УДК 338.46
Тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
В статье рассматриваются основные этапы развития сферы телекоммуникационных услуг в России. Особое внимание автор уделил последнему этапу, охватившему пятнадцатилетний период, выделив в нем основные черты развития рынка телекоммуникационных услуг. Проведено подробное исследование объемов рынка телекоммуникаций за 2003-2017 гг., проанализирована динамика развития услуг сети общего пользования и сотовой связи, уровень насыщенности пользователей Интернетом, структура рынка и другие показатели. Обозначены драйверы роста и падения рынка, а также дальнейшие перспективы развития сектора коммуникационных услуг.
Ключевые слова: телекоммуникации, мобильная связь, Интернет, абонент, капитальные вложения, кризисный период.
Глобализация мировой экономики, расширение международных торговых связей, развитие научно-технического прогресса и усиление деловой активности общества требуют все большего объема информационных ресурсов, процесс обеспечения которыми возложен на телекоммуникационный сектор. Учитывая постоянно возрастающую роль телекоммуникационного сектора в экономическом развитии страны, постоянно наблюдается усиление требований к качеству и эффективности функционирования данной отрасли.
Под телекоммуникационной отраслью понимают совокупность предприятий - операторов телекоммуникаций, которые имеют технологические инфраструктуры, связанные между собой и входящие в общий процесс производства [1]. В ее структуру входят телекоммуникационные услуги и телекоммуникационное оборудование. В свою очередь сфера телекоммуникационных услуг включает: услуги проводной связи; услуги беспроводной связи; услуги по передаче данных с использованием телекоммуникационных сетей; телематические услуги [2].
Развитие сферы телекоммуникационных услуг в России прошло несколько этапов [1; 3-5]:
1. «Административно-командный» период (до 1992 г.) характеризуется монопольным участием го-
сударства на данном рынке услуг, при этом качеству связи уделялось минимальное внимание.
2. Развитие отрасли телекоммуникационных услуг в количественном направлении датируется 1992-2002 гг. В 1992 г. в отечественной телекоммуникационной сфере была проведена реформа, связанная с приватизацией государственных компаний электросвязи путем формирования из них акционерных обществ. В результате проведения данной реформы появились частные телекоммуникационные компании, а Министерство РФ по связи и информатизации стало выполнять функции государственного регулятора в отрасли.
К 1997 г. реализовались такие крупнейшие международные проекты в области связи, как строительство волоконно-оптических линий связи между Россией и Данией, на участках Россия - Япония -Корея, Италия - Турция - Украина - Россия, длиннейшая в мире цифровая радиорелейная линия между Москвой и Хабаровском. В результате данных проектов Россия обрела три независимых выхода в глобальную сеть электросвязи, а также получила автоматизированную телефонную связь со 180 странами. В течение 1993-1997 гг. в РФ ввели в действие порядка 70 тыс. международных каналов связи и построили семь международных коммуникационных
2000,0 1800,0 1600,0 1400,0 1200,0 1000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0
106,4
шд
№7,4
Мао:
ю
1,3
1С 07
103
160
- 140
- 120 1
■ 100 - 80 - 60 - 40 20
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ^■Доходы от услуг связи, млрд. руб. ■ темп роста, % Рис. 1. Динамика доходов от услуг связи в 2003-2017 гг. (млрд. руб., %)
Источник: составлено автором по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ [6].
то же время начиная с 2008 г. у компаний, предлагающих данную услугу, появились конкуренты в мобильной сети - 3G сети [3];
- попытка удержания рыночных позиций компаниями путем объединения и сокращение капитальных затрат в результате влияния мирового финансового кризиса.
В связи с тем, что большая часть услуг телекоммуникационного рынка является
центров, обеспечив, таким образом, на ближайшие 15 лет международную связь для страны [5]. В целом, начиная с 1999 г. отечественная телекоммуникационная сфера демонстрировала активный рост числа абонентов, доходов и инвестиций в отрасль.
