Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Герасенко Владимир Петрович

Выявлены основные тенденции развития структуры механизма управления регионом, связанные с процессами трансформации экономики, изменением экологической ситуации и выявлением новых возможностей использования природных ресурсов. Разработана базовая структура регионального организационно-экономического механизма управления, основанная на использовании следующих функций регионального управления с их правовой обеспеченностью: организационно-административных, технолого-экологических, финансовоэкономических и социальных. Показано содержание данных функций регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends of structure development of the mechanism of regional management connected with the processes of transformation of the economy, the change of ecological situation and discovery of new opportunities for the use of mineral resources are defined. The structure of the regional organizational and economic mechanism of management based on the use of the following functions of regional management: organizational and administrative, financial and economic, and social, is developed. The essence of these functions is explained.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ»

имеющих иное отношению к труду способность к накоплению и капитализации трудовых доходов.

Список использованных источников

1. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С 76.

2. Экономика народного образования. Учебник для студентов педвузов. Под ред. Костаняна С. Л. 2-е издание. М 1Э86. С 314

3. Общество и экономика, 1993. № 9 - 10. С 4

4. Экономическая энциклопедия. М., 1999. С 275

5. Добрынин А.И, Дятлов С.А., Курганский С.А Методология оценки человеческого капитала// Экономика образования Международный пеоиодический научный журнал Кострома. 1999 №1 С. Ю

6. Версии политической экономии. С. 140

7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М , 199^. С. 22^.

SUMMARY

In tt з article we reveal the essense of human capital, the role and the importance of ..ivestments i development of a person as a most significant pre-condition of forming socially knowledgeable market economy in the Republic of Belarus.

Уд К 332.142

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

В.П. Герасенко

Современный этап трансформации экономических преобразований в направлении развития рыночной экономики вызывает необходимость совершенствования всей системы хозяйствования, основанной на всестороннем анализе предшествующего опыта ее функционирования а также учитывающей сложившуюся в настоящее время социально-экономическую ситуацию и достижения мировой практики. В этом плане особая роль отводится региональному хозг таенному механизму как системе методов управления экономическими процессами. Формирование многоукладной экономики усиливает требования к коренному изменению сложившегося в течение многих десятилетий хозяйственного механизма. В современных условиях понимание сущности этого механизма и выделение в этой связи в самостоятельное понятие «региональный организационно-экономический механизм хозяйствования» позволит определить его роль в решении проблемы повышения эффективности региональной экономики

Практика показывает, что на современном этапе экономических реформ необходимо создание гибкого хозяйственного механизма, более совершенного и более действенного, позволяющего оперативно решать проблемы экономического взаимодействия субъектов хозяйствования. Возрастание значимости регионального хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений связано с действием целого ряда факторов с которыми вплотную столкнулась наша экономика. С одной стороны, усложнилась проблема с трудовыми, природными, информационными ресурсами, а с другой стороны, в регионах накоплен значительный производственный потенциал, поьышение эффективности использования которого является актуальнейшей проблемой.

Из вышеизложенного можно заключить что региональный хозяйственный механизм как общественно-экономическая категория представляет собой звено развития общества, в котором реализуются экономические законы, проявляются основные закономерности образования и функционирования субъектов хозяйствования. Поэтому составной частью регионального хозяйственного механизма спедует

считать организационно-экономический механизм хозяйствования на предприятиях и организациях, находящихся на территории функционирующего региона.

Рассмотренные традиционные термины в содержательном плане ориентированы, как правило, на систему управления предприятием и отраслью и совершенно не учитывают специфические осооенности регионального управления. Поэтому в настоящей работе представляется целесообразным сформулировать следующее содержание регионального организационно-экономического механизма управления: РОЭМ управления — системная совокупность экономических процессов, нормативно-правовых актов и управленческих действий, нацеленная на повышение социально-экономической эффективности управления регионом на основе оптимизации взаимодействия субъектов хозяйствования на тейритории функционирующего региона, В складывающихся экономических условиях саморегулирование РОЭМ управления можно определить как поиск подвижного внутреннего равновесия достичь которого можно, с одной стороны, в результате адаптации к влияниям внешней среды а с другой — воздействием на эту среду принятием и реализацией решений наступательного характера. Примером стратегического подхода к управлению развитием территорий является программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС которая имеет региональную детализацию.

