Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Novikova Darya Dmitrievna URGENT PROBLEMS OF THE YOUTH ...
political sciences
УДК 32:331.5.024.5
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0005
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ИСПАНИИ
© 2019
Василенко Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Новикова Дарья Дмитриевна, магистр по направлению «Зарубежное регионоведение» Российский Университет Дружбы Народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 7, e-mail: inyaz@pfur.ru) Аннотация. Мировой финансово-экономический кризис 2008 года обнажил структурные недостатки испанской экономики, что повлекло за собой обострение проблем политико-институционального характера. Долгое время до этого Испания переживала ряд серьезный потрясений, к которым, в первую очередь, относится смена правящего режима (переход от авторитаризма Франсиско Франко к демократии). В этих условиях кризис настиг страну в период еще незавершившейся в ней модернизации. В результате тяжелого экономического положения, в котором оказалась Испания, депрессия охватила все слои населения. В данной статье рассматриваются злободневные проблемы социального-экономического характера, которые испытывает молодежь Испании. Под молодежью мы понимаем особую социально-демографическую группу, включающую лица в возрасте от 16 до 29 лет. Как наиболее острая и требующая незамедлительного решения нами была выделена и описана проблема безработицы. Для выявления причин были рассмотрены недостатки системы образования страны и несоответствие уровня квалификации вакантным должностям. Такие распространенные явления, как снижение темпов взросления и обретения материальной независимости, преобладание пессимистичных настроений (массовое желание уехать жить и работать за границей) и изменение демографической ситуации раскрывают последствия обозначенных проблем на рынке труда. В статье также рассматриваются предпринятые меры и возможные предложения, направленные на преодоление существующих трудностей испанской молодежи.
Ключевые слова: Испания, молодежь, безработица, сверхквалификация, финансово-экономический кризис, Европейский Союз, рынок труда, система образования, академическая мобильность, миграция, демографическое старение населения.
URGENT PROBLEMS OF THE YOUTH IN SPAIN
© 2019
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, doctor of philosophy, associated professor at Department of Foreign Languages in Theory and Practice, Institute of Foreign Languages Novikova Darya Dmitrievna, master of Foreign Regional Studies Peoples' Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, street Mikluho-Maklaya, 7, e-mail: inyaz@pfur.ru) Abstract. The global financial crisis of 2008 exposed the structural flaws of the Spanish economy, which led to an exacerbation of the political institutions' problems. Since the transition from Francisco Franco's authoritarian regime to democracy began, Spain has been undergoing a series of upheavals. In these conditions, the economic crisis of 2008 overtook the country during a period of modernization. As a result of the financial crisis, an economic depression has engulfed all population demographics. This article considers the socio-economic problems the Spanish youth are currently facing. In the context of this article the youth are defined as a socio-demographic group that includes people aged 16 to 29 years. Unemployment has been identified and described as the most acute and urgent problem. To discern the underlying causes of unemployment, the article analyzes the shortcomings of the country's education system alongside inconsistencies in employment qualifications. Phenomena such as widespread decrease in the rate of obtaining early financial independence, a mass desire of youth to live and work abroad and a change in the overall age of the population result from identified problems in the labor market. This article also examines measures taken and possible proposals aimed at overcoming the existing difficulties of the Spanish youth.
Keywords: Spain, the youth, unemployment, overqualification, financial crisis, the European Union, labor market, education system, academic mobility, migration, population ageing.
В Испании безработица среди молодежи - явление, которое уже на протяжении многих лет представляет собой злободневную социально-экономическую проблему, требующую незамедлительного решения. В результате мирового финансово-экономического кризиса 2008 года и последовавшей за ним многолетней депрессии Испания оказалась в числе стран, чья экономика наиболее остро ощутила на себе последствия пережитых событий.
По состоянию на 2017 год уровень безработицы в Испании составил 16,55%, в то время как средний показатель по странам Европейского Союза - 7,8% [1]. Тем не менее следует отметить позитивную тенденцию в сокращении безработицы в Испании: по данным Евростат, страна продемонстрировала наилучшие показатели с 2009 года и опередила другие страны Евросоюза по сокращению темпов безработицы.
