УДК 340.137
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
А. И. ЛЯХОВА
В статье анализируются процессы трансформации российского права и законодательства в современных условиях. Автор исследует процессы реформирования российского законодательства в условиях глобализации, унификации и гуманизации правовой системы.
Ключевые слова: правовая система, права человека, система принципов права, юридический принцип.
e-mail: [email protected]
Проводимые в настоящее время реформы в социально-экономической, политической, правовой и духовной сферах нашего общества позволяют сделать вывод о неуклонном возрастании роли права, правовых предписаний как эффективного способа обеспечения охраны прав и свобод личности. В центре внимания любого государства должна находиться личность и присущие ей права и свободы. Международные стандарты в области защиты прав и свобод личности, основные демократические институты приобретают все большее значение в отечественном праве.
Выступая на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» 10 сентября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «государство XXI века требует правового воплощения гуманистических ценностей и идеалов, ... все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задает главные ориентиры общественного развития».
Права человека становятся ныне и высшим принципом современной международной правовой системы, а самыми опасными международными преступлениями являются преступления против человечности, влекущие гуманитарные катастрофы, угрожающие не только локальной, но и глобальной международной безопасности.1 Основная цель современного законодательства — провозглашение и защита прав и свобод человека, создание реальных, эффективных механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация нарушения прав человека — внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства.
В связи с поставленной перед государством задачей необходимым представляется изменение методов правового регулирования. Гуманизация права привела к широкому применению общедозволительного метода: «разрешено все, что не запрещено законом». Однако данный метод относится к частноправовым отношениям и касается всех субъектов гражданского общества. Напротив государственным органам и должностным лицам адресован другой метод, называемый разрешительным: «дозволено только то, что прямо указано в законе». Такое соотношение между дозволениями и запретами способствует более эффективной реализации системы прав и свобод личности.
Гуманизация системы права проявляется не только в создании материальных нормативных предписаний, отражающих требования правовой действительности, но и в нормах процедурного характера. К примеру, в уголовном судопроизводстве с принятием нового УПК значительно расширены возможности участников процесса, позволяющие реализовать принадлежащее им право на защиту своих интересов. К таким возможно-
1 Явич Л.С. О философии права на XXI век.//Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 6.
стям следует отнести: возможность участия адвоката в допросе свидетеля (п. 6. ч 4 ст. 56 УПК РФ; признание недопустимыми доказательств полученных в ходе досудебного производства путем допроса подозреваемого, обвиняемого в отсутствии защитника (п. 1. ч 2 ст. 75 УПК РФ); возможность обжалования в судебном порядке действий и решений органов предварительного расследования и суда (ст. 123 УПК РФ); ограничение конституционных прав участников уголовного судопроизводства только по решению судебных органов (ст. 29 УПК РФ) и т.д. В ряде статей Уголовного кодекса были снижены или вообще исключены нижние пределы санкций (ст. 179, 201, 224, ч. 2 ст. 268). Ряд преступлений переводятся из категории особо тяжких в категорию тяжких преступлений, из тяжких среднюю тяжесть или средней тяжести в небольшую тяжесть. Расширен перечень преступлений, за которые может назначаться наказание в виде обязательных работ (ст. 119, 121, 124, 133). Отдельные виды преступлений были декриминализированы (ст. 182, 200 УК РФ).
На этом процесс гуманизации российского уголовного законодательства продолжается и 21 октября 2010 года на совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства было предложено исключить из 68 составов преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы. «Это достаточно радикальная мера, но она должна позволить суду при назначении наказания применять дифференцированный подход, а стало быть, наказание может быть более справедливым. При этом, конечно, должны максимально учитываться данные о личности обвиняемого, и приговор к лишению свободы в этом случае будет применяться только тогда, когда преступление действительно представляет серьезную опасность для общества»2.
Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является глобализация. Она представляет собой новую стадию процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни.3
Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы их социально-экономические и политико-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в целом в качестве ее составных частей.4
Процессы глобализации наиболее ярко проявляются в экономической сфере, выражаясь в формировании единого экономического пространства. Однако и другие сферы общественной жизни также подвержены процессам глобализации. Глобализационные процессы в праве способствует созданию единого правового поля, приводят к унификации национальных законодательств.
В рамках глобальной системы правового регулирования будут активно взаимодействовать национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом такой системы служат основные принципы международного права5.
