Научная статья на тему 'Тенденции развития региональной кредитной системы в условиях спада экономики'

Тенденции развития региональной кредитной системы в условиях спада экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишняков Игорь Петрович

В статье рассматриваются основные тенденции развития региональной кредитной системы за 2014-2016 гг. Оцениваются последние изменения в региональной кредитной системе и их последствия для экономики региона и страны в целом. Дано понятие региональной кредитной системы; описаны методы регулирования региональной кредитной системы; выявлены тенденции развития региональной кредитной системы в условиях геополитической напряженности и макроэкономической нестабильности экономики современной России. Методология базируется на логическом, системно-функциональном и ситуационном анализе, методах группировки и монографического обследования. На основе проведенного анализа отмечена тенденция снижения роли и влияние средних и малых кредитных организаций на реальный сектор экономики, как региона, так и страны в целом, что вызвано резкой дифференциацией по размеру кредитных организаций России. Оптимизация нормативного регулирования инвестиционных процессов, поддержка предприятий и организаций малого бизнеса основные необходимые формы поддержки государством региональной кредитной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития региональной кредитной системы в условиях спада экономики»

Тенденции развития региональной кредитной системы в условиях спада экономики

сч сч

£

Б

а

2 ©

Вишняков Игорь Петрович

аспирант кафедры государственных, муниципальных финансов и финансового инжиниринга Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, gartemen@mail.ru

В статье рассматриваются основные тенденции развития региональной кредитной системы за 2014-2016 гг. Оцениваются последние изменения в региональной кредитной системе и их последствия для экономики региона и страны в целом. Дано понятие региональной кредитной системы; описаны методы регулирования региональной кредитной системы; выявлены тенденции развития региональной кредитной системы в условиях геополитической напряженности и макроэкономической нестабильности экономики современной России. Методология базируется на логическом, системно-функциональном и ситуационном анализе, методах группировки и монографического обследования. На основе проведенного анализа отмечена тенденция снижения роли и влияние средних и малых кредитных организаций на реальный сектор экономики, как региона, так и страны в целом, что вызвано резкой дифференциацией по размеру кредитных организаций России. Оптимизация нормативного регулирования инвестиционных процессов, поддержка предприятий и организаций малого бизнеса - основные необходимые формы поддержки государством региональной кредитной системы. Ключевые слова. Кредитная организация, финансовый капитал, капитализация, кризис, реальный сектор экономики, финансовое регулирование.

В основе динамического развития институционально-сетевой модели финансового капитала лежит перераспределение ответственности между государственным и частным секторами экономики, поиск оптимального соотношения государственного регулирования и хозяйственных свобод, о чем свидетельствует эволюция моделей государственного регулирования.

Под влиянием процесса глобализации финансовые инструменты теряют исключительно национальный характер обращения, а финансовый рынок роль основного источника мобилизации инвестиционных ресурсов. Отмечается увеличение объемов кредитных, платежных, расчетных операций, совершенствование системы участия таких финансовых институтов, как страховые, инвестиционные компании, коммерческие банки, пенсионные фонды в капитале друг друга.

В современных условиях спада мировой экономики в целом и российской в частности государство и коммерческие банки заинтересованы в развитии кредитно-финансового сектора, доступности предоставляемых услуг, прозрачности деятельности основных участников рынка, одновременно с этим создавая и поддерживая приоритеты развития кредитной системы, так как это лежит в основе достижения адекватного уровня развития экономики страны в целом. С позиции кредитного сообщества приоритетными направлениями являются расширение устойчивости пассивной базы, рост капитализации кредитных организаций, увеличение объемов кредитования, при этом снижение удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитного портфеля, развитие инфраструктуры, рост показателя достаточного капитала, сокращение затрат.

Государство играет роль активного игрока, посредника и гаранта, а не кредитора или перераспределителя финансовых ресурсов.

Существуют следующие основные формы реализации механизма контроля:

- применение механизма государственных гарантий;

- создание специального фонда, аккумулирующего «плохие» активы;

- использование финансовых инструментов рекапитализации и рефинансирования [2, 293].

