Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция / тенденции миграции / возвращающиеся трудовые мигранты / денежные переводы мигрантов / особенности рынков труда / угроза распространения COVID -19 / Key-words: outward labour migration / trends of migration / returning labour migrants / money transfers of migrants / peculiarities of labour market / COVID-19 dissemination danger

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махмадбекзода Моёншо Шодмон, Алимов Анвар Латипович

Анализируются основные тенденции развития трудовой миграции населения из Республики Таджикистан и проблемы возвращающихся трудовых мигрантов. Выявляются основные причины спада количества трудовых мигрантов и их денежных переводов из стран пребывания. Обосновывается дисбаланс между уровнем профессиональной подготовленности граждан, потенциально выезжающих в трудовую миграцию, и потребностями рынка труда Российской Федерации, что обостряет проблемы внешней трудовой миграции, а также возвращающихся трудовых мигрантов-граждан Республики Таджикистан. Показывается, что проблемы внешней трудовой миграции, так же как и проблемы возвращающихся трудовых мигрантов, усугубляются в связи с обострением внешних факторов, в частности с угрозой распространения пандемии COVID-19. Отмечается, что тенденция к сокращению количества выезжающих трудовых мигрантов продолжается с 2015 года, но она не отражается на тенденции изменения денежных переводов извне от физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LABOUR MIGRATION FROM THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE PROBLEMS OF RETURNING MIGRANTS

The article presents an analysis of main trends of development of population’s labour migration from Tajikistan Republic and problems of returning labour migrants. There are cleared out the main reasons which have caused the downfall of the quantum of labour migrants and monetary transfers sent by them from the countries of sojourn.The authors of the article substantiate the disbalance formed between the level of professional standard possessed by the citizens potentially leaving for labour migration and labour market demands of Russian Federation, this situation aggravates the problems of external labour migration and returning labour migrants being citizens of Tajikistan. Both the problems of departing and returning migrants have been worsening due to deterioration of outward factors in particular, the danger of COVID-19 pandemic dissemination being one of them. It is underscored that the tendency towards a decrease of departing labour migrants has been proceeding since 2015, but it doesn’t reflect on any alterations in money transfers from outside sent by natural persons.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ»

УДК 331 DOI

Махмадбекзода Моёншо Шодмон, канд. полит. наук, директор Института труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан; Алимов Анвар Латипович, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана (Таджикистан, Душанбе)

Махмадбекзода Мошоён Шодмон,ном.илмцои сиёсй, Институти ицтисодиёт ва демографияи Академияи миллии илмцои Чумцурии Тоцикистон; Алимов Анвар Латипович, унвони илмй Пажуцишгоци мецнат, муцоцират ва шугли ахолии Чумцурии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)

Mahmadbekzoda Moyonsho Shodmon, condidate of political sciences, director of the Institute of Labour, Migration and Population 's Employment of Tajikistan Republic; Alimov Anvar Latipovich, candidate of the sciences of economics, leading scientific officer of the Institute of Economics and Demography under Tajikistan National Academy of Sciences, (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, тенденции миграции, возвращающиеся трудовые мигранты, денежные переводы мигрантов, особенности рынков труда, угроза распространения COVID -19

Анализируются основные тенденции развития трудовой миграции населения из Республики Таджикистан и проблемы возвращающихся трудовых мигрантов. Выявляются основные причины спада количества трудовых мигрантов и их денежных переводов из стран пребывания. Обосновывается дисбаланс между уровнем профессиональной подготовленности граждан, потенциально выезжающих в трудовую миграцию, и потребностями рынка труда Российской Федерации, что обостряет проблемы внешней трудовой миграции, а также возвращающихся трудовых мигрантов-граждан Республики Таджикистан. Показывается, что проблемы внешней трудовой миграции, так же как и проблемы возвращающихся трудовых мигрантов, усугубляются в связи с обострением внешних факторов, в частности с угрозой распространения пандемии COVID-19. Отмечается, что тенденция к сокращению количества выезжающих трудовых мигрантов продолжается с 2015 года, но она не отражается на тенденции изменения денежных переводов извне от физических лиц.

