СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННОМ ИСПАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
ФедоренкоП.О., студент Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена возможности трудоустройства людей с высшим образованием с позиции количественных и качественных факторов занятости. В работе рассматривается, насколько выпускники высших заведений защищены от безработицы, как в кризисные времена, так и в случае подъема экономики. Дается краткий анализ уровней образования, срочных трудовых договоров и заработной платы. Приводится сравнение показателей испанского государства с аналогичными данными основных европейских стран.
Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, рабочая сила, заработная плата, уровень занятости, безработица.
THE DEGREE OF INFLUENCE OF HIGHER RDUCATION ON THE POSSIBILITY OF EMPLOYMENT IN THE MODERN SPANISH STATE
Fedorenko P.O., Student
Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to the possibility of employment ofpeople with higher education from the position of quantitative and qualitative factors of employment. The paper examines how graduates of higher education institutions are protected from unemployment both in times of crisis, and in the case of economic recovery. A brief analysis of the education levels, fixed-term contracts and wages is given. A comparison is made of the indicators of the Spanish state with similar data of the main European countries.
Keywords: higher education, labor market, labor force, salary, employment rate, unemployment.
В последние десятилетия испанский рынок труда претерпел огромные изменения. С одной стороны, была существенно изменена профессиональная структура, что привело к увеличению процента рабочих мест; с другой стороны, трансформировался уровень квалификации рабочей силы, который перешел от низкого показателя уровня подготовки людей с высшим образованием до более высокого коэффициента среди основных стран ОЭСР. Вместе с этими изменениями также заметно повышение гибкости в работе благодаря срочным трудовым договорам. Такие радикальные трансформации произошли в контексте испанского рынка труда, который особенно пострадал от экономических циклов, сопровождавшихся периодами, как массового создания рабочих мест, так и их уничтожения.
Прежде чем двигаться дальше, важно провести различие между двумя типами высшего образования в Испании:
университетским и неуниверситетским. Обучение в испанских университетах делится на циклы в зависимости от цели курса. Программа первого цикла для университетского образования - степень бакалавра, нацеленная на получение теоретической базы.
Университетское образование также имеет второй (степень магистра) и третий (степень доктора- PhD) учебные циклы [1]. Эквивалентом неуниверситетского образования является профессиональное образование. Оно направлено на практическую деятельность и на возможность достижения прикладной специальности. Таким образом, видна заметная разница: университетское образование имеет
академическую направленность, в то время как профессиональное образование несет четкую практическую ориентацию.
Крупномасштабные преобразования на испанском рынке труда не только повлияли на качество тех, кто работает, но и на сами рабочие
места. Чтобы проанализировать возможности трудоустройства людей, имеющих высшее образование в Испании, необходимо описать самые значимые преобразования: увеличение числа занятого населения, рост срочных трудовых договоров, изменение в профессиональной структуре.
Первое ключевое преобразование, которое произошло, связано с увеличением числа занятых людей. В период между серединой 1970-х и 90-х годов этот показатель колебался в пределах от 11 до 13 миллионов, в зависимости от экономического цикла. Однако между серединой девяностых и четвертым кварталом 2006 года он вырос с 12 до 20,5 млн. человек. Затем кризис снизил этот показатель до 16,6 млн. в 2012 году. В начале 2014 года занятость упала до самого низкого уровня во время кризиса - всего 16,95 миллиона рабочих мест. Однако, после этого началось восстановление труда, которое в годовых темпах росло до 2,5% и в результате привело к тому, что Испания закрыла 2017 год с 18,99 млн. числа занятых [5,р.22].
Другая сторона этого преобразования - это рост безработицы во время кризисов. С середины семидесятых годов двадцатого века уровень безработицы во время кризисов превышал 20% (почти 25% в середине 1990х и 27% в 2013 году) [5,р.23]. С 2014 года испанское государство взяло курс на активное снижение числа безработных. В результате к концу 2017 года уровень безработицы составил 14,55 % [2], что на сегодняшний момент является самым низким показателем испанской безработицы с 2009 года.