3. Развитие сферы услуг в направлении постоянного улучшения качества и его контроля - с 2003 г. и по сегодняшний день.
На данном этапе можно обозначить такие тенденции:
- насыщение рынка сотовой связи. До 2006 г. телекоммуникационный рынок ежегодно демонстрировал высокие темпы развития (рис. 1), что было обусловлено активным расширением абонентской связи сотовыми компаниями (табл. 1). Однако, в 2005 г. операторы сотовой связи в последний раз смогли увеличить практически вдвое количество абонентов, что означало 100 % проникновения сотовой связи на российском рынке;
- активный рост рынка широкополосного доступа в Интернет. С 2007 г. темпы роста рынка начинают замедляться, однако все еще остаются на высоком уровне - 24,3 %. Основной чертой рынка телекоммуникационных услуг стало развитие широкополосного доступа в Интернет, в
жизненно необходимой как для населения, так и юридических лиц, кризисные явления, происходящие в экономике, проявляются в данном секторе не сразу, а имеют отложенный эффект. В условиях кризиса потребители в основном отказываются от последних новинок на рынке и дополнительных услуг, продолжая пользоваться традиционными услугами. Это в свою очередь отражается на сокращении финансовых инвестиций в новые инвестиционные проекты и основные фонды компаний-провайдеров услуг в связи со снижением их рентабельности и сроков окупаемости проектов (табл. 1), а также замедлении темпов роста их выручки. Так, в 2008 г. темпы роста объемов капитальных вложений составили всего 103,5 % против 132,6 % по сравнению с докризисным годом, а
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Число телефонных аппаратов сети общего пользования на 100 человек населения, шт. Число абонентских устройств сотовой связи на 100 человек населения, шт. Я темп роста телефонных аппаратов сети общего пользования, % ;' темп роста числа абонентских устройств сотовой связи, %
Рис. 2. Динамика развития услуг сети общего пользования и сотовой связи в 2003-2016 гг.
Источник: составлено автором по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ [6].
Таблица 1
Динамика инвестиций и ввода основных фондов операторов связи
Наименование показателей 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Капитальные вложения, млрд. руб. 140,6 170,5 226,2 234,2 147,9 192,1
темп роста, % 100 121,3 132,6 103,5 63,2 129,9
Ввод в действие мощностей
городские АТС, тыс. номеров 2845,6 2369,7 4300,7 3394,3 1470 2031,4
темп роста, % 100 83,3 181,5 78,9 43,3 138,2
сельские АТС, тыс. номеров 508,4 299,9 570,7 538,7 299,39 124,2
темп роста, % 100 59,0 190,3 94,4 55,6 41,5
сотовая связь, млн. номеров 43,53 23,62 18,90 25,59 43,05 33,93
темп роста, % 100 54,3 80,0 135,4 168,2 78,8
радиорелейные линии связи, тыс. км 72,86 61,82 71,12 91,97 65,15 81,56
темп роста, % 100 84,8 115,0 129,3 70,8 125,2
автоматические междугородные телефонные станции, каналы 51236 207353 164279 535435 194629 22542
темп роста, % 100 404,7 79,2 325,9 36,3 11,6
телевизионные станции, штук 37 28 70,0 47,0 77 35
темп роста, % 100 75,7 250,0 67,1 163,8 45,5
телевизионные передатчики, штук 633 1208 1698,0 624,0 1140 568
темп роста, % 100 190,8 140,6 36,7 182,7 49,8
спутниковые наземные станции, шт. 448 3652 1565,0 1319,0 1402 1464
темп роста, % 100 815,2 42,9 84,3 106,3 104,4
Капитальные вложения, млрд. руб. 259,6 298,9 270,7 299,2 292,9 277,4
темп роста, % 135,2 115,1 90,6 110,5 97,9 94,7
Ввод в действие мощностей
городские АТС, тыс. номеров 1147,4 536,6 5603,7 359,3 386,8 191,6