Однако, несмотря на явные успехи, Испания продолжает оставаться среди стран с наиболее высоким уровнем безработицы в Евросоюзе. Самая неблагоприятная ситуация на рынке труда сложилась среди молодого и активного населения, где уровень безработицы среди молодежи достиг 37,46% [2]. Под молодежью мы понимаем лица, относящиеся к возрастной категории от 16
до 29 лет. Таким образом, по показателям безработицы Испания занимает второе место, уступая лишь Греции, где ситуация чуть хуже.
Материалы, представленные в данной статье, указывают на наличие недостатков в системе образования и на рынке труда, которые объясняют сравнительно высокий уровень безработицы среди молодежи в Испании.
Среди первостепенных причин безработицы выделяют следующие [3]:
- Прерывание обучения в школах и университетах учащимися;
- Несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
- Неэффективность мер государственного регулирования занятости населения.
Вышеперечисленные факторы препятствуют повышению уровня занятости среди молодых людей и негативно сказываются на их профессиональной карьере.
Известно, что условия труда для всего населения и молодежи, в частности, взаимосвязаны с эффективностью системы образования в стране. Вероятность благополучного трудоустройства на адекватно оплачиваемую работу для молодого человека напрямую зависит от полноты и качества полученного им образования.
24
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)
политические науки
Василенко Сергей Александрович, Новикова Дарья Дмитриевна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ ...
Неоконченное образование рассматривается как один из детерминантов риска увеличения безработицы среди молодежи. Около 19% испанских подростков бросают обучение в школах и не получают аттестата о среднем образовании. Стоит отметить, что по состоянию на 1992 год данный показатель составлял 41% [4].
Аналитики полагают, что на сокращение числа школьников, прекративших обучение раньше положенного срока, повлиял финансово-экономический кризис и ряд последствий, которые он за собой повлек. В экстремальных условиях кризиса завершенное качественное образование особенно необходимо учащимся, надеющимся стать в будущем высококвалифицированными и востребованными специалистами, достойными занять высокооплачиваемую должность. Тем не менее нынешний показатель по меркам Европейского Союза по-прежнему остается чрезвычайно высоким. Хуже ситуация складывается лишь на Мальте [5].
По мнению исследователей, система образования в Испании является недостаточно гибкой и не учитывает индивидуальные особенности ученика. Дело в том, что половина выпускников, получающий аттестат о среднем образовании, хотя бы раз оставались на второй год. В этих условиях у большинства детей значительно снижается мотивация к обучению. Разрешению данной проблемы сможет поспособствовать только введение реальной альтернативы практике повторения учебного курса для неуспевающих школьников.
Преждевременный уход из школ несовершеннолетних испанцев также непосредственно связывают с ситуацией на рынке труда. Считается, что только в 40% средне-специальных учебных заведений можно пройти профессиональную подготовку, гарантирующую получение какой-либо востребованной профессии.
Что касается высшего образования, после кризиса ситуация в университетах сильно изменилась. За последние пять лет число студентов, поступающих в вузы, сократилось более чем на 100.000 человек. Согласно мнению представителей фонда «Conocimiento y Desarrollo» (CYD) в Испании, этому поспособствовал ряд таких факторов, как сокращение численности население, рост цен на образование и уменьшение числа выделяемых стипендий [6]. Далее в статье мы подробнее охарактеризуем вышеупомянутые аспекты.
Проблема незавершенного высшего образования также остается актуальной, поскольку число прерывающих получение образования в вузах по-прежнему растет. К примеру, 22,5% зачисленных первокурсников бросают учебу, хотя ранее их доля составляла 19% от всех учащихся. Данная тенденция наблюдается почти во всех автономиях Испании, кроме Андалусии и Мадрида. Однако отмечается, что те студенты, которым удается продолжать учебу, держатся за свои места и демонстрируют высокую успеваемость. Это основные моменты, отраженные в отчете фонда CYD за 2016 год, в котором также подчеркивается, что Испания остается лидером среди стран, в которых выпускники вузов работают на должностях ниже своей квалификации [7].
