Научная статья на тему 'Влияние государства на устойчивое развитие финансово-кредитных институтов региона'

Влияние государства на устойчивое развитие финансово-кредитных институтов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарякин Адель Александрович, Краснова Анастасия Геннадьевна

Рассмотрена специфика развития региональных финансово-кредитных институтов, определены проблемы, связанные с участием государства в деятельности банковского сектора на примере Республики Татарстан. Проанализированы институциональная структура крупнейших российских банков и состав уставных капиталов кредитных организаций Республики Татарстан. Выявлены ключевые аспекты деятельности государства в региональной банковской системе, определены общие тенденции участия государства в функционировании региональных финансово-кредитных институтов с целью обеспечения устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE STATE ON THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTIONS OF THE REGION

Given the specificity of the development of regional financial and credit institutions and identified issues related to the participation of the state in the banking sector of the Republic of Tatarstan. Analyzed the institutional structure of the largest Russian banks and composition of share capitals of credit organizations in the Republic of Tatarstan. Identify key aspects of state activity in the regional banking system, identifies the general trends of state involvement in the functioning of the regional financial and credit institutions with a view to ensuring the sustainable development of the region.

Текст научной работы на тему «Влияние государства на устойчивое развитие финансово-кредитных институтов региона»

Региональное развитие • № 1 • 2014

УДК 336.7

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНА

© 2014 Дарякин Адель Александрович

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Краснова Анастасия Геннадьевна

студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: adel_darin@mail.ru; nastialoveaston@gmail.com

Ключевые слова: банк, банковский сектор, государственное регулирование экономики, кредитные организации, Республика Татарстан, устойчивое развитие, финансовые институты, экономика региона

Рассмотрена специфика развития региональных финансово-кредитных институтов, определены проблемы, связанные с участием государства в деятельности банковского сектора на примере Республики Татарстан. Проанализированы институциональная структура крупнейших российских банков и состав уставных капиталов кредитных организаций Республики Татарстан. Выявлены ключевые аспекты деятельности государства в региональной банковской системе, определены общие тенденции участия государства в функционировании региональных финансово-кредитных институтов с целью обеспечения устойчивого развития региона.

THE INFLUENCE OF THE STATE ON THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTIONS OF THE REGION

© 2014 Adel Aleksandrovich Daryakin

Candidate of Economics, associate professor

© 2014 Anastasiya Gennadievna Krasnova

Student

Kazan (Volga region) Federal University E-mail: adel_darin@mail.ru; nastialoveaston@gmail.com

Keywords: bank, banking, state regulation of the economy, credit organizations, Republic of Tatarstan, sustainable development, financial institutions, the region's economy

Given the specificity of the development of regional financial and credit institutions and identified issues related to the participation of the state in the banking sector of the Republic of Tatarstan. Analyzed the institutional structure of the largest Russian banks and composition of share capitals of credit organizations in the Republic of Tatarstan. Identify key aspects of state activity in the regional banking system, identifies the general trends of state involvement in the functioning of the regional financial and credit institutions with a view to ensuring the sustainable development of the region.

Местные банки Республики Татарстан активно участвуют и в развитии экономики, и в общественной жизни региона. Общая сумма кредитов составила 659 млрд руб. (рост за год - на 19 %), существенно выросли кредиты населению - в полтора раза, составив почти

158 млрд руб., на четверть выросли кредиты малому и среднему бизнесу и индивидуальным предпринимателям - до 102 млрд руб.

Средства, полученные от банков, позволяют предприятиям расширить производство, создать дополнительные рабочие места, закупить новое оборудование, пополнить ос-

48

Финансы и кредит. Бюджет

новные средства. Все местные кредитные организации завершили 2012 г. с прибылью. С учетом филиалов инорегиональных банков, зарегистрированных на территории республики, прибыль составила 8,8 млрд руб.

Прослеживается существенное увеличение базовых показателей деятельности кредитных организаций, работающих в Татарстане, причем по некоторым показателям с заметным опережением общероссийских темпов. Так, годовой прирост совокупного капитала местных кредитных организаций, как ключевого фактора успешного функционирования банковской системы, составил 37,8 % против 16,6 % в целом по российским

ществляют преимущественно филиалы инорегиональных банков (как правило, московских и, прежде всего, Сбербанка России), в Татарстане почти три четверти всех банковских операций, как активных, так и пассивных, совершается местными банками. Так, по итогам отчетного года местными банками сформировано почти 74 % привлеченного капитала и на их долю приходится более 70 % всех активных операций кредитных организаций, работающих в республике.

