Научная статья на тему 'Направления и возможности использования маркетинговых исследований в деятельности медсестры-менеджера'

Направления и возможности использования маркетинговых исследований в деятельности медсестры-менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговые исследования / медсестра-менеджер. / marketing research / nurse-manager.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ж.К. Бурибаева, М.А. Рамазанова

В организационном эксперименте студентами КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова во время научно-педагогической практики (на 4-м курсе) был проведен маркетинговый анализ клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) и определена экономическая эффективность оказываемых диагностических услуг в КазНИИ глазных болезней. Также проведен социологический опрос сотрудников КДЛ и медсестер КазНИИ ГБ методом интервьюирования о возможности медсестер-менеджеров проводить маркетинговый анализ. Респонденты выделили основные возможности использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера и основные условия для обеспечения использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж.К. Бурибаева, М.А. Рамазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF MARKETING RESEARCH USING’S IN NURSE MANAGER’S PRACTICE

In S.D.Asfendiyarov named KazNMU in organizational experiment students in research-teaching practice (4-th year) conducted a marketing analysis of the clinical-diagnostic laboratory (CDL) in Kazakh Research Institute of Eye Diseases and determined the economic efficiency of diagnostic services. Also conducted a survey of employees by interviewing the possibility of nursing managers to conduct marketing analysis. The respondents identified the main features and the basic conditions for the market analysis’s using in the nurse manager’s practice.

Текст научной работы на тему «Направления и возможности использования маркетинговых исследований в деятельности медсестры-менеджера»

Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014

УДК 614.253.5-057.177

Ж.К. БУРИБАЕВА, М.А. РАМАЗАНОВА

КазНИИ глазных болезней, г.Алматы КазНМУ им. СД.Асфендиярова, г.Алматы

НАПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ-МЕНЕДЖЕРА

В организационном эксперименте студентами КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова во время научно-педагогической практики (на 4-м курсе) был проведен маркетинговый анализ клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) и определена экономическая эффективность оказываемых диагностических услуг в КазНИИ глазных болезней. Также проведен социологический опрос сотрудников КДЛ и медсестер КазНИИ ГБ методом интервьюирования о возможности медсестер-менеджеров проводить маркетинговый анализ. Респонденты выделили основные возможности использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера и основные условия для обеспечения использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера. Ключевые слова: маркетинговые исследования, медсестра-менеджер.

Согласно Государственному Стандарту образования по специальности 051101 «Сестринское дело» в

квалификационной характеристике бакалавра сестринского дела выделены «Предметы профессиональной деятельности» (п.6.2), в т.ч. осуществление и развитие организационно-экономической и управленческой деятельности организаций здравоохранения.

Одним из видов профессиональной деятельности (п. 6.4) определена маркетинговая деятельность. А одной из функций профессиональной деятельности (п. 6.5):

- руководство сестринским персоналом, разработка и внедрение управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

- эффективное использование информационных и коммуникационных технологий для доступа к достоверной информации, решения медицинских проблем, оказания помощи населению, работы в единой информационной сети системы здравоохранения и для самостоятельного обучения. Одной из типовых задач профессиональной деятельности бакалавров сестринского дела (п. 6.6) является применение принципов менеджмента к организации и осуществлению медицинской помощи населению.

Содержание профессиональной деятельности (п. 6.8) включает:

- организационно-управленческая: поиск, разработка, организация оперативного и стратегического управления; выбор управленческих решений, направленных на эффективное функционирование медицинского учреждения по качественному оказанию медико-профилактической помощи населению;

- производственно-технологическая: разработка и внедрение новых экономически выгодных медицинских технологий, способствующих улучшению качества оказания медицинской помощи;

- информационно-аналитическая: владение методами сбора (в т.ч. компьютерными), хранения и обработки информации, применяемых в сфере оказания медицинской помощи;

- маркетинговая: управление маркетингом в здравоохранении в реализации медицинских услуг населению;

- инновационная: разработка новых технологий по организации и оказанию лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи населению.