Приводя конкретные цифры, стоит указать, что число поступающих на программы бакалавриата сократилось на 127 674 человек в период между 2011/2012 и 2015/2016 учебными годами. Другими словами, число абитуриентов уменьшилось на 8,7%. В отчете фонда это в первую очередь связывают с сокращением численности населения в возрасте от 18 до 21 года (средний возраст студента). Например, в 2015 году данный показатель на 6% ниже, чем в 2012 году. Также сильное влияние оказало повышение цен на образование в среднем на 20% и ужесточение условий на получение академической стипендии [7]. Вице-президент фонда и профессор экономического факультета Университета Барселоны Франсеск Соле отмечает, что при существенном повышении цены на продукт логично ожидать резкое падение спроса, и это как раз то, что произошло с системой
высшего образования в Испании.
Однако ситуация с поступающими на программы магистратуры совсем иная. Их число неуклонно растет, в то время как до кризиса такой тенденции не наблюдалось. Полагают, что желающие продолжать обучение в университете с целью получить более высокую ученую степень обращают больше внимания на качество образования, нежели на его стоимость.
Несмотря на качество образования в университетах, ценовая политика негативно сказывается на студентах и приводит к увеличению числа «недоучек». С учетом повышения цен на образование студенты стараются реально оценивать ситуацию и ресурсы, которыми располагают. Дело в том, что, если студенту не удается получить зачет по той или иной учебной дисциплине, последующий повтор курса обойдется ему значительно дороже. Именно по этой причине многие учащиеся предпочитают не тратить время и прерывают обучение в первый же год после зачисления.
Возникает вопрос, как складывается жизнь тех, кому все-таки удается получить диплом о высшем образовании? Анализируя данные Национального института статистики и Министерства образования Испании, можно сделать вывод, что на работу чаще берут выпускников частных вузов, нежели государственных. Также стоит отметить, что у мужской половины молодых специалистов дела с трудоустройством обстоят лучше, чем у женской.
Тем не менее большое количество выпускников вынуждено трудоустраиваться на работу, которая не соответствует их квалификации, то есть уровень полученного образования и профессиональной подготовки выше, чем того требует занимаемая должность [8]. Это явление носит название сверхквалификации. По оценке на 2015 год, в Испании 62,6% дипломированных специалистов в возрасте от 25 до 64 занимают должности, требующие высокой квалификации. На фоне других стран Европейского Союза это самый низкий показатель, в среднем он составляет 77%.
Данное явление обуславливается диспропорцией между количеством выпускников, ежегодно получающих диплом о высшем образовании, и количеством соответствующих вакантных должностей, появляющихся в рамках испанской экономики.
Нельзя не отметить, однако, некоторые позитивные тенденции, касающиеся уровня научно-исследовательской активности. Например, увеличилось число спин-офф компаний (малых инновационных фирм), созданных в университетской среде и не обанкротившихся за первые пять лет своего существования; возросло количество патентных заявок от университетов; увеличилась доля испанских научных публикаций. Тем не менее по сравнению с темпами развития в области образования в других странах ЕС и ОЭСР, Испания рискует так и остаться позади, если не предпримет решительных действий в отношении преобразования системы и финансирования образования.
Обращая внимание на настрой самих молодых людей и их отношение к сложившейся ситуации в стране, следует отметить результаты опроса, проводимого Eurobarometer [9]. Исследование коснулось вопросов трудоустройства, общего благосостояния и идеалов. В ходе опроса было выявлено, что преобладающее большинство (около 80%) молодых людей в Испании чувствует себя исключенным из социальной и экономической жизни из-за последствий финансово-экономического кризиса. Похожую ситуацию можно наблюдать в Португалии, Греции и на Кипре, где молодежь демонстрирует недовольство своей жизнью.
