Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В XX-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?'

ТЕНДЕНЦИИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В XX-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемиологический переход / эпидемиологическая революция / смертность / причины смерти / продолжительность жизни / международный классификатор болезней / epidemiological transition / epidemiological revolution / mortality / causes of death / life expectancy / international classifi cation of diseases

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кышпанаков Владимир Алексеевич

В статье дан анализ изменениям тенденций смертности в Хакасии на протяжении XX-первой четверти XXI в. Подчеркивается, что ключевую роль в изучении процессов смертности играет изучение ее причин, начало которому положил Дж. Граунт в XVII в. Дается описание погребально-поминальных обрядов у хакасов, которые своими корнями уходят в глубокое прошлое и были связаны с разного рода магическими и оккультными представлениями о смерти и загробном мире. Основываясь на концепции эпидемиологического перехода (А. Р. Омран), в статье показывается, что в рассматриваемом длительном хронологическом периоде в Хакасии произошли не только количественные изменения в смертности – переход от сверхвысокого ее уровня в начале XXв. к современному и росту продолжительности жизни, но и качественные изменения в структуре причин смерти. Однако Хакасия, идущая с некоторым отставанием от России по основным демографическим показателям, все еще находится на полпути второй демографической революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE MORTALITY RATE OF THE POPULATION OF KHAKASSIA IN THE XX – FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY: EVOLUTION OR REVOLUTION?

The article provides an analysis of changes in mortality trends in Khakassia during the 20th and fi rst quarter of the 21st century. It is emphasized that a key role in the study of mortality processes is played by the study of its causes, which was started by J. Graunt in the 17th century. A description is given of funeral and memorial rites among the Khakass, which have their roots in the deep past and were associated with various kinds of magical and occult ideas about death and the afterlife. Based on the concept of epidemiological transition (A. R. Omran), the article shows that in the long chronological period under consideration in Khakassia, not only quantitative changes in mortality occurred – a transition from its ultra-high level at the beginning of the 20th century. to modern times and increased life expectancy, but also qualitative changes in the structure of causes of death. However, Khakassia, which lags somewhat behind Russia in basic demographic indicators, is still halfway through the second demographic revolution.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В XX-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?»

УДК 314.14(571.513)"19/20" DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-6-20

В.А. Кышпанаков

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

ТЕНДЕНЦИИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В XX-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

В статье дан анализ изменениям тенденций смертности в Хакасии на протяжении XX-первой четверти XXI в. Подчеркивается, что ключевую роль в изучении процессов смертности играет изучение ее причин, начало которому положил Дж. Граунт в XVII в. Дается описание погребально-поминальных обрядов у хакасов, которые своими корнями уходят в глубокое прошлое и были связаны с разного рода магическими и оккультными представлениями о смерти и загробном мире. Основываясь на концепции эпидемиологического перехода (А. Р. Омран), в статье показывается, что в рассматриваемом длительном хронологическом периоде в Хакасии произошли не только количественные изменения в смертности - переход от сверхвысокого ее уровня в начале XXв. к современному и росту продолжительности жизни, но и качественные изменения в структуре причин смерти. Однако Хакасия, идущая с некоторым отставанием от России по основным демографическим показателям, все еще находится на полпути второй демографической революции.

Ключевые слова: эпидемиологический переход, эпидемиологическая революция, смертность, причины смерти, продолжительность жизни, международный классификатор болезней.

V. A. Kyshpanakov

Khakass State University named after N.F. Katanov

TRENDS IN THE MORTALITY RATE OF THE POPULATION OF KHAKASSIA IN THE XX - FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY: EVOLUTION OR REVOLUTION?

The article provides an analysis of changes in mortality trends in Khakassia during the 20th and first quarter of the 21st century. It is emphasized that a key role in the study of mortality processes is played by the study of its causes, which was started by J. Graunt in the 17th century. A description is given of funeral and memorial rites among the Khakass, which have their roots in the deep past and were associated with various kinds of magical and occult ideas about death and the afterlife. Based on the concept of epidemiological transition (A. R. Omran), the article shows that in the long chronological period under consideration in Khakassia, not only quantitative changes in mortality occurred - a transition from its ultra-high level at the beginning of the 20th century. to modern times and increased life expectancy, but also qualitative changes in the structure of causes of death. However, Khakassia, which lags somewhat behind Russia in basic demographic indicators, is still halfway through the second demographic revolution.

Key words: epidemiological transition, epidemiological revolution, mortality, causes of death, life expectancy, international classification of diseases.

Современная статистика причин смерти прошла длительный путь в своем развитии. Считается, что начало статистике смертности положил выход в свет книги английского галантерейщика по профессии и статистика по своим научным интересам Дж. Граунта - «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» в 1662 г.1 Граунт использовал для своих наблюдений и выводов бюллетени

'Дж. Граунт, Э. Галлей Начала статистики населения, медицинской статистики и математики страхового дела / Перевод О.Б. Шейнина. Берлин, 2005. 92 с.

о естественном движении населения Лондона, которые содержали определенную информацию о причинах смерти.

