6 (150) - 2007
вопросы экономики
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ТРУБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ И РОССИИ*
A. И. Амоша,
доктор экономических наук, профессор,академик Национальной академии наук Украины
B. И. Ляшенко,
кандидат экономических наук,академик Академии экономических наук Украины В. А. Зубанов
Институт экономики промышленности Национальной академии наук Украины, г. Донецк
В России необходимость производства труб большого диаметра (ТБД) для газовой промышленности возникла перед металлургами в 1970-е гг. в период освоения газовых месторождений тюменского Севера и заключения долгосрочных контрактов на поставки природного газа в Западную Европу. Ограниченные возможности экономики страны (тогда еще СССР) не позволили создать соответствующее трубное производство, в первую очередь труб диаметра 1 220 — 1 420 мм, работающих под давлением до 10 МПа. Созданные в СССР прокатные мощности по выпуску толстого широкоформатного листа остались на Украине.
В начале 1990-х гг. вопросы производства ТБД вновь встали перед металлургами России в связи с разработкой новых месторождений на Крайнем Севере, шельфе арктических морей, а также в связи с существенным износом действующих трубопроводных систем, в том числе проложенных в Западную Европу.
При этом речь идет о получении труб качественно нового уровня, рассчитанного на перспективу: давление до 25 МПа, работа в морской среде, увеличенная с 12 до 18 м длина трубы (что позволит на треть сократить объем сварочных работ при стыковке труб на трассах трубопроводов).
Для выбора перспективного проекта комплекса производства ТБД и широкоформатного толстого листа Министерством экономики России был проведен тендер, который выиграл проект,
*Окончание. Начало см. в № 5 (149), 2007.
представленный ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат».
Речь шла о перспективах создания с участием прямых зарубежных инвесторов завода по выпуску труб большого диаметра (ОАО «ЗТБД») на базе ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК). Его продукция должна идти на удовлетворение потребностей отечественного нефтегазового комплекса и на мировой рынок трубопрокатной продукции. Общий объем необходимых инвестиций составляет около 700-750 млн долл., что делает проект одним из крупнейших в промышленном комплексе за всю историю постсоветской России [2 — 5].
Таким образом, ЗТБД будет производить два вида продукции: ассортиментный ряд прямошов-ных труб с одним швом диаметром от 700 до 1 420 мм, толщиной стенки до 40 мм с наружным и внутренним покрытиями, классов прочности от Х70 до Х100; ассортиментный ряд горячекатаного толстого стального листа толщиной от 7 до 70 мм различного формата и марочного состава. Предполагается, что из денежных поступлений от реализации продукции на долю труб будет приходиться около 80 %.
В качестве конкурента проекту ЗТБД рассматривался проект Ижорского трубного завода, который в конце концов был признан неприемлемым из-за устаревших оборудования и технологий [4].
Анализ конкурентоспособности заводов ТБД России и Украины к 2003 г приведен в табл. 1 [3, с. 11].
Импортные поставки труб российским потребителям (в основном со стороны Харцызского трубного завода на Украине) сохранятся в первые
Таблица 1
Сравнительная конкурентоспособность трубных производств к 2003 г.
Название завода Местоположение, близость к рынкам сбыта Диаметр труб, мм Поставщики трубной заготовки — штрипса Качество ТБД в связи с требованиями Газпрома Наличие стабильных каналов сбыта Наличие опыта
ЗТБД на площадке HTM (проект) Свердловская обл. Близость к основным потребителям — осваиваемым Газпромом месторождениям газа Тимано-Печоры и Западной Сибири 720, 820, 1 020, 1 220, 1 420 Производство труб из штрипса собственного производства Продукция полностью соответствует требованиям Согласие Газпрома на приобретение 400тыс. т труб в год Производство планируется начать в 2003 г.
Волжский трубный завод Волгоградская обл. Близость к порту на Волге, по которой возможна поставка труб в страны каспийского региона 720, 820, 1 020, 1 220, 1 420 Северсталь, ммк, оэмк, импорт Продукция не полностью соответствует требованиям: трубы спиралешовные, длина 12 м, малый класс прочности Нет Производство труб с полимерным покрытием налажено в 1999 г.
Челябинский трубопрокатный завод Челябинская обл. Особых преимуществ из-за своего местоположения не имеет 720, 820, 1 020, 1 220 Северсталь, НОСТА, ММК. Могут быть проблемы с поставками Продукция не полностью соответствует требованиям: трубы двухшовные, длина 12 м, малый класс прочности Нет Производство труб с полимерным покрытием налажено с начала 2000 г.