Второе изменение на испанском рынке труда в последние десятилетия связано с гибкой формой занятости. Современная Испания характеризуется большим количеством срочных трудовых договоров. Корень этого явления восходит к экономическому кризису, который произошел между серединой 1970-х и 1980-х годов в Испании. За эти годы уровень безработицы достиг 21%. Правительство инициировало трудовую реформу1984 года,
влияние которой на рынок труда по-прежнему ощущается и сегодня. Эта реформа изменила значение срочных трудовых договоров с целью содействия занятости. Следствием реформы труда 1984 года стало быстрое увеличение срочных трудовых договоров. В 2006 году 34% работников были наняты на фиксированный срок. Экономический кризис привел к тому, что этот показатель снизился до 24% в 2015 году [5,р.23]. Эта цифра делает Испанию страной со вторым по величине показателем срочных трудовых договоров в ОЭСР, на первом месте -Польша.
Третья трансформация на испанском рынке труда касается профессиональной структуры. В основном утверждается, что включение новых информационных технологий в
производственные системы привело к поляризации профессиональной структуры и увеличению рабочих мест, требующих как наличие высшего образования, так и допускающих его отсутствие [3].
Если мы рассмотрим более широкий временной интервал, то в середине 1970-х годов Испания была обществом с большим количеством сотрудников, которые считались неквалифицированными (согласно данным-53%). Однако, только 9% занятых имели работу, требующую наличия высшего образования. В 2015 году доля трудящихся с рабочими местами, требующими низкого уровня квалификации, составила 39%, что на 14 пунктов меньше, чем в середине 1970-х годов. С другой стороны, доля лиц, занятых на рабочих местах, требующих наличие высшего образования увеличилась с 9 до 25 % [5,р.23].
Теперь перейдем к вопросу о возможности трудоустройства людей с высшим образованием в Испании с позиции количества рабочих мест. Для решения этого вопроса рассмотрим уровень занятости и уровень безработицы людей с высшим образованием.
Во-первых, уровень занятости отличается в зависимости от уровня образования. В периоды кризиса уровень занятости для лиц с высшим образованием падает, но в меньшей степени. В
то же время, уровень занятости для лиц с более низким уровнем образования быстро падает во время кризиса, и лишь частично восстанавливается во время периодов экономического подъема. Таким образом, кризис имеет значительный и
дифференцированный эффект, поскольку он увеличивает разрыв на рынке труда между теми, кто имеет начальное образование и людьми с высшим образованием.
Теперь проанализируем влияние образования на показатель безработицы. Уровень безработицы для людей, закончивших высшие учебные заведения всегда ниже по сравнению с другими уровнями. Механизм, который защищает людей с высшим образованием от безработицы в периоды кризисов, заключается в работе в отраслях и профессиях, которые в меньшей степени подвержены разрушению рабочих мест.
С практической точки зрения, чтобы диагностировать социальное положение людей с высшим образованием, полезно установить сравнения. В этом случае состояние людей с высшим образованием можно сравнить с положением лиц с другими уровнями образования в Испании или с людьми, имеющими высшее образование, которые проживают в других странах ОЭСР. Ниже приведены данные из доклада «Панорама образования. Показатели ОЭСР 2017. Испанский доклад.» В нем говорится, что достижение более высокого уровня образования увеличивает перспективы работы. В Испании уровень занятости среди молодых людей с высшим образованием составляет 76%, по сравнению с 68% из тех, кто имеет высшее образование без высшего образования, и только 60% для тех, кто еще не получил высшее образование. В странах ОЭСР эти средние показатели соответствуют 83%, 76% и 59%. Люди с самой низкой квалификацией в области образования имеют более высокий риск безработицы. В Испании уровень безработицы среди молодых людей, не закончивших среднее образование, составляет
30%, по сравнению с 20% из тех, кто это сделал, и 16% из тех, кто имеет высшее образование [8].
Итак, проанализировав количественный вопрос занятости, представляется важным раскрыть возможности трудоустройства людей с высшим образованием в Испании с позиции качественного фактора занятости. С этой целью ниже исследуется степень, в которой они нанимаются по срочным трудовым договорам; рассматривается одна из основных структурных проблем испанского рынка труда: избыток образования; уделяется внимание доходам, которые получают выпускники университетов и проводится их сравнение с заработками тех, кто получил другие уровни образования.
