Тенденции развития средств вооруженной борьбы в современных военных конфликтах, их влияние на развитие и смену поколений вооружения, военной и специальной техники
В.В. СЕЛИВАНОВ, доктор технических наук
Полковник в отставке Ю.Д. ИЛЬИН, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Рассмотрены вопросы изменения характера, форм и способов вооруженной борьбы в современных конфликтах, а также проблемы формирования новых и корректировки сложившихся тенденций развития вооружения, военной и специальной техники, в том числе по некоторым результатам Специальной военной операции на Украине. Проведена вербальная оценка влияния этих тенденций на развитие вооружения и техническое оснащение воинских формирований.
Военно-техническая политика, военно-техническое превосходство, военный конфликт, высокоточное оружие, оружие нелетального действия, сдерживание, Специальная военная операция, тактико-технические характеристики вооружения, военной и специальной техники.
The paper looks at the changing nature, forms and methods of armed struggle in modern conflicts, and also at the problems of forming new development trends and adjusting the established ones in weapons, military and specialized equipment, including those prompted by certain results of the Special Military Operation in Ukraine. It makes a verbal estimation of the effect of these trends on progress in armaments, and technical equipment of military formations.
KEYWORDS
Military technology policy, military-technological superiority, military conflict, precision-guided weapon, nonlethal weapon, Special Military Operation, combat characteristics of weapons, military and specialized hardware.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, проводимые Россией по сдерживанию и нейтрализации агрессивных действий США (НАТО), превратились в 2020-е годы в важнейший геополитический фактор по решению задач обеспечения независимой политики и суверенитета, предотвращения посягательств на ее территорию и гарантированного отражения агрессии.
Очевидно, что уровень военно-технического превосходства в качестве вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и рационального количественного технического оснащения войск (сил) является одним из главных факторов, определяющих сдерживание противоборствующей стороны, разрастание (угасание) и ход гибридных конфликтов разной интенсивности. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) перспективным ВВСТ во многом предопределяется уровнем развития военно-технической науки1'2 и рационального использования ее достижений, что формируется прежде всего кадровым составом ученых и специалистов, выпускаемых гражданской и военной высшей школой с современным исследовательским и научно-технологическим оборудованием.
Эти меры должны базироваться на выявлении и учете тенденций развития ВВСТ в современных и будущих военных конфликтах (ВК), быть комплексными, включающими не только военно-технические мероприятия, но и связанные с ними сбалансированные военные, экономические, политические, дипломатические и иные процедуры и действия.
Ниже представлены некоторые результаты военно-технического анализа ВК в мире в последнее десятилетие. Акцент сделан на анализе хода Специальной военной операции (СВО) ВС РФ на Украине. По сути, воинским формированиям (ВФ) ВС РФ и Народной милиции Луганской и Донецкой народных республик (НМ ЛДНР) противостоит одна из самых многочисленных и сильных армий Европы. Вооруженные силы Украины (ВСУ), последовательно перешедшие в последние три десятилетия на стандарты НАТО, фундаментально готовились 8 лет к нападению на Донбасс.
Государства НАТО оснастили ВСУ в достаточных объемах современным ВВСТ и продолжают поставки этого вооружения в период боевых действий. В связи с этим просматривается ряд новых и видоизменения сложившихся ранее тенденций влияния ВК на развитие ВВСТ.
Первая. Разные виды конфликтов, а тем более нынешний конфликт между «коллективным» Западом и Россией, не стоит рассматривать в терминах холодной войны, существовавшей до 90-х годов ХХ века. Дискредитировано международное право, выполнение договоров и соглашений, в том числе в области глобальной стратегической стабильности. США или не считаются больше со многими международными институтами, такими как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другими, или подчинили их себе. С «коллективным» Западом стало бесполезным о чем-то договариваться. Договоренности и соглашения, в том числе и в военно-технической сфере, например, по стратегической стабильности, ничего не стоят — любые из них будут разорваны в выгодный для США (НАТО) момент. Они воспринимают экономическую мощь и неоспоримое военное превосходство, идут на компромисс только при неприемлемых для себя потенциальных потерях.
Распространяемые заявления о том, что НАТО вот-вот развалится, — это дезинформация, направленная прежде всего на дезориентацию российской и китайской элиты. Пока существуют США, НАТО будет обеспечивать достижение сиюминутных и долгосрочных их интересов. Писатель Чарльз Диккенс еще в Х1Х веке сказал3: «Миссия Америки — опошлить Вселенную... Я не знаю ни одного американского джентльмена. Да простит меня Бог, что я употре-
бил эти два слова вместе». Уже тогда умные люди в Европе понимали, что Старый Свет ждет незавидная участь.
Можно с большой вероятностью прогнозировать, что нынешние и будущие стратегии и тактические действия НАТО будут направлены на то, чтобы и дальше развязывать ВК в регионах мира. В результате будут усиливаться напряженность, возникать кризисные ситуации, хаос в разных странах, а также расти противостояние между противоборствующими коалициями. Это накладывает отпечаток на прогнозирование характера и содержания ВК, форм и способов ведения как невоенных, так и боевых действий.
В связи с этим наиболее эффективным средством сдерживания США и НАТО от реализации принятых стратегий на поле боя является существенное (неоспоримое) качественное превосходство в тактико-технических характеристиках (ТТХ) ключевых отечественных систем вооружения стратегического, оперативного и тактического звеньев, построенных прежде всего на асимметричных принципах военно-технического ответа4.
