Банковское дело
удк 336.717
особенности потребительского кредитования в России в современных условиях
А. С. ВАСИЛЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: vasilieva_as@mail. ru Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, филиал в г. Северодвинске
П. А. ВАСИЛЬЕВ, председатель правления жилищно-строительного кооператива № 1,
г. Северодвинск Е-mail:pa_vasiUev@mail ru
В статье кратко рассмотрены основные этапы становления потребительского кредитования, проведен комплексный анализ объемов и структуры, выделены современные особенности. Особое внимание уделено наиболее распространенным видам кредитования физических лиц - кредитованию с использованием пластиковых карт, автокредиту и ипотеке. Выявлены важнейшие проблемы и определены пути их решения.
Ключевые слова: банк, потребительский кредит, пластиковая карта, кредитная карта, беззалоговый кредит, ипотечный кредит, автокредит, образовательный кредит, кредитный портфель, риск невозврата, кредитная история.
Потребительское кредитование в современных условиях занимает важное место в деятельности коммерческих банков и торговых организаций. Данный вид кредита стимулирует сбыт товаров и услуг, экономит издержки обращения, приносит кредито-
рам существенные доход и прибыль. В свою очередь население получает возможность приобретать необходимую вещь в момент ее наивысшей актуальности для потребителя. По статистическим данным, в кредит живут около 42 % жителей России.
Рынок потребительского кредитования в РФ начал активно развиваться в конце 1990-х гг. Первым банком, который вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов «на месте», стал банк «Русский стандарт», явившийся первопроходцем отечественного потребительского кредитования. Наряду с высокими процентными ставками (порядка 70-80 % в год) он предложил покупателям новый способ: кредит предоставлялся быстро (в течение 30 мин), не требовалось дополнительных поручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря на большую стоимость таких кредитов, желающих было много. Это помогало стремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получать
финансы и кредит
27
Крупная бытовая техника Другое Мебель Сотовый телефон Аудио- и видеотехника Автомобиль Строительные материалы Компьютеры Мелкая бытовая техника Одежда Сантехника
10
15
20
25
30
Рис. 1. Товары, которые берут в кредит россияне, %
к 2000 г. на данный рынок вышли и другие банки, ставшие ныне основными розничными банками: Альфа-банк, МДМ-банк и др. Каждый из них делал ставку на свои преимущества - быстроту оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т. д. И постепенно потребительское кредитование приобрело массовый характер, принеся огромные прибыли банковским учреждениям.
солидную прибыль. Единственной отличительной особенностью таких кредитов являлся целевой характер их предоставления, т. е. они выдавались только под покупку определенного товара.
В развитии потребительского кредитования были заинтересованы и торговые организации. К 2005 г., по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60 % от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись торговые сети «М-Видео», «Эльдорадо», «МИР», на территории которых в среднем было представлено по 5-10 банков. При этом банки получали дополнительный доход - комиссии с торговых организаций, в которых осуществлялась выдача кредитов. На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10 %, однако со временем их средний размер вышел на уровень 1,5-2,5 %. Это связано с тем, что, борясь за клиентов, банки начали демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Более того, крупные торговые сети и автосалоны потребовали от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» порядка заставили платить им. Уже в конце 2004 г. компания «МИР» в рамках проводимого тендера обозначила банкам условную цену того, что потребительские кредиты будут распространяться на территории магазинов. По некоторым данным, величина подобного дисконта составляла 2-3 %.
Таким образом, банк «Русский стандарт» дал развитие новому банковскому направлению. И уже
Как показывают исследования, в настоящее время в кредит приобретается от 3 до 30 % товаров (рис. 1). При этом в покупке бытовой техники в кредит в большей степени заинтересованы неработающие домохозяйки. Аудио - видеоаппаратура, средства связи и компьютеры «здесь и сейчас» нужны молодежи. А автомобили, мебель, стройматериалы и крупные бытовые приборы приобретаются на долгий срок кредитоспособными гражданами, имеющими стабильный доход. Это отчасти обусловлено требованиями банков к оформлению кредитов. Однако процент отказов банковскими работниками в выдаче кредита невелик и общей тенденции не меняет.
К 2005 г. объем потребительских кредитов, в том числе ипотечных, образовательных, достиг 620 млрд руб. (около 22 млрд долл.), увеличившись за 2003-2004 гг. почти в 4,5 раза. В результате доля потребительских кредитов в совокупном кредитном портфеле банковской системы выросла в два раза (с 8 до 16 %).
Только 10 ведущими банками страны в 2005 г. было выдано кредитов физическим лицам на сумму 611,4 млрд руб. (табл. 1). К 2010 г. эта цифра возросла в 3,3 раза (2 016,6 млрд руб.), а к 2011 г. - в 3,7 раза (2 252,4 млрд руб.) (табл. 2). Причем лидирующее положение стабильно занимает Сбербанк России, несмотря на то, что доля кредитов физическим лицам в его кредитном портфеле в 2010 г. составила всего 25,2 %. Стабильно удерживает третье место Росбанк. Существенных темпов развития достиг
0
5
Таблица 1
Объемы кредитов, выданных физическим лицам в 2005 г.
