Научная статья на тему 'Тенденции развития профессионального образования в условиях социальноэкономических преобразований'

Тенденции развития профессионального образования в условиях социальноэкономических преобразований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАБОТА В КОМАНДЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / HUMAN CAPITAL / PROJECT METHOD / VOCATIONAL TRAINING / TEAM WORK / COMPETENCE / HIGHER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Щербина Елена Юрьевна

В статье говорится о современном состоянии и тенденциях развития отечественного профессионального начального, среднего и высшего образования. Авторы показывают кризис профессионализма в различных сферах отечественной экономики как следствие кризиса российского образования. Перед педагогами и управленцами системой профессионального обучения сегодня стоит глобальная задача как можно скорее наладить выпуск специалистов, в которых нуждается экономика способных адаптироваться к кардинально изменившимся (и продолжающимся меняться) условиям жизни и качественно исполнять профессиональные обязанности в прогрессирующей информационной среде. Особое внимание уделяется подготовке специалистов профессионального обучения, которые должны обладать умением прогнозировать потребности производства, для чего им нужно научиться анализировать функционирование предприятий с социотехнологических позиций. Представлены факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия в условиях социально-экономического развития, и вызванные ими изменения, в том числе в требованиях к профессионально-квалификационному уровню современного работника. Чтобы подготовка выпускников профессионально-педагогических вузов соответствовала этим требованиям, предлагается как можно шире и активней использовать в учебном процессе метод проектов, который аккумулирует в себе развитие методологических, социальных и профессиональных компетенций, способствует усвоению междисциплинарных знаний. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально экономических преобразований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Щербина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper explores the current development trends of primary, secondary and higher education. The authors emphasize the crisis of professionalism in various spheres of national economy caused by the crisis of Russian education. The vocational teaching and managerial staff are facing the global task of training the specialists demanded by the modern economy and capable of adapting to the increasingly changing life and information environment. The main emphasis is on the ability to foresee the production needs by analyzing the industrial enterprise from the socio-technological perspective. The authors outline the key factors affecting the above functions along with the resulting requirements for employees’ professional levels. To train the vocational university graduates in accordance with the above requirements, the authors suggest the project method implementation providing the accumulation of methodological, social and professional competences and facilitation of cross-disciplinary knowledge.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития профессионального образования в условиях социальноэкономических преобразований»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14.015.62

Е. М. Дорожкин, Е. Ю. Щербина

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье говорится о современном состоянии и тенденциях развития отечественного профессионального начального, среднего и высшего образования. Авторы показывают кризис профессионализма в различных сферах отечественной экономики как следствие кризиса российского образования. Перед педагогами и управленцами системой профессионального обучения сегодня стоит глобальная задача - как можно скорее наладить выпуск специалистов, в которых нуждается экономика - способных адаптироваться к кардинально изменившимся (и продолжающимся меняться) условиям жизни и качественно исполнять профессиональные обязанности в прогрессирующей информационной среде. Особое внимание уделяется подготовке специалистов профессионального обучения, которые должны обладать умением прогнозировать потребности производства, для чего им нужно научиться анализировать функционирование предприятий с социотехнологических позиций. Представлены факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия в условиях социально-экономического развития, и вызванные ими изменения, в том числе в требованиях к профессионально-квалификационному уровню современного работника. Чтобы подготовка выпускников профессионально-педагогических вузов соответствовала этим требованиям, предлагается как можно шире и активней использовать в учебном процессе метод проектов, который аккумулирует в себе развитие методологических, социальных и профессиональных компетенций, способствует усвоению междисциплинарных знаний.

Ключевые слова: человеческий капитал, проектный метод, профессиональное обучение, работа в команде, компетенция, высшее образование, компетентностный подход.

Abstract. The paper explores the current development trends of primary, secondary and higher education. The authors emphasize the crisis of professionalism in various spheres of national economy caused by the crisis of Russian education. The vocational teaching and managerial staff are facing the global task of training the specialists demanded by the modern economy and capable of adapting to the increasingly changing life and information environment. The main emphasis is on the ability to foresee the production needs by analyzing the industrial enterprise from the socio-technological perspective.

