Научная статья на тему 'Тенденции развития розничной торговли в России'

Тенденции развития розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6270
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РИТЕЙЛ / СТАРТАП / ФРАНЧАЙЗИНГ / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК / TRADE / RETAIL / STARTUP / FRANCHISE / RETAIL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глоян Роман Размикович, Черней Ион

В статье представлен обзор развития розничной торговли в России. Рассматриваются основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран. Анализируются проблемы торговой отрасли России. Определяются основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, среди которых выделяются наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий, дефицит финансовых ресурсов, сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений, проблемы подключения к инженерным коммуникациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in development of retail trade in Russia

The article presents an overview of the development of retail trade in Russia. It analyses the main indicators characterizing the Russian retail lag from the developed countries. The author studies the problems of Russian trade industry. It identifies the main problems of development of small and medium-sized enterprises in trade, among which are the presence of administrative barriers in organization and operation of small businesses, lack of financial resources, difficulties in the implementation of the right to buy-out the leased premises, the problem of connection to utility system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития розничной торговли в России»

отраслевая и региональная экономика

Глоян P.P., Черней И.

тенденции развития

розничной торговли в россии

Розничная торговля являлась одним из наиболее динамично растущих секторов экономики России, о чем свидетельствует сохранение на протяжении 2003-2008 гг. темпов роста ее оборота в товарной массе на уровне почти в два раза выше темпов роста ВВП.

В 2006, 2007 и первой половине 2008 гг. весь российский ритейл, и особенно сектор быстрооборачиваемых продуктов (FMCG - Fast Moving Consumer Goods), показывал стабильный рост. Это один из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики.

Так, согласно данным консалтинговой компании A.T. Kearney, в 2006 и 2007 гг. Россия занимала второе место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей. Такое высокое место Россия сумела занять по результатам своего экономического развития [7,с.57].

В 2008 году суммарный оборот российской продуктовой розницы составил более $250 млрд. Доля расходов на продукты питания составляла около 45% от потребительских расходов. Основным фактором, исторически способствующим росту рынка, в прошлом являлось повышение экономической стабильности в России и как следствие увеличение доходов населения страны. В 2009, ситуация на рынке продовольственной розницы, изменилась в худшую сторону. Падение доходов населения отрицательно повлияло на структуру и размер потребительского спроса. Так по итогам 2009 года розничный оборот, включающий и оборот товаров питания, в РФ снизился на 5,5% к обороту за аналогичный период 2008 года, что в купе с шести процентной инфляцией означает серьезное снижение спроса на товары питания. При этом, в средней потребительской корзине доля продуктов питания выросла с 45% в 2008 году до 48,6% по итогам 2009 года. В итоге, рублевое сокращение потребление продуктов питания в 2009 года составило 2,5%. [14]

Результаты кризисного 2009 года оказались существенно хуже наиболее пессимистичных прогнозов конца 2008-начала 2009 гг. В то же время в 2010 году ситуация в экономике начала улучшаться и уже по итогам I квартала 2010 года динамика реального ВВП и оборота розничной торговли к I кварталу 2009 года стала положительной. Причем в апреле 2010 года тенденция улучшения основных экономических показателей в основном сохранилась (несколько худшей оказалась динамика реальных доходов населения).

На долю современных форматов по состоянию на начало 2010 года приходилось не более 12% занятых в розничном секторе, что обусловливало сравни-

тельно невысокий уровень производительности труда в сфере розничной торговли России в целом.

Высокие темпы роста потребительских расходов, быстро растущая ёмкость розничного рынка России и сравнительно низкая доля сетевой торговли сделали его в 2007-2009 гг. одним из наиболее привлекательных для международных ритейлеров. Несмотря на то, что в 2009-2010 гг. привлекательность потребительского рынка России несколько снизилась, он продолжает сохранять значительный потенциал для иностранных инвесторов. При этом российские потребители предпочитают магазины современных форматов традиционным прилавочным и розничным рынкам.

