Научная статья на тему 'Автокредитование: проблемы и перспективы'

Автокредитование: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4886
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова О. А.

В статье на основании базы статистических данных аргументируется ведущая роль автокредитования в стабильном развитии банковского сектора страны, уточняется его место в системе кредитования в целом, приводится классификация видов автокредитования, выделяются специфические признаки, определяется круг участников данного вида сделок и систематизация их условий, проводится оценка перспектив развития автокредитования с учетом последних нормотворческих инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автокредитование: проблемы и перспективы»

Банковская деятельность

УДК 336.77

автокредитование:

проблемы и перспективы

О. А. ЮСУПОВА, кандидат экономических наук, доцент Е-mail:[email protected] Омский государственный университет

путей сообщения

В статье на основании базы статистических данных аргументируется ведущая роль автокредитования в стабильном развитии банковского сектора страны, уточняется его место в системе кредитования в целом, приводится классификация видов автокредитования, выделяются специфические признаки, определяется круг участников данного вида сделок и систематизация их условий, проводится оценка перспектив развития автокредитования с учетом последних нормотворческих инициатив.

Ключевые слова: автокредитование, кредитный риск, продажа автомобилей.

В настоящий момент в России узловым фактором роста кредитного портфеля банков является увеличение объемов ипотечного и потребительского кредитования. Справедливость данного утверждения подтверждают статистические данные, представленные в «Обзоре банковского сектора Российской Федерации» Банком России. В соответствии с данными, представленными в аналитических таблицах обзора, на 01.07.2013 портфель кредитов банковского сектора физическим лицам достиг 8 797,6 млрд руб., а его доля в общем кредитном портфеле составила 24 % (против 19 % на 01.01.2012), продемонстрировав заметный рост [3]. При этом за период с 01.01.2012 по 01.07.2013 прирост объемов кредитования крупного бизнеса составил лишь 18 %, в то время как кредитование физических увеличилось на 58 %.

Как отмечалось автором ранее [5], стратегии ведущих банков страны свидетельствуют о значительном потенциале дальнейшего роста розничного кредитования как минимум до конца 2013 г. В указанный период ряд участников рынка активно наращивали базу депозитов населения. Темпы роста депозитного портфеля в отдельных случаях более чем в 1,5-2 раза превышали темпы роста розничного кредитования. Дорогое розничное фондирование вынуждает банки стимулировать и удовлетворять спрос на кредиты со стороны населения. В противном случае, стратегия опережающего роста депозитов физических лиц может «ударить» по процентной марже банков.

Банки, развивая программы потребительского кредитования, немаловажную роль отводят такому сегменту потребительского рынка, как автокредитование. Лидерами на мировом рынке автокредитования считаются США и Германия, так как в этих странах до 90 % автомобилей приобретается с использованием кредитов. В России (по расчетам экспертов Русфинансбанка) в 2012 г. три новых автомобиля из десяти были приобретены с помощью заемных средств, а согласно прогнозу на 2013 г. в кредит должны были быть куплены семь автомобилей из двадцати [4].

Автомобильный рынок в России ежегодно увеличивается как в количественном, так и в стоимостном выражении (во многом благодаря банковской активности на рынке автокредитова-

финансы и кредит

35

ния, обеспечивающей значительную долю объема продаж (табл. 1).

На основании исследований, проведенных агентством «РБК. Рейтинг», совокупный объем целевых кредитов, выданных на покупку автомобилей, в 2012 г. вырос на 30 % и составил почти 488,5 млрд руб. У таких участников рынка, как Сбербанк России, ВТБ 24, Русфинанс Банк, ЮниКредит Банк и т. д., зафиксирован рост от минимального (9,36 %) до максимального (210,55 %).

По темпу роста из банков, входящих в Шр-10, лидирующую позицию занимает Восточный экспресс банк. Объем выданных этим банком автокредитов превысил отметку в 14,6 млрд руб., что соответствует 10-й строчке, и это на 210 % больше, чем в 2011 г. Рост, по мнению экспертов, можно назвать астрономическим, ведь таких результатов, даже приблизительно, не смог продемонстрировать ни один банк из «золотой десятки». Более того, столь впечатляющих результатов этому участнику рейтинга удалось добиться, выдавая кредиты в основном на покупку подержанных автомобилей (в 2012 г. банк выдал кредитов на автомобили с пробегом на общую сумму 14,6 млрд руб., а это более 99 % от общего объема всех автокредитов банка).