Таким образом, кредитные организации Татарстана составляют главный стержень банковского сектора региона, хотя сегодня их количество (табл. 1) лишь на одну едини-

Таблица 1. Региональные банки Республики Татарстан

Место на рынке банковских услуг региона Наименование банка Место на рынке банковских услуг региона Наименование банка

1 Ак Барс Банк 13 Татсоцбанк

2 Татфондбанк 14 Камский Коммерческий Банк

3 Акибанк 15 Анкор Банк

4 Девон-Кредит 16 Заречье

5 Аверс 17 ТатИнвестБанк

6 БТА-Казань 18 Кара Алтын

7 Спурт Банк 19 Татагропромбанк

8 Казанский 20 Булгар Банк

9 Интехбанк 21 Камский Горизонт

10 Энергобанк 22 АвтоКредитБанк

11 Автоградбанк 23 НКО

12 Банк Казани

банкам. Средства, привлеченные от предприятий и организаций банками, работающими в Татарстане, также прирастали гораздо быстрее, чем в целом по России: 15,2 % против

7,1 %. Объем вкладов увеличился за год примерно на одну пятую часть (на 19,4 %), что почти на уровне общероссийского годового прироста этого показателя (20 %). Это лишний раз свидетельствует о сохранении доверия клиентов к банковскому сектору республики.

На фоне ситуации в целом ряде российских регионов, где банковский бизнес осу-

цу больше числа филиалов инорегиональных кредитных организаций, работающих в республике (22). Доля местных банков в общем количестве работающих в регионе кредитных организаций в Татарстане складывается значительно выше, чем в Приволжском федеральном округе (без учета Татарстана):

51,1 % против 22,6 %.

Преобладающая часть самостоятельных кредитных организаций республики имеет зарегистрированный уставный капитал в размере свыше 150 млн руб.: 20 из 23 (или 87 %), из них 12 банков (52 %) обладают ка-

49

Региональное развитие • № 1 • 2014

питалом в размере свыше 500 млн руб., в том числе 9 банков (39 %) - свыше 1 млрд руб. (по числу таких крупных банков Татарстан не уступает первенство ни одному российскому банку, не считая столицы страны).

Ведущими банками Республики Татарстан являются "Ак Барс Банк" и Татфонд-банк, в среднем за последние три года они занимали доли банковского рынка в размере 9,87 % и 32,03 %, соответственно. Важно отметить, что в деятельности данных банков участвует государство. Так, порядка 40 % акций "Ак Барс Банка" принадлежит государству, причем 15,31 % из них Республика Татарстан (в лице Министерства земельных и имущественных отношений) владеет напрямую, остальными же 25 % - опосредованно, через организации, являющиеся 100%-ной собственностью правительства республики, как, например, открытое акционерное общество "Связьинвестнефтехим", общество с ограниченной ответственностью "ИКС-ЛУЧ" и др. В структуре акционеров Татфондбанка присутствует открытое акционерное общество "Татагролизинг" в размере 23 %, единственным собственником общества является государство в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Через крупные банки государство реализует большинство своих программ, имеющих социальную направленность, связывающих общественную жизнь с финансовыми отношениями, а также программы по подготовке Татарстана к универсиаде. Без сомнений, это важный аспект в деятельности банков и государства, способствующий развитию региона в целом. Однако, рассматривая участие государства с точки зрения конкуренции в банковском секторе, можно выделить некоторые недостатки. Например, крупные банки республики с большой долей государства в уставном капитале стремятся к усилению своего влияния на банковском рынке путем поглощения более мелких банков (так, Татфондбанк приобрел Интехбанк). Тем самым государство постепенно стремится к монополизации финансово-кредитного

сектора региона. Несмотря на отсутствие законодательно-правовой базы относительно монополий на рынке банковских услуг, очевидно, что данная отрасль также является конкурентной средой и должна обеспечиваться множеством продавцов банковских услуг (кредитных организаций).