В то же время в течение 2009-2010 гг. для российского рынка было характерно усиление ряда негативных для развития торговли факторов: неблагоприятного предпринимательского климата, высокого уровня коррупции, неоднозначности и противоречивости толкования ряда положений Закона «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», избыточном количестве налоговых проверок и согласований, нехватке квалифицированной рабочей силы и т. д. [1]

В 2015 году значительное снижение цен на сырую нефть и значительная девальвация российского рубля, а также санкции, введенные против России некоторыми странами в 2014 году, продолжили оказывать негативное влияние на российскую экономику. Процентные ставки в рублях остались на высоком уровне в результате поднятия Банком России ключевой ставки в декабре 2014 года, с последующим постепенным ее понижением в 2015 году. Совокупность указанных факторов привела к снижению доступности капитала, увеличению стоимости капитала, повышению инфляции и неопределенности относительно экономического роста, что может в будущем негативно повлиять на финансовое положение, результаты операций и экономические перспективы.

Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран: [3]

Показатель Россия Развиты« страны ЕС** Разрыв, рал

О&кпеченность соере.1 '.енн ям ■■ уоргс мн пгмщадчм*1. нг^нг. ч«1 73 более 500 более 7 раз

Допч смре-иеииык фсриэтов* 35% более 70% бопее 2 раз

Дслн $ крупнейших с«л«ннА'{степмъ «(Лисопидацин} 11% более 60% в и более раз

Дзпндистэичипннрйтгч^еги более 5% Зн более раз

"На при«)» Г¥И№вт£1вь*лн тфгавги № йиизофи*!*. ■Зр&тч ИЬещц. Нцири*Л1ж иду

Рисунок 1. Ключевые показатели торговли в России и др. странах

До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:

- в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;

- отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;

- отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;

- отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;

- слабое вмешательство со стороны ФАС России;

- отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;

- отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;

- существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.

■ Неяоотзток горгадьн и [кладете Объекте, высока стоимость аренды и це« из объекту иеданхишетм и землю, йпссчэя стоимость иодведеи!«! коммуникаций

■ Недостаток тинслорпщй и тортовой шфрэструктуры¡земля.тррговэинеяв1«|адзстъ. сплавы, порогу

■ Недаггетмнзйпр^скн^ггисобиттьпунктсвтампжй'нсгаофс^мийкзгрзлице. ди^щзция гту^кти тэмрженнсгочформпения э*/тристрэн£1

■ Слабые козяйстмммыв сами между прекмояитепями и. о^анкицнями торговли. меяоетатйчмь'н уровень доэентип кооперации, наличие 5г*л ыд иго числа посредине 1де*ду небопыъими ■роггЕзд.'телг^и и нймыншаг торговыми организациями

■ НЬмЛ уровень имнмущЕв^ддкМиИВдая плотность нагая ениш отдельные геррчгврт РФ

■ Ся а(ме рзм итие инфраструктуры и логистики на удаленны* территории

■ Низкая ™лк|}икацид*эдрганэ все* уровни*

■ НбщвстМккаарче

■ НЭПИЧК? ЭДМИИНСТраТТНВНЬИ ^-Ярье.ГОР 5 ОрГЭМИЗаЦНИ деятельности мапьн предприятий

■ £ЕО»|Ц|!Г финансовых рйсурСоЁ

- Слакносш в реализации права вькупа эрепд/нлк помещений

■ Проблемы подклячем<я * киженврнь« кпммужкациям

■ Низкий уроеснь инфраструктуры и сл »бое развитие франчайзинга

Рисунок 2. Проблемы торговой отрасли России

Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов [3].

Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили

снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания [6, с.76].

Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами [5,с.99]. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:

- недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;

- избыточность правового регулирования.

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями. [4]

Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами [8, с.38].

Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.

Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов [10, с.33].

Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строи-

тельства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.

Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий [9, с.22].

Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.

В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.

Среди основных проблем можно выделить:

- отсутствие платежеспособного спроса;

- отсутствие развитой инфраструктуры;

- отсутствие предложения логистических услуг;

- отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.

Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически

активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах. [3]

Персонал, занятый в розничной торговле, условно можно разделить на три категории:

-низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;

-персонал средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;

- топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с

набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 80% в год, а спрос может превышать предложение в отдельных случаях в два раза.

Также существует дефицит кадров средней и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством подготовки выпускников вузов, обучающихся торговым специальностям.

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран [11], [12]. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель - более 50 процентов.

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

- наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

- дефицит финансовых ресурсов;

- сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

- проблемы подключения к инженерным коммуникациям;

- другое.

В последние годы активно реализуется административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По-прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.

Одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие малого бизнеса, является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:

-отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

-отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).

Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками. [4]

Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения

недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако процесс идет очень медленно. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость. [2]

Острой проблемой остается ограниченные возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых и средних торговых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия). Рынок франчайзинга в России оценивается примерно в 4-5 миллиардов долларов. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти - в общественном питании, около 12% приходится на сферу услуг.

К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

- отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;

- неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

- кредитование начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам;

- закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из-за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.

В России продолжаются экономические реформы и развитие правовой, на-

логовой и административной систем, которые отвечали бы требованиям рыночной экономики. Стабильность российской экономики будет во многом зависеть от хода реформ в указанных областях, а также от эффективности принимаемых правительством мер в сфере экономики, финансовой и денежно-кредитной политики. [3]

В среднесрочной перспективе российский розничный рынок продолжит оставаться одним из наиболее привлекательных в мире.

литература

1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утверждена приказом Минпромтога России от 31.03.2011г. №422.

4. Антипин Ф.А. Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи // Российское предпринимательство.-2015г.-№11.

5. Современная модель эффективного бизнеса: монография/Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др./Под общ. ред. С.С.Чернова. -Книга 10. -Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. -С. 94-107.

6. Современные теории менеджмента: научная коллективная монографи-я/Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. . -Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. -С.69-85.

7. Филонова Э.А., Пономарев Ю.В., Черней И. Специфика розничной торговли как вида бизнеса // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: сборник статей студентов, аспирантов молодых ученых и преподавателей - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.56-58.

8. Величко Н.Ю. Исследование лояльности потребителей гостинично-тури-стских услуг // Экономика и менеджмент в современной России: коллективная монография /Яковлева-Чернышева А.Ю., Величко Н.Ю., Беляева Е.В., Бассова Л.А., Глоян Р.Р./ под общей редакцией А.Ю. Яковлевой-Чернышевой. Сочи. 2014. - с.37-51.

9. Величко Н.Ю. Гостиничные услуги: бренды и потребители //Экономика и управление в современной России: теории и практика коллективная монография / Яковлева-Чернышева А.Ю., Величко Н.Ю., Беляева Е.В., Лященко Н.А., Тординава И.К., Бударь С.Ю., Глоян Р.Р., Федоров О.В., Филонова Э.А./ под общей редакцией А.Ю. Яковлевой-Чернышевой. Сочи. 2015. - с.21-35.

10. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы монография. Книга 3 / под ред. М.М. Скорева. - Ставрополь: Логос, 2014. - С.27-61.

11. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Некоторые аспекты управления развитием малого предпринимательства в Республике Крым / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Современное государство: проблемы социально-экономического развития», Саратов, 17 сентября 2014 г. - С. 97-99.

12. Яковлева-Чернышева, А.Ю. К вопросу о развитии малого предпринимательства в Республике Крым на современном этапе/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина // Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Экономика. Теория и практика», Саратов, 13 августа 2014 г. - С. 146-147.

13. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2015. - № 1. - С. 56-62.

14. http://ir.magnit.com/ - Официальный сайт ПАО «Магнит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.