Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»'

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СТОМАТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секретёва Анна Олеговна, Агасарян Нелли Кареновна

Ежегодно из высших учебных учреждений России выпускаются тысячи специалистов-стоматологов, готовых оказывать профессиональную помощь в лечении заболеваний полости рта на высшем уровне. Тенденции развития медицины и науки диктуют нам быть гибкими и разносторонне развитыми в вопросах создания оптимальной программы подготовки выпускников по специальности «стоматология». Стоматолог -врач, которому необходимы не только знания об органах ротовой полости и умения определять причину стоматологического заболевания, но и способности проводить диагностику по заболеваниям, расположенных на стыке нескольких специальностей, основываясь на общем состоянии организма. В связи с этим чрезвычайно важно вводить в учебную программу такие дисциплины, как медицинская реабилитация, позволяющая своими методами помогать врачу-стоматологу устранять причины, провоцирующие ряд стоматологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секретёва Анна Олеговна, Агасарян Нелли Кареновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF THE MODERN GRADUATE TRAINING PROGRAM IN THE SPECIALTY “DENTISTRY”

Every year thousands of dental specialists graduate from higher educational institutions in Russia. They are ready to provide professional assistance in the treatment of oral diseases at the highest level. Trends in the development of medicine and science dictate us to be flexible and versatile in creating an optimal program for training graduates in the «dentistry» specialty. A dentist is a doctor who needs not only knowledge about the organs of the oral cavity and the ability to determine the cause of a dental disease, but also who is able to diagnose related diseases that occur at the junction of several specialties, based on the general condition of the body. Thus, it is extremely important to introduce into the program such disciplines as medical rehabilitation, which allows helping dentists eliminate the causes that provoke a number of dental problems.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»»

УДК 378.141.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-251-256

ББК 51+74.484

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»

TRENDS OF THE MODERN GRADUATE TRAINING PROGRAM IN THE SPECIALTY "DENTISTRY"

Секретёва Анна Олеговна

Студент, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова E-mail: sekreteva97@mail.ru

Sekreteva Anna O.

Student, A. I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry E-mail: sekreteva97@maiL.ru

Агасарян Нелли Кареновна

Студент, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова E-mail: nelli.agasaryan@mail.ru

Agasaryan Nelly K.

Student, A. I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry E-mail: neLLi.agasaryan@maiL.ru

Аннотация. Ежегодно из высших учебных учреждений России выпускаются тысячи специалистов-стоматологов, готовых оказывать профессиональную помощь в лечении заболеваний полости рта на высшем уровне. Тенденции развития медицины и науки диктуют нам быть гибкими и разносторонне развитыми в вопросах создания оптимальной программы подготовки выпускников по специальности «стоматология». Стоматолог -врач, которому необходимы не только знания об органах ротовой полости и умения определять

Abstract. Every year thousands of dental specialists graduate from higher educational institutions in Russia. They are ready to provide professional assistance in the treatment of oral diseases at the highest Level. Trends in the development of medicine and science dictate us to be flexibLe and versatiLe in creating an optimaL program for training graduates in the «dentistry» speciaLty. A dentist is a doctor who needs not onLy knowLedge about the organs of the oraL cavity and the abiLity to

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Секретёва А. О., Агасарян Н. К., 2021

причину стоматологического заболевания, но и способности проводить диагностику по заболеваниям, расположенных на стыке нескольких специальностей, основываясь на общем состоянии организма. В связи с этим чрезвычайно важно вводить в учебную программу такие дисциплины, как медицинская реабилитация, позволяющая своими методами помогать врачу-стоматологу устранять причины, провоцирующие ряд стоматологических проблем.

Ключевые слова: учебные программы, подготовка специалистов, стоматология, медицинская реабилитация, педагогика, сфера деятельности.

В настоящее время современное общество заинтересовано в повышении качества профессиональной деятельности специалистов, от которых зависит благосостояния общества [1-3]. Для этого периодически в соответствии с изменениями в мире и появлениями новых требований к профессиональной деятельности программа образования также претерпевает необходимые изменения. Каждое образовательное учреждение несет ответственность за качественное обучение студентов и уровень профессионализма своих выпускников. Поэтому важно вовремя обновлять содержание учебной программы, которая должна отражать в себе самые актуальные знания и исследования по конкретной специальности.