Рассмотрим структуру 30 крупнейших российских банков с уставным капиталом свыше 10 млрд руб. Из них, наряду с московскими и петербургскими, только 13,3 % являются региональными (4 банка), среди которых "Ак Барс" Банк с уставным капиталом

28,2 млрд руб., а также ОАО КБ "Восточный" (Амурская область), ОАО "МДМ Банк" (Новосибирская область), ОАО "Ханты-Мансийский Банк" (Тюменская область). В совокупных активах банковского сектора основная доля (50,2%) приходится на банки, контролируемые государством, и крупные частные банки (27,5%). Удельный вес в активах банковского сектора банков, контролируемых иностранным капиталом, составил 16,9%. На региональные средние и малые банки, как и на средние и малые банки Московского региона, приходится лишь по 2,5% активов банковского сектора. Что касается показателей рентабельности активов и капитала, то они улучшились во всех группах российских банков (в том числе региональных), особенно у банков, контролируемых государством (табл. 2). Так, рентабельность капитала банков, контролируемых государством, за год выросла почти на 6 % и на 01.01.2012 г. составила 20,6 %.

Для оценки конкуренции в банковском секторе республики воспользуемся простейшим методом - методом концентрации. Для оценки степени монополизации отрасли простейший и чаще всего используемый индекс -это индекс Херфиндаля - Хиршмана, который вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:

HHI = Ef=1 S2,

где Si - доля i-й фирмы на рынке.

50

Финансы и кредит. Бюджет

Таблица 2. Показатели рентабельности по группам российских банков, %

Группы банков Рентабельность

активов капитала

на 01.01.11 на 01.01.12 на 01.01.11 на 01.01.12

Банки, контролируемые государством 2,4 2,8 14,8 20,6

Банки, контролируемые иностранным капиталом 2,1 2,4 14,5 17,4

Крупные частные банки 1,1 1,7 8,4 14,2

Средние и малые банки Московского региона 1,4 1,5 6,7 8,0

Региональные малые и средние банки 1,5 1,7 9,8 10,4

Чем выше значение данного показателя, тем более концентрирован исследуемый рынок. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля -Хиршмана будет равен 1. Как правило, доли

вопрос о степени рыночной власти отдельно взятого банка или группы банков (табл. 3).

Что касается концентрации банков, то расчет индекса Херфиндаля - Хиршмана (HHI) показывает, что средний по всем пе-

Таблица 3. Степень концентрации банковского сектора на рынке кредитов

и депозитов в РФ, %

Банк на 01.01.11 на 01.01.12 на 01.01.13 на 01.01.11 на 01.01.12 на 01.01.13

Аверс 1,3 1,35 1,84 1,69 1,82 3,39

Автоградбанк 0,71 0,75 0,82 0,50 0,56 0,67

АвтоКредитБанк 0,05 0,03 0,01 0,00 0,00 0,00

Ак Барс Банк 30,11 32,37 33,61 906,61 1047,82 1129,63

Акибанк 3,50 3,25 2,95 12,25 10,56 8,70

Анкор Банк 0,50 0,55 0,60 0,25 0,30 0,36

Банк Казани 0,97 0,87 0,77 0,94 0,76 0,59

БТА-Казань 2,7 2,83 2,89 7,29 8,01 8,35

Булгар Банк 0,11 0,13 0,15 0,01 0,02 0,02

Девон-Кредит 3,00 2,45 2,40 9,00 6,00 5,76

Заречье 1,12 0,40 0,21 1,25 0,16 0,04

Интехбанк 2,01 2,10 2,22 4,04 4,41 4,93

Казанский 2,00 2,04 2,28 4,00 4,16 5,20

Камский Горизонт 0,47 0,51 0,63 0,22 0,26 0,40

КамКомБанк 0,01 0,03 0,09 0,00 0,00 0,01

Кара Алтын 0,06 0,07 0,15 0,00 0,00 0,02

Спурт Банк 2,00 1,83 1,77 4,00 3,35 3,13

Татагропромбанк 0,34 0,25 0,19 0,12 0,06 0,04

ТатИнвестБанк 0,23 0,16 0,11 0,05 0,03 0,01

Татсоцбанк 0 0,24 0,47 0,00 0,06 0,22

Татфондбанк 8,87 9,73 11,02 78,68 94,67 121,44

Энергобанк 2,56 2,00 1,66 6,55 4,00 2,76

НКО - - - - - -

Филиалы 36,12 35,70 33,16 1304,65 1274,49 1099,59

Индекс HHI - - - 0,23 0,24 0,24

участников на рынке банковских услуг берутся по активам, кредитам или депозитам. HHI рассчитывается для отрасли в целом либо для локальных рынков и поэтому не дает ответа на

