеть личными данными владельца автомобиля, так и создать аварийную ситуацию. Кроме того, необходима разработка правил дорожного движения для беспилотных автомобилей. Например, обязать программировать автопилот таким образом, чтобы в любой неожиданной ситуации на дороге он ставил человеческую жизнь превыше жизни животных или сохранности частной или государственной собственности. Сейчас правилами регламентируется, что в любой беспилотной машине за рулём должен находится водитель, который будет принимать решения в любой нештатной ситуации [8].

Таблица 2. Сравнительные характеристики и цены на электромобили в России

Год разработки Класс Мощность, л.с. Запас хода, км Цена тыс. руб. Конкурент с ДВС Цена тыс. руб.

Nissan Leaf 2010 C 150 300 2 363 Suzuki SX4 1 750

Jaguar I-pace 2016 J 400 470 5 946 Jaguar F-pace 3 838

Tesla 3 2016 D+ 238 409 4 336 Mercedes C-class 2 707

Разработки в сфере повышения практичности, увеличения срока службы автомобиля и облегчения обслуживания ведутся как в России, так и за рубежом. Германия, США, Америка и Япония, например, уже давно занимаются разработкой и применением различных нанопокрытий, гидрофобных, грязеотталкивающих. Такие покрытия легко очищаются и меньше загрязняются. Разрабатываются и самоочищающиеся поверхности. Разработка нано-пластика на замену железу позволит улучшить коррозионную устойчивость деталей, снизить уровень шумов двигателя, уменьшить технологические допуски, снизить массу автомобиля. Продлить срок службы деталей, работающих в условиях экстремально высоких температур, таких, как свечи, топливные форсунки и другие элементы камеры сгорания можно, применяя специальную жидкость (присадки) с содержанием нанокристаллических компонентов.

В России среди такого рода разработок можно отметить защитно-

восстановительный комплекс «Реагент 2000», который попадая в масло двигателя, под воздействием сил трения и давления из фазы жидкого состояния преобразуется в очень твердое, эластичное покрытие, способное выдерживать длительную нагрузку, практически не разрушаясь; нано-алмазную присадку к топливу и экологический фильтр, нейтрализующий выхлопные газы автомобилей [9].

Новые технологии в автомобилестроении требуются не только в области самих автомобилей, но и производственных технологий. Необходимо провести модернизацию и техническое перевооружение смежных отраслей, замена станков и оборудования [10]. Одним из вариантов может стать 3D печать деталей, что может существенно облегчить, ускорить и удешевить процесс производства. Кроме того, использование 3D принтеров будет способствовать «индивидуализации» автомобилей, снижению серийности [11].

Но если технологии, улучшающие безопасность и практичность автомобиля, не имеют отрицательных экономических эффектов, то у массовой электроавтомо-

билизации могут быть и негативные экономические последствия [12]. Во-первых, будет увеличиваться объём потребления электроэнергии, что приведет к необходимости увеличения мощностей всей инфраструктуры: генерирующих и распределительных сетей. Это потребует от государства немалых капиталовложений в энергетику на модернизацию и реконструкцию существующих электросетей, что в конечном итоге скажется на величине тарифов на электроэнергию.

Во-вторых, сокращение спроса на жидкое топливо скажется на позициях нефтегазовых монополий, мировой торговле автомобильным топливом и доходах сетей автозаправочных станций. Кроме того, замена автозаправочных станций электрическими колонками приведет к сокращению большого количества обслуживающего их персонала, такого как автозаправщики и кассиры.

В-третьих, запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания вызовет ряд проблем для владельцев таких автомобилей, в связи с тем, что их автотранспорт резко потеряет в цене, его станет сложно продать на вторичном рынке. Кроме того, покупка электромобиля не каждому по карману. На уровне государства также возникнет вопрос, что делать со ставшими ненужными автомобилями. Если запрет будет введен в нескольких странах, можно их реализовать на рынках стран, не вводивших запрет, но, если большинство стран введёт запрет на ДВС, автомобили придётся утилизировать. Переделать их под электродвигатель очень трудоёмко и не выгодно. Не стоит забывать и о том, что вопрос с безопасной утилизацией аккумуляторов ещё не до конца решен.

Несмотря на все недостатки электроавтомобилизации, бедующее автомобилестроения за инновациями. Приоритетным направлением развития отечественной автомобильной отрасли согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025» является инновационное развитие, поскольку отрасль обладает «долгосрочным потенциалом создания добавленной стоимости на основе инновационных технологических решений»

Стратегии 2025 «Основной задачей государства в отношении автомобильной промышленности Российской Федерации является формирование высокотехнологичной и экспортоориентированной, устойчивой к внешним вызовам автомобильной отрасли, обладающей долгосрочным потенциалом создания добавленной стоимости на основе инновационных технологических решений» [13].

Современное отечественное автомобилестроение имеет достаточно скромные стратегические перспективы, поскольку не обладают преимуществом инновационно-сти, в отличии, например, от Китая, где активно распространяется концепция открытых инноваций, что подразумевает трансфер передовых технологий и приобретение производственных систем.

В условиях постоянного роста конкуренции инновации являются ключевым фактором успешной, устойчивой деятельности предприятия. Инновационно-инвестиционные стратегии рассчитаны на качественные изменения в деятельности предприятия как в производственной, так и социальной сфере [14]. Основными инструментами таких стратегий выступают новые идеи, прогрессивные технологии и организационные решения [15].

