Научная статья на тему 'Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях'

Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
741
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ ПОЛИКЛИНИК" / PROGRAM "MOSCOW POLYCLINIC'S STANDARD" / СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / NURSING STAFF / ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / FUNCTIONS AND COMPETENCIES OF NURSES / ОПТИМИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OPTIMIZATION OF NURSING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Модестов Арсений Арсеньевич, Спивак Игорь Маратович, Дягилев Игорь Владимирович, Сандаков Яков Павлович, Бирюкова Елена Геннадьевна

Представлены данные об анкетировании медицинских сестер поликлиник, участвующих в программе реорганизации «Московский стандарт поликлиники», и их реакции на новые условия труда. Для выявления ресурсов оптимизации деятельности сестринского персонала были опрошены 82 медицинские сестры, работающие в программе «Московский стандарт поликлиники» и 40 педиатрических медицинских сестер, работающих в том же медицинском учреждении, но не участвующих в программе. Установлено, что реорганизация в процессе реализации названной программы позитивно воспринята сестринским персоналом, который имеет высокую информированность о переменах и мотивационную готовность к работе в новых условиях. Были выявлены проблемные зоны: недостаточная компетентность в части патронажа маломобильного населения, дежурства в диспетчерской службе вызова врача на дом, ограничения возможностей профессионального и карьерного роста и повышения престижа профессии. При этом медицинские сестры педиатрического профиля проявляли интерес к происходящим организационным изменениям, но в своем большинстве их не поддерживали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Модестов Арсений Арсеньевич, Спивак Игорь Маратович, Дягилев Игорь Владимирович, Сандаков Яков Павлович, Бирюкова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the work of the nursing personnel in polyclinics of the city of Moscow in new conditions

There are presented data of the questionnaire survey of nurses ofpolyclinics participating in the program of reorganization "Moscow Polyclinic’s standard", and their reactions to new working conditions. For the identification of the resources for optimization of nursing staff there were interviewed 82 nurses working in the program "Moscow Polyclinic’s standard" and 40 pediatric nurses working in the same medical institution, but not participating in the program. The reorganization in the process of the implementation of the mentioned program was established to be positively received by nursing staff, which has a high awareness of change and motivational readiness to work in new conditions. There were revealed problem zones: insufficient competence in the part ofpatronage of the population with impaired mobility, of duty in the control room service call a doctor at home, limitation of opportunities for professional and career growth, and enhancement of the prestige of the profession. In this pediatric nurses were interested in the ongoing organizational changes, but in the majority they did not support them.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник г. Москвы в новых условиях»

Russian pediatric journal. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-39-42

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.253.52:616-08-039.57

Модестов А.А.1, Спивак И.М.1, Дягилев И.В.2, Сандаков Я.П.2, Бирюкова Е.Г.1, Орешина М.Л.1

оптимизация работы сестринского персонала поликлиник москвы в новых условиях

1 Научный центр здоровья детей Минздрава России; Диагностический центр № 3, филиал 4 Департамента здравоохранения г Москвы

Представлены данные об анкетировании медицинских сестер поликлиник, участвующих в программе реорганизации «Московский стандарт поликлиники», и их реакции на новые условия труда.

Для выявления ресурсов оптимизации деятельности сестринского персонала были опрошены 82 медицинские сестры, работающие в программе «Московский стандарт поликлиники» и 40 педиатрических медицинских сестер, работающих в том же медицинском учреждении, но не участвующих в программе.

Установлено, что реорганизация в процессе реализации названной программы позитивно воспринята сестринским персоналом, который имеет высокую информированность о переменах и мотивационную готовность к работе в новых условиях. Были выявлены проблемные зоны: недостаточная компетентность в части патронажа маломобильного населения, дежурства в диспетчерской службе вызова врача на дом, ограничения возможностей профессионального и карьерного роста и повышения престижа профессии. При этом медицинские сестры педиатрического профиля проявляли интерес к происходящим организационным изменениям, но в своем большинстве их не поддерживали.