Вторая. В современных условиях возникновение и результаты ВК стали не столь очевидными как по характеру, поставленным целям и задачам, так и по достигаемому эффекту и последствиям. Труднее стало определять структуру ВК и цели противоборствующих сторон и, соответственно, их влияние на целесообразность использования по прямому назначению ВВСТ и перспективы их развития. Если раньше было достаточно просто определить противостоящие силы, то сейчас они стали крайне разнородными, и выявить среди них политическую и вооруженную составляющие порой весьма сложно. Классический пример — последние события в январе 2022 года
в Казахстане и в 4-м квартале 2020 года в Карабахе. В этой связи классификация военных конфликтов в целях оценки их влияния на развитие ВВСТ требует всесторонней доработки.
За рубежом этому вопросу уделяется пристальное внимание. Так, доктрина AJP-01(E) «Совместное применение группировок войск (сил) объединенных вооруженных сил НАТО» (2017) определяет пять основных причин возникновения существующих и будущих военных конфликтов5. К первой отнесены этнические, идейные и религиозные разногласия; ко второй — территориальные споры, в том числе связанные с «несправедливым» распределением ограниченных жизненно важных ресурсов; к третьей — провал политических и экономических реформ; к четвертой — распад (дезинтеграция) государства; к пятой — нарушения прав человека.
До распада Советского Союза противостояние «СССР—США» сдерживало как возникновение многих ВК, так и их перерастание в локальные и региональные войны и тем более в крупномасштабную войну. В нынешних условиях для США и НАТО Россия является «камнем преткновения». Объявленная цель США (НАТО) — уничтожить РФ — реализуется прежде всего путем продвижения НАТО на Восток и развязывания конфликтов по периметру территории России. При этом, по выражению президента США, «это может вылиться в единственную войну, которая хуже, чем намеренная, — ненамеренную»6. То есть США это признают, и вместе с тем во взаимодействии с остальным НАТО делают все для того, чтобы, на грани фола, усилить напряженность на границах с Россией, внутри нее и развязать ВК с непредсказуемыми последствиями в надежде, что Россия не пойдет
на масштабное применение военной силы. Показательно, что борьба за Украину в ходе СВО для США стала важнее Второй мировой войны7. Не только эти слова президента Д. Бай-дена, но и реальные действия НАТО показывают: ставка сделана не на военное поражение, а на уничтожение России.
Это чрезвычайно высокая ставка для США, поскольку РФ — единственная страна в мире, которая в случае развязывания Пентагоном крупномасштабной войны может уничтожить все живое на территории НАТО. И военно-технический ответ РФ в целях сдерживания здесь может только одним — полное гарантированное уничтожение США и иных стран блока НАТО на обозримую перспективу. К тому же после заявленного Финляндией и Швецией вступления в НАТО у России вся государственная граница на Западе, кроме границы с Республикой Беларусь, по сути, пройдет теперь в непосредственном контакте с НАТО, поскольку Украина, полностью утратив свой суверенитет, является рьяным противником России и отъявленным рупором продвижения этого альянса на Восток. Естественно, что при приближении его инфраструктуры к границам РФ возрастает число целей для российских баллистических и крылатых ракет как на территории этих стран, так и в зоне акваторий. Это означает, что потребуется развернуть дополнительные системы вооружения в Северо- и Юго-Западном регионах. В частности, в качестве ответной меры может быть размещено тактическое ядерное оружие в Калининградской области и оружие средней дальности в пограничных районах с Финляндией.
В монографии8 указано, что существенное влияние на развитие военной техносферы оказывают следующие факторы:
• новые технологии, средства вооруженной борьбы, системы вооружения;
• новации в организации вооруженных сил;
• изменения в формах и способах применения военной силы, в военном искусстве на всех трех уровнях (стратегия, оперативное искусство, тактика);
• усилия по обеспечению нового качества личного состава (л/с);
• повышение эффективности управления войсками, силами и средствами.
Среди многих причин ВК, влияющих на военно-техническую политику развитых государств и определяющих направления и особенности ее проведения, можно выделить также такие факторы, как:
• распространение вооружений, их бесконтрольное и (или) целенаправленное оснащение как воинствующих государств-сателлитов, так и бандитских, террористических и иных незаконных вооруженных формирований (НВФ);
• возрастание сложности отношений между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении их взаимозависимости;
• усиление борьбы между развитыми странами за гегемонию ресурсов, в том числе из-за их исчерпания;
• широкое распространение как немногочисленных групп боевиков, так и относительно крупных бандитских, террористических и иных НВФ;
• рост национализма и фундаментализма в регионах мира как своеобразная реакция на развитие процессов хаотизации и глобализации;
• отход от общепринятых международных норм взаимоотношений государств и наглое установление перманентно меняющихся правил в разных сферах деятельности мирового сообщества, отвечающих не только долгосрочным, но и сиюми-
нутным интересам и привилегиям транснациональных корпораций и в целом «золотого миллиарда»;
• рост конфликтов, где нет явных победителей или побежденных, но, несмотря на это, число ВК растет порой не в арифметической, а в геометрической прогрессии.
В результате ВК все больше приобретают качественно иной характер даже по сравнению с недавним прошлым — несколькими десятилетиями тому назад. Так, например, на ведение боевых действий нередко накладывается социальная трансформация в зонах конфликта. Она вызвана глобализацией и провокационной деятельностью прозападных либеральных группировок разных стран, которая ведет к тому, что НВФ получают правовые, политические и иные возможности, которых ранее не имели. Они присваивают себе права на легальное использование военной силы, а политические лидеры Запада все чаще поощряют НВФ на применение этой силы. В результате возникает ряд источников и центров борьбы с РФ.
