Стремительное развитие производства автомобилей на альтернативном топливе в КНР
10 лет
журналу
53
I
С.Л. Сазонов, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока
РАН (ИДВ РАН), к.э.н.,
Чэнь Сяо (КНР), аспирантка ИДВ РАН
Стремительное экономическое развитие Китая в течение трех последних десятилетий привело к многократному увеличению потребления энергетических ресурсов, и в первую очередь нефти. Значительный рост доходов населения страны стимулировал резкий рост объемов производства и продаж автомобилей, особенно в крупных городах Китая, причем сегодня руководство КНР признает, что эра автомобилей с двигателем внутреннего сгорания подходит к концу. Эти факторы обусловили не только сильную зависимость страны от импорта нефтепродуктов, но и обострили экологическую ситуацию в мегаполисах КНР. Осознавая глобальные вызовы, правительство страны разработало программу развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики, направленную на создание инновационного транспортного парка и соответствующей инфраструктуры нового поколения.
__Ключевые слова:
Китай, энергетическая безопасность, загрязнение окружающей среды, энергосбережение, новая энергетика, альтернативная энергетика, гибридные автомобили, электромобили, совершенствование технологий, налоговые льготы, транспортная инфраструктура, дотация.
огласно оценкам Министерства промышленности и информации КНР, в 2017 г. около 60 % всего объема производимых в стране бензина и дизельного топлива использовались в сфере автомобильного транспорта. В условиях постоянного роста числа производимых в Китае автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) их парк в 2020 г. превысит 210 млн единиц. Столь быстрый прирост количества автомобилей приведет к усилению зависимости КНР от импорта сырой нефти, которая в начале XXI века составляла лишь 10 % от всего объема добываемой в Китае нефти и стремительно возросла до 67 % в 2017 г.,
а по оценкам китайских экспертов, еще подскочит до 70 % в 2020 г. (по зависимости от иностранных поставок нефтепродуктов КНР уже сегодня является бесспорным лидером).
В 2017 г. атмосфера в 170 крупнейших городах КНР не соответствовала экологическим нормам, а основным источником (до 85 %) загрязнения воздушной среды явились автомобили с ДВС, чьи выбросы в атмосферу соединений углерода, свинца, фтора, серы и азота вдвое превышали объемы подобных выбросов промышленных предприятий мегаполисов. Все это негативно сказывается на окружающей среде и на людях. Сегодня жители Пекина и других
мегаполисов проводят целые дни в респираторных масках, если им приходится находиться на улице, а бывают дни, когда ничего не видно на расстоянии вытянутой руки.
В целях спасения экологии страны и снижения степени зависимости Китая от внешних поставок нефтепродуктов Государственный совет КНР в 2016 г. принял «Программу по развитию энергетики и сокращению выбросов соединений углерода на период 2016-2020 гг.», которая ставит главной целью достижение резкого увеличения доли использования возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны к 2020 г., когда эта доля должна составить до 20 % в 2020 г. (с последующим ростом до 35...40 % в 2050 г.), а объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП в 2030 г. должен уменьшиться на 60.65 % по сравнению с этим показателем в 2005 г. [1].
Сегодня в Китае работа по защите экологии, окружающей среды и ликвидации негативного ущерба от антропогенных загрязнений, вызванных выбросами от автомобилей с ДВС, набирает обороты, что было отмечено в конце декабря 2017 г. на Центральной конференции по экономической работе в Пекине. В ноябре 2017 г. правительство КНР ограничило на 10 % продажи дизельных автомобилей с высокими объемами выбросов серы, а в начале декабря 2017 г. руководство страны заявило, что в Китае вводятся более строгие ограничения по вредным антропогенным выбросам у автомобилей с ДВС1. В результате 1 января 2018 г. китайский автопром прекратил производство 553 моделей автомобилей из-за введения нового стандарта по экологии
1. Экологические стандарты были разработаны и утверждены Министерством промышленности и информатизации КНР и это касается не только китайских автомобильных производителей, но также и совместных предприятий, созданных китайскими автогигантами, такими как Chery, FAW-Volkswagen, Beijing Benz Automotive и Dongfeng Motor Corporation.
транспортных средств, а Министерство по вопросам экологии КНР (Ministry of Environmental Protection - MEP) наложило штраф в размере 31,7 млн юаней (4,9 млн долл. США) на двух китайских автомобильных производителей в провинции Шаньдун за производство 318 дизельных грузовиков, чьи выбросы не соответствовали экологическим стандартам [2].
В начале 13-й пятилетки руководство КНР стало ясно отдавать себе отчет в том, что предыдущая эра использования автомобилей с ДВС подходит к концу. Во-первых, многие страны в 2017 г. выступили с заявлением, что в период с 2025 по 2040 г. они прекращают производство автомобилей, использующих двигатели внутреннего сгорания, и переходят на выпуск экологически чистых автомобилей, работающих на альтернативных (не загрязняющие окружающую среду) источниках энергии. Некоторые страны Европы, например, Норвегия и Нидерланды, намерены уже в 2025 г. отказаться от производства автомобилей с дизельными и газовыми двигателями, Германия и Индия собираются это сделать в 2030 г., а Великобритания и Франция готовы отказаться от производства автомобилей с ДВС в 2040 г. [3].
В 2015 г. обнародованный Государственным советом КНР план «Сделано в Китае 2025» ставит главной целью превращение КНР в современную инновационную державу, а средством достижения этой цели станет развитие стратегических отраслей промышленности, отличающихся высоким уровнем передовых высокотехнологических разработок, в число которых входит и такая отрасль, как производство автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (АИАИЭ). Китайское руководство, понимая, что в наши дни практически нет технологического отставания КНР от развитых стран в области разработки двигателей, использующих альтернативные
источники энергии, и аккумуляторных батарей, также решило установить срок прекращения производства автомобилей с ДВС и ускорить НИОКР в области нового поколения АИАИЭ. В сентябре 2017 г. Министерство промышленности и информационных технологий КНР объявило, что правительство страны рассматривает вопрос о планируемой дате прекращения производства автомобилей с ДВС. Выступая в прошлом году на Международном автосалоне во Франкфурте, председатель правления корпорации Great Wall Motor Co. Вэй Цзяньцзюнь заявил, что «уже к 2040 г. Китай может прекратить производство автомобилей, использующих традиционные виды топлива» [4].
В конце января 2018 г. на совещании по ежегодному докладу о работе правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул, что следует всемерно развивать политику открытости и реформ и формировать более конкурентоспособную и инновационную экономику, важнейшим драйвером которой является разработка и производство высокотехнологичных автомобилей, использующих альтернативные источники энергии [5]. Главная цель прекращения производства автомобилей с ДВС и ускоренного развития инновационных технологий для создания лучших образцов АИАИЭ состоит в том, чтобы обойти своих западных конкурентов в разработке и производстве автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, и занять на мировом рынке значительную долю по продажам высокотехнологичных транспортных средств с высокой добавленной стоимостью (до 50 %). Это является экономической сутью новой политики Китая в области развития национальной отрасли производства инновационных автомобилей.