Стоит отметить, что инновационной для мировой практики является институциональная модель регулирования рисковой составляющей финансовой системы, при которой государство выступает исключительно как гарант и посредник, а не кредитор и перераспределитель финансовых ресурсов. Государству необходимо стимулировать формирование рациональной модели экономического поведения, в частности, сберегательного поведения экономических агентов в том случае, если их уровень платежеспособности находится на достаточно низком уровне, что не позволяет приобретать дорогостоящие товары и услуги.

В целях формирования спроса на товары и услуги инновационного сектора производства и, как следствие, изменения структуры спроса, понадобится целевое регулирование рынка посредством финансово-экономических стимулирующих мер, которые могут быть разработаны и успешно внедрены лишь в процессе тесного сотрудничества государства и бизнеса в рамках модели частно-государственного партнерства.

Основными особенностями современного отечественного финансового рынка в целом и его отдельных частей, а именно фондового рынка, страхового и банковского секторов, являются высокая степень волатильности, финансовой нестабильности, узкий спектр инструментов и методов, отсутствие комплексных финансовых услуг, и как следствие низкое качество и степень эффективности с позиции экономического роста. Целостность, лежащая в основе финансовой системы, обеспечивается информационно-организационными, сетевыми, социальными и кредитно-финансовыми связями, развитие которых осуществляется в интересах сохранения устойчивости всей финансовой системы и способствует поддержанию позитивной динамики ее качественных и количественных изменений.

Создание тесного сотрудничества между крупными и среднеформатными региональными кредитными организациями посредством использования сетевой субконт-

рактной системы поспособствует консолидации отечественного банковского бизнеса и росту объемов сетевого взаимодействия российских финансовых агентов. В основе вопроса об использовании субконтрактации лежат два критерия: специализация взаимодействующих кредитных организаций и доля рынка, занимаемая ими.

Один из аспектов финансово-информационного аутсорсинга, имеющий широкое распространение во всех направлениях в современных условиях глобализации рынка услуг кредитно-финансового характера - продвижение кредитных и других банковских продуктов и услуг на региональные рынки по контракту с сетевым банком.

Анализируя отечественный рынок региональных банковских услуг, нельзя не заметить неуклонно снижающуюся степень проникновения данных услуг в регионы, сопровождающуюся всевозрастающим проникновением национальных и интернациональных кредитных организаций на рынок финансирования предприятий малого и среднего бизнеса.

В целях сохранения на национальном рынке кредитно-финансовых услуг малоформатных кредитных организаций необходима консолидация региональных банков с сильными позициями. Требование основного регулятора страны об увеличении капитала в 180 млн. руб. в теории должно было простимулировать консолидацию региональных банков, но фактически треть из них потеряли лицензию, вторая треть была реорганизована в небольшие учреждения и столько же кредитных организаций нашли средства на докапитализацию.

Поскольку накопившиеся в финансовом секторе экономики России проблемы по-прежнему не решены, риск дестабилизации национальной банковской системы находится на очень высоком уровне, что особенно актуально в нынешних условиях спада отечественной экономики. Проблемная и просроченная задолженность только возрастают, особенно в части кредитного портфеля по физическим лицам кредитных организаций, напротив объемы процентных доходов по предоставленным кредитам и прибыль падают. Данная экономическая ситуация усугубляется отсутствием роста кредитного портфеля многих кредитных организаций, чьи акционеры в нынешних условиях не располагают средствами для увеличения капитализации.

Кровеносная система современной региональной экономики, эффективное

функционирование и качественное развитие которой невозможно без реального сектора экономики региона - это региональная кредитная система. Однако проблемы конкурентоспособности региональных участников кредитной системы с крупными инорегиональными участниками, возможность их дальнейшего интенсивного развития актуализировались в настоящее время.