Калидвожа^о: муцоцирати мецнатии хорицй, тамоюлцои муцоцират, бозгашти муцоцирони мецнатй, интицоли пулии муцоцирон, цусусиятцои бозори мецнат, хавфи интишори COVID-19

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

ТАМОЮЛХрИ РУШДИ МУХр ЦИРА ТИ МЕХНА ТИ АЗ ЧУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН ВА МУШКИЛОТИ БОЗГАШТИ МУХОЧИРОНИ МЕХНАТИ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LABOUR MIGRATION FROM THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE PROBLEMS OF RETURNING MIGRANTS

Тамоюлуои асосии инкишофи мууоцирати меунатии ауоли аз Чумуурии Тоцикистон ва масъалаи бозгашти мууоцирони меунати тащил шудаанд. Сабабуои асосии коуиши мууоцирони меунати ва интицоли пулии онуо аз мамлакатуои будубош ошкор карда шудаанд.Номутавозинии байни сатуи омодагии касбии шаурвандоне, ки ба мууоцирати меунати ба Федератсияи Русия мераванд ва талаботи бозори меунати Федератсияи Русия, ки масъалаи мууоцирати меунатии хорициро тезутунд мекунад, уамчунин шаурвандони Чумуурии Тоцикистон, ки аз мууоцират бар мегарданд, асоснок карда шудааст. Нишон дода шудааст, ки масъалауои мууоцирати меунатии хорици, уамчунин масъалаи мууоцирони меунатии ба ватан баргарданда ба сабаби тезутунд шудани омилуои беруна, аз цумла хавфи пауншавии пандемияи COVID-19 ташаннуц меёбад. Зикр гардидааст, ки тамоюли ихтисорёбии шумораи мууоцирони меунати ба хорица аз соли 2015 идома дорад, вале он дар тамоюлуои тагйирёбии интицоли пули аз берун аз ашхоси воцеи инъикос намеёбанд.

Key-words: outward labour migration, trends of migration, returning labour migrants, money

transfers of migrants, peculiarities of labour market, COVID-19 dissemination danger

The article presents an analysis of main trends of development of population's labour migration from Tajikistan Republic and problems of returning labour migrants. There are cleared out the main reasons which have caused the downfall of the quantum of labour migrants and monetary transfers sent by them from the countries of sojourn.The authors of the article substantiate the disbalance formed between the level of professional standard possessed by the citizens potentially leaving for labour migration and labour market demands of Russian Federation, this situation aggravates the problems of external labour migration and returning labour migrants being citizens of Tajikistan. Both the problems of departing and returning migrants have been worsening due to deterioration of outward factors in particular, the danger of COVID-19 pandemic dissemination being one of them. It is underscored that the tendency towards a decrease of departing labour migrants has been proceeding since 2015, but it doesn't reflect on any alterations in money transfers from outside sent by natural persons.

Внешняя трудовая миграция граждан из Республики Таджикистан на заработки в соседние государства получила наибольшее развитие в переходный период и до сих пор достигает значительных размеров. Безусловно, положительным моментом внешней трудовой миграции являются более высокие доходы домохозяйств, из которых кто-либо выехал на заработки. Это сказывается на росте совокупного дохода этих семей и на более высоком уровне их жизни.

С другой стороны, внешняя трудовая миграция снижает напряженность на внутреннем рынке труда. Не имея возможности найти работу у себя в стране, трудовые мигранты попали бы в ряды безработных, что могло бы привести к росту общего уровня безработицы.

Ясно, что в ближайшие годы трудоустроить на внутреннем рынке труда всех нуждающихся в рабочих местах с достойной заработной платой невозможно. Поэтому внешний рынок рассматривается как один из факторов снижения напряженности на внутреннем трудовом рынке.