Ключевые слова: программа «Московский стандарт поликлиник»; сестринский персонал; функции и компетенции медицинских сестер; оптимизация сестринской деятельности.

Для цитирования: Модестов A.A., Спивак И.М., Дягилев И.В., Сандаков Я.П., Бирюкова Е.Г., Орешина М.Л. Оптимизация работы сестринского персонала поликлиник Москвы в новых условиях. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (1): 39-42. DOI 10.18821/1560-9561-2016-19 (1)-39-42.

ModestovA.A.1, SpivakI.M.1, DyagilevI.V.2, Sandakov Ya.P.2, BiryukovaE.G.1, OreshinaM.L.'

OPTIMIZATION OF THE WORK OF THE NURSING PERSONNEL OF POLYCLINICS OF THE CITY OF MOSCOW IN NEW CONDITIONS

'Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; ^Diagnostic Center № 3, branch 4 of the Department of Healthcare of Moscow, 9, Volzhskiy boulevard, Moscow, 109125, Russian Federation

There are presented data of the questionnaire survey of nurses ofpolyclinics participating in the program of reorganization "Moscow Polyclinic's standard", and their reactions to new working conditions. For the identification of the resources for optimization of nursing staff there were interviewed 82 nurses working in the program "Moscow Polyclinic's standard" and 40 pediatric nurses working in the same medical institution, but not participating in the program. The reorganization in the process of the implementation of the mentioned program was established to be positively received by nursing staff, which has a high awareness of change and motivational readiness to work in new conditions. There were revealed problem zones: insufficient competence in the part ofpatronage of the population with impaired mobility, of duty in the control room service call a doctor at home, limitation of opportunities for professional and career growth, and enhancement of the prestige of the profession. In this pediatric nurses were interested in the ongoing organizational changes, but in the majority they did not support them.

Keywords : program "Moscow Polyclinic's standard"; nursing staff, functions and competencies of nurses, optimization of nursing activities.

For citation: Modestov A.A., Spivak I.M., Dyagilev I.V., Sandakov Ya.P., Biryukova E.G., Oreshina M.L. Optimization of the work of the nursing personnel in polyclinics of the city of Moscow in new conditions. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2016; 19(1): 39-42. (In Russian). DOI 10.18821/1560-9561-2016-19(l)-39-42.

For correspondence: ArseniyA Modestov, MD, PhD, Prof., chief research scientist of the Department of Organization of Nursing Care of the Research Institute of Preventive Pediatrics and Rehabilitation Treatment, modestov@yandex.ru

Information about authors: Modestov A. A. http://orcid.org/0000-0002-4196-8857

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 26.11.2015 Accepted 25.12.2015

медицинских учреждениях Москвы, обслуживающих взрослое население, реализуется программа «Московский стандарт поликлиники». Она ориентирована на улучшение качества лечения

Для корреспонденции: Модестов Арсений Арсеньевич, доктор мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГАУ НЦЗД, e-mail: modestov@yan-dex.ru

и удовлетворенности пациентов благодаря повышению операционной эффективности поликлиник, что обеспечивается за счет не только компетенций медицинского персонала, но и его мотивации участвовать в переменах [1-3]. Важное место в программе отводится сестринскому персоналу. Оптимизация его деятельности достигается путем дополнительного профессионального обучения, перераспределения

40

Российский педиатрический журнал. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-39-42

социальная педиатрия

обязанностей, что дает медицинским сестрам возможность участвовать в ключевых мероприятиях, связанных с повышением качества и доступности медицинской помощи населению [4-6].

Учитывая, что в Москве работают поликлиники, оказывающие медицинские услуги как взрослому, так и детскому населению, в одном медицинском учреждении медицинские сестры работают в условиях разных моделей оказания помощи, что формирует определенные ожидания у лиц, не участвующих в программе [7-9].

В традиционной модели деятельности медицинская сестра является помощником врача, лишена инициативы, ограничена в принятии решений относительно пациентов, что негативно сказывается на престиже профессии, трудовой мотивации и создает условия для профессионального выгорания [10-13].

