Щ
Тенденции развития регионального рынка жилья в Республике Казахстан
^ ТУГЕЛЬБАЕВА Айжан Алимовна
Заместитель руководителя
Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны 010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Бейбитшилик, 11 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ РЫНОК ЖИЛЬЯ
СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация
Анализируется состояние и динамика развития регионального рынка жилой недвижимости на примере города Астаны, для которого характерны стремительный рост экономики и численности населения (ежегодный демографический прирост составляет порядка 5%). В статье рассмотрены основные механизмы государственной политики по обеспечению населения доступным жильем, выявлены имеющиеся проблемы и негативные факторы, влияющие на эффективность реализуемых программ. Обозначены ключевые тенденции развития гражданского строительства в столице Казахстана в ближайшие годы, а также возможные сценарии изменения политики ценообразования на рынке недвижимости.
JEL classification
Одной из приоритетных задач современного государства является необходимость обеспечения населения доступным жильем. Особая актуальность этой темы связана с изменением самой структуры жилищного сектора, который в течение последних 20 лет претерпел серьезные изменения на всем постсоветском пространстве. Сущность этих преобразований заключалась в том, что рыночные механизмы приобретения жилья пришли на смену централизованному распределению бюджетных средств, на которые осуществлялось строительство государственного жилья и бесплатное его предоставление гражданам.
К началу реформирования экономики отсутствовал четкий механизм приобретения жилья населением. Таким образом, население должно было самостоятельно решать вопросы по обеспечению необходимым жильем. Собственных средств у граждан не хватало, а кредитование осуществлялось в незначительных объемах. Доступ к кредитным ресурсам в большей степени имели застройщики и девелоперы [8].
В этой связи требовалось создание соответствующего механизма по кредитованию приобретения населением жилья. И в целях внедрения системы жилищных строительных сбережений в 2000 г. был принят Закон Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях». Правительством Республики Казахстан в 2003 г. создано АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» со 100%-ным участием государства в уставном капитале (далее -ЖССБ).
24 20 16 12 8 4
0 1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Реализован ряд государственных программ развития жилищного строительства на 2005-2007 и 2008-2010 гг. В 2011 г. была запущена программа «Доступное жилье - 2020», которая содержит целый ряд направлений, призванных всесторонне улучшить ситуацию на рынке жилья и повысить качество жилищных условий граждан Казахстана.
Первое направление - строительство жилья местными исполнительными органами и его реализация через систему жилстройсбережений для всех категорий населения, в том числе предусмотрена возможность долгосрочной аренды жилья с последующим выкупом. Второе - строительство жилья и его предоставление в аренду с последующим выкупом молодым семьям.
Если платежеспособность позволяет обслуживать займы, то участник программы выкупает жилье сразу за счет полученных займов, если нет, то программой предоставлена возможность арендовать жилье для накопления сбережений на последующий выкуп арендного жилья. При этом программой установлено ограничение на максимальный чистый семейный доход, при котором участник программы вправе претендовать на арендное жилье - 15-кратный размер прожиточного минимума. Это предусмотрено для того, чтобы арендное жилье досталось категориям населения с более низким уровнем дохода [5].
Благодаря активному ипотечному кредитованию банками второго уровня (БВУ) и реализации вышеуказанных программ жилищный фонд города Астаны с 2005 г. вырос в 2,7 раза - с 7,1 до 19,5 млн м2 в 2013 г. (рис. 1).
R31, R34, Z18
Рис. 1. Динамика развития жилищного фонда города Астаны в 2005-2013 гг., млн м2
Trends in Development of the Regional Housing Market in the Republic of Kazakhstan
■o
я
/ Ol
Астана является уникальным регионом с самой высокой капитализацией жилой недвижимости, ежегодно здесь вводится свыше 1 млн м2 жилья, что составляет порядка 20% в республиканском объеме (рис. 2). Соответственно, такие высокие темпы ввода жилья требуют наличия адекватной инфраструктуры. При этом государством обеспечивается прокладка основных магистральных сетей по теплу, водоснабжению, электричеству и пр., строится социальная, дорожная, инженерная инфраструктура, осуществляется благоустройство, озеленение и содержание вышеперечисленного. Застройщик, в свою очередь, осуществляет врезку в уже готовые инженерные сети, при этом выдача земельных участков осуществляется на безвозмездной основе (в отдельных случаях с обязательствами по сносу) и на условиях аренды.
