Назрела необходимость научного подхода к решению этой проблемы. В частности, нужно определить перспективные направления развития транспортной инфраструктуры, реализовав которые можно будет говорить об её совершенствовании и, как следствие, повышении эффективности эксплуатации автомобильного транспорта не только с точки зрения отдельных групп населения, но и в масштабах всей страны, экономическое развитие которой сейчас является одной из первостепенных задач.
Литература
1. Лазарев Ю.Г., Синицына Е.Б. Основы совершен-
ствования транспортной инфраструктуры//Технико-технологические проблемы сервиса — СПб, Изд-во: СПбГУСЭ, 2013. - №2 (24), 2013: 2074 - 1146
С.92-93
2. Лазарев Ю.Г., Собко Г.И. Реконструкция автомобильных дорог, Учебное пособие. СПб, Изд-во: СПбГАСУ- 2013,107 стр.
3. Капустин А.Я. Право Европейского Союза -http://mobile.uchebniki.ws/192407019401/pravo/transp огИіое_ргауо_еугореу5ко§о_8оуи2а (дата обращения
04.04.2014)
4. Стригин А. В Санкт-Петербурге может появить-
ся аэроэкспресс до аэропорта «Пулково». Российская газета - http://www.rg.ru/2011/01/24/reg-
вгарасУаегоеквргевз-апопв.Ьйп! (дата обращения
04.04.2014)
5. Мейнстрим - http://ru.wikipedia.org (дата обращения 16.03.2014)
6. Валдин В. Европейская стратегия развития транспортной инфраструктуры//!"ид по инвестициям. Санкт-Петербург. 2010, №7. - 108 с.
7. История проекта - http://www.nch-spb.com/o-ргоеігіе/івіогіуа-ргоеігіа (дата обращения 04.04.2014)
8. Тарифная сетка - http://www.whsd.ru/tarifiiaja-вйка (дата обращения 04.04.2014)
9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Москва, Министерство транспорта Российской Федерации, 2008.
УДК 656.11
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА «АССИСТАНС» НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА
Ю.Г.Лазарев1, Ю.А. Григорьева1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Статья посвящена проблематике формирования современных системных позиций по выбору направлений сервиса «Ассистанс», проектированию взаимоувязанных процессов на различных участках движения транспортных средств, вопросам согласования зачастую противоречивых интересов и другим вопросам, касающимся организации и обслуживания транспортных потоков.
Ключевые слова: сервис «Ассистанс», эффективная эксплуатация автомобильного транспорта, транспортная инфраструктура, диспетчеризация потока, транспортные процессы.
TENDENCIES OF THE «ASSISTANCE» SERVICE DEVELOPMENT ONTHE ROADS OF THE
NORTHWESTERN REGION.
Y.G. Lazarev, YAGrigoreva
St. Petersburg state University of Economics (SPbSEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21
This article is devoted to a problem of formation of modem system attitudeto a choice of the directions of the Assistance service, design of the interconnected processes on various sites of vehicles movement, questions of coordination of often rather contradictory interests as well as to other questions concerning the organization and transport streams service.
Keywords: «Assistance» service, efficient use of the motor transport, transport infrastructure, stream scheduling, transport processes.
1Лазарев Юрий Георгиевич, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры "Автосервис" СПбГЭУ 191015, тел.: (812) 758-44-29, e-mail: lazarev-yurij@yandex.ru:
1Григорьева Юлия Александровна — магистрант кафедры "Автосервис" СПбГЭУ, тел/. (812) 550-77-00, е-тай: Yu_lia_G_rigorieva@mail.ru
К наиболее важным приоритетам в современных условиях развития экономики России относятся: стабильность развития, экономия времени и ресурсов, эффективность, производительность, качество. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года базируется на том, что в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Совершенствование транспортной инфраструктуры необходимо рассматривать сквозь призму требований принятых и реализуемых сегодня государственных программ, в частности, в сфере услуг, в т.ч. и транспортных, которые относятся к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики как страны в целом, так и отдельно взятых регионов, а также с удовлетворением жизненно важных потребностей человека.
