Научная статья на тему 'Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза'

Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ТРУД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / TEACHER’S WORK / COMPETITIVENESS / HIGHER EDUCATION / EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCY / HUMAN CAPITAL / WORK EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Елена Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки в вузе конкурентоспособного выпускника. Доказывается, что образовательная система привлекает все большее внимание в качестве поставщика качественного человеческого кадрового ресурса. Чтобы приспособиться к изменяющимся тенденциям рынка, высшее образование должно стать многоцелевым, многофункциональным и более гибким. Основным направлением модернизации является переход системы образования к качественно-результативной модели, предполагающей, в частности, повышение эффективности труда преподавателей. Автор подчеркивает, что именно от того, насколько эффективна деятельность сотрудников высших учебных заведений, обеспечивающих непосредственно образовательный процесс, во многом зависит качество обучения студентов. В статье представлена схема трудовых функций преподавателя согласно проекту профессионального стандарта «Преподаватель». Сделан акцент на тех качествах преподавателя, которые необходимы для реализации «модели профессионального развития в условиях постоянных изменений». На основе имеющихся исследований в этой области и собственного опыта работы автор предлагает модель ключевых компетенций современного преподавателя вуза, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности. Перечислены основные профессиональные компетенции преподавателя в области совершенствования специальных знаний, сближения педагогической теории и практики, организации учебного процесса и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s Work Effectiveness as Higher Education Institution Graduates’ Competitiveness Factor

The article covers the problems of competitive graduate training in higher education institution. It is proved that the educational system attracts increasing attention as a supplier of human resource of high quality. To adapt to changing market trends, higher education has to become multi-purpose, multi-functional and more flexible. The main direction of the education system modernization is its transition to a qualitatively and effective model, in particular, improving the teacher’s work effectiveness. The author emphasizes that the quality of students teaching depends largely on how effective is the activity of higher education institutions employees that provide the educational process. The article presents a scheme of the teacher’s labor functions according to the professional standard project “Teacher”. The emphasis is put on the teacher’s qualities which are necessary for the implementation of “professional development model in the face of constant change”. Basing on the research in this area and her own experience, the author proposes the model of key competencies of higher education institution modern teacher, that ensure the teacher professional activity effectiveness. The main professional competencies of the teacher in the sphere of special knowledge development, educational theory and practice approach, organization of educational process, etc. are given.

Текст научной работы на тему «Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза»

Щербина Е. Ю. Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза / Е. Ю. Щербина // Научный диалог - 2014. - № 3 (27) : Психология. Педагогика. - С. 123-131.

УДК 378.12

Эффективность преподавательского труда как фактор конкурентоспособности выпускников вуза

Е. Ю. Щербина

В статье рассматриваются вопросы подготовки в вузе конкурентоспособного выпускника. Доказывается, что образовательная система привлекает все большее внимание в качестве поставщика качественного человеческого кадрового ресурса. Чтобы приспособиться к изменяющимся тенденциям рынка, высшее образование должно стать многоцелевым, многофункциональным и более гибким. Основным направлением модернизации является переход системы образования к качественно-результативной модели, предполагающей, в частности, повышение эффективности труда преподавателей. Автор подчеркивает, что именно от того, насколько эффективна деятельность сотрудников высших учебных заведений, обеспечивающих непосредственно образовательный процесс, во многом зависит качество обучения студентов. В статье представлена схема трудовых функций преподавателя согласно проекту профессионального стандарта «Преподаватель». Сделан акцент на тех качествах преподавателя, которые необходимы для реализации «модели профессионального развития в условиях постоянных изменений». На основе имеющихся исследований в этой области и собственного опыта работы автор предлагает модель ключевых компетенций современного преподавателя вуза, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности. Перечислены основные профессиональные компетенции преподавателя в области совершенствования специальных знаний, сближения педагогической теории и практики, организации учебного процесса и т. д.

Ключевые слова: преподавательский труд; конкурентоспособность; высшее образование; модернизация системы образования; профессиональная подготовка; компетентность; человеческий капитал; эффективность труда.

В условиях глобализационного процесса и формирования международного рынка труда качеству подготовки кадров во всем мире во всех сферах деятельности человека, в том числе в образовании, уделяется большое внимание. Более того, образовательная система привлекает все большее внимание в качестве поставщика качественного человеческого кадрового ресурса. На смену утилитарному пониманию роли системы образования в жизни конкретного человека приходит понимание образования как национального потенциала и капитала, как условия конкурентоспособности государства и общества. Зарождается противоречие между необходимостью повышения эффективности деятельности предприятий и отсутствием адекватного ему человеческого капитала. Именно образование «поставляет» человеческий ресурс того или иного качества в профессиональную сферу

По сведениям аналитического отчета об образовательных организациях Российской Федерации в 2009-2010 гг, сегодня каждый 18-й житель России - студент, и по числу студентов на 10 тысяч человек населения наша страна находится на третьем месте в мире после США и Финляндии [Аккредитация..., 2010]. Это означает, что проблема заключается не в количестве вузов и выпускников, а непосредственно в качестве их подготовки.