ЗТБД на площадке Ижор-ского завода (проект) С. -Петербург. Близость к порту на Балтийском море, из которого возможна поставка труб для реализации северных проектов Газпрома и Транснефти 720, 820, 1 020, 1 220, 1 420 Первые два года штрипс из Германии, затем поставки Северстали Продукция не полностью соответствует требованиям: длина 12 м, малый класс прочности Согласие Газпрома на приобретение 200тыс. т труб в год Производство планируется начать в 2001 г.
Выксунский металлургический завод Нижегородская обл. Особых преимуществ из-за своего местоположения не имеет 720, 820, 1 020 Северсталь, штрипс из Украины Продукция не полностью соответствует требованиям: максимальный диаметр 1 020 мм, длина 12 м, малый класс прочности Стабильный спрос у потребителей, преимущественно из Украины Производство труб с полимерным покрытием налажено с конца 2000 г.
Харцызский трубный завод Украина. Доступ на российский рынок в среднесрочной перспективе будет затруднен 720,1 220,1 420 Азовсталь, импорт Продукция не полностью соответствует требованиям: трубы двухшовные, длина 12 м, малый класс прочности Устойчивый канал сбыта после передачи Газпрому в управление контрольного пакета акций Производство налажено в 1970-хгг.
Таблица 2
Прогноз потребления ТБД (1 020-1 420 мм)
Вариант прогноза Потребность по годам, тыс. т
2001 2002 2003 2004 2005 2006 и далее Среднегодовая потребность за 20002010 гг.
Сценарий 1 979 930 1770 2050 1930 1725 1596
Сценарий II 1142 1161 1265 1339 1452 1572 1422
годы после пуска проекта на уровне 200 тыс. т в год и к 2010 г. уменьшатся до 100 тыс. т в год, что связано с окончанием европейских проектов и началом азиатских проектов строительства газопроводов (Иркутск — Китай, Уренгой — Пекин, подключение Штокмановского месторождения и месторождений Тюменской области к Единым системам газоснабжения).
Конкурентные преимущества ЗТБД в Нижнем Тагиле заключаются в следующем.
1. Уникальность ряда ассортиментных позиций для внутреннего рынка: только ЗТБД сможет производить трубы диаметром 1 420 мм и длиной 18 м класса прочности Х90 и Х100; только НТМК производит в России низколегированные стали, поэтому широкоформатный толстый лист, который будет выпускать ЗТБД из этого металла, по ряду качественных характеристик не будет иметь аналогов.
2. Выгодное расположение по отношению к рынкам сбыта: близость к осваиваемым «Газпромом» месторождениям газа Тимано-Печоры и Западной Сибири.
3. Выгодное расположение по отношению к источникам сырья: ЗТБД будет производить трубы из собственной трубной заготовки — штрипса, конвертерную сталь и непрерывнолитые слябы будет производить НТМК, расположенный на одной площадке с новым заводом.
4. Качество продукции, соответствующее мировым стандартам: в России только ЗТБД сможет производить трубы большого диаметра в соответствии с требованиями Газпрома, который дал предварительное согласие на приобретение труб у ЗТБД в объемах до 400 тыс. т в год.
При прогнозировании потребностей внутреннего рынка в продукции ЗТБД рассматривались два основных сценария развития ситуации.
Для труб большого диаметра. Сценарий Iпринят на основе оценки реалистичности проектов по строительству новых российских и международных магистральных газо- и нефтепроводов, сценарий II — на основе уже заявленной потребности в трубах большого диаметра Газпромом, Транснефтью, Роснефтью с учетом зависимости инвестиций от конъюнктуры на мировых рынках (табл. 2) [3, с. 12].
Для толстого широкоформатного листа. Сценарий I принят на основе правительственных программ по развитию отраслей — потребителей толстого листа (судостроение, машиностроение, ВПК, металлургия, строительство и др.) и возможности организации поставок на экспорт, сценарий II — на основе показателей умеренного развития отраслей и удовлетворения текущих потребностей предприятий в обновлении изношенного оборудования и металлоконструкций (табл. 3) [3, с. 12].
Приведенные данные показывают, что основного прироста потребления широкоформатного толстого листа можно ожидать в металлургии (в 4 — 5 раз) и в ВПК и судостроении (в 2—3 раза). Экспортный рынок для продукции ЗТБД имеет большой потенциал. Потребность Южной Америки, например, оценивается более чем в 400 тыс. т труб в год, имеется спрос на трубы в Юго-Восточной Азии, в странах Персидского залива. ЗТБД сможет конкурировать с ведущими производителями этой продукции из Италии, Германии, Японии. Обеспечение объемов экспорта потребует целенаправленной работы всех участников проекта, включая государство. Анализ ценовой конъюнктуры и соотношения спроса и предложения на рынке магистральных ТБД и толстого листа позволяет прогнозировать рост цен на 4 % ежегодно и потенциальный объем заказов на продукцию ЗТБД до 2010 г.