Учитывая несопоставимые экономические и технологические возможности «коллективного» Запада и России по техническому оснащению вооруженных сил, а также людским кадровым резервам по формированию л/с, единственным средством, нейтрализующим их превосходство, является наш военно-технический ответ, построенный на оригинальных асимметричных подходах к созданию ВВСТ. Этого можно достичь лишь на основе фундаментального теоретического и практического обучения военно-технических кадров (конструкторов, технологов, исследователей и т. п.) для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на базе «русского метода подготовки инженеров», базирующегося не на Болонской системе образования
(бакалавриат — магистратура), а на сквозном 6-летнем обучении студентов в вузах.
Третья. Многие ВК десятилетиями остаются не урегулированными (например, в Сирии и Приднестровье), усиливается тенденция их силового решения со стороны НАТО. Базируясь на отработанной грабителями-завоевателями многовековой концепции «разделяй и властвуй», США делают все для того, чтобы ВК были затяжными и не затухающими. Практически исчезают «классические» межгосударственные конфликты. Со времен окончания холодной войны в конфликты были вовлечены сотни государств, а также региональные международные организации. В качестве международных игроков на сцену стали выходить повстанческие группировки, криминальные банды, террористические организации, диаспоры, этнические партии, некоммерческие и международные «благотворительные» организации, наемники, а также регулярные армии. Техническое оснащение этих организаций (в том числе приобретающих статус комбатантов) весьма разнообразное — от кустарных средств до новейших образцов вооружения (в том числе нетрадиционного), средств информационно-психологического и иного воздействия. Ввиду большого числа участников противоборствующим сторонам все сложнее достичь урегулирования ВК, а в ходе их ведения — учесть все нюансы возможного применения ВВСТ.
При этом все более возрастает опасность «размытого» (непонятно кем инициированного) развязывания масштабной биологической и бактериологической войны, а также применения иных средств оружия массового поражения (ОМП), например, химического оружия.
Современные ВК, безусловно, сохраняют и общие черты, среди кото-
рых как особо влияющие на развитие ВВСТ выделяются следующие:
• ограниченность стратегических масштабных военно-политических целей, обусловленная политической целесообразностью и обособленностью, а также разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия в сочетании с экономическими, информационными и иными мерами;
• зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (военно-техническая, экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне и т. д.);
• задействование, как правило, на основе сетевых способов применения ограниченного числа воинских формирований, ведение боевых действий обычными и специальными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения, в том числе ОМП;
• рациональное сочетание и ком-плексирование в реальном масштабе времени различных форм боевых действий войск, ведущихся, как правило, на основе очагового и мобильного принципов, без сплошной линии фронта, оперативное использование и сведение их в единую систему;
• неопределенность продолжительности и рациональное сочетание различных гибридных форм невоенных и военных действий;
• невиданное ранее массированное применение информационной обработки войск и населения и др.
Четвертая. Современные ВК сопровождаются массовой ожесточенностью в ходе боевых действий
и могут иметь своим результатом полное уничтожение государственной системы управления одного из участников и геноцида собственного населения. Приоритетными зада-
чами не только террористических, но и НВФ стали широкое использование уязвимости и масштабное уничтожение инфраструктуры ВФ и обитания мирного населения, которое жестоко и зачастую намеренно превращают в заградительные щиты и мишени. Показательный пример — СВО по освобождению русскоязычного населения от бесчинств национальных батальонов и формирований ВСУ, устраивающих, по сути, с помощью дальнобойных огневых (ударных) систем массовые террористические акты за пределами зоны боевых действий. Это ставит новые задачи по формированию более разветвленной и эффективной системы противовоздушной обороны (ПВО).
Масштабное, исчисляемое миллионами, число беженцев превратилось в геополитический фактор, усложняющий ситуацию не только в районе конфликта, но и в иных регионах. Справочно. По данным В.П. Купцова9, в Первую мировую войну мирное население среди жертв составило 5 %, во Вторую мировую войну — около 48 %, в локальных войнах и вооруженных конфликтах в Корее — порядка 84 %, во Вьетнаме и в Чеченских событиях 1990-х годов — 90 %. Растет стремление к насильственному перемещению гражданских лиц и этническим чисткам.
В связи с этим у ВС РФ ощущалась острая нехватка оружия нелетального действия (ОНД), которого практически не было на вооружении Сил специальных операций (ССО) ВС РФ, других силовых структур. С военно-технической точки зрения это накладывает ограничения на использование по назначению образцов и систем вооружения и формирует особенности их применения в ходе боевых действий.
При освобождении территории собственного (дружественного) на-
селения важную роль приобретает достижение рациональной боевой и военно-экономической эффективности подавления (уничтожения) регулярных воинских и НВФ противника при комплексном применении ОНД и высокоточных обычных средств поражения. Особенно это актуально при ведении боевых действий в городских условиях и компактном проживании людей в населенных пунктах, имеющих дополнительные рельефные и водные преграды в данной местности. Это вызывает необходимость дополнительно иметь в комплектах вооружения ВФ номенклатуру боеприпасов (БП) как высокоточного обычного, так и нелетального действия или (и) отдельные системы ОНД.
Пятая. Ведение боевых действий в ВК теперь обычно осуществляется без сплошной линии фронта и часто носит очаговый характер. При этом в СВО на Украине разрывы линий фронта ВС РФ компенсировались нанесением ударов ракетными системами различного базирования и перекрестным огневым поражением. В военной терминологии появился новый термин «очаговое наступление», детализированы применительно к современным реалиям и уточнены другие понятия, например, «огневой вал» и «подвижная огневая зона» и т. п.
