Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР / СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА / СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резник Андрей Сергеевич, Семина Ирина Анатольевна

В статье приводятся особые черты сферы услуг в России. Анализируется тенденция развития и деградации третичного сектора национальной экономики. Цель статьи дать оценку положения третичного сектора национальной экономики в условиях пандемии. Данная работа является актуальной в связи с высокой востребованностью в поисках решения проблемы развития третичного сектора. В работе используется метод синтеза, анализа и описания. Проанализированы торговля, транспорт, телекоммуникации. Благодаря данным из статистики разобраны финансы, туризм, социальная сфера. Изучено влияние пандемии на национальную экономику. В результате сделаны выводы положения третичного сектора. По итогу заключения дается прогноз.The article describes the special features of the service sector in Russia. The trend of development and degradation of the tertiary sector of the national economy is analyzed. The purpose of the article is to assess the position of the tertiary sector of the national economy in a pandemic. This work is relevant due to the high demand in the search for a solution to the problem of the development of the tertiary sector. The work uses the method of synthesis, analysis and description. Trade, transport, telecommunications are analyzed. Thanks to data from statistics, finances, tourism, and the social sphere were analyzed. The impact of the pandemic on the national economy was studied. As a result, conclusions were drawn about the position of the tertiary sector. Based on the conclusion, a forecast is given.The article describes the special features of the service sector in Russia. The trend of development and degradation of the tertiary sector of the national economy is analyzed. The purpose of the article is to assess the position of the tertiary sector of the national economy in a pandemic. This work is relevant due to the high demand in the search for a solution to the problem of the development of the tertiary sector. The work uses the method of synthesis, analysis and description. Trade, transport, telecommunications are analyzed. Thanks to data from statistics, finances, tourism, and the social sphere were analyzed. The impact of the pandemic on the national economy was studied. As a result, conclusions were drawn about the position of the tertiary sector. Based on the conclusion, a forecast is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 9.433

Экономические науки

Резник Андрей Сергеевич, аспирант, 2 год обучения, географический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск Семина Ирина Анатольевна, научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация: В статье приводятся особые черты сферы услуг в России. Анализируется тенденция развития и деградации третичного сектора национальной экономики. Цель статьи дать оценку положения третичного сектора национальной экономики в условиях пандемии. Данная работа является актуальной в связи с высокой востребованностью в поисках решения проблемы развития третичного сектора. В работе используется метод синтеза, анализа и описания. Проанализированы торговля, транспорт, телекоммуникации. Благодаря данным из статистики разобраны финансы, туризм, социальная сфера. Изучено влияние пандемии на национальную экономику. В результате сделаны выводы положения третичного сектора. По итогу заключения дается прогноз.

Ключевые слова: сфера услуг, третичный сектор, сфера производства, сфера обслуживания, индустриализация, промышленность, производительные силы общества.

Annotation: The article describes the special features of the service sector in Russia. The trend of development and degradation of the tertiary sector of the national

economy is analyzed. The purpose of the article is to assess the position of the tertiary sector of the national economy in a pandemic. This work is relevant due to the high demand in the search for a solution to the problem of the development of the tertiary sector. The work uses the method of synthesis, analysis and description. Trade, transport, telecommunications are analyzed. Thanks to data from statistics, finances, tourism, and the social sphere were analyzed. The impact of the pandemic on the national economy was studied. As a result, conclusions were drawn about the position of the tertiary sector. Based on the conclusion, a forecast is given.

Keywords: service sector, tertiary sector, production sector, service sector, industrialization, industry, productive forces of society.

Третичный сектор в данное время для России является серьезным двигателем роста национальной экономики. Важность сферы услуг растет с каждым годом и это объясняется спецификой экономической системы России, которая даже сегодня продолжает прообразовываться. Не смотря на экономические реформы общество и экономика сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Сегодня развитие третичного сектора осложнено из-за пандемии. Поэтому крайне важно рассмотреть тенденцию развития и деградации третичного сектора для понимания сильных и слабых сторон и в конечном итоге, для улучшения развития сферы услуг.

При изучении данного вопроса были рассмотрены данные из Росстата, кроме того, были проанализированы труды отечественных авторов. Применяется метод синтеза, анализа и описания.

