Научная статья на тему 'Тенденции развития событийного туризма в России'

Тенденции развития событийного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2220
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / MICE / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / EVENT TOURISM / INCOMING TOURISM / EVENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малышев Александр Михайлович

В статье автор анализируют основные тенденции развития событийного туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EVENT TOURISM IN RUSSIA

In this article the author analyze t rends in the development of event tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития событийного туризма в России»

Малышев А.М.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация. В статье автор анализируют основные тенденции развития событийного туризма в России.

Ключевые слова. Событийный туризм, MICE, въездной туризм.

Malishev А.М.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EVENT TOURISM IN RUSSIA

Abstract. In this article the author analyze t rends in the development of event tourism in Russia.

Keywords. Event tourism, MICE, incoming tourism, event.

В последнее время в сфере туризма наиболее быстрыми темпами развивается MICE-индустрия и, в частности, событийный туризм. Проведение крупных международных событий не только привлекает значительные туристские потоки, но и позволяет создавать дополнительные рабочие места. Так, например, Каннский фестиваль ежегодно создает около трех тысяч рабочих мест, фестиваль «Окто-берфест» (Oktoberfest) создает почти 12 тысяч рабочих мест. При этом общий экономический эффект от проведения Каннского фестиваля составляет более двух тысяч миллионов евро, а экономический эффект фестиваля «Октоберфест» в Баварии составляет более четырехсот миллионов евро [1, с. 58].

К числу наиболее посещаемых международных событий относятся такие, как: карнавал в Рио-де-Жанейро (Carnaval do Brasil), карнавал в Венеции, театрализованный фестиваль «Spierlart» в Мюнхене, музыкальный фестиваль «Евровидение», фестиваль джаза в Стокгольме, «Томатный фестиваль» («La Tomatina») в Испании, фестиваль средневековья в Седане. Большое количество туристов привлекают крупные спортивные события, такие как: автомобильные гонки «Формула-1», Олимпийские игры, финал Лиги Чемпионов UEFA, Чемпионат мира по хоккею.

Роль событийного туризма в развитии экономики заключается в том, что проведение крупных международных событий привлекает внимание общественности к данному региону или стране в целом. Способствует формированию позитивного имиджа и продвижению данного региона на международном рынке туристских услуг. Позволяет содействовать развитию «депрессивных» регионов.

Очень важным фактором является то, что организация крупного события предусматривает развитие инфраструктуры данного региона, как за счет средств государственного бюджета, так и за счет привлечения частных инвестиций. Затем, правда, может возникнуть необходимость решения вопроса об использовании специализированных объектов. Так, например, возникает необходимость использования олимпийских объектов после того, как прошли очередные Олимпийские игры. Что же касается строительства дорог, гостиниц и других объектов инфраструктуры, то здесь проблемы дальнейшего использования не возникает.

Существуют различные виды событийного туризма. Он ориентирован на разные события, например: спортивные мероприятия; театральные фестивали; кино-фестивали; музыкальные фестивали;

ГРНТИ 71.37.75 © Малышев А.М., 2016

Александр Михайлович Малышев - аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 960 246 88 01.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

151

карнавалы; гастрономические фестивали; показы мод; конкурсы красоты; специализированные выставки и ярмарки; национальные праздники и другие события. На наш взгляд их можно классифицировать по следующим признакам:

• по виду события: культурные события, спортивно-зрелищные мероприятия, научно-образовательные события, деловые и выставочно-ярмарочные мероприятия;

• по уровню организации события: международные, национальные, региональные;

• по периодичности проведения: ежегодные, один раз в два года (биеннале), один раз в три года, один раз в четыре года, один раз за пять лет.

В России событийный туризм стал развиваться сравнительно недавно и, по сравнению с другими странами, не приносит пока значительной прибыли. Для того, чтобы событие стало узнаваемым и привлекало большое количество туристов, должно пройти несколько лет. Однако к настоящему времени уже сформировался ряд событий, которые вышли на международный уровень и способны привлечь внимание туристов всего мира.