The authors outline the key factors affecting the above functions along with the resulting requirements for employees' professional levels. To train the vocational university graduates in accordance with the above requirements, the authors suggest the project method implementation providing the accumulation of methodological, social and professional competences and facilitation of cross-disciplinary knowledge.

Keywords: human capital, project method, vocational training, team work, competence, higher education, competence approach.

Экономический потенциал страны во многом определяется качеством рабочей силы, которое можно обозначить тремя важнейшими векторами: образование, профессия и квалификация, т. е. тем, что человек знает, что умеет делать и какова степень его мастерства в той области деятельности, где он трудится. Именно эти три взаимосвязанных составляющих, если их рассматривать не применительно к отдельным людям, а как характеристики основной части трудоспособных граждан, составляют понятие «человеческий капитал» и позволяют судить о том, каковы ближайшие и отдаленные перспективы государства.

Наблюдаемый в последнее десятилетие кризис профессионализма в различных сферах отечественной экономики является во многом следствием кризиса российского образования в целом и системы профессионального образования в частности. С одной стороны, одной из наиболее заметных тенденций в развитии выс-

шего образования в последние два десятилетия стал его количественный рост. Правила приема стали более либеральными, процент «отсева» снизился. Это привело к тому, что доступ в высшую школу получили люди с довольно слабыми способностями. Однако, превратившись в массовый конвейер получения заветных «корочек», высшее образование стало стремительно терять качество и обесцениваться. С другой стороны, произошло падение спроса на начальное профессиональное образование, игнорирование которого обществом приобрело характер устойчивого тренда. С 1990 г. по 2010 г. число учреждений начального профессионального образования сократилось на 45,6%, а численность обучающихся в них уменьшилась на 46,1%, что, конечно же, было связано с ликвидацией многих предприятий [2].

В настоящее время, особенно с вступлением России в ВТО, проблема дефицита в различных отраслях хозяйства специалистов с качественной подготовкой стоит весьма остро. Не хватает прежде всего высококвалифицированных представителей рабочих специальностей, так как профессиональный уровень тех, кто сейчас трудится на производстве, мягко говоря, значительно ниже выдвигаемых современным рынком туда требований. Важнейшей причиной сложившейся ситуации является и недостаточная квалифицированность преподавателей и мастеров производственного обучения: высшее образование в учреждениях НПО имеют только 53,9% работников, среди которых лишь 11,7% получили высшее профессионально-педагогическое образование [3], которое тоже часто далеко от желаемого эффекта.

Из-за негативных процессов в отечественной системе высшего профессионального образования в конце XX в. (нехватка средств на техническое переоснащение, старение профессорско-преподавательского состава в связи с вялым его обновлением и оттоком наиболее перспективных и талантливых кадров в другие сферы по причине низкой оплаты труда и др.) она в смысле качества и содержания обучения практически пребывала в состоянии стагнации, следствием чего в конечном счете стало ее отставание от

нужд и запросов обновляющейся экономики. Осуществляемые сегодня модернизационные меры - это комплексная, всесторонняя реорганизация всех звеньев системы и всех аспектов образовательной деятельности в соответствии с насущными нуждами производства и населения, формированием инновационной экономики знаний, новым взглядом на долгосрочные цели развития общества, но и, непременно, с учетом лучших традиций отечественной и мировой практики профессиональной подготовки.

Модернизация образования смещает акценты с вынужденного режима его выживания на диктуемую временем необходимость преодоления регресса. Перед педагогами и управленцами системы профессионального обучения стоит глобальная задача - как можно скорее наладить выпуск специалистов, способных адаптироваться к кардинально изменившимся (и продолжающим меняться) условиям жизни и качественно исполнять профессиональные обязанности в активно прогрессирующей информационной среде.

Решение столь масштабной задачи невозможно без смены образовательной парадигмы [1]. В ее основе должно лежать понимание того, что качество современного образования определяется уровнем сформированности у выпускников учебных заведений общих и специальных компетенций - в первую очередь, их способностями выявлять связи между знаниями и их практическим приложением и применять эти знания адекватно решаемым производственным вопросам.