Таблица 2
Объемы кредитов, выданных физическим лицам в 2010 г.
ВТБ 24, заняв второе место в рейтинге. А вот банк «Русский стандарт» с 2005 г. значительно уступил свои позиции и на 01.01.2011 занял только девятое место по объемам кредитования физических лиц.
Таким образом, потребительское кредитование в России получило активное развитие в начале XXI в. Основными причинами послужили:
- улучшение материального благополучия граждан;
- активная маркетинговая и рекламная политика банков, продвигающих свои кредитные продукты, производителей и продавцов товаров, стремящихся поднять объемы продаж.
По сравнению с другими странами за эти годы Россия достигла существенного развития в данной сфере.
Объем кредитов на душу населения в самых развитых государствах в 2005г достигал 25-30 тыс. долл. (табл. 3). Даже в Бразилии и Турции этот показатель превышал российский на 32-46 %. Причем отношение объема кредитов к ВВП в развитых странах достигало в среднем 70:1 (в отличие от 3,7:1 в России). Причем, по мнению экспертов, перед растущим российским рынком на тот момент были открыты широкие горизонты. И их прогнозы оправдались. По данным агентства «РБК Рейтинг», к концу 2010 г. Россия заняла 14-е место среди других стран по кредитоспособности (табл. 4), обогнав Бразилию (16-е место), Польшу (17-е место), Венгрию (22-е место) и далеко оставив позади Турцию (27-е место).
Рынок потребительского кредитования в России за 2006 г. показал хорошие темпы роста. В частности, возросли объемы кредитования физических лиц без залогового обеспечения (т. е. допускается только обеспечение поручительством физических или юридических лиц, включая объемы по кредитным картам и дебетовые карты с возможностью овердрафта). По оценкам аналитиков, он достиг по стране 20 млрд долл. По данным экспертов, тройку лидеров по данному виду кредитования в 2006 г. возглавил банк «Русский Стандарт», выдавший более 3,9 млрд долл. (табл. 5). На втором и третьем месте - Росбанк и ВТБ 24. Причем наибольший прирост произошел у ВТБ-24 и Альфа-Банка, что прогнозировало их превосходство в ближайшем будущем.
Данные прогнозы оправдались. Уже в 2009 г. ВТБ 24 занял первое место по портфелю и объему
Таблица 3
Объемы кредитования физических лиц за рубежом*
Отношение Объем ссудной
объема кредитов задолженности
Страна физическим на 1 чел. в разных
лицам к ВВП, странах мира,
% долл.
Россия 3,7 197
ОАЭ 6,4 1517
Турция 6,5 288
Бразилия 7,1 251
Чехия 13,0 1 364
Венгрия 14,2 1 397
Польша 15,2 960
Италия 28,0 8 774
Германия 49,9 16 249
США 74,7 27 943
Великобритания 96,5 29 060
*Данные на 01.07.2005.
Банк Объем, млрд руб.
Сбербанк России 441,9
Русский стандарт 52,8
Росбанк 24
ХКФБ 23
Райффайзенбанк 16,2
Уралсиб 11,5
Импэксбанк 11,2
МДМ-банк 11
Банк Москвы 10,4
Внешторгбанк 9,4
Итого 611,4
Банк Объем, млрд руб. Темп роста 2010/2005 Темп роста 2010/2009 Доля кредитов физических лиц в общем кредитном портфеле, %
Сбербанк России 1 256,01 2,84 1,11 25,16
ВТБ 24 381,68 1,20 91,19
Росбанк 120,6 5,03 1,20 52,94
Россельхозбанк 83,2 1,27 14,01
Русфинанс Банк 80,26 1,06 99,95
Райффайзенбанк 69,85 4,31 1,03 26,62
ХКФ-Банк 67,54 2,94 1,50 99,99
Альфа-Банк 65,29 1,18 16,52
Русский Стандарт 65,04 1,23 1,05 95,60
Уралсиб 62,96 5,47 0,96 34,75
Итого 2252,43 3,68 1,12 -
Таблица 4
Рейтинг кредитоспособности стран по итогам 2010 г.
Относитель-
Страна ный рейтинг кредитоспособности Уровень кредитоспособности
Швейцария 1,428 Максимальная
США 1,361 Очень высокая - первый уровень
Франция 1,356 Очень высокая - первый уровень
Германия 1,352 Очень высокая - первый уровень
Япония 1,320 Очень высокая - второй уровень
Швеция 1,317 Очень высокая - второй уровень
Нидерланды 1,317 Очень высокая - второй уровень
Великобри- 1,281 Очень высокая - второй
тания уровень
Люксембург 1,263 Очень высокая - третий уровень
Китай 1,177 Высокая - первый уровень
Италия 1,140 Высокая - второй уровень
Чехия 1,098 Высокая - второй уровень
Испания 1,089 Высокая - второй уровень
Россия 1,000 Высокая - третий уровень
Таблица 5
Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2006 г.