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в десятке лидеров присутствуют так называемые

Таблица 1 Топ-10 банков по объему выданных автокредитов за 2012 г.

Объем Объем

Банк выданных автокредитов в 2012 г., млрд руб. выданных автокредитов в 2011 г., млрд руб. Изменение, %

Сбербанк России 83,47 59,20 41,00

ВТБ 24 67,93 49,41 37,48

Русфинанс Банк 53,69 49,09 9,36

ЮниКредит Банк 52,37 36,37 43,97

Росбанк 37,83 38,73 -2,33

Кредит Европа Банк 30,26 24,53 23,37

Тойота Банк 28,40 16,05 76,90

Уралсиб 17,38 11,41 52,29

БМВ Банк 14,90 11,54 29,14

Восточный 14,68 4,73 210,55

экспресс банк

Источник: РБК. Рейтинг. URL: http://rating.rbc.ru/article. зЬт1?2013/03/22/33910055.

кэптинговые банки. Речь идет о Тойота Банке и БМВ Банке. Несмотря на то, что эти участники рейтинга выдают кредиты на покупку автомобилей совершенно конкретных автопроизводителей, их доля в общем объеме автокредитов весьма значительна и позволяет конкурировать с «универсальными банками». По расчетам агентства «РБК. Рейтинг», только за посткризисный период (4 года) объемы выдаваемых кредитов такими банками выросли в среднем в 8 раз.

В целом следует отметить, что банки предпочитают кредитовать покупку новых автомобилей. У подавляющего большинства участников доля таких кредитов превышает 90 %, что подтверждают данные, представленные в табл. 2. Однако это не касается Восточного экспресс банка, поэтому он и занимает последнюю строчку в указанной таблице.

Далее определим характерные особенности автокредита как самостоятельного вида банковского продукта для систематизации знаний о нем, а также для анализа тенденций и перспектив данного сегмента рынка. Для этого в первую очередь обозначим место автокредита в классификации видов кредитования.

Исследователь Н. В. Орлова в работе «Потребительский кредит: актуальные вопросы» рассматривает автокредит как разновидность потребительского кредитования, поскольку его основная цель заключается в удовлетворении заемщиком своих потребностей [1].

С этим трудно не согласиться, причиной чему служит ряд постулатов:

- автокредит является для заемщика ссудой денег, а не ссудой капитала и используется не на производительные, а на потребительские цели;

- данный вид кредита обладает специфическим источником погашения, которое осуществляется не за счет высвобождения средств в хозяйстве заемщика, а за счет получаемых им регулярных доходов.

В то же время неоспорим и тот факт, что автокредит обладает рядом специфических характеристик, объективное существование которых оказывает прямое влияние на вероятность невозврата кредита и, соответственно, определяет методы оценки кредитоспособности заемщика и состав субъектов, участвующих в заключении кредитной сделки. В составе таких особенностей необходимо выделить:

- размер предоставляемых средств: он больше, чем размер обыкновенного потребительского кредита;

Таблица 2

Объем выданных автокредитов на покупку нового автомобиля за 2012 г. банками - лидерами рынка автокредитования

Банк Объем выданных автокредитов на покупку нового автомобиля в 2012 г., млн руб. Объем выданных автокредитов на покупку нового автомобиля в 2011 г., млн руб. Изменение, % Доля кредитов, выданных на покупку нового автомобиля, % Количество выданных автокредитов на покупку нового автомобиля в 2012 г, шт. Количество выданных автокредитов на покупку нового автомобиля в 2011 г., шт. Изменение, шт.

Сбербанк России 79 567,93 56 950,45 39,71 95,33 180 386 147 847 32 539

ВТБ 24 60 141,58 42 663,24 40,97 88,53 115 829 93 524 22 305

Русфинанс Банк 50 953,74 35 364,97 44,08 97,30 89 662 70 749 18 913

ЮниКредит Банк 49 322,12 45 730,27 7,85 91,87 107 440 115 517 -8 077

Росбанк 32 152,63 34 562,36 -6,97 84,99 56 298 65 934 -9 636

Кредит Европа Банк 28 103,13 20 924,45 34,31 92,87 56 430 46 953 9 477

Тойота Банк 26 871,68 15 356,63 74,98 94,63 31 992 18 968 13 024

Уралсиб 17 345,36 11 332,47 53,06 99,81 33 471 26 822 6 649

БМВ Банк 13 861,26 10 480,14 32,26 93,03 12 713 8 829 3 884

Восточный экспресс банк 114,30 24,17 372,86 0,78 209 49 160

Источник: РБК. Рейтинг. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?

