УДК 316.4.051
Аборвалова Ольга Николаевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социально-гуманитарных
дисциплин
Саратовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета [email protected]
ФРАНЧАЙЗИНГ В ТОРГОВЛЕ
Aborvalova Olga Nikolaevna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Department for Social Science and the Humanities, Saratov Institute (branch) of the Russian State Trade and Economic University [email protected]
FRANCHISING IN TRADE
Аннотация:
В статье рассмотрен относительно новый феномен развития современной российской торговли - франчайзинг. Анализируются преимущества и возможные риски данного института развития, несовершенство нормативноправовой базы в части регулирования франчайзинговых взаимоотношений, проблемы и диспропорции развития данной бизнес системы.
Ключевые слова:
франчайзинг как механизм развития торговли, возможности франчайзинга, франчайзер, франчайзи, рынок франчайзинга, диспропорция развития франчайзинга, риски франчайзинга, законодательная база франчайзинга.
Summary:
The article is concerned with a relatively new phenomenon of the current Russian trade development, which is franchising. The author studies advantages and possible risks of the given institution, considers limitations of the laws and regulations regarding the franchising relations control, and discusses problems and imbalances of this business system development.
Keywords:
franchising as a mechanism of trade development, resources of franchising, franchisor, franchisee, market franchise, franchise development imbalances, risks of franchising, franchising legislation
Решение значимых экономических проблем России требует сегодня новых финансовых конструкций. Один из таких механизмов - франчайзинг [1] - способен стать действенным инструментом, позволяющим повысить эффективность малого и крупного бизнеса, объединить их преимущества. В торговле франчайзинг позволяет без значительных инвестиций в развитие собственной сети в течение относительно небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками. В связи с чем изучение данного социального феномена представляет особый научный интерес и является актуальным, имеющим практическую значимость направлением научного исследования.
Мировая практика свидетельствует о том, что франчайзинг - это достаточно эффективная взаимовыгодная система построения бизнес-отношений, начало которой было положено организацией продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Начиная с 1851 г., фирма Исаака Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы. Договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
В 1898 г. компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство, но все же классический товарный франчайзинг начал формироваться только к середине прошлого века. В 50 гг. предприниматель Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
В России интерес к подобной форме ведения бизнеса возродился в 90 гг. прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров, представленных в г. Саратове, - «Пятёрочка», торговые предприятия «Эльдорадо», «Красный куб», «Баскин Роббинс», «Копейка» и др. Рынок франчайзинга в России оценивается примерно в 4-5 миллиардов долларов. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти - в общественном питании, около 12 % приходится на сферу услуг [2].
Как и любая бизнес-система, франчайзинг имеет свои преимущества и риски. Для правообладателя (франчайзера) франчайзинг является наиболее удобным средством расширения бизнеса. Франчайзинг избавляет предпринимателя (франчайзера) от необходимости открывать
большое число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, а также значительно сокращает количество инвестированных средств в развитие. Помимо этого, франчайзинг увеличивает сбыт продукции и полученный доход, способствует ускоренному продвижению товаров на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой. Решает проблему быстрого ввода на рынок модифицированных товаров и услуг. Кроме этого, приобретает новые идеи от партнеров по улучшению работы системы в целом, получает дополнительный доход от выплат роялти (периодический платеж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, торговые марки и др.).
Наряду со значительными преимуществами для франчайзера данная система бизнес отношений имеет очевидные плюсы и для франчайзи, среди них: использование узнаваемого бренда или популярной торговой марки, широко известной потребителям; поддержка со стороны бизнес партнера; вступление в апробированную бизнес среду и использование ее конкурентных преимуществ; отработанная маркетинговая стратегия и др.
Для франчайзи схема подобного сотрудничества значительно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений.
Эти очевидные преимущества пока не оправдали надежды на широкое развитие франчайзинга в России. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.
Начиная развивать бизнес по франчайзингу, или собираясь приобрести франшизу, необходимо иметь в виду существующие риски, которые в первую очередь связаны с дефицитом финансовых ресурсов.
Нестабильность экономического развития страны, череда экономических кризисов приводят к разорению мелких предприятий и снижению уровня доходов средних и крупных игроков в сфере торговли и услуг, что в свою очередь делает франчайзинг, как, впрочем, и любой другой бизнес-проект, рискованным предприятием. Невозможность долгосрочного планирования, неуверенность в будущем не способствуют развитию каких-либо новых форм организации торговли.
Недостаток собственных средств приводит к отсутствию доступа к банковским кредитам как для пополнения оборотных средств, так и для реализации инвестиционных проектов. Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования как для начала, так и дальнейшего развития бизнеса.
Если в зарубежных странах банки представляют льготы для начинающих франчайзи, то в России данная группа подпадает под категорию малого предпринимателя, которым достаточно сложно, а порой практически невозможно получить доступ к кредитному ресурсу.
В зоне риска остается проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дал арендаторам право преимущественного выкупа, однако сохранились слишком малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенных вдоль центральных магистралей, и высокие цены на недвижимость.
Не снижает остроты проблема ограничения возможности подключения к инженерным коммуникациям, и в первую очередь, к источникам электроэнергии. Это относится, прежде всего, к сложности получения согласования технических условий и к высокой стоимости разрешения на подключение и использование дополнительных мощностей.
Пробелы в Российском законодательстве, отсутствие законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор» привели к отсутствию единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке.
Только в трех странах мира - США, Румынии и Республике Молдова существуют специальные законы, регулирующие сферу франчайзинга. В таких странах, как, например, Франции, Германии и в России законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законах, связанных с предпринимательской деятельностью, различных нормативных актах, принятых Правительством или Президентом РФ.
В частности, в России не существует закона о франчайзинге, но используется Глава 54 ГК РФ, согласно которой вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. Оба договора обязательны для регистрации в Роспатенте, а также в ФНС.
И все же, основанный на системе договорных отношений, франчайзинг должен быть подкреплен серьезной правовой базой. Отсутствие закона по франчайзингу, а также утвержденной,
согласно международным стандартам терминологии, тормозит его развитие и создает большие трудности для участников франчайзинговых отношений.
Сегодня можно говорить о неоднородности развития франчайзинга в России. Специалисты выделяют лишь несколько субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и развития франчайзинговых отношений. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области.
Современный франчайзинг - это мировая тенденция и один из наиболее эффективных способов развития малого бизнеса. Экономика современной России нуждается в более динамичном развитии данного сектора. Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно сказать, что для его развития в России имеются широкие возможности, но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Первостепенное значение среди которых имеет разработка закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Кроме этого, необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Предлагаемые изменения помогут развитию не только франчайзинга, но и в целом развитию российского предпринимательства.
Ссылки:
1. Франчайзинг. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.02.2012).
2. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. URL:
http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9 (дата обращения: 22.02. 2012).
References (transliterated):
1. Franchayzing. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (date of access: 22.02.2012).
2. Strategiya razvitiya torgovli v Rossiyskoy Federatsii na 2011-2015 gody i period do 2020 goda. URL:
http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9 (date of access: 22.02. 2012).