По сравнению с начальным этапом СВО изменилась и тактика ведения боевых действий. Вместо глубоких рейдов и широких маневренных обхватов ВС РФ и НМ ЛДНР ставка была сделана на применение огневого вала по поражению подразделений и частей противника с одновременным уничтожением его материальных и технических средств, перемалывание опорных пунктов, укрепрайонов, мест подвоза и сосредоточения ВВСТ. Эта тактика не предусматривает быстрых побед на поле боя, но минимизирует потери л/с и мирных граждан.
Вооруженные Силы РФ в СВО наглядно продемонстрировали, что
численное превосходство не является определяющим. Подтверждено, что сбалансированное и комплексное использование преимуществ в воздушной и информационной сфере, а также в огневой мощи и маневренности огнем, ударами и в мобильности группировок и формирований войск (сил) является ключевым в достижении успеха даже меньшим по численности л/с ВФ. Отвечающее современным требованиям техническое оснащение войск, их организационно-техническая поддержка, умелые тактические действия, четкое выполнение стратегического плана, навыки, умения и мотивация л/с, доброе отношение освободителей к мирному населению — вот настоящий критерий успеха в бою и операции.
Специальная военная операция продемонстрировала все возрастающую роль:
• достижения подавляющего превосходства в воздухе и в акваториях; в частности, полное доминирование над авиационной группировкой ВСУ предопределило создание бесполетной зоны для авиации вооруженных сил государств НАТО, заинтересованных в разжигании и продолжении ВК;
• Сил специальных операций (Воздушно-десантных войск, десант-но-штурмовых подразделений и частей других силовых структур и т. п.);
• космической, воздушной, наземной, морской разведки;
• систем навигации и наведения ракетных (ударных) комплексов и артиллерийских систем различного базирования;
• слаженного распределения функций единого и локального управления в реальном масштабе времени на больших по размеру сухопутных и морских территориях;
• четкого взаимодействия ВФ различных ведомств, оснащенных
Вооруженные Силы Российской Федерации в Специальной военной операции наглядно продемонстрировали, что численное превосходство не является определяющим —
сбалансированное и комплексное использование преимуществ в воздушной
и информационной сфере, а также в огневой мощи и маневренности огнем, ударами и в мобильности группировок
и формирований войск (сил) является ключевым в достижении успеха даже меньшим по численности личным составом.
разнородным ВВСТ под единым стратегическим управлением, осуществляемым Генеральным штабом Вооруженных Сил (ГШ ВС РФ).
Вместе с тем, по нашему мнению, следует отметить, что оперативно завоеванное и эффективно удерживаемое подавляющее преимущество в воздухе на всех этапах СВО ВС РФ и НМ ЛДНР недостаточно сопровождалось аналогичными мерами в информационном обеспечении в реальном масштабе боевых действий: в воздушно-космической, морской и наземной разведке, навигации, целеуказании, управлении и связи. Однако здесь нужно признать, что в информационном противоборстве нашим войскам (силам) противостояло, по сути, все НАТО во главе с США.
В рамках СВО также показано, что массированное применение высокоточного оружия (ВТО) в условиях сохранения господства в воздухе оказывает решающее влияние на ход и исход вооруженной борьбы, но все же достижение окончательного успеха без проведения наземных операций силами Сухопутных войск
и ССО, как правило, не представляется возможным.
Изложенные положения показывают необходимость, с позиций системного подхода, уточнения (пересмотра) приоритетов в развитии ряда типов вооружения и ключевых систем ВВСТ видов ВС РФ и родов войск, а также других ведомств в интересах повышения результативности поражения целей и более эффективного их боевого использования. Так, требуется ускоренное переоснащение устаревших артиллерийских систем на новые, уже принятые на вооружение (например, задерживается массовое поступление в войска САУ 2С35 «Коалиция-СВ»).
Шестая. Практически наглядно продемонстрировано, что сетевое применение и грамотное комплексное боевое использование в реальном масштабе времени разных видов и типов вооружения существенно повышают боевую эффективность подразделений, частей и соединений. Так, например, было отлажено совместное применение и взаимодействие систем стратегического (например, стратегических ударных авиационных комплексов типа Ту-22М(3)), оперативного (ракет «Калибр» различного базирования и ракетного комплекса «Искандер-М(К)») и тактического (РСЗО и артиллерийских систем различного калибра) звеньев.
Это ставит новые системные задачи перед научно-исследовательскими институтами (НИИ) Минобороны (во взаимодействии с НИИ других силовых ведомств), а также перед научно-исследовательскими организациями (НИО) и конструкторскими бюро (КБ) ОПК по обеспечению рационального использования, а при необходимости дополнения и дублирования возможности гарантированного (надежного) поражения объектов повышенной сложности при применении соответствующего
вооружения по аналогичным и разнородным объектам. Дополнительному анализу подлежит оценка соответствия ТТХ задействованных в операции образцов и комплексов вооружения предъявляемым традиционным и специальным требованиям и обоснование целесообразного локального и комплексного их применения.
В связи с этим, по нашему мнению, при ГШ ВС РФ необходимо создать Межведомственную комиссию силовых министерств и ведомств (МВКС). Основной функцией МВКС должна быть, исходя из межведомственных позиций, оперативно-стратегическая и военно-экономическая оценка предложений по целесообразности разработки новых систем вооружения стратегического и оперативного звеньев, возникающих особенностей их боевого применения и взаимодействия органов военного управления (ОВУ). Комиссия должна выдавать соответствующие заключения на проекты ТТЗ на разработку ключевых систем вооружения и принятие их на вооружение.