Как упоминалось в начале исследования, Испания имеет один из самых высоких показателей временной занятости среди стран ОЭСР. Ключевое различие между кратковременными и постоянными работниками заключается в стоимости увольнения конкретного работника, которая для первого вида работника гораздо ниже. Таким образом, существует ряд явных преимуществ для тех, у кого есть постоянный договор. Во-первых, они гораздо более защищены от увольнений. Несмотря на то, что временная занятость для многих является краткосрочным состоянием, около 20% тех, кто работает по найму, продолжают иметь срочный трудовой договор в возрасте, который очень далек для такого вида работы. Это касается людей с нестабильной линией занятости, которые сочетают этапы безработицы с временными рабочими местами и которые, как правило, подвергаются худшим условиям работы с точки зрения продвижения по службе, безопасности и заработной платы [6]. Для работника срочный трудовой договор выгоден для выполнения разовой работы или работы на несколько месяцев. Для людей, недавно получивших высшее образование, срочный трудовой договор помогает накопить опыт, становясь отправной точкой в их карьере. Кроме того, если работодатель решит после срочного договора предложить работнику
должность на постоянной основе, предпочтение будет отдано людям с высшим образованием.
Также измерение качественного фактора занятости людей с высшим образованием неизбежно связано с анализом избытка образования. Это существенный момент, учитывая, что люди инвестируют время и деньги в достижение уровня образования, который в идеальных условиях должен привести к работе, соответствующей этому уровню.
Прежде чем приводить данные, стоит подчеркнуть, что существуют различные способы измерения избытка образования. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Один из методов может быть описан как нормативный или объективный. В принципе, этот метод состоит в том, чтобы присвоить каждой профессии определенный уровень образования, необходимый для надлежащего выполнения конкретной работы. Работники считаются ненужными, когда они имеют более высокий уровень образования, чем необходимо, чтобы «правильно» выполнять свою работу. Второй способ измерения избыточного образования - субъективный метод. Он заключается в использовании обследований, в ходе которых сами трудящиеся указывают, считают ли они, что они имеют соответствующий уровень образования для выполнения своей работы.
Согласно нормативному определению, в 2012 году в Испании уровень избыточного образования составлял 10%, что очень близко к среднему показателю основных европейских стран. Тем не менее, если принять во внимание только население в возрасте до 29 лет, имеющее заметно высокий уровень образования, этот показатель растет до 20%, что намного превышает процент основных европейских стран, за исключением Великобритании, чей показатель очень близок к испанскому [4].
Специалисты из монографии «Обучение и рынок труда в Испании», собранной в журнале экономики 3CONOMI4 под редакцией Генерального совета экономистов (CGE) предупреждают, что испанская бизнес-ткань не
отвечает требованиям, которые облегчают обучение «без отрыва от производства». В университете дается избыточное образование в теоретическом плане, но не хватает практического материала, поэтому эксперты видят необходимость в участии государственного сектора в поощрении и финансировании мероприятий в области образования. Испания остается страной ЕС, где достаточное количество людей с высшим образованием занимают
низкоквалифицированные рабочие места, специалисты призывают улучшить работу по найму людей с высшим образованием и совершенствовать систему образования. Также, президент Генерального совета экономистов Валентин Пич отметил, что экономически активное население и система образования должны направлять свои усилия на трудоустройство [7].
Третий показатель качественного фактора занятости выпускников университета относится к заработной плате. Стоит ответить на следующий вопрос: человек с высшим образованием в Испании «стоит» больше или меньше, чем в других странах? Одним из способов измерения этого является сопоставление относительных доходов людей с высшим образованием с заработком тех, кто имеет другой уровень образования, например, уровень средней школы.
В докладе «Панорама образования 2017 года. Показатели ОЭСР. Испанский доклад» воспроизводятся данные наиболее релевантных показателей для Испании по сравнению со средним показателем стран ОЭСР. В этом докладе говорится, что чем выше уровень образования и обучения, тем лучше результаты в сфере занятости и заработной платы. Высшее образование приводит к более высоким ставкам заработной платы. В Испании взрослые в возрасте от 25 до 64 лет с завершенным высшим образованием имеют преимущество в размере 53% от тех, кто окончил среднюю школу. У тех, у кого более низкий уровень образования, недостаток зарплаты составляет 29%. В странах
ОЭСР этот показатель составляет 56% и 22% соответственно [8].