В связи с этим в программе «Московский стандарт поликлиники» закладывается новая модель деятельности, ориентированная на расширение полномочий, компетенций и ответственности медицинского персонала.

Чтобы выявить основные факторы, способствующие оптимизации работы сестринского персонала поликлиник Москвы в новых условиях труда, нами была проведена данная работа.

Материалы и методы

Исследования были проведены на базе двух медицинских учреждений: диагностический центр № 3 Москвы и амбулаторно-поликлинический центр № 140. ГБУЗ ДЦ № 3 ДЗМ работает по проекту «Московский стандарт поликлиники» с 12.05.15.

Диагностический центр № 3 Москвы включает четыре филиала: филиал № 1, городская поликлиника № 55; филиал № 2, городская поликлиника № 133; филиал № 3, городская поликлиника № 187; филиал № 4, оказывает медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Анкетирование проводилось среди сестринского персонала поликлиник. Все респонденты были распределены на 2 группы. Основная группа была представлена медицинскими сестрами, работающими со взрослым населением и участвующими в проекте, -82 человека, средний возраст составил 41±11,2 года. Группу сравнения составили медицинские сестры педиатрического профиля, не участвующие в проекте, - 40 человек, средний возраст составил 37±9,4 года.

Специально разработанная анкета состояла из шести вопросов. Первые три были направлены на определение информированности, уровня мотива-ционной готовности и компетентности медицинских сестер по основным рабочим функциям, передаваемым сестринскому персоналу. 4-й вопрос анкеты позволил выявить личные ожидания медицинских сестер относительно введения новых функциональных обязанностей. 5-й вопрос анкеты: «как лично Вы участвуете в переходе на новые формы работы?», был сформулирован для оценки позиции «контакт и причастность» иерархической модели потребностей

А. Маслоу [14, 15], содержал 5 вариантов ответа и касался диапазона личного участия медицинских сестер в переходе на новые формы работы. 6-й вопрос был задан для определения включенности медицинских сестер в процесс организационных преобразований в поликлинике.

Обработка данных, полученных от респондентов, осуществлялась методом контент-анализа.

Результаты

Оценка уровня информированности сестринского персонала включала знание о новых функциях: патронаж маломобильного населения, консультация пациентов у инфоматов, работа на сестринском посту, дежурство в диспетчерской службе вызова врача на дом (рис. 1, см. на вклейке).

Установлено, что педиатрические медицинские сестры, не участвующие в эксперименте, демонстрировали в сравнении с медицинскими сестрами, участвующими в эксперименте, более высокий уровень информированности по трем из четырех функций: патронаж маломобильного населения - 98% педиатрические, 89% непедиатрические медицинские сестры; консультация пациентов у инфоматов - 100% педиатрические, 94% непедиатрические медицинские сестры; дежурство в диспетчерской службе вызова врача на дом - 93% педиатрические, 78% непедиатрические медицинские сестры.

Относительно функции «работа на сестринском посту» медицинские сестры указывали на полную информированность (100% в обеих группах).

Эти данные показывают, что возможное внедрение в работу детских поликлиник Москвы новой модели работы вызывает повышенный интерес педиатрических медицинских сестер, о чем свидетельствуют показатели информированности, превышающие по трем критериям из четырех ответы медицинских сестер непедиатрического профиля. При этом значимые различия в информированности были отмечены только по критерию «дежурство в диспетчерской службе вызова врача на дом», что может быть связано с необходимость приобретения коммуникативных навыков консультирования пациентов по телефону.

Педиатрическими медицинскими сестрами даны социально желательные ответы, что можно расценить как демонстрацию руководству своих адаптивных способностей и позитивной информированности о возможных переменах; готовность к изменениям, способным повлиять на привычные стереотипы работы.

Мотивационная готовность сестринского персонала к выполнению новых функций была оценена по пятибалльной шкале (рис. 2, см. на вклейке).

Установлено, что педиатрические медицинские сестры по всем четырем параметрам проявляли более высокую мотивационную готовность, что не зависело от их возраста и не связано с ее направленным формированием, так как они не участвовали в пилотном проекте.