Лидерами среди отечественных компаний по применению технологических инноваций являются АвтоВАЗ (производство легковых автомобилей) и группа компаний ГАЗ (в области производства грузовых автомобилей). Остальные российские автопроизводители значительно уступают в данном направлении.

Официально опубликованную инвестиционно-инновационную стратегию развития из российских производителей имеет только АвтоВАЗ. Компания составила

паспорт инновационного развития в 2011 году на период до 2020 года. Согласно этому документу в качестве инновационных направлений выбраны: разработка перспективных силовых агрегатов, систем электрооборудования и новых материалов. Ведется работа и по обновлению оборудования и сокращению сроков на новые разработки.

Если исходить из направлений развития новых технологий, то в сфере экологич-ности «АвтоВАЗ» принимает участие в территориальном инновационном кластере «Поволжский автомобильный кластер» по направлению рециклинга транспортных средств, повышения экологичности их утилизации и снижения вредных выбросов; в сфере экономичности - разработка электрического транспорта совместно с фондом «Сколково». Также автозавод состоит в экспертном совете Технопарка «Жигулевская долина» по отбору и продвижению инновационных проектов [16].

К сожалению, инвестиционно-инновационные стратегии не являются популярным инструментом планирования деятельности предприятия, поскольку всё ещё считаются дополнительными. Это является причиной того, что потенциал новых технологий используется не в полном объеме, что усугубляет технологическое отставание и снижает конкурентоспособность.

Использование возможностей новых технологий на основе грамотной инвестиционно-инновационной стратегии может уже в среднесрочной перспективе принести увеличение стоимости ВВП и изменить отрасль автомобилестроения, снова определив его как вектор развития ближайших десятилетий, как это было во время IV технологической волны.

Библиографический список

1. Никулина О. В., Убогова Е. А. Перспективы внедрения технологических инноваций в практическую деятельность российских предприятий автомобильной промышленности // Инновации. - 2016. - №4 (210). - C. 64-70.

2. Delloite. Semiconductors - the Next Wave Opportunities and winning strategies for semiconductor companies // Delloite. - April 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/cn/Documents/ technology-media-telecommunications/deloitte-cn-tmt-semiconductors-the-next-wave-en-190422.pdf

3. Мнацаканова В.Г. Краткий обзор ключевых технологических инноваций автомобильной промышленности // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 1. -С. 345-362.

4. Загидуллина Г.М., Соболев Е.А. Технологические уклады, их роль и значение в развитии инновационной экономики России // Известия КазГАСУ. - 2014. - №4. - С. 348-355.

5. Мазурова O. В. Электромобили: проблемы и перспективы // Энергия: экономика, техника, экология. - 2019. - № 12. - С. 33-37.

6. Аналитический центр при Правительстве РФ. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Экология и экономика: динамика загрязнения атмосферы страны в преддверии ратификации Парижского соглашения. Выпуск №52. - Август 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/23713.pdf

7. Сабери Б. Современные тенденции развития автомобильной промышленности и перспективы российского автопрома // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2018. - №42. - С. 259-276.

8. Юзаева А.Г., Кукарцев В.В. Беспилотные автомобили: опасности и перспективы развития // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №12. - С. 120-122.

9. Акимкина Д.А. Сравнение стратегий развития автомобильной промышленности России на 2020 и 2025 гг. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. -Т. 15, № 7. - С. 1215-1237.

10. Фадеев А.С. Перспективы развития автомобилестроительного подкомплекса машиностроения РФ на основе нанотехнологий// В сб.: Научные основы современного прогресса. Сб. ст. межд. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 184-188.

11. Колосов С.В., Чуличков И.В., Чуличков В.В. Вопросы применения нанотехнологий в автомобилестроении //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. -С. 57-60.

12. Ходов Л.Г. Европа пересаживается на электромобили // Горизонты экономики. -2018. - № 6. - С. 136-140.

13. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р. // Министерство промышленности и торговли РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/32547/

14. Черемушкина И.В., Давыдова Е.Ю., Манилевич Н.Н. Инновационные и инвестиционные стратегии управления кризисо-устойчивым развитием фирм // Вестник ВГУИТ. -2015. - №3 (65).

15. Кремповая Н.Л., Кремповая М.К. Инновационно-инвестиционная стратегия как основной путь развития предприятий в России // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - №1 (34).

16. Паспорт «Программы инновационного развития ОАО «АВТОВАЗ». // АвтоВАЗ. -2011 г. - г. Тольятти. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.avtovaz.ru/files/passport-pir.pdf. 2011 год.

17. Кротов Д. Рынок электромобилей-2019 и прогнозы на 2020 год / Drom.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.drom.ru/info/misc/78049.html.

18. Продажи электромобилей в 2019 году — предварительные итоги [электронный ресурс] // CAR.RU. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://car.ru/news/research/64426-prodazhi-eielektromobiley-v-2019-godu-predvaritelnyie-itogi/

TRENDS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE AUTO INDUSTRY, TAKING INTO ACCOUNT THE INFLUENCE OF FACTORS OF INNOVATION

D.A. Akimkina, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher Central Economics and Mathematics Institute, RAS (Russia, Moscow)

Abstract. The transition of the global automotive industry to the fifth technological wave of innovation and the active introduction of technologies of the sixth wave have formed four directions for the development of new technologies in the automotive industry. The review of the technological dimensions of each direction defines the areas of R&D that domestic automakers need to work on. The constantly growing competition in the field of technologies of the Fifth and sixth technological waves requires domestic automotive companies to develop investment and innovation strategies.

Keywords: technological wave of innovation, automotive industry, technological innovation, development strategy, investment strategy, electric car.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.