Мы полагаем, что деятельность предприятий следует рассматривать с социотехнологических позиций, а именно с точки зрения необходимости выбора наиболее эффективной технологии производства, а также подбора персонала, способного ее осуществлять. Социотехнологическая система, реализуемая на предприятии, понимается нами как саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, так как обеспечение устойчивого производственного и че-

ловеческого развития зависит от множества внешних и внутренних факторов: организации труда, изменения рынка, направлений и содержания технического прогресса, изменения ценностей [Щербина. 2013, с. 64-73]. Влияние этих факторов сказывается на требованиях к профессионально-квалификационному уровню работника.

Чтобы приспособиться к изменяющимся тенденциям рынка в сферах организации труда, технологии и социальных ценностей, высшее образование должно стать многоцелевым, многофункциональным и более гибким. Происходящие изменения требуют, чтобы разрыв между теорией и практикой, планированием и внедрением, образовательной и профессиональной средой был сокращен.

В настоящее время в Российской Федерации модернизируется система образования. Акценты смещаются с режима выживания на режим развития. Перед системой образования поставлена серьезная задача - своевременно подготовить выпускников к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в информационной среде общества. Основным направлением модернизации является переход системы образования к качественно-результативной модели, предполагающей, в частности, повышение эффективно -сти труда преподавателей. Именно от того, насколько эффективна деятельность сотрудников высших учебных заведений, обеспечивающих непосредственно образовательный процесс, во многом зависит качество обучения студентов. Ср.: «Труд преподавателя высшей школы представляет собой одну из разновидностей труда как такового и является не только ключевым элементом высшей школы, но и необходимой составной частью общественного труда, напрямую связанного со всем механизмом общественного воспроизводства. Следовательно, от уровня его квалификации, педагогической компетентности, условий труда и жизни, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависят как качество подготовки специалистов, так и увеличение национального богатства государства» [Корнеева, 2007, с. 4].

Характеристике специфики труда преподавателя уделялось много внимания в научной литературе: «Профессия преподавателя высшей школы имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда; повышенную степень профессиональной ответственности; сопряжение функций педагога, исследователя и менеджера; потребность (осознанную необходимость) непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований; зависимость эффективности образовательной деятельности как от обучающего, так и от обучаемого» [Преподаватель..., 2010, с. 3] .

Современному преподавателю необходимо не только знание своей дисциплины. Смена ключевых ориентиров в образовании привела к усложнению содержания преподавательского труда и к изменению его традиционных функций.

В России перед Национальным советом профессиональной квалификации поставлена задача разработать и утвердить к 2015 году пакет новых профессиональных стандартов, по требованиям которых будет «перенастроена» вся система профобразования. Профессиональные стандарты должны определить требования к квалификации специалистов.

Проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» [Проект., 2013, с. 5-6] содержит разработку так называемой «Функциональной карты», регламентирующей трудовые функции преподавательского состава учебных заведений. Эти функции структурированы по уровням квалификации. Представим разработанную нами схему трудовых функций, которые планомерно должен выполнять преподаватель высшей школы (рис. 1).

Каждая трудовая функция предписывает трудовые действия, необходимые умения и знания, которые направлены на формирование компетенций студента. Общероссийский классификатор занятий

/ ч

Преподавание по программам бакалавриата ^ *

/ \

Организационнопедагогическое сопровождение группы (курса)

^ *

Преподавание учебных дисциплин

Участие в организации НИРС, проектной и иной деятельности студентов |

Профессиональная поддержка, контроль качества учебных занятий

Разработка учебнометодического обеспечения учебных ттистгиплин

Рис. 1. Трудовые функции доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента

представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности и объединяет в одну составную группу преподавателей колледжей, университетов и других вузов. В разделе, посвященном содержанию вида трудовой деятельности, документ указывает, что преподаватели осуществляют обучение различным предметам, исследуют, разрабатывают и совершенствуют педагогические концепции, понятия и методы.

По мнению Ю. Б. Дроботенко, на сегодняшний день в высшей школе реализуется модель профессиональной подготовки, направленная только на адаптацию выпускника к условиям будущей работы, и в результате реализации адаптационной модели образование находится в позиции «догоняющего» [Дроботенко, 2012, с. 138]. В условиях смены образовательной парадигмы высшее образование должно перейти на модель профессионального развития в условиях

постоянных изменений. Такая подготовка направлена на обеспечение опережающего характера профессионального образования, ориентирующая на активность, способность принимать решение и нести ответственность за сделанный выбор [Там же].

В поисках ответа на вопрос о том, что требуется от преподавателя для обеспечения «модели профессионального развития в условиях постоянных изменений», мы обратились к имеющимся исследованиям в этой области и обобщили собственный опыт. Представим далее модель ключевых компетенций современного преподавателя вуза, обеспечивающих эффективность его профессиональной деятельности.