Базовые цены (без НДС) на начало проекта [3, с. 12]:
трубы большого диаметра, за 1 т — 710 долл.;
толстый лист, за 1 т — 245 долл.
Динамика спроса обеспечивает загрузку мощностей ЗТБД. Капитальные вложения в проект ЗТБД в сумме 710 млн долл. (разработка технической документации, стоимость оборудования и строительно-монтажных работ) финансируются за счет собственного капитала и долгосрочных кредитов, пополнение оборотных средств (пуск производства и выход на проектную мощность) осуществляется за счет кратко- и среднесрочных заимствований. Стоимость обслуживания заемных средств принята в размере 11,5 % годовых.
В результате оценок и расчетов с учетом дисконтирования — потери ценности поступлений будущих периодов (при ставке дисконтирования
Прогноз потребления толстого широкоформатного листа, тыс. т в год
Таблица 3
Отрасль Сценарий 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Прирост 2010 к 2000 г., %
Машиностроение I II 157 152 160 150 176 159 194 167 194 175 194 175 204 188 204 188 204 188 204 188 140 129
Металлургия I II 142 92 291 222 368 337 394 337 421 338 421 350 450 350 450 350 450 350 450 350 515 400
ВП и судостроение I II 42 42 49 46 57 51 66 51 75,5 51 87 53 104 59 125 65 144 74 158 85 396 214
Строительство I II 7,5 7,5 8 8 8,5 8,3 9 8,8 10,3 9,5 11,4 10 12,5 10,8 14 11,5 14 12,4 14 13,2 200 189
Другие отрасли I II 36 35,5 39 36 44 37 50,5 39 57 41 63 43 69 43 72 43 72 43 72 43 206 123
Всего I II 385 329 547 471 655 593 714 603 759 614 775 632 834 650 865 657 884 667 898 679 285 216
12 %) — получены следующие интегральные показатели эффективности инвестиционного проекта: срок окупаемости от начала инвестирования — 7 лет; чистый приведенный доход — 334 млн долл. (за 10 лет реализации проекта); внутренняя норма доходности — 25 %. Приведенные значения показателей эффективности вполне допустимы для проектов такого масштаба.
Инициатор проекта ОАО «НТМК» для достижения поставленных стратегических целей использовал новую для российской экономики форму интеграции промышленных, инновационных и финансовых ресурсов — стратегический альянс с партнерами по проекту, где учитываются их стратегические приоритеты, взаимные интересы и потребности, распределение рисков и прибыли [5]. В результате проведенных консультаций, расчетов и оценок был сформирован стратегический альянс партнеров по проекту, которые стали учредителями ОАО «Завод труб большого диаметра».
Интересы партнеров в альянсе заключаются в следующем.
НТМК, развивающий производственные мощности для обеспечения ЗТБД непрерывнолитыми заготовками высокого качества, рассматривает участие в альянсе «Газпрома» и компании <Ю^егсо» как основу стабильного и платежеспособного спроса на трубы и лист. Встречные интересы и потребности партнеров по альянсу заключаются в получении продукции, выпускаемой в соответствии с требованиями «Газпрома» и имеющей сбыт у других заказчиков на внутреннем и мировом рынках. Участие в альянсе РФФИ как представителя государства имеет значение для продвижения проекта при взаимодействии с федеральными и региональными органами власти, а также для укрепления связей с «Газпромом», где государство имеет контрольный пакет акций. Интересы государства как совладельца ЗТБД заключаются в повышении бюджетной
эффективности проекта. В более широком плане речь идет о создании госу-дарством благоприятных условий для развития проекта и о повышении экономической безопасности страны при его реализации. Регистрация Общества в соответствии с законодательством проходила в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ, так как один из участников — иностранный учредитель (уставный капитал — 1 200 млн руб.).
В интересах альянса при регистрации потребовался дополнительный документ, названный «Соглашение учредителей-акционеров ОАО «ЗТБД». В документе нашли отражение дополнительные обязательства учредителей по отношению к ОАО в части гарантий по привлечению инвестиций, обеспечению ресурсами и объектами инфраструктуры, взаимодействию с местными органами власти, а также в части распределения рисков.
В частности, Соглашением установлено [3, с. 13 — 14]: «... Стороны обязуются, действуя через органы управления Обществом, обеспечить согласие при совершении всех необходимых действий, включая заключение договоров (договора займа, рамочного договора и др.), получение разрешений, согласований и т. п., необходимых для реализации настоящего Соглашения.
В целях стабильного сотрудничества Сторон и Общества Стороны договариваются о том, что они будут предпринимать необходимые усилия и голосовать на общих собраниях акционеров таким образом, чтобы персональный состав Совета директоров оставался неизменным в течение 5 лет с момента регистрации Общества».