Усиление дисбаланса между регионами в части предоставления кредитных услуг и насыщения ими формирует неравномерность экономического развития различных регионов России, в частности, чем привлекательнее регион в инвестиционном плане, тем более высокую степень развития демонстрирует его кредитная система. Стоит отметить тенденцию снижения роли и влияние средних и малых кредитных организаций на реальный сектор экономики, как региона, так и страны в целом, что вызвано резкой дифференциацией по их размеру в России.

Серьезную угрозу потери доли регионального кредитного рынка, а также затруднения дальнейшего функционирования региональных кредитных организаций представляют крупные организации, чья стратегия, направленная на расширение сферы бизнеса, захват новых рынков в регионах, заставляет искать новые пути повышения уровня конкурентоспособности на региональном кредитно-финансовом рынке.

Именно спрос реального сектора экономики на банковские продукты и услуги в регионе должен лечь в основу формируемых кредитными организациями бизнес стратегий своего развития. Прозрачная рыночная позиция региональных кредитных организаций даст возможность аккумулировать финансовые ресурсы, а также занять свою определенную нишу на рынке кредитных услуг в регионах. В основу данной специализации, в первую очередь, ложится потребительское кредитование, автокредитование, ипотека, а также кредитование малого и среднего бизнеса.

Как показывает опыт последних лет, именно малые региональные кредитные организации, характеризующиеся близостью к реальному сектору экономики региона, а также большей процедурной эластичностью, что дает возможность оперативно и на индивидуальных условиях решать задачи, поставленные клиентом, на местном уровне, составляют большинство в структуре кредитной системы России. Основной отличительной особенностью малых и средних региональных кре-

дитных организаций от крупных является их стратегия «банкинга взаимоотношений», который основывается при принятии решений исключительно на личном знании заемщика, особенностей его бизнеса, уровня его фактической кредитоспособности, степени развитости отрасли в регионе, в которой он осуществляет свою деятельность, что дает возможность построить гибкие и индивидуальные условия работы с данным заемщиком. Главными экономическими партнерами субъектов малого и среднего бизнеса в регионе являются именно региональные кредитные организации. Данный выбор предприятий и организаций обусловлен большей доступностью, имиджем, доверием и возможностью убедиться в безупречной репутации, что, вне всякого сомнения, является главными конкурентными преимуществами региональных кредитных организаций. Основной объем осуществляемых региональными коммерческими кредитными организациями операций совершается в конкретном городе или регионе, что позволяет всем заинтересованным в получении какой-либо информации лицам при необходимости получать ее. Стоит отметить, что в отличие от инорегиональных кредитных организаций, привлеченные ресурсы в большинстве своем расходуются на осуществление кредитных операций внутри региона, что служит фактором роста его ресурсной базы. Напротив, филиалы инорегиональных кредитных организаций стремятся вывести полученные финансовые средства за пределы региона. В то же время нельзя не отметить и слабые стороны региональных кредитных организаций, такие как:

- недостаточное развитие технологий кредитования;

- дефицит высококвалифицированных кадров;

- недостаточно сильно развитая филиальная сеть;

- невысокий уровень капитализации;

- дисбаланс структуры активов и пассивов по срокам, что ведет к снижению уровня ликвидности в случае ограниченного доступа к внешним рынкам;

- несовершенная система внутреннего контроля;

- недостаточный уровень менеджмента;

- невысокая рентабельность капитала и активов при отсутствии эффекта экономии от масштаба;

- недостаток среднесрочных и долгосрочных ресурсов [2, 295].

Для эффективного функционирования регионального кредитной организа-

© £

Ю

5

V 2

сч сч

£

а

2 о

| Не более 50

| 300 п более

Рис. 1. Тенденция укрупнения кредитных организаций1

ции важно не только занять определенные рыночные ниши, но и наращивать объем работающих активов за счет их заполнения. Важную роль играют интеграционные процессы, которые направлены на рост капитализации и уровня надежности, финансовой устойчивости кредитной организации.

