Научная статья на тему 'Тенденции развития потребительского кредита'

Тенденции развития потребительского кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2743
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / БАНК / ИПОТЕКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / ЗАЕМЩИК / МАРЖА / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусакаев Шамиль Алевдинович

В статье рассмотрены ключевые аспекты развития потребительского кредитования, проведен анализ рынка банковских кредитов на современном этапе. Приведены доминирующие тенденции в области современного потребительского кредитования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития потребительского кредита»

Тенденции развития потребительского

кредита.

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые аспекты развития потребительского кредитования, проведен анализ рынка банковских кредитов на современном этапе. Приведены доминирующие тенденции в области современного потребительского кредитования в России.

тека, потребительский кредит, заемщик, маржа, банковские услуги. Musakaev Sh-А. TRENDS OF CONSUMER CREDIT

Abstract: The article examines the key aspects of consumer credit, the analysis of the banking loans at the present

stage. Given the dominant trends in contemporary consumer lending in Russia.

Key words: credit, bank, mortgage, consumer credit, the borrower, the margin of bank services.

Обеспечение развития потребительского кредитования - одна из стратегических задач работы большинства коммерческих банков. Совершенствование организации потребительского кредита в современных условиях выступает основной проблемой, решение которой даст возможность увеличить платежеспособный спрос населения, сделать этот вид банковской услуги доступным большей части населения страны, снизить кредитные риски.

Современный этап развития кредитной деятельности характеризуется разнонаправленными тенденциями: повышением роли потребительского кредита, увеличением объема розничных банковских услуг, формированием основных сегментов рынка потребительского кредита на фоне обострения ситуации на финансовом рынке.[1]

В 2013 г., как и годом ранее, розничное кредитование росло быстрее, чем корпоративное и межбанковское кредитование. Объем кредитов физическим лицам за 10 месяцев вырос на 33,1процентов, до 7387,5 млрд руб. Доля кредитов этой категории заемщиков в совокупном кредитном портфеле банков увеличилась до 22,4процентов. Такие результаты объясняются тем, что в условиях весьма высокого спроса со стороны населения розничное кредитование - один из доходных сегментов банковского бизнеса.

По экспертным оценкам, поведение населения в 2013 г. отчасти определялось его стремлением привлечь кредит на текущих условиях в ожидании их возможного ужесточения. В то же время повышались доходы населения и уверенность граждан в способности обслуживать полученный кредит. По оценкам ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), к концу года свыше 7процентов заемщиков имели более пяти действующих банковских кредитов. Однако соотношение выданных физическим лицам кредитов и ВВП в России пока еще заметно ниже, чем в развитых странах. В то же время соотношение выплат по кредитам и доходов населения в России уже составляет 15-20процентов, а в развитых странах этот показатель не превышает 10процентов.

Для розничного сегмента кредитного рынка традиционно был характерен высокий уровень конкуренции. Основными инструментами конкурентной борьбы банков за заемщиков являлись внедрение новых кредитных продуктов для физических лиц, упрощение процедуры оформления розничных кредитов и увеличение максимальных сумм потребительских займов. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым краткосрочным кредитам физическим лицам в 2013 г. существенно не изменились, а по долгосрочным кредитам - несколько повысились. Основной прирост в сегменте кредитования физических лиц в 2013 г. обеспечили крупнейшие банки. Банки из топ-30 нарастили розничный кредитный портфель для 40,2процентов. Доля этой группы банков в общем объеме кредитов физическим лицам по итогам 10 месяцев составила более 70процентов, а при росте розничного кредитного портфеля - около 85процентов. По объемам кредитования физических лиц лидерами были крупнейшие госбанки, в первую очередь Сбербанк.[4]

Самые высокие темпы роста в розничном сегменте кредитного рынка в 2013 г. наблюдались в потребительском кредитовании. Объем потребительских кредитов за январь-октябрь увеличился более чем на 45процентов, в основном за счет опережающей динамики кредитов наличными и кредитных карт. По состоянию на 01.11.2013 более 60процентов розничного кредитного портфеля приходилось на потребительские кредиты. Поддержку этому сегменту кредитного рынка в течение

Мусакаев Шамиль Алевдинович

Ст. преподаватель ДГИНХ Shoma84dag@mail.ru

Ключевые слова: кредит, банк,

большей части года оказывали снижение уровня безработицы, повышение уровня доходов населения, рост внутренних источников банковского фондирования.[4]

Многие банки активно расширяли линейку потребительских кредитов, стараясь максимально повысить их привлекательность для заемщиков, а также смягчали отдельные неценовые условия их предоставления. Стремясь сохранить высокую маржу при ограниченном наборе наиболее надежных заемщиков, ряд банков повышал процентные ставки по этим кредитам. Потребность в дальнейшем расширении клиентской базы усиливала конкуренцию между банками и микрофинансовыми организациями в сегменте потребительских, в том числе необеспеченных, кредитов. Необеспеченные кредиты входят в группу самых рискованных активов банков. На мой взгляд, снижению рисков в данном сегменте кредитного рынка будет способствовать ужесточение регулятивных требований Банка России по оценке качества таких кредитов и порядка формирования резерва по ним.