В той же Англии с середины XVI века стали вестись первые метрические книги, которые поначалу не содержали причин смерти человека. Впрочем, причины смерти могли быть определены лишь весьма приблизительно. Регулярные сведения о причинах и количестве умерших стали собирать в Швеции в XVIII веке («Табельная комиссия»)1.

В России сведения о возрасте, дате и причине смерти содержались в метрических книгах, введенных Петром I указами 1702 и 1722 гг. В эпоху Екатерины II приходские священники обязаны были заполнять специальные ведомости для представления их в Синод с пересылкой в российскую Академию Наук. Позднее соответствующие законы были приняты и для других конфессий: лютеран (1764 г.), католиков (1826 г.), мусульман (1828 г.) и иудеев (1835 г)2. Поскольку коренные жители Минусинского округа Енисейской губернии - хакасы, были к началу XX в. уже крещеными православными христианами3, то и сведения об их смерти заносились в третью часть метрических книг в соответствии с принятым в то время порядком регистрации актов гражданского состояния Русской православной церковью (рис. 1).

Рис. 1. Метрическая книга 1905 г. Часть третья.

Записи об умерших. Фото из свободного доступа

«Однако погребально-поминальные обряды хакасов вплоть до XX века, - как пишет В. Я. Бутанаев, - сохраняли свою древнюю основу. В целом погребально-поминальный комплекс един для всех хакасских этнических групп. В XIXв. практиковали

'Птуха М. В. Очерки по статистике населения. М.: Госстатиздат, 1960. 459 с.

2Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория: курс лекций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 53.

Завершающим годом официальной христианизации считается 1876 г., когда 15 июля того же года в р. Аскиз у одноименного села было проведено массовое крещение 3003 человек из числа «инородцев», в том числе и 612 шаманов / История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. - М.: Восточная литература, 1993. - С. 399.

два способа захоронений: воздушное (для шаманов) и грунтовое (основной вид погребений)1. При похоронах у хакасов значение имело социальное происхождение умершего, его возраст и пол. Эти данные также указывались в третьей части метрической книги в сведениях об умерших.

Рис. 1. Кладбище крещеных качинцев. Минусинский уезд, 1909-1910 гг. В.И. Анучин. Фото из архива Хакасского национального краеведческого музея

им. Л.Р. Кызласова.

Рис. 2. Надмогильная постройка на кладбище сагайцев. 1914 г. С.Д. Майнагашев. Фото из архива ХНКМ им. Л.Р. Кызласова

Современная статистика смертности прошла длительный путь развития. В большинстве стран мира принята стандартная система учета причин смерти. До Октябрьской

1Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. С. 168.

революции 1917 г. как уже говорилось выше, учетом смерти занималась в основном Русская православная церковь. С 1918 г. учетом демографических событий - рождаемости, смертности, браков и разводов, то есть актов гражданского состояния стали заниматься вновь создаваемые органы ЗАГСа, которые существуют и в настоящее время. Однако еще некоторое время после окончания Гражданской войны в России в отдаленных и национальных районах существовал своеобразный переходный период регистрации этих актов, когда рождения и смерти регистрировались в местных органах власти, обычно, в сельских Советах. Нередко свидетельства о рождении выдавались местными органами ЗАГСа много позднее, уже по справке сельсоветов.

Ключевую роль в понимании в понимании и объяснении причин смертности играет статистика причин смерти. По мере ее развития совершенствовались и методы обработки числа умерших, начиная от первых таблиц смертности, построенных Дж. Граунтом в его упомянутой выше книге.

Без анализа причин смерти невозможно понять и объяснить тенденции смертности, а для более детального изучения причин смерти необходима их классификация. На сессии Международного статистического института в Чикаго (США) в 1893 г. была принята первая Международная классификация болезней и причин смерти, которая используется до сих пор, постоянно совершенствуясь и обновляясь с учетом новых знаний о болезнях, эпидемиях, пандемиях (к последней относится Ковид-19). В настоящее время наиболее технологически развитые страны перешли на МКБ-11 (классификация МКБ-10 была принята в 1989 г.). Россия пока продолжает использовать международный классификатор болезней предыдущего образца - МКБ-10.

Суть действующей классификации (МКБ-10) заключается в том, что все патологии сгруппированы в 21 класс. Каждая болезнь, патология имеет свой код, обозначенный латиницей, например, внешние причины смерти обозначена в МКБ кодом V01-Y98. а болезни органов дыхания - 100-199 и т. д.

Каждый крупный класс причин смерти подразделяется на рубрики, внутри каждой из которых подробно перечислены конкретные причины смерти, на основе которых разрабатывается международная статистика причин смерти.

Первым, кто обратил внимание на исторически различные эпидемиологические модели смертности, был американский эпидемиолог и демограф Абдель Р. Омран. Он сформулировал концепцию эпидемиологического перехода в своей статье «Эпидемиологический переход: теория эпидемиологии демографических изменений» в 1971 г.1 Российский демограф А. Г. Вишневский глубокие качественные изменения, которые происходили в истории человечества в демографических событиях, называл «демографическими», или «эпидемиологическими революциями»2.

Впоследствии, три десятилетия спустя, А.Р.Омран вновь опубликовал свои взгляды на свою же теорию с учетом произошедших в мире изменений в демографической и социальной сферах3.