В целом следует отметить, что строительная индустрия республики развивается стремительно, вследствие чего появилась возможность претворять в жизнь архитектурные проекты различной сложности с использованием инновационных технологий и перспективных строительных материалов.
В настоящее время значительная часть жилых и офисных домов советских времен не соответствует ожиданиям потребителей. По мере роста доходов жи-
100
80
60
40
20
79,8
83,6
82,8
82,3
телей Казахстана это несоответствие будет только возрастать. Чтобы выступать на рынке жилья с конкурентоспособной продукцией, строители должны учитывать запросы населения со средними и высокими доходами - решать комплекс задач, связанных с проектированием и возведением жилых домов нового поколения, уникальных по архитектуре, выполненных из современных строительных материалов по передовым зарубежным технологиям.
В мировой практике недвижимость является самым доходным объектом инвестирования. Это справедливо и для Казахстана. В связи с отсутствием в стране альтернативных возможностей финансирования, неразвитостью фондового рынка, ежегодным приростом цен на недвижимость, квартиры стали инвестиционным инструментом, средством размещения и сохранения капитала [10].
Вместе с тем проведенный анализ деятельности ряда строительных компаний показал, что себестоимость жилья для застройщика складывается из проектно-изыскательских работ (3%), стоимости подключения и прокладки инженерных сетей (20%), собственно строительства домов (55%), благоустройства территории (3%), строительства социальных объектов (11%) и контроля над строительством (2%). Процентное соотноше-
80,3
78,4
78,5
80,8
83,9
85,0
^ Aizhan A. TUGELBAEVA
Deputy Director
Office of Economy and Budget Planning of Astana City
010000, the Republic of Kazakhstan, Astana, Beybitshilik St., 11 E-mail: [email protected]
Keywords
PRICING
HOUSING MARKET
COST PRICE OF RESIDENTIAL CONSTRUCTION
Abstract
The author analyses the current state and dynamics of development of regional housing market in Astana which is characterized by rapid growth in economy and population (annual population growth rate amounts to approximately 5%). The main mechanisms of the state policy on affordable housing for the population are considered; the existing problems and negative factors that influence the efficiency of the implemented programmes are identified. In the article the prevailing trends in the development of civil engineering in the capital of Kazakhstan in the coming years are detected; the possible changes in the pricing policy in the real estate market are highlighted.
Рис. 2. Доля города Астаны в общем объеме строительных работ в Республике Казахстан в 2005-2014 гг., %
JEL classification
R31, R34, Z18
350
300
250
200
150
100
50
296,2
131,7
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
* Продажа нового жилья ♦ Перепродажа благоустроенного жилья
—Стоимость строительства
Рис. 3. Средние цены на рынке жилья и себестоимость строительства в городе Астане в 2003-2014 гг., тыс. тенге/м2
ние статей в структуре себестоимости меняется от проекта к проекту в зависимости от категории жилья, близости магистральных сетей и др., зачастую к этим расходам добавляются так называемые «обременения» - расселение ветхих домов, снос дач и пр.
На представленном графике хорошо видна разница между себестоимостью жилья и ценой его продажи: если в 2003 г. она составляла 40% на новое жилье и 6% на вторичную перепродажу, то в пиковом 2007 г. эта разница выросла - в 3 раза и в 4,2 раза соответственно (рис. 3). С наступлением кризиса на спекулятивном вторичном рынке жилья наблюдался обвал цен в 1,8 раза, при этом цены на новое жилье упали лишь на 17%.
Начиная с 2012 г. застройщиками и риэлторами цены на недвижимость подняты почти в 2 раза (со 161,6 тыс. тенге до 325,4 тыс. тенге), при этом себестоимость строительства 1 м2 жилья выросла в 2 раза. В среднем разница между себестоимостью и продажей жилья составляет 2,5 раза (что указывает на сверхприбыль компаний строительного сектора) (см. рис. 3).
