Научная статья на тему 'Тенденции реформирования педагогического образования в классическом университете'

Тенденции реформирования педагогического образования в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТЕКСТНО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / UNIVERSITY PEDAGOGICAL EDUCATION / CONTEXT-BIOGRAPHICAL APPROACH / NETWORK INTERACTION / CAREER COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Марина Викторовна, Шерайзина Роза Моисеевна

В статье раскрываются традиции и идеи реформирования педагогического образования. Описаны особенности организации сетевого взаимодействия в условиях классического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the reform of teacher education in the classical university

The article reveals the traditions and ideas of pedagogical education reforming. Organization of network interaction in the conditions of the classical university are described

Текст научной работы на тему «Тенденции реформирования педагогического образования в классическом университете»

М. В. Александрова, Р. М. Шерайзина

(Великий Новгород)

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье раскрываются традиции и идеи реформирования педагогического образования. Описаны особенности организации сетевого взаимодействия в условиях классического университета

Значение системы образования непрерывно возрастает по мере роста могущества цивилизации, так как она во все времена являлась «становым хребтом» (Н. Н. Моисеев] любой цивилизации [1]. Системообразующим механизмом в этой системе является университетское педагогическое образование как форма развития личности, деятельности и сознания педагога - субъекта социальной жизни.

Эту мысль подтверждает и история педагогического образования Новгородского края, которая свидетельствует о сохранении и развитии многих традиций образовательной системы Великого Новгорода, таких как культ уважения к книге как источнику знаний, воспитания в духе христианской морали; открытость форм и содержания образования; приоритет гуманитарного цикла предметов; обеспечение связи преподавания с окружающей жизнью; стремление к диалоговым отношениям в обучении; включение родителей в школьную жизнь, «единение школы и семьи» при решении учебно-воспитательных задач.

Одной из традиций российского университетского образования является его педагогическая направленность. Так, уже в 1706 году в Новгороде на базе «еллинославянского» училища, основанного братьями-греками, докторами Падуанского университета Иоанникием и Софронием Лихудами по инициативе митрополита Иова велась подготовка учителей для училищ и школ Ростова, Суздаля, Твери, Воронежа, Коломны, Великого Устюга и других городов России.

Открывается общеобразовательная гимназия при Московском университете, а с 1799 года - учительская семинария. При Петербургском, а позже и при Казанском имелись педагогические гимназии, где работали университетские преподаватели.

Университетская мировая традиция исходит из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. Университеты выросли из стремления к консолидации культур. Программу и идеологию университетского образования составляют: наследование лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности; стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуникациям в исследовании и обучении. Исторически сложившаяся «идея университета» - быть авангардом (Г. В. Белая] [2]. Ее реализация в современных условиях требует разработки проблем университетского педагогического образования.

Развитие идей интеграции педагогического образования в структуру классического университета в условиях радикальных изменений социокультурного контекста образования потребовало глубокого осмысления новых подходов к подготовке и профессиональному становлению педагога. Исследование этой тенденции осуществлялось на основе широкого спектра педагогических теорий и концепций среди них концепции - личностно-ориентированного образования (В. А. Болотов, Э. М. Гусинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.]; деятельностно-ориентированного подхода (В. В. Давыдов, В. С. Лазарев, С. Д. Смирнов, Г. П. Щедровицкий и др.], интеграции как процесса и результата (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. С. Безрукова и др.]; контекстно-развивающая (А. А. Вербицкий]; профессионального становления учителя (С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, Р. М. Ше-райзина, А. И. Щербаков и др.].

Анализ практического опыта и результатов исследований развития университетского образования позволил выделить ряд нерешенных проблем. Среди них:

- обслуживающий, а не опережающий характер системы педагогического образования, его замкнутость и закрытость;

- неконкурентоспособность педагогического образования на рынке образовательных услуг в связи с неподготовленностью педагогов к проведению маркетинга образовательных услуг.

- отсутствие развитой качественной системы кадрового обеспечения, интегрирующей российские и зарубежные модели подготовки будущих педагогов в условиях многоуровневой преемственной системы непрерывного педагогического образования для работы в образовательных учреждениях нового типа и внедрения в практику педагогической инноватики и результатов научных исследований;

- низкая активность субъектов педагогического образования в формировании российской и мировой образовательной политики; педагогическая общественность не пришла к согласию по поводу вводимых новых государственных стандартов как профессионального, так и общего образования;

- не стало приоритетом дополнительное профессиональное образование преподавателей психолого-педагогических дисциплин и управленческих кадров, способных эффективно работать в новых условиях, осуществлять нововведения в образование.