Пессимистично настроенные молодые люди предпочли бы жить и работать за рубежом. Таким образом, в поисках лучшей жизни четверо из пяти молодых испанцев хотят покинуть страну. Причем, большинство опрошенных хотели бы трудиться в США. Однако, со-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2(27)
25
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, Novikova Darya Dmitrievna political
URGENT PROBLEMS OF THE YOUTH ... sciences
гласно данным об эмиграции, предоставленным специализированным отделением Национального института статистики Испании в 2017 году, большая часть мигрирует в Великобританию [10].
Аналитики полагают, что молодые люди в Испании могут встать на путь повторения судьбы своих бабушек и дедушек, которые массово мигрировали в шестидеся-тые-семидесятые годы. Так, по статистике на 2015 год, отток молодежи из страны достиг максимального уровня - Испанию покинули более пятидесяти тысяч человек [10]. На сегодняшний день, несмотря на снижение данной тенденции, массовое желание уехать за границу остается.
Те, кто, не решившись уехать, остаются в стране, предпочитают жить дома, откладывать деньги на дальнейшую учебу и повышать свою квалификацию, оставаясь при этом на финансировании своих семей. Стоит заметить, что это также одна из наиболее острых проблем современной молодежи. Экономическое положение страны в известной степени влияет на темпы взросления и самостоятельность подрастающего поколения. В данном случае под самостоятельностью мы понимаем материальную независимость.
По мнению испанских социологов, нынешние юноши и девушки Испании взрослеют на шесть лет позже, чем предыдущее поколение. Говоря об условиях трудоустройства, считается, что у поколения их родителей было больше возможностей. Приводимые статистические данные лишь подтверждают эти выводы. По оценке на 2016 год, в среднем 86,5% молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет живут со своими родителями. Подобная ситуация также характерна для 56% людей возрастной категории от 25 до 29 лет. Причем в обоих случаях мужчин, остающихся на попечении родителей, в процентном соотношении больше, чем женщин [11]. Социологи считают, что молодые люди, вынужденные жить в родительском доме, представляют собой наиболее уязвимый слой испанского общества. Ставится под вопрос их способность выдержать новые удары возможных экономических кризисов, а также других тяжелых жизненных обстоятельств.
Затянувшийся процесс взросления и обретения материальной независимости от родителей также сказывается на демографической ситуации в стране. Испанцы позднее обзаводятся своей собственной семьей, которые, как правило, являются далеко не многодетными. На 2015 год коэффициент суммарной рождаемости составил 1,32 ребенка на одну женщину [12]. В этих условиях неудивительно, что в Испании уровень смертности превышает уровень рождаемости, что приводит к так называемому «старению нации» и сокращению численности населения.
Проведенный анализ текущей ситуации позволяет нам сделать вывод, что мер, предпринятых государством, недостаточно. В противном случае молодые люди не покидали бы страну с намерениями строить карьеру за границей. Причем, тенденция распространена не только среди граждан Испании, но и мигрантов, прибывших когда-то на заработки, однако, вынужденных уехать из-за ранее обозначенных нами трудностей.
Как уже было обозначено ранее, кризис существенно повлиял на образовательную систему высших учебных заведений Испании и спровоцировал ряд серьезных изменений. В связи с сокращением расходов на образование по объемам финансирования университетов Испания уступает другим странам ЕС и ОЭСР. Это касается показателей как общего объема ежегодных расходов на одного учащегося, так и расходов на высшее образование, выраженных в процентах от ВВП. Отмечается, что государством были предприняты попытки, но так и не введены в действие реформы по финансированию и преодолению существующих проблем в системе образования [6].
Рациональное увеличение расходов в данном направлении поможет высшим учебным заведениям 26
большую автономию, повысить качество образования, привлечь лучших преподавателей, студентов и научных сотрудников как из числа граждан страны, так и иностранных представителей, что положительно скажется на развитии академической мобильности. Более того, эксперты фонда CYD рекомендуют уделить особое внимание укреплению взаимосвязи вузов и работодателей, чему, в первую очередь, может поспособствовать прохождение практики и стажировки на предприятиях.