темп роста, % 56,5 46,8 1044,3 6,4 107,7 49,5
сельские АТС, тыс. номеров 162,7 90,9 111,6 94,7 137,9 23,0
темп роста, % 131 55,9 122,8 84,9 145,6 16,6
сотовая связь, млн. номеров 32,12 40,39 30,07 33,05 22,75 36,46
темп роста, % 94,7 125,7 74,5 109,9 68,8 160,2
радиорелейные линии связи, тыс. км 91,23 117,16 88,19 95,13 110,5 96,56
темп роста, % 111,9 128,4 75,3 107,9 116,2 87,4
автоматические междугородные телефонные станции, каналы 44260 1635 672 414 414 4896
темп роста, % 196,3 3,7 41,1 61,6 100 1182,6
телевизионные станции, штук 70 53 149 317 334,0 141,0
темп роста, % 200 75,7 281,1 212,8 105,4 42,2
телевизионные передатчики, штук 904 741 634 1728 2583,1 1645
темп роста, % 159,2 82,0 85,6 272,6 149,5 63,7
спутниковые наземные станции, шт. 2643 2452 3176 2561 3833 4133
темп роста, % 180,5 92,8 129,5 80,6 149,7 107,8
Источник: составлено автором по данным Министерства связи в 2009 г. упали на 36,8 % по сравнению с 2008 г. В частности, ввод в действие мощностей, касающихся функционирования подвижной радиотелефонной связи, в 2010 г. сократился до 33,93 млн. номеров, что на 21,2 % меньше, чем в 2009 г. Аналогичная тенденция наблюдалась и по другим показателям, касающимся ввода основных фондов компаний.
и массовых коммуникаций РФ [6].
Одной из основных тенденций кризисного периода для ряда компаний также явилось их объединение с целью сохранения своих позиций на рынке.
- Посткризисный и новый кризисный период. В 2010-2013 гг. наблюдается замедление темпов роста рынка телекоммуникаций, что обусловлено насыщением крупнейших сегментов рынка и, со-
118,6 114,5
102,7 07,6 - ■ - 101,8
100 Г
—А 7!
12,18 14,44 16,53 16,97 18,26 18,59
Рис. 3. Динамика развития доступа к сети Интернет в 2011-2016 гг.
па в Интернет, а также порядка 38 % платного телевидения [8].
Начиная с 2014 г. российский рынок телекоммуникационных услуг вошел в новую фазу экономического кризиса, что отразилось на замедлении темпов роста доходов от сектора
2011 2012 2013 2014 2015 2016 связи, сокращении ка-
I I Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 чел. «
питальных вложений,
Темп роста числа абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет, % А Домашние хозяйства, имеющие доступ к сети Интернет, % а также впервые за
весь анализируемый
__период (2003-2016 гг.)
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ [7]. было зафиксир°ван°
падение числа або-
ответственно, исчерпанием источников роста. По состоянию на 2013 г., по данным Росстата, уровень проникновения сотовой связи составил 193,3 абонентских устройства сотовой связи на 100 человек, а число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек достигло 16,5 % (рис. 3) [7].
В целом уровень проникновения доступа в Интернет для домашних хозяйств вырос с 57 % в 2011 г. до 69 % в 2013 г.
На ухудшение рыночной динамики негативно отразилось ежегодное снижение объемов рынка фиксированной связи. Число телефонных аппаратов общего пользования постоянно демонстрирует отрицательную динамику.
В 2013 г. практически 80 % телекоммуникационного рынка приходилось на четыре компании (МТС, Ростелеком, Мегафон, Вымпелком), контролировавших 90 % рынка международной и междугородней связи, 89 % - сотовой связи, 78 % - местной телефонной связи, 58 % рынка широкополосного досту-
риксиров^нныи интернет 12,4%
фиксированная телефония 11,4%
Рис. 4. Структура рынка телекоммуникационных услуг в 2016 г., %
Источник: составлено №оАпа^^ [9].