После регистрации Общества и решения практических вопросов формирования уставного капитала учредители работают над выполнением дополнительных обязательств перед Обществом, а именно: согласуют тексты фьючерсных договоров
на поставку труб (рамочный договор) и толстого листа; НТМК реализует проекты обеспечения ЗТБД литой заготовкой требуемого качества; ведутся переговоры по финансированию проекта; ведется работа по отбору поставщиков оборудования и исполнителей строительно-монтажных работ. Технические инновации, заложенные в проект, потребовали объединения усилий разработчиков и поставщиков технологий и оборудования, для чего фирмы «CMC Демаг» и «Фест Альпине» заключили с НТМК соглашение о намерениях создать завод ТБД.
Таким образом, фирмы-конкуренты в рамках проекта объединились и присоединились к стратегическому альянсу с целью обеспечить собственные стратегические интересы — укрепить и расширить свои позиции на мировом рынке металлургических технологий и оборудования. Предусматривается вовлечение в альянс российских машиностроителей. Рассматривается возможность присоединения к альянсу финансовых структур и финансирования проекта по схеме создания консорциума западных банков, предоставляющих кредитные ресурсы, и российских банков, направляющих эти средства для финансирования проекта и осуществляющих контроль за их расходом.
Гарантией кредита может выступать фьючерсный контракт на поставку труб «Газпрому» по схеме «take or pay». В настоящее время идут переговоры об объемах порядка 400 тыс. т труб в год, определяемых минимальной потребностью в высококачественных трубах. «Газпром» — основной, но не единственный потребитель труб большого диаметра; например, к ним проявляет интерес госкомпания «Транснефть».
Масштабность проекта делает целесообразным приглашение в альянс других производителей труб большого диаметра и толстого листа. Сотрудничество с конкурентами открывает большие потенциальные возможности, поскольку продукция, технологии и рынки сбыта таких партнеров близки друг к другу. Необходимо отделить конкуренцию от сотрудничества, чтобы совместные действия укрепляли позиции партнеров по отношению к другим конкурентам, но не давали односторонних преимуществ.
Смысл участия конкурентов в альянсе заключается прежде всего в ускорении выхода на рынок с новой импортозамещающей продукцией за счет использования во взаимных интересах опыта и «ноу-хау» друг друга.
Именно к такому соглашению о развитии сотрудничества в целях организации выпуска прогрессивных видов трубной продукции пришли в январе 2001 г. представители предприятий металлургического комплекса России и руководства
«Газпрома». Соглашение предусматривает использование на взаимовыгодной и долгосрочной основе научного, технического и организационного потенциала партнеров с привлечением специализированных институтов и организаций.
На базе НТМК разработан крупнейший в металлургии инвестиционный проект «Завод труб большого диаметра», предусматривающий участие отечественного и иностранного капитала и государства, уникальный по объему инвестиций и применяемых инноваций. Проект имеет стратегически важное значение для отечественной металлургии и машиностроения, нефтегазового комплекса и экономической безопасности России в целом.
Разработаны новые для отечественной практики инвестиционного проектирования приемы взаимодействия партнеров в рамках стратегического альянса: дополнение учредительных документов предприятия, создаваемого для реализации проекта, специальным соглашением партнеров-учредителей о стабильном сотрудничестве и согласии в действиях, необходимых для реализации проекта; заключение фьючерсных контрактов между партнерами как гарантии кредитов; привлечение в альянс конкурентов с целью ускоренного выхода на рынок новой продукции.
Согласно проекту первая партия труб большого диаметра, произведенная на листопрокатном комплексе «Стан-5000», должна была быть выпущена еще в 2003 г. По предварительным расчетам, годовое производство труб с покрытием должно составить 600 тыс. т при цене 315,8 долл. за т, что на 20 % ниже мировой цены на эту продукцию. Это позволит отечественным нефтегазовым компаниям сэкономить 0,6 — 1 млрд долл. по сравнению с приобретением трубной продукции за рубежом. Планируемый класс прочности — Х70-Х100, при этом Х80 не производится в России, а Х100 вообще не имеет мировых аналогов.
Разработчики инвестиционного проекта считают главной задачей нового завода, во-первых, добиться лидирующего положения на российском рынке высококачественных труб диаметром 1 420 мм; во-вторых, используя конкурентные преимущества продукции, освоить до 20 % российского рынка стандартных труб того же диаметра. Потенциальная емкость российского рынка оценивается в 500-900тыс. т в год, в том числе высококачественные трубы — 200 — 400тыс., стандартные — 300 — 500 тыс. т. Сейчас продукцию аналогичного профиля выпускают заводы, расположенные на территории России и Украины.