В рамках данного анализа также необходимо отметить рост стоимости строительства в Казахстане, вследствие чего увеличиваются и цены на новое жилье. Вместе с тем прирост первых цен существенно превышает увеличение вторых, что наводит на определенные размышления о маркетинговой политике застройщиков.
В этой связи ключевым аспектом обеспечения населения доступным
жильем стала необходимость внедрения эффективного механизма кредитования жилищного строительства, которое должно производиться при условии отвода застройщику земельного участка и наличии разрешения на строительство жилья.
Кредит на строительство (реконструкцию) жилья должен предоставляться в рамках сроков и стоимости строительства (реконструкции), предусмотренных проектами и договорами подряда на осуществление строительно-монтажных работ (далее - СМР).
Обеспечением кредита должен являться залог недвижимого имущества и имущественных прав на него, залог другого имущества заемщика. При этом ссуда выдается заемщику по частям, которые соответствуют стоимости завершенных этапов СМР. Банк вправе осуществлять финансирование работ путем поэтапного авансирования денежных средств в соответствии с графиком строительства. В процессе финансирования строительства банку необходимо осуществлять инспекцию этапов работ и контроль целевого расходования денежных средств, соблюдения стоимости и графика строительства.
Сумма выданного банком кредита не должна, как правило, превышать 70% от стоимости приобретения и обустройства земли, строительства (реконструкции) или от стоимости приобретаемого жилья, зафиксированного в закладной, при условии вложения заемщиком недостающих средств в размере не менее 30% от стоимости кредитуемого объ-
екта. Основными документами, определяющими взаимоотношения банка и заемщика при предоставлении ссуды, являются кредитный договор и договор о залоге (об ипотеке).
В настоящее время одним из направлений внебюджетного жилищного инвестирования становится создание системы ипотечного кредитования. Эффективность этого направления инвестирования подтверждается исследованием международного опыта. Так, современная система ипотечного кредитования строительства и покупки жилья в США позволила за последние 30 лет ежегодно направлять на жилищный рынок в среднем более 400 млрд дол. При этом рассрочка предоставляется как минимум на 10 лет, а чаще на 20-25 лет. Рынок жилья выступает здесь гарантом устойчивости национальной финансовой системы, является надежным антиинфляционным средством. Мощный рынок жилья держит на высоком уровне постоянную потребность в деньгах, а создаваемый дефицит финансовых средств резко увеличивает их оборачиваемость. Этот показатель является одним из основных в оценке эффективности экономики страны. Однако мировой опыт свидетельствует и о том, что переход к современной системе внебюджетного инвестирования является достаточно длительным процессом. Развитые капиталистические государства шли к ней практически целое столетие [2].
Однако, как показала практика, основными проблемами, в связи с освоением большей части свободных земельных площадей города Астаны, на сегодня являются: обеспечение сетями всех участков и окраин города, увеличение сноса аварийного жилья и дачных массивов, а также откат на позиции почти десятилетней давности по выдаче кредитов банками второго уровня на строительство и реконструкцию (с учетом инфляции) и высокие кредитные ставки, на фоне роста льготного потребительского кредитования, что также отражается на росте цен (рис. 4). Кроме того, требования к статусу столицы не позволяют возводить здания с применением несовременных и небезопасных строительных материалов.
Следует отметить, что Астана резко выделяется среди всех городов Казахстана уникальным сочетанием экономических показателей, формирующих неоправданно завышенный в ценовом плане рынок недвижимости, так как
0
200
150
100
50
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Кредиты, выданные на новое строительство и реконструкцию
—Потребительские кредиты
Рис. 4. Кредиты банков второго уровня на строительство и потребительские нужды в городе Астане, млрд тенге
1500 г
1200 -
1151,7
1212,1
1381,9 1403,6 1259,6 Н Н 1292,9
1206,0
1006,7 1023,7
900 -
600 -
300 -
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Рис. 5. Ввод жилья в городе Астане в 2005-2014 гг., тыс. м2
сюда стремится население из всех регионов. К примеру, ежегодный объем вводимого жилья столицы составляет более 1 млн м2 до кризиса 2008-2009 гг. (рис. 5), а с 2010 г. по настоящее время 80% новостроек являются инвестиционными и приобретаются в основном приезжими из других регионов Казахстана с целью сохранения сбережений, что объясняется:
• возможным недоверием к финансовым институтам (банкам, страховым компаниям, инвестиционным фондам), которое сложилось в годы начала перестройки и кризиса 1999 г.;
• высоким темпом роста цен на недвижимость (в том числе спекулятивным), доказавшим гражданам, что вложения в нее, за исключением периодов кризиса, себя оправдывают.