автором по данным компании
нентских устройств сотовой связи на 1,3 %.
По результатам 2016 г. структура рынка, по сравнению с докризисным 2013 г., осталась неизменной (рис. 4), основной удельный вес в выручке по-прежнему приходится на сегмент мобильной связи (60,1 %) [9]. Рыночная доля четырех крупнейших игроков в 2016 г. увеличилась до 87,4 % по сравнению с 2013 г. [9].
В целом объем рынка составил 1683,5 млрд. руб. или 2,3 % от мирового рынка телекоммуникационных услуг, емкость которого достигла 1130 млрд. евро [10].
В настоящее время отечественный телекоммуникационный рынок находится на зрелом этапе развития, а его ключевые секторы (сотовая связь и фиксированный широкополосный доступ в сеть Интернет) вступили в фазу стагнации. Единственным сегментом, демонстрирующим высокие темпы роста, остается мобильный доступ в Интернет. Учитывая тот фактор, что уровень проникновения услуг Интернета в России все еще ниже развитых европейских стран, у данного сегмента еще есть потенциал для роста (к примеру, в 2016 г. в Нидерландах 97 % домашних хозяйств имели доступ в Интернет, в Дании - 94 %, в Австрии - 85 %, в Польше - 80 %, тогда, как в России этот показатель составлял 75 %) [7].
Подводя итог, следует отметить, что отечественный рынок телекоммуникационных услуг развивался по аналогичному с мировым рынком сценарию, то есть основными тенденциями стали увеличение числа абонентов мобильной связи и пользователей сети Интернет. В то же время качество российской информационной среды, необходимой для эффективного развития современной экономики, напрямую зависит от уровня развития рынка телекоммуникационных услуг, что обуславливает необходимость его дальнейшего совершенствования путем внедрения новых технологий и снижения стоимости услуг для его потребителей.
Литература:
1. Проскура Д.В., Проскура Н.В. Анализ телекоммуникационных услуг в контексте основных характеристик услуги // Экономические науки. -2014. - № 12. - С. 75-79.
2. Проскура Д.В., Проскура Н.В. Социальная направленность телекоммуникационных услуг // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 7 (26). - C. 102-111.
3. Локотков А.А. Рынок телекоммуникаций: современное состояние и перспективы развития.
- URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/rynok-telekommunikatsiy-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.
4. Ван А.Л., Третьяков М.М. Современное состояние рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации (на примере сегмента сотовой связи) // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2015. - Т. 6. - № 4.
- С. 154-157.
5. Стрелкова И.А. Особенности развития российского рынка услуг связи и телекоммуникаций // Вестник экономики, права и социологии. - 2012.
- № 1. - С. 126-129.
6. Статистика отрасли. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. -URL: http://minsvyaz.ru/ru/pages/statistika-otrasli/
7. Деятельность в сфере телекоммуникаций. Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_ innovations/it_technology/#.
8. Эксперты: Российский рынок телекоммуникаций в 2014-2018 гг. замедлит темпы роста. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131217183428. shtml
9. Анализ российского рынка телекоммуникационных услуг: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г. NeoAnalytics. - URL: https://marketing.rbc.ru/ articles/10081.
10. Technology & Telecommunications. The Statistics Portal. - URL: https://www.statista.com/ markets/418/technology-telecommunications/
Trends in the Development of the Telecommunications Market
S.A. Sinitsa
The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Communication
In the article the main stages of development of the sphere of telecommunication services in Russia are considered. The author focused on the last stage, which covered a fifteen-year period and highlighted the main features of the development of the telecommunications services market. The author carried out a detailed study of the volumes of the telecommunications market for 2003-2017, analyzed the dynamics of the development of services of the public network and cellular communication, the level of saturation of Internet users, the market structure and other indicators. In the article have been outlined the drivers for the growth and decline of the market, as well as further prospects for the development of the communications services sector.
Key words: telecommunications, mobile communications, Internet, subscriber, capital investments, crisis period.