Сегодня насущной проблемой стали последствия кризиса в экономике России из-за пандемии, а также из-за разнородных санкций западных стран, что влияет также на то, что тысячи трудовых мигрантов из Таджикистана теряют здесь рабочие места и вынуждены вернуться на родину, что в свою очередь приводит к непредвиденным социальным

последствиям (снижению доходов домохозяйств, нагнетанию социальных проблем, обострению криминальной ситуации). Поэтому в Таджикистане трудовая миграция стала одним из явлений, которые затрагивают различные аспекты жизни общества и неоднозначно влияют на различные секторы экономики страны. Нынешнюю социально-экономическую ситуацию в стране невозможно представить без трудовой миграции за рубеж, ибо это является фактором, оказывающим значительное влияние на жизнедеятельность большинства её семей.

Правительство Республики Таджикистан, принимая во внимание возможные риски массового возвращения трудящихся-мигрантов из Российской Федерации и их возможные негативные последствия, влияющие на социально-экономическую ситуацию в стране, еще 5 февраля 2015 года приняло постановление за №50 «О плане мероприятий по предотвращению воздействия возможных рисков на национальную экономику» [2]. В данном плане мероприятий предусматривается принятие мер по трудоустройству трудящихся-мигрантов, возвратившихся из-за рубежа, обеспечению их социальной защитой, обучению нужным профессиям и сертификации профессиональных навыков, по совершенствованию законодательства для урегулирования трудовой миграции граждан Республики Таджикистан и т. д.

Несмотря на то, что настоящее постановление Правительства страны является среднесрочным и выполнение пунктов плана мероприятий было рассчитано по 2018 год, основное содержание данного постановления и меры, которые включены в него, указывают на основные направления дальнейших действий в отношении улучшения и придания соответствия системе подготовки рабочих кадров потребностям рынка труда. Это учет проблем граждан Республики Таджикистан - возвращающихся трудовых мигрантов (в основном из Российской Федерации), приведение деятельности ЦОВ (центров обучения взрослых) и других учреждений профессионального образования в соответствие с этими проблемами, и даже учреждений среднего образования (для обучения русскому языку и русской культуре и т.д.). В случае необходимости следует усовершенствовать законодательство по урегулированию трудовой миграции граждан Республики Таджикистан в другие страны, а также усилить деятельность миграционной службы по совершенствованию географии внешней трудовой миграции из Республики Таджикистан в другие страны, которые имеют определенную потребность в рабочей силе и положительно настроены к принятию трудовых мигрантов. Эти проблемы и пути их решения выходят далеко за рамки не только среднесрочного, но и долгосрочного периода в прогнозировании мер в этом направлении. Однако даже в промежуток времени, который был рассчитан на выполнение запланированных мероприятий в рамках данного документа, они не были исполнены в полной мере. Поэтому существует необходимость разработки и принятия нормативного акта, рассчитанного на включение в планы и прогнозные документы соответствующих ведомств республики, исполнительных органов государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, г. Душанбе, городов и районов Республики Таджикистан, мер, направленных на решение насущных проблем трудовой миграции из Республики Таджикистан.

Таблица1.

Количество выезжающих трудовых мигрантов из Республики Таджикистан (тыс.

чел.)

№п/п Регионы Первое полугодие 2019 г. Первое полугодие 2020 г. Темпы роста в первом полугодии 2020 г. по сравнению с 2019 г.

1. ГБАО 32 163 7 755 -75%

2. Хатлонская 207 003 55 353 -73%

область

3. Согдийская 113 029 35 819 - 68%

область

4. РРП 109 185 27 659 -74,6%

5. Душанбе 19 641 3 221 - 83,6%

По республике 481 021 129 807 -73,1%

Источник: данные Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан//https://migration.tj/ru/home-1/[Дата обращения: 12.09.2021][8].

Тенденция к сокращению количества выезжающих трудовых мигрантов свойственна не только первому полугодию 2020 года по сравнению с 2019 годом (таблица 1), но и стабильно сохраняется после 2015 года. Тем не менее, мы должны отметить, что данная тенденция никак не влияет на остроту проблемы внешней трудовой миграции из Республики Таджикистан.