Банк Объем выданных беззалоговых кредитов в 2006 г., включая рефинансированные, млн долл. Изменение к 2005 г., % Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2007, млн долл. Изменение к 2005 г., %
Русский Стандарт 3 957,91 30,76 2 316,43 32,49
Росбанк 1 539,43 9,35 1 290,9 34,08
ВТБ 24 863,47 833,37 782,35 621,79
Альфа-Банк 855,2 379,3 578,5 423,93
УРСА банк 644,27 139,85 417,75 112,73
Транскредитбанк 567,29 232,24 549,82 270,13
Восточный экспресс 538,75 351,66 208,44 335,08
Уралсиб 530,74 572,91 23,98
Связь-Банк 439,68 37,91 241,63 43,79
Ренессанс Капитал 414,08 121,11 301,09 130,23
выданных беззалоговых кредитов, выдав кредитов на сумму 74,7 млрд руб., а в 2010 г. - на 124,5 млрд руб. (табл. 6).
Таблица 6
Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2010 г.
Банк Объем выданных беззалоговых кредитов, включая рефинансированные, млрд руб. Изменение к 2009 г., % Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2011, млрд руб. Изменение к 2009 г., %
ВТБ 24 124,48 66,71 203,14 31,50
ХКФ Банк 87,69 46,75 73,14 27,38
Альфа-Банк 80,91 81,47 58,27 38,63
ОТП Банк 58,86 88,38 50,26 73,03
Восточный экспресс банк 57,90 133,99 50,83 94,62
Росбанк 41,10 218,23 61,39 25,22
Национальный Банк Траст 39,52 600,24 36,38 209,64
Русфинанс Банк 30,17 19,16 26,0 8,61
Русский Стандарт 30,13 85,20 31,61 -12,32
Ренессанс Кредит 22,12 409,98 29,89 14,24
Суммарный объем выданных кредитов за 2010 г. составил более 822,4 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2009 г. Рост наблюдался у подавляющего большинства участников, причем у отдельных он составлял сотни процентов. Наибольшего роста достиг Национальный Банк Траст, выдавший в 2010 г. кредитов в 7 раз больше, чем в 2009 г. Росбанк в связи с низкими темпами роста в 2006-2009 гг. к 2010 г. спустился в рейтинге со второго на шестое место.
Если изучить структуру рынка розничного кредитования, то видно, что на долю однородных кредитных продуктов (автокредиты, товарные потребительские кредиты, кредитные карты и ипотечные кредиты) в настоящее время приходится 30 % рынка (рис. 2).
Рассмотрим российскую структуру розничного кредитования подробнее.
Широкое распространение в нашей стране получили потребительские кредиты, выдаваемые на пластиковые карты.
Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками (Diners Club, American Express», Бэнк Америкард, Eurocard, Джей-Си-Би и др.). С советской стороны все эти соглашения подписывались ВАО «Интурист», ко-
Рис. 2. Структура рынка розничного кредитования в России, %:
1 - автокредиты; 2 - товарные потребительские кредиты; 3 - кредитные карты; 4 - ипотечные кредиты; 5 - другие
торое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах. Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. «золотые» карточки ЕигосаМ. Ныне этот рынок сильно изменился.
По данным Банка России, количество кредитных организаций, занимающихся эмиссией карт, к 2006 г. достигло 733 (более 60 % всех российских банков). Объем рынка пластиковых карт в 2006 г. достиг объема 74,7 млн шт., а объем операций - 168,4 млрд долл. (на 62,3 % больше, чем за 2005 г.). К 2010 г. количество карт, находящихся в обращении, только у Сбербанка России составило 39 млн шт., а к 2011 г. - 51 млн шт. (в 7 раз больше, чем у основного конкурента - ВТБ 24), достигнув уровня всего российского карточного рынка 2005 г. (табл. 7).
Банки стали активнее использовать кредитные карты, так как по ним банковские риски невозврата
или просрочки платежа значительно меньше, чем по другим клиентам. Однако рост за последние три года наблюдался далеко не у всех банков (табл. 8). Успехов в этой сфере достиг ВТБ 24, выпустив в 2009 г. 1,7 млн шт. Однако темпы роста к 2008 г. у него ниже по сравнению с Альфа-Банком и гораздо ниже своих же показателей за 2008 г. Значительный скачок сделал Совкомбанк, выпустив в 2009 г. в 130 раз больше, чем в 2008 г. А вот Русфинанс Банк в 2009 г. снизил выпуск кредитных карт, несмотря на огромный рост в 2008 г. Сокращение выпуска кредитных карт в 2008-2009 гг. произошло у большинства банков, что обусловлено экономическим кризисом и финансовыми затруднениями на тот момент.
Объем рынка карточного кредитования по итогам I квартала 2010 г. составил 217,4 млрд руб. против 224,3 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Доля ВТБ 24 по итогам I квартала составила 9,7 % против 7 % год назад. Доля ХКФ-банка - 7,4 % (объем портфеля 16,2 млрд руб.). Существенного развития в этой сфере достиг Сбербанк России. За I квартал 2010 г. его портфель кредитных карт вырос с 7,4 до 9,2 млрд руб., что соответствует доле рынка 4,2 %. Для сравнения в I квартале 2009 г. Сбербанк России имел долю чуть больше 1 %.
Рост рынка пластиковых карт закономерен, ведь этот продукт является выгодным и удобным как пользователям, так и банкам. Пластиковые карты объединяют преимущества и для клиента (возможность круглосуточного расходования и перевода денег, погашения кредита через банкоматы), и для банка, позволяя создать постоянную клиент-
Таблица 7
Банки по количеству пластиковых карт в обращении в 2010 г.