Мир движется вперед, наблюдается развитие технологий, поэтому возникают закономерные преобразования и в учебном процессе будущих специалистов, от которых будет зависеть и уровень благополучия социума [4]. В настоящее время уделяется большое внимание развитию интеллекта обучающихся, их творческой мысли, важны также и способности каждого студента к проявлению нравственности, ответственности, к пониманию общественных потребностей, желание самосовершенствоваться, что является очень важным атрибутом, от которого зависит сохранение профессионализма на протяжении всей трудовой деятельности [5; 6].

Это должен понимать и каждый преподаватель. Важно, чтобы в своей работе он стремился обеспечить личностное и профессиональное развитие студентов. Таким образом, следует не только прививать учащимся знания по выбранной специальности, но и вовлекать их в научно-исследовательскую работу. Это позволит им руководствоваться инновациями в своей будущей деятельности и создаст условия для осознания важности периодического повышения своей квалификации, уже будучи специалистами в своем деле [7; 8].

Все вышеизложенное объясняет актуальность поисков путей повышения эффективности процесса повышения образовательного процесса, учитывающего также и

determine the cause of a dental disease, but also who is able to diagnose related diseases that occur at the junction of several specialties, based on the general condition of the body. Thus, it is extremely important to introduce into the program such disciplines as medical rehabilitation, which allows helping dentists eliminate the causes that provoke a number of dental problems.

Keywords: academic programs, training of specialists, dentistry, medical rehabilitation, pedagogy, field of activity.

индивидуальные запросы студентов, которые в большинстве своем мечтают постигать в том числе и все самое актуальное, что существует в мире в рамках выбранной ими профессии. В результате своевременно внедренных новых методов и технологий в образование в вузе выпускники получат соответствующие знания, что будет иметь практическое значение для здравоохранения в целом. Конечно, важна и согласованность преподавателей и студентов, важно, чтобы каждый преподаватель умел видеть конечную цель, замечать уже имеющиеся черты профессионализма в каждом учащемся и пытаться довести знания до высокого уровня [9].

В жизни людей все профессии важны, но здоровье всегда занимало одну из высоких ступеней в благополучии общества. Большую роль в этом играют и врачи-стоматологи. Так, в связи с важностью оказания профессиональной помощи в лечении заболеваний полости рта образование специалистов должно соответствовать уровню развития современной науки, что, в свою очередь, диктует свои тенденции изменения системы подготовки новых кадров. Ввиду этого в одном из ведущих вузов страны МГМСУ им А. И. Евдокимова своевременно были внедрены новшества в образовательный процесс.

Заметим, что в последнее время все чаще приходится сталкиваться с явлением намеренного ограничения сферы деятельности стоматологов, особенно со стороны самих пациентов. Профессия стоматолога незаслуженно ассоциируется исключительно с «зубными» проблемами, хотя часто, как известно всем практикующим врачам, пациенты, которые приходят на прием, имеют заболевания на стыке нескольких медицинских специальностей. Каждый врач ежедневно слышит одну из распространенных жалоб - «боль». Также данная жалоба является критерием, по которому больные оценивают уровень мастерства: как быстро врач выявил причину неприятных ощущений и как скоро избавил от боли. И если с клинической картиной глубокого кариеса, пульпита, периодонтита прекрасно ознакомлен любой успешно практикующий врач, то с диагностикой причин болей в остальных областях полости рта или лица могут возникнуть затруднения, как, например, при постановке верного диагноза пациенту с нетипичной клинической картиной болевого синдрома в области лица, причиной которого может быть миофасциаль-ный болевой синдром. Исходя из этого рождается проблема постановки верного диагноза пациенту. Также необходимо помнить, что грамотный врач должен дать и правильные рекомендации по профилактике и лечению возможно выявленного «не только стоматологического» заболевания и назначить консультацию нужного специалиста.

Поэтому профессия стоматолога многими недооценена и незаслуженно воспринимается как лечение только «зубов и десен».

Конечно, данному мнению есть несколько объяснений.

Во-первых, с лингвистической точки зрения это может быть связано с этимологией слова «стоматолог», которое обязано своим происхождением древнегреческому языку (stoma 'рот' + logos 'учение'). Таким образом, стоматолог - врач, занимающийся лечением полости рта, а не только зубами как самостоятельными органами.