Диаграмма 1

Динамика трудовой миграции из РТ за 2015-2021 гг.

600000

500000

400000

300000

200000

100000

\ м L. L. L

ni 1 II

111 II 11II

ПТ111П

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

L \

Выезд трудовых мигрантов за рубеж, в том числе

Мужчины

Женщины

Возвращение трудовых мигрантов на Родину

Мужчины 2 Женщины2

Источники за 2015-2021 гг. : по данным Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан / https://migration.tj/ru/home-1/ [Дата обращения: 20.12.2021][8].

0

Проблема внешней трудовой миграции обостряется также проблемой несоответствия между уровнем профессиональной подготовленности граждан, потенциально выезжающих в трудовую миграцию, и потребностями рынка труда Российской Федерации. Внешняя трудовая миграция населения является предсказуемой и продолжающейся на протяжении последних 5-6 лет, но, тем не менее, данная тенденция и проблемы внешней трудовой миграции очень существенно обостряются с усилением негативного влияния внешних факторов на состояние трудовой миграции населения и социально-экономическое положение страны. Прежде всего мы имеем в виду опасность распространения вируса СОУГО-19 в нашей стране и его негативные последствия. Действительно, пандемия коронавируса нанесла довольно существенный ущерб использованию трудовых ресурсов как внутри страны, так и за ее пределами: трудовые мигранты--выходцы из Республики Таджикистан и возвратившиеся из-за пандемии СОУГО-19 трудовые мигранты оказались в тяжелом положении. Внешние трудовые мигранты-выходцы из нашей страны, например в Российской Федерации (потому как значительная часть наших граждан выезжают именно в эту страну), остались без работы и без элементарных мер социальной защиты, часто из-за огра ниченности движения транспорта, в основном авиасообщения, и не могут возвратиться на родину, что порождает множество сопутствующих проблем. А возвратившиеся из Российской Федерации трудовые мигранты из-за значительных и не всегда серьезно обоснованных ограничений авиасообщения, а также из-за плохо обоснованных цен на авиабилеты до сих пор не могут выехать за рубеж, теряют работу и, как следствие, - средства к существованию для себя и семьи. Проблеме влияния пандемии СОУГО-19 на социально-экономическое развитие страны, в том числе на развитие рынка труда, посвящен ряд важных нормативных правовых актов [1]. Также принят ряд международных документов относительно предотвращения распространения пандемии СОУГО-19, которые прямо или косвенно относятся и к нашей стране [6;7]. Также необходимо отметить, что данным проблемам посвящен третий выпуск научного журнала «Экономика Таджикистана» за 2020 г. [9].

Что касается изменения тенденций во внешней миграции населения за этот промежуток времени - первое полугодие 2020 года по сравнению с 2019 годом, то данная тенденция является вполне предсказуемой и сохраняющейся на протяжении последних 5-6 лет. Сокращение количества выезжающих за рубеж по регионам выглядит следующим образом: по ГБАО - на 24 408 чел., или более чем в три раза; по Хатлонской области - на 151 650 чел., или в 2,7 раза; по Согдийской области - на 77 210 чел., или в два раза; по РРП - на 81 526 чел., или в 2,9 раза; по г. Душанбе - на 16 420 чел., или в пять раз. Больше всего сокращение численности выезжающих мигрантов по регионам республики наблюдается в ГБАО, РРП и г. Душанбе (таблица 1).

В связи с угрозой распространения пандемии СОУГО-19 и мерами, направленными на ограничение передвижения и миграции населения, а также из-за ослабления темпов экономического развития России, наблюдается сокращение внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан в Российскую Федерацию. Тем не менее, несмотря на значительный спад внешней трудовой миграции, динамика безвозвратной миграции населения из страны остается достаточно впечатляющей и является результатом сложных проблем на рынке труда Республики Таджикистан.

Диаграмма 2

Распределение безвозвратной миграции населения Республики Таджикистан по странам дальнего и ближнего зарубежья в 2019 г. (чел.)