Таким образом, в статье были определены фундаментальные изменения на испанском рынке труда и эволюция возможностей трудоустройства людей с высшим образованием за последние десятилетия. С количественной точки зрения уровень занятости людей, закончивших высшие учебные заведения выше, а их уровень безработицы ниже, чем у людей с более низким уровнем образования. Это подтверждается, как в периоды экономического подъема, так и, тем более, во время кризиса. Значительная часть этого явления связана с тем, что люди с высшим образованием работают в отраслях, которые менее подвержены безработице.
С точки зрения качественного фактора занятости были подтверждены три момента. Во-первых, люди с высшим образованием имеют больше возможностей перехода от срочного трудового договора к работе на постоянной основе, чем люди с другими уровнями образования. В то же время доля неполной занятости составляет значительный процент, что имеет негативные последствия на испанском рынке труда. Второй момент заключается в том, что испанское образование подвержено системе избыточного образования, и как следствие, людям с высшим образованием все труднее найти работу. В результате же получается, что испанская бизнес-ткань пока недостаточно отвечает требованиям спроса и предложения на рынке труда, хотя и предпринимает попытки модернизации системы образования. Третий важный момент в том, что заработная плата выпускников университетов выше, чем у людей, которые имеют другие уровни образования. Однако за последние два десятилетия они существенно сократились, особенно в последний экономический период. Этого можно было бы ожидать, учитывая количество выпускников университетов, работающих на должностях ниже их уровня образования.
В целом данные свидетельствуют о том, что существует как минимум две проблемы для
возможности трудоустройства людей с высшим образованием. Первая касается уровня безработицы. Если это правда, что у людей с высшим образованием меньше показатель безработицы, чем у лиц с другим уровнем образования, то он является относительно высоким в период кризисов. Вторая проблема касается неполной занятости выпускников высших учебных заведений. Как упоминалось выше, наиболее заметными изменением за последние десятилетия стало улучшение структуры занятости. Тем не менее, это улучшение не способствовало серьезному изменению в области образования. Такие нерешенные проблемы приведут к тому, что люди с высшим образованием могут оказаться безработными, в то время как люди со средним образованием займут рабочие места, на которых не будут требовать наличие высшего образования.
Список литературы
1. Пашкова М.Н. Особенности развития системы образования в Испании// Вестник таганрогского государственного педагогического института.- 2016. -№1.-С.165-170.
2. EPA https://www.ine.es/daco/daco42/ daco4211/epa0318.pdf (Дата обращения: 14.10.2018)
3. Goos, M.; A. Manning and A. Salomons. The Polarization of the European Labor Market// American Economic Review.-2009. -№ 99(2).-p. 58-63.
4. ILO. Skills Mismatch in Europe/ / International Labour Office, Department of Statistics.-2014,-32p.
5. Martínez-Pastor J.I. Employability of higher education graduates in Spain: crisis and new challenges// Revista Española de Investigaciones Sociológicas.-2017.-№ 31 (2).-p 21-36.
6. Muñoz-Comet, J. Martínez-Pastor J. I. Es la precariedad igual para todos los trabajadores temporales? Diferencias y semejanzas entre clases sociales// Revista Española de Sociología.-2017. -№26 (2). -p. 169-184.
7. Parellada M., Álvarez M. La inserción laboral de los graduados universitarios en España// La revista de 3CONOMI4.-2017. -№ 13.- p. 75-83
8. Spain (Spanish version), in Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/k27dmj-es. Дата обращения: 14.10.2018
9. Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема модели экономического человека в современном научном пространстве / Проблемы современной экономики. 2016. №3(59). С. 39-42.
10. Науменко Т.В. Наша задача -формирование новых элит / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 1. №1.
экономическими системами в реальном масштабе времени // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 1. С. 7-11.
12. Богомолов А.И., Невежин В.П. Резонансные технологии инициирования финансового кризиса предприятия. В книге:
Стратегическое планирование и развитие предприятий. В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий /Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2015. С. 19-22.
13. Богомолов А.И., Невежин В.П. Виртуальная экономика против цифровой. Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 1. С. 92-97.
14. Науменко Т.В. Институциональное поле современного Китая /Вестник Академии. 2017. №1. С. 86-91.
15. Науменко Т.В. Маркетинговые коммуникации как институт современной экономики / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т.1. №3. С. 27-32. Науменко Т.В., Коваженков М.А. Проблема формирования и развития модели национальной экономической системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №5. С. 24-28.
V V
С. 4-5.
11. Богомолов А.И., Невежин В.П. Хроноэкономика как наука об управлении