Оптимизация нормативного регулирования инвестиционных процессов, поддержка предприятий и организаций малого бизнеса - основные необходимые формы поддержки государством региональной кредитной системы, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Для поддержания конкурентной среды на кредитно-финансовом рынке, основному регулятору страны следует осуществить следующие меры:

- поддержание необходимого уровня прозрачности и открытости деятельности кредитных организаций, в частности, структуры собственности акционеров;

- усовершенствование системы реорганизации, которая характеризуется присоединением кредитной организации, наряду с созданием дополнительных условий для информирования о реорганизационных мероприятиях;

- формирование благоприятного финансового климата, способствующего развитию сети обслуживания населения, субъектов малого и среднего предпринимательства;

- формирование системы регулирования и надзора над допуском к составу топ-менеджмента, принимающего непосредственное участие в управлении кредитными организациями лиц, которые не располагают достаточными профессиональными компетенциями либо имеют сомнительную деловую репутацию;

- рационализация системы контроллинга за процессом покупки инвесторами ценных бумаг кредитных организаций;

- развитие доступа региональных кредитных организаций к инструментам ре-

финансирования посредством территориальных управлений Центрального Банка;

- фондирование кредитными организациями на конкурсной основе централизованных денежных средств для дальнейшего финансирования экономического роста региона [1].

Ключевую роль в создании стимулов развития региональных кредитных организаций играют рыночные методы, нежели институциональные преобразования. Немаловажную роль играет государственная поддержка на региональном и муниципальном уровнях в форме экономических инструментов и методов, стимулирующих развитие региональных кредитных организаций исходя из их потребностей на текущий момент. В то же время для сохранения финансово устойчивых и успешных кредитных организаций требуется не только административная поддержка, но и следующие инструменты:

- дифференцированная система обязательного резервирования, а также налогообложения, которые способствуют росту капитализации кредитной организации посредством прибыли и насыщения реального сектора экономики кредитными средствами;

- дифференцированные требования к капиталу;

- усовершенствование системы финансовой отчетности, ощутимое сокращение расходов региональных кредитных организаций на ее сбор и подготовку;

- сохранение приверженности принципу транспарентности государственного регулирования.

Несмотря на описанные выше инструменты финансового регулирования и стимулирования деятельности региональных кредитных организаций, стоит заметить, что такие факторы обеспечения конкурентоспособности кредитной организации на рынке кредитно-финансовых услуг, как развитая филиальная

сеть, эффективная маркетинговая политика, лояльная клиентская база, а также предложение современных финансовых услуг всегда будут лежать в основе успешного кредитного сообщества.

Исходя из вышесказанного, появляется необходимость формирования более эластичной модели кредитной системы страны, которая будет отвечать актуальным потребностям различных регионов в кредитно-финансовых услугах. Основные составляющие данной модели следующие:

- определение на основе анализа потребностей региона целевого состояния кредитной системы региона, в частности количество требуемых подразделений, перечень и объем предоставляемых ими услуг, степень их вовлеченности в экономические процессы региона;

- разработка и реализация определенных мероприятий, необходимых для достижения региональной кредитной системой целевого состояния;

- прогнозирование и достижение результатов реализации данной программы.

Описанные выше мероприятия станут базисом рентабельного, устойчивого, качественного развития региональных кредитных организаций, а также предпосылкой к созданию благоприятного экономического климата в регионе, обеспечивая достойную конкуренцию филиалам инорегиональных кредитных организаций.

В последнее время повышенное внимание со стороны ведущих экспертов в области экономики уделяется разработке предложений по формированию среднесрочной стратегии социально-экономического развития России, которая нашла свое отражение в проекте «Стратегия 2020».

По результатам многочисленных тестов и анкетирования крупнейших экономических агентов страны можно предположить, что наиболее вероятный сценарий развития отечественной кредитной системы в период до 2020 года ожидается именно инерционный, которому характерно отсутствие резких изменений как в финансовом секторе в целом, так и в банковском в частности.

Ожидается тенденция укрупнения кредитных организаций, инициатором которой выступит Центральный банк России (рис. 1), однако, по мнению опрошенных, число кредитных организаций к 2020 году будет не менее 300. Стоит отметить, на этом фоне постепенный рост минимального уставного капитала

до 1 млрд. рублей с 2015 года поддерживает практически половина опрошенных (44%) и до 3 млрд. руб. 12 % респондентов [1].