Причем огромные объемы инвестиций, направляемые Китаем на разработку АИАИЭ, наличие значительной
производственной автомобилестроительной базы, емкого внутреннего рынка уже позволили Китаю занять одно из первых мест в гонке за лидерство в области производства экологичных автомобилей. В январе 2018 г. парк китайских автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, уже равнялся 1,72 млн единиц - в их числе около 1,5 млн электромобилей, которые используются более чем в 130 городах 16 провинций Китая [6, 7], что составляет более 50 % от общего числа АИАИЭ в мире [8]. Кроме того, Китай является бесспорным мировым лидером по объемам как производства, так и продаж этого типа автомобилей, а также по числу электрозарядных станций, установленных по всей стране.
Китайская корпорация BYD три года подряд возглавляет список крупнейших производителей автомобилей, использующих альтернативные источники энергии: объемы продаж компанией АИАИЭ в 2014 г. составили 67,1 тыс. единиц, в 2015 г. - 114,3 тыс. и в 2016 г. - 243,5 тыс. Причем электромобили корпорации уже сегодня способны преодолевать расстояние в 200...400 км на одной зарядке. В 2020 г. корпорация намерена реализовать около 500 тыс. этих автомобилей. BYD поставляет свои АИАИЭ в 50 стран мира, уже построила производственные мощности в США, Бразилии, Венгрии и Франции [9].
Цель стратегии руководства КНР по развитию АИАИЭ на среднесрочную и долгосрочную перспективы определяется положением современного Китая в мировой экономике, характеризуемым достигнутым в предыдущие годы уровнем развития инноваций и конкурентоспособности, являющихся главным фактором глобальной эффективности китайских производителей автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, как на национальном, так и на международном автомобильных рынках.
10 лет
журналу
55
Еще с 2009 г. правительство КНР приступило к разработке планов развития производства автомобилей, использующих альтернативные источники энергии. Планы создания новой отрасли по производству АИАИЭ получили конкретизацию и правительственную поддержку, когда в мае 2011 г. Государственный совет КНР принял «Программу развития автомобилестроения на основе новой энергетики энергосбережения на период 2011-2020 гг.», которая была дополнена решением Госсовета КНР от 17 июня 2013 г. «О плане развития производства автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, на период 2013-2020 гг.» Программа и план были нацелены на создание производственной площадки для разработки и последующего производства АИАИЭ на базе нескольких ведущих автомобильных концернов, которые смогут к 2020 г. обеспечить ежегодный выпуск 1 млн экологичных автомобилей. Кроме этого, было запланировано развивать мощности еще двух-трех средних автомобильных компаний с ежегодным объемом
производства по 300.500 тыс. ед. АИАИЭ с тем, чтобы в 2020 г. объем производства и продаж китайских автомобилей, использующих АИЭ, мог бы приблизиться к отметке в 2 млн ед. (причем доля электромобилей в этом парке была определена в 70.80 %, доля продаж АИАИЭ должна составить в 2020 г. около 5 % от общего объема продаж автомобилей на внутреннем рынке Китая), а размер парка АИАИЭ должен составить 5 млн [10]. В 2025 г. объем производства АИАИЭ должен составить 15. 20 % общего объема продаж автомобилей в КНР и в 2030 г. от 40 до 50 % [11]. 27 декабря 2017 г. Государственный комитет по делам развития и реформ Госсовета КНР (ГКРР) принял постановление «Об ускорении развития девяти ключевых отраслей промышленности на период 2018-2020 гг., обеспечивающих превращение Китая в мировую инновационную державу». Одной из ведущих отраслей промышленности должно стать автомобилестроение, производственные мощности которого позволят обеспечивать выпуск инновационных АИАИЭ.
Рис. 1. Пять отраслей экономики Китая с наибольшими объемами инвестиций частных компаний и венчурных фондов,2[14] в 2017 г. (млрд долл. США)
2. Венчурный капитал ^С) представляет собой разновидность частного капитала, предоставляемого крупными компаниями либо инвестиционными (венчурные) фондами предприятиям, которые занимаются перспективными инновационными разработками, демонстрируют высокую доходность и стремятся занять доминирующую долю на международных рынках соответствующих товаров с высокой добавленной стоимостью (например, от 30 до 50 %).
В ходе 10-й и 11-й пятилеток КНР инвестировала более 900 млрд юаней в разработку энергосберегающих автомобилей. Китайские специалисты получили около 600 патентов на свои разработки в этой области, включая технологии производства аккумуляторных батарей и электрозарядных станций. В 2016 г. Госсовет КНР своим решением «О стимулировании инновационных разработок на крупных государственных предприятиях» обязал выделять до 1,4 % от общего объема прибыли госпредприятий на финансирование НИОКР. В период 2015-2018 гг. объемы инвестиций, направленных на НИОКР в области АИАИЭ, резко возросли и превысили сумму в 1 трлн юаней (150 млрд долл.), более 130 млрд юаней были инвестированы в рамках НИОКР в производство инновационных аккумуляторных батарей нового поколения [12, 13].
Правительство Китая стремится диверсифицировать источники финансирования новой отрасли производства АИАИЭ (рис. 1), в первую очередь, за счет привлечения зарубежных инвестиций и создания благоприятных условий для участия частного капитала. С этой целью китайские власти создают льготные условия для прихода зарубежного и частного капитала (в виде модели государственно-частного партнерства) в современные отрасли промышленности, создающие инновационную продукцию.
Сегодня Китай активно расширяет производство электромобилей, автомобилей на водородном топливе и
со смешанным источником питания (гибридные автомобили)3, а также разрабатывает технологию производства автомобилей, использующих солнечную энергию, этанол, метанол, биотопливо и т.п. [15]. Программа амбициозна по своим целям - к 2020 г. Китай должен стать мировым лидером по объемам производства и продаж АИАИЭ и довести до 30 % китайскую долю инновационных АИАИЭ в общем объеме мирового производства.
27 декабря 2017 г. ГКРР принял постановление «Об ускорении развития девяти ключевых отраслей промышленности на период 2018-2020 гг., обеспечивающих превращение Китая в мировую инновационную страну». В перечне ведущих отраслей промышленности были отмечены автомобилестроение, производственные мощности которого позволят обеспечивать выпуск АИАИЭ, и производство инновационных аккумуляторных батарей. Согласно докладу Китайской ассоциации автомобильных производителей (КААП), в 2015 г. около 70 китайских автомобильных производителей было занято в сфере разработки и производства АИАИЭ, а в 2017 г. это число возросло до 200 [16].
С 2009 г. китайское правительство запустило программу финансирования производства и продаж автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, определив размер субсидий для разных категорий электромобилей и гибридных автомоби-лей4, а с 2012 г. муниципальным властям было предоставлено право выделять дотации покупателям гибридных автомобилей в размере до 40 тыс. юаней,
10 лет
журналу
57
3. ЭМ (EV) - автомобили с нулевым уровнем выбросов. Данный тип машин делится на следующие: автомобили с питанием от аккумуляторов (BEV) и автомобили, заряжающиеся от водородных топливных ячеек (FCEV). Гибридные автомобили различаются: гибридный автомобиль (HEV) и подзаряжаемый гибрид (PHEV).