Седьмая. Одной из важнейших особенностей боевых действий стало активное использование сторонами конфликта как разведывательных, так и ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В ходе СВО противоборствующими сторонами применялся широкий спектр БПЛА разного класса и назначения. Так, для стратегической разведки, поиска мест расположения и скопления ВФ противника и его последующего уничтожения ВС РФ использовались средние БЛА «Орлан-10», «Орион» и «Форпост». Для выявления тактических целей — таких как позиции подразделений противника, а также непосредственно на линии продвижения и поиска засад обычно применялись малые БПЛА, причем не только военные, но и гражданские, оснащенные
видеокамерами с возможностью передачи и обмена информации с наземными и воздушными объектами. Вместе с тем после начала СВО выяснилось, что проблема нехватки БПЛА — одна из важнейших для ВС РФ10.
Следует отметить, что внедрение БЛА в разные сферы военного дела и принятие на вооружение БЛА различного класса и назначения (дро-нов, квадрокоптеров, беспилотной малой авиации и т. д.) — это дело уже ближайшего будущего. Это — направление применения воздушных роботов для самого разнообразного круга боевых и специально-технических задач, транспортных и иных видов материально-технического обеспечения уже производит революцию в военном деле, на поле боя, начиная от постановки радиоэлектронных помех, затрудняющих радиообмен отдельных подразделений противника до непосредственной авиационной поддержки ССО и традиционных сухопутных и морских воинских формирований. И к этому нужно готовиться оперативно, не теряя времени, иначе «жареный петух», как всегда, клюнет в самый неподходящий момент.
Военно-технические и боевые возможности ВФ по ведению военных действий уже в ближайшие годы во все большей зависимости будут определяться:
• наличием БЛА различного класса и назначения в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, реальными возможностями их комплексного применения;
• количественным и качественным соотношением с противостоящей стороной состава и достигнутых значений ТТХ БПЛА, отвечающих (не отвечающих, в какой степени) предъявляемым требованиям по уровню решения поставленных задач на театрах военных действий (ТВД), операционных направлениях, в такти-
ческой зоне. Особое значение имеет достигаемая степень сохранения жизни л/с и мирного населения;
• достигнутой оперативностью решения боевых и обеспечивающих задач с помощью БПЛА и наличием (степени ликвидации) уязвимых мест в этой сфере и их влиянием на ход и исход боя (операции) и т. д. Здесь можно привести пример эффективного использования БПЛА Bayraktar TB2 азербайджанскими ВФ в Нагорном Карабахе в 2020 году. Однако турецкие БПЛА оказались беззащитными перед российскими системами ПВО в СВО.
Восьмая. Широкое комплексирова-ние и использование средств и систем ночного видения, воздушной, космической и других видов навигации и наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи различного масштаба в любое время суток, проводить их скоординированное применение по ключевым объектам противника сразу по мере их выявления. Так, например, хорошо зарекомендовала себя тактика сочетания наступательных действий пехоты и бронетехники днем и массированные артиллерийские удары ночью.
Очевидно, потребуется не только уточнение положений уставов и наставлений, но и принятие на
В рамках СВО также показано, что массированное применение высокоточного оружия в условиях сохранения господства в воздухе оказывает решающее влияние на ход и исход вооруженной борьбы, но все же достижение окончательного успеха без проведения наземных операций силами Сухопутных войск и ССО, как правило, не представляется возможным.
вооружение качественно новых, но более дешевых (для массового применения) приборов и систем ночного видения, а также корректировка (отработка) сценариев (типовых ночных эпизодов) в целях получения более реальной оценки эффективности ВВСТ в полигонных условиях этого времени суток. По-видимому, потребуется также для разрабатываемых (модернизируемых) образцов и систем вооружения изменение порядка проведения их государственных, межведомственных и заводских испытаний с оценкой сравнения результатов предпочтительности применения ВВСТ в дневное и ночное время.
Девятая. Ход и результаты СВО в полной мере наглядно продемонстрировали, что поиск в составе формирований противника и рациональное использование наиболее уязвимых мест в системе «боепри-пас — пусковая установка (пусковое устройство) — средства обеспечения» для командования ВФ всех уровней является первостепенной задачей при подготовке и ведении боя (операции).
В связи с этим своевременное уничтожение (подавление) инфраструктуры и самих ВФ в занятых районах (позициях) приобретает первостепенное значение для минимизации собственных потерь в л/с и ВВСТ при решении боевых задач. Так, среди широкого спектра целей (аэродромы с авиационной техникой, склады БП, оружия и военной техники, склады горюче-смазочных материалов (ГСМ) и иных материально-технических средств) в реальном масштабе времени следует выделять приоритетные цели, значительно влияющие на ход и результаты операции. Эти приоритеты должны просчитываться для конкретных условий обстановки и соответственно обеспечиваться в рамках сетевого
планирования наиболее подходящими средствами поражения с использованием критерия «время — затраты — эффективность».
Весьма важным вопросом является блокирование возможности передачи данных от космических, воздушных, морских и наземных систем разведки и навигации США (НАТО) для нейтрализации целеуказания и боевого применения комплексов вооружения, а также всей системы военного управления противника. Здесь необходимо комплексирование отечественных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), иных видов вооружения для решения задач полной локализации зоны боевых действий. В организационном и сценарно-ме-тодическом плане следует также более тщательно прорабатывать вопросы комплексирования военных и невоенных мер недопущения прямых поставок оружия и военной техники странами НАТО формированиям, противостоящим группировкам войск (сил) ВС РФ, в ходе ведения специальных и иных военных операций. По нашему мнению, такие действия со стороны НАТО будут только наращиваться. Поэтому необходима отдельная разработка мер военно-технического противодействия и блокирования районов возможных боевых действий, в которых США и НАТО готовятся развязать военные конфликты.