Положение п. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации рассматриваются как составная часть ее правовой системы. Международные договоры, признаются не только полноправными источниками российского права, им придается приоритет в случае коллизии с национальным законодательством.
В целях обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться принятым ими правовым актам. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора» (ст. 27).
2 Выступление Президента РФ Медведева Д.М. на Совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства //www.kremlin.ru/transcripts/9305.
3 Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства //Российская юстиция. — 2001. — №12. — С. 17-19.
4 Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации// Журнал российского права.-2002.-№3. — С. 117-118.
5 Там же.
Глобализация требует от государства обеспечивать оптимальные условия развития институтов демократии и демократического управления обществом. «В наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом»6.
Экономические преобразования, проводимые в нашей стране в последние годы, свидетельствуют о стремлении России к интеграции в мировое экономическое пространство. Расширение сотрудничества между государствами в различных сферах общественной жизни увеличивает объем общения между людьми, порождает увеличение объема правоотношений между субъектами различной государственной принадлежности. Для совместной экономической деятельности между государствами и их гражданами, инвестиционной деятельности требуется единая правовая регламентация экономических отношений. Экономическое процветание и стабильность государств в определенной степени зависит от реализации задач по гармонизации и унификации российского права.
По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько значение унификации законодательства в «аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным»7.
С точки зрения А.В. Баркова, «под гармонизацией ... понимается согласование и нормативное закрепление положений международных договоров во внутреннем законодательстве или изменение актов национального законодательства, имеющих своей целью применение единообразных норм и правил»8.
Проблема гармонизации российского права с правопорядками ведущих экономически развитых стран означает основательное взаимодействие международного и внутреннего права. При этом границы между международным и внутригосударственным правом не стираются, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой из этих правовых систем своя природа, сфера действия, объект регулирования и механизм действия. Происходит углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Гармонизация законодательства осуществляется через интеграцию норм международного права в российское законодательство.
Унификация законодательства выступает как выработка единообразных однотипных предписаний в законодательстве разных государств и во внутригосударственном праве. С помощью унификации ликвидируется несогласованность, разобщенность в системе правовых норм, устраняется сложность законодательного регулирования различных сфер общественной жизни.
Унификация права является основным инструментом глобализационного процесса. Особое значение в этой связи приобретает унификация норм материального права. Именно они, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единый правовой режим и позволяют создать единое правовое пространство. На это указывает и усиление их роли по сравнению с коллизионными нормами. Обеспечивая единый правовой режим, унификация материальных норм также способствует сближению правовых систем.
В июле 2010 года вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, что требует унификации таможенного законодательства всех стран- участников союза и детальной разработки унифицированных таможенных правила — единого Таможенного кодекса.
Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана является интеграционным экономическим проектом, который на такой значительной территории создает единое таможенное пространство, оказывает большое влияние на развитие событий и на состояние интеграционных тенденций, а также требует трансформации правового пространства стран — участниц Таможенного союза. Унификация российского законодатель-
6 ЛукашукИ.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. — С. 23.
7 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2001.— С. 236.
8 Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8.
ства проводится и в рамках подготовки вступления России в ВТО. Сейчас, в атмосфере очень сложной экономической ситуации такого рода интеграционные процессы могут помочь решить реальные экономические проблемы.
Однако тенденции унификации не следует рассматривать исключительно с точки зрения мировых глобализационных процессов, поскольку процессы унификации протекают и во внутригосударственном праве. Федеративное устройство государства требует унифицированного подхода к согласованности законодательства субъектов РФ, формированию единого правового пространства на всей территории Российской Федерации. Существующие противоречия между федеральными и региональными нормативными правовыми актами порождают кризисные явления политического, экономического и социального характера. Возникающие проблемы, связаны с неправильным пониманием природы федеративного государства, неоднозначным осмыслением принципов разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов.
Процесс унификации протекает также и в системе российского процессуального законодательства, при этом унифицированные правовые модели вырабатываются с учетом отраслевой принадлежности нормативных предписаний для регулирования сходных общественных отношений с учетом их общих свойств и качеств.