4. Программа определяла следующие размеры дотаций: на легковые автомобили и мини-фургоны - по 3 тыс. юаней (440 долл.) на каждый Вт/ч аккумуляторной батареи, но не более 50 тыс. юаней (7 тыс. долл.) на каждый гибридный автомобиль; на электромобиль не более 120 тыс. юаней; на электромобили с топливными элементами -360 тыс. юаней; на городские автобусы длиной от 10 м и больше - максимум 80 тыс. юаней (12 тыс. долл.); на каждый гибридный автобус, оборудованный свинцово-кислотными аккумуляторами, - максимум 420 тыс. юаней (62 тыс. долл.); на гибридный автобус с никель-металл-гидридными (NiMH) и литий-ионными (Li-ion) аккумуляторными батареями - максимум 450 тыс. юаней (73 тыс. долл.); для автобуса на полной электрической тяге - максимум 500 тыс. юаней. Правительство оставило право снижать размеры дотаций автомобильным производителям, как только объем продаж новых моделей превысит 50 тыс. ед.
а электромобилей - до 60 тыс. юаней из средств местных бюджетов. В 2013 г. эта программа, срок действия которой был определен до 2018 г., была распространена на 50 городов Китая, а дотации теперь стали предоставляться не только покупателям, но и компаниям, производящим автомобили на альтернативных источниках энергии [17]. В итоге, в период с 2009 по 2014 г. общие расходы на дотирование продавцов и покупателей автомобилей этого типа составили 33,4 млрд юаней.
В начале 2014 г. решением Государственного совета КНР местные власти были наделены правом освобождать автовладельцев АИАИЭ от выплаты 50 % суммы налога с продаж на транспортные средства, и в том же году около 43 тыс. покупателей таких машин воспользовались этой льготой [18]. В начале 2015 г. все АИАИЭ решением Министерства финансов КНР были освобождены от уплаты транспортного налога в полном объеме, а с июля 2015-го все покупатели электромобилей полностью освобождались от налога с продаж, а покупатели гибридных автомобилей оплачивали лишь 50 % этого налога вплоть до конца 2017 г., после чего по инициативе Министерства финансов эта налоговая скидка была продлена [19] до конца 2020 г. Также обе категории покупателей были освобождены от оплаты муниципальных парковок.
С 2015 г. дополнительные дотации поступали и от местных властей, а их размеры варьировались от 10 до 60 тыс. юаней, однако в конце 2017 г. Министерство финансов своим решением отменило эти местные доплаты, поскольку перешло к системе дотационного финансирования из средств госбюджета. Также в конце 2014 г. Госсовет КНР принял решение о постепенном снижении дотаций производителям АИАИЭ на 15 % в 2015 г., на 10 % в 2016-м и на 10 % в 2017-м, и далее по 5 % ежегодно вплоть до 2020 года [20]. Первоначально
максимальный размер дотаций в денежном выражении при покупке ЭМ равнялся 120 тыс. юаней, затем этот размер в 2016 г. был сокращен до 90 тыс. юаней, а в 2017 г. составлял 60 тыс. юаней [21]. В одном только 2015 г. общие расходы на дотационное стимулирование производства автомобилей, использующих АИЭ, подскочили до 59 млрд юаней [22], в 2016 г. выросли до 83 млрд юаней, а в 2017-м - до 86 млрд юаней [23]. В 2020 г. китайское правительство запланировало полную отмену этих субсидий, однако будут оставаться преференции для владельцев АИАИЭ при проезде по платным автомобильным магистралям, пользовании муниципальными парковочными местами и стоянками, оплате налогов, а также в виде снижения ввозных пошлин и субсидирования автомобильного кредитования. Например, в сентябре 2017 г. центральные банки Китая объявили о новой кредитной политике, которая позволяет покупателям АИАИЭ беспрепятственно брать кредит в любом банке на максимальную сумму, покрывающую до 85 % стоимости автомобиля, использующего АИЭ (на автомобиль с ДВС кредит покрывает до 80 % стоимости), а при покупке коммерческих автомобилей максимальный размер кредита был определен в 75 % для АИАИЭ и 70 % для автомобилей с ДВС [24].
Для обеспечения роста объемов продаж автомобилей, использующих АИЭ, 27 июля 2015 г. Госсовет КНР принял закон, обязывающий органы государственной и исполнительной власти, муниципалитеты городов и общественные организации при заключении контрактов на приобретение автомобилей для служебного пользования предусматривать в общем объеме закупок автотранспортных средств 30%-ю квоту на электромобили, а в августе 2016 г. поднял размер этой квоты до 60 %. Начиная с 2010 г. в целях привлечения на китайский рынок современного
технологичного оборудования для производства АИАИЭ правительство КНР обнулило ставки импортных пошлин на такое оборудование. Это решение действовало на протяжении последних 8 лет и позволило за это время производителям «зеленых» автомобилей сэкономить более 32 млрд юаней. С конца 2017 г. Министерство финансов дополнило эту льготу, освободив импортеров инновационного оборудования для производства АИАИЭ от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), что, по мнению специалистов, позволит китайским производителям автомобилей на АИЭ дополнительно получить 2,3 млрд юаней (350 млн долл.) для развития технологических разработок [25].
С 2015 г. правительство Китая ввело дополнительные меры по поддержке производства АИАИЭ, которые были привязаны к величине пробега нового автомобиля на одной заправке. Китайские производители электромобилей, способных совершить пробег 100...150 км, 150...250 км и свыше 350 км без перезарядки, получали субсидии от государства в размере 20, 36 и 44 тыс. юаней соответственно. Однако в конце 2017 г. Министерство финансов КНР пересмотрело эти нормативы и учредило новую систему субсидирования производства автомобилей, использующих АИЭ. С этого года новые автомобили с пробегом на одной зарядке 100.150 км лишаются государственного субсидирования, для машин с пробегом 150.250 км государственные дотации сокращаются на 40 % до размера в 20 тыс. юаней, а для производителей новых АИАИЭ с пробегом на одной зарядке свыше 350 км государственные субсидии были увеличены с 44 до 50 тыс. юаней [26]. Кроме того, правительство КНР с нового года отменило все дотации, предоставляемые провинциальными (местные) властями производителям АИАИЭ, размер которых доходил до 50 % всего объема
государственного (центральное) субсидирования.
В сентябре 2017 г. Министерство промышленности и информационных технологий КНР обнародовало распоряжение, которое с 1 апреля 2018 г. определяет минимальный уровень объема продаж АИАИЭ для выполнения важной задачи сокращения объемов выброса вредных веществ автомобилями с ДВС. Китайские автопроизводители, чей годовой объем продажа автомобилей с ДВС на внутреннем рынке составлял более 30 тыс. автомобилей (либо объем импорта превышал 30 тыс. таких автомобилей), в следующем году должны обеспечить свои продажи АИАИЭ в объеме не менее 10 % от общего числа проданных автомобилей (либо общего числа импортируемых автомобилей), а в 2020 г. этот показатель будет увеличен до 12 %.
Первоначально в проекте распоряжения Министерства промышленности и информационных технологий КНР исходной базой был объем производства в 50 тыс. автомобилей с ДВС, однако в целях расширения охвата китайских автопроизводителей и стимулирования их большего числа к увеличению продаж АИАИЭ базовый показатель был снижен до 30 тыс. единиц и из проекта был изъят показатель в 8 % на 2018 г. Производители, которые не смогут обеспечить выполнение перечисленных показателей, должны приобретать соответствующие квоты у других китайских автопроизводителей АИАИЭ, в противном случае правительство будет налагать на них штрафные санкции [27].