Проведенные маркетинговые исследования запросов работодателей к качеству педагогического образования, обобщение результатов научных исследований, представленных в авторефератах кандидатских и докторских диссертаций по теории и методике профессионального образования (свыше 300 работ], позволило нам описать идеи реформирования педагогического университетского образования.

1. Идея открытости, интеграции, сетевого взаимодействия университетов - партнеров, представляющих различные страны.

Необходимость обновления педагогического образования в рамках данной идеи подтверждает опыт НовГУ имени Ярослава Мудрого по созданию в рамках международного проекта «Темпус-4» консорциума из университетов России, Германии, Австрии, Польши, Украины и Белоруссии на основе долгосрочных договоров о сотрудничестве. Это предусматривает реализацию совместных научнообразовательных проектов, позволяющих ин-

тегрировать кадровые, информационные, материально-технические ресурсы для решения стратегических задач, связанных с корпоративной миссией этих вузов в организации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента. Компле-ментарность потенциалов участников консорциума позволила интегрировать ресурсы университетов-партнеров на основе принципа взаимодополняемости и обеспечить таким образом синергетический эффект единой международной команды.

Международная сеть университетов-парт-неров создала условия для достижения высокого качества образования за счет открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам, имеющимся в сети.

В ходе совместной деятельности был создан электронный банк данных о ведущих лекторах в области образовательного менеджмента, об учебно-методических комплексах к преемственным, многоуровневым, вариативным образовательным программам повышения квалификации, переподготовки, обучения в магистратуре и аспирантуре.

В настоящее время магистранты и аспиранты имеют возможность писать диссертации под руководством научных руководителей из разных стран. Это дает возможность для профессионального общения самих руководителей, стажировок магистрантов и аспирантов за рубежом для плодотворной научной работы, которая может иметь сравнительный аспект и способствовать взаимному обогащению культур.

Особенностью международных проектов «Темпус-3» и «Темпус-4», реализуемых в Нов-ГУ имени Ярослава Мудрого, является получение двойных дипломов на основе введения билингвального образования бакалавров и магистрантов, способствующего снятию барьеров в их межкультурном взаимодействии. Это позволяет приобщить обучающихся к ценностям и образцам мировой культуры средствами родного и иностранного языков, когда язык выступает инструментом постижения мира специальных знаний. «Сегодня, -как справедливо отмечает М. Н. Певзнер, - би-лингвальное образование становится надежной технологической и методической базой процесса интернационализации образования, способствует академической мобильности студентов, повышает их профессиональную компетентность» [5, с. 43].

2. Идея создания компетентностных центров. В институциональном плане реализации идеи сетевого взаимодействия способствовало создание во всех университетах консорциума компетентностных центров, оборудованных современной техникой и создающих условия для взаимообучения магистрантов и преподавателей университетов разных стран в дистанционном режиме.

Основные цели компетентностных центров: информационно-техническое обеспечение сетевого взаимодействия университетов-партнёров в реализации международных проектов и программ в области образовательного менеджмента; повышение квалификации преподавателей и сотрудников - участников международных образовательных программ в области новых информационных и образовательных технологий.

Основные виды деятельности центров: консультирование и повышение квалификации персонала высшей школы и представителей региональных органов управления образованием по проблемам управления образовательными системами; совершенствование квалификации преподавателей иностранного языка в вопросах организации билингваль-ных курсов по образовательному менеджменту; проведение языковых курсов для аспирантов и преподавателей, участвующих в международных образовательных программах; повышение квалификации мультипликаторов в области образовательного менеджмента из регионов России и стран Ближнего Зарубежья; консультирование по вопросам разработки индивидуальных образовательных маршрутов по образовательному менеджменту; развитие языковой и ИТ-компетенций участников международных образовательных программ; проведение обучающих семинаров по разработке и реализации международных образовательных программ; консультирование и обучение преподавателей высшей школы по вопросам реализации принципов Болонского соглашения (модуляризация учебного содержания, международная система зачетных единиц, тьюнинг и т.д.]; разработка и реализация курсов дистанционного обучения; организация и проведение мероприятий в рамках международных проектов (видеоконференций, семинаров, мастерских, круглых столов]; методическое руководство и консультирование международных центров подразделений НовГУ.

Основными функциями компетентностно-го центра в педагогическом образовании могут быть: планирование, организация, мониторинг, создание платформы для развития преподавателей; подготовка информации для разработки программ; консультирование подготовки к экзаменам, проводимым на уровне различных университетов; сотрудничество с университетами и другими организациями по вопросам педагогического образования; создание фонда учебно-методических комплексов.

Таким образом, организация сетевого взаимодействия в педагогическом образовании на ассоциативной основе позволит объединить профессорско-преподавательские составы университетов России и зарубежья, заинтересованных в структурных и содержательных преобразованиях, в системных инновациях, связанных с подготовкой бакалавров, магистров и аспирантов в области педагогического образования.