Очевидно, что при решении аналогичных задач различными системами вооружения затраты на создание и эксплуатацию соответствующих систем должны выступать в качестве одного из главных ограничений при использовании критерия «время — затраты — эффективность». Таким образом, этот критерий должен работать не только внутри одного вида или типа вооружения (как это происходит обычно при тактико-технико-экономическом обосно-
вании (ТТЭО) целесообразности разработки новых систем вооружения), но и в сравнении с конкурирующими системами вооружения иных видов и типов вооружения.
Отдельно в ходе боевых действий следует также анализировать степень поражения (отключения) объектов гражданской инфраструктуры, критически влияющих на функционирование ВФ и ОВУ противника, например, таких как: обеспечение питьевой водой, продовольствием и т. д. Особенно это значимо, когда противник занимает для дальнейшего сопротивления подземные сооружения производственной инфраструктуры (например, металлургический комбинат «Азовсталь», Одесские катакомбы и т. п.).
Десятая. В решении боевых задач в ходе СВО особую роль имеет наличие у ВФ ВС РФ сбалансированной широкой номенклатуры ВТО, их управляемых и неуправляемых БП в составе ударных и огневых средств как наземного, так и воздушного и морского базирования. Учитывая исключительную важность этого направления для технического оснащения ВФ видов ВС, родов войск и других силовых структур, целесообразно выделять и комплексно на межвидовом уровне решать следующие задачи: первая — определение наиболее перспективных и рациональных для России областей развития и применения науки, технологий и техники, которые должны обеспечить достижение и реализацию конкурентных преимуществ нашей страны в развитии ВТО и БП;
вторая — анализ потребностей группировок войск (сил) в ВТО на ТВД и разработка вариантных планов научного и технологического развития БП и их технического облика по приоритетным направлениям развития ВТО, особенно для наиболее значимых видов и типов вооружения;
третья — создание современной инфраструктуры, обеспечивающей регулярную актуализацию научного, технологического и технического прогноза, а также мониторинг состояния научно-технологической сферы и инновационных процессов в сфере развития ВТО и БП.
Решение перечисленных задач должно быть увязано с «Прогнозом развития науки, технологий и техники в интересах обороны РФ на долгосрочный период». При этом «Прогноз ВТО (БП)» может формироваться как Приложение к этому документу и, по нашему мнению, должен включать три промежутка (до 2033 года; до 2038 года; на дальнейшую перспективу) в виде трех самостоятельных разделов «Прогноза ВТО (БП)»:
1-й — Прогноз развития науки (фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований — ФПППИ);
2-й — Прогноз развития технологий и материалов (прорывные технологии и перспективные материалы);
3-й — Прогноз развития технического облика комплексов и образцов ВТО и БП и их важнейших составных частей.
Каждый из разделов «Прогноза ВТО (БП)» должен содержать информацию по:
• сравнительной оценке отечественного и зарубежного уровней в оцениваемой области исследований на начало и на конец временного промежутка рассматриваемого периода;
• оценке достижения результатов в интересах создания ВТО (БП) в России и за рубежом при соответствующем ресурсном обеспечении, включая потребное финансирование в каждом из временных интервалов;
• возможным областям применения этих достижений как в военном деле, так и в гражданских отраслях экономики, а также по военно-экономическому и социально-экономи-
ческому эффекту их использования и степени негативного воздействия на окружающую среду.
Наряду с вербальной оценкой состояния дел и результатов прогнозирования в этих разделах целесообразно выделять ожидаемые достижения с указанием количественных характеристик и пути их реализации. В разделах следует систематизировать научно-технические достижения в виде информационных карт, которые в последующем должны использоваться для ведения баз данных и баз знаний в области развития науки, технологий и техники по ВТО (БП).
В связи с этим необходимо регулярно проводить:
• актуализацию долгосрочного прогноза ФПППИ в области БП;
• оценку результативности развития сферы исследований и разработок в области БП путем создания единой системы прогнозных расчетов и формирования на их основе Целевой комплексной программы (ЦКП) по созданию научно-технического задела (НТЗ) для БП. Очевидно, что автономно (без пусковых установок, устройств) направления развития БП можно рассматривать лишь на этапе создания НТЗ;
• разработку рекомендаций по комплексным мерам государственной научно-технической и военно-технической политики, направленных на развитие ресурсной базы ФПППИ и создание перспективных материалов и технологий для БП и спецхимии (СХ) с учетом лучшей мировой практики;
• оценку долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере создания БП и технологических инноваций для БП и СХ;
• разработку предложений по мерам повышения конкурентоспособности России по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) на рынке ВТО.
К перспективным конструктор-ско-технологическим решениям в области создания БП, которые следует рассматривать как приоритетные, можно отнести:
• разработку функциональных и конструктивных схем БП нового поколения, например, термобарических, основанных на объемных и когерентных эффектах;
• миниатюризацию и роботизацию информационно-управляющих систем, систем распознавания, целеуказания, навигации и др.;
• создание новых высокоэффективных взрывчатых веществ (ВВ) и высокопрочных материалов и инициирующих устройств;
• использование нетрадиционных принципов метания и наведения снарядов и боевых частей;
• внедрение передовых методов комплексного проектирования и экспериментальной отработки конструкторских решений, новых материалов и технологий при создании БП.