Банк Количество, Изменение, Изменение,
млн шт. 2010/2009, % 2009/2008, %
Сбербанк России 51,39 29,13 -
ВТБ 24 7,17 23,02 48,74
Альфа-Банк 7,09 19,74 15,47
Русский 5,84 29,90 -
Стандарт
Уралсиб 3,71 8,56 -13,40
Росбанк 2,85 3,95 -26,21
Мастер-Банк 2,28 37,92 -
Ренессанс 2,08 285,81 -
Кредит
Национальный 1,81 38,15 -5,09
Банк Траст
Балтийский 1,40 -9,35 -1,02
Банк
Таблица 8
Банки по количеству выпущенных пластиковых карт в рамках потребительского кредитования в 2009 г.
Банк Количество, Изменение, Изменение,
тыс. шт. 2009/2008, % 2008/2007, %
ВТБ 24 1 706,69 1,13 193,40
Альфа-Банк 608,60 30,44 -80,72
Росбанк 249,21 -70,62 -15,12
ОТП Банк 176,83 -25,11 -15,66
ХКФ-Банк 85,13 -75,96 -
Русфинанс 84,87 -9,11 24 510,08
Банк
Восточный 79,78 - 8,96
Экспресс
Совкомбанк 66,25 12 940,94 -
Национальный 33,08 -88,23 -
Банк Траст
Левобережный 28,62 -40,94 47,51
скую базу потребительских кредитов и повысить контроль за исполнением обязательств. Основным сдерживающим фактором их повсеместного использования в середине 2000-х гг. было отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания. Однако за последние годы наблюдается активный рост количества банкоматов и точек розничной торговли, где можно оплатить покупки. Это также способствует росту количества пользователей пластиковых карт. На 01.01.2011 только у Сбербанка России насчитывалось 27,7 тыс. банкоматов, что на 17,5 % больше, чем в предыдущем году.
В отличие от карточного кредитования автокредит в настоящее время уже не пользуется такой популярностью, как это было в 2005-2006 гг.
За 2006 г. рынок автокредитов вырос приблизительно в два раза и, по оценкам экспертов, составил около 10 млрд долл. По данным агентства «РБК Рейтинг», тройку лидеров по автокредитованию в 2006 г. возглавлял Росбанк (1,08 млрд долл.). На втором месте был Русфинанс Банк (876 млн долл.), на третьем - МДМ-Банк, выдавший за 2006 г. автокредитов на 708,6 млн долл. Причем наибольший прирост наблюдался у банка «Русский стандарт», объемы выданных автокредитов которого выросли до 691,8 млн долл. (на 654,2 %). Наибольшей популярностью пользовались новые автомобили стоимостью 10-20 тыс. долл. (Ford Focus, Hyundai Elantra, Toyota Corolla, Renault Logan, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera). Сегмент кредитования подержанного авто составлял, по данным банка
«Русский Стандарт», только 10-15 % машин. Банки предлагали новые кредитные программы (кредиты без первоначального взноса и беспроцентные, кредиты по телефону, кредит без обязательного страхования авто, экспресс-кредиты и развитие схем trade-in).
Однако в 2009 г. впервые за последние несколько лет объемы выдаваемых населению автокредитов снизились в среднем на 60 %, а в некоторых банках -почти на 100 % (табл. 9). Частично это объясняется тем, что продажи новых автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2009 г. сократились более чем на 50 %, а ведь половина новых машин и покупалась в кредит. Из первой десятки рейтинга положительный результат наблюдался у БМВ Банка и Тойота Банка, объемы выданных автокредитов которых увеличились в 2-2,5 раза.
Стабилизация финансового положения в 2010 г. способствовала значительному росту автокредитов. У подавляющего большинства банков объем и количество кредитов на покупку автомашин выросли на десятки процентов, у некоторых - на сотни. Единственным банком из «золотой» десятки, показавшим отрицательное изменение, стал Сбербанк России. Объем выданных автокредитов в 2010 г. у крупнейшего российского банка составил более 41 млрд руб., снизившись по сравнению с 2009 г. на 16 %.
Русфинанс Банк занял в 2010 г. вторую строчку рейтинга с объемом 35,7 млрд руб., что на 45 % больше аналогичного показателя за 2009 г. Увеличи-
Таблица 9
Банки по объемам выданных автокредитов в 2008-2010 гг.