Основной заказчик — Газпром предъявляет высокие требования к технико-экономическим показателям труб. Материалы, представленные
НТМК, свидетельствуют о том, что его продукция будет полностью удовлетворять этим требованиям. Среди других пяти трубных заводов наиболее приближена по техническим характеристикам продукция Ижорского трубного завода, а также производственного союза «Альянс 1420». Последний был создан ОАО «Северсталь» и Объединенной металлургической компанией (ОМЗ) и, по мнению ряда экспертов, станет основным конкурентом ЗТБД. Целью «Альянса 1420» является выпуск труб аналогичного профиля металлургическими заводами, входящими в ОМЗ, при содействии принадлежащего «Северстали» «Стана-5000». Выпуск первой партии продукции был намечен на 2004 г. [2].
Таким образом, в секторе высококачественных труб большого диаметра у создаваемого ЗТБД есть один реальный российский конкурент. Однако согласно плану эксплуатация трубного производства ЗТБД начнется на год раньше, чем у союза «Альянс 1420». При условии выполнения графика ввода мощностей и соблюдения уровня качества и стоимости продукции это делает планы ЗТБД вполне осуществимыми. Еще одним его козырем станет производство 18-метровых труб, а не 12-метровых, как у союза «Альянс 1420». Это позволит сократить число стыков и снизить затраты на прокладку трубопроводов.
Что же касается труб большого диаметра стандартного качества, то здесь ЗТБД столкнется с конкурирующей продукцией Ижорского, Волжского и Харцызского трубных заводов. Освоить 20 % рынка возможно только при условии превосходства качества и цены, что потребует как научных, так и производственных усилий. В ходе дискуссии отмечались и негативные обстоятельства, способные повлиять на перспективы реализации инвестиционного проекта, что касается сроков реализации проекта и периода окупаемости, соотношения уставных долей и денежных взносов участников, процентных ставок по привлекаемым кредитам.
Но в одном пункте интересы всех российских конкурентов полностью совпадают — им надо очистить рынок от харцызских труб. За 10 месяцев 2004 г. Украина экспортировала в Россию 639 тыс. т труб. Таким образом, выделенная Киеву квота оказалась исчерпана на 89,4 %, сообщает Минэкономики страны. Квота на ТБД была выбрана на 91,7 %, что составило 210,9 тыс. т. Единственный потребитель такой продукции в РФ — Газпром, строящий магистральные газопроводы. В 2004 г. он вышел на объем потребления в 500 тыс. т и большую часть труб покупал в Германии и Японии. При этом российские трубники наперебой убеждают свое правительство, что производство экономически оправдано, только если внутренний рынок будет забирать не менее
400 тыс. т. То есть чтобы застолбить себе место в России, им надо либо «выгонять» и немцев, и японцев, либо стимулировать «Газпром» резко увеличивать строительство магистралей. Впрочем, есть и третий вариант. К примеру, ЕвразХолдинг договаривается с СКМ о покупке Харцызского трубного завода или хотя бы его части, ХТЗ объявляется национальным производителем. Между тем экономические и политические силы Донбасса сейчас отвлечены на политическую борьбу внутри страны, квотного договора с Россией до сих пор нет, а очередной антидемпинг уже стартовал. Это говорит о том, что продажа ХТЗ может стать быстрым, эффективным и дешевым решением всех проблем.
Российский трубный рынок — это по сути семь очень крупных, даже по мировым меркам заводов. Четыре из них сейчас входят в Трубную металлургическую компанию (ТМК). Существовал риск, что этот рынок в России станет монопольным: рыночное давление ТМК было настолько сильным, что оставшиеся три завода могли предпочесть потерю независимости конкуренции с крупным холдингом. Сейчас уже можно сказать, что монополия не состоится: перед самым Новым годом (2005) Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) объявил о завершении поглощения Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) в Свердловской области. Эта сделка установила новые ориентиры потенциальной капитализации трубных компаний — в 4, 5 — 5 раз больше существующего уровня.
Для финансирования сделки Челябинский завод привлек синдицированный кредит ЕБРР на 190 млн долл. В пресс-службе компании, правда, уточнили, что на приобретение нового актива был потрачен не только кредит ЕБРР, но и собственные средства. Таким образом, Первоуральский завод должен стоить никак не меньше 330 млн долл., в то время как его текущая капитализация по итогам торгов в РТС составляет 70 — 80 млн долл. (табл. 4) [6, с. 21].