В свете сказанного главным результатом профессионально-педагогической подготовки должна стать личность, способная к эффективной самореализации на рабочем месте, осуществлению интеграции всех компонентов образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций на ступенях начального, среднего и высшего профессионального обучения. Роль профессиональных педагогов больше не может быть ограничена только «знаниевым» подходом: недостаточно, чтобы студенты изучали лишь основы теории определенных отраслей. Они должны научиться «мыслить для дела», отбирать, сортировать

согласно приоритетам, перерабатывать и продуктивно использовать информацию, делать прогнозы, составлять планы работы и координировать ресурсы. Этого невозможно достичь, применяя традиционные методы подготовки специалиста, базирующиеся на транслируемом преподавателем материале и содержании учебников. Как для обучения педагогов, так и для их будущей самостоятельной профессиональной деятельности по воспроизводству эффективной рабочей силы нужны новые образовательные и педагогические технологии, интегрирующие культурную, экономическую, трудовую и технологическую компоненты освоения специальности, гибкие и чутко реагирующие на изменения внешней среды методы, позволяющие по мере необходимости модифицировать содержание образования. Ведь циклы внедрения производственных новшеств становятся все более и более кратким, что заставляет профессиональную школу быть более универсальной и мобильной, оперативно приспосабливающейся к технологическим инновациям и новым экономическим моделям.

Бурное развитие различных профессиональных секторов, интернационализация, глобализация рынков обязывают компании в целях обеспечения собственной конкурентоспособности постоянно проводить мониторинг и осуществлять инжиниринг всех видов своей деятельности. Готовность к решению этих профессиональных задач должна быть сформирована у студентов в процессе обучения в вузе и многократно апробирована на учебных моделях.

Развитие инновационных процессов, сопровождающееся технологическими преобразованиями, появление принципиально новых наукоемких технологий требуют рассмотрения деятельности предприятий с социотехнологических позиций (выбора наиболее эффективной технологии производства и подбора персонала, способного ее осуществлять). Создание социотехнологической системы предприятия призвано оптимизировать взаимодействие человека с техникой и технологией. Такая система является важнейшим саморегулирующимся и саморазвивающимся механизмом, обеспечивающим устойчивость производственных процессов [6]. Однако ее

полноценное функционирование и максимальная отдача зависят от множества внешних и внутренних факторов (рис. 1).

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на деятельность предприятия в условиях социально-экономических преобразований

Степень влияния разных факторов неодинакова и зависит от внутренних и внешних условий деятельности того или иного предприятия: географического положения; социально-экономического развития региона, где оно находится; его отраслевой специфики, финансового состояния и т. д. [6]. Однако в любом случае действие указанных факторов (переменное ослабление одних и доминирование других) отражается на стратегии и характере функционирования предприятия, в том числе и на требованиях к профессионально-квалификационному уровню современного работника (рис. 2).

Для того чтобы приспособиться к бесконечно меняющимся технологиям и тенденциям рынка, новым ценностям и нормам организации труда, профессиональное обучение должно стать многоцелевым, многофункциональным и модульным. Разрыв между теорией и практикой, планированием содержания образования и его освоением может быть уменьшен посредством интегрированных форм профессионального обучения.

Технический прогресс

автоматизация и электронизация;

интенсификация производства;

персонализация производства - возрастание значимости действий отдельного работника, необходимость принятия им многочисленных, в том числе ключевых решений и, как следствие, повышение ответственности

Изменение рынка

гибкое, адаптивное производство;

интернационализация производства и рынка;

насыщенность товарами и услугами;

возрастающая конкуренция;

активные процессы глобализации, благодаря которым мир «сжимается » в пространстве и одновременно ускоряется во времени;

вступление в ВТО

Изменение организации труда

децентрализация управления на уровне и внутри отдельного предприятия;

• командный метод: формирование бригадных оргструктур на производстве и в управлении;

• партнерство

Изменение ценностей

самореализация;

потребность в развитых коммуникациях; мобильность;

смещение в сторону нематериальных аспектов труда;

насыщенность трудового процесса умственной деятельностью и творческими элементами

Рис. 2. Изменения в социотехнологической системе предприятия в условиях социально-экономических преобразований

Однако реформирование и модернизация профессионально-педагогической подготовки состоят не только и не столько в том, чтобы система образования обрела способность моментально реагировать на сиюминутные потребности общества, государства и рынка труда, что, бесспорно, уже было бы неплохо. У сегодняшнего студента, тем более у будущего наставника профессионального обучения следует формировать умения и навыки аналитического предвидения, опережающего прогнозирования развития производства и экономики, а также способность и желание собственного совершенствования и профессиональной реадаптации. Для этого требуется обучение «извлечению выгоды» из интерактивного и направленного процесса приобретения знаний, что является одной из самых сложных задач, стоящих в настоящее время перед профессиональным образованием. Для решения данной задачи необходимы новые, более совершенные методы работы со студентами. К их числу относится прежде всего метод проектов.