В целом следует отметить, что по СНГ ипотечный рынок Казахстана занимает лидирующие позиции наряду с Россией. Однако существующая на данный момент ситуация не позволяет значительной части населения приобрести жилье, так как цены на недвижимость остаются высокими. Несмотря на неплохие показатели по
СНГ и данные статистики, показывающие рост рынка ипотечного кредитования, текущие объемы (рост 7-8%) значительно уступают докризисным показателям. Так, в период 2006-2007 гг. темп годового прироста составил 72%.
С момента финансового кризиса по настоящее время ипотечное кредитование Республики Казахстан находится практически в стадии стагнации (темп прироста составляет не более 8%). На сегодняшний день БВУ ужесточают условия ипотечного кредитования, отдельные банки, как известно, приостановили ипотеку. Этому способствует отсутствие долгосрочного дешевого фондирования для БВУ и иных финансовых институтов, что отражается на неизменно высоких процентных ставках по ипотеке (средние номинальные ставки вознаграждения, согласно проведенному сравнительному анализу БВУ, составляют 12,5-16%) и в результате приводит к недоступности ипотеки для широких слоев населения.
По коэффициенту доступности жилья среди стран СНГ Казахстан занимает хорошую позицию. Но это только среди стран СНГ. Для сравнения, в США
данный коэффициент составляет порядка 1,7, в Германии - 4,5, Японии и Великобритании - порядка 6.
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республике Казахстан, в СНГ по соотношению стоимости аренды жилья и заработной платы нас опережают Белоруссия и Киргизия, а по соотношению размера ипотечных выплат и зарплаты -только Россия, и то лишь на 1%. Но существующие показатели, когда стоимость аренды составляет почти три четверти средней зарплаты, а ипотечные выплаты значительно превышают ее, являются неутешительными [6].
Поэтому основной задачей, поставленной перед местными органами власти, является строительство недорогого жилья, для чего было создано предприятие «Елорда Даму», выделены государственные кредиты. Строительство будет осуществляться со сносом ветхого жилья, на условиях 30% возмещения льготной категории и 70% - продажи по фиксированным ценам, не превышающим 120 тыс. тенге (без стоимости инженерных сетей) - для 4-го класса комфортности и 142,5 тыс. тенге - для 3-го класса комфортности.
Вместе с тем по прогнозу в ближайшие годы ожидается активное развитие гражданского строительства по частным направлениям и государственным программам. В общем порядке в 20152016 гг. в стране планируется построить в 1,5 раза больше квадратных метров жилья по сравнению с 2013 и 2014 гг. Активную строительную перезагрузку получит и сектор коммерческого и торгового направления, а также замена ветхого жилья на новое.
Одним из показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития общества, являются жилищные условия населения.
В настоящее время инвестиции в недвижимость - наиболее надежное вложение капитала для хранения и преувеличения. Недвижимое имущество всегда можно продать и вернуть затраченные на покупку денежные средства, а возможную порчу покроют страховочные выплаты. Рассмотрим преимущества инвестиций в недвижимость. Любая операция с недвижимостью, будь то аренда, сдача для деловых целей или перепродажа, предполагает стабильный доход.
Инвестиции в недвижимость - вид предпринимательства, главной отличительной чертой которого является возможность получения прибыли при
■о
я
/ О!
0
0
периодическом использовании или одноразовой продаже.
При инвестировании денежных средств в недвижимость покупатель имеет возможность получать прибыль не только на увеличении стоимости, но и на сдаче в аренду. Поэтому вложения в недвижимость наиболее надежный способ инвестирования финансовых средств для их сохранения и увеличения [9].
При этом следует отметить, что доля инвестиций, направляемых на жилищное строительство в г. Астане, с каждым годом уменьшается - с 38% в 2007 г. до 18% в 2013 г.