Соответственно медсестра-менеджер должна уметь:

- взаимодействовать с коллегами, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, связанные с трудовыми ресурсами организации;

- работать с нормативно-распорядительной документацией;

- применять основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения;

- использовать принципы бухгалтерского учета при организации финансово-хозяйственной деятельности;

- проводить анализ работы организации в системе оказания сестринской помощи, выявлять её ограничения и потенциальные возможности, разрабатывать программу повышения эффективности с учетом имеющихся ресурсов и обеспечивать её выполнение.

Частная медицинская практика в Казахстане расширяется с каждым годом. Рынок платных медицинских услуг имеет значительный объем, они оказываются не только в частных медицинских организациях (МО), но и в государственных. В организационном эксперименте студентами КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова во время научно-педагогической практики (на 4-м курсе) был проведен маркетинговый анализ клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) и кабинетов функциональной диагностики, а также определена экономическая эффективность оказываемых диагностических услуг в КазНИИ глазных болезней за 2012 г. При этом установлено, что экономические показатели деятельности КДЛ имеют тенденцию к повышению. Так, рентабельность услуг КДЛ в 2013 г. возрастет на 69,5%, рентабельность продаж (коэффициент прибыльности) на 26,1%, а доходность продукции (услуг) на 69,5%. Рентабельность услуг кабинетов УЗИ и ЭФИ увеличится на 96,7%, рентабельности продаж (коэффициент прибыльности) на 3,1% и доходность продукции (услуг) на 96,7%.

Также был проведен социологический опрос сотрудников КДЛ и медсестер КазНИИ ГБ методом интервьюирования о возможности медсестер-менеджеров проводить маркетинговый анализ. Респонденты выделили основные возможности использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера:

1. Повышение профессионального и социального статуса медсестры-менеджера, в т.ч. признание и уважение со стороны врачей и медсестринского коллектива, а также признание необходимости такого уровня специалистов со стороны руководства.

2. Расширение границ медсестринской практики. Т.е. к традиционному сестринскому уходу, помощи врачу и выполнению диагностических и лечебных манипуляций может быть добавлено и проведение медсестрой-менеджером маркетинговых исследований и разработка маркетинговых стратегий.

Респонденты выделили основные условия для обеспечения использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера:

1) выделение отдельной должности медсестры-менеджера по маркетинговым исследованиям или медсестры-маркетолога, т.к. объем выполняемых исследований очень большой в рамках крупного стационара или поликлиники (маркетинговый анализ одного подразделения занимает значительное время);

2) выпускнику медицинского вуза необходимо дополнительное обучение методам экономического и маркетингового анализа, а также маркетинговым технологиям;

3) для проведения полноценного маркетингового анализа в МО должны быть обеспечены необходимые условия, касающиеся информатизации и компьютеризации всех учетно-отчетных процессов. Так, к примеру, в бухгалтерии идет свод дохода, но в компьютерной программе не учитываются единицы услуг, а только их общая стоимость. В результате приходится рассчитывать общий объем (количество) услуг по отдельному журналу, а их стоимость рассчитывать по программе «1с-бухгалтерия».

Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014

Таким образом, использование маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера приведет к повышению профессионального и социального статуса медсестры-менеджера, а также расширению границ медсестринской практики.

Основными условиями для обеспечения использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера

являются: выделение отдельной должности медсестры-менеджера по маркетинговым исследованиям (медсестры-маркетолога); дополнительное обучение методам экономического и маркетингового анализа, а также маркетинговым технологиям; обеспеченность МО информационными ресурсами (компьютеризация всех учетно-отчетных процессов).