Число выбывших в 2019

8223

162

873

446

87100000

* с/ Ж оА09 «$Г Ж Ж ^ „Г 4

Источник: данные Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан / https://migration.tj/ru/home-1/ [Дата обращения: 10.12.2020] [8].

Динамика безвозвратной миграции с 2008 по 2019 г.

Диаграмма 3

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

-10000

-20000

Число прибывших ■ Число выбывших ■ Миграционный прирост

Источник: данные Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан / https://migration.tj/ru/home-1/ [Дата обращения: 12.10.2020] [8].

В контексте общих тенденций изменения показателей безвозвратной миграции имеет определенное значение изучение гендерных сторон трудовой миграции. И это несмотря на то, что при статическом анализе, скажем, за десять лет, каких-либо существенных изменений в миграционных процессах с учетом возрастной структуры и пола не наблюдается. Однако, как видно из диаграммы 4, мужчины более активны в миграционном отношении, чем женщины. И приходится с сожалением констатировать факт роста безвозвратной миграции в изучаемый период.

Сокращение высокой доли мужского населения из-за трудовых мигрантов имеет негативные последствия для социальной структуры таджикского общества. Более того, статистические данные показывают, что миграция мужчин привела к гендерному дисбалансу. По статистике, в Республике Таджикистан мужчин на 0,5% больше, чем женщин, однако из-за трудовой миграции мужчин в стране фактически находится меньше, чем по официальным данным.

Интерпретируя наметившуюся с 2017 года «феминизацию» внешней трудовой миграции из Таджикистана, можно предположить, что она вызвана не желанием самих женщин выехать за рубеж с целью трудовой миграции, а жизненной необходимостью. Если часть из них едет в Россию с целью поиска их супругов, то можно предположить, что вторая часть едет туда с мужьями из-за нежелания быть оставленными ими на Родине.

Диаграмма 4.

Наблюдение изменений в безвозвратной миграции населения по гендерному признаку

40000 30000 20000 10000 0

-10000 -20000

30299

,..,.., 24027 26458

20660 19670 20899 21613 20634 ЯоЯ,,= 20£§30 20569 20130

12

2018 2019

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Муж.число прбывших ■ Муж. Миграц. Прирост ■ Муж. Число выбывших Жен. Число прибывших Жен. Миграц. Прирост Жен. Число выбывших

Источник: данные Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан / https://migration.tj/ru/home-1/ [Дата обращения: 08.02.2021] [8].

В 2014 г. постановлением Правительства Республики Таджикистан в системе миграционной службы было организовано государственное учреждение «Центр консультирования и подготовки трудовых мигрантов». Такие центры были созданы в рамках миграционной службы при Министерстве труда, миграции и занятости населения РТ. В настоящее время функционируют десять таких центров в регионах с высоким уровнем миграции.

Их основная цель - оказание практической помощи трудовым мигрантам посредством учебно-консультационных курсов и организационно-финансовой помощи на двух этапах трудовой миграции:

1) перед выездом:

• обучение языку, истории, обычаям, культуре, основам законодательства принимающих стран;

• информирование о регистрации; обучение специальностям;

• сотрудничество с государственными местными и зарубежными профессионально-техническими лицеями;

• изучение зарубежных рынков труда, организованный набор мигрантов;

• оказание содействия в поиске работы за рубежом.

2) после возвращения:

• регистрация вернувшихся мигрантов; их медицинское обследование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сертификация профессиональных навыков, приобретенных за рубежом;

• профессиональная подготовка в сотрудничестве с учебными заведениями;

• информирование о вакансиях;

• содействие в осуществлении предпринимательской деятельности, получение кредитов;

• помощь в реинтеграции.