- способ обеспечения обязательств: он, как правило, представлен залогом кредитуемого автомобиля, в результате чего по сравнению с потребительскими кредитами на неотложные нужды уровень рисков существенно ниже;

- страховое сопровождение кредита: оно неотъемлемо сопутствует сделке и связано с тем, что в процессе эксплуатации кредитуемого автомобиля до истечения срока кредитного договора существует определенный риск его повреждения (угона).

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что состав участников рынка автокредитования значительно шире, чем при выдаче кредита на неотложные нужды, поскольку включает:

- кредиторов (универсальные банки, специализированные (розничные) и кэптинговые банки, автопроизводители, которые организуют финансирование покупок автомобилей конкретного автоконцерна);

- страховые компании (юридические лица, которые принимают на себя по договору страхования за определенное вознаграждение (страховую премию) обязательство возместить застрахованному лицу убытки, возникшие в результате наступления страховых случаев, обусловленных страховым договором);

- автодилеров (торговые компании, выступающие в качестве посредника между производителями

транспортных средств и физическими лицами, желающими приобрести автомобиль);

- кредитных брокеров (коммерческие организации, которые оказывают всестороннее содействие в получении автокредита и являются представителями заемщиков в банках-кредиторах).

Благодаря деятельности указанных субъектов происходит стимулирование платежеспособного спроса на товары длительного пользования со стороны домашних хозяйств, что создает предпосылки для увеличения ВВП (ввиду роста его составной части «С» - потребление).

Факторами развития автокредитования как самостоятельного сегмента кредитного рынка являются спрос и предложение на предлагаемые продукты, соответствие спроса предложению с точки зрения структуры продуктового ряда, гибкие условия кредитования, а также стоимость продукта (кредита). Анализ предложения на отечественном рынке автокредитования позволяет классифицировать кредитные организации-участницы на следующие группы:

- государственные банки - банки с большей долей участия государства;

- крупные частные банки;

- средние и небольшие частные банки;

- крупные розничные банки;

- кэптинговые банки.

Их условия кредитования характеризуются разной степенью привлекательности в силу ряда объективных причин (табл. 3).

Данные, представленные в табл. 3, подтверждают тот факт, что на сегодняшний день на фоне дефицита ликвидности в российском банковском секторе, а также в связи с завершением государственной программы льготного автокредитования, действовавшей в период с 2009 по 2012 г., именно перед кэптинговыми банками открывается все больше возможностей для увеличения доли на автокредитном рынке.

В целях определения оптимальных с точки зрения потребителя параметров автокредита, сравнительного анализа действующих автокредитных программ, оценки проблем и перспектив автокредитования необходимо объединить программы автокредитования в однородные группы по основным признакам (рис. 1).

Сочетание тех или иных параметров автокредитов определяет как стоимость кредита для заемщика, так и величину процентной маржи коммерческого банка.

С позиции заемщика, наиболее предпочтительным является получение классического автокредита, который предполагает: небольшой первоначальный взнос; заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО); наименьшую величину процентной ставки. Однако получение такого кредита сопряжено с повышенным риском для банка и, как следствие, предполагает более длительный срок рассмотрения кредитной заявки, тщательную проверку сведений о доходах, кредитной истории, анализ кредитоспособности заемщика. Предоставление классических автокре-

дитов является прерогативой государственных и крупных частных банков, имеющих расширенные возможности доступа к соответствующей информации и обладающих возможностью снижения кредитного риска посредством диверсификации проводимых операций.

Выдача кредита без первоначального взноса характерна для небольших банков и продиктована необходимостью выживания в конкурентной борьбе. Привлечение клиентов, получающих кредит в размере полной стоимости приобретаемого автомобиля, предполагает компенсацию кредитного риска за счет удорожания стоимости кредита, т. е. повышенной кредитной ставки. Однако такие условия становятся приемлемыми для заемщиков, не имеющих средств на первоначальный взнос.

