ЛИТЕРАТУРА
1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины. — М.: Гэотар-Мед, 2004. — 240 с.
2. Майборода А.А., Калягин А.Н., Зобнин Ю.В., Щербатых А.В. Современные подходы к подготовке оригинальной статьи в журнал медико-биологической направленности в свете концепции «доказательной медицины». // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 76. №1. — С. 5-8.
3. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. — М.: Медиа-сфера 2004. — 352 c.
4. Soloman M.J., McLeod R.S. Clinical studies in surgical journals- have we improved? // Dis Colon Rectum. — 1993. — Vol. 36. — P. 43-48.
5. Haynes R.B., Mulrow C.D., Huth E.J., et al. More informative abstracts revisited. // Ann Intern Med. — 1990. — Vol. 113. — P. 69-75.
Информация об авторе: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, Областной перинатальный центр Протопопова Наталья Владимировна — заведующая кафедрой, профессор, д.м.н.
© НЯМСУРЭН М., ОКТЯБРЬ Р., БАЯСГАЛАНМОНХ Б. — 2010
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ МЕДСЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ
М. Нямсурэн, Р. Октябрь, Б. Баясгаланмонх (Монгольский государственный медицинский университет, Улан-Батор, Монголия)
Резюме. Представлен очерк развития образования медсестёр в Монголии, проведено социологические исследование 1212 медсестёр. По результатам исследования установлена модель медсестры, а также намечены подходы к формированию стандарта специальности медсестры.
Ключевые слова: медсестра, образование, Монголия.
TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE MAINTENANCE OF NURSING EDUCATION IN MONGOLIA
M. Njamsuren, R. Oktjabr, B. Bajasgalanmonh (Health Mongolian, Ulan Bator, Mongolia)
Summary. The sketch of a development of education of nurses is presented to Mongolia, research of 1212 nurses is conducted sociological. By results of research the model of the nurse is established, and also approaches to formation of the standard of a speciality of the nurse are planned.
Key words: nurse, education, Mongolia.
Медсестринское образование имеет закономерности развития в тесной взаимосвязи с растущими потребностями населения в медицинском обслуживании и соответствующими им целями и задачами. В настоящее время медсестрой выполняются такие разнообразные ответственные функции, как проведение обучения по защите здоровья того или иного коллектива, выявление тех или иных медицинских потребностей населения с одновременным всесторонним оказанием необходимой профессиональной помощи, осуществление медицинского ухода в домашних условиях, обучение граждан навыкам ведения здорового образа жизни, оказание долгосрочной медицинской помощи нуждающимся в ней людям пожилого возраста и т.д. В связи с этим возникает потребность в обновлении содержания медицинского образования. Подготовка медсестёр должна быть поставлена на таком ответсвенном уровне, чтобы выпускаемый специалист был «свободно конвертируемым» на международном уровне.
С целью проведения научно-обособленного анализа сегодняшнего состояния сестринского дела в Монголии, создания модели специалиста по медсестринскому образованию, сравнительного анализа рассматриваемой проблемы с опытом других стран, обновления содержания в этой области образования, дальнейшей детализации путей его реализации и выбрана данная тема.
Целью нашего исследования стало изучение тенденций развития содержания медсестринского образования, разработка одного из вариантов содержания данного образования, который бы соответствовал международной классификации и отвечал современным потребностям в медицинской помощи в Монголии.
Материалы и методы
В процессе работы использовался комплекс различных методов, среди которых были: сбор необходимых научно-значимых документов их анализ и синтез, метод
сравнительного исследования, опрос и анкетирование, собеседование и математико-статистическая обработка данных.
Результаты и обсуждение
Для того, чтобы определить модель специалиста «Медсестра» необходимо, в первую очередь, уточнить виды работ которые должен выполнять данный специалист. Проведён анализ теорий и концепций учёных-исследователей, которые поддерживаются на международном уровне при осуществлении сестринского дела и рассмотрении вопросов относительно данной специальности. Основные элементы модели ««Медсестра» должны определяться целями обучения, предметами исследования и профессиональным мастерством по сестринскому делу.
Чтобы определить модель специалиста «Медсестра», был применён метод сбора и научной разработки информации, которые могли бы установить показатели комплексной компетенции специалиста путём проведения анкетирования с использованием специально разработанных вопросов. Анкетированием было охвачено всего 1212 медсестёр, из них 40 мужчин, 1172 женщины.