Ж.К. БУРИБАЕВА, М.А. РАМАЗАНОВА

Квз аурулары ^азГЗИ, Алматы СД.Асфендияров атындагы ^аз¥МУ, Алматы ;

МЕНЕДЖЕР-МЕЙ1РБИКЕ КЫЗМЕТ1НДЕ МАРКЕТИНГ ЗЕРТТЕУЛЕР1Н1Н ПАЙДАЛАНУДЫН МУМК1НД1КТЕР1

Туйш: С.Д.Асфендияров атындагы ^аз¥МУ студенп^мен уйымдастыру экспериментЫде (4 курс) гылыми-педагогикальщ тэжiрибе уа^ытында Кез аурулары ^азГЗИ клиникалы^-диагностикалы^ зертханада маркетинг талдау жYргiзiлдi жэне диагностикалы^ ^ызметтердН экономикалы^ тиiмдiлiгi аны^талынган.

Кез аурулары ^азГЗИ ^ызметкерлердЫ арасында менеджер-мейiрбикелер маркетинг талдауды еткiзу мYмкiндiктерi туралы интервьюлеу эдкпен социологиялы^ сурау жYргiзiлдi. Респонденттер менеджер-мейiрбике ^ызметЫде маркетинг талдауын пайдаланудыц негiзгi мYмкiндiктерiн жэне сол маркетинг талдауын пайдаланудыц ^амтамасыз етуi Yшiн негiзгi шарттар ерекшеледi. ТYйiндi свздер: маркетинг зерттеулер, мейiрбике-менеджер.

ZH.K. BURIBAEVA, M.A. RAMAZANOVA

Kazakh research Institute of eye diseases, Almaty S.Asfendiyarov named Kazakh national medicine University

OPPORTUNITIES OF MARKETING RESEARCH USING'S IN NURSE MANAGER'S PRACTICE

Resume: In S.D.Asfendiyarov named KazNMU in organizational experiment students in research-teaching practice (4-th year) conducted a marketing analysis of the clinical-diagnostic laboratory (CDL) in Kazakh Research Institute of Eye Diseases and determined the economic efficiency of diagnostic services.

Also conducted a survey of employees by interviewing the possibility of nursing managers to conduct marketing analysis. The respondents identified the main features and the basic conditions for the market analysis's using in the nurse manager's practice. Keywords; marketing research, nurse-manager.

УДК 613.955:616-072.8

Г.Б. ЧИЖЕВСКИЙ, Н.Н. САЙКИНОВА, А.И. АНАМБАЕВА

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» кафедра гигиены питания

и гигиены детей и подростков, Пермь, Россия Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра общей гигиены и экологии Алматы, Казахстан

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В нынешнее время одной из школьных проблем является организация общего режима дня, рационального распределения учебной и внеучебной деятельности учащихся в течение суток.

Полученные данные показалиразличия в продолжительности ночного сна, подготовки домашних заданий, просмотра телевизионных передач и работы за компьютером носят статистически достоверный характер (коэффициент Стьюдента колеблется в пределах 2,0-6,6).Следовательно, старшеклассники независимо от программы, по которой они обучаются, имеют недостаточную продолжительность ночного сна, много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером и мало помощи по дому. Ключевые слова: физическое развитие, режим дня, учебная деятельность, дети, психическое развитие.

Актуальность: Рационально построенный и организованный режим дня - важный фактор физического и психического развития детей и подростков, от него зависит оптимальный уровень работоспособности, он повышает общую сопротивляемость организма [3].В настоящее время одной из школьных проблем является организация общего режима дня, рационального распределения учебной и внеучебной деятельности учащихся в течение суток.Существующие образовательные программы для

старшеклассниковувеличивают напряженность учебного процесса и приводят к нарушению режима дня учащихся. У

большинства школьниковотмечается дефицит сна (на 1,5-2 часа), пребывания на свежем воздухе, снижается двигательная активность [2]. Старшеклассники- гимназисты часто имеют дефекты режима дня: превышение регламента времени приготовления домашнего задания, нарушение режима прогулок, но ониактивно и часто занимаются физической культурой и спортом [1].

Целью настоящей работы являлось изучение и оценка режима дня учащихся одиннадцатых классов, обучающихся по разным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.