Для реализации этих целей и задач центры осуществляют следующие виды деятельности:

• создание электронной системы регистрации граждан РТ, планирующих выезд на зарубежную работу или вернувшихся из трудовой миграции;

• проведение бесплатных краткосрочных домиграционных учебно-консультационных курсов для потенциальных трудовых мигрантов и курсов для вернувшихся мигрантов;

• бесплатное медицинское обследование вернувшихся трудовых мигрантов и, в случае необходимости, - направление их на лечение в медицинские учреждения;

• оказание правовой помощи;

• оказание помощи в адаптации и реинтеграции вернувшихся мигрантов, в том числе помощь в открытии своего бизнеса и в трудоустройстве [5].

Нехватка рабочих мест, как следствие, привела к увеличению объемов трудовой миграции в изучаемый период. Статистика показывает, что в среднем около 40% молодого трудоспособного населения ежегодно мигрирует на заработки, в основном в Россию, а денежные переводы имеют все большее значение для формирования бюджета домашних хозяйств. Тем не менее, общий объем денежных переводов физических лиц из-за рубежа, в основном из Российской Федерации, имеет тенденцию к снижению, в частности общее значение денежных переводов по сравнению к ВВП довольно заметно снижается.

Таблица 2

Денежные переводы физических лиц из России в Таджикистан и ВВП Таджикистана _в 2007-2020 гг. (в млн долл.)_

Годы Денежные переводы физических лиц ВВП Соотношение переводов и ВВП

2007 1 667 3 719 44,8%

2008 2 549 5 161 49,3%

2009 1 740 4 979 34,9%

2010 2 229 5 642 39,5%

2011 3 039 6 523 46,5%

2012 3 651 7 633 47,8%

2013 4 173 8 507 49%

2014 3 854 9 236 41,7%

2015 2 220 7 853 28,2%

2016 1 929 6 952 27,7%

2017 2 536 7 100 35,7%

2018 2 553 7 300 35%

2019 2 731 7 900 34%

2020 2 559 7 200 32%

Источник: таблица составлена авторами на основе данных официального сайта Центрального банка Российской Федерации (раздел ежеквартальной публикации статистических данных о личных переводах, отражающих трансграничные денежные переводы физических лиц) //https://www.cbr.ru/[Дата обращения: 15.04.2021].

Как видим, максимальное поступление денежных переводов приходилось на 2013 г. -4 млрд 173 млн долл., что в отношении к ВВП составило 49%, и на 2014 г. - 3 млрд 854 млн долл., что в отношении к ВВП составляло 41,7%.

В Таджикистане возможен существенный рост количества лиц, ищущих работу, так как её будут искать не только вернувшиеся мигранты, но и родственники мигрантов из-за резкого уменьшения денежных переводов.

Одной из причин снижения объема денежных переводов в долларовом выражении является падение курса российского рубля, так как средства из России в Таджикистан в основном переводятся в рублях. Другая причина связана с угрозой распространения пандемии СОУГО-19, ограничением передвижений, прежде всего авиаперевозок, и с ужесточением правил пребывания трудовых мигрантов на территории России.

Нужно учесть, что, какая бы сумма денежных переводов в иностранной валюте не поступила от трудовых мигрантов, она, как правило, будет меньше объёма произведенной продукции и оказанных платных услуг населению в странах пребывания мигрантов. Мигранты, работая за рубежом, тем самым вносят значительный вклад в развитие страны пребывания. Поэтому их трудовой вклад всегда многократно превышает сумму денежных переводов на родину. Внешняя трудовая миграция должна рассматриваться как временная, вынужденная мера, а не как стратегическая задача в решении самой насущной проблемы рынка труда республики.

Тем не менее, сегодня нужно признать факт, что Российская Федерация является главной страной, принимающей наших трудовых мигрантов. Главным фактором, «притягивающим» в Россию трудовых мигрантов из Таджикистана, являются экономические преимущества России по сравнению с другими странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ). Россия в основном использует рабочих и специалистов из нашей республики в строительстве, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), в сфере услуг, а в последнее время наблюдается отток из РТ врачей и педагогов различной специализации. Поэтому политика трудовой миграции направлена на значительное расширение деловых связей Таджикистана с Российской Федерацией как с основным регионом регулируемых миграционных потоков. Тем более, что исторически сложившиеся производственно-экономические связи, знание большинством населения республики русского языка являются весомой предпосылкой развития трудовой миграции в этом направлении.

