Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_289
EDN: NEGIEA
Е.Н. Лудушкина - к.э.н., доцент, кафедра экономики предприятий и организаций, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
E.N. Ludushkina - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics of Enterprises and Organizations, Institute of Economics and Entrepreneurship, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ОЭСР:
ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
TRENDS IN TERTIARY EDUCATION IN OECD COUNTRIES:
THE IMPACT OF LEARNING ON THE CHARACTERISTICS AND OPPORTUNITIES OF TERTIARY EDUCATION GRADUATES
Аннотация. В статье, на основе анализа базы данных ОЭСР по образованию, рассматривается влияние высшего образования на характеристики и возможности людей его получивших: уровень обучения, возможности трудоустройства, преимущество в доходах и социальные результаты. Показано, что за последние двадцать лет доля молодежи с высшим образованием увеличилась вдвое, и в ближайшие годы высшее образование может стать самым распространенным уровнем образования трудоспособного населения, что свидетельствует о растущей ценности высшего образования для рынков труда. Рост высшего образования более заметен среди женщин и в крупных городах, особенно в столицах. Продолжительность и качество образования влияют на переход выпускников к работе: более половины 18-24-летних обучаются, сочетающие работу с учебой студенты имеют более высокие показатели последующей занятости, высшее образование является надежной защитой от длительной безработицы и экономических кризисов. Более высокий уровень образования приводит к лучшим возможностям трудоустройства и заработкам, которые сохраняются на протяжении всей карьеры.
Abstract. Based on an analysis of the OECD education database, the article examines the impact of tertiary education on the characteristics and opportunities of people who have received it: the level of education, employment opportunities, income advantage and social outcomes. It is shown that over the past two decades, the proportion of young people who have received tertiary education has doubled, and in the coming years, tertiary education may become the most common level of education of the working population, which indicates the growing value of tertiary education for labor markets. The growth of tertiary education is more noticeable among women and in large cities, especially in the capitals. The duration and quality of education affect the transition of graduates to work: more than half of 18-24-year-olds study, students combining work with study have higher rates of subsequent employment, tertiary education is a reliable protection against long-term unemployment and economic crises. A higher level of education leads to better job opportunities and earnings that last throughout a career.
Ключевые слова: страны ОЭСР, высшее образование, уровень обучения, трудоустройство, преимущества в доходах, социальные результаты.
Keywords: OECD countries, tertiary education, level of education, employment, earnings advantages, social outcomes.
Введение
Уровень образования часто используется в качестве показателя человеческого капитала, даже если полученная квалификация не обязательно означает, что ее обладатели приобрели соответствующие навыки, пользующиеся спросом у работодателей. Высокообразованные люди, как правило, более социально вовлечены, имеют более высокий уровень занятости и относительно более высокий заработок. Это создает сильные стимулы для людей продолжать свое образование. Многие национальные правительства реализуют политику расширения доступа к высшему образованию из-за социальных и экономических выгод для людей и компаний. Что привело к значительному повышению уровня образования за последние десятилетия.
В некоторых странах уровень высшего образования может расти быстрее, чем способность рынка труда принять выпускников высших учебных заведений. Хотя повышение уровня образования в среднем приносит пользу, высшее образование не приносит одинаковых выгод всем. По оценкам многих экспертов доля населения с высшим образованием будет продолжать повышаться, поэтому так важно поддерживать способность высшего образования своевременно реагировать на изменения в потребностях рынков труда [1].
Проблему исследования мы видим в том, что система высшего образования меняется медленнее, чем растут и становятся все более разнообразными потребности людей, компаний и рынков труда в высокопрофессиональных навыках. В статье проводится обзор результатов последних международных исследований, описывающих влияние высшего образования на характеристики получивших его людей, с тем, чтобы более глубоко понять новые возможности и проблемы и выработать эффективную и справедливую политику развития высшего образования в обществе.