Объем ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) за январь-октябрь вырос на 26,Зпроцентов, до 1867,4 млрд руб. Отношение объема этих кредитов к ВВП в России составило около 3 процентов, в то время как в Евросоюзе - более 45процентов, в США - почти 65процентов, в Нидерландах - свыше 100процентов. Позитивно на динамике ипотечного рынка отразилась активность банков, внедрявших новые программы ИЖК. Заметно улучшилось качество залогов по ипотечным кредитам благодаря принятым год назад новым правилам обращения взыскания на заложенное имущество заемщика. Некоторое сдерживающее влияние на развитие ипотечного рынка со второй половины 2012 г. оказывало повышение отдельными, в том числе крупнейшими, банками процентных ставок по ИЖК. Основными кредиторами ипотечного рынка оставались госбанки и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). В отдельные месяцы почти 65процентов общего объема задолженности по ИЖК приходилось на три ведущих госбанка, около 75-80процентов - на эти банки вместе с АИЖК и другими госбанками.

Достаточно устойчиво развивался рынок автокредитования, поддерживаемый значительными объемами продаж автомобилей. Объем задолженности физических лиц по автокредитам за 10 месяцев 2012 г. возрос на 17,8процентов. Почти половина автомобилей в России покупалась с использованием банковских кредитов. Активность банков, представляющих автопроизводителей, а также отмена государственной программы льготного автокредитования стимулировали развитие конкуренции и дальнейшую либерализацию условий на рынке автокредитования. Некоторое ужесточение банками процентной политики в розничном сегменте кредитного рынка во второй половине 2012 г. выразилось в ростке ставок и по автокредитам.

Какие доминирующие тенденции в области современного потребительского кредитования в России можно выделить?

В области современного потребительского кредитования в России можно выделить две доминирующие тенденции. Прежде всего - это обострение конкурентной борьбы на рынке розничных кредитов, итогом которого является снижение процентных ставок, а также либерализация условий кредитования физических лиц.[2]

Необходимо отметить, что снижение процентных ставок вызвано не только обострением конкурентной борьбы, но и уменьшением в последние годы себестоимости привлечения денежных средств. Стоимость фондирования снижается как в части привлечения пассивов физических, так и юридических лиц, восстанавливаются каналы внешнего финансирования. Становится возможным понижение процентных ставок по всем видам кредитования физических лиц, в том числе и по самому актуальному сейчас в России - потребительскому.

Условия кредитования для заемщиков улучшаются за счет уменьшения пакета документов и отказа от различных дополнительных комиссий, а также снижения ряда требований. В частности, это касается общего трудового стажа заемщика и стажа работы на последнем месте. Некоторые банки принимают положительное решение при общем трудовом стаже 1 год, а нас последнем месте работы - 3 месяца. Еще недавно требовалось в среднем иметь трудового стажа 2-3 года и от 6 месяцев до 1 года соответственно. Вторая тенденция - широкое использование альтернативных каналов продаж, отличных от традиционных офисов. Например, корпоративный канал, более известный под названием «Банк на работе» - банки активно работают с сотрудниками организаций-партнеров, презентуя и оформляя банковские продукты и услуги непосредственно по месту работы сотрудников. Причем речь идет как о компаниях, с которыми они уже имеют корпоративные отношения, так и о тех, с которыми таких отношений пока нет.

Кроме того, это также интернет-каналы продаж, когда с целью получения кредита можно оформить заявку и заручиться предварительным решением, используя Интернет, а в банк пойти уже исключительно за получением заемных средств, или получить кредит по почте, используя банковскую карту с установленным кредитным лимитом. Лидерами рынка потребительского кредитования в настоящее время являются:[5]

- Сбербанк России;

- ВТБ 24;

- Росбанк;

- Россельхозбанк;

-Газпромбанк.

Главной особенностью розничного банковского бизнеса является направленность на удовлетворение потребностей клиентов и необходимость постоянно подстраиваться под их запросы в условиях высокого уровня конкуренции. Исходя из этого, новый розничный бизнес в банковской сфере подразумевает продуктовый ряд, способный мобильно меняться в соответствии с потребностями рынка, а также возможность оказания любой финансовой услуги в каждой точке продаж, имея в виду расположение этих точек в непосредственной близости к получателю услуг.