1. В области совершенствования специальных знаний по преподаваемым дисциплинам преподаватель вынужден демонстрировать:

1) готовность к постоянному совершенствованию предметных знаний, которые сегодня чрезвычайно быстрыми темпами пополняются и уточняются;

2) готовность к приобретению знаний в области новых технологий;

3) готовность к обработке больших массивов информации: преподаватель должен уметь проводить ее отбор и анализ, согласовывать новое с системой имеющихся знаний. Работа с массивами данных занимает достаточно большой объем времени в процессе подготовки к занятиям. Поэтому, как считает Л. В. Колясникова, целесообразно выделять предметно-информационную деятельность в качестве самостоятельного вида деятельности преподавателя [Колясникова, 2013].

2. В области организации и контроля учебной деятельности студентов преподаватель должен обнаруживать:

1) готовность к изучению, осмыслению, целесообразному применению федеральных государственных образовательных стандартов;

2) готовность к методическому и дидактическому обеспечению процесса формирования ключевых компетенций выпускника согласно его специальности;

3) готовность к разработке систем мониторинга и оценки формирования компетенций обучающихся и к созданию корректных средств и способов оценивания компетентности выпускника.

3. В области сближения педагогической теории и практики преподаватель должен быть готов:

1) к оперативному реагированию на изменения запросов общества, то есть к разработке обучающих технологий и поиску методических средств, дидактических материалов, пригодных для подготовки такого выпускника, который востребован в современной историкокультурной ситуации;

2) к совместной работе в преподавательском коллективе, который должен быть настроен на обеспечение интегративного обучения, так как современное образование ориентировано на специалиста-«универсала», то есть человека, которого не ограничивают узкие рамки специальности;

3) к участию в работе отдела практик вуза;

4) к поиску и вовлечению в образовательный процесс потенциальных работодателей.

4. В области воспитательной работы преподаватель должен:

1) участвовать в осуществлении социально-педагогической поддержки студентов;

2) уделять специальное внимание вопросам формирования ценностных установок студентов.

5. В области научно-методической работы преподаватель должен:

1) участвовать в жизни научного сообщества с целью своевременно познакомиться с новыми достижениями науки;

2) заниматься научными разработками, повышая свою научную квалификацию;

3) представлять результаты своих научных работ в изданиях, включенных в наукометрические базы, а также на конференциях и других научных мероприятиях;

4) стремиться к лидерским позициям в научно-исследовательской деятельности.

Только при условии разносторонней профессиональной компетентности преподавателя современная система высшего образования сможет готовить выпускников, конкурентоспособных в новых обстоятельствах.

Специалисты в области экономики подчеркивают, что обладание значительными объемами человеческого капитала резко усиливает конкурентные позиции работников - повышает шансы на нахождение работы и значительно снижает риск безработицы [Российский работник..., 2011, с. 25]. Образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда: экономическую активность, занятость, безработицу. С повышением уровня образования повышается уровень «участия в рабочей силе» [Там же].

Таким образом, накопление человеческого капитала работника высшей школы приводит:

- к улучшению его позиций на рынке труда;

- к повышению качества образования и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности выпускника вуза;

- к повышению конкурентоспособности вуза.

Литература

1. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009-2010 гг. : аналитический отчет / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, Л. В. Тихонова. - Йошкар-Ола : Изд-во УКЦ, 2010. - 60 с.

2. Дроботенко Ю. Б. Исследование изменений в вузовской профессиональной подготовке учителей в условиях информационного общества / Ю. Б. Дроботенко // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 138143.

3. Колясникова Л. В. Основы измерения и оценивания компетенций / Л. В. Колясникова // Инновационные процессы в образовании : стратегия, теория и практика развития : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2013 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф.

Е. М. Дорожкин ; д-р пед. наук, проф. В. А. Федоров. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - Том III. - С. 67-70.

4. Корнеева А. А. Теоретические основы мотивации труда преподавателей высшей школы : автореферат диссертации... кандидата экономических наук : 08.00.01 / А. А. Корнеева ; Российский государственный социальный университет. - Москва : [б. и.], 2007. - 26 с.

5. Преподаватель в XXI веке : рекомендательный указатель : [20002010 гг.] / сост. : О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф ; под ред. О. И. Ткаченко. -Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2010. - 147 с.

6. Проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» от 15.08.2013 г. [Электронный ресурс]. - 71 с. - Режим доступа : http://www. asv.mgsu.ru/files/Docum/ProektyDoc/ProfStandartObr/ProfStPrep-150813.pdf.

7. Российский работник : образование, профессия, квалификация : монография / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 574 с.

8. Щербина Е. Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований / Е. М. Дорож-кин, Е. Ю. Щербина // Образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 64-73.

© Щербина Елена Юрьевна (2014), начальник Управления развития и реализации образовательных программ, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), elena.sherbina@rsvpu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.