Г.Т. КАШАФУТДИНОВА1, Г.Е. АИМБЕТОВА1, А.Д.КЫЗАЕВА2, Э. АЙТАХУНОВА1, Л. ТИЛЕНОВА1
1Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова, 2Казахский НИИ глазных болезней
УДК 614.253.52:614.256
РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ГЛАВНЫХ И
СТАРШИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Г.АЛМАТЫ
В системе здравоохранения до сих пор сохраняется практика назначения на руководящие должности специалистов, имеющих большой профессиональный опыт, но не имеющих специальных управленческих знаний и опыта руководства. В связи с этим актуальной задачей является оценка управленческих навыков руководителей для совершенствования менеджмента в медицинских организациях, подготовки профессиональных менеджеров, развития навыков руководства.
Ключевые слова: медицинские сестры-руководители, самооценка управленческих компетенций, шкалы Лайкерта и Раша.
Введение. Медицинские сестры-менеджеры несут главную ответственность за качество сестринской помощи в своей организации/отделении [1-3].Руководители сестринского дела имеют разный уровень управленческих навыков, что влияет на успешность профессиональной деятельности. Определение профессиональных навыков менеджеров может стать основой для улучшения качества работы руководителя [4-10].
Цель исследования: оценить уровень управленческих навыков руководителей сестринского дела. Методы. Исследование включало количественные и качественные методы. Контингент анкетируемых составила группа главных и старших медицинских сестер 10 районных поликлиник и 6 больниц Алматы, всего в опросе приняли участие 188 руководителей сестринского дела. Исследование проводилось одномоментно, анонимно, сплошным методом. Коэффициент внутренней согласованности Альфа-Кронбаха составил 0,9. Для оценки управленческих навыков применялась психометрическая 5-позиционная шкала Лайкерта, которая широко используется в подобных исследованиях [11]. После того, как были получены и проанализированы данные по выборке, была проведена их корреляция со шкалой Раша. Результаты. Исследование подтвердило факт исключительного преобладания женщин на должностях медицинских сестер-руководителей (100%).70%
респондентов работало в больницах,30% - в поликлиниках. Главные сестры составили -29%, старшие медицинские сестры - 68%, старшие акушерки - 3%. Средний возраст респондентов составил 44,8 лет (95% И 43,6-45,8). Стаж работы в системе здравоохранения составил 23,9 лет (95%й 22,8-25,1), а в должности руководителя 8,2 лет (95% И 6,89,7). Подавляющее число респондентов имело только базовое медсестринское образование, 11% руководителей имели высшее сестринское образование. Среди главных и старших медицинских сестер, имевших высшее медсестринское образование, преобладала возрастная группа от 41 до 60 лет. Сопоставление среднего стажа работы и стажа в должности руководителя показало, что на должность руководителя среднего медицинского персонала назначаются главные и старшие медицинские сестры, имеющие большой профессиональный опыт работы (^=0.6^0.001^=188).