18 января 2018 г. Министерство финансов и Министерство промышленности и информатизации Китая в совместном заявлении указали, что субсидии для автомобилей, работающих на новых источниках энергии, станут сокращаться и окончательно будут отменены к концу 2020 г. Министерства пришли к единому мнению
10 лет
журналу
59
относительно проекта плана и 18 января 2018 г. представили его на окончательное одобрение Госсовета КНР. Проект плана не содержит конкретных цифр и показателей о величине планирующихся сокращений дотаций, но в нем отмечается, что действие права на получение субсидий для АИАИЭ будет продлено на срок около полугода в 2018 г. В плане отмечается, что сокращение субсидий приведет к более быстрому исчезновению небольших и неконкурентоспособных компаний по производству АИАИЭ, однако не окажет значительного влияния на крупные отраслевые автосборочные предприятия.
Некоторые китайские аналитики в рассуждениях о сроках окончания государственной поддержки промышленности АИАИЭ полагают, что лишь при достижении показателя минимальных объемов продаж АИАИЭ в размере 30 % от всего объема продаж автомобилей в КНР можно постепенно отменять государственную систему субсидирования автомобилей, использующих альтернативные источники энергии [28]. Причем переход китайской промышленности к полному производству
автомобилей, использующих АИЭ, не будет происходить в один момент и означать отказ от использования автомобилей с ДВС. Скорее всего резкое сокращение традиционных бензиновых автомобилей будет наблюдаться в китайских мегаполисах, однако в средних и малых городах, в сельской местности, где не вводились ограничительные меры на покупки автомобилей с ДВС, процесс внедрения экологически чистого автомобильного транспорта будет достаточно продолжительным.
По мнению специалистов Китайской ассоциации автомобильных производителей, сельские жители и жители небольших городов в ближайшие 5-10 лет станут основными потребителями традиционных автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами, поддерживая тем самым развитие традиционного китайского автопрома. Однако, когда весь парк автомобилей с ДВС (а это более 350-400 млн единиц) через 15-20 лет будет заменен на АИАИЭ, это позволит Китаю сэкономить до 500 млрд л бензина и дизельного топлива, резко снизить зависимость страны от импорта углеводородного сырья
Рис. 2. Рост объемов продаж автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (электромобили и гибридные автомобили), в Китае за период 2011-2017 гг. (тыс. ед.) [30]
и кардинально улучшить экологическую обстановку в крупных городах КНР.
По мере развития технологий производства инновационных аккумуляторных батарей в последние годы дальность поездки китайских автомобилей на одной зарядке постепенно увеличивается. В 2017 г. на автомобильном салоне в Женеве был показан электромобиль компании BYD ТесЬгикБ, который был способен при скорости в 85 км/ч преодолеть 250 км, а электромобиль под маркой Еи220 компании ВА1С мог преодолеть расстояние в 300 км без подзарядки со скоростью более 100 км/ч [29]. В том же году на автомобильном салоне в Гуанчжоу китайский автопроизводитель СЬегу представил электромобиль 3Х, который поступит в продажу в Китае в 2018 г. Кроссовер на электрическом приводе способен при полной зарядке проехать более 350 км, а при отличном дорожном покрытии - и около 450 км.
Особенно бурный рост объемов производства и продаж автомобилей, использующих АИЭ (рис. 2), начался в 2015 г., когда выпуск электромобилей и гибридных автомобилей по сравнению с предыдущим годом вырос почти в 4,5 раза. В следующем 2016 г. на долю Китая стало приходиться около 50 % мирового производства экологически чистых автомобилей, благодаря чему он опередил США и Европу и стал мировым лидером в этой области [31]. В 2016 г. в Китае на долю автомобилей, использующих альтернативные виды энергии, пришлось около 2 % всего объема продаж легковых автомобилей (причем на долю электромобилей пришлось 80 % всего объема продаж «зеленых» автомобилей в КНР), в странах Евросоюза - 1,2 %, в США - 1,4 % [32]. В том же году около 75 % всех продаж АИАИЭ были совершены в китайских мегаполисах, где действовала система ограничений на приобретение автомобилей с ДВС.
В Китае общее потребление электроэнергии автомобилями, использующими АИЭ, в 2016 г. превысило 1,4 млрд кВт/ч, что обеспечило экономию более 420 тыс. т бензина и дизельного топлива [33]. Уже в августе 2017 г. общий парк АИАИЭ в КНР перешагнул рубеж в 1 млн ед. В их числе 625 тыс. электромобилей и 193 тыс. гибридных автомобилей (рис. 3) [34]. По заявлению министра промышленности и информатизации КНР Мяо Вэя, сделанному во время проведения форума China EV100-2018 (Пекин, январь, 2018 г.), в Китае в 2017 г. было произведено 794 тыс. АИАИЭ, что составило 2,7 % всего объема производства автомобилей в стране. Объем продаж составил 777 тыс. автомобилей (рост на 53,3 % по сравнению с 2016 г.), и Китай третий год подряд занимает первое место в мире по производству АИАИЭ (таблица). Председатель Китайской ассоциации автопроизводителей Дун Ян полагает, что в 2018 г. рост производства АИАИЭ составит около 40 % и приблизится к отметке в 1 млн единиц [35], а в 2020 г. ожидается, что объем реализации этих автомобилей превысит 2 млн единиц [36].
В Китае крупные автомобилестроительные корпорации на основе государственно-частного партнерства расширяют масштабы НИОКР в области создания нового поколения АИАИЭ, а также активизируют привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий с передовыми западными компаниями, являющимися лидерами в сфере развития технологий для производства автомобилей на новых источниках энергии. 2 декабря 2017 г. три крупных китайских автопроизводителя - корпорации FAW, Dongfeng Motor Corporation и Changan Аutomobile - в г. Ухань (административный центр провинции Ху-бэй) с целью внедрения на мировой рынок новых автотранспортных средств
10 лет
журналу
61
Рис. 3. Пятерка наиболее продаваемых в КНР моделей автомобилей, использующих АИЭ (электромобили и гибридные автомобили), за период январь - август 2017 г. (ед.) [37]
Планы по созданию парка электромобилей (ЭМ) в 2020 г. по странам [38]
Страны Размер парка ЭМ в 2015 г., тыс. ед. Планы размера парка ЭМ в 2020 г., млн ед. Доля ЭМ в общем объеме проданных автомобилей в 2016-2020 гг., %
Китай 312,3 4,6 6
Австрия 5,3 0,2 13
Дания 8,1 0,2 23
Франция 54,3 2,0 20
Германия 49,2 1,0 6
Индия 6,0 0,1 2
Ирландия 2,0 0,1 8
Япония 126,4 1,0 4
Нидерланды 87,5 0,3 10
Португалия 2,0 0,2 22
Республика Корея 4,3 0,2 4
Испания 6,0 0,2 3
Велико британия 49,7 1,6 14
США 101,0 1,2 6
Итого по всем странам 814,1 12,9 -
заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в области разработки инновационных автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, создания производственно-сбытовых цепочек высокотехнологичной продукции и перехода к новым моделям бизнеса в части расширения международной сети послепродажного обслуживания. В соответствии с заключенным соглашением корпорации совместно создадут инновационный центр по развитию перспективных технологий в области новых источников энергии.