Russian pediatric journal. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-39-42

41

social pediatrics

Высокая оценка мотивационной готовности была указана респондентами обеих групп по параметрам «консультация пациентов у инфоматов» и «работа на сестринском посту». Следует отметить, что работа у инфоматов носит координационный характер и направлена на маршрутизацию пациентов, контроль записи к специалистам, информирование о правилах работы сестринского поста [2].

Это положение было в определенной мере подтверждено в ответах на следующий вопрос, касающийся самооценки уровня компетентности при выполнении новых функций (рис. 3, см. на вклейке).

Как показано, высшие оценки получили консультирование у инфоматов и работа на сестринском посту, соответственно 4,9 и 4,7 балла у педиатрических; 4,6 и 4,6 балла у непедиатрических медицинских сестер. Более низкий уровень компетентности отмечен в части патронажа маломобильного населения и дежурства в диспетчерской службе вызова врача на дом.

Определение влияния внедрения инноваций «Московского стандарта поликлиники» на личные ожидания показало, что последние 5 из 7 критериев были большими у непедиатрических медицинских сестер (рис. 4, см. на вклейке).

Непедиатрические медицинские сестры отметили свои высокие ожидания относительно заработной платы (88%), улучшения условий труда (80%), премирования по результатам работы (72%), улучшения качества медицинских услуг (68%), повышения престижа профессии (65%).

Интересно, что все опрошенные не идентифицировали повышение собственного престижа с имиджем представляемой медицинской организации, на что указали ответы более 50% медицинских сестер. В свою очередь 45% педиатрических и 42% непедиатрических медицинских сестер увидели в инновациях возможность для профессионального и карьерного роста.

Для медицинских сестер, уже работающих по программе «Московский стандарт поликлиники», ответы на 5-й вопрос анкеты свидетельствовали об оценке себя в новых производственных отношениях, а для педиатрических медицинских сестер - в предполагаемых обстоятельствах (рис. 5, см. на вклейке).

Первый вариант ответа «готовность к обучению новым видам деятельности» выявил позитивное отношение у большинства респондентов в обеих группах - соответственно 80 и 90%. В то же время вариант ответа «поддерживаю переход к новым условиям труда» не разделяли более 50% респондентов обеих групп, что соответствует второму уровню модели А. Маслоу «стремление к безопасности», которое можно трактовать как демотивирующий фактор эффективной трудовой деятельности [14, 15].

По трем следующим вариантам ответов были выявлены значимые различия между ответами медицинских сестер в зависимости от участия в программе. Важным компонентом «Московского стандарта поликлиники» является повышение культуры общения с пациентами [16, 17]. Соответствие этому требованию показали 72% непедиатрических и 48% педиатрических медицинских сестер.

Следовательно, данная составляющая профессиональной деятельности инициируется уже самой программой, включающей новые компетенции медицинских сестер.

В заключение анкеты респондентам было предложено письменно выразить пожелания и предложения относительно того, что необходимо для успешной реализации программы. При этом педиатрические медицинские сестры не дали своих предложений, поскольку в программе не участвовали. Непедиатрические медицинские сестры внесли 36 предложений, из них 11 в категории комфорт, 17 по материально-техническому и информационному оснащению рабочего места и 8 по условиям роста мотивации.

Обсуждение

В ходе исследования было установлено, что реорганизация медицинских организаций в рамках программы «Московский стандарт поликлиники» в целом позитивно воспринята сестринским персоналом, о чем свидетельствуют полная информированность о переменах и высокая мотивационная готовность к работе в новых условиях. Можно полагать, что высокий уровень мотивационной готовности как свидетельствует о наличии необходимых компетенций для выполнения описанных функций, так и служит показателем возросшего престижа медицинской сестры, базирующегося на новых полномочиях [6, 9, 10].