До последнего времени на постсоветском пространстве Россия оставалась практически единственным центром миграционного притяжения работников из Таджикистана.

Однако надо полагать, что в прогнозный период, вследствие влияния ряда факторов, таких как положительная тенденция в росте численности рабочих мест в стране, улучшение ситуации в системе профессионально- технического образования, усложнение международной ситуации, и прежде всего касательно санкций в отношении Российской Федерации, активизация в последнее время поиска альтернативных стран, принимающих трудовых мигрантов из нашей страны, тенденция по направлению трудовых мигрантов в Российскую Федерацию будет меняться. Данная проблема, безусловно, имеет серьёзное значение, и степень ее решения зависит от активизации работы ответственных органов государственного управления относительно поиска альтернативных стран, которые готовы принимать трудовых мигрантов, конструктивного изучения опыта более успешных стран в улучшении механизма подготовки и отправки трудовых мигрантов, например опыта Филиппин. Филиппинская модель организации и регулирования миграционной политики является достойным примером эффективного управления процессами трудовой миграции. Филиппинский опыт организации и регулирования миграционной политики, прежде всего трудовой миграции, приемлем для нас «не только из-за сложной социально-экономической обстановки в стране (а это самая главная причина ведения подобной миграционной политики), но и из-за того, что развитые страны будут продолжать испытывать потребность в иностранных мигрантах, прежде всего как в дешевой рабочей силе» [4]. Разумеется, поиск путей совершенствования миграционной политики отнюдь не призван оказать помощь в решении проблем развитых стран в удовлетворении потребностей в трудовых мигрантах. Совершенствование миграционной политики вызвано необходимостью в улучшении условий для жизни и работы трудовых мигрантов, граждан стран, их поставляющих, и в обеспечении их прав на чужбине, в оценке и исключении рисков в подобных поездках, попытке обеспечить им социальные гарантии, прежде всего медицинскую страховку и пенсионное обеспечение.

Это чрезвычайно важно для выезда трудовых мигрантов в организованной форме, которая заранее разработана, утверждена и налажена и способна обеспечить эффективную деятельность органов государственного управления, ответственных за выезд трудовых мигрантов, а также безопасность подобной поездки для наших граждан, исключить случаи поездки «в никуда» и дать минимальные социальные гарантии их труда и др.

Совершенно очевидно, что существуют проблемы значительно более серьезного и фундаментального характера. Это внутренние страновые проблемы миграции населения, проблемы территориальной поляризации, которые являются основополагающими. Сюда относятся и пути разрешения осложнений из-за все больших расхождений между регионами по всему спектру социально-экономического развития, в том числе и проблемы ускоренного промышленного развития и повсеместного создания новых рабочих мест, обеспечения продуктивной занятости, проблемы выезда за рубеж в поисках работы. Между тем, «основой обеспечения устойчивого сбалансированного развития любой страны является развитие ее регионов, что занимает одно из важнейших мест в проводимых реформах» [3, 5]. В целом решением всех проблем развития рынка труда является повсеместное создание все более индустриальных и инновационных рабочих мест и уменьшение разрыва между экономическим развитием регионов. Проблему сокращения разрыва можно решить не за счет уменьшения роли и значения более высокоразвитых регионов или за счёт выделения все больших субвенций слабым регионам, думая, что это решит проблемы слаборазвитых и кризисных регионов, и тем самым оказывая им медвежью услугу. Наоборот, стимулирующую роль в развитии экономики региона должны играть централизованные субвенции или даже дотации - безвозмездная помощь центра местным органам управления - прежде всего в промышленность. Однако это отдельная тема для

обсуждения, которую мы намерены обсудить в наших последующих публикациях. В частности решение важнейших проблем связано с насущными региональными проблемами развития реального сектора экономики, создания новых рабочих мест, с тенденциями в индустриализации и инновационном развитии и др.