Однако термин «стоматолог» используется в меньшинстве европейских языков (русском, хорватском, боснийском), в то время как в подавляющем большинстве стран врачей нашей специальности именуют «зубным врачом» (dentiste (франц.), dentist (англ.),

der Zahnarzt (нем. der Zahn 'зуб', der Arzt 'врач'); зъболекар (болг.) и т. д.). Возникает неверная коннотация термина.

Во-вторых, из истории медицины известно, что стоматология как самостоятельная врачебная отрасль возникла относительно недавно, взяв свои истоки от цирюльничест-ва, что также может вызывать неверно сложившийся образ врача.

В-третьих, нельзя отрицать повсеместное, ставшее таким привычным влияние СМИ и социальных сетей, которые массово пропагандируют «красивые картинки» белоснежных улыбок, оставляя за кадром реальную сферу стоматологии. Все это ведет к ограничению сферы деятельности, появлению новых узких «специальностей внутри специальности», что также способствует и запоздалому обращению пациентов к нужному специалисту и постановке неверного диагноза.

Заметим, что отечественная система высшего медицинского образования всегда не только включала медицинские науки, но также обеспечивала студентов общегуманитарными и общенаучными знаниями [10]. Подобный исторически сложившийся порядок разностороннего преподавания закладывает нужную тенденцию к постоянному пересмотру программы высшего образования в сфере стоматологии в пользу расширения знаний и умений будущих врачей.

Несколько лет назад в образовательный процесс МГМСУ им. А. И. Евдокимова был введен курс медицинской реабилитации для студентов стоматологического факультета. Знания, полученные на данной кафедре, позволяют студентам ориентироваться в диагностике и реабилитации многих заболеваний, которые они учатся предотвращать и корректировать с помощью средств медицинской реабилитации. К тому же это позволяет более грамотно рассматривать заболевания челюстно-лицевой области, более глубоко осознавать то, насколько важно правильно ставить любую пломбу с учетом окклюзионных взаимодействий и понимать, к развитию каких патологий приведет в дальнейшем у пациента нарушение даже одного «окклюзионного ключа». Будущие стоматологи узнают, что после их профессиональных манипуляций пациенту могут потребоваться реабилитационные мероприятия для улучшения его качества жизни.

Также взаимодействие образовательного процесса стоматологов с кафедрой медицинской реабилитации позволило расширить научно-исследовательскую деятельность в области реабилитации больных с патологией челюстно-лицевой системы и профессиональных заболеваний врачей-стоматологов.

Следует отметить, что становление студента как профессионала стоит рассматривать не только на стадии обучения в вузе, но и учитывать формирование личности [11]. Высшее образование - это некое формообразование личности, которое определяет траекторию будущего развития студента-стоматолога как активно практикующего специалиста.

В связи с объективными данными о высоком числе абитуриентов медицинских университетов растет и конкуренция в профессиональной сфере среди выпускников-специалистов. Поэтому задача вуза также состоит в подготовке конкурентоспособных кадров, обладающих достаточно обширными знаниями и современными методиками диагностики и лечения заболеваний [12].

Таким образом, правильное решение по поводу тесного сотрудничества коллектива кафедры медицинской реабилитации и студентов стоматологического факультета способствуют формированию врача-стоматолога, обладающего высокой квалификацией.

Список литературы

1. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга): моногр. Изд. 2-е, испр. СПб.: Астерион, 2015. 386 с.

2. Метляева Т. В., Мастренко Ю. П., Раменская Д. И. Имидж выпускника как фактор формирования его компетентности на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестн. Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2015. № 4 (31). С. 189-197.

3. Сластёнин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4-11.

4. Никульников В. С., Симонов Г. А. Роль информационных технологий в профессиональной подготовке студентов // Инновационные технологии в профессиональном образовании: моногр. Орел: Картуш, 2015. С. 5-27.

5. Хмызова Н. Г. Использование информационной среды для формирования научно-исследовательской компетенции у будущих педагогов профессионального обучения // Инновационные технологии в профессиональном образовании: моногр. Орел: Картуш, 2015. С. 46-62.

6. Юркова М. Г. Креативность личности как фактор формирования образа профессии как компонента профессионального самосознания в период обучения в вузе // Социальные и психологические проблемы современного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск: ВСИ МВД, 2018. С. 290-299.