Позднее в январе 2018 г. 21 компания, занимающаяся производством автомобилей (среди которых такие гиганты как FAW Group, BAIC Motor Corp, Dongfeng Motor Corporation, Chongqing Changan Automobile, Guangzhou Automobile Group, Geely Auto), совместно с крупнейшими операторами мобильной связи (China Mobile и China Unicom) и лидером мирового каршеринга корпорацией Didi Chuxing договорились о создании совместного предприятия с капиталом в 1 млрд юаней (152 млн долл.) для разработки встраиваемых систем искусственного интеллекта в линейке вновь создаваемых электромобилей5. 5 июля 2017 г. китайская автомобилестроительная компания Beijing Automotive Group (BAIC Group) подписала соглашение с немецким концерном Daimler Group о создании совместного предприятия под маркой Beijing Benz Automotive Co. Обе стороны намерены инвестировать 5 млрд юаней (735 млн долл.) в создание
5. Сегодня в Китае ведется широкая работа по разработке подобных систем. Среди основных направлений можно отметить разработку лазерных сканеров для определения возникающих перед автомобилем объектов и местоположения соседних машин, радаров, камер с ультразвуковыми датчиками, необходимых для контроля за движением и считывания дорожных знаков и указателей, которые будут монтироваться на лобовое стекло. В перспективе автомобили будут оборудоваться автономными дублирующими системами, например, аварийного торможения в случае потери контроля управления водителем в экстремальных ситуациях.
в 2020 г. в Пекине производственной площадки по сборке электромобилей и выпуску аккумуляторных батарей, разработанных по технологиям немецкой концепции «Индустрия 4,0», предусматривающей использование преимуществ Интернета и обработку большого массива данных (Big Data) для самостоятельного поиска путей повышения технических характеристик, снижения затрат при производстве «умных» АИАИЭ, адаптации под новые потребности и запросы китайских потребителей [39].
В начале 2018 г. американский автомобильный концерн Ford объявил о создании СП с китайской компанией Anhui Zotye Automobile с целью производства и продаж в Китае в 2025 г. 15 новых моделей АИАИЭ, а американская компания Tesla намерена к 2020 г. построить в Шанхае завод по производству автомобилей на новых источниках энергии, который через пять лет будет производить более 20 различных типов ЭМ в Китае. Немецкая корпорация Mercedes-Benz совместно с китайской компанией BAIC Group намерена в 2020 г. начать в Китае массовое производство электромобилей EQ, полагая, что китайский рынок АИАИЭ является самым перспективным для Mercedes-Benz в сегменте производства «зеленых» автомобилей [40].
Сегодня китайские компании уже накопили определенный опыт в производстве АИАИЭ и выходят на мировые рынки этих транспортных средств. Один из китайских лидеров в этой области компания BYD (Build Your Dreams) намерена запустить в американском городе Ланкастер (Калифорния) производство электробусов. Для этого она расширяет производственную базу в Ланкастере до 138 тыс. м2 и намерена в ближайшие годы ежегодно производить до 1,5 тыс. автобусов на электрической тяге и необходимые для них металлофосфатные аккумуляторные батареи (обеспечивают на одной зарядке
10 лет
журналу
63
пробег электробуса до 300 км), заняв 30 % рынка продаж этого вида автомобилей в Северной Америке [41]. Компания BYD в 2017 г. также экспортировала партию в 50 электробусов в Аргентину и построила в городах Комаром (Венгрия) и Ванкувер (Канала) заводы по производству электробусов, которые будут ежегодно выпускать до 400 и 700 автобусов на электрической тяге соответственно. Сегодня автобусы на электрической тяге производства компании BYD используются более чем в 200 городах 50 стран мира [42].
С тех пор, как в 1886 г. был произведен первый в мире автомобиль, автомобильная промышленность еще никогда не сталкивалась с такими грандиозными изменениями, как сегодня. Появляются «умные», обладающие контактом с интернетом и навыком беспилотного вождения автомобили нового поколения. 15 января 2018 г. Государственный комитет по делам развития и реформ КНР опубликовал проект «Стратегии инновационного развития производства интеллектуальных транспортных средств», которая ставит задачу развития технологий искусственного интеллекта и Big Data (большие данные) для повышения конкурентоспособности на мировом рынке китайских автомобилей на новых источниках энергии.
Сегодня в Китае практически все крупные автопроизводители стремятся не упустить шанс занять заметное место не только на будущем рынке продаж высокотехнологичных АИАИЭ с высокой добавленной стоимостью, но и на не менее перспективном мировом рынке технологий полуавтоматического и автоматического вождения автомобиля, а также инновационного программного обеспечения с интегрированной возможностью автономного вождения без участия водителя. В стране уже практически разработаны автомобили, оснащенные автопилотом, работающим в полуавтоматическом режиме (в КНР
для полуавтоматического режима по степени автономности управления введены три уровня или классификатора системы вождения), а сами машины оборудуются разного рода датчиками и камерами видеофиксации и слежения, компьютерными модулями, которые анализируют складывающуюся на дороге обстановку и автоматически управляют автомобилем. Это относится к таким функциям как обеспечение автономного режима беспилотного управления на небольших скоростях и возможность беспилотного перестроения даже при наличии слепых зон, способность распознавать возникающие перекрестки, пешеходов, разметку автотрассы, траекторию дороги, другие транспортные средства на пути, привлечение внимания водителя и осуществление автоматического экстренного торможения в случае опасности, автоматическая парковка автомобиля и т.п. - иными словами все от ключа зажигания до умеренного автономного вождения.
Автомобили, которым станут присваивать уровни 4 и 5 (или классификатор), еще находятся в стадии доработки и будут запущены в эксплуатацию в 2022-2025 гг. Они будут отличаться полностью автономным вождением при любых скоростях, причем автономная система автомобиля будет способна в процессе эксплуатации к самообучению - компьютер системы соберет и обработает данные о дорожной обстановке и отправит их на центральный сервер автопроизводителя, который будет вырабатывать и посылать обратно обновленные программы и алгоритмы действий для автономной системы вождения автомобиля. В результате подобного обмена информацией система автономного беспилотного вождения будет постоянно улучшаться и совершенствоваться.
Ведущие китайские автопроизводители FAW Group и Hongqi к 2025 г. намерены запустить в эксплуатацию
17 и 14 новых моделей электромобилей соответственно, которые смогут осуществлять пробег до 600 км без дозаряд-ки. Модели, которые будут выпускаться в 2020 г. (примерно по 100 тыс. автомобилей у каждого из указанных производителей), будут оснащены системами беспилотного вождения 3-го уровня, в 2025 г. (по 300 тыс.) - системами автономного «умного» вождения 4-го уровня и в 2035 г. (по 500 тыс.) - системами автономного вождения 5-го уровня [43].
Китайская компания Baidu в последние годы вышла в мировые лидеры в области разработки систем автоматического управления и в январе 2018 г. на Международной выставке достижений в сфере электронных систем в Лас-Вегасе объявила об обновлении своей платформы Apollo 2.0, призванной в сотрудничестве с китайскими автопроизводителями JAC Motors и BAIC Motor в 2020 г. наладить производство беспилотных автомобилей 3-го уровня. Не отстает от нее и компания SAIC Motor, которая совместно с компанией Intel разрабатывает систему беспилотного вождения 3-го уровня, основанную на технологии «Мобильный глаз» (Mobil-eye technology) [44]. Ведущая компания Китая по производству средних и легких грузовиков FAW Jiefang (в 2017 г. объем продаж составил 291 тыс. единиц, а план производства на 2018 г. -319,8 тыс.) намерена в середине текущего года приступить к продажам тяжелого грузовика Jiefang-J7 с пятью функциями интеллектуального вождения: распознавание светофоров и препятствий, обгон, следование за автомобилем, дистанционное управление [45].