В качестве приоритетных в развитии ВВ, составов, смесей и материалов для повышения эффективности поражения объектов и целей можно выделить следующие направления:
• разработка бинарных взрывчатых составов, использующих качественно новые эффекты взаимодействия окислителя и горючего;
• создание на различных принципах действия устройств инициирования повышенной стойкости и безопасности, например, на основе лазерного инициирования;
• разработка более жаростойких конструкционных материалов и покрытий;
• разработка нано- и микрокристаллических сплавов с эффектом динамичной сверхпластичности.
Необходимо также учитывать, что стратегическая цель США и НАТО — уничтожить Россию — наиболее эф-
фективно может быть достигнута при реализации двух взаимоувязанных сценариев.
Первый — любым доступным для них путем развязать и сделать незатухающими серию вооруженных конфликтов и попыток смены власти (в том числе государственных переворотов) в странах Содружества независимых государств (СНГ). Они в последние годы уже перманентно вспыхивают по периметру территории РФ.
Второй — при успешной реализации 1-го сценария с большой вероятностью можно полагать, что любой ВК на постсоветской территории может стать прелюдией масштабного военного конфликта между НАТО и Россией.
Вооруженный конфликт на Украине является, по сути, пробой сил США (НАТО), по реализации данного двуединого сценария. По нашему мнению, масштабный ВК может быть развязан США (НАТО) уже в ближайшие годы нынешнего десятилетия. И здесь при ведении вооруженной борьбы только обычными средствами поражения с военно-технической точки зрения особая роль принадлежит боеприпасам. Учитывая исключительно высокие потребности воинских формирований в БП, которые во многом предопределили успех СВО, и, несомненно, будут определять во многом успех любой военной операции, целесообразно на федеральном уровне в рамках выполнений заданий Государственной программы вооружения (ГПВ) на следующий период обсудить вопрос о формировании отдельной Программы вооружения боеприпасами (ПВ БП). По нашему мнению, лишь в рамках ПВ БП с позиций системного похода можно охватить весь спектр задач унификации и оснащения БП и взрывчатыми веществами ВС РФ, других силовых структур, горнодобывающей и иных
Учитывая исключительно высокие потребности воинских формирований в БП, которые во многом предопределили успех СВО, и, несомненно, будут определять во многом успех любой военной операции, целесообразно на федеральном уровне в рамках выполнений заданий Государственной программы вооружения на следующий период обсудить вопрос о формировании отдельной Программы вооружения боеприпасами.
отраслей народного хозяйства, и на основе этого обеспечить целенаправленное и эффективное развитие отрасли БП и СХ. Дополнительное обоснование ПВ БП изложено в статье11.
Одиннадцатая. Ведение боевых действий в ходе СВО показало, что необходимо всесторонне анализировать уровень квалификации, боевой выучки л/с противоборствующей стороны, возможности полного использования предельных значений ТТХ образцов и комплексов вооружения и обеспечивающих средств, находящихся в распоряжении противника. В частности, например, в начале апреля 2022 года высокий уровень подготовки пилотов вертолетных подразделений ВСУ по использованию складок местности при полетах на предельно малых высотах в ночных условиях, а также систем снижения заметности и т. п. позволил нанести поражение хранилищу нефтяных продуктов на территории России — в Белгородской области. Это произошло, несмотря на наличие подразделений системы ПВО России в данном районе, на границе с Украиной.
Этот пример показывает, что досягаемость ударных, огневых и оборонительных систем, а также систем разведки и наблюдения не
должна быть константой при отработке ТТЗ на образцы и комплексы вооружения, особенно на долгосрочную перспективу. С позиций системного подхода надо использовать все возможные ресурсы и новейшие технологии по увеличению максимальной дальности разведки, стрельбы и поражения объектов противника, а также на минимальном удалении по высоте и дальности действия. Это должно быть предметом особого рассмотрения при ТТЭО основных характеристик образцов и комплексов, предназначенных для замены устаревающих штатных систем вооружения, особенно отстающих по этим ТТХ от иностранных аналогов.
Двенадцатая. При наличии огневого превосходства одной из сторон технически более слабый противник, как правило, использует приемлемые для него условия местности и отдает предпочтение боевым действиям в условиях города. Так, в ходе СВО ВСУ отдавали предпочтение ведению боевых действий в городских условиях. Причем обычно создавался «живой щит» из местного населения: без боя оставлялись мощные долговременные укрепления (их возведение осуществлялось около 8 лет), а подразделения и части ВСУ размещались в городских жилых постройках, больницах, школах, промышленных предприятиях и административных учреждениях — местные жители загонялись в подвалы или не выпускались из квартир. В этой связи в ходе боевых действий в городах российскими ВФ массово использовалась тактика действий мобильных штурмовых групп, поддерживаемых огнем танков, БМП, авиации, артиллерии. Широко применялось ВТО, например, корректируемые и управляемые снаряды «Краснополь», «Смельчак», «Сантиметр» с использованием лазерной подсветки БПЛА «Иноходец», «Форпост» и др.
Очевидно, что бои в городских условиях имеют свои особенности и обычно требуют использования специального оружия, БП и соответствующих (порой нетрадиционных) средств обеспечения. Можно говорить о разрастании этой формы боевых действий не только в рамках СВО, но и в ВК других регионов. В связи с этим при подготовке проекта очередной ГПВ целесообразно выделить в отдельный кластер мероприятий по разработке и производству соответствующего ВВСТ.