На сферу услуг в мире по числу занятых приходится 1,7 миллиардов человек. Это говорит о том, что сфера услуг является важной частью любой экономики мира. Улучшение благосостояния населения, доступность информации все это способствует развитию третичного сектора [2].

Характер производства в экономике таков, что при меньшей удельной части рабочих в промышленности, благодаря автоматизации производства, она способна выпускать больше продукции чем ранее. Всё это привело к

относительному сокращению числа производительных работников. Сфера услуг становится наиболее приоритетным направлением роста для капиталистического мира.

В России, материальное производство имеет некоторые преимущества в сравнении с третичным сектором экономики. Самым важным тут, пожалуй, является образование и квалификация рабочего. Куда сложнее найти замену машинисту тепловоза чем официанту или продавцу [1].

Социально-экономические факторы определяют повышенную востребованность в сфере услуг. Не смотря на непростое экономическое положение растет благосостояние граждан, появляется свободное время, расширяется доступ к информации. Качество жизни хоть и медленными темпами, но возрастает, расширяется спектр финансовых, медицинских и юридических услуг. Быстрыми темпами растёт строительство, услуги ремонта, а также услуги образования. Увеличивается и расширяется сфера туризма и отдыха.

Негативное воздействие на сферу услуг оказывает, колоссальное давление на рынок труда со стороны безработных граждан. Это давление довольно высокое, в разы выше, чем на сферу производства, которая с каждым годом сужается, вследствие индустриализации. Среди занятых в сфере услуг преобладают люди в возрасте до 30 лет. В промышленности, наоборот от 30 лет и выше, особенно специалисты рабочих специальностей [3].

Основные отрасли услуг в России — это торговля, транспорт, телекоммуникации, финансы, туризм, социальная сфера. Торговля является важнейшей сферой передачи товаров населению, кроме потока товара через куплю и продажу торговля может оказывать конвульсивную услугу покупателю. Росстат показывает, что объем торговли за май 2021 года составляет 3 триллиона рублей в денежном выражении, что на 27% больше, чем за 2020 год. Рост торговли объясняется резким потребительским интересом в связи с пандемией и закупкой товаров «на запас». Даже не смотря на повышение цен на продукты и товары отмечается рост розничной торговли [4].

Транспорт всегда остается в стратегическом плане важнейшей ветвью сферы услуг. Транспортная услуга для России приоритетна, что объясняется большими географическими пространствами, удаленностью населённых пунктов, продвижением товаров и населения. Развитая транспортная система способствует быстрому росту национальной экономики. Пандемия затронула транспортную услугу, так как были предприняты меры по сокращению передвижения лиц в период января-марта 2019-2020 года. В 2021 году за этот же период отмечается рост динамики пассажирооборота [4].

Динамично развивающейся и очень перспективной услугой является телекоммуникация. Услуга телекоммуникации может передавать информацию на большие расстояния с помощью современных линий связи.

Объем оказанных населению услуг связи, в расчете на одного жителя Российской Федерации, показывает рост при сравнении показателей 2019 года с 2020 годом. Повышение спроса на эту услугу объясняется переводом рабочих на дистанционный режим. Динамика доходов рынка мобильной связи показывает прирост в 2020 году на 992 миллиарда рублей. Крупнейшие операторы мобильной связи в России — это МТС, МегаФон, Tele2, Билайн. Пандемия повлияла на количество абонентов сотовой связи в стране, их стало меньше на 1,3 %, по сравнению с 2019 годом. Это объясняется режимом самоизоляции граждан и сокращением посещений гражданами салонов мобильной связи [4].

Система финансов для национальной экономики выполняет функцию платежных расчетов в самых различных сферах взаимосвязей в обществе. Финансы включают в себя государственный бюджет, кредитование, страхование, фондовую систему и сами финансовые средства. Росстат показывает, что число кредитных организаций в период пандемии 2019-2021 годов сократилось. Динамика денежной массы показывает прирост. Это можно объяснить возрастанием инфляции в экономике страны [4].

Российская Федерация имеет огромнейший потенциал в сфере туризма, в связи с пандемией падает общая динамика активности туроператоров — это связанно с закрытием границ, где в большей степени пострадали те агентства,

которые занимались международным туризмом. Те туристические операторы, которые специализировались на внутреннем рынке смогли выстоять в основном за счет государственной финансовой поддержки. В международном туризме по состоянию на 2020 год лидирует Турция. Во внутреннем туризме преобладают такие места и города как Москва, Санкт-Петербург, Казань, озеро Байкал, Кавказ

[4].