Крупными частными и розничными банками предлагается широкий перечень продуктов автокредитования. Так, например, при кредите Trade-in заемщик оплачивает за счет собственных средств первоначальный взнос за автомобиль. При этом оплата первоначального взноса производится в неденежной форме: в качестве нее засчитывается стоимость старого транспортного средства, установленная независимым оценщиком. При кредите Buy-back заемщику предоставляются отсрочка погашения и возможность обратной продажи автомобиля автодилеру (погашение большей части суммы кредита откладывается до конца срока кредитования, а между автодиллером и автовладельцем заключается предварительный договор купли-продажи, определяющий условия выкупа автомобиля: качество автомобиля, его комплектацию, порядок передачи, цену, способ оплаты, ответственность сторон, и др. обстоятельства обратного выкупа). В

Таблица 3

Анализ параметров предложения на рынке автокредитования

Параметры автокредитования Государственные банки Крупные частные банки Средние и небольшие частные банки Крупные розничные банки Кэптинго-вые банки

Стоимость фондирования Низкая Низкая Высокая Высокая Низкая

Степень государственной поддержки Высокая Средняя Низкая Низкая Низкая

Диверсификация операций Высокая Высокая Средняя Средняя Низкая

Доступ к информации (возможность снижения риска при оценке кредитоспособности заемщиков) Высокий Высокий Низкий Высокий Низкий

Гибкость в принятии решений Низкая Низкая Высокая Высокая Высокая

Необходимость отвлечения ресурсов для финансирования других программ Высокая Средняя Низкая Низкая Низкая

Величина операционных издержек Высокая Высокая Средняя Высокая Низкая

Источник: авторская разработка на основе данных официальных сайтов коммерческих банков.

Источник: авторская разработка на основе данных официальных сайтов коммерческих банков. Рис. 1. Классификация кредитов на покупку автомобиля

ШНа 1 год

□ На 2 года

□ На 3 года

□ На 4 года

□ На 5 лет

Источник: [2].

Рис. 2. Сроки кредитования автомобилей

договоре фиксируется предполагаемая стоимость выкупа транспортного средства.

Управляющим партнером ООО «Профи исследование» Е. И. Смирновой опубликованы результаты синдикативного исследования, проведенного специалистами компании Profi Online Research под названием: «Мониторинг розничного рынка. Банки», направленного на изучение желаемых параметров

получения автокредита. Исследование проводилось методом интерактивного опроса среди респондентов. Общая выборка составила 7 100 чел. Возраст участников формировался в диапазоне от 21 до 55 лет. География исследования охватила двенадцать российских городов-миллионников [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная часть респондентов (согласно результатам исследования) берет автокредит сроком на 5 лет (45 %). Каждый третий гражданин обязуется погасить кредит за 3 года. И только 7 % опрошенных планируют рассчитаться с банком в течение 1 года (рис. 2). В ходе исследования выяснилось, что каждый десятый человек, обращающийся в банк за кредитом на покупку автомобиля, внес первоначальный взнос как минимум в размере 50% от стоимости машины. Большинство участников исследования (23%) отметили, что оплачивали 10%. И только 9 % опрошенных взяли кредит без первоначального взноса (рис. 3). При таком условии автокредитования банк указывает, в каком именно салоне и какую марку машины можно купить, в том числе страхование осуществляется в определенной банком компании.

Ранее сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что на сегодняшний день совместные усилия банков и автосалонов привели к тому, что практически каждый человек может подобрать для себя выгодную программу исходя из своих личных обстоятельств, потребностей и стартовых возможностей.

Руководствуясь параметрами опроса, проводимого агентством Profi Online Research, классифика-

Более 50% 50%

ев К

О «

а

<и С

а

а

со ев

23%

25%

Источник: [2].

Количество опрошенных Рис. 3. Величина первоначального взноса

цией параметров автокредитования была составлена таблица программ автокредитования, представленных банками в Омской области (табл. 4).

Данные, представленные в табл. 4, свидетельствуют о том, что все омские банки выдают кредиты на покупку импортных и отечественных автомобилей. Срок принятия решения о выдаче кредита в среднем составляет 1-3 дня, за исключением Русфинанс-банка, Росбанка, Плюс Банка, Юниаструмбанка -здесь решение принимается за 1 ч. Страхование жизни и здоровья заемщиков не входит в состав обязательных условий ни одного из представленных банков, что позволяет снизить стоимость кредита для его полу-

чателя. Особо следует отметить, что в большинстве банков не взимаются какие-либо дополнительные комиссии, связанные с выдачей и обслуживанием кредита. Однако в двух из них заемщик уплачивает единовременную комиссию за рассмотрение кредитной заявки: в Связь-Банке - в размере 2 тыс. руб., в Росбанке - в размере 6тыс. руб.