Первая более или менее публичная крупная сделка на российском трубном рынке состоялась еще в 2003 г. Тогда Группа МДМ за 300 млн долл. уступила контроль над созданной ею Трубной металлургической компанией своему менеджеру Дмитрию Пумпянскому (см. «Эксперт» № 3 за 2003 г.). Таким образом, общая капитализация ТМК составила почти 900 млн долл., или примерно 360 долл. за т производимой продукции. По итогам сделки с ПНТЗ этот показатель составил уже 488 долл. за т, т. е. вырос примерно на 40 % за 2 года. Таким образом, судя по уже сложившейся практике, премия за выкуп контрольного пакета ПНТЗ не является запредельной. Но почему уже тогда порт-
Таблица 4
Крупнейшие игроки и заводы российского трубного рынка
Предприятие Мощности (млн т) Капитализация (млн долл.) Производство труб в 2004 г. * (млн т) Выручка в 2004 г. * (млн долл.) Чистая прибыль в 2004 г. * (млн долл.) Капитализация/объем производства (долл. на т)
Трубная металлургическая компания 3,6 — 2,50 2000 57,8 —
в том числе
Таганрогский метзавод 1,1 101,7 0,6 330 0,2 168,6
Волжский трубный завод 1,1 — 0,78 602 18,6 —
Северский трубный завод 0,8 77 0,53 360 20 145,8
Синарский трубный завод 0,7 94,7 0,58 450 19 163,1
ЧТПЗ + ПНТЗ 3,2 — 1,44 853 18,75 —
в том числе
Челябинский трубопрокатный завод 2,0 140,6 0,76 623 11,75 184,5
Первоуральский новотрубный завод 1,3 73,02 0,68 230 7 108
Объединенная металлургическая компания 1,8 - 0,99 909 73,2 -
в том числе
Выксунский металлургический завод 1,3 363,2 0,90 897 73,1 405,8
*Оценка.
Источники: Эксперт РА, РТС, Интерфакс, АК&М, МДМ-банк, Ренессанс Капитал, Brunswick UBS.
фельные инвесторы оценивают трубные активы в 5 раз дешевле, чем инвесторы стратегические?
Надо сказать, что в трубном бизнесе работают пока не столь прозрачные и понятные для инвесторов компании несмотря на то, что структура отрасли уже устоялась и сформированы прообразы публичных компаний. До сих пор сторонним игрокам не известна ни реальная доходность, ни реальная рентабельность трубного бизнеса. Несмотря на значительные показатели по выручке, большинство трубных предприятий не выдавали таких хороших показателей по чистой прибыли, как другие торгуемые на бирже корпорации. С одной стороны, этому есть объяснение: последние 2 года расходы на трубную заготовку (это крупнейшая статья операционных расходов) выросли на 60 %, в то время как отпускные цены на трубы — на 20 — 30 %. С другой стороны, рентабельность трубного бизнеса сильно зависит от загрузки производственных мощностей, а она за последние 2 года выросла на 10 — 15 %. Так что доходы трубников вроде бы должны оставаться высокими. Точнее сказать вряд ли возможно. Такая недооп-ределенность сделала свое дело — трубный бизнес на фондовом рынке считается «темной лошадкой». Именно поэтому ЧТПЗ с выручкой в 600 млн долл. оценивается всего в 140 млн долл., а Синарский завод (входит в ТМК) с выручкой в 450 млн долл. — всего в 94 млн долл.
Аналитик инвесткомпании «Атон» Тимоти Маккачен считает, что приобретение Первоураль-ского завода дает ЧТПЗ возможность быть заметнее на рынке капитала. Именно по этой причине, считает он, ЧТПЗ мог и переплатить: «Либо они приобретают что-то, чтобы быть большими, либо они просто умрут» [6, с. 20]. Альянс ЧТПЗ и ПНТЗ
в совокупности будет контролировать 25 % рынка. Главным конкурентом станет Трубная металлургическая компания, чья рыночная доля составляет 42 %. В ЧТПЗ надеются в рамках альянса отвоевать у ТМК порядка 5 % рынка. Возможно, в том числе за счет расширения сортамента продукции. ЧТПЗ в основном специализируется на производстве труб большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности, а Первоуральский завод делает главным образом трубы для ЖКХ и трубы небольших диаметров для нефтяников. По осторожной оценке пресс-службы ЧТПЗ, альянс войдет в семерку крупнейших в мире по производству труб, а по бесшовным трубам — в пятерку крупнейших.
Но наибольший синергетический эффект может быть достигнут в производстве бесшовных труб. Здесь объединение ЧТПЗ с ПНТЗ даст возможность реализовать совместный проект строительства сталеплавильного производства. Сейчас потребность обоих предприятий в трубной заготовке, которая закупается у сталелитейных компаний, составляет порядка 1, 1 млн т. Чтобы обеспечить независимость от поставщиков, рассматривается инвестиционный проект на 200 млн долл. со сроком окупаемости 5 — 8 лет. Сталеплавильное производство будет работать не на коксе и руде, а на стальном ломе. Для обеспечения себя этим сырьем уже создана компания «ЧТПЗ-Мета», занимающаяся сбором металлолома.