Предложенное рассмотрение сущности и содержания исследуемого механизма нам представляется наиболее адаптированным к современным требованиям хозяйственной практики. В этой связи считаем целесообразным соединение двух единых взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента — организационного (субъективного) и экономического (объективного) Наличие этих двух составляющих не только определяет сущность РОЭМ управления, но и

дает ему само название — организационно-экономический механизм. Подобный подход вполне приемлем для определения содержания механизма управления регионов любого уровня интеграиии (область, административный район, СЭЗ и т Д i

Региональный механизм управления должен включать в системное единство следующие принципы его формирования, правовой, социально-экономический, организационный, методологический и методический.

В целом, подобное построение конструкции регионального организационно-экономического механизма управления дает достаточно емкое и исчерпывающее представление о сущности изучаемой проблемы и ее структуре. Изложенное нами понимание структуры регионального организационно-экономического механизма управления представлено в обобщающем виде на рисунке.

Реализация рассмотренных функций регионального управления (рис.) в практических приложениях создает основу для формирования системы локальных оптимизационных задач по принятию хозяйственных решений. Создание эффективной организационной структуры является одним из основных направлений в решении проблемы стратегического управления регионом и должно учитывать его специфические социально-экономические особенности

Выводы:

1 Предложено целенаправленное создание регионального организационно-экономического механизма управления (РОЭМ управления) как системная совокупность экономических процессов, нормативно-правовых актов и управленческих действий, нацеленная на повышение социально-экономической эффективности управления регионом на основе оптимизации взаимодействия субъектоы хозяйствования на территории функционирующего ре. иона.

2. Региональный механизм управления представлен как системное единство следующих принципов его формирования: правовой, социально-экономический, организационный, методологический и методический.

3. Разработана базовая структура регионального организационно-экономического механизма управления, основанная на использовании следующих функций регионального управления с их правовой обеспеченностью: организационно-

административных, технолого-экологических, финансово-экономических социальных. Показано содержание данных функций регионального управления.

и

кинкции i- «тонального -.iOa•»■»•"-« с их плановой оо»" ----........ .-в

Орган изрщюнно-администоативнв!»

Технолого-

ЭКОЛОГИЧвСКИР

Финансово-экономически«'

Социаль ые

1 Организация /прав, , ъ. .и* :оц. льно-экономическим развитием регион; -обеспечение

государственной монополии на основополагающие виды произволстченной деятельности и средства производств? и соответствующие земельные своды; -оптимизация функционирования региональной административно-территориальной структуры управлении

контроль < ' ыполнением региональных социалино-экономичесхих и экологических программ, -управление региональным социально-экономическим потенциалом;

■развитие производственной инфраструктура

2 ПсхЫержка предприниматепьстъ-организация информационно-аналитическое службь

развитие рыночной инфраструктуры создание условий для развития

предприниматель^., мониторинг приоритетных иювдеяте >ностм 3. Правовое обеспечение контроль за соблюдением нормативно-правовых актоЕ -антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмен;

борьба с теневой экономикой.

1.Создание региональной системы материально-техничягхого обеслеч< ия (МТО!