Согласно концепции А. Омрана, эпидемиологический переход - это исторический сдвиг от эпохи, когда смертность в решающей степени зависела от эпидемий и голода -так называемых внешних, экзогенных факторов, а средняя продолжительность людей

1Омран А. Р. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения // Проблемы народонаселения. О демографических проблемах стран Запада / под ред. Д. И. Валентея. М.: Прогресс, 1977. С. 55-91.

2Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 60.

3Омран А. Теория эпидемиологического перехода: взгляд 30 лет спустя (пер. с англ.) // Демографическое обозрение. Т. 6. М., 2019. С. 177-216.

составляла 20-40 лет. Через промежуточную эпоху, в которой роль факторов в избыточной смертности снижается (прежде всего, от эпидемий), а средняя продолжительность жизни (здесь и далее - СПЖ) повышается до 50 лет, человечество переходит к эпохе хронических болезней, обусловленных старением, а СПЖ повышается до 70 лет. То есть в смертности начинают доминировать эндогенные, внутренние факторы.

Эпидемиологический переход последовательно переходит четыре стадии: первая стадия - эпоха эпидемий и голода; вторая стадия - эпоха отступающих пандемий; третья стадия - эпоха дегенеративных и антропогенных заболеваний и болезней, вызываемых стрессом; четвертая стадия - эпоха снижения смертности от болезней системы кровообращения (БСК), старения, изменения образа жизни, возникновения новых болезней. Недавняя пандемия Ковид (8ЛЯ8)-19 наглядно показала уязвимость человечества от такого фактора.

Но Абдель Р. Омран не остановился на четырехстадийной концепции эпидемиологического перехода. Он прогнозирует еще и пятую, футуристическую стадию, суть которой заключается в стремительном улучшении качества жизни с парадоксальным долголетием в наиболее передовых странах. По его мнению, эта эпоха должна наступить в середине XXI века1. Очевидно, что ни одна страна в мире еще не достигла пятой стадии, хотя по некоторым параметрам, например, долголетию, Япония, Китай (отдельные провинции), Сингапур, Италия уже достаточно к этому близки.

В период эпидемиологического перехода имеют место огромное неравенство или различия в показателях изменения состояния здоровья и заболеваемости в зависимости от возраста, пола, расы или этноса. Последний фактор для изучения процессов демографического, эпидемиологического или миграционного переходов имеет особое значение в национальной республике, такой как Республика Хакасия.

Еще в начальные годы национально-государственного строительства (1920-е гг.) коренное хакасское население по социально-экономическому укладу находилось на патриархально-феодальной ступени развития, а в семейных отношениях было много патриархально-родовых пережитков2.

У хакасов соблюдался обычай левирата - «халдых». Молодую вдову по обычаям выдавали замуж за младшего холостого родственника умершего, которого называли «халдых». У халдыха согласия на брак не спрашивали.

Существовал также у хакасов и своего рода альтернативный брак, сорорат - «пасты-лас». Если умирала жена, вдовец мог жениться на ее младшей сестре или младшей родственнице. «Обычай сорората, - отмечает В. Я. Бутанаев, - был вызван к жизни теми же причинами, что и левират»3.

Существование таких архаичных форм общественного устройства у хакасов, устаревших родоплеменных отношений обусловило появление народной медицины, существовавшей многие века, а то и тысячелетия. В силу примитивных знаний она не могла помочь уже заболевшему человеку и никак не влияла на уровень смертности, особенно в случае появления и распространения эпидемических и инфекционных заболеваний. У многих народов мира главными фигурами были знахари, лекари, обладавшие примитивными медицинскими знаниями. У хакасов же, как и у других коренных народов Сибири, такой фигурой был шаман - кам. Глубоко укоренившиеся народные предрассудки в силу общей неграмотности, темноты и просто невежества

'Там же. С. 207.

2Бутанаев В. Я. Социально-экономическая история хакасскогоаала (конец Х1Х-начало ХХв.). Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1987.

3Там же. С. 92-93.

населения были питательной средой для существования шаманизма. Однако для того, чтобы стать шаманом, необходимо было пройти специальное обучение, обладать силой слова и убеждения, знать все обряды и молитвы.

Каста шаманов делилась на три категории, среди которых самую большую составляли «пугдуры». «При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря, - пишет В. Я. Бутанаев1. Пугдуры руководили на горных жертвоприношениях, лечили от бесплодия женщин, занимались предотвращением эпидемий скота и т. п.

В 1841 г. Сагайская Степная дума сообщала, что среди инородцев (так называли коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины - К. В.) имелись «шаманы и шаманки, которые в приличной для себя одежде и с бубном в руках (но только, разумеется, не без своих выгод) в природных гимнастических движениях, давая заметить, что они имеют связь с невидимыми силами, лечат больных и сопровождают похороны, передавая инородцам будущность, что они по необразованности своей и не отвергают»2. Больных шаманы лечили в их же жилищах - юртах. Болезни людей были прибыльными для шаманов. Хакасская пословица прошлого гласила (в переводе на русский): «У собаки пир горой, если сдох баран, занеможил человек - в прибыли шаман»3.