Методология нашего исследования опирается на разработки программы ОЭСР «Индикаторы систем образования», которые являются плодами длительных совместных усилий национальных правительств ОЭСР, экспертов и различных организаций. Эти результаты отражаются в ежегодных отчетах ОЭСР «Краткий обзор образования (Education at a Glance: OECD Indicators)». В рамках этой программы разработана обширная база данных по образованию (Education at a Glance Database), позволяющая проводить международные сравнения.
Анализируются в динамике за ряд лет такие ключевые характеристики выпускников высших учебных заведений как уровень полученной квалификации, особенности перехода от учебы к работе, занятость, преимущества в доходах (заработках).
До какого уровня квалификации обучаются взрослые
Повышение уровня образования населения наиболее сильно проявляется в росте показателей получения высшего образования за последние несколько десятилетий.
В среднем по странам ОЭСР доля молодых людей в возрасте 25-34 лет, имеющих высшее образование (ускоренное, степень бакалавра, магистра, доктора наук), выросла с 2000 по 2021 гг. на 80 % (с 27 % до 48 % соответственно). Высшее образование стало преобладающим среди молодых людей 25-34 лет. Наибольшее значение этот показатель имеет в Южной Корее и Канаде (не ниже 67 %); наименьшее значение - в Мексике и Италии (ниже 30 %) [9].
По оценка российских и зарубежных исследователей, если нынешние тенденции сохранятся, в странах ОЭСР недалеком будущем высшее образование будет доминировать среди населения трудоспособного возраста.
Согласно данным «Краткого обзора образования 2022» [9], в ОЭСР самыми распространенными среди лиц с высшим образованием являются профессии, объединенные термином STEM - науки, технологий, инже-
нерии и математики (25 %); затем идут бизнес, управление и право (24 %), за ними следуют искусство или гуманитарные науки, социальные науки, журналистика и информация (18 %); на профессии в сфере здравоохранения и социального обеспечения приходится 13 %.
Во многих странах направления (профессии) обучения мягко связаны с будущими разнообразными профессиональными путями людей, ибо высшее образование дает возможность получить навыки, не менее важные для карьеры, чем профессиональные знания.
Молодые женщины чаще получают высшее образование (53 %), чем молодые мужчины (41 %); в старших возрастах это соотношение нормализуется [13].
Доля лиц с высшим образованием сильно различается (нередко вдвое) между регионами внутри одной страны; это явление имеет место во многих странах, в т.ч. за пределами ОЭСР [9]. Поэтому национальная образовательная политика должна быть гибкой и разнообразной для поддержания сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональных рынках труда.
В течение многих десятилетий наблюдается более высокая доля лиц с высшим образованием в столичных регионах с постоянно растущим спросом на квалифицированную рабочую силу и весьма привлекательными предложениями для нее; следствием урбанизации стала более высокая доля лиц с высшим образованием среди городского населения, чем среди сельского [8,28].
Переход от учебы к работе
Если молодые люди испытывают длительные периоды безработицы или бездействия (не работают, т.е. не находят работу или не занимается активным поиском работы, не проходят формального образования или обучения), это вызывает серьезную озабоченность у правительства; долгосрочная безработица оказывает негативное влияние на перспективы молодежи на рынке труда, и правительства стремятся не допустить длительной безработицы у молодых людей, помочь им найти способ вернуться к образованию или работе [22].
В ОЭСР чуть более половины 18-24-летних проходят обучение, очно или заочно; почти треть этих студентов ищут работу в той или иной форме [9]. Работа может быть связана с обучением, быть его частью (как в Швейцарии и Германии), или не связана с обучением (как в Австралии и Норвегии). Выпускники высших учебных заведений, которые во время учебы подрабатывали, быстрее находили работу, чем те, кто не работал [25].
Ключевым индикатором для оценки возможностей перехода от обучения к рынку труда является доля молодых людей, не работающих и не получающих формального образования, профессиональной подготовки (№ЕТ). В ОЭСР этот показатель составляет 16 % молодых людей (18 до 24 лет), в некоторых странах он выше 25 %. Как показывают исследования, молодые люди, оказавшиеся в такой ситуации длительное время, в более позднем возрасте столкнутся с более низкой занятостью и низкими заработками [16,20, 27], с более низким психическим здоровьем [4] и социальной изоляцией [5].