Очевидно, что развитие розничных банковских услуг зависит от:

- уровня занятости населения;

- благосостояния населения;

- стабильности финансовой ситуации в стране в целом;

- развития информационных технологий;

-правового регулирования;

- уровня конкуренции;

- банковской инфраструктуры.

Также важным фактором является уровень информационной прозрачности или степень доступности для клиентов информации о деятельности банка. В настоящее время население может получить информацию о банке из следующих источников:

- публикуемая отчетность;

- аналитические обзоры;

- банковские рейтинги.

Однако отчетность банков существенно отличается от формы предоставления отчетности организациями. Она достаточно сложна для клиентов банка, не обладающих специальными знаниями.

Технический прогресс напрямую влияет на предпочтения клиентов в отношении банковских продуктов и услуг, что в свою очередь порождает изменения в клиентских и маркетинговых политиках и IT-решениях банков.

Одним из перспективных направлений развития рынка розничных банковских услуг для большинства банков станет переход на полную или максимально допустимую систему дистанционного обслуживания. Для широкого круга людей в условиях нехватки времени данное сотрудничество станет весьма удобным и востребованным. Со стороны банка это в первую очередь - сокращение издержек. Ярким примером такой модели обслуживания является Закрытое акционерное общество Банк «Тинькофф Кредитные Системы», у которого отсутствуют офисы продаж.

Высокая эффективность деятельности банка, в частности и для розничного сегмента, во многом зависит от уровня применяемых информационных технологий. Перспективным является использование CRM-решения. CRM - бизнес-стратегия, ядром которой является ориентированный в первую очередь на клиента подход. Среди разработчиков прогрессивных технологий можно выделить компанию «Ай-Теко» - ведущего российского поставщика комплексных ИТ-решений и консалтинговых услуг, успешно прошедшего проведенный Британским институтом стандартов сертификационный аудит на соответствие системы управления информационной безопасностью требований международного стандарта. CRM-системы создают комплексную автоматизацию работы с клиентами при условии максимально удобного для потребителей сервиса. Также в качестве прогрессивного направления необходимо выделить ведущиеся в настоящее время разработки в области совмещения банковских карт с SIM-картами сотового телефона. Возрастающее проникновение интернета и увеличивающееся число пользователей всевозможных социальных сетей изменили ситуацию коренным образом. Информация о качестве банковских услуг и обслуживания активно распространяется в ин-

271

формационных источниках, оказывая влияние на выбор потенциального потребителя, в том числе и самими банками. Здесь решается вопрос мгновенной коммуникации, когда пользователь в режиме онлайн может получить квалифицированный ответ на интересующий его вопрос. Поэтому одним из перспективных направлений установления и развития отношений между банками и клиентами является присутствие банка в социальных сетях и тематических интернет-сайтах. В России коллекторские агентства пока не получили столь широкого распространения. В наших банках проблема просроченной задолженности решается в основном юридическими службами и службами безопасности. В то же время в США в настоящее время ни один банк самостоятельно не работает с должниками, этим занимается 6,5 тыс. коллекторских агентств, которые расположены по всей стране.

Бюро кредитных историй в нашей стране начали действовать только в 2008 г., и их базы данных содержат еще мало кредитных историй. Также многими банками еще не решены технические вопросы по взаимодействию с БКИ. В связи с этим ожидать снижения процентных ставок по кредитам на основании кредитных историй следует только через несколько лет, когда бюро кредитных историй накопит значительный объем данных, и будет отработано взаимодействие между БКИ и банками. По мнению экспертов, результаты работы коллекторских агентств и бюро кредитных историй по предотвращению и борьбе с пророченной задолженностью будут заметны не ранее, чем через 5-7 лет.

Также важной тенденцией на современном этапе является развитие кредита на обучение, так как он активно используется в странах Запада и внедрен в практику Китая и имеет большую социальную значимость для всей страны. Одним из первых внедрил «Образовательный кредит» Сбербанк - в 2005 г. Он выдавался молодым людям на оплату обучения на дневном отделении российских учебных заведений. Банк рассматривал кредитную заявку до сдачи вступительных экзаменов, после зачисления определялась окончательная величина лимита. Кредит частично использовал принцип регулируемой отсрочки платежа, так как на срок обучения банк, по желанию заемщика, устанавливает отсрочку погашения основного долга.

В России, по данным АРБ, около 60процентов принятых в вузы студентов оплачивают свое образование. В то же время отсутствие необходимых денежных средств как причину невозможности получать высшее образование называют 58процентов населения, не имеющего его; спрос на образовательные кредиты не удовлетворен. Поэтому в настоящее время существует острая необходимость включения «новеллы» «Об образовательном кредите» в текст еще не утвержденного законодательного акта в сфере потребительского кредитования.