Реализация данной идеи создает условия для получения двойных дипломов бакалаврами и магистрантами, успешного их вхождения в Европейское образовательное пространство.

3. Идея контекстно-биографического подхода к педагогическому образованию, что предполагает создание карьерной развивающей образовательной среды, обеспечивающей формирование у будущих педагогов карьерного потенциала, основными компонентами которого являются карьерные ориентации, карьерные возможности, карьерная компетентность. Это позволяет будущему педагогу конструировать и развивать свою профессиональную биографию на основе Я-кон-цепции и достигать различных уровней профессионально-педагогической компетентности для выполнения различных ролей в профессионально-педагогической деятельности (тьютор, консультант, модератор, супервизор, образовательный менеджер и др.]; организовать условия во время проведения стажировок для получения практических навыков студентами как по основной, так и по дополнительным компетенциям с выходом в широкое методическое пространство города, района, региона.

Реализация идеи контекстно-биографического подхода позволяет обеспечить подготовку педагога к решению сложных профессиональных задач, связанных с модернизаци-

ей российского образования, усложнением и расширением спектра педагогической деятельности, дифференциацией и индивидуализацией профессионально-педагогических ролей.

4. Идея становления выпускающей кафедры, реализация которой способствует развитию социально-образовательной и общественной активности будущих педагогов и преподавателей кафедры; предполагает организацию общественно-государственной экспертизы качества подготовки выпускников (процесса и результата], создание при кафедре общественного экспертно-аналитического совета.

При этом социально-образовательная активность будущего педагога и преподавателя кафедры определяется как качество личности, которое проявляется в деятельности, энергичном, открытом характере, в способности пробудить к активной социально-образовательной деятельности, характеризующее уровень их профессионального самосознания, проявления субъектности в самоанализе социальной значимости собственных достижений и своего социального статуса.

Социально-образовательная активность включает три компонента: информационномотивационный, предполагающий наличие мотивации к активной деятельности, стремление к получению знаний, освоение новой информации; интерактивно-коммуникационный, отражающий умения организовывать и осуществлять продуктивную коммуникацию с индивидами и группами, а также выполнять различные роли в коммуникации; социальнорефлексивный, включающий способность к рефлексивному проектированию и реализации наиболее значимых социально-образовательных проектов и программ.

Организация общественно-государственной экспертизы качества подготовки будущих педагогов предполагает оптимальное сочетание социально-маркетингового и компе-тентностного подходов в проведении экспертизы, что требует включения «социоцентри-ческих, человекоцентрических и культуроцентрических измерений» (А. И. Субетто] [6], учет запросов различных групп потребителей образовательных услуг (Н. П. Литвинова] [7], описание обязательных результатов в форме компетенций, рассматривающих возможности трудоустройства молодых специалистов в России и за рубежом [8] и реализацию функций общественно-государственной экспертизы - аналитической, проектировочной и консультационной.

Общественный экспертно-аналитический совет создается с целью обеспечения новых, более демократических партисипативных отношений, согласованного взаимодействия кафедры и гражданского общества в области подготовки высокопрофессиональных специалистов по направлениям деятельности кафедры.

Реализация идеи становления выпускающей кафедры педагогического образования как общественно-активной структуры позволит повысить социальный статус педагога в обществе и обеспечить подготовку инициативных педагогов, готовых и способных активно участвовать в развитии России, становлении и развитии гражданского общества.

Таким образом, учет перечисленных выше идей, сформулированных на основе рефлексии исследований по теории и методике профессионального педагогического образования, традиций и опыта модернизации педагогического образования, позволит определить и обосновать приоритетные направления реформирования педагогического образования.

Литература

1. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество : Пробл. формализ. описания. - М.: Наука, 1982. - 240 с.

2. Белая Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента. - М.: МПГУ, 2001. - 303 с.

3. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - № 7.

4. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профобразования. - М.: Агроконсалт, 2002. -233 с.

5. Певзнер М. Н. Реализация международного проекта: новое видение сетевого взаимодействия университетов-партнеров // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. -№58. - С. 40-44.

6. Субетто А. И. Квалитология образования (Основания, синтез]. - СПб., - М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2000. - 219 с.

7. Литвинова Н. П., Крупкин А. В., Савенкова О. Е., Строев В. В. Экономика и организация образования взрослых : вопросы теории и практики : моногр. / под общей редакцией Н. П. Литвиновой (Сер. «Образование взрослых в современном мире». Т. 1]. -СПб., 2005. - 82 с.

8. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004.

- №3. - С. 17-82.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.