Для стран ОЭСР в последние 10-15 лет характерна ситуация, когда доля неактивной безработной молодежи, не ищущей работу, оставалась стабильной, а доля активной безработной молодежи, ищущей работу, колебалась в зависимости от экономического цикла. В ОЭСР неактивных МЕЕТ среди молодежи больше (9,4 %), чем активных (6,4 %) [9,21].
Чем выше уровень образования молодежи (25-29 лет), тем ниже риск оказаться №ЕЕТ. Индикаторы №ЕЕТ самые высокие среди молодежи, не имеющей полного среднего образования (42 %); вдвое ниже среди тех, кто имеет полное среднее или постсреднее невысшее образование (20 %), и еще ниже среди выпускников высших учебных заведений (12 %) [9,23].
Как высшее образование влияет занятость
Рост современной экономики, основанный на новых технологиях, повышает спрос на высококвалифицированных работников, и высококвалифицированные работники извлекают выгоду на рынке труда. Напротив, перспективы на рынке труда для взрослых с более низким уровнем квалификации становятся все более сложными. Лица с более низким уровнем образования зарабатывают меньше и подвергаются большему риску безработицы [2,24].
Полное среднее или постсреднее невысшее образование часто рассматривается как минимальный образовательный уровень для успешного участия на рынке труда для большинства людей [10].
Чем выше уровень образования людей, тем выше уровень их занятости на рынках труда. Имеют работу: 58 % населения с образованием ниже полного среднего, 75 % - со средним и постсредним невысшим образованием, 85 % - с высшим образованием. На протяжении десятилетий эта положительная связь оставалась стабильной [14].
Среди женщин связь между уровнем образования и уровнем занятости сильнее, чем среди мужчин. В 2021 году 43 % 25-34-летних женщин с образованием ниже полного среднего образования были трудоустроены и 82 % - женщин с высшим образованием (среди мужчин соответственно 69 % и 88 %) [9,14,17].
Исследования фиксируют устойчивую положительную связь между уровнем высшего образования и уровнем занятости. Самые высокие показатели занятости имеют доктора наук, 93 % из них работают; уровень занятости у людей, получивших степень магистра, выше, чем у получивших степень бакалавра. Разница в уровнях занятости сохраняется на протяжении всей трудовой жизни. Различия в уровне занятости между направлениями обучения невелики, но они постоянны во времени [9]. Данные свидетельствуют о том, что профессия оказывает важное влияние на уровень занятости низкоквалифицированных работников [3].
Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_291
Хотя данные ясно указывают на то, что увеличение высшего образования оказывает положительное влияние на рынок труда, необходимо, как считают авторы обзора ОЭСР по образованию, сделать важные уточнения [9].
Проблема сверхквалификации. Общие тенденции не исключают того, что в некоторых странах доля населения с высшим образованием выше оптимальной с учетом условий рынка труда. Желая не остаться без работы, люди соглашаются на работу ниже своего уровня образования, которая не позволяет в полной мере использовать их квалификацию. Это приводит к снижению человеческого капитала и удовлетворенности работой.
В среднем по странам ОЭСР, участвовавшим в Опросе навыков взрослых (PIAAC), 15 % работников с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет сообщили, что обладают избыточной квалификацией для своей работы. Самые высокие показатели сверхквалификации наблюдаются в Японии, где более 25 % работников сообщили о том, что находятся в такой ситуации. Напротив, в Дании, Финляндии, Словении, Швеции и Турецкой Республике не более одного из десяти работников с высшим образованием имеют избыточную квалификацию [11].
Факторы сверх квалификации индивидуального уровня. Страна рождения является основным фактором чрезмерной квалификации в большинстве стран со значительной долей иммигрантов в населении. В Норвегии и Швеции доля сверхквалифицированных работников среди взрослых иностранцев как минимум в три раза выше, чем среди коренного населения. Молодые люди, не имеющие опыта работы, с большей вероятностью соглашаются на работу ниже своего квалификационного уровня для выхода на рынок труда. Риск сверхквалификации уменьшается с повышением возраста и уровня образования родителей, но растет среди занятых на временной работе [9].