На наш взгляд проблема унификации права должна рассматриваться не только с позиций отраслевого подхода, но и с позиции универсализации процессуальных норм в различных отраслях права и процессуальных институтах. Процессуальные принципы осуществления и защиты прав личности должны быть максимально общими и единообразными независимо от отраслевой принадлежности предмета регулирования общественных отношений. Необходима выработка единых процессуальных гарантий, унификации процессуальных правил реализации прав личности независимо от вида юридического процесса, но с учетом специфики регулируемых процессуальных отношений. Унификация права позволяет уменьшить объем нормативного материала, исключить его дублирование, облегчить применение нормативных предписаний. Особое значение приобретает данная проблема в связи с принятием нового закона «О полиции» обсуждение которого происходит в настоящее время. Процессуальные гарантии, права и свободы личности, закрепленные в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном законодательстве должны быть унифицированы и найти свое отражение в новом законе. Например, проект закона «О полиции» предусматривает, что сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.4 ст.5 Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина), однако закон не содержит никаких правовых последствий неисполнение этого предписания. Возникает необходимость предусмотреть в уголовнопроцессуальном и административном законодательстве РФ последствия нарушения указанной нормы как признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением указанной нормы.
Следующей тенденцией развития права можно назвать процесс противоположный унификации — специализацию права.
Для права наряду с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового регулирования, все более возрастающее «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права позволяющее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно определенное правовое регулирование9.
Специализация и унификация как объективные закономерности развития права и юридической практики тесно взаимосвязаны друг с другом и фактически являются парными правовыми категориями.
9 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981. — С. 132-133-
Поскольку право обусловлено материальными условиями жизни общества, постольку с изменением этих условий оно вынуждено изменяться. При этом усложняются общественные отношения и внутренняя структура законодательства. Процессы специализации характерны для всей системы права в целом и оказывают влияние не только на ее форму, но и на ее содержание.
Некоторые авторы выделяют следующие виды специализации: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная10.
Предметная специализация заключается в появлении в системе законодательства новых отраслей права и правовых институтов. Реформы в социально-экономической сфере обусловливают необходимость внутренних преобразований системы права путем дифференциации законодательства на различные отрасли. Постепенное накопление нормативного материала и формирование специального предмета правового регулирования приводит к выделению самостоятельных правовых институтов, подотраслей и отраслей права. В настоящее время активно формируется налоговое, налоговопроцессуальное, банковское право, развивается страховое законодательство, законодательство в области регламентирования использования высоких технологий.
Под функциональной специализацией понимается обособление правовых предписаний внутри нормативно-правовых актов с целью совершенствования их организационного строения и внутренней структуры.
Региональная специализация законодательства напрямую связана с федеративным устройством государства и необходимостью формирования самостоятельного законодательства субъектов РФ. Данный вид специализации обусловлен объективным процессом трансформирования российской государственности, расширением полномочий субъектов Федерации, самостоятельностью правотворческой деятельности субъектов.
Смешанная специализация сочетает в себе предметно-функциональный признак или функционально-региональный.
Специализация законодательства является не одномоментным, а длительным и объективно закономерным процессом и имеет свои формы внешнего выражения, такие как: дифференциация, конкретизация и детализация.
Дифференциация выступает как первоначальный процесс специализации, который позволяет определить специфические черты определенных групп общественных отношений.
Конкретизация позволяет сформулировать определенные правовые предписания, которые регламентируют определенную группу однородных общественных отношений и уточняют содержание общих положений.
Детализация является завершающим этапом процесса специализации и представляет собой внутреннее структурирование содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность.11
Современное законодательство должно быть эффективным, при этом оно должно отражать и защищать интересы государства, интересы общества и интересы отдельного гражданина. Процессы, происходящие в российском законодательстве в настоящее время, отражают современные международные тенденции развития права и способствуют развитию правового государства и гражданского общества.
Список литературы
1. Явич Л. С О философии права на XXI век // Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 4-7.
2. Совещание по вопросам либерализации уголовного законодательства // www.kremlin.ru/transcripts/9305.
3. Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. — 2001. — №12. — С. 17-19.
10 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. —
С. 388.
11 Там же. — С. 391.
4. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации// Журнал российского права. — 2002. — №3. — С. 117-118.
5. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. — М., 2000. С. 23.
6. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2001.
7. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8. — С. 137-144.
8. Алексеев С.С. Общая теорияправа: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981.
TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF THE MODERN RUSSIAN LAW ANDTHELEGISLATION
^ I. LYAKHOVA
BelgorodNational Research University
e-mail: [email protected]
The processes of transformation of Russian law and legislation in the modern situation are analyzed in the article. The author discusses the processes of reforming of Russian legislation in the way to globalization, unification and a humanization of the legal system as a whole.
Key words: legal system, human rights, system of law principles, le- gal principle.