Тринадцатая. В военных конфликтах (например, в СВО на Украине) всесторонне во всех возможных сферах осуществляется информационное противоборство (ИП). По сути, против России странами НАТО развернута крупномасштабная информационная война. «Поле битвы будущего — информация». Эта фраза была сказана Начальником ГШ ВС СССР маршалом Советского Союза Николаем Васильевичем Огарковым на одном из совещаний в Генеральном штабе в 1980 году. Информационное противоборство в последние десятилетия стало ключевым звеном во всех ВК. Данное противоборство с вероятным противником целесообразно рассматривать как всеохватывающий вид борьбы ВС РФ, других силовых и несиловых структур государства, а также общественных организаций, различных слоев населения и используемых ими средств в информационной сфере посредством воздействия на информационные объекты противоборствующей стороны и защиты своих информационных объектов от информационного воздействия.
Вероятным противником (США и НАТО) в качестве первоочередных объектов воздействия в информационной сфере рассматриваются:
• духовный и мировоззренческий потенциал России;
• высшие органы государственного и военного управления;
• молодое поколение, прежде всего дети, подростки, молодежь;
• критически важные сегменты промышленности и науки, особенно ОПК и связанных с ним отраслей;
• научно-образовательная и культурно-просветительная сферы;
• информационные сферы силовых структур государства.
Наибольшую опасность для России в сфере ИП в современных условиях представляют:
• в мирное время:
стирание грани между войной и миром, что масштабно реализуется США;
перманентно возрастающая угроза проведения крупномасштабных всеохватывающих киберпро-странственных операций;
внедрение манипулятивного сознания в различные слои населения и военнослужащих;
управляемая дестабилизация (управляемый или неуправляемый хаос) в стране (объекте) воздействия;
попытки сломить духовную силу и волю народов, населяющих страну;
• в военное время:
дезорганизация и достижение
неработоспособного состояния системы государственного и военного управления;
создание панических настроений в различных структурах власти в регионах и муниципальных образованиях, а также у разных слоев населения.
В качестве главной задачи в сфере ИП с Россией «коллективный» Запад намеревается:
• лишить объект воздействия (страну, силовые структуры, экономику и т. п.) управления и возможности адекватно реагировать на возникающие угрозы и катаклизмы, например, в сфере международного права (финансовые санкции, ограничения или послабления в торговле по экспорту и импорту военной
и гражданской продукции и технологий, развертывание под видом учений ВФ в приграничных с РФ территориях и т. д.);
• превратить межгосударственные отношения и военное противостояние (вооруженную борьбу в отдельных регионах, военно-техническое обеспечение группировок войск и сил, ВТС с иностранными государствами и т. д.) в односторонний нежелательный для России процесс ее военно-экономической деградации.
В связи с этим использование агитационных снарядов и иных традиционных мер пропаганды и агитации, которые использовались,
например, при ликвидации мариупольского «котла» формирований ВСУ и нацбатальонов, следует рассматривать как необходимые, но далеко не достаточные меры. В специальной военной операции использовались во многом устаревшие или устаревающие информационные технологии. Необходима разработка и принятие на вооружение специальной информационной техники и кардинальная перестройка работы с л/с противника и его населением, а также с л/с российских войск (сил) и населением, особенно с подрастающим поколением и молодежью.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Анализ состояния развития военно-технической науки // Военная Мысль. № 7. 2019. С. 53—67.
2 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Методика оценки состояния развития и результативности военно-технической науки // Военная Мысль. № 8. 2019. С. 65—75.
3 Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в 30 томах / пер. И.Г. Гуровой. URL: https://coollib.eom/b/397010/read (дата обращения: 21.05.2022).
4 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. О ком-плексировании средств и способов подготовки асимметричных ответов при обеспечении военной безопасности // Военная Мысль. 2020. № 1. С. 48—60; Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Методика комплексной подготовки асимметричных ответов при программно-целевом планировании развития вооружения // Военная Мысль. 2020. № 2. С. 53—58.
5 Борисенков А. Взгляды командования ОВС НАТО на применение войск (сил) в военных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 11. С. 3—9.
6 Байден пригрозил России «никогда не виданными» санкциями // РИА Новости. 2022. 20 января. URL: https://
ria.ru/20220120/sanktsii-1768651591. html?in=t (дата обращения: 21.05.2022).
7 Борьба за Украину для США важнее Второй мировой войны // Политический калейдоскоп. 2022. 10 мая. URL: http://k-politika.ru/borba-za-ukrainu-dlya-ssha-vazhnee-vtoroj-mirovoj-vojny/ (дата обращения: 21.05.2022).
8 Кокошин А.А. Вопросы прикладной теории войны. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. С. 232. URL: https://www.labirint. ru/books/691194/ (дата обращения: 21.05.2022).
9 Купцов В.П. Итоги Второй мировой войны // Россия вчера и сегодня. 2005. № 2. С. 102—110. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/itogi-vtoroy-mirovoy-voyny/ viewer (дата обращения: 12.06.2022).
10 Российский военпром переведен на круглосуточный режим работы // Репортер. 2022. 12. июня. URL: https://topcor. ru/26210-rossijskij-voenprom-pereveden-na-kruglosutochnyj-rezhim-raboty. html?utm_source=finobzor.ru (дата обращения: 12.06.2022).
11 Селиванов В.В., Велданов В.А., Ильин Ю.Д. Разработка и производство боеприпасов — приоритетное направление технического оснащения Вооруженных Сил // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 98—112.