Исчерпание своего потенциала основообразующими секторами испанской экономики сигнализирует о необходимости развития новых отраслей и создания большего количества рабочих мест. Пример богатейших стран мира показывает, что проблема также может быть решена путем осуществления политики, ориентированной на гибкий рынок труда. Это современная форма функционирования рынка труда, которая адекватно реагирует на изменения в соотношении спроса и предложения рабочей силы, а также на колебания в оплате труда. К характерным признакам этой системы и одновременно ее преимуществам относится предоставление любых форм занятости, предполагающих выход за традиционные рамки продолжительности рабочего времени и требований к рабочему месту.
Таким образом, разрешение проблем молодежи, описанных в данной статье, возможно лишь с помощью кардинальных изменений, главным образом, в структуре экономики. Некоторые эксперты полагают, что новый период в истории Испании, можно будет назвать «вторым транзитом», что указывает на масштабность будущих преобразований. Первоочередные задачи, стоящие перед нынешним правительством, не только масштабные, но и трудновыполнимые. Прогресс может быть достигнут только посредством преодоления существующих разногласий и направления общих сил на улучшение жизни в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Encuesta de Población Activa // Instituto Nacional de Estadística. — URL: http://www.ine.es/dyngs/INEbase/es/operacion.htm?c=Estadistica _C&cid=1254736176918&menu=ultiDatos&idp=1254735976595 (дата обращения: 03.12.2017).
2. asas de paro // Instituto Nacional de Estadística. — URL: http:// www.ine.es/infografias/tasasepa/desktop/tasas.html?t=0&lang=es (дата обращения: 4.12.2017).
3.García J. Desempleo juvenil en España: causas y soluciones // BBVA Research. — URL: https://www.bbvaresearch.com/KETD/fbin/mult/ WP_1130_tcm346-270043.pdf (дата обращения: 03.12.2017).
4.Estadísticas de la Educación // El Ministerio de Educación. — URL: http://www. mecd.gob.es/servicios-al-ciudadano-mecd/estadisticas/ educacion/no-universitaria.html (дата обращения: 05.12.2017).
5.Abandono escolar: ¿qué le ocurre a Navarra? Comparativa europea y por CCAA // Institución Futuro. — URL: http://www.ifuturo.org/en/ abandono-escolar-que-le-ocurre-navarra-comparativa-europea-y-por-ccaa (дата обращения: 05.12.2017).
6. Qué esperan los estudiantes de las universidades socialmente responsables? // Estudios CYD. — URL: http://www.fundacioncyd.org/ images/documentosCyd/estudiosCYD6.pdf (датаобращения: 06.12.2017).
7.Crece la tasa de abandono de los universitarios españoles pero mejora su rendimiento académico // El Mundo. — URL: http://www. elmundo.es/sociedad/2016/09/12/57d1abdc46163fa36a8b4690.html (дата обращения: 11.12.2017).
8.España es el país de Europa con más universitarios en trabajos sin cualificación // El Confidencial. — URL: https://www.elconfidencial.com/ economia/2017-08-14/sobrecualificacion-espana-trabajo-universitario-precariedad-empleo_1427620/ (дата обращения: 11.12.2017).
9.Public Opinion//European Commission. — URL:http://ec.europa.eu/ commfrontoffice/publicopinion/index.cfm (дата обращения: 12.12.2017).
10. Cifras de Población. Estadística de Migraciones // Instituto Nacional de Estadística. — URL: http://www.ine.es/prensa/cpJ2017_p.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
11.Sanchez A. El 80% de los menores de 30 años todavía vive en casa de sus padres // El País. — URL: https://politica.elpais.com/ politica/2015/12/29/actualidad/1451382467_288187.html (дата обращения: 25.12.2017).
12. Fertility rate, total (births per woman) // The World Bank. — URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.TFRT.IN?locations=ES (дата обращения: 24.12.2017).
Статья поступила в редакцию 01.03.2019
Статья принята к публикации 27.06.2019
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)