К таким событиям можно отнести театральный фестиваль «Золотая маска», фестиваль «Кинотавр» в Сочи, международный фестиваль искусств в Калининграде, «Праздник огурца» в Суздале, «Арбузный рай» на Тамани, национальный праздник Якутии «Ысыах», международный фестиваль-конкурс «Праздник топора», «Томский карнавал», гастрономический фестиваль «Праздник сыра в Барнауле», военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» в Тульской области, военно-исторический фестиваль «День победы под Бородино» в Московской области. Определенный интерес вызывают также такие мероприятия, как [3]:

• театрализованные шоу: исторические реконструкции в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, Ганзейские дни в Великом Новгороде и т.д.;

• турниры по хоккею, футболу и теннису (Кубок Кремля), в том числе Международный Байкальский фестиваль зимних игр «Зимниада»;

• фестивали и выставки цветов в Анапе, Санкт-Петербурге и др.;

• музыкальные фестивали и конкурсы: конкурс П.И. Чайковского, русской классической музыки имени С.В. Рахманинова и т.д.

Особой популярностью, как внутренних, так и иностранных туристов пользуются такие события как: праздник выпускников в Санкт-Петербурге «Алые паруса», ярмарка воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала» в Пермском крае, фестиваль «Путешествие в Рождество» и военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» в Москве. Различные мероприятия, посвященные юбилеям, такие как 300-летие Санкт-Петербурга, 1000-летие Ярославля, также становятся событиями, которые привлекают туристов.

Надо отметить, что к настоящему времени сложилась такая тенденция развития событийного туризма в РФ, что лидерами событийного туризма являются Москва и Санкт-Петербург. При этом наибольшее количество культурных событий приходится на Санкт-Петербург и Москву, центром спортивного событийного туризма стали Казань и Сочи, центрами деловых и выставочно-ярмарочных мероприятий - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск.

Несмотря на принятую федеральную целевую программу, направленную на развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, существует различные факторы, сдерживающие рост событийного туризма в России, в том числе: недостаточно развитая туристская инфраструктура; низкая инвестиционная активность в регионах; визовый режим для иностранных туристов; высокие цены на авиа- и железнодорожные перевозки; труднодоступность некоторых регионов; недостаточное продвижение событийных мероприятий на внутреннем и международном рынках.

Однако в последнее время наметились и положительные тенденции: российские туристские компании организуют различные события самостоятельно; большое внимание стало уделяться событийному туризму на региональном уровне; развивается активное сотрудничество между регионами в сфере событийного туризма [2].

В целом в России за 2015 год показатели въездного событийного туризма увеличились на 1,5% по сравнению с показателями 2014 г. Немного изменилась и структура въездного потока, увеличилось количество туристов, приезжающих из Китая, Кубы, Кипра, Швеции, Турции - почти на 10%, а туристический поток из Эстонии, Японии и Туниса сократился примерно на 10% [4] (см. рисунок).

152 Малышев А.М.

3 000,0 2 500,0 2 000,0 1 500,0 1 000,0 500,0 0,0

2 942,5

2 681,6

912,1

780,2

612,5

I I ■

Франция Турция Италия Германия Испания Греция ОАЭ Прочие

Рис. Структура въездного потока событийных туристов, тыс. чел. [4]

В целях стимулирования развития событийного туризма в Российской Федерации необходимо, по мнению автора, увеличить финансовые вложения в организацию событий и продвижение их на внутреннем и международном рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биржакова М.Б. Введение в туризм. М., 2011.

2. Мозокина С.Л., Малышев А.М. Перспективы развития М1СЕ-туризма // Инновационные технологии в сервисе: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции 18-19 декабря 2014 г. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.

3. Современное развитие туризма в России, Москве и Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intersever.ru/article.php5 (дата обращения 16.08.2016).

4. Обзоры рынков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://businesstat.ru (дата обращения 18.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.