Оценки выражались в категориях согласия: 1-полностью согласна, 2-согласна, 3-затрудняюсь ответить, 4- не согласна,5-полностью не согласна. Респонденты
самостоятельно анализировали свои управленческие навыки по следующим факторам:
1. способность управлять собой;
2. разумные личные ценности;
3. четкие личные цели;
4. стремление к постоянному личному росту;
5. навыки решения проблем;
6. способность влиять на окружающих;
7. коммуникабельность, терпимость к подчиненным и заинтересованность в качестве работы;
8. знание современных управленческих подходов;
9. способность руководить людьми;
10. умение обучать и развивать подчиненных;
11. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Для позитивно сформулированных утверждений (например: «Я умею управлять собой»), позитивное утверждение «полностью согласна» кодировалось большим числом - 5, а негативное утверждение «полностью не согласна» -наименьшим числом - 1. Затем было проведено агрегирование оценок на основе вычисления среднего арифметического и последующее ранжирование. В литературе аргументируются различные точки зрения на возможности использования шкалы Лайкерта. Поскольку эта шкала является порядковой, то к ней не применимы методы статистической обработки, использующиеся для интервальных шкал. Поэтому в нашем исследовании для обеспечения корректности полученных измерений и процедур обработки была использована модель Раша (Rash model). В настоящее время модель Раша часто применяется в образовательно-педагогических и социологических исследованиях [12]. Разработка этой модели была обусловлена проблемами представления данныхв порядковых шкалах. Во-первых, они не обеспечивают линейности (пропорциональности) в представлении данных, а во-вторых, получаемые данные субъективны и зависят от конкретного респондента и от конкретного вопроса/утверждения анкеты. Г. Раш предложил простую модель, которая снимает эти проблемы. В контексте измерения отношений ключевая идея модели Раша сформулированная следующим образом: вероятность выбора определенной оценки (Р) зависит от отношения респондента к утверждению анкеты (В) и от степени соответствия этого пункта и позиции действительному положению вещей (D):
Pi(B)=eB-D/1+eB-D
Единицей шкалы Раша является «логит» d=ln(P/1-P), где P - вероятность выбора позиции анкеты.
Чем больше вероятность выбора, тем большее значение по шкале Раша он имеет. Модель Раша имеет ряд преимуществ в сравнении с порядковыми шкалами Лайкерта:
ВЕСТНИК
• Nq1 -201 6 • КазНМУ • kaznmu.kz
-она обеспечивает калибровку пунктов анкеты в соответствии с их частотностью;
-единица измерения шкалы Раша имеет стандартизованный
характер, что дает возможность объективно сравнивать
результаты измерений и выборок;
-данные представлены в интервальной шкале;
-модель обеспечивает статистику соответствия (fit statistics)
каждого пункта анкеты и каждого респондента;
-пропуски пунктов анкеты не критичны для обработки
данных;
-измерения не зависят от выборки и набора пунктов анкеты. Для сравнения результатов опроса было выполнено [8]:
1) ранжирование оценокпо шкалам Лайкерта и Раша. Их ранги занесены в колонки «Ранг Л» и «Ранг Р» (таблица 1);
2) произведен подсчет разности между рангами Л и (колонка d);
3) возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) подсчитана сумма квадратов;
5) произведен расчет коэффициента ранговой корреляции г; по формуле:
Р
rs = 1- 6* Ed2/N*(N2-1)
6)определены критические значения. Результаты корреляционного анализа управленческих навыков и их ранжирования
оценок по шкале
Лайкерта и аналогичных данных, полученных при использовании шкалы Раша представлены таблице 1.
Управленческие навыки Значение по шкале Лайкерта Ранг(Л) Значение по шкале Раша Ранг (Р) d (Л-Р) d2
Умение управлять собой 4.38 8 0.93 8 0 0
Заинтересованность в повышении своего потенциала 4.48 10 0.94 10 0 0
Способность влиять на окружающих 4.19 5 0.91 5.5 -0.5 0.25
Коммуникабельность, терпимость к подчиненным и заинтересованность в качестве их работы 4.43 9 0.94 10 -1 1
Четкие личные ценности и установки 4.13 3 0.9 2.5 0.5 0.25
Навыки решения проблем 4.12 2 0.9 2.5 -0.5 0.25
Понимание особенностей управленческого труда 4.06 1 0.8 1 0 0
Умение руководить людьми 4.22 7 0.91 5.5 1.5 2.25
Навыки обучения других 4.21 6 0.91 5.5 0.5 0.25
Ответственность за свои поступки 4.5 11 0.94 10 1 1
Умение наладить групповую работу 4.17 4 0.91 5.5 -1.5 2.25
г = 0.966.Критические значения для N = 11 (0,61 для р<0,05; 0,76
Выводы. Высокие результаты самооценки управленческих навыков у наших респондентов служб можно объяснить большим профессиональным и жизненным опытом. Для руководителей сестринских служб характерны высокая личная ответственность, заинтересованность в повышении своего потенциала и в повышении качества работы подчиненных, коммуникабельность.