Высокая интенсивность движения на дорогах, особенно на подходах к крупным центрам, создают ряд острых проблем, отличных от проблем территориальной сети. Эти проблемы определяются во многом несоответствием параметров многих дорог, их обустройства возросшим потокам транспорта и международным требованиям, что приводит к замедлению транспортных потоков, высокой аварийности на ряде участков, отрицательному экологическому воздействию на прилегающие к дорогам жилые зоны. В наибольшей степени указанные проблемы проявляются в населенных пунктах, расположенных на трассе дорог. [2]
Автомобильные дороги являются важнейшим системообразующим элементом автомобильного транспорта. Именно они создают те структуры, которые можно в наибольшей степени относить к территориальным системам автомобильного транспорта. Обеспечивая транспортную доступность населенных пунктов и хозяйственных объектов, они дают возможность их взаимодействия в экономических и социальных процессах на территориях. Это взаимодействие реализуется не только непосредственно автомобильным транспортом, но и за счет функционирования систем сервиса, а так же других видов транспорта, условия для которого во многом обеспечиваются автомобильными дорогами.
Определено, что оптимизация развития транспорта, а точнее его развитие в соответствии с нормами права, организации и социали-
зации, осуществляется по следующим критериям: рациональная организация существующих перевозок; освоение перспективных объемов перевозок; взаимовыгодное взаимодействие видов транспорта; повышение конкурентоспособности видов транспорта; максимальная привлекательность инвестиций в транспортную отрасль.
При этом к принятым в традиционном смысле активностям в транспортных системах следует, на современном этапе развития транспортной инфраструктуры Северо- Западного региона нашей страны, добавить в качестве важнейшего фактора ускоренное развитие сферы услуг. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору направлений сервиса «Ассистанс», к проектированию взаимоувязанных процессов на различных участках движения транспортных средств, к вопросам согласования зачастую противоречивых интересов и к другим вопросам, касающимся организации и обслуживания транспортных потоков.
Формирование современной базы сервиса «Ассистанс» и создание эффективных сервисных предприятий не может осуществляться имеющимися административными методами. Сегодня возможно несколько путей решения такой задачи, из которых на наш взгляд наиболее перспективным является решение исследуемой задачи методом линейного программирования с применением ЭВМ. Важнейшим этапом работы в этом случае является построение математической модели, которая может иметь несколько разновидностей. Например применение концепции управления логистическими рисками в организационном проектировании, что даст возможность нахождения таких решений, которые позволили бы предполагаемой структуре в различных реально-возможных условиях и ограничениях с минимальными дополнительными затратами осуществлять свои функции.
Реализация метода, включающая несколько этапов, предложена профессором Ер-мошиным Н.А [3] на базе линейной модели структуры организации, представленной в следующем виде:
пип^С'х,; (1)
*=1
'ЕА‘х,=Ь; (2)
*=1
В‘х(=Ь‘; (3)
х > 0. (4)
Здесь: В‘= || Ь‘1} ||, 1=1,...,т1,]=1,...,п1 - матрица,
характеризующая частные (независимые) ограничения (определенные виды ресурсов, объемы
выполняемых работ и услуг и пр.); ^ = || а\. ||
- матрица, характеризующая общие ограничения (сроки выполнения работ и услуг, общие расходы ресурсов и др.); х1 - искомые параметры (состав структурных подразделений организации и их количество); С* — затраты, связанные с применением /-го структурного подразделения.
Целевая функция такой модели представляет собой минимизацию совокупных затрат на создание, функционирование организации и затрат на ее адаптацию.
Тогда к основным задачам практического применения вышеизложенных рекомендаций при создании предприятий и организаций дорожного сервиса «Ассистанс» наряду с системностью к исходным положениям (принципам), на наш взгляд следует отнести комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.
Кратко охарактеризуем каждый из перечисленные принципов.
Комплексность:
- формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для управления транспортными процессами в конкретных условиях;
- координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения, по организации, планированию и управлению транспортом и ресурсами компании «Ассистанс», в условиях неравномерного потока заявок и обращений (более чем 10 раз), связанных с аномальными погодными условиями, резкими перепадами температуры, и техногенными авариями;
- осуществление централизованного контроля выполнения задач по вопросам, связанным с современными методами проектирования, разработки и сопровождения транспортно-телематических систем городов.
- стремление к тесному сотрудничеству, установлению прочных связей между различными подразделениями в рамках внутренней деятельности.
Научность:
- усиление расчетного начала на всех стадиях управления на основе теории грузовых и пассажирских перевозок, экспедиторской деятельности на транспорте, механизации по-грузочно-разгрузочных работ.
- выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока,транспортных процессов и систем, математического моделирования транспортного процесса на стадии планирования и оперативного управления;
- управление процессами с помощью телематики, мониторинга - общетеоретической подготовки, основанной на реальных примерах в сфере информационных технологий на транспорте, современных тенденций, основанных на использовании беспроводных технологий, а также передачи информации, интернет и Интернет- технологий;
- признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.
Конкретность:
- четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении Ассистанс процесса: финансовых, трудовых, материальных и т. д.;
- осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
- поиск и нахождение оптимальных вариантов решений по организации, планированию и управлению транспортом и ресурсами компании, информацией и финансами.
Конструктивность:
- применение современных технологий диспетчерского и информационного управления наземным транспортом;
- диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения;
Надежность:
- обеспечение безотказной, профессиональной и психологически точной работы с людьми, ведения переговоров (клиенты, собственный персонал), в чрезвычайных ситуациях (ЧП, а именно пожар, ДТП, наводнение и др.);
- широкое использование современных технических средств;
- высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
Вариантность:
- возможность гибкого реагирования на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды;
- целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами.
Учитывая, что как таковая транспортная услуга - это линейное перемещение, услуга помощи в дороге - «Ассистанс», как никакая другая наиболее полно отвечает перечисленным выше требованиям.
Анализ транспортно- эксплуатационных качеств и состояния автомобильных дорог региона позволяет представить возможные варианты развития и совершенствования сервиса «Ассистанс» по следующим основным направлениям:
1. Помощь в сложных дорожных ситуациях:
- телефонные переговоры, экстренными службами, провайдерами и партнерами;
- вызов ГИБДД, МВД, МЧС, "скорой помощи" (государственной или коммерческой), аварийного комиссара;
- консультации юриста и врача по телефону, разъяснение клиенту его прав и обязанностей при наступлении страхового случая и рекомендации о порядке его действий в соответствии с законодательством;
- организация экспертной оценки ущерба автомобиля;
- передача срочной информации по просьбе клиента по телефону третьим лицам;
- направление техпомощи на место поломки или ДТП в черте города и мелкий ремонт;
- эвакуация автомобиля в случае поломки в черте города до ближайшей СТО;
- замена автомобиля (прокат) при ДТП.
2. Организационная помощь:
- бесплатное многоразовое бронирование гостиницы, авиа- и железнодорожных билетов,
вызов такси, организация услуги "автопилот" ("автопилот", он же "драйвер");
- водитель, который перегонит машину владельца карточки ассистанс в случае, если сам владелец не может этого сделать по каким-то причинам;
- организация прохождения ТО, запись на СТО и сопровождение ремонта, поиск запчастей и расходных материалов в автомагазинах и на СТО, предложениеклиенту вариантов "про-изводитель-цена";
- запись на автомойку и сопутствующий сервис, поиск свободной автостоянки.
3. Информационные услуги относительно СТО, АЗС, железнодорожных, авто- и морских вокзалов, аэропортов, отелей, информация о медучреждениях, аптеках, лекарствах (заказ лекарств и вызов врача на дом в случае болезни), ветеринарных клиниках.
4. Юридические услуги:
- предоставление услуг адвоката, нотариуса;
- представление интересов в суде и административных органах.
5. Помощь в организации досуга:
- заказ столиков в ресторанах;
- заказ билетов на концерты и шоу, спортивные состязания, в кинотеатры, театры, выставки, музеи и галереи;
- запись в салоны красоты, спортивные и фитнес-центры, сауны.
6. Услуги "Будильник" и "Напоминание".
7. Услуги переводчика, передача поздравлений или информации третьим лицам, отправка SMS, факсов, электронной почты, поиск данных в Интернете.
8. Справочная информация: навигация маршрута движения, цены на бензин и дизтопливо, состояние дороги, погода в Регионе и в РФ, расположение отделений банков и банкоматов, курс валют, оперативный поиск необходимой справочной информации, телефонные коды городов России.
Литература
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Шаталова, Н.В. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог / В.П. Федоров, Н.В. Шаталова // Транспорт Российской федерации. - 2009. — № 6 — с. 20-22.
3. Ермошин Н.А. Обеспечение гибкости производственной структуры дорожно-строительных организаций.-Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования», вып. №5., 2013 год.