Конечно, подобный инвестиционный проект может хорошо сказаться на динамике развития группы ЧТПЗ. Единственный минус объединения — долговое бремя. Уже сейчас задолженность одного только ЧТПЗ составляет свыше 310 млн долл. При консолидированной прибыли в 20 — 40
млн долл. ЧТПЗ будет расплачиваться с кредиторами 10 лет, не меньше. Если к этому добавить и финансирование 200-миллионного инвестиционного проекта, сроки выплат увеличиваются еще в 1,5 раза. Между тем срок погашения кредита ЕБРР на покупку ПНТЗ составляет 6 лет, а его синдицированной части — всего 4 года. К сожалению, ни в ЧТПЗ, ни в основном банке-кредиторе (ЕБРР) не дают никакого вразумительного объяснения этому несоответствию.
Здесь может быть два возможных объяснения. Либо кредитный отдел ЕБРР и владелец ЧТПЗ и ПНТЗ знают о реальной рентабельности своего бизнеса много больше, чем представляется сторонним аналитикам, либо эта сделка финансировалась под будущие продажи и, возможно, более привлекательную конъюнктуру рынка.
В 2004 г. Россия начала очередное антидемпинговое расследование против Украины. На этот раз против труб большого диаметра для магистральных газопроводов. Поскольку в 2005 г. российские заводы планируют пустить свое производство труб диаметром 1 420 мм, рынок для них планировалось расчистить заранее. Поэтому в результатах расследования сомневаться не приходится. Соответственно, менеджерам Харцызского трубного необходимо позаботиться о том, куда переориентировать сбыт продукции достаточно узкого спектра.
В середине декабря 2004 г. Фонд развития трубной промышленности России направил в Минэкономразвития России материалы для инициирования антидемпингового расследования на ввоз труб большого диаметра. Причиной этого стало увеличение их импорта в РФ. И российские трубники по-прежнему считают, что украинская промышленность находится в более выгодных условиях. Мотивация при этом приводится следующая: их трубные предприятия тратят на свою модернизацию немалые деньги (3 млрд долл. до 2010 г.) и при этом платят больше налогов. Так, Харцызский трубный заплатил в 2003 г. 10 млн долл. налогов при объеме производства 500 тыс. т труб в год. А российская Трубная металлургическая компания с объемом выпуска 1,5 млн т в год пополнила госказну на 100 млн долл. Мало того, с ноября 2003 г. по июль 2004 г. фонд установил ряд случаев демпинговых поставок украинских труб, в связи с чем и начато расследование. Россияне планируют к 2007 г. выйти на производство ТБД до 3 млн т в год. Естественно, не весь этот объем будет иметь диаметр 1 420 мм, однако места для украинцев на рынке уже не будет [7]. И, по многочисленным прогнозам, уже в 2005 г. Украина почувствует очередные неприятные изменения. Срок действия соглашения о квотированной торговле отечественной трубной
продукцией на территории РФ истекает в январе 2005 г., а новый режим торговли еще не выработан. Кроме того, на конференции «Металл-Экспо-2004» в Москве конфликт не только не был улажен, но и, похоже, усугубился. Украинские производители предложили с 1 января следующего года отменить квоты на импорт труб, чем вызвали недовольство российских коллег, которые категорически не приемлют отмену ограничений.
Украина получила в Москве еще одну порцию плохих новостей. ЕвразХолдинг объявил о прекращении реализации совместного с Северсталью проекта по созданию завода по производству труб большого диаметра на базе Ижорского трубного завода. Соответствующее соглашение, определяющее юридические и экономические аспекты данного решения, было подписано акционерами проекта. Теперь и ЕвразХолдинг, и Северсталь уже не будут надеяться друг на друга и тратить время на долговременные переговоры, а займутся делом в качестве конкурентов.
К примеру, Северсталь заявила, что до конца 2005 г. на строительство линии по производству ТБД на базе Ижорского завода будет направлено 250 млн долл., из которых 30 млн долл. на сегодняшний день уже освоено. Завершить строительство планируется в конце 2005 г., а на I кв. 2006 г. намечен выпуск первой трубы диаметром 1 420 мм. Фьючерсного контракта на поставку продукции у Северстали нет, хотя неофициальный источник в Газкомплектимпэксе («дочка» Газпрома, отвечающая за закупки) подтвердил согласие компании выкупать все произведенные на Ижор-ском заводе трубы диаметра 1 420 мм. Ожидается, что к концу 2006 г. предприятие сможет выпускать до 450 тыс. т таких труб [7].
ЕвразХолдинг в свою очередь намерен вернуться к реализации проекта строительства «Ста-на-5000» на базе Нижнетагильского меткомбината. При «оформлении развода» глава ЕвразХолдинга Александр Абрамов очень четко дал понять, что стороны не сошлись именно потому, что каждая хочет полностью держать процесс под контролем. И если г-н Абрамов успеет построить необходимый стан и договориться с Выксунским металлургическим катать трубу, то проект ЕвразХолдинга и Объединенной металлургической компании может стартовать одновременно с северсталевским.