Тем не менее, исследование показало, что наиболее значимыми факторами ограничивающими потенциал и эффективность работы медицинских сестер-руководителей являются:
- недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
- недостаточные навыки решения проблем;
- отсутствие ясности в вопросе о целях личной или деловой жизни;
р<0,01).
- недостаточные способности формирования коллектива. Градация ответов определила области, нуждающиеся в улучшении:
- мотивация работников, изменение устаревших представлений о роли руководителя;
- совершенствование навыков работы в команде, привлечение сотрудников к решению проблем;
- умение разрабатывать реалистичные планы личного развития.
Таким образом, выполнение функциональных обязанностей руководителя сестринской службы, соответствующих международным требованиям, требует от медсестер-менеджеров непрерывного развития управленческих компетенций [13-14].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Espinoza D, Lopez-Saldana A, Stonestreet J. The pivotal role of the nurse manager in healthy workplaces: implications for training and development // Crit Care Nurs Q. - 2009. - 32(4). - Р. 327-334.
2 Hader R.The compensation tumble // Nurs Manage. - 2010. - 41(8). - Р. 26-31.
3 Павлов Ю.И. Современное состояние сестринского дела и роль медсестры-менеджера в оптимизации системы управления сестринской деятельностью // Главная медицинская сестра. - №10. - 2009. -С. 32-36.
4 Simpson J. Why healthcare systems need medical managers.// BMJ. - 1997. - Vol. 314. - №7. - 1997. - Р.163-166.
5 Kleinman CS. Leadership roles, competencies, and education: how prepared are our nurse managers? // J Nurs Adm. -2003. - 33(9). - Р. 451-455.
6 Cathcart EB, Greenspan M, Quin M. The making of a nurse manager: the role of experiential learning in leadership development // J NursManag. - 2010. - №18. - Р. 440-447.
7 Kirby KK. Are your nurse managers ready for health care reform? Consider the 8 'Es.' // Nurs Econ. - 2010. - 28(3). - Р. 208-211.
8 Mc.Sherry et al, The pivotal role of nurse managers, leaders and educators in enabling excellence in nursing care // J. of Nursing Management. - 2012. - №20. - Р.7-19.
9 Perrotto A, Grossman MB. Ten ways to the top // Nurs Manage. - 2010. - 41(4). Р. 28-32.
kaznmu.kz • КазНМУ • №1-2016*
10 Kay L. Chase Nurse Manager competencies. University of Iowa.-2010.-/ http://ir.uiowa.edu/etd/2681
11 M.Woodcock, D.Francis. The unblocked manager. A practical guide to self-development. - 1991. - 320 p.
12 Wright, B.S., Masters, G.N. Rating Scale Analysis: Rasch Measurement. - Chicago: MESA Press, 1982. - 206 p.
13 StantonA. Glantz. Primer of biostatistics. - New-York: McGraw-Hill Medical, 2012. - 306 p.
14 Kirby KK. Are your nurse managers ready for health care reform? Consider the 8 'Es.' // Nurs Econ. - 2010. - Vol. 28. - №3. - P.208-211.
Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, А.Д.КЫЗАЕВА, Э. АЙТАХУНОВА, Л. ТИЛЕНОВА
АЛМАТЫ КДЛАСЫ БОЙЫНША БАС ЖЭНЕ АFА МЕЙ1РБИКЕЛЕРД1Н, БАСКДРУ ^ДЫЛАРЫНЫН,
КРРЫТЫНДЫСЫНЫН, БАFАЛАРЫ
ТYЙiн:Мейiрбике ;ызметшщ басшыларыныц кэсшк;ойлыгы сапалы мейiрбикелiк кемек K0рсетудiц бiрден бiр мацызды факторы болып саналады. Ма;алада Лайкерт пен Раша езiн-езi багалау эдiстемесiнiц шкаласын пайдалану ар;ылы Алматы ;аласы бойынша 188 бас мейiрбикелерi мен ага мейiрбикелердiц бас;ару децгейi дагдыларыныц дэрежесiнiц ;орытындылары бершген. ТYЙiндi свздер: бас жэне ага мейiрбикелер, бас;ару дагдыларыныц 0зiн - езш багалау, Лайкерт пен Раш шкаласы.