Банк Выдано автокредитов в 2010 г, млрд руб. изменение, 2010/2009, » изменение, 2009/2008, » Количество выданных автокредитов в 2010 г., тыс. шт. изменение, 2010/2009г, % изменение, 2009/2008, % Доля автокредитов на приобретение российских автомоблей в 2010 г, % Доля автокредитов на приобретение подержанных автомобилей в 2010 г, %
Сбербанк России 41,14 -15,92 -44,73 110,77 -21,76 -29,78 - -
Русфинанс Банк 35,69 45,28 -56,49 106,31 29,49 -55,51 34,40 13,18
Росбанк 33,39 289,07 -74,77 76,71 247,70 -75,67 - 9,42
ВТБ 24 29,97 32,09 -25,07 66,27 25,43 -9,94 - -
Юникредит Банк 21,05 235,06 -83,17 47,79 168,92 -78,73 - -
Райффайзенбанк 8,89 185,87 -85,44 21,67 202,77 -81,27 2,41 1,98
Кредит Европа Банк 8,61 105,70 -53,45 25,89 68,53 -58,79 25,76 34,38
Тойота банк 8,34 214,76 84,95 10,55 167,98 68,87 - 3,49
БМВ Банк 8,19 97,18 159,12 6,29 89,66 201,09 - 9,95
Уралсиб 6,02 191,70 -79,76 14,32 123,60 -73,29 28,83 7,70
32
финансы и кредит
лось и количество выдаваемых кредитов на покупку автомобилей (на 29,5 %).
Росбанк и ВТБ 24 в 2010 г. обменялись местами в рейтинге.
Следует отметить, что, как и прежде, банки предпочитают выдавать кредиты на покупку новых авто иностранного производства. И эта тенденция усиливается. Так, в 2006 г. доля кредитов на приобретение российских авто у банка «Русфинанс» составляла 70,18 %, а в 2010 г. - 34,40 %.
Данный банковский сегмент считается достаточно перспективным. Он характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, так как машина является одновременно обеспечением по кредиту до момента его полного погашения. Это наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона. Кроме того, одним из обязательных условий автокредита является страхование. То есть автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыль. При этом банки и автосалоны также получают агентские комиссии от страховых компаний.
Значительную распространенность среди потребительских кредитов получила ипотека. Первые 10 банков по объему выданных ипотечных кредитов в 2005 г. представлены на рис. 3. Анализ данных рис. 3 показывает, что лидером являлся Сбербанк России, доля которого составляла 72 %. В то же время темпы роста объемов долгосрочного кредитования у Сбербанка России были не слишком высокими: с октября 2005 г. по октябрь 2006 г. они увеличились всего на 49,6 %, в то время как у Росбанка выросли за тот же период почти на 400 %.
По данным Аналитического консалтингового центра «МИЭЛЬ-Недви-жимость», по сравнению с 2001 г. количество выданных ипотечных кредитов увеличилось:
- в 2002 г. - в 4,6 раза;
- в 2003 г. - в 8,9 раза;
- в 2004 г. - в 17,9 раза;
- в 2005 г. - в 46,4 раза;
- в 2006 г. - превысило уровень конца 2001 г. в 107,1 раза (рис. 4).
Объясняется это тем, что до 2005-2006 гг. в основном кредиты на недвижимость оформлялись в виде обычных потребительских кредитов на относительно непродолжительный срок. Это удобно для заемщиков, которые хотят улучшить свои жилищные условия, не покупая нового жилья (например с помощью обмена), потому что в таком случае не нужно проводить длительной процедуры оформления ипотечного кредита (оформление залога, страхование рисков). В середине 2000-х гг. существенный рост ипотечных кредитов объясняется целенаправленной государственной политикой и изменением инфраструктуры рынка. Так, в 2004 г. был принят закон, разрешающий банкам выпускать ипотечные облигации для рефинансирования ипотечных кредитов. Вступивший в действие Жилищный кодекс РФ окончательно закрепил обязанность большинства граждан самостоятельно приобретать себе жилье, гарантируя предоставление бесплатного жилья только ограниченной категории малоимущих граждан. Внедрялись программы предоставления субсидий на покупку жилья молодым семьям и семьям военнослужащих.
5 (3)6 (2) 7 (2) 9 (1)
4 (5) Л \ Л 8 (2)
3 (5)
1 (72)
Рис. 3. Десять ведущих банков по объему ипотечных кредитов в
2005г, %:
1 - Сбербанк России; 2 - ДельтаКредит; 3 - Райффайзенбанк; 4 - Внешторгбанк; 5 - Городской ипотечный банк; 6 - Абсолют Банк; 7 - Фора-Банк; 8 - BSGV; 9 - НИКОМ; 10 - Международный московский банк
400 350 300 250 200 150 100 50 0
347,1
128,1
55,7
10,7
21,5
2003
2004
2005
2006
2007
Рис. 4. Объем выданных банками кредитов на покупку жилья за 2003-2007 гг., млрд руб.
Однако кризис 2008-2009 гг. откинул этот сегмент рынка на несколько лет назад. По данным Банка России, объем выданных ипотечных кредитов в 2009 г. упал от уровня 2008 г. почти в 6 раз и на конец ноября 2009 г. составил всего 122 млрд руб. (на уровне 2006 г.).
Объемы выданных кредитов у подавляющего большинства банков в 2009 г. снизились более чем на 50 %, у некоторых падение составило и вовсе 100 % (табл. 10). Основная причина - в слишком высоких ставках, достигавших 40 % годовых. Тем самым кредиты сделали просто недоступными.
В 2010 г. спрос на ипотечные кредиты вернулся на докризисный уровень. Подавляющее большинство кредитных организаций, предоставляющих такой вид кредита, продемонстрировали рост.