Основной объем инвестиций в городе приходится на работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, их доля в 2007-2010 гг. колебалась от 77 до 84%. В 2012 г. она снизилась до 48,6% за счет увеличения (более чем в 2 раза) объема инвестиций, направленных на приобретение машин, оборудования, инструментов. Но по итогам 2013 г. она возросла до 65%.
Повышение уровня благосостояния населения - одна из приоритетных задач государственной политики. Одним из основных направления решения данной задачи является обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи.
К основным составляющим жилищной проблемы можно отнести [4]:
• старение жилищного фонда;
• нарастающий износ инженерных коммуникаций и интенсивное выбытие жилищного фонда;
• недостаточные объемы нового жилищного строительства;
• недостаток инвестиционных ресурсов и, как следствие, низкий уровень инвестиционной активности;
• отсутствие реальных механизмов обновления сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций;
• рост числа организационных форм управления жилищно-коммунальным комплексом, не соответствующих современным методам.
Проблемные ситуации в жилищном фонде имеют комплексный характер, они охватывают сразу несколько уровней власти; экономический, технический, психологический и другие аспекты. А также выступают важным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Преодоление этих проблем в большей степени зависит от глубины научных представлений о сущности и особенностях развития отрасли, об условиях, механизме регулирования, степени государственного участия и привлечения бизнеса, о социально-экономической эффективности жилищного фонда. Поэтому для решения возникших вопросов необходим системный подход, синтезирующий усилия руководителей разных уровней и специалистов разных профилей.
В области жилищного строительства следует обратить внимание на то, что строительство - это только один из способов воспроизводства жилищного фонда. Масштабы и эффективность использования жилищного фонда определяются перспективами развития того или иного поселения и состоянием имеющегося фонда. Следовательно, модернизация, ремонт и реконструкция жилищного фонда должны быть рассмотрены не только как способы воспроизводства, дополняющие строительство, но и как альтернатива ему. Одним из важнейших
факторов, обеспечивающих рациональное использование средств, направляемых на решение жилищной проблемы, является недопущение абсолютизации нового жилищного строительства и учет изменения в перспективе конкурентоспособности поселений [3].
Таким образом, приведенные в данной статье ключевые аспекты сущности и решения жилищной проблемы представляют собой систему взаимозависимых факторов, в числе которых структура рынка недвижимости и его потенциал, покупательная способность населения и действующие механизмы отсроченных платежей, государственная политика и инвестиционный климат и т.д.
Но по большому счету решение жилищного вопроса определяется одной единственной категорией - доступностью жилья для населения. Как было отмечено ранее, в Астане темпы роста стоимости квадратного метра существенно превышают динамику увеличения реальных доходов населения, а также себестоимость строительства. Кроме того, одной из основных причин высокой стоимости жилья в стране является отсутствие достаточного собственного капитала у отечественных строительных компаний. Многие компании для строительства жилья в целях последующего укрепления собственного финансового состояния используют займы банков. В связи с этим в себестоимость возводимого ими жилья включаются выплаты по данным кредитам. Это и увеличивает окончательную стоимость квадратных метров.
Также необходимо отметить, что основными причинами роста стоимости строительства в 2011-2013 гг. являлись: повышение энергоэффективности - от 7 до 10% стоимости; рост заработной платы - на 25%; рост стоимости строительных материалов - на 8%; эксплуатация машин и механизмов - на 3% [1].
Жилищное строительство не теряет своей актуальности и затрагивает всех. Согласно нормам ООН, обеспеченность населения жильем должна составлять не менее 30 м2/чел., что значительно превышает текущие показатели в самых крупных и развитых городах Казахстана.
Несмотря на значительную динамику ввода, жилья строится меньше, чем в среднем в мире. Жилищный фонд Астаны в пересчете на человека существенно ниже общепринятых норм, что говорит о наличии долгосрочного фундаментального спроса на недвижимость в двух сто-
лицах. Уровень обеспеченности населения жильем в Астане более чем в 2 раза ниже общепринятой нормы ООН (рис. 6). При дальнейшем росте населения города такая тенденция обусловит острую потребность в жилье и высокий спрос на качественную недвижимость.