И все же обращение к шаману в случае болезни было крайним и затратным делом. В большинстве случаев население пользовалось народной медициной, которая складывалась на протяжении многих веков. Ее основу составляли целебные травы. Сильными лекарствами до сих пор считаются мускусная струя кабарги, медвежья желчь, мумиё (горная смола), панты марала, прополис, каменная соль. С давних пор хакасы знали лечебное действие таежных горячих источников, которые и сейчас пользуются популярностью у «диких туристов», а многочисленные грязевые источники и минеральные озера издавна привлекали не только местных жителей, но и желающих поправить свое здоровье еще с начала XX в. Однако народной медицине было свойственно приписывание разных магических и оккультных представлений, глубоко укоренившихся в народном сознании и ставших предрассудками, тормозившими становление современной системы здравоохранения.

Почти все внутренние болезни и разного рода душевные расстройства (психические заболевания) хакасы приписывали действиям злых духов. Например, если больной страдал психическим расстройством, то его болезнь якобы происходила от горных духов. Заболевания оспой у хакасов связано с появлением невидимых женщин -«гостей» из другого мира, где травы не вянут и реки не замерзают, где находятся пёстрые горы и пасется пёстрый скот. Народ Оспы похож на людей солнечного мира, но светлый и белоглазый (т. е., глаза без радужной оболочки).

Лечение любых болезней начиналось с обряда окуривания - «алас», для чего применялись ароматические травы - богородская трава или можжевельник. Существовали различные сценарии магических обрядов лечения той или иной болезни, как для людей, так и для скота, поражаемого эпизоотиями, впрочем, конечно же, мало -или вовсе не эффективные. Но смысл этих обрядов заключался в том, чтобы изгнать «хозяев»той или иной болезни путем задабривания или запугивания. Например, во время обострения кори, ветрянки или оспы обряд заключался в замене души больного

1 Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. С. 175.

2Там же. С. 175.

3Мудрое слово. Хакасские пословицы, поговорки и загадки / В пер. Я. Козловского. Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1976. С. 32.

на душу жертвенного животного, как правило, овцу, которую крали обычно у соседей (позднее возвращали свою), тайно забивали и кормили больного горячим мясом в надежде на выздоровление1. Подобные обряды были и у других народов Южной Сибири, а также Якутии, что говорит об их древних историко-культурных связях. Определенное влияние на хакасскую народную медицину оказали тибетская и древнекитайская медицина. И все же повсеместно в хакасских улусах люди страдали от трахомы, туберкулеза и венерических заболеваний2.

Развитие капиталистических отношений в Южной Сибири, влияние переселенческого движения, ускоренный рост производительных сил Сибири и России в целом в конце XIX - начале ХХв. обусловил рост общественного интереса к здоровью населения, развитие земской медицины, санитарного просвещения, подготовки медицинских кадров. Это нашло отражение даже в первой переписи населения 1897 г. в царской России. Перепись должна была зафиксировать о каждом опрашиваемом лице сведения по 14-ти признакам, среди которых был вопрос о важнейших физических недостатках, как то: слепота, немота, глухонемота и душевная болезнь3. Однако последовавшая вскоре Первая Мировая война, а затем падение Российской империи уничтожили первые ростки новых институциональных систем в области здравоохранения и санитарного просвещения в стране.

Установление Советской власти в Енисейской губернии, образование Хакасского уезда (1924 г.), а затем округа (1925 г.) происходило в тех же условиях, при которых хакасский народ жил до этого. Красноречивым свидетельством этого являются такие строки из отчета Хакасского уездного комитета РКП (б) за май 1924 г.: «Санитарное состояние деревни неудовлетворительное. Замечается заболевание оспой. Главным образом дети, есть смер[т]ные случае, но за отсутствием аппарата уздрава (уездного комитета по здравоохранению - прим. авт.) регистрация не ведется. В общем[,]смерт-ность по уезду 30 %»4.

Приведем следующие строки из доклада о деятельности вновь созданного Хакасского уздрава с начала его функционирования, т. е. с 4 июня по 1-е сентября 1924 г.: «До 1-го июня 1924 г. на всей территории Хакасского уезда числилось 1 врачебный участок и 6 фельдшерских пунктов. Врачей на все население не было. Что касается фельдшерских пунктов, то они числились исключительно на бумаге.

... приходится только ужаснуться, что эти пункты не могли давать медпомощь хакасскому населению, почему развито до высшей степени шаманство и знахарство. Борьба с эпидемией является у нас в Хакасском уезде очень и очень затруднительная, зарегистрировано всех острозаразных больных за этот период (с 4 июня по 1 сентября 1924 г. - прим. авт.) 2005 человек»5.

И далее: «Если заболел инородец (выделено нами - инерция мышления заведующего уздравом Трофимова, ведь уезд уже назывался Хакасским по имени народа, вернувшего свое историческое самоназвание - прим. авт.) тифом, скарлатиной, оспой и т.д. то ведут к шаману несколько верст, этим распространяют по населению заболевания. Кроме того, условия жизни самих инородцев до высшей степени благоприятствуют распространению эпидемических заболеваний.

1Бутанаев В. Я. Указ .соч. С. 216.

2История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / отв. ред. Л. Р. Кызласов. М.: Наука, 1993. С. 497.

3Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. С.-Петербург: Издание Центрального Статистического комитета МВД, 1895. С.2.

4НАРХ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 24.

5НАРХ. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 4. Л. 27; Прим.: Население Хакасского округа по переписи 1926 г. насчитывало 88,9 тыс. человек.

Живут по улусам, а в улусе две-три юрты тянутся по всем речкам и вот если заболевают в одной юрте, живущие по речке моментально заболевают, так как тут у них и юрта, и пастбища, и свалочное место. Бань абсолютно нет. Вот в каких ужасных антисанитарных условиях живут туземцы инородцы (выделено мной - К. В.)»1.

В качестве одной из важнейших задач, намеченных уездным комитетом по здравоохранению, было полное обследование Хакасского населения (так в тексте доклада, с большой буквы - прим. авт.) по выявлению процента заболеваемости и особенно такими как трахома (развита на 60 % среди инородцев), а также сифилис2. И второй важный вопрос в плане работ уездного комитета по здравоохранению, который был намечен как неотложный - это профилактика малярии.

Впрочем, не только малярия, разносчиком которой были болотные комары, но и целый «букет» инфекционных заболеваний, описанный выше, регулярно «расцветал» среди коренного населения Хакасско-Минусинской котловины. В этих условиях крайне важную роль играло санитарное просвещение среди местного населения благо, как явствует из доклада Уздрава, имелась хорошая почва для этого, так как «инородцы очень восприимчивы советам медицины» и «за август месяц (1924 г. - прим. автора) были прочитаны 4 лекции по санвопросам и гигиене и проведены 2 беседы»3.

В годы первых пятилеток приобщение коренных народов Сибири к новым формам труда и быта, ломка традиционного способа хозяйствования, религиозных и других форм сознания шло достаточно трудно. Сохранялось еще большое неравенство по основным показателям здоровья и заболеваемости с пришлым населением, главным образом с русскими и украинцами. Ускоренная индустриализация, интенсивное хозяйственное освоение природных богатств Сибири в целом и региона в частности и столь же быстрое вовлечение малочисленных коренных народов на орбиту «новой цивилизации» породило другие проблемы экзогенного характера - смертность от алкоголизации коренных этносов и роста социальных болезней.

Впрочем, проблема алкоголизации коренных народов Сибири и Дальнего Востока уходит корнями в глубокое прошлое и неразрывно связана с колонизацией громадного региона. На нее обращали внимание видные представители так называемого «областничества», говоря о вымирании инородцев (Н. М. Ядринцев)4, об этом же писал и такой скрупулезный исследователь их жизни как С. К. Патканов5.

Алкоголизация коренного населения Сибири и в данном случае Хакасии, безусловно, относится к числу экзогенных факторов смертности среди этих народов и народностей. При их небольшой численности, особенно среди последних - это прямой фактор их вымирания. Однако существовали и национальные традиции винокурения, которые в условиях мирного времени были вполне нейтральны, но ломка традиционных устоев, переход от патриархально-феодальных отношений к новому способу производства, разруха и неопределенность превращали их в своего рода катализатор, ускоряющий действие этого крайне негативного явления.

Обратимся опять к отчету Хакасского уездного комитета РКП (б) за май 1924 г. (Хакасский уезд был образован в январе 1924 г.). Вот строки из раздела «Санитарное состояние деревни»: «Пьянство в Хакасском уезде [имеет] благоприятную почву,

*Там же. Л. 27.

2Там же. Л. 28.

3Там же.

"Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении: иллюстрированное 16 сибирскими видами и типами. Изд. 2-е испр. и доп. СПб.: Изд. И. М. Сибирякова, 1892. 720 с.

5Патканов С. К. О приросте инородческого населения Сибири: статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. Т. 2. С-Петербург: Издание Имп. Акад. наук, 1911. 431 с.

пьют все мужчины, женщины, дети, ответственные работники, члены партии. Борьба с пьянством, с выгонкой самогонки ведется слабо, милиция не в силах вести эту борьбу. У населения создается определенное мнение, что Советская власть сама потворствует самогонщикам.

Кроме выгонки самогона все инородческое население без исключения гонят арьян (так в тексте, правильно - айран, слабоалкогольный кисломолочный напиток) и араку гонят открыто, т. к. это не преследуется как нами, считая эти напитк[и] национальными, а поэтому инородческое население пьянствует открыто и вовсю»1.

Рис. 3. За выгонкой араки в хакасскомаале. С.Д. Майнагашев. 1912 гг. Фото из фондов ХНКМ им. Л. Р. Кызласова

В конце XIX в. ожидаемая продолжительность жизни населения в 50 губерниях европейской части России составляла 31 год для мужчин и 33 года для женщин2. Такие показатели указывали на то, что эпидемиологическая революция (переход) в России еще не началась, в том время как в Европе она уже происходила, а к середине XX в. произошла во всех промышленно развитых странах.