Сбербанк России продолжает оставаться лидером в данной области и по объему, и по количеству выданных ипотечных кредитов. Несмотря на то, что эти показатели за 2009 г. снизились на 60 %, в 2010 г. они в 7 раз превысили аналогичные показатели ВТБ 24, занявшего второе место в первой десятке. Объем ипотечных кредитов Сбербанка России в 2010 г. вырос более чем в два раза. Причем оба крупнейших банка страны почти 100 % выдают кредиты в национальной валюте и для приобретения жилья на вторичном рынке.
По темпам роста явное преимущество остается за Запсибкомбанком, чей объем ипотечных кредитов по сравнению с 2009 г. вырос в 20,7 раза. На порядок
Банки по объему выданных ип
возросло и количество выданных кредитов: если за весь 2009 г. этот участник выдал только 204 кредита, то в 2010 г. - 5 тыс.
По мнению специалистов, оживлению ипотечного кредитования способствовала стабилизация финансовой ситуации в стране и снижение ставок до 10-11 % годовых. Согласно данным компании «Кредитмарт», среднерыночная ставка по ипотечным кредитам в феврале 2010 г. снизилась на 0,41 % и составила 17,3 %, тогда как в январе она достигала 17,71 %. По сравнению с январем 2009 г. (18,22 %) снижение среднерыночной ставки по рублевым кредитам составило 0,92 %.
Менее всего в настоящее время развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования - низкий заработок - отсутствие средств на образование - отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большом сроке возврата кредита (до 10 лет). Исходя из зарубежного опыта в данной области можно сказать, что для развития этого вида кредитования необходимы:
- законодательная база предоставления финансовой помощи для всех желающих и способных получить образование;
- гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя.
Таблица 10
ечных кредитов в 2008-2010 гг.
Банк Выдано ипотечных кредитов в 2010 г., млрд руб. Изменение, 2010/2009, % Изменение, 2009/2008, °% Количество выданных ипотечных кредитов в 2010 г., тыс. шт. Изменение, 2010/2009, % Изменение, 2009/2008, °% Доля ипотечных кредитов, выданных в рублях в 2010 г., °% Доля кредитов, выданных на вторичном рынке в 2009 г., °%
Сбербанк России 220,71 105,57 -63,1 240,91 87,86 -57,7 99,50 99,50
ВТБ 24 31,68 164,41 -89,0 20,32 110,38 -81,5 93,84 99,02
Дельтакредит 10,68 121,71 -84,1 4,63 89,36 -78,1 67,70 98,80
Запсибкомбанк 7,43 1 971,83 -94,1 5,04 2 371,08 -93,8 99,97 -
Транскредитбанк 7,02 34,22 -59,3 4,60 185,11 -64,2 99,0 19,60
Возрождение 4,98 557,83 -81,1 2,73 846,88 -82,9 93,09 -
Юникредит Банк 4,94 388,53 - 1,97 1 371,64 - 88,0 -
БСЖВ 4,52 89,84 -85,0 1,76 117,60 -80,7 78,0 -
Банк жилищного финансирования 4,38 225,06 - 2,72 192,36 - 99,0 -
Абсолют Банк 4,23 - - 2,875 2,87 - 100 -
Пока данные условия практически не обеспечены, поэтому банки вынуждены завышать стоимость кредита, т. е. им для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.
Итак, начавшееся бурное развитие потребительского кредитования в начале XXI в. пережило кризис в 2008-2009 гг. В результате доля ипотечных и автокредитов в кредитных портфелях банков сократилась (табл. 11). Данные показатели у одного из крупнейших банков ВТБ 24 снизились на 1 %, что при его объемах кредитования является существенным значением. Русфинанс Банк, занявший в 2010 г. второе место по объему выданных автокредитов, снизил их долю в объеме задолженности физических лиц с 75 до 72 %.
Адекватно реагируя на растущий спрос, банки активно развивают потребительское кредитование. Они выходят на рынок с новыми условиями и продуктами: «бесплатный кредит», «кредит без первоначального взноса», «10-10-10», «0-0-24», «кредит без переплаты». Однако все низкие или даже нулевые ставки являются не более чем рекламным трюком. На самом деле кредитный договор содержит массу скрытых платежей, взносов, комиссионных и т. п. Некоторые банки предъявляют график платежей только после того, как кредитный договор подписан.
В конце 2010 г. на рынке потребительского кредитования проявилась отчетливая тенденция к снижению кредитных ставок, получившая развитие в начале 2011 г. Тем не менее ставки по кредитам все еще высоки по сравнению с докризисными. По кредитам в рублях, которые составляют основную массу выдачи, разброс процентных ставок чрезвычайно широк - от 11 до 31 % годовых. Впрочем, наиболее распространены предложения, по которым ставка составляет 20-25 % годовых, тогда как в 2008 г. можно было получить кредит под 14-18 % годовых. По кредитам в иностранной валюте ставки составляют 10-25 % годовых. По кредитным картам в рублях - от 17 до 40 % годовых. Средняя ставка по рынку колеблется в диапазоне 20-25 % годовых.