В августе 2003 г. Украина и Россия договорились построить газопровод Новопсков-Ужгород стоимостью 2 — 2,5 млрд долл. и мощностью около 30 млрд куб. м газа в год. Первым этапом инвестиционной фазы определено сооружение магистрального газопровода Богородчаны-Ужгород длиной около 240 км. Пятнадцать компаний из Украины, России, Франции, Италии и Германии направили
свои предложения на тендер по производству труб для газопровода Богородчаны-Ужгород. Наибольшую сумму запросила компания АТС, являющаяся представителем Mannesniann, — 200,7 млн долл., а наименьший контракт предложен украинской компанией «Энергоресурс» — 163,3 млн долл. Вместе с тем, по информации многих источников, последняя компания затруднилась ответить на вопрос тендерного комитета, какого производителя труб они представляют (условиями конкурса предусмотрено обязательное наличие доверенности изготовителя труб для участников, которые сами таковыми не являются). Из производителей самую низкую цену предложил Харцызский трубный завод (ХТЗ), согласившийся выполнить контракт за 170,6 млн долл. [8].
Главным соперником их наверняка станет Выксунский металлургический завод (Россия), который предложил практически паритетные цены. Это значит, что де-факто первые баталии между украинскими и российскими производителями труб большого диаметра начались не в России, как ожидалось, а на Украине. Прямошовные одношовные трубы для магистральных газопроводов диаметром 1 420 мм долгое время выпускали только на ХТЗ, и их главным потребителем был Газпром.
Конкурентами ХТЗ на территории России до недавнего времени были немецкие и японские производители, но аналогичную продукцию с начала этого года начали изготавливать и на Выксунском заводе, это мгновенно вылилось для украинцев в специальное расследование по импорту труб большого диаметра, и российский рынок для ХТЗ оказался в подвешенном состоянии. Тем временем россияне, как выяснилось, положили глаз и на украинский рынок, где имеют практически равные шансы с ХТЗ на поставку труб для газопровода Богородчаны-Ужгород. И контракт обещает быть весьма перспективным, поскольку поставщик труб для этого участка явно будет иметь преимущество в обеспечении строительства основного участка газопровода — от российского Новопскова до украинских Богородчан.
То есть флагман украинской трубной промышленности в очередной раз попал в «интересное положение». Для того чтобы сохранить позиции, заводу необходимо реализовывать масштабные
проекты модернизации, поскольку в противном случае он может безнадежно отстать от конкурентов. Собственно, в последние годы ХТЗ с завидной регулярностью объявляет о многомиллионных инвестициях в свое развитие. Последнее заявление было сделано в конце марта 2005 г., когда акционеры завода увеличили его уставный фонд в 4,64 раза — до 127 млн грн. Привлеченные средства будут направлены на реализацию масштабной реконструкции, запланированной на 2005-2007 гг. После ее завершения предполагается увеличить производство труб до 700 тыс. т в год (в 2004 г. было выпущено 445,1 тыс. т). Но если ранее эти заявления были направлены на то, чтобы сохранить за собой большой российский рынок, то теперь заводу придется что-то предпринимать, чтобы сохранить за собой и сравнительно небольшой рынок Украины. Но и для этого заводу нужно, в конце концов, найти деньги для модернизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусак Л. Отечественная трубная промышленность // Газета «2000». - 2005. - № 13. - С. 4 - 5.
2. Сорокин М. Иностранные инвестиции в черной металлургии России // МЭ и МО. - 2003. -№ 2. - С. 105 - 107.
3. Носов С. К. Организация и продвижение инвестиционного проекта «Завод труб большого диаметра» с использованием идеологии стратегических альянсов // Инвестиции в России. - 2001.
- № 8. - С. 9-14.
4. Носов С. К. Трубы будут длиннее // Известия.
- 2001. - 17 июля 2001. - С. 5.
5. Носов С. К. Стратегические альянсы как форма организации для продвижения инвестиционных проектов // Инвестиции в России. - 2001. - № 7.
- С. 12 - 16.
6. Виньков А. Цена сакрального знания // Эксперт. - 2005. - № 3. - С. 20-21.
7. ХорошиловК У России в кармане - трубадля Украины // Деловая столица. - 2004. - № 48. - С. 10.
8. Хорошилов К. Россия начала атаку на наших трубников // Деловая столица. - 2005. - № 15.
- С. 25.
9. Бурмакова Л. Новые краски маркетинга ХТЗ // Бизнес. Салон. - 2005. - № 28. - С. 1.