G. KASHAFUTDINOVA, G. AIMBETOVA, A. KYZAYEVA, E. AITAKHUNOVA, L. TILENOVA
RESULTS OF THE ASSESSMENT OF ADMINISTRATIVE SKILLS AT NURSE MANAGERS OF ALMATY CITY
Resume: Professionalism of heads of nurse services is one of the most important conditions of quality of rendering the nursing help. Results of research of level of administrative skills are presented in article at 188 nurse managers of the health care organizations of of Almaty by a self-assessment method with use of scales of Laykert and Rash.
Keywords: nurse managers, self-assessment of administrative competences, Laykert's and Rash's scales.
МЕСТО НОВОГО АНТАГОНИСТА КАЛЬЦИЯ III ПОКОЛЕНИЯ В
МЕНЕДЖЕМЕНТЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ
А.Т. КОДАСБАЕВ, Ш.Б. ЖАНГЕЛОВА, Р.К. АЛЬМУХАМБЕТОВА, З.А. ШУКРГАЛИЕВА, Д.М. МАЛГАЖДАРОВА
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Городской кардиологический центр, UIB, Алматы, РК
УДК 616.12-008.331
Согласно менеджемента диагностики и лечения артериальной гипертензии и стабильной стенокардии антагонисты кальция или блокаторы медленных кальциевых каналов являются препаратами первого выбора в контроле симптомов артериальной гипертензии и стенокардии с самым высоким классом и уровнем доказательности. В статье продемонстрирована высокая эффективность лерканидипина в контроле артериальной гипертензии у пациентов старших возрастных групп с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
Ключевые слова: Артериальная гипертензия, лерканидипин, пожилой возраст
В настоящее время есть возможность дифференцированного подхода к патогенетической терапии артериальной гипертензии (АГ), с учетом факторов риска, возраста больных и особенностей клинического течения. Блокаторы медленных кальциевых каналов (БМКК) свыше 40 лет используются в клинической практике, как антигипертензивные, антиангинальные и
антиаритмические препараты.
^гласно менеджементу диагностики и лечения артериальной гипертензии Европейского общества кардиологов от 2013 года пожилым пациентам рекомендованы все классы антигипертензивных
препаратов, хотя при изолированной систолической артериальной гипертензии предпочтение отдается антагонистам кальция и диуретикам (Уровень и класс доказательности - 1Д). БМКК являются также препаратами первого выбора для пациентов старших возрастных групп с очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, особенно у пациентов с сопутствующими заболеваниями: хронической обструктивной болезнью легких, сахарным диабетом, метаболическим синдромом, ишемической
болезнью сердца, заболеваниями периферических артерий, подагрой и нарушениями липидного обмена. Согласно Европейским рекомендациям (2013) по диагностике и лечению стабильной стенокардии БМКК длительного действия эффективны как препараты первой линии для:
- Профилактики приступов стенокардии в случае вариабельности порога стенокардии напряжения, или при микроваскулярной стенокардии
- Пациентам с вазоспастической стенокардией, поскольку р-адреноблокаторы могут усугублять проявления ишемии миокарда, в случаях непереносимости или противопоказаниях к назначению р-блокаторов рекомендуют недигидропиридиновые или дигидропиридиновые БКК.
- Дигидропиридиновые БМКК назначают пациентам со стабильной, микроваскулярной или вазоспастической стенокардией при сопутствующих ХОБЛ, бронхиальной астме, брадиаритмиях (дисфункция синусового узла, синусовая брадикардия, АВ блокада высокой степени), поражении периферических артерий с симптомами выраженной ишемии конечностей