В Минусинском округе, в который в дореволюционный период входила большая часть современной Хакасии, общая смертность в 1908 г. составляла 37,6 человек на 1000 жителей, в том числе в городской местности (собственно, это был уездный центр -г. Минусинск, т. к. других городских поселений в уезде не было - прим. авт.) - 56,6 промилле, в сельской местности - 37,6 %3. Смертность среди мужского населения составила 37,6 человек на 1000 жителей, среди женщин - 36,6. Однако эти данные вполне корреспондировали с показателями по Российской империи в дореволюционный период. Более того, они были выше, чем в европейской части России и в целом по империи. Это, впрочем, также относится и к рождаемости.

Основными причинами смерти людей были инфекционные заболевания - трахома, брюшной, сыпной, возвратный тиф, дизентерия и др. При крайне слабом уровне здравоохранения в уезде, а точнее, практически его полном отсутствии, подобные инфекционные заболевания спорадически вспыхивали в регионе, унося жизни людей.

[НАРХ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 28. Л. 24.

2Население СССР. Справочник. М.: Изд-во политической литературы, 1983. С. 68.

3Кышпанаков В. А. Население Хакасии. 1917-1990-е гг. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1995. С. 174.

О том, в каких условиях жили «инородцы» и как такая система расселения хакасов способствовала распространению инфекции, свидетельствуют архивные источники, приведенные выше.

После Октябрьской революции смертность в течение первого десятилетия Советской власти оставалась весьма высокой, в том числе и детская (младенческая) смертность, которая была даже выше порогового показателя 1913 г. по Российской империи. Сказались последствия двух войн, разрухи, восстановительного периода. Образование Хакасского уезда и округа проходило в исключительно трудных условиях. Основными причинами смертности продолжали оставаться инфекционные заболевания. В августе 1921 г. в Минусинском уезде была зарегистрирована вспышка холеры, занесенная переселенцами из голодающего Поволжья. Было зарегистрировано 84 смертельных случая из-за этой болезни1.

Вот выписка из протокола заседания Минусинского уездного Чекатифа - чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом: «Положение с эпидемическими заболеваниями в уезде угрожающее. Так как переселенцы могут быть переносчиками эпидемий, то необходимо создать медицинские пункты и изоляторы. Принять меры о недопущении переселенцев в г. Минусинск»2.

Тем не менее уездный здравотдел делал все возможное в тех чрезвычайных условиях для организации помощи инородческому населению. Речь шла о постройке в Аскизском районе (районе, где компактно проживало большая часть хакасов - прим. авт.) больницы, но из-за отсутствия средств это было можно сделать лишь силами местного населения. Как отмечалось в заключении годового отчета уездного здравотдела за 1921 г., «...с грустью приходится констатировать, что самые лучшие начинания уздрава часто обрекаются на гибель вследствие индифферентного к ним отношения как со стороны самого населения, так и его представителей»3.

Тем не менее начиная со второй половины 20-х гг. и вплоть до начала Второй Мировой войны благодаря принимаемым мерам по улучшению медицинского обслуживания населения, росту его культурно-бытового уровня, а главное - в результате коренного улучшения экономической обстановки в стране к концу 30-х-началу 40-х гг. стало возможным решить задачи «первой эпидемиологической революции». Однако коренного перелома тенденции смертности до начала Второй Мировой войны в СССР так и не произошло.

К началу Второй Мировой войны ожидаемая продолжительность жизни мужчин в СССР практически не выросла за предыдущие два десятилетия, а женщин - лишь незначительно, в то время как в западных странах показатели ОПЖ были существенно выше (табл. 2).

Учитывая, что средняя продолжительность жизни всего населения в СССР в 1926/27 гг. составляла (по Европейской части СССР) 44 года, в том числе мужчин -42 года, женщин - 47 лет4, то прогресс весьма небольшой, что, впрочем, объяснимо -невозможно было в такой короткий период решить все задачи модернизации всех сфер общества.

«Успехи в борьбе с болезнями и смертью могли бы быть и большими, - отмечает А. Г. Вишневский, - если бы усилия советского здравоохранения не обесценивались социальными и политическими потрясениями межвоенных и военных лет»5.

[МФ ГАКК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 266. Л. 9.

2 МФ ГАКК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 40. Л. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3МФ ГАКК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 266. Л. 13.

4Народное хозяйство СССР в 1958 году. Статистический ежегодник. М.: Государственное статистическое издательство, 1959. С. 35.

5Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория. С. 123.

Таблица 2

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Страны Оба пола Мужчины Женщины

СССР (1938/39) 46,9 44,0 49,7

Франция 58,1 54,7 57,2

Англия и Уэльс 62,1 59,9 64,1

Швеция 64,6 63,4 65,7

США 61,3 59,3 63,4

Канада 62,9 60,6 63,3

СССР ниже средней на 14,6 15,7 13,5

Источник: http://demogr.nes.ru/images/uploads/Lecture_17.pdf'(дата обращения — 1 апреля 2024 г.)

Непосредственно перед войной в Хакасии общий показатель смертности был выше, чем в целом по стране: 20,5 человек умерших на 1000 жителей против 18,0 по СССР. Чрезвычайно высокой еще оставалась детская (младенческая) смертность (табл. 3).

Таблица 3

Смертность населения Хакасии по городам и районам, 1939/40 гг.