Факторы сверхквалификации на уровне страны. Деловой цикл и состояние рынка труда влияют на вероятность оказаться сверхквалифицированными. Во время рецессии вероятность сверхквалификации выше, особенно на рынках, где предложение превышает спрос на квалифицированную рабочую силу. Эмпирические исследования показали, что выпускники сталкиваются с более жесткими условиями трудоустройства в странах с относительно некачественной системой образования [29].
Повышение уровня образования эффективно снижает риски долгосрочной безработицы, связанные с негативные последствия для физического и психического благополучия безработных и их семей [1]. Стремление не допустить длительную безработицу (более 12 месяцев) наблюдается во многих странах. Высокая длительная безработица среди людей с высшим образованием наблюдается в странах с низким уровнем ВВП на душу населения.
Социальные потери из-за отсутствия активности на рынке труда безработных с высшим образованием особенно велики. Среди 25-34-летних с полным средним образованием или постсредним невысшим образованием в 2021 году средний уровень неактивности составлял 17 %, а для лиц с уровнем ниже полного среднего в странах ОЭСР этот уровень возрастает до 32 %. Эти показатели оставались в основном постоянными во время пандемии COVID-19, что свидетельствует о том, что сдвиг в сторону более высоких показателей неактивности не материализовался в большинстве стран. В большем количестве стран наблюдалось снижение уровня неактивности среди взрослых с высшим образованием в период с 2019 по 2021 год [19].
Преимущество в доходах, которое приносит повышение уровня образования
Статистические данные свидетельствуют, что более высокий уровень образования, как правило, приводит к лучшим возможностям трудоустройства и более высоким заработкам. Возможность больше зарабатывать в течение всей карьеры становится важным стимулом для людей продолжать образование и профессиональную подготовку [9]. В непредсказуемом и меняющемся мире важно, чтобы образование давало молодым людям знания и навыки, отвечающие потребностям рынка труда и общества.
В среднем в ОЭСР премия за образование выглядит следующим образом. Работники с полным средним или постсредним невысшим образованием зарабатывают на 29 % больше, чем те, кто имеет образование ниже полного среднего. Работники с высшим образованием зарабатывают в два раза больше, чем работники с уровнем ниже полного среднего [9].
Интерпретировать эти данные следует с осторожностью. Во-первых, более высокий уровень образования в странах с более низкими преимуществами в доходах может обеспечивать относительно высокие абсолютные преимущества. Во-вторых, соотношение спроса и предложения на работников с высшим образованием влияет на преимущество в доходах от образования. Наконец, влияют на заработок различия в размерах минимальной заработной платы, силе профсоюзов, распространенности частичной занятости.
Гендерные различия сохраняются почти во всех странах ОЭСР. За последнее десятилетие рост уровня образования среди женщин способствовал увеличению их занятости во многих странах. Однако гендерный разрыв в доходах слабо зависит от уровня образования. В ОЭСР женщины с высшим образованием, работающие полный рабочий день в течение всего года, в 2020 году зарабатывали 77 % от заработка своих коллег-мужчин. Доля женщин меньше в профессиях с более высокими доходами (например, в STEM); сравнивая работников с высшим образованием в одной и той же профессии, мы видим, что заработки у женщин ниже, чем у мужчин [12]. Различия в оплате труда между мужчинами и женщинами меньше среди более молодых работников, чем среди более старших, независимо от уровня образования. Многие страны внедрили комплекс мер для преодоления гендерного разрыва в оплате труда, таких как законы о прозрачности оплаты труда, отпуск по уходу за ребенком без права передачи и снижение эффективных предельных налоговых ставок для второго кормильца [7]. В последние годы разница в оплате труда мужчин и женщин в странах ОЭСР имеет тенденцию к сокращению [12].