В основу этого метода положена идея, составляющая суть понятия «проект» - его прагматическая направленность на разрешение той или иной практически или теоретически значимой задачи. Метод предполагает тщательное рассмотрение и учет различных внешних и внутренних факторов и условий ее решения и реализации, привлечение широкого спектра исследовательских, поисковых методик.

В общих чертах проектный метод заключается в том, что группа студентов анализирует и развивает «реальную» проблему в течение заданного срока с четкой регламентацией сферы ответственности и множествами подзадач. Проектные цели и задачи должны быть определены посредством профессионального анализа. Важно подчеркнуть, что проект

• должен быть составляющим или интегрированным модулем учебного плана;

• решать междисциплинарные учебные задачи;

• развивать социальные и коммуникативные навыки учащихся.

Проектный метод нельзя назвать простой моделью обучения,

поскольку он выводит учебный процесс не только за границы от-

дельно взятой учебной дисциплины, но и, несмотря на то, что он «должен быть составляющим или интегрированным модулем учебного плана», - за границы утвержденного содержания образовательной программы. Можно сказать, что метод проектов расширяет возможности междисциплинарного подхода, заложенного в учебном плане.

Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершаться вполне осязаемым, должным образом оформленным практическим результатом. Поскольку этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной деятельности, он становится значимым для каждого студента, участвовавшего в создании проекта. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных блоков учебного плана; прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать слажено, в команде, помогая друг другу [5].

Проективная деятельность с обязательным обращением к инновационным технологиям формирует у студентов (будущих профессиональных наставников) научный стиль мышления, который включает такие необходимые качества интеллектуального труда высококвалифицированного специалиста, как диалектичность, системность, логичность, широта видения проблемы и возможных последствий избранного варианта ее решения. Сюда добавляются умение быстро ориентироваться в потоках информации и создавать новые модели - как познавательные (научные гипотезы), так и прагматические (технологические, экономические и производственные). Помимо этого, современным профессионалам всех уровней сейчас необходимы и навыки исследовательской работы (в частности, для осуществления маркетингового и социологического мониторинга) [4].

Современный экономический рынок требует от высшей школы формирования совокупной профессиональной компетентности -необходим не просто знающий работник, но профессионал, способный справляться с нестандартными сложными производственными

ситуациями, быстро ориентирующийся в меняющихся экономических, социальных, технологических и организационных обстоятельствах и успешно приспосабливающийся к переменам, умеющий выстраивать отношения позитивного сотрудничества и кооперации с коллегами. Проектный метод обучения - один из наиболее адекватных и мощных инструментов достижения этих целей. Он аккумулирует в себе развитие методологических, социальных и профессиональных компетенций, способствует передаче междисциплинарных знаний.Мы убеждены, что массовое внедрение учебных проектов, хорошо адаптированных к современной социально-экономической действительности, в высшее профессиональное образование поможет поднять его качество и приумножить человеческий капитал российской инновационной экономики.

Литература

1. Багирова А. П., Щербина Е. Ю. Влияние новой образовательной парадигмы на будущий человеческий капитал российского населения / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 32 (173). С. 2-7.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / под редакцией А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ, 2011. 146 с.

3. Дорожкин Е. М. Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы / / Аккредитация в образовании. 2012. № 6 (58). С. 24-25.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ. 2007. 668 с.

5. Петрушкевич В. П. Проектный метод обучения иностранному языку // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2006. № 1. С. 86-92.

6. Потуданская В. Ф., Цыганкова И. В., Новикова Т. В. Роль внутренних и внешних факторов в процессе формирования и функционирования социотехнологических систем // Креативная экономика. 2011. № 12 (60). С. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.