Однако в работе медицинских сестер, участвующих в программе, выявлены проблемные зоны: недостаточная компетентность в части патронажа маломобильного населения, дежурства в диспетчерской службе вызова врача на дом, ограничение возможности профессионального и карьерного роста и повышения престижа профессии. Возможно, эти данные обусловлены недостаточными навыками общения [3, 7, 9]. Снижение самооценки по этой функции непедиатрическими медицинскими сестрами может быть связано с психологическим дискомфортом при патронаже маломобильного населения и эмоционально сложной категорией пациентов. Психологически этот факт можно связать с механизмом вытеснения из сознания информации, вызывающей тревогу, и неуверенность в своей компетентности [14].

Медицинские сестры педиатрического профиля не участвовали в программе, но проявляют живой интерес к происходящим организационным изменениям, однако в своем большинстве их не поддерживают.

Таким образом, проведенное пилотное исследование не претендует на репрезентативные выводы для генеральной совокупности медицинских сестер Москвы. Однако полученные данные могут быть использованы для уточнения алгоритма проводимых преобразований и повышения их эффективности с учетом человеческого фактора. При этом необходимо стремиться к ориентированию мотивации медицинских сестер на ценности, которые не только имеют приоритетное значение для них лично, но и способствуют повышению авторитета представляемой медицинской организации.

42

Российский педиатрический журнал. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-39-42

социальная педиатрия

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Рос. педиатр. журн. 2013; (5): 4-14.

2. Roussel I.A. Management and Leadership for Nurse Administrators. 6th Ed. Burlington, MA: Jones & Bartlett Learning; 2011.

3. Toode K., Routasalo P., Suominen T. Work motivation of nurses: A literature review. Int. J. Nurs. Stud. 2011; 48 (2): 246-57.

4. Смирнов В.И., Намазова-Баранова Л.С., Смирнов И.Е. Использование дистанционного обучения в контексте профессионального образования. Рос. педиатр. журн. 2014; 17 (4): 48-56.

5. Иванюшкин А.Я., Смирнов И.Е. Этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера и современная медицина. Рос. педиатр. журн. 2014; 17 (5): 49-52.

6. Бирюкова Е.Г., Варфоломеева Е.Ю. Инновационные технологии подготовки сестринского персонала на примере дневного стационара клиники высоких технологий. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (4): 103-5.

7. Бутенко Т.В. Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения. В кн.: Психологические науки. М.: Буки-Веди; 2012: 72-5.

8. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Повышение психологической компетентности сестринского персонала в педиатрии: направления, формы, содержание. Педиатрическая фармакология. 2015; 12 (4): 488-93.

9. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Беляева И.А., Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П., Зайниддинова Р.С., Смирнов И.Е. Неонатальный стационар II этапа "Мать и дитя" как медико-организационная технология совершенствования медицинской помощи новорожденным. Рос. педиатр. журн. 2014; 17 (6): 16-22.

10. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Стиль общения сестринского персонала многопрофильного детского медицинского учреждения: особенности и трудности. Рос. педиатр. журн. 2015; 18 (4): 61-5.

11. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: Юристъ; 2007.

12. Landa J., Lopez-Zafra E. The impact of emotional intelligence on nursing: An overview. Psychology. 2010; 1: 50-8.

13. Лазарева Л.А., Коннова Т.В., Мунтян И.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер. Известия Самарского научного центра РАН. 2014; 5 (4): 1514-6.

14. Benson S.G., Dundis S.P. Understanding and motivating health care employees: integrating Maslow's hierarchy of needs, training and technology. J. Nurs. Manag. 2003; 11 (5): 315-20.

15. Taormina R.J., Gao J.H. Maslow and the motivation hierarchy: measuring satisfaction of the needs. Am. J. Psychol. 2013; 126 (2): 155-77.

16. Жаворонков Е.П. Управление организационной культурой. Новосибирск: Сибмедиздат; 2009.

17. Спивак И.М., Бирюкова Е.Г. Управление стрессом в профессиональной деятельности медицинского персонала. Практика педиатра. 2015; 3: 36-8.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Il'in A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (5): 4-14. (in Russian)

2. Roussel I.A. Management and Leadership for Nurse Administrators. 6th Ed. Burlington, MA: Jones & Bartlett Learning; 2011.