Города и районы Общий коэффициент смертности (на 1000 человек) Коэффициент детской (младенческой) смертности до 1 года (на 1000 родившихся)

г. Абакан 21,3 239,0

г. Черногорск 24,5 263,4

Аскизский 17,8 124,8

Бейский 20,2 207,6

Боградский 27,9 203,1

Саралинский 16,9 170,2

Ширинский 24,5 204,1

Усть-Абаканский 24,2 203,2

Таштыпский 12,8 116,6

Всего по области 20,5 188,5

Подсчитано по: НАРХ. Ф. 169. Оп. 1. Д. 307. Л. 24; Колобков М. Н., Протопопов Н. Н. Хакасская автономная область. Новосибирск, 1949. С. 67.

Предвоенный показатель младенческой смертности в Хакасии весьма широко варьировался по районам и городам, достигая двукратной величины: от минимального в Таштыпском районе - 116,6 умерших в возрасте до 1 года до максимальной в г. Черногорске - 263,4. Отметим, что за 1926-1940 гг. в СССР детская (младенческая) смертность в стране выросла со 174 человек до 1821. Аналогичная ситуация была и в Хакасии.

Сразу после Второй Мировой войны (если не считать первых послевоенных голодных и неурожайных лет) в СССР (России) происходил быстрый рост продолжительности жизни. В 1955/56 гг. средняя продолжительность жизни всего населения в стране

1Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1972. С.40.

составляла 67 лет, мужчин - 63 года, женщин - 69 лет1. Исключительно большую роль как в годы войны, так и в послевоенное время в борьбе со смертностью сыграли новые лекарственные препараты, такие как сульфаниламидные препараты и антибиотики2.

К началу 60-х гг. СССР вступил в новую стадию демографического развития. Аналогичные процессы шли в Сибири и в Хакасии, периодически то обгоняя средне-союзные (средние по России) показатели, то отставая от них. В 60-80-х гг. происходил переход от так называемого традиционного типа воспроизводства населения с высокими, почти предельными показателями рождаемости и смертности к современному типу с низкой рождаемостью и смертностью. При этом становление такого типа воспроизводства происходило в Хакасии на фоне бурного развития производительных сил (формирование Саянского территориально-производственного комплекса) с высокой миграционной подвижностью населения.

В этот период смертность снижалась, разрыв между СССР и западными странами, продвинувшимися по пути снижения смертности дальше, поскольку они вступили на путь эпидемиологического перехода значительно раньше, сокращался. Затем он вновь стал увеличиваться. Новая технологическая революция оказала сильнейшее влияние на развитие в этих странах системы здравоохранения и фармакологии.

Все страны мира, от которых Россия сегодня отстает по таким важнейшим показателям, как продолжительность жизни, и по другим качественным критериям, опередили нас потому, что сумели взять под контроль главные причины смертности людей по достижении ими преклонного возраста - инфекционные и паразитарные болезни. То есть так называемые экзогенные (внешние) причины (первая эпидемиологическая революция) и прилагают максимальные усилия для расширения контроля над причинами смерти, относящимися к группам II и III. Это преимущественно эндогенные (внутренние) неинфекционные заболевания и экзогенные причины смерти, ставшие не следствием болезни, а воздействия внешних источников.

Исходя из этой классификации, рассмотрим динамику смертности населения Хакасии по основным классам причин смерти в постсоветский период (табл. 4).

Таблица 4

Основные причины смертности населения Хакасии, 1991-2022 гг. (в % к общему числу умерших)

Причины смерти 1991 г. 2022 г.

Всего умерло 100,0 100,0

из них:

от болезней системы кровообращения 46,7 44,9

от новообразований 16,1 15,4

от внешних причин смерти (несчастные случаи, отравления и травмы) 15,3 9,0

от болезней органов дыхания 5,8 6,8

от болезней органов пищеварения 7,1

от некоторых инфекционных и паразитарных болезней из них: от туберкулеза 0,5 нет св. 1,4 0,5

прочие 11,9 15,4

Источник: Хакасский республиканский статистический ежегодник, 2023... С. 55.

1Народное хозяйство СССР в 1958 году. С.35.

2Исупов В. А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х - конец 50-х гг.). Новосибирск: Наука, 1991. 288 с.

Как видно из табл. 4, смертность от причин, относящихся к группе II, за 30-летний период в Хакасии несколько снизилась, но на них приходится более 60 % всех смертей в республике. А вот количество смертей от внешних причин возрастает, что говорит о неэффективности усилий по установлению контроля над ними.

Если в 1960-1970-е гг. в мире насчитывалось 55 стран с ОПЖ 70 лет и более, то в 2010-2015 гг. их число достигло 125 для обоих полов. Для мужчин этот рубеж покорился в 106 странах, для женщин - в 1381. Число стран, в которых продолжительность жизни для обоих полов превысила 80 лет, в тот период составило более 30, а в 55-ти женщины перешли 80-летний рубеж. Россия до сих пор не входит в этот привилегированный «клуб» (табл. 5).

Таблица 5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Годы Оба пола Мужчины Женщины

РФ РХ РФ РХ РФ РХ

2000 65,34 62,8 59,03 56,9 72,26 69,2

2010 68,94 67,1 63,09 61,6 74,88 72,6

2020 71,54 70,1 66,49 64,7 76,43 75,4

2020 к 2000, % 109,48 111,6 112,6 113,7 105,8 109,0

Источник: Демографический ежегодник России. 2021. Статистический сборник / Росстат. М., 2021. С. 46; Хакасский республиканский статистический ежегодник. 2023... С. 53.