В этом аспекте необходимо изучить международный опыт, особенно стран со схожими климатическими условиями, например Китая, где обеспеченность жильем соответствует принятым нормам
(30 м2/чел.) за счет активного строительства арендного жилье для нуждающихся, а также Канады и США - в этих странах высока доля индивидуального жилищного строительства, что перспективно развивать и в регионах Казахстана.
Анализ показывает, что ипотека, вследствие высоких процентных ставок, девальвации и роста проблемных заемщиков, работает слабо.
Для решения имеющихся проблем, связанных с обеспечением жильем всех
нуждающихся, помимо мероприятий, включенных в программные документы развития этого комплекса, необходимо создать механизм, обеспечивающий дешевую ипотеку потенциальным покупателям; увеличению объемов жилищного строительства будет способствовать и возможное субсидирование процентной ставки застройщикам со стороны государства [7].
■о
я
/ Ol
Источники
1. Байманов Д. В Министерстве национальной экономики назвали причины высоких цен на жилье в Казахстане // Международное информационное агентство «Казинформ», 2014.
2. Вопросы кредитования строительства жилья // Стройинформ. URL: www.stroyinform.ru.
3. Долаева З.Н. Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения // Молодой ученый. 2014. № 21.
4. Кулумбетова Л.Б. Глобализация и развитие рынка жилой недвижимости Казахстана // Проблемы современной экономики. 2007. № 4(24).
5. Медет Г. «Доступное жилье - 2020» предлагает казахстанцам гибкую схему финансирования. URL: www.zakon.kz.
6. Омирханов А. Трансформация КИК // Эксперт. 2014. № 46.
7. Переверзев И., Машаев А. Ни спроса, ни предложения // Эксперт. 2014. № 51.
8. Проблемы инвестирования в жилищное строительство: монография / Г.М. Загидуллина, И.Э. Файзуллин, Р.М. Сиразетдинов и др. Казань: КГАСУ, 2010.
9. Фомин А. Инвестиции в недвижимость. URL: www.save-yourmoney.ru.
10. Шеина С.Г. Стратегическое управление техническим состоянием жилищного фонда муниципального образования: монография. Ростов н/Д: РГСУ, 2008.
References
1. Baymanov D. V Ministerstve natsional'noy ekonomiki nazvali prichiny vysokikh tsen na zhil'e vKazakhstane [The Ministry of National Economy named the causes for high housing prices in Kazakhstan]. International News Agency "Kazinform", 2014.
2. Voprosykreditovaniyastroitel'stvazhil'ya [The issues of housing construction crediting]. Available at: www.stroyinform.ru.
3. Dolaeva Z.N. Osnovnye problemy razvitiya zhilishchnoy sfery i puti ikh resheniya [The main problems of development of housing sphere and ways to solve them]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2014, no. 21.
4. Kulumbetova L.B. Globalizatsiya i razvitie rynka zhiloy nedvizhi-mosti Kazakhstana [Globalization and development of housing market in Kazakhstan]. Problemy sovremennoy ekonomiki - Problems of Modern Economics, 2007, no. 4(24).
5. Medet G. «Dostupnoe zhil'e - 2020» predlagaet kazakhstantsam gib-kuyu skhemu finansirovaniya [The programme "Affordable housing" offers a flexible funding model to the Kazakhstani people]. Available at: www.zakon.kz.
6. Omirkhanov A. Tranformatsiya KIK [Transformation of Kazakhstan Mortgage Company]. Ekspert - Expert, 2014, no. 46.
7. Pereverzev I., Mashaev A. Ni sprosa, ni predlozheniya [Neither demand, nor supply]. Ekspert - Expert, 2014, no. 51.
8. Zagidullina G.M., Fayzullin I.E., Sirazetdinov R.M. et al. Problemy in-vestirovaniya v zhilishchnoe stroitel'stvo: monografiya [The problems of investing in housing construction: a monograph]. Kazan', KGASU Publ., 2010.
9. Fomin A. Investitsii vnedvizhimost' [Investing in real estate]. Available at: www.save-yourmoney.ru.
10. Sheina S.G. Strategicheskoe upravlenie tekhnicheskim sostoyaniem zhilishchnogo fonda munitsipal'nogo obrazovaniya: monografiya [Strategic management of the technical condition of municipal housing stock: a monograph]. Rostov-on-Don, RGSU Publ., 2008.