Такой разброс ставок свидетельствует о том, что их величина связана не столько со стоимостью фондирования, сколько с политикой каждого конкретного банка. С точки зрения ликвидности, по мнению специалистов, для снижения ставок по кредитам нет никаких препятствий - большинство банков накопило избыток средств для нынешнего
Таблица 11 Доля кредитов в общей задолженности физических лиц в 2009-2010 гг., %
Банк Объем кредитов, выданных физическим лицам в 2010 г., млрд руб. Доля ипотечных кредитов Доля автокредитов
2009 2010 2009 2010
Сбербанк России 1 256,01 44,0 46,10 8,60 6,10
ВТБ 24 381,68 41,56 37,20 13,74 12,74
Росбанк 120,60 16,0 13,0 40,0 42,01
Россельхоз-банк 83,20 - - - -
Русфинанс Банк 80,26 - - 75,0 72,0
Райффайзенбанк 69,85 36,0 34,0 30,84 26,44
ХКФ-Банк 67,54 11,90 8,30 2,90 1,50
Альфа-Банк 65,29 16,76 13,10 16,53 8,85
Русский Стандарт 65,04 - - - -
Уралсиб 62,96 55,75 57,42 16,82 17,10
уровня кредитования. Соответственно, банки далеко не исчерпали своих возможностей для снижения стоимости потребительских кредитов. Именно хитрости с условиями кредитования и высокие ставки считаются одной из главных причин роста числа невозвращенных кредитов.
По данным Банка России, на 01.01.2007 объемы просроченной задолженности физических лиц составили 2,5 % от всего объема выданных кредитов физическим лицам против 1,4 % на 01.01.2003 (рис. 5). Пока эта цифра еще далека от считающегося критическим порога в 10 %. Однако темпы ее роста вызывают тревогу. При этом значительная часть просроченной задолженности приходится на потребительские кредиты. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в октябре 2006 г. (среди почти 5 млн кредитных историй) число кредиторов, просрочивших задолженность по потребительским кредитам, составило более 12 %.
Наибольший уровень невозврата розничных кредитов наблюдается у банков, которые специализируются на потребительских кредитах, преимущественно в рублях. Среди них Русский Стандарт и ХКФ Банк. Эти банки наращивают свои кредитные портфели быстрыми темпами. Активная экспансия на таком рынке, как краткосрочные кредиты, неизбежно влечет повышенные риски невозврата кредитов. Кроме того, самыми высокими рисками невозврата отмечена деятельность банков, которые
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2,5
1,4 1,4
■ ■ ■
2003
2004
2005
2006
2007
Рис. 5. Рост доли просроченной задолженности физических лиц перед банками РФ, процент от объема выданных кредитов
работают в местах продаж товаров. При таком способе кредитования они практически не оценивают кредитоспособности заемщиков, выдавая кредиты тем, у кого есть прописка по месту получения кредита. Следовательно, группа заемщиков становится весьма обширной. Высокие риски компенсируются высокими ставками, а чтобы не отпугнуть клиента, платежи отличаются особой непрозрачностью и сложными формулировками договоров.
По данным экспертов, в 2006 г. впервые в своей истории банк «Русский стандарт» показал серьезный рост просроченной задолженности. Если в конце 2005 г. просрочка, отраженная в бухгалтерской отчетности по РСБУ, составляла 5,2 %, то к июлю 2006 г. она выросла до 9,1 %, а с учетом кредитов, переуступленных дочернему Агентству по сбору долгов, - до 11,5 %.
По мнению специалистов, кредитная политика банка считается рискованной, если объем потребительского кредитования превышает 75 % его активов. Анализ данных, представленных в табл. 12, показывает, что среди лидеров по объему потерь в 2010 г. к числу таких банков можно отнести ХКФ-
Таблица 12
Потери по кредитным операциям в 2010 г.
Банк Объем потерь, млрд руб. Доля потребительских кредитов в кредитном портфеле, %
Сбербанк России 40,92 25,16
Связь-Банк 26,59 6,53
Русский Стандарт 15,65 95,60
ВТБ 24 6,61 0,001
ХКФ-Банк 4,17 99,99
Уралсиб 3,95 34,75
ОТП Банк 3,54 87,43
Ренессанс Кредит 3,37 100
Банк Москвы 2,65 13,18
Ситибанк 2,22 48,78
Итого 109,67 -
Банк, Русский Стандарт, Ренессанс Кредит, ОТП Банк.
Основная причина неустойчивости банка в этих условиях - снижение требований к заемщикам и, как следствие, рост доли «плохих» кредитов. В результате только банк «Русский стандарт» на 01.01.2011 по кредитным операциям понес потери в размере 15,7 млрд руб., ХКФ-Банк - 4,2 млрд. руб. Всего первая десятка за 2010 г. потеряла по всем кредитам 109,7 млрд руб.
Сбербанк России также к концу 2010 г. понес огромные потери, но это скорее объясняется влиянием кризиса 2008 г. и невозвратом кредитов юридических лиц, выданных в связи с их финансовыми трудностями в кризисный период.