В начале 2018 г. в Китае развернулось строительство научно-производственных центров по разработке инновационных технологий для беспилотных автомобилей, оборудованных системами искусственного интеллекта. В январе 2018 г. в г. Чунцин начал функционировать промышленно-
технологический Центр цифровой экономики «Лянцзян», где уже разрабатываются 34 проекта с объемом капиталовложений на общую сумму 18,3 млрд юаней, а инвесторами являются ведущие предприятия в отраслях цифровой экономики и экономики больших данных, разработки технологий для производства АИАИЭ, интеллектуализации и интернета. Согласно плану, в 2020 г. число зарегистрированных в данном центре предприятий должно превысить 3 тыс., а годовой объем производства достигнет 50 млрд юаней [46].
В г. Ухань (пров. Хубэй), в котором находятся основные заводы корпорации Dongfeng Motor Corporation, входящей в «Большую Четверку» ведущих китайских автопроизводителей, началось строительство Центра разработки технологий водородных аккумуляторных батарей, которые дешевле, менее габаритны, более эффективны и надежны по сравнению со стандартными батареями. В них используются пластины из гидрида кальция. Общий объем инвестиций в создание Центра оценивается в 11,5 млрд юаней (1,75 млрд долл.) и планируется, что в технологических разработках Центра примут участие около 100 производителей АИАИЭ [47]. В 2018-2020 гг. в Ухане будет построено 20 водородных заправочных станций для обеспечения заправки более 3 тыс. автомобилей, использующих этот вид топлива. К 2025 г. Ухань превратится в мировой центр производства водородных аккумуляторных батарей, число заправок увеличится до 100, а объем производства 2-3 крупнейших китайских производителей водородных аккумуляторных батарей для АИАИЭ составит 100 млрд юаней (15,6 млрд долл.) [48].
В конце 2017 г. мэрия Пекина обратилась в Министерство промышленности и информационных технологий КНР с просьбой об организации Центра
10 лет
журналу
65
инновационных технологии для разработки электромобилей, гибридного транспорта и искусственного интеллек-66 та для беспилотных автомобилей и по-
лучила разрешение на его создание [49]. Вслед за разрешением о создании Центра городские власти Пекина утвердили «Руководство по ускорению дорожных испытаний беспилотных автомобилей», согласно которому в столице будет создан специальный участок автомобильной магистрали для тестирования «умных» автомобилей. Результаты тестирования будут применяться на главных магистралях города и их ответвлениях, а также на перекрестках, где установлены светофоры [50]. В январе 2018 г. в районе Ич-жуан на юго-востоке Пекина началось строительство автоматизированной автомобильной дороги для тестирования беспилотных автомобилей. Одновременно выполняются работы по адаптации магистрали к новым условиям вождения, чтобы автоматические самоуправляемые автомобили смогли легко идентифицировать дорожные сигналы, знаки и разметки на шоссе.
Сегодня техника беспилотного вождения набирает популярность среди жителей столицы6, однако в процессе тестирования, вне зависимости от того, способно ли пассажирское транспортное средство двигаться без участия водителя, присутствие опытного инструктора в салоне обязательно на случай возможных непредвиденных обстоятельств. В тестируемых автомобилях компаний BYD, СЬегу и ВА1С
6.В Китае сегодня активно разрабатываются и внедряются беспилотные системы и на других видах транспорта. В конце декабря 2017 г. на линии метрополитена Яньфан (протяженность 14,4 км) начали эксплуатироваться китайские, полностью автоматизированные беспилотные поезда, которые развивают скорость до 80 км/ч, а автоматика отправляет составы, открывает и закрывает двери. Но в составах, по-прежнему, находятся машинисты на случай экстренной ситуации. В январе 2018 г. китайские компании BYD и Huawei в г. Иньчуань (административный центр Нинся-Хуэй-ского автономного района) представили отечественную беспилотную монорельсовую транспортную систему «Юньгуй» («Облачный рельс»).
установлены технические устройства по контролю и управлению автомобилем. Они оборудованы системами для визуализации окружающей среды с использованием метода двойной видеокамеры (система Velodyne LiDAR), радаром миллиметрового диапазона и соответствующим оборудованием для обработки поступающих данных [51]. Маршруты движения имеют повороты и участки для разворотов, вся трасса оборудована светофорами, а автомобили во время тестирования развивают скорость до 60 км/ч [52].
В настоящее время компании кар-шеринга Didi, Baidu и JD.com намерены подать заявки на участие своих автомобилей в тестировании, а в начале этого года базирующаяся в Пекине корпорация BAIC Motor заявила, что в 2019-2020 гг. намерена запустить в производство первую модель электромобиля, способного двигаться без участия водителя [53]. 18 января 2018 г. в районе Дацзу г. Чунцин началось строительство первой в Китае крупной комплексной экспериментальной базы для испытания автомобилей, оборудованных системами искусственного интеллекта. Общая площадь экспериментальной базы, которая будет запущена в эксплуатацию через год, составит 245 га, а общая протяженность испытательной трассы превысит 50 км [54].
В конце прошлого года был сдан в тестовую эксплуатацию самый большой в мире автоматизированный контейнерный терминал - 4-я очередь шанхайского глубоководного порта «Яншань», который оснащен полностью автоматизированным оборудованием и автоматизированной системой управления и способен обрабатывать до 15 млн контейнеров. Именно здесь в январе 2018 г. начались испытания полностью автоматизированного беспилотного грузовика-погрузчика для перевозки контейнеров по зонам проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовик, разработанный Shanghai Zhenhua Heavy Industry и китайским стартапом Westwell Lab. (Шанхай), оборудован шестью камерами слежения, радаром миллиметрового диапазона, который определяет местоположение объектов путем измерения отражения излучаемых радиоволн, и автоматическим навигатором. Его длина составляет 18 м, он способен самостоятельно выбирать самый удобный маршрут перевозки контейнеров по портовой территории со скоростью 30 км/ч, умеет объезжать препятствия и избегать аварийных ситуаций благодаря встроенным системам экстренного торможения. По словам китайских инженеров, новый грузовик является транспортным средством со «100%-й безопасностью». Грузовик работает 24 часа в сутки и способен увеличить эффективность работы порта на 50 %.
К примеру, для порта средних размеров с ежегодным объемом обработки контейнеров в 2 млн единиц для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ требуется около 200 грузовиков-погрузчиков (с четырьмя водителями для каждого), а ежегодная зарплата каждого китайского водителя такого погрузчика составляет от 60 тыс. юаней (9 372 долл.) до 120 тыс. Министерство транспорта КНР намерено постепенно начать внедрение подобных грузовиков-погрузчиков в ведущих китайских портах - Чжухай (пров. Гуандун), Тяньцзинь, Циндао (пров. Шаньдун) [55] и др.
Согласно утвержденному в апреле 2017 г. постановлению Государственного Совета КНР «О развитии инновационных автомобилей, оборудованных системой автоматического управления», базовая платформа для производства беспилотных автомобилей в Китае должна быть создана в 2020 г., а в 2025 г. 80 % производимых новых инновационных АИАИЭ «должны обладать функциями, обеспечивающими автономное вождение» [56]. В конце января 2018 г.