Больше половины респондентов сходятся во мнении, что основным фактором сокращения числа кредитных организаций будет именно ужесточение требований Банка России, что можно интерпретировать как отсутствие положительных тенденций на изменение в благоприятную сторону регуляторной среды и характера диалога с Центральным Банком (рис. 2).

Менее однозначная и очевидная ситуация с вопросом дальнейшей судьбы мелких региональных кредитных организаций в ближайшей перспективе, можно лишь заключить, что региональные кредитные организации вероятнее всего продолжат функционировать в том или ином формате. Более половины ответов респондентов относятся к рыночным процессам поглощений и слияний, полагая, что регулирование в данной экономической области будет качественным образом модернизировано к 2020 году.

Однако стоит заметить, что, несмотря на наблюдающиеся тенденции укрупнения имеющихся мелких региональных кредитных организаций, необходимость сохранения института региональных -локальных кредитных организаций присутствует.

На данный момент имеется абсолютная уверенность кредитных организаций в том, что в ближайшие несколько лет наибольшим успехом на отечественном кредитно-финансовом рынке будут пользоваться кредитные организации с участием государства в капитале, что позволяет сделать вывод об отсутствии среднесрочных перспектив движения кредитной системы страны на пути к «ры-ночности» и совершенной конкуренции.

Апеллируя опытом трех последних кризисов 1998 года, 2008-2010 гг. 20142015гг., 16% респондентов сошлись во мнении, что приватизация повлечет за собой в период кризиса риски дестабилизации и подрыв доверия граждан ко всей кредитной системе в целом.

Что касается роли Центрального Банка, как кредитора последней инстанции, большинство опрошенных сходятся во мнении, что роль основного регулятора будет сведена к краткосрочному сглаживанию колебаний ликвидности. Стоит заметить, что на сегодняшний день долгосрочное рефинансирование кредитных организаций не осуществляет ни один центральный банк мира, не располагает

■ Ужесточение требован! IА регулятора

' Оптимизация прибыли и издержек кредитными организациями

1 Снижение уровня доходности банковских операций

Рис. 2. Причины сокращения числа кредитных организаций2

необходимыми механизмами и прямыми методами для этого. Наиболее индикативными и показательными являются ответы респондентов, связанные с долгосрочным рефинансированием кредитования экономики и страхованием временного разрыва между активами и пассивами кредитных организаций - 17% и 16% соответственно.

Одной из наиболее спорных проблем последних 20 лет является проблема долгосрочных пассивов отечественной кредитной системы. Стоит заметить, что в соответствии с нынешней конъюнктурой рынка именно депозиты населения планируются в качестве ключевого источника формирования долгосрочных ресурсов в краткосрочной перспективе. Данные прогнозы свидетельствуют об отсутствии других ожидаемых источников формирования пассивов кредитной организации в современных условиях экономической нестабильности, уверенности, что накопления населения вне банковской системы при необходимости могут быть привлечены кредитной системой.

Низкий процент ответов о господдержке и рефинансировании Центрального банка напрямую связан с отсутствием надежды на государственную поддержку, особенно это относится к иностранным и мелким частным коммерческим банкам. В данной ситуации особенно актуален вопрос докапитализации кредитных организаций, ее прогнозируемых источниках. Большинство респондентов уверены, что значительных изменений в данной области ожидать не стоит, на протяжении всего срока существования отечественной кредитной системы главным источником докапитализации выступали действующие акционеры, собственники бизнеса.

Низкая прогнозируемая популярность субординированных кредитов в среднесрочной перспективе является проекцией стремлений Центрального банка к внедрению Базельских принципов (Базель 3) в России, основой кото-

рых является развитие банковских институтов посредством капитала первого уровня, сокращение синтетической части капитала. Механизм первичного и вторичного публичного размещения 1РО/ЭРО не применимы для большинства кредитных организаций. Данный экономический инструмент доступен ограниченному числу наиболее крупныхэкономичес-ких субъектов кредитного рынка ввиду сложности процедуры, дороговизны, необходимости транспарентности перед рынком.

