Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В XXI ВЕКЕ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительство / просветительская деятельность / государственная политика / национальные ориентиры / общество Знание / enlightenment / educational activities / public policy / national guidelines / Society Knowledg

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Филиппенко А.А.

В данной работе исследованы нормативно-правовые аспекты трансформации просветительства как феномена современности, акторы, которым поручена задача осуществления образовательно-просветительской стратегии государства и влияние просветительской деятельности на прогресс в обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS ENLIGHTENMENT IN THE XXI CENTURY

This work examines the regulatory and legal aspects of the transformation of enlightenment as a phenomenon of modernity, the actors entrusted with the task of implementing the educational and educational strategy of the state and the influence of educational activities on progress in society as a whole.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В XXI ВЕКЕ»

УДК 37

Филиппенко А.А.

Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В XXI ВЕКЕ

Аннотация: в данной работе исследованы нормативно-правовые аспекты трансформации просветительства как феномена современности, акторы, которым поручена задача осуществления образовательно-просветительской стратегии государства и влияние просветительской деятельности на прогресс в обществе в целом.

Ключевые слова: просветительство, просветительская деятельность, государственная политика, национальные ориентиры, общество Знание.

Одной из важнейших сторон современной государственной политики является просветительство, которое заключается в распространении новых знаний и культуры, а также принципов справедливости. По мнению сторонников концепции культуры постмодерна, человек в XXI веке ощущает неопределенность в отношении будущего развития и живет «одним днем», поскольку жизнь становится непредсказуемой. Коллективная память стирается в социальном пространстве, изменяется и скорость жизни, становясь более непредсказуемой [1].

В настоящее время перед Российским государством стоит задача разработки модели государственной политики, которая будет отвечать важному исторически обусловленному общественному запросу - консолидировать интересы всех социальных слоев. В связи с этим реализация такой модели становится особенно актуальным в условиях геополитического противостояния с Западом.

Общественные организации как самый массовый актор просветительства в России зарождались по большей части из-за необходимости распространения грамотности. Проявления интереса к науке привело не только к громким мировым открытиям, но и к росту просвещенности граждан [2].

Говоря о современной государственной заинтересованности в вовлеченности граждан, стоит отметить реорганизацию властных структур. Министерство просвещения было создано в 2018 году в результаты разделения Министерства образования и науки РФ на два ведомства. Согласно Указу Президента, к функциям Министерства просвещения переходила реализация молодежной политики и координация молодежных движений, в большинстве своем это общеобразовательные и дополнительные образовательные организации [3].

Особенность взаимосвязи образования и просвещения состоит в том, что образовательные законы регулируют формальное образование, которая в Российской Федерации требует лицензирования, в то время как просвещение носит неформальный характер.

В современном законодательстве четко прослеживается взаимосвязь между процессами образования и просвещения. В 2021 году были внесены изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые было закреплено понятие «просветительство», определение видов и форм которого передано Правительству РФ [4]. Просветительство трактуется как образовательная деятельность, но вне официальных программ.

Регулирование просветительства направлено в первую очередь на защиту потребителей. При этом, поправки включают в себя запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной и расовой розни, а также формирование правовых основ для просветительской деятельности в российском законодательстве.

Просветительство является публичной ценностью, имеющей исключительное значение для будущего нашей страны. В настоящее время лидирующие позиции в введении просветительской деятельности в РФ занимает

Российское общество «Знание», которое имеет свое представительство во всех крупных регионах нашей страны [5]. «Знание» преследует две основные цели в своей деятельности. Во-первых, распространение добытых наукой знания. Во-вторых, становление и развитие гражданского общества, повышение общей политической и культурной образованности населения, ставшей фундаментом в среде национального самосознания.

Стараясь привлечь граждан Российское общество «Знание» организует не малое количество просветительских проектов: «Знание. Премия», «Знание. Академия», «Знание. Первые», «Знание. Лектор», «Знание. Наука», «Знание. Герои» и др. Принимать участие в большинстве проектов могут не только граждане РФ, но и за границей, школьники, студенты, взрослые.

Общество «Знание» является наследником и продолжателем российского многовекового просветительства, поэтому и рассматривать деятельность «Знание» следует как важную составляющую в достижении государственных и общественных целей в сложных и изменяющихся условиях [6].

Подводя итоги всему выше сказанному, стоит отметить, что гуманистическая идея просветительства проявляется в формирующемся гражданском обществе, общественных организации ведет к научному, культурно-образовательному и технологическому совершенствованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Духанина Л.Н. Максименко А.А. Будущее просветительства в свете глобальных вызовов. М.: Российское общество «Знание». 2019. 208 с;

2. Максименко А.А. Данилов В.Н. Просветительство в России: проблемы и вызовы. Кострома: Костромская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание». 2017. 144 с;

3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. От 21.01.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953/;

4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности): законопроект № 1057895. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7;

5. Устав общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»: [док. внутреннего пользования] / М., 2024. 44 с. URL: https://roz-events.storage.yandexcloud.net/media/documents/УСТАВ.pdf;

6. Российское общество «Знание», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://znanierussia.ru

Filippenko A.A.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

DEVELOPMENT TRENDS ENLIGHTENMENT IN THE XXI CENTURY

Abstract: this work examines the regulatory and legal aspects of the transformation of enlightenment as a phenomenon of modernity, the actors entrusted with the task of implementing the educational and educational strategy of the state and the influence of educational activities on progress in society as a whole.

Keywords: enlightenment, educational activities, public policy, national guidelines, Society Knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.