7. Губарева Л. И., Баранова С. В. Инновационные методы обучения в образовании // Инновационные технологии в профессиональном образовании: моногр. Орел: Картуш, 2015. С. 5-27.

8. Лазарева В. Р. Личностно-ориентированное обучение в вузе // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвуз. сб. науч. тр. М., 2020. С. 111-115.

9. Корнеенков С. С. Основные принципы образования и интегральное обучение // Вестн. Тихоокеанского гос. эконом. ун-та. 2006. № 4 (40). С. 100-111.

10. Залилов Р. Ю. Университетское высшее медицинское образование в России: исто-рико-педагогический анализ // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 45-48.

11. Современные проблемы высшего медицинского образования. Ч. 1. Государственные стандарты высшего профессионального образования и высшее медицинское образование / С. В. Петров, А. В. Балахонов, М. Н. Молитвин, О. В. Фионик // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2006. Вып. 2. С. 129-136.

12. Рубцова О. А. Методические аспекты профессиональной ориентации в системе высшего образования // Вестник ОГУ. 2008. № 9 (91). С. 78-82.

References

1. Subetto A. I. Kachestvo nepreryvnogo obrazovaniya vRossiyskoy Federatsii:sostoyanie, tendentsii, problemy, prognozy (opyt monitoringa): monogr. St. Petersburg: Asterion, 2015. 386 p.

2. Metlyaeva T. V., Mastrenko Yu. P., Ramenskaya D. I. Imidzh vypusknika kak faktor formirovaniya ego kompetentnosti na rynke truda. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestn. Vladivostokskogo gos. un-ta ekonomiki i servisa. 2015, No. 4 (31), pp. 189-197.

3. Slastenin V. A. Kachestvo obrazovaniya kak sotsialno-pedagogicheskiy fenomen. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009, No. 1, pp. 4-11.

4. Nikulnikov V. S., Simonov G. A. Rol informatsionnykh tekhnologiy v professionalnoy podgotovke studentov. In: Innovatsionnye tekhnologii v professionalnom obrazovanii: monogr. Orel: Kartush, 2015. Pp. 5-27.

5. Khmyzova N. G. Ispolzovanie informatsionnoy sredy dlya formirovaniya nauchno-issledovatelskoy kompetentsii u budushchikh pedagogov professionalnogo obucheniya. In: Innovatsionnye tekhnologii vprofessionalnom obrazovanii: monogr. Orel: Kartush, 2015. Pp. 46-62.

6. Yurkova M. G. Kreativnost lichnosti kak faktor formirovaniya obraza professii kak komponenta professionalnogo samosoznaniya v period obucheniya v vuze. In: Sotsialnye i psikhologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Irkutsk: VSI MVD, 2018. Pp. 290-299.

7. Gubareva L. I., Baranova S. V. Innovatsionnye metody obucheniya v obrazovanii. In: Innovatsionnye tekhnologii vprofessionalnom obrazovanii: monogr. Orel: Kartush, 2015. Pp. 5-27.

8. Lazareva V. R. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v vuze. In: Sotsialnye i sotsialno-pedagogicheskie problemy: poiski i modeli resheniya. Moscow, 2020. Pp. 111-115.

9. Korneenkov S. S. Osnovnye printsipy obrazovaniya i integralnoe obuchenie. Vestn. Tikhookeanskogo gos. ekonom. un-ta. 2006, No. 4 (40), pp. 100-111.

10. Zalilov R. Yu. Universitetskoe vysshee meditsinskoe obrazovanie v Rossii: istoriko-pedagogicheskiy analiz. VestnikRUDN. Ser.:Psikhologiya ipedagogika. 2012, No. 2, pp. 45-48.

11. Petrov C. B., Balakhonov A. B., Molitvin M. H., Fionik O. B. Sovremennye problemy vysshego meditsinskogo obrazovaniya. Part 1. Gosudarstvennye standarty vysshego professionalnogo obrazovaniya i vysshee meditsinskoe obrazovanie. Vestn. S-Peterb. un-ta. Ser. 11. 2006. Iss. 2, pp. 129-136.

12. Rubtsova O. A. Metodicheskie aspekty professionalnoy orientatsii v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik OGU. 2008, No. 9 (91), pp. 78-82.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 23.10.2020 The article was received on 23.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.