Из табл. 5 видно, что по показателям продолжительности жизни по всем трем измерениям: оба пола, мужчины и женщины - Хакасия уступала российским. Однако с большей скоростью «наверстывала упущенное» в прошлом, постепенно сокращая отставание. Россия же, в свою очередь, пока далека еще от вхождения в мировой клуб 80-летних.

Вся история человечества, по сути, отражает борьбу за продление человеческой жизни, которая представляет собой сражение со смертностью. Передовые страны добились в этом впечатляющих успехов, уйдя далеко вперед от основной группы «преследователей». Они находятся уже на четвертой стадии эпидемиологического перехода, для которой характерно снижение смертности от болезней системы кровообращения, старение населения и возникновение новых болезней, приобретающих форму пандемии (Ковид-19). Именно технологически развитые постиндустриальные страны в этой борьбе являются тем локомотивом, который тянет за собой весь состав, поскольку они являются лидерами в создании новой фармакологии, медицинской аппаратуры и инноваций, позволяющих человечеству выжить в условиях современной ситуации в мире.

Эпидемиологический переход в развивающихся странах принципиально отличается от того пути, который передовые страны уже прошли. Однако для тех и других смертность является той самой силой, которая определяет скорость перехода от одной стадии к другой в стране или регионе мира. Но смертность не сама по себе как биологическое явление, а как социальный процесс, опосредованный экономическим развитием и которым развитые страны уже научились управлять.

Анализ критериев эпидемиологического перехода в Хакасии (ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность до 1 года, коэффициент суммарной рождаемости и индекс старения, причины смерти) не дает однозначного ответа на вопрос:

1Цит. по: Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория. С. 117.

на какой стадии эпидемиологического перехода находится республика? И можно ли назвать тот путь, который прошла Хакасия с начала XX века по сегодняшний день, «эпидемиологической революцией»? Или же это нечто иное, как эволюционный путь развития?

На наш взгляд, Хакасия по рассмотренным критериям на основе обобщения большого аналитического материала, характеризующего развитие демографической сферы в ХХ-ХХ1 вв., не соответствует и вряд ли может полностью соответствовать какой-либо из пяти существующих основных моделей эпидемиологического перехода. Будучи составной и неотъемлемой частью России со своим национальным компонентом, существенно утратившим свою специфику в течение рассматриваемого периода, Хакасия, приобретшая в период её бурного хозяйственного развития другие черты, словно бегун, несколько раз допускала «фальстарт» на длинной дистанции эпидемиологического перехода. Но, в конце концов, стартовав, она то ускоряла бег, вырываясь в лидеры, то замедляла его, оставаясь в арьергарде каравана. По совокупности критериев можно сделать вывод, что как при демографическом переходе, который Хакасия не завершила полностью, при внешних, формальных признаках соответствующих его последней, четвертой стадии, так и при эпидемиологическом она находится ещё в середине пути.

Что же до ответа на вопрос об эволюционном или революционном пути, пройденном в борьбе со смертностью, то напрашивается следующий: по скорости перехода скорее, революционный, по содержанию - эволюция.

Список литературы

1. Бутанаев В. Я. Социально-экономическая история хакасского аала (конец XIX-начало XX в.). Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1987. -175 с.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов.- Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996.- 224 с.

3. Вишневский А. Г. Демографическая история и демографическая теория: курс лекций. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.- 368 с.

4. Граунт Дж., Галлей Э.Начала статистики населения, медицинской статистики и математики страхового дела / перевод О.Б. Шейнина.- Берлин, 2005.- 92 с.

5. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / отв. ред. Л. Р. Кызласов.-М.: Наука, 1993. - 525 с.

6. Исупов В. А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х - конец 50-х гг.).- Новосибирск: Наука, 1991.- 288 с.

7. Кышпанаков В. А. Население Хакасии. 1917-1990-е гг. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1995. - 348 с.

8. Мудрое слово. Хакасские пословицы, поговорки и загадки / пер. Я. Козловского.-Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1976.- 125 с.

9. Омран А. Р. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения // Проблемы народонаселения. О демографических проблемах стран Запада / под ред. Д. И. Валентея.- М.: Прогресс, 1977. С. -55-91.

10. Омран А. Теория эпидемиологического перехода: взгляд 30 лет спустя (пер. с англ.) // Демографическое обозрение. Т. 6.- М., 2019.- С. 177-216.

11. Патканов С. К. О приросте инородческого населения Сибири: статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. Т. 2. - Санкт-Петербург: Издание Имп. Акад. наук, 1911. - 431 с.

12. Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. -С.-Петербург: Издание Центрального Статистического комитета МВД, 1895.- 18 с.

13. Птуха М. В. Очерки по статистике населения.- М.: Госстатиздат, 1960. - 459 с.

14. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении: иллюстрированное 16 сибирскими видами и типами. Изд. 2-е испр. и доп.- СПб.: Изд. И. М. Сибирякова, 1892.- 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.