Государственный комитет по делам развития и реформ Госсовета КНР объявил, что обнародует трехлетний план действий по развитию для автомобилей с искусственным интеллектом таких технологий как чипы и автоматические системы управления [57].
Согласно международным оценкам, в 2030 г. парк трех ведущих мировых рынков беспилотных автомобилей КНР, США и стран Евросоюза будет насчитывать 81 млн личных автомобилей, причем на Китай будет приходиться большая часть (около 40 %) мирового парка беспилотных автомобилей, или, согласно оценкам компании PwC (Price waterhouseCo oper s), являющейся одной из ведущих мировых компаний по предоставлению услуг консалтинга и аудита, около 36 млн единиц [58]. Причем, судя по опросам, проведенным международной консалтинговой компании McKinsey (специализируется на решении задач, связанных со стратегическим управлением), в крупнейших городах Китая около 60 % респондентов были уверены, что их семьи будут пользоваться беспилотными автомашинами, тогда как показатель опроса в США выявил лишь 43 % положительных ответа, в Германии - 31 % [59].
Принятая Государственным советом КНР «Программа развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики (2011-2020)» призвана ориентировать автомобильную отрасль КНР на переход к массовому производству принципиально нового вида автомобилей, стимулировать инновационный прорыв в смежных отраслях, создавая там новые рабочие места, а также постепенно ослаблять негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды. Эта Программа в начале года была дополнена не менее амбициозным планом правительства КНР [60] - Госсовет объявил, что в 2020 г. не менее 50 % всего объема продаж новых автомобилей,
10 лет
журналу
67
использующих альтернативные источники энергии, должны приходиться на «умные» автомобили, оснащенные технологиями частичного или полностью беспилотного вождения, а в 2025 г. этот показатель должен возрасти до 80 % [61].
В 2016 г. рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) промышленности КНР составил 6 %, а в 2017-м он увеличился на 6,6 %. Согласно данным ГСУ КНР, этот прирост в значительной степени был обеспечен резким ростом ВВП, созданного в высокотехнологичных и инновационных отраслях промышленности, в число которых входят производство автомобилей, использующих АИЭ (рост ВВП на 51,1 %), средств промышленной робототехники (рост на 68,1 %), оборудования для получения солнечной энергии (рост на 38 %), интегральных схем (рост на 18,2 %) [62].
Заключение
Бурное развитие производства автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, не только генерирует значительный мультипликативный эффект в сопряженных отраслях промышленности, но и становится одним из важнейших драйверов инновационного развития
китайской промышленности. Опираясь на накопленный технологический и интеллектуальный потенциал в рамках совершенствования систем искусственного интеллекта для нового поколения «умных» автомобилей, передовые китайские производители АИАИЭ генерируют инновационные разработки, которые становятся инструментом технологического развития и других отраслей народного хозяйства КНР в рамках цифровой экономики. Рост объемов производства и, как следствие, парка экологически чистых и энергосберегающих автомобилей решает и другие важнейшие социально-экономические задачи, требующие незамедлительного внимания.
Увеличение объемов производства инновационных электромобилей и гибридных автомобилей позволит Китаю повысить долю возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны, существенно снизить свою зависимость от импорта нефтепродуктов, обеспечить завоевание значительной доли мирового рынка продаж АИАИЭ с высокой добавленной стоимостью и решить одну из главнейших задач, поставленную руководством Китая, - резко сократить уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и значительно улучшить экологическую обстановку в стране.
Литература
1. China's endeavor to build clean, beautiful country contributes to global ecological development. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/201712/17/ WS5a365d8ba3108bc8c67351df.html.
2. China punishes automakers for environmental offences. URL: http://www.chinadaily. com.cn/a/ 201801/14/WS5a5a3b12a3102c394518f0aa.html.
3. Wu Yiyao (China Daily). E-car segment revs up to push throttle full forward. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/motoring/2017-10/09/content_33013486.htm.
4. Wang Cong. No more fossil-fuel cars. China to phase out traditional autos, seek NEV dominance. URL: http://www.globaltimes.cn/content/1066280.shtml (Source: Global Times Published: 2017/9/13).
5. Premier Li stresses innovative capacity and competitiveness of economy. URL:
http://www. chinadaily.com.cn/a/201801/25/WS5a69561ca3106e7dcc1368c5.html.
6. Seek Technological Revolution. URL: http://www.bjreview.com/Business/201707/ t20170701_ 800099431.html.
7. Li Fusheng, Hao Yan. Sector predicts slower moving sales growth in current year // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/15/WS5a5c42a5a3102c394518f479. html.
8. China's new energy vehicle industry on fast lane for growth. URL: http://www.chma. org.cn/ business/2017-09/02/content_41520400.htm.
9. Chu Daye. Chinese NEV firms feeling bullish. URL: Source: Global Times. Published: 2017/10/10.
10. Чжоу Чэнси. Синьнэнюань цичэ тупо фачжань (Прорыв в развитии новых энергетических транспортных средств) // Ежемесячный журнал Министерства транспорта КНР МММ (Цичэ юньшу - Автомобильный транспорт). - 2018. - № 3. - С. 38-44.
11. Го Сяогэ, Чжао Вэнься. Цзян синьнэнюань цичэ фачжань тишэн чжи чжань-люе гаоду (Разработка автомобилей на новых источниках энергии выходит на новый стратегический уровень) // ШХШ
(Чжунго гунлу - Китайские дороги) - 2017. - № 5. - С. 4-10.
12. Li Fusheng. New energy vehicles - a case of too many, too soon? // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2017-10/30/content_33878738.htm
13. Chinese electric vehicle market sees more investment. URL: http://en.people.cn/ n3/2017/1103/c90000-9288416.html.
14. Infographics: Private Equity/Venture Capital Investment. URL: http://www. bjreview. com.cn/Business/201708/t20170827_800103169.html; China to give foreign businesses better access to financial, auto industries. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-11/09/ content_34327992.htm.
15. Zheng Xin, Zou Shuo. China planning nationwide use of biofuel by 2020 // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-09/14/content_31972205.htm.
16. Hao Yan. Chinese auto market braces for speed hump // China Daily. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/201712/25/WS5a405a49a31008cf16da33bd.html.
17. Experts eye Tesla to spur China's electric vehicle market. URL: http://www.globaltimes. cn/ content/840481.shtml#.UvFBdfl_sps (Дата обращения: 24.09.2017).
18. 42,800 new-energy vehicles exempt from purchase tax. URL: http://www.china.org. cn/ business/2015-02/19/content_34858227.htm.
19. China extends purchase tax exemption for new energy vehicles. URL: http://www. china.org. cn/business/2017-12/28/content_50172104.htm.
20. Чжан Чэн. Цуцзинь синьнэнюань цичэ фачжань (Стимулировать развитие автомобилей, использующих новые виды энергии) // {Й^Йь/Ш^^^М (Чжунго гунлу - Китайские дороги). - 2016. - № 1. - С. 48-49.
21. New energy vehicle, IT shares drive profit growth. URL: http://www.chinadaily.com. cn/business/2018-02/12/content_28543941.htm.