На вопрос о том, «Как отвечают современным социальным требованиям специалисти-выпускники учебных заведении по подготовке медсестер и медицинских работников?» 48.5% опрошенных дали ответ «Удовлетворительно», 44.3% — «Хорошо». Ответ «Очень хорошо» дали всего лишь 2.5% опрошенных, а ответ «Очень плохо» — 4.7%. Данные результаты являются подтверждением того, что специалисти, окончившие медицинские учебные заведения при прежней социально-экономической системе не совсем отвечают современным социальным запросам.
На вопрос о том, «Что у вас лучше сформировано во время учебы: знания, профессиональное мастерство или навыки общения? 51.2% — опрошенных ответили,
что «Знания», 28.4% — «Профессиональное мастерство», 19.8%-навыки общения. Результаты исследования показывают, что при подготовке медсестер главное внимание уделяется нами привитию им теоретических знаний.
На просьбу «Назовите самое важное качество медицинского работника» 59.6% охваченных анкетированием назвали «Этику», 24.5%.
Знания, умения, мастерство», 14.4% —
«Ответственность», 1.5% «другие кроме вышеназванных». Видно, что при подготовке специалистов-медсестер главная потребность заключается в превалирующим формирований у них этических норм проведения и навыков общения с обслуживаемым персоналом.
Собеседование охвачено всего 144 человека:
Чистосердечное стремление помочь больному — 91%, подобающий уровень культуры общения — 86%, высокий уровень всесторонних знаний — 64%, знание режимов и обычаев обыденной жизни — 36%, оказание обслуживания без напоминания — 33%, хорошие технические действия и мастерство — 76%, идентичный подход к клиентам — 53%, выдача правильной информации — 11%, ответственность, аккуратность — 46%, хорошая личная организованность — 26%.
В результате вышеуказанных исследовании видно, что следующий вариант учебного плана:
1. Медсестра» должна давать компетентные советы, профессионально помогать клиентам и умело замещать других медицинских работников.
2. Медсестра» должна овладеть знанием по антропологии, жизненным укладом людей, этике и мышлению милосердия.
3. Профилирующие же дисциплины следует планировать с опорой на профессиональное мастерство и ориентацией на защиту здоровья населения.
Развитие медсестринского образования неразрывно связано с модернизацией мирового медсестринского искусства, среди них огромное значение имеет опыт, практика и новая тенденция медсестринского образования.
На опоре международной практике мы разработали новый вариант учебного плана по подготовке в Монголии медсестер.
С целью установления градации привития медсестринского образования с 2001-2002 учебного года в медицинском колледже в аймаке Дархан-Уул экспери-ментируется двугодичное обучение в объеме 90 кредит-часов. Всего на данное обучение поступило 144 человека, из них осуществлено три выпуска в количестве 86 человек. Результаты экспериментального обучения показывают, что подготовка дипломированных медсестер через двухгодичное обучение не оправдывает себя в плане формирования специалиста. Вышеуказанным образом подготавливаются лизензированная медсестра ЖЫУ, медсестра- акушерка /RNMW/ и медсестра по специальной медицине /КОТШ, что, в свою очередь, будет иметь огромное значение в реализации.
Заключение
1. Мы разработали модели специалиста «Медсестра» и полученная специальность явится основой для повышения социального статуса выпускаемого специалиста.
2. Результаты этого научного исследования оказало большое влияние на оптимальное сформулиривание комплексной компетенции специалиста.
3. Разработанный новый вариант содержания медсестринского образования осуществлен в результате сравнительного анализа учебных планов идентичных учебных заведений других стран, на наш взгляд полностью соответствует партисипационным и антисипаци-онным принципам.
4. В результате исследования разработана инструкция по реализаций закономерности сочетания содержания образования.
5. Разработанная нами модель специалиста «Медсестра» и модель подготовки данных специалистов не только учитывают психические и физиологические особенности личности, но и полностью соответствуют социальным потребностям в медицинском обслуживании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Монхдалай З. Дээд боловсролын хетелберийн унэлгээ УБ 2002.
2. Сумбэрзул. Н, Оюунбилэг Ш. Анагаах ухааны боловсрол УБ 2001.
3. Широкова Н.В. Подготовка медсестер повышенного уровня образование Медицинская сестра 2005.
4. Global nursing shortages BMJ 1998.
5. American Nurses Assciotion 2001 On line health and safety survey.