риодам HHI в Татарстане составил 0,24 (см. рисунок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние два года происходит постепенное незначительное снижение индекса за

51

Региональное развитие • № 1 • 2014

Годы

Рис. Динамика индекса Херфиндаля - Хиршмана по банковскому сектору

счет перераспределения долей между "Ак Барс Банком", Сбербанком и Татфондбанком. Банки Татарстана имеют значительно большую долю рынка, чем у инорегиональных банков. Банки Татарстана отдают приоритет кредитованию юридических лиц. Средняя доля кредитов физическим лицам в общем кредитном портфеле - 16%. Всего 6 региональных банков (26 % от общего количества региональных банков) имеют долю кредитов физических лиц в общем объеме кредитного портфеля более 10 %.

В целом по Федерации индекс Херфиндаля - Хиршмена ниже, чем по Приволжскому округу и Татарстану, это говорит о том, что чем ниже территориальный уровень, тем больше концентрация государства в банковском секторе. Татарстан обладает сильным банковским сектором, так как Республика стимулирует создание крупных частных банков путем участия в их уставном капитале государственных организаций.

Стоит отметить, что банковский сектор Республики Татарстан в среднем на 65 % обеспечивается местными кредитными организациями, это также свидетельствует о развитости банковского рынка республики.

На нынешнем этапе развития банковского сектора РФ можно говорить о продолжающихся институциональных изменениях конкурентной среды в банковском секторе, поскольку наблюдается тенденция к посто-

янному сокращению численности зарегистрированных и действующих кредитных организаций. Основной причиной сокращения числа кредитных организаций является консолидация капитала в банковском секторе, т. е. процесс реорганизации в форме присоединения банков. Следует также обратить внимание на другую тенденцию, преобразующую конкурентную среду на региональных рынках банковских услуг. Одновременно с сокращением численности российских кредитных организаций наблюдается рост их филиальной сети.

Одной из особенностей конкурентной среды на рынке банковских услуг в Российской Федерации является участие государства в капитале кредитных организаций. Причем присутствие государственной собственности в банковском секторе оценивается неоднозначно, а в официальной статистике Банка России публикация подобных сведений вообще не предусмотрена. В настоящее время в России не существует специального законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций с государственным участием. В каждом конкретном случае вопросы участия государства в уставных капиталах кредитных организаций урегулированы отдельными законами.

Присутствие государства в банковском секторе объясняется разными причинами, но основная - недостаточное развитие финансо-

52

Финансы и кредит. Бюджет

вого посредничества, что не позволяет обеспечить распределение ресурсов на рыночной основе. Низкая капитализация банков, неразвитость финансовых рынков сдерживают необходимую для поддержания экономического роста трансформацию сбережений в инвестиции. В этих условиях государство вынуждено усиливать свое присутствие в банковской системе и брать на себя кредитование не привлекательных для частного бизнеса проектов, отраслей и сфер региона.

Главное преимущество банка с государственным участием - обеспечение финансовых гарантий прав вкладчиков на правительственном уровне в условиях неплатежеспо-

собности кредитной организации. Достаточно надежными банками считались кредитные организации с непосредственным участием государства в финансировании или, по крайней мере, имеющие в своих активах долю государственного капитала.

1. Bankir.Ru информационное агентство. -URL: http://bankir.ru.

2. Банк России. - URL: http://cbr.ru.

3. ОАО "АК БАРС БАНК". - URL:

http://www.akbars.ru.

4. Татфондбанк - кредиты, вклады, пластиковые карты, ипотека, расчетно-кассовое обслуживание. - URL: http://www.tfb.ru.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.