прогнозирование и планирое1ние региональных материальных резерво! выполнение региональной оперативно-заготовительной раьоть

-контроль обеспечения субъектов хозяйствования лимитами материальных ресурсов через систему опт( э-розничнои торгопи -организация регионального складского хозяйства; -осуществление финансово-хозяйственной деятельности региональной службы МТО 2 Управление экологией производственных систем технологией и их финансовым обеспечением -промышленные технологии -сельскохозяйственные технологии (АПК) -транспортные технологии -метрология и мониторинг окружающей природной среды

-стимулирование произв детва эког-чически чистой продукции .разработка программ и мер рационапьного использования земель и одных ресурсог. -финансирование природо охранных мероприятии

} Управление эвокупностью всех денежных средств находящихся в распоряжении администрации региона

анализ финансового положения региона и его админчетративно-терри ориальных единиц, планирование доходов и поступлений в региональный бюдже-

- планирование расходов и отчислении из оегионального бюджета;

- оперативное управление реализацией регионального финанс« .ого плана

? Оптимизация оегиональноифинансовой работы по слеоующим направлениям цены и тарифы, «редитная политике, налоговая политика;

- стимулирован» платежеспособного спроса

- страхование

1 Управление развитием

^циально-бытовей

инфраструктур

функционироь зние пассажирского транспорта обеспечение I .юсажирского транспорта необходимыми ресурсами. - ра -итие гг-зи и информатик

? /правление развитием о+юры обслуживания наевлениг

народное ооразование и подгото! а специалистов; -развитие здравоохранения' -минимизация последствии экологических катастроф жилищно-коммунальное хозяйстве

оытовое оослужиеание населения;

развитие учреждений культуры и спорта -органшация и охрана труда социал! ая поддержка населения (стабильная и соизмеримая заработная плата, пенсионное обеспечен" >),

-обеспечение качественного зоспроизгодства раоочеи

сил

Раз |Тие

непроизь .дственной сферы.

Антикризисное управлек ? и стаоилизация социально-экономического развития региона

Рисунок - Базовая структура регионального организационно-экономического

механизма управления

SUMMARY

The main trends of structure development of the mechanism of regional management connected with the processes of transformation of the economy, the change of ecological situation ana discovery of new opportunities for the use of mineral resources are defined. The structure of the regional organizational and economic mechanism of management based on the use of the following functions of regional management: organizational and

administrative, financial and economic, and social, is developed. The essence of these functions is explained

УДК 339.138

НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

P.P. Сатыбаев

Маркетинг сегодня достаточно интенсивно проникает в различные сферы общественной, экономической, политической и культурной жизни белорусского общества. На самом высоком уровне обсуждаются проблемы высшего образования и роль маркетинга и менеджмента в их разрешении.

Маркетинговая деятельность в вузе с методологической точки зрения не имеет существенных отличий от традиционного маркетинга. Но в том, что касается содержания объектов маркетингового воздействия, то здесь различия столь значительны что позволяют говорить о маркетинге образования как о специфичном виде деятельности.

Так главной особенностью является сложность структуры понятия «потребитель». В сфере высшего образования в качестве последнего выступают:

• абитуриенты. предъявляющие спрос на возможности будущего трудоустройства ^диплом, система вузовского распределения имидж вуза, перспективы специальности и т.п ), студенческий статус (желание окунуться в студенческую жизнь) и на систему ценностей высшего образования (позволяющих повысить социально-личностные качества);

• студенты, также предъявляющие спрос на возможности будущего трудоустройства и на систему ценностей высшего образования, но кроме этого на качество и инновационность образовательного процессе на поддержку и понимание руководством вуза их пробпем, а также позицию вуза среди других образовательных учреждений:

• предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить выполнение поставленных перед ними задач.

Дискретность понятия «потребитель» влечет определенные трудности при разработке коммуникационной политики вуза. Эти трудности обусловлены необходимостью разработки рекламного контента в таком виде чтобы он сочетал в себе движущие мотивы каждой целевой аудитории То есть рекламная политика вуза должна охватывать в комплексе все три группы потребителей так как именно в этом случае возможно получение синергетического эффекта

Рассмотрим основные движущие мотивы рассмотренных групп потребителей:

1 Абитуриенты:

Экономические мотивы: уровень будущей заработной платы,

бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.). Профессиональные мотивы

степень интереса разноплановости, сложности специальности, ее перспективные модификации (какие виды деятельности при овладении специальностью можно будет осуществлять). Социальные мотивы.

будущее профессиональное (т е среди коллег) и социальное положение,

известность вуза его место среди других вузов респуолики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.