В 1990-е гг. неудовлетворительное качество совокупного кредитного портфеля банковского сектора наблюдалось во многих странах с развивающимися и переходными экономиками. Однако в последние годы в связи с улучшением макроэкономической ситуации, реструктуризацией банковских систем в целом ряде стран, повышением качества банковского надзора и регулирования и эффективности управления кредитными рисками в банках, развитием кредитных бюро и другими институциональными преобразованиями ситуация с качеством кредитного портфеля заметно улучшилась во всем мире. Например, доля невозврата кредитов в банковском секторе Аргентины уменьшилась с 13,1 % в 2001 г. до 6,6 % в 2005 г., а величина сформированных резервов на возможные потери по ссудам возросла с 66,4 до 115,6 %. В Бразилии удельный вес невозврата кредитов бразильских банков снизился за аналогичный период с 5,6 до 4,1 %, а величина сформированных резервов возросла с 126,6 до 152,8 %. В Индии доля невозврата кредитов уменьшилась с 11,45 % в 2001 г. до 1,5 % в 2005 г.
В Китае еще несколько лет назад качество кредитного портфеля было очень плохим: в 2001 г. доля невозврата кредитов в нем достигала 29,8 %. Анализ показал, что в 22 % случаев невозврат кредитов был обусловлен слабостью внутрибанковского управления, в 43 % - неудовлетворительным финансовым состоянием предприятий, в 35 % - факторами макроэкономического регулирования и изменениями рыночной конъюнктуры. Благодаря предпринятым мерам удельный вес безнадежных кредитов к 2005 г. уменьшился до 10,5 %.
9
В России доля неработающих кре- 700 дитов в начале 2000-х гг. неуклонно 600 снижалась (2001 г. - 6,2 %, 2003 г. - 5, 500 2005 г. - 3,4 %). Вместе с тем бурный 400 рост кредитных операций банков, в час- 300 тности потребительского кредитования, 200 не всегда сопровождался адекватным ^ управлением кредитным риском. 0
Для изменения этой ситуации большие надежды возлагаются на бюро кредитных историй. Но многие банки не торопятся делиться информацией о собственных клиентах друг с другом, образуя собственное бюро. Так, за 2009 г. количество организаций, передающих информацию в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), возросло всего на 39, а в 2010 г. - на 57 (рис. 6).
При этом отмечается рост числа кредитных историй, имеющих просрочку платежа: с 2006 по 2010 г. в 12-15 раз (табл. 13).
По мнению экспертов, банком, имеющим самый низкий уровень риска по невозврату кредитов, является Сбербанк России. Объяснением является тот факт, что банк предъявляет самые жесткие требования к потенциальным заемщикам (например работает только с теми, кто в состоянии либо предоставить надежных поручителей, либо предъявить официальное подтверждение своих доходов). Тем не менее даже у этого банка доля «неработающих» кредитов составила на конец 2009 г. 8,4 %, 2010 г. -7,3 %. А доля просроченных ссуд физическим лицам в разрезе их видов колеблется в пределах 4-7 % (табл. 14).
Проводя итоги, можно выделить положительные и отрицательные черты развития потребительского кредитования в РФ.
К положительным чертам относятся:
Таблица 13
Количество кредитных историй с просрочкой в 2006-2010 гг., млн шт.
582
443
478
525
2007
2008
2009
2010
Длительность просрочки 2006 2007 2009 2010
Более 30 дней 0,58 1,64 5,63 7,01
Более 90 дней 0,34 0,98 4,04 5,01
Таблица 14
Доля просроченных кредитов, выданных физическим лицам Сбербанком России в 2009-2010 гг., °%
Вид кредита 2009 2010
Беззалоговый кредит 6,73 5,88
Жилищный кредит 5,92 5,21
Автокредит 3,72 4,33
Рис. 6. Количество организаций, передающих информацию в НБКИ в 2007-2010 гг., ед.
- получение банками стабильно высокой прибыли;
- увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
- увеличение покупательской платежеспособности;
- увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций.
К отрицательным чертам относятся:
- повышенные риски невозвратности денежных средств для банков;
- значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Комплексная реализация программ потребительского кредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые оно носит сейчас, весьма проблематично.
Для развития кредитных программ банкам необходимо:
- снижение процентных ставок как фактор повышения спроса;
- страхование финансовых рисков под возможные потери;
- создание кредитных бюро на всей территории России;
- развитие технологий банковской инфраструктуры;
- совершенствование банковского законодательства, особенно в сфере реализации залога недобросовестных заемщиков.
Необходимо отметить, что в настоящее время потребительское кредитование активно двигается вперед, что положительно сказывается на состоянии как банковского сектора, так и экономики России. По мнению специалистов, этот процесс будет наращивать темпы. Развитию кредитования способству-
ет ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появлением на рынке новых кредитных продуктов и, как следствие - снижением ценовых условий кредитования.
Список литературы
1. Абдрахманов Р. А. Структура рынка кредитования населения // Банковское кредитование. 2005. № 3.
2. Афанасьев И. Н. Ипотечный рынок России // Рынок ценных бумаг. 2006. № 4.
3. Ермаков С. А. Рынок потребительского кредитования в России // Финансы и кредит. 2006. № 21.
4. Казарцев А. Банковские риски // Банковское дело. 2007.№ 4.
5. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.
6. URL: http://www.klerk.ru.
7. URL: http://rating.rbc.ru.
8. URL: http://www.romir.ru.
9. URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/investor_ relations/accountability/fin_rep_ras/.
10. URL: http://www.nbki.ru/documents/years/.