По расчетам экспертов АРБ, к 2020 г. рынок образовательных кредитов, который оценивается в 100 млрд руб., позволит независимо от материального положения получать высшее образование более 150 тыс. студентам, но эти прогнозы могут не оправдаться без государственных гарантий для банков.

Правительство РФ запланировало провести эксперимент по льготному образовательному кредитованию. Данный эксперимент сможет оказать определенное положительное влияние на сложившуюся в настоящее время на российском образовательном рынке ситуацию. Если сравнивать условия эксперимента с предложениями на западном рынке, становится очевидно, что необходимо провести большую работу для достижения хотя бы сопоставимого уровня. Во многих западных странах величина процентной ставки практически равна нулю; студент должен будет покрыть лишь величину инфляции, остальной долг ложится на государство; существуют значительные налоговые льготы для студентов, получающих кредит; компенсируется значительная часть затрат на сопутствующие расходы.

Необходимо надеяться, что образовательные кредиты со временем станут не только популярным, но и доступным банковским продуктом, который позволит студентам получать престижное образование с меньшими издержками. Расширение системы образовательного кредитования станет значительным вкладом в решение социальной проблемы доступности качественных образовательных услуг и способно повысить долю совокупных ресурсов, направляемых на финансирование инвестиций в человеческий капитал, что впоследствии позволит повысить уровень экономики всей страны.

И наконец, актуальной проблемой по сей день остается развитие законодательной базы в потребительском кредитовании. Государство уже несколько лет пытается разработать и принять закон, который регулировал бы потребительское кредитование. Последняя версия законопроекта «О потребительском кредитовании» вызвала неоднозначную реакцию: от «хоть что-то, лишь бы были еди-

272

ные правила» до «уж лучше ничего, чем такое». Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект содержит явные противоречия. Так, в одной статье говорится, что потребитель имеет право в любой момент вернуть кредит, заплатив только за время фактического пользования заемными денежными средствами. В то же время его другая статья содержит право потребителя в течение 14 дней отказаться от кредита, опять-таки выплатив только проценты за время фактического пользования кредитом. Неясно, какое из положений является общим, а какое специальным? Является ли 14-дневный мораторий правом банка не принимать досрочное исполнение кредита без дополнительных штрафов? Несомненно, подобные разногласия должны быть сняты на стадии рассмотрения законопроекта.

Противоречия просматриваются и в позициях различных государственных органов. С одной стороны, Роспотребнадзор борется за отмену всех возможных комиссий, а с другой - ст. 8 указанного законопроекта предусматривает право банков не просто взимать достаточно широкий набор комиссий, но и не содержит их исчерпывающий перечень. Также авторы законопроекта явно пытаются урегулировать способы заключения и формы кредитных договоров. Появилась специальная статья, посвященная кредитованию с использованием кредитных карт. Однако на деле в ней прописаны достаточно общие нормы, которые по-прежнему позволяют кредитным организациям рассылать клиентам банковские карты с предложением использовать их для получения потребительского кредита. Банковским юристам не составит никакого труда прописать перечень совершенно законных условий и конклюдентных действий потребителей, которые при оформлении кредита будут считаться согласованными.

Недоумение вызывает и положение, согласно которому банк обязан н менее одного раза в месяц направлять заемщикам почтовым отправлением с уведомлением достаточно большой перечень информации, включающие данные о размере задолженности, проведенных и предстоящих платежей и т.д. Очевидно, что это правильная идея - дать возможность заемщику получать подробную информацию о состоянии кредита, но она не должна приводить к многократному увеличению издержек банков, занимающихся массовым потребительским кредитованием.

Появление данного закона давно ожидаемо и продиктовано общей логикой усиления государственного контроля над потребительским кредитованием.

Итак, развитие рынка потребительского кредитования - это вопрос не только экономический, но также социальный. Разработка коммерческими банками социально-ориентированной кредитной политики во взаимодействии с населением требует модернизации форм и методов кредитования, использования опыта стран с рыночной экономикой, а также заинтересованности и поддержки со стороны государства.

Литература:

1. Анализ банковской деятельности: Учебник / А.М.Герасимович и др. Под ред. А.М.Герасимовича. - М.: Финансы, 2009. - 599 с.

2. Банковские операции: Учебник Под ред. А. М. Мороз. - М.: Финансы, второе издание. - 2008. - 476 с.

3. Банковские операции: Учебник / А.М. Мороз, М.И. Савлук, М.Ф. Пуховкина и др.; По ред. дра екон. наук, проф. А.М. Мороза. М.: Финансы, 2009. 384с.

4. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)

5. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 с

6. Магомедов А.М., Тамаева А.М. Механизм функционирования регионального потребительского рынка // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 3. С. 1-11.

7. http://www.banki.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.