Поэтому предполагаем, что в перспективе посредством формирования благоприятного инвестиционного делового климата, а также обеспечения устойчивого развития регионов страны следует создавать как можно больше рабочих мест по всей территории республики, поскольку это даст возможность использовать отечественные трудовые ресурсы внутри страны на благо родины и тем самым повысить их личное благосостояние.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Республики Таджикистан от 5 июня 2020 года, №1544 «О предотвращении воздействия пандемии COVID-19 на социально-экономические сферы Республики Таджикистан». Душанбе. 2020. №1544 / Режим доступа: http://www.prezident.tj/node/16263?page=40

2. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 февраля 2015 года, №50 «О плане мероприятий по предотвращению воздействия возможных рисков на национальную экономику». Душанбе. 2015. № 50 / Режим доступа: http://www.prezident. tj/node/16263?page=40

3. Саидмурадов Л.Х., Бабаджанов Р.М. и др. Социально-экономический потенциал ГБАО и южных регионов Хатлонской области Республики Таджикистан. - Душанбе: Ирфон, 2018. - 232 с.

4. Золотухин И.Н. Филлипинская модель организации и управления процессами трудовой миграции /Режим доступа: Cyberleninka.ru/article/n/filippinskaya-model-organizatsii-i-upravleniya-protsessami-trudovoy-migratsii.

5. Анализ социально-экономических проблем возвратившихся трудовых мигрантов Республики Таджикистан. Душанбе, 2018. - 69 с. ISBN978-99975-996-7.

6. Аналитическая записка МОТ: Как защитить трудовых мигрантов в условиях пандемии COVID-19. 17 04.2020. Официальный сайт МОТ (www.ilo.org).

7. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года, №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Москва, Кремль. 18 апреля 2020 года /Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45441

8. 8. Материалы Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан. Режим доступа/https://migration.tj/ru/home-1

9. Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2020. - №3.

Reference Literature:

1. The Fiat of Tajikistan Republic President from June 5, 2020, №1544, "On Preclusion of COVID-19 Pandemic Dissemination over Social-Economic Branches of Tajikistan Republic". Dushanbe, 2020, №1544. Regtime of availability: http://www.prezident. tj/node/16263?page=40

2. The Enactment of Tajikistan Republic Government from February 5. 2015, №50 "On the Plan ofMeasures Bound to Prevent from Affectoin ofPotential Risks over National Economy". Dushanbe, 2015, №50. Regtime of availability: http://www.prezident.tj/node/16263?page=40

3. Saidmuradov L.H., Babajonov R.M. et alia. Social-Economics Potential of Mountainous Badakhshon Autonomous Viloyat (MBAV) and Southern Areas of Khatlon Viloyat of Tajikistan Republic.- Dushanbe: Cognition, 2018. -232pp.

4. Zolotukhin I.N. Philippines Model of Organization and Management Related to Labour Migration Processes / Regime of availability: Cyberleninka.ru/article/nfilippinskaya-model-organizatsii-i-upravleniya-protsessami-trudovoy-migratsii.

5. Analysis of Social-Economic Problems Sustained by Returned Labour Migrants in Tajikistan Republic. Dushanbe, 2018. - 69 pp.

6. Analytical Note from the Migrational Department of Tajikistan (MDT): How to Protect Labour Migrants under the Conditions of COVID-19 Pandemic. 17.04.2020. MDT Official Site. (www.ilo.org).

7. The Fiat of Russian Federation President from April 18, 2020, № 274 "On Temporal Measures Aimed at Regulation of Legal Status of Foreign Citizens and Stateless Persons in Russian Federation because of Dissemination of New COVID-19 Virus Infection". Moscow, Kremlin, April 18, 2020//Regime of availability: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45441

8. The Materials of Migrational Service under the Ministry of Labour, Migration and Population's Employment of Tajikistan Republic. Regime of availability: / https://migration.tj/ru/home-1

9. The Economy of Tajikistan: Development Strategy.- Dushanbe, 2020, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.