Анализируя ответы респондентов, представляется достаточно пессимистичная картина в части инвестиционной привлекательности российской кредитной системы. По прогнозам экспертов практически не существует реальных перспектив роста доходности на капитал в кредитно-финансовом секторе в среднесрочной перспективе. Около половины опрошенных предполагают фиксацию данного показателя на уровне 20%, и чуть больше половины опрошенных предполагают его падение ниже отметки в 15%. Стоит заметить, что подобный уровень доходности на вложенный капитал (от 1520%) не является достаточным для стран с развивающейся экономикой. Причинами такого низкого показателя могут служить возрастающая регуляторная нагрузка, неблагоприятный деловой климат, невысокий уровень роста промышленного производства и экономики в целом.

Переориентирование кредитной политики на розничное кредитование, а также кредитование субъектов малого и среднего бизнеса - традиционно считаемые наиболее доходными секторами кредитования - является вполне экономически оправданной стратегией с позиции отдельно взятой кредитной организации.

В то же время актуализируется вопрос о готовности нефинансового сектора отечественной экономики к подобной стратегии. Исключительно формирование соответствующих институциональ-

© £

Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

V 2

ных условий позволит стимулировать рост объемов кредитования малого и среднего бизнеса. На данный момент экономическая активность, как и спрос на кредитные продукты и услуги, данного сектора кредитования не отличается высокими показателями. Значительный рост объемов розничного кредитования, существенно превосходящий кредитование реального сектора экономики, несет определенные риски, так как является стимулирующим фактором увеличения импортных операций и уровня инфляции, нежели повышения объемов внутреннего производства. Именно интенсивное развитие сегмента розничного кредитования влечет увеличение совокупной долговой нагрузки кредитного характера на население, что при достижении определенного уровня способствует росту рисковой составляющей.

Литература

1. Ведев А. Л., Данилов Ю. А. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара/

2012. - 164 с. [Электронный ресурс]. URL: http://Www.vedi.ru/fm/finm0212.pdf 2. Свиридов О.Ю. Особенности развития мировых экономических кризисов в условиях финансовой глобализации // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. том 7. № 3. - часть 2. С. 291-297.

Ссылки:

1 Составлено автором по результатам анализа исследований, размещенных на интернет портале http://www.vedi.ru/

2 Составлено автором по результатам анализа исследований, размещенных на интернет портале http://www.vedi.ru/

Trends in the development of a regional credit system in the conditions of economic recession Vishnyakov I.P.

Southern Federal University The article examines the main trends of development of regional credit systems for 2014-2016 is estimated recent changes in regional credit system and their consequences for the economy of the region and the country as a whole. The concept of a regional credit

system; describes the methods of regulation of regional credit system; the development trends of the regional credit system in the conditions of geopolitical tensions and macroeconomic instability the economy of modern Russia. The methodology is based on a logical, systemic-functional and situational analysis, methods of grouping and monographic surveys.

On the basis of the analysis showed a trend to reduce the role and influence of medium and small credit institutions to the real sector of the economy of both the region and the country as a whole, due to the marked differentiation in size of credit organizations of Russia. Optimization of the normative regulation of investment processes, support of enterprises and organizations of small business - basic forms of state support for regional credit system.

Key words. Credit institution, financial capital, capitalization, crisis, real economy, financial regulation.

References

1. Vedev A. L., Danilov Yu. a. Forecast for

development of the financial markets of the Russian Federation until 2020. - M.: Izd-vo In-TA gaidara, 2012. - 164 p. [Electronic resource]. URL: http://www.vedi.ru/fm/ finm0212.pdf

2. Sviridov O. Y. Features of development of world

economic crises in conditions of financial globalization// TERRA ECONOMICUS (Economic Bulletin of the Rostov state University) [Text]. - 2009. - volume 7. - No. 3. - part 2. P. 291-297.

см

CM £

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.