Преимущество в доходах увеличивается с уровнем высшего образования. В 2020 году работники с уско-
ренным высшим образованием заработали на 20 % больше, чем работники с полным средним образованием; преимущество увеличивается до 44 % среди работников со степенью бакалавра и до 88 % среди магистров и докторов наук. Показано, в большинстве стран ОЭСР заработок увеличивается с возрастом для работников с любым уровнем образования (что объясняется ростом их опыта и обязанностей), но рост заработной платы более заметен среди работников с высшим образованием [9, 30].
Профессии STEM приносят самые высокие заработки. Что связано в том числе с большим дисбалансом между спросом и предложением работников этих профессий, неспособностью высших учебных заведений своевременно и адекватно реагировать на изменения в спросе [6].
Разница в доходах, возникающая из-за более высокого уровня образования, создает для студентов стимулы проводить свое раннее взросление, получая высшее образование. Более высокая премия к заработной плате от высшего образования должна сопровождаться усилением поддержки взрослых без высшего образования в целях сокращение неравенства между богатыми и бедными, о чем свидетельствуют результаты опроса ОЭСР «Риски, которые имеют значение» (2020) [15,18,26].
Правительства все больше внимания уделяют разработке политики, направленной на создание более эффективных и справедливых систем образования. Рост вдвое за последние два десятилетия доля молодых людей с высшим образованием будет иметь глубокие последствия для развития общества и системы образования.
Чтобы удовлетворить растущие потребности людей и рынков труда, высшее образование должно стать более разнообразным и готовым к тому, что студентам потребуются новые знания и навыки на всех этапах своей карьеры; расширить возможности для студентов воздействовать на то, что и как они изучают, где и когда обучение принесет им наибольшую пользу.
Растет использование цифровых инструментов в высших учебных заведениях, и чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами цифровизации, мы должны укреплять инновационную культуру в образовании. Цифровые платформы облегчают доступ к образованию и уменьшают неравенство в результатах обучения, повышая долю студентов, заканчивающих образовательные программы в установленные сроки.
Расходы на высшее образование на одного учащегося увеличиваются, несмотря на быстрый рост числа студентов.
Источники:
1. Abraham, K. et al. "The consequences of long-term unemployment: Evidence from linked survey and administrative data". NBER Working Papers. No. 22665. National Bureau of Economic Research. Cambridge, MA. 2016. https://doi.org/10.3386/w22665.
2. Arntz, M., T. Gregory and U. Zierahn. "The risk of automation for jobs in OECD countries: A comparative analysis". OECD Social, Employment and Migration Working Papers. No. 189. OECD Publishing. Paris. 2016. https://doi.org/10.1787/5jlz9h56dvq7-en.
3. Autor, D. and D. Dorn. "The Growth of Low-Skill Service Jobs and the Polarization of the US Labor Market". American Economic Review. Vol. 103/5. 2013. pp. 1553-1597. https://doi.org/10.1257/aer.103.5.1553.
4. Basta, M. et al. "NEET status among young Greeks: Association with mental health and substance use". Journal of Affective Disorders, Vol. 253. 2019. pp. 210-217. https://doi.org/10.1016/JJAD.2019.04.095.
5. Bäckman, O. and A. Nilsson. "Long-term consequences of being not in employment, education or training as a young adult. Stability and change in three Swedish birth cohorts". European Societies. Vol. 18/2. 2016. pp. 136-157. https://doi.org/10.1080/14616696.2016.1153699.
6. Brüning, N. and P. Mangeol. What skills do employers seek in graduates?: Using online job posting data to support policy and practice in higher education. OECD Publishing. Paris. 2020. https://doi.org/10.1787/bf533d35-en.
7. Ciminelli, G., C. Schwellnus and B. Stadler. Sticky floors or glass ceilings? The role of human capital, working time flexibility and discrimination in the gender wage gap. OECD Publishing. Paris. 2021. https://doi.org/10.1787/02ef3235-en.
8. Combes, P. and L. Gobillon "The empirics of agglomeration economies", in Handbook of Regional and Urban Economics, Elsevier. 2015. https://doi.org/10.1016/b978-0-444-59517-1.00005-2.