22. Синьнэнюань цичэ бутэ баньфа фабу, ань чжунян 50 % чжисин (Субсидии на автомобили на новых источниках энергии на 50 % финансируются за счет средств центрального банка) // Mb/^ttW^^' '
(Цичэ юньшу - Автомобильный транспорт). - 2017. - № 12. - С. 12.
23. Li Fusheng. New energy vehicles - a case of too many, too soon? // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2017-10/30/content_33878738. htm.
24. Продажи автомобилей на новых источниках энергии удвоились в октябре с.г. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-11/11/content_50057743.htm;
10 лет
журналу
69
New energy vehicle market continues expansion in 2017. URL: http://www.china.org.cn/ business/2018-01/12/content_ 50218469.htm.
25. China renews tax exemption to encourage technology imports. URL: http://www. chinadaily. com.cn/business/tech/2017-11/16/content_34596819.htm.
26. New energy car sales rev up. URL: http://www.china.org.cn/business/2017-12/20/ content_ 50113190.htm.
27. Ma Si, Cheng Yu. Rules set new targets for NEVs // China Daily. URL: http://www. chinadaily. com.cn/business/motoring/2017-09/29/content_32626296.htm.
28. Electric car industry shares boom on government plan. URL: http://en.ce.cn/main/ latest/201709/ 12/t20170912_25909094.shtml.
29. Li Fusheng. China slams the brakes on new energy vehicle cheats // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/motoring/2017-02/06/content_28111037. htm; Competition to drive stability. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/ motoring/2017-02/13/ content_28178788.htm.
30. Хаоигэ 2017 паньдянь 2017 нянь цзяотун юньшу ханэ дашицзянь (Хроника основных событий в транспортной отрасли в 2017 г.) // ^—
Ш (Чжунго гунлу - Китайские дороги). - 2018. - № 2. - С. 2-7.
31. Battery technology steering e-car sales. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/ motoring/2017-08/09/content_30382027.htm.
32. China to quadruple new energy vehicle production by 2020. URL: http://www.chma. org.cn/ business/2017-01/16/content_40108844.htm; Yang Zhongyang. Quality Essential for New-Energy Vehicle Sales. China's NEV market grows fast. URL: http://www.bjreview.com/ 0pinion/201703/t20170313_800090982.html.
33. China to build more charging points for electric vehicles. URL: http://www.china.org. cn/china/ 2017-02/10/content_40260230.htm.
34. China has one million new energy vehicles. URL: http://www.china.org.cn/ business/2017-08/14/content_41404392.htm.
35. Li Fusheng. Hao Yan Sector predicts slower moving sales growth in current year // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/15/WS5a5c42a5a3102c394518f479. html; Дяньли фачжань «Шисаньу» гуйхуа фабу, дали туйдун синьнэнюань фачжань (Расширение использования новых источников энергии в плане развития энергетики в период 13-й пятилетки) // Чжунго чжэнцюаньбао (Журнал ценных бумаг Китая). -2018. - № 2. - С. 35-36.
36. New energy vehicle market continues expansion in 2017. URL: http://www.china.org. cn/business/ 2018-01/12/content_50218469.htm.
37. Li Fusheng. Customers charged up about new choices for electric cars // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/motoring/2017-09/25/content_32446029. htm.
38. Ли Сюэсун. Чжунго синьнэнюань цичэ 2020 нянь цзяню фэйюэ фачжань (В период до 2020 г, будет продолжаться процесс стремительного развития китайских автомобилей, использующих новые источники энергии //
2020^^ ЧК^М (Чжунго гунлу - Китайские дороги). - 2018. - № 1. - С. 2-6.
39. German, Chinese carmakers to build e-vehicle production base (Beijing Economic Technological Development Area). URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/bda/2017-07/11/content_ 30082795.htm.
40. Китай повлияет на структуру мирового рынка автомобилей на новых источниках энергии. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0922/c31518-9272594.html.
41. BYD chases 30 % of e-bus market in North America. URL: http://china.org.cn/ business/2017-10/12/content_41720392.htm.
42. Chinese firm BYD opens electric bus factory in Hungary. URL: http://www.chinadaily. com.cn/ business/motoring/2017-04/05/content_28794281.htm.
43. China carmaker FAW to roll out 17 models by 2025. URL: http://www.chinadaily. com.cn/ a/201801/10/WS5a557a0ea3102e5b17371cd4.html.
44. Li Fusheng. Ministry drafts policies to promote self-driving vehicles // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/22/WS5a6568c6a3106e7dcc135c03.html.
45. В 2017 году продажи грузовиков китайского производства «Цзэфан» установили новый рекорд. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2018-01/23/ content_50280972.htm.
46. В Чунцине начал действовать индустриальный парк цифровой экономики «Лянцзян». URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0122/c31518-9417895.html.
47. Wuhan to house China's first industry park for developing hydrogen fuel cells. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/201712/24/WS5a3f7cc4a31008cf16da3260.html.
48. «Hydrogen city» to be built in central China. URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/201801/22/ WS5a65538ba3106e7dcc135b88.html.
49. China to build national NEV technological innovation center. URL: http://www. china.org.cn/ business/2018-01/22/content_50270701.htm.
50. Столица Китая создаст первое специальное шоссе для проведения тестов беспилотных автомобилей. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2018-01/06/ content_50198324.htm.
51. Бэйцзин шифань лушан дэ ляндянь (Демонстрационная дорога в Пекине) // ^ ^ЖТЁ (Чжунго гунлу - Китайские дороги). - 2018. - № 3. - С. 9-10.
52. Beijing launches testing base for autopilot cars. URL: http://www.chinadaily.com. cn/a/201801/ 02/WS5a4b278da31008cf16da4a96.html.
53. China electric carmaker eyes autopilot model in 2019. URL: http://www.chinadaily. com.cn/a/ 201801/12/WS5a582ab1a3102c394518ed4c.html.
54. В Китае началось строительство первой в стране комплексной экспериментальной базы с интеллектуальной автомобильной сетью. URL: http://russian.people. com.cn/n3/2018/0119/ c31517-9317481.html.
55. Chai Hua. Self-driving freight transport makes a debut at Zhuhai Port // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/24/WS5a67ca0fa3106e7dcc136208.html.
56. Цзоу Чансэн. Синьнэнюань цичэ цзишэн шицзэ дии тидуй, цзишу чуансинь ши гуаньцзянь (Автомобили на новых источниках энергии становятся главным звеном в области мировых технологических инноваций) //
(Чжунго гунлу - Китайские дороги). - 2017. - № 7.
- С. 40.
57. Китай планирует индустриализировать технологию «умных» автомобилей. URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2018/0123/c31518-9418837.html.
58. Capital releases nation's first guide for self-driving vehicles on roads. URL: http:// en.ce.cn/main/latest/201712/19/t20171219_27314779.shtml.
59. Jing Shuiyu. China becoming focus of global automobile sector // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/03/WS5a4c2f00a31008cf16da4c1c.html.
60. National rules drafted for car tests. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/23/ WS5a 6681d3a3106e7dcc135dde.html.
61. Rearview mirror: Car industry's hot topics in 2017. Report: The future is clean and clever. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201801/08/WS5a52ff5da31008cf16da5bb2_5. html.
62. New sectors accelerate China's industrial growth in 2017. URL: http://www.china.org. cn/ business/2018-01/18/content_50241745.htm.
10 лет
журналу
71