3. Toode K., Routasalo P., Suominen T. Work motivation of nurses: A literature review. Int. J. Nurs. Stud. 2011; 48 (2): 246-57.

4. Smirnov V.I., Namazova-Baranova L.S., Smirnov I.E. The use of distance teaching in the context of vocational education: on the example of pediatrics. Ros. pediatr. zhurn. 2014; 17 (4): 48-56. (in Russian)

5. Ivanyushkin A.Ya., Smirnov I.E. Ethics of reverence for life ofAlbert Schweitzer and modern medicine. Ros. pediatr. zhurn. 2014; 17 (5): 49-52. (in Russian)

6. Biryukova E.G., Varfolomeeva E.Yu. Innovative technologies for training nursing staff on the example of a day hospital high-tech hospital. Pediatricheskaya farmakologiya. 2012; 9 (4): 103-5.

7. Butenko T.V. Work motivation of nurses: problems and prospects for solutions. In: [Psykhologicheskie nauki]. Moscow: Buki-Vedi; 2012: 72-5. (in Russian)

8. Spivak I.V., Biryukova E.G. The increase of psychological competence of nursing staff in Pediatrics: directions, forms, content. Pediatricheskaya farmakologiya. 2015; 12 (4): 488-93. (in Russian)

9. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Belyaeva I.A. Yatsyk G.V., Bombardirova E.P., Zayniddinova R.S., Smirnov I.E. Stage II neonatal hospital "Mother and Child" as a health organizational technology for the improvement of the system of medical care for newborns. Ros. pediatr. zhurn. 2014; 17 (6): 16-22. (in Russian)

10. Spivak I.V., Biryukova E.G. Communication style of nursing personnel of the multidisciolinary childrens institution: features and problems. Ros. pediatr. zhurn. 2015; 18 (4): 61-5. (in Russian)

11. Vesnin V.R. Practical Management of the Personnel. [Prakticheskiy menedzhmentpersonala]. Moscow: Yurist"; 2007. (in Russian)

12. Landa J., Lopez-Zafra E. The impact of emotional intelligence on nursing: An overview. Psychology. 2010; 1: 50-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Lazareva L.A., Konnova T.V., Muntyan I.A. Features of syndrome of emotional burnout among nurses. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentraRAN. 2014; 5 (4): 1514-6. (in Russian)

14. Benson S.G., Dundis S.P. Understanding and motivating health care employees: integrating Maslow's hierarchy of needs, training and technology. J. Nurs. Manag. 2003; 11 (5): 315-20.

15. Taormina R.J., Gao J.H. Maslow and the motivation hierarchy: measuring satisfaction of the needs. Am. J. Psychol. 2013; 126 (2): 155-77.

16. Zhavaronkov E.P. Management of Organizational Culture. [Uprav-lenie organizatsionnoy kul'turoy]. Novosibirsk: Sibmedizdat; 2009. (in Russian)

17. Spivak I.V., Biryukova E.G. Managing stress in the professional activity of medical personnel. Praktikapediatra. 2015; 3: 36-8. (in Russian)

Поступила 26.11.15

Сведения об авторах:

Спивак Игорь Маратович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. ФГАУ НЦЗД, e-mail: spivak_im@mail.ru; Дягилев Игорь Владимирович, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Диагностический центр № 3 Департамента здравоохранения г. Москвы, 109444, Москва, Сормовская ул., 9, e-mail: info@dc3. mosgorzdrav.ru; dc3@zdrav.mos.ru; Сандаков Яков Павлович, канд. мед. наук, зам. главного врача по медицинской части государственного бюджетного учреждения здравоохранения Диагностический центр № 3 Департамента здравоохранения г. Москвы, 109125, г. Москва, Волжский б-р, д. 9, e-mail: www.mosgorzdrav.ru/dc3f4; Бирюкова Елена Геннадьевна, канд. мед. наук, зав. отделом организации сестринского дела в педиатрии ФГАУ НЦЗД, e-mail: birucova@ nczd.ru; Орешина Маргарита Леонидовна, лаборант ФГАУ НЦЗД, e-mail: oreshinamargo@nczd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.