Социальная сфера в России в основном представлена системой образования и здравоохранения. Численность обучающихся по образовательным программам начального, общего и среднего образования по состоянию на 2019 год составляет 16565 тысяч человек. Число студентов 4068 тысяч человек. Сегодня образовательная сфера столкнулась с большим вызовом. Ограничения на посещения образовательных учреждений «толкают» образовательные администрации на переход к дистанционному обучению. В обществе идет дискуссия о качестве образовательных услуг. Но уже точно можно отметить, что трудности в связи пандемией негативно повлияли на сферу образования. Здравоохранение на период пандемии приняло на себя большую нагрузку, сложившаяся ситуация показала важность развития этой отрасли. Государство оказывает большую поддержку системе здравоохранения. До пандемии количество койко-мест только сокращалось, однако сегодня наблюдается небольшой рост этого показателя. Численность врачей возросло, но незначительно.

Сегодняшние условия развития третичного сектора национальной экономики характеризуются сложным положением. Пандемия затронула многие ветви сферы услуг. Отсутствие карантина, не сильно помогло сфере услуг, потребительский уровень низок, падает денежный оборот. Бизнес находится в непростом положении.

Улучшить ситуацию попыталось государство в виде финансовой поддержки в 2020 году. В 2021 году государство не оказывает помощь таким видам услуг как: торговля, ресторанное дело. Ожидается, что до конца 2021 года будет волна закрытия предприятий среднего и малого бизнеса.

Занятость населения России в сфере услуг составляет 20 миллионов человек. В целом, из-за кризиса она страдает больше всего и охватывает большие массы людей в стране. В период 2020-2021 года в сфере услуг имеется тенденция снижения спроса одних услуг и резкое повышения других. К примеру, дистанционные услуги стали резко расти. Сфера общепита занимается доставкой еды. Сокращается число работников в сфере туризма, общепита.

Улучшение ситуации в сфере услуг России может ожидаться в 2022-2023 годах — это будет связанно, во-первых, с массовой вакцинацией населения, а затем с последующей отменой ограничений для населения и бизнеса. А во-вторых, с постепенным улучшением ситуации на мировом рынке, отменной ограничений в международной торговле. Устойчивая динамика роста отмечена в тех направлениях, где изначально хорошая материальная база, налаженные связи, большой уровень потребности и главное, что они не требовали больших финансовых вливаний. В России длительное время лидируют такие сферы услуг как: торговля, банковское дело, обучение, фитнес услуги, услуги консультаций, ремонт, туризм, автосервис.

В итоге можно констатировать, что третичный сектор национальной экономики на сегодняшний день находится в сложном положении. И всётаки есть некоторые отрасли которые стали более востребованными, к примеру услуги здавоохранения, дистанционное образование. Общепит перешел на доставку готового продукта на дом. Ограничения вынудили применять дистанционный способ оказания услуг. Пандемия и кризис оказали серьезный ущерб экономике страны. Положение может исправить регулярная финансовая поддержка государства малому бизнесу, массовая вакцинация населения, отмена ограничений, к примеру: отмена посещения общественных мест и отмена временных рамок оказания услуг.

Библиографический список:

1. Лапшин В. Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях рыночной трансформации // Социально-экономические

явления и процессы / В. Ю. Лапшин, - Т.: - 2010. № 6. С. 116-121.

2. Предводителева М. Д. Управление организациями сферы услуг / М. Д. Предводителева, - М.: - 2015. С. 1-4.

3. Сосунова Л. А. Экономико-математические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг / Л. А. Сосунова. - Л.: Гидрометеоиздат, 2011. - 186 с.

4. Сосунова Л. А. Функциональное управление развитием сферы услуг / Л. А. Сосунова - Л.: Гидрометеоиздат, - 2013. С. 133-135.

5. Сфера услуг предупредила о критическом положении из-за коронавируса. [Электронный ресурс] [ВЕДОМОСТИ]. [2020]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/07/827403-sfera-uslug (дата обращения 20.07.2021).

6. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права / Л. К. Терещенко - К.: - 2004, № 10. С.15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.