9. Education at a Glance 2022: OECD Indicators. OECD Publishing. Paris. 2022.https://doi.org/10.1787/3197152b-en.
10. Education at a Glance 2021: OECD Indicators. OECD Publishing. Paris. 2021. https://doi.org/10.1787/b35a14e5-en.
11. Education at a Glance 2018: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. 2018. https://doi.org/10.1787/eag-2018-en.
12. Education at a Glance Database, OECD. 2022. Stat website, https://stats.oecd.org (accessed on 17 June 2022).
13. Education at a Glance Database - Educational attainment and labour-force status. 2022. http://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=EAG_NEAC (accessed on 20 July 2022).
14. Education at a Glance Database - Education and earnings. OECD. 2021. http://stats.oecd.org/Index.aspx?datasetcode=EAG_EARNINGS.
15. Government at a Glance 2021. OECD Publishing. Paris. 2021. https://doi.org/10.1787/1c258f55-en.
16. Helbling, L. and S. Sacchi. "Scarring effects of early unemployment among young workers with vocational credentials in Switzerland". Empir ical Research in Vocational Education and Training. Vol. 6/12. 2014. https://doi.org/10.1186/s40461-014-0012-2.
17. Lauder, H. and K. Mayhew. "Higher education and the labour market: An introduction". Oxford Review ofEducation Vol. 46/1. 2020. pp. 1-9. https://doi.org/10.1080/03054985.2019.1699714
18. Main Findings from the 2020 Risks that Matter Survey. OECD Publishing. Paris 2021. https://doi.org/10.1787/b9e85cf5-en.
19. Mazzolari, F. and G. Ragusa. "Spillovers from High-Skill Consumption to Low-Skill Labor Markets". Review of Economics and Statistics. Vol. 95/1. 2013. pp. 74-86. https://doi.org/10.1162/rest_a_00234.
20. M ller, J. and M. Umkehrer. "Are there long-term earnings scars from youth unemployment in Germany?". ZEW Discussion Papers, No. 14-089, Centre for European Economic Research. 2014. http://ftp.zew.de/pub/zew-docs/dp/dp14089.pdf.
21. OECD Employment Outlook 2021: Navigating the COVID-19 Crisis and Recovery. OECD Publishing. Paris. 2021. https://doi.org/10.1787/5a700c4b-en.
22. OECD Gender Data Portal. 2022. http://www.oecd.org/gender/data (accessed on 30 June 2022).
23. OECD Regional Database - Education. 2022. https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REGION_EDUCAT (accessed on 20 July 2022).
24. OECD Employment Outlook 2019: The Future of Work. OECD Publishing. Paris. 2019. https://doi.org/10.1787/9ee00155-en.
25. Pathways to Professions: Understanding Higher Vocational and Professional Tertiary Education Systems. OECD Reviews of Vocational Education and Training. OECD Publishing. Paris. 2022. https://doi.org/10.1787/a81152f4-en.
26. Pew Research Center. Most Americans Say There is Too Much Income Inequality in the U.S. but Fewer Than Half Call it a Top Priority. Pew Research Center website. 2020. https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/01/09/most-americans-say-there-is-too-much-economic-inequality-in-the-u-s-but-fewer-than-half-cafr-it-a-top-priority/ (accessed on 23 May 2022).
27. Ralston, K. et al. (2021), "Economic inactivity, not in employment, education or training (NEET) and scarring: The importance of NEET as a marker of long-term disadvantage". Work, Employment and Society, Vol. 36/1. 2021. pp. 59-79. https://doi.org/10.1177/0950017020973882.
28. Regional Outlook 2019: Leveraging Megatrends for Cities and Rural Areas. OECD Publishing, Paris. 2019. https://doi.org/10.1787/9789264312838-en.
29. Verhaest, D. and R. Van Der Velden. "Cross-country differences in graduate overeducation" European Sociological Review. Vol. 29/3. 2013. https://doi.org/10.1093/esr/jcs044.
30. Working Better with Age, Ageing and Employment Policies. OECD Publishing. Paris. 2019. https://doi.org/10.1787/c4d4f66a-en.