Выдача кредитов осуществляется как на автомобили категории «В», так и на автомобили категории «С». Срок автокредита в банках не превышает 5 лет. Первоначальный взнос колеблется от 10 до 50 %, возможность получения кредита без первоначального взноса предоставляют только ВТБ 24, Локо-банк, Связь-Банк. Однако процентная ставка по таким кредитам существенно выше средней и находится в диапазоне 19-25 %.

Стандартным пакетом документов, требуемых банками от заемщика, являются паспорт РФ, водительское удостоверение, справка 2-НДФЛ и копия трудовой книжки. В пяти банках можно оформить автокредит по двум документам, но процентные ставки при этом соответственно увеличиваются.

Наибольшая процентная ставка составляет 30 % -при приобретении в кредит автомобиля с пробегом

Таблица 4

Программы автокредитования на территории Омской области в 2013 г.

Банк Автомобили Срок кредитования Первоначальный взнос, % Ставка, % КАСКО Документы для рассмотрения кредитной заявки Возраст автомобиля

Сбербанк России В От 3 мес. до 5 лет От 15 17 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК < 5лет (отечественные и китайские). < 10 лет (иные)

30 14,5-17 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК < 5лет (отечественные и китайские). < 11 лет (иные)

ВТБ 24 Н От 1 года до 5 лет 10 16 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 9 лет на МП

20 14,5 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

30 14 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

- 25 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

АСП - - + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

Русфинанс-банк Н От 1 года до 5 лет От 15 17,5 + ПРФ, ВУ -

АСП От 15 25,5 + ПРФ, ВУ 12 лет на МП

От 50 21 + ПРФ, ВУ 12 лет на МП

В От 25 27 + ПРФ, ВУ 12 лет на МП

Источник: авторская разработка на основе данных официальных сайтов коммерческих банков. Данные актуальны по состоянию на 01.07.2013.

Примечание. Н - новый автомобиль; АСП - автомобиль с пробегом; В - все автомобили; ПРФ - паспорт гражданина РФ; ВУ - водительское удостоверение; 2-НДФЛ - справка о доходах заемщика по форме 2-НДФЛ; ТК - копия трудовой книжки; МП - момент погашения.

Окончание табл. 4

Банк Автомобили Срок кредитования Первоначальный взнос, % Ставка, % КАСКО Документы для рассмотрения кредитной заявки Возраст автомобиля

РосБанк Н От 1 года до 5 лет 10 16 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 8 лет (отечественные). 12 лет (иномарки) на МП

Н 10 19 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

АСП 20 18 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

Банк Уралсиб Н От 1 года до 5 лет От 15 15 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК Н

Н От 30 14,5 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК Н

АСП - - + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 8 лет на МП

Локо-банк Н От 1 года до 5 лет - 17,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 10 лет на МП

15 13,4 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

40 12,4 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

20 15,4 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

40 13,4 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

АСП 20 14,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

50 12,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

20 16,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

50 13,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

В 25 18,9 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

Юниаструм Банк Н От 1 года до 5 лет От 15 18 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 9 лет на МП

От 15 20 + ПРФ, ВУ

АСП От 15 20 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

От 15 20 + ПРФ, ВУ

Банк «Ак барс» Н От 20 19,9 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 8 лет на МП

10 16,5 + ПРФ, ВУ

АСП 30 20,9 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

20 17,5 + ПРФ, ВУ

Плюс Банк В До 5 лет От 10 28 - ПРФ, ВУ 15 лет на МП

Росгосстрах Банк Н От 1 года до 5 лет От 15 19,9 + ПРФ, ВУ 7 лет (отечественные). 10 лет (иномарки)

АСП От 15 От 20 +

От 15 От 30 -

Примсоцбанк В 1 год От 50 11 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК Не старше 1 года

30 14,5 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК Не старше 1 года

15 15,5 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК Не старше 1 года

Связь-Банк В До 5лет - 19 - ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК 7 лет на МП

и оформлении кредита без страхования по КАСКО в Росгосстрах Банке. Наименьшая процентная ставка предлагается Примсоцбанком при первоначальном взносе 50 %.

Несмотря на широкий спектр существующих видов кредитования, преобладающее большинство банков сконцентрировало свое внимание на разработке программ, различающихся лишь по отдельным параметрам (например, это касается первоначального взноса, процентной ставки, послепродажного обслуживания и др.). Обострение конкуренции на банковском рынке привело к тому,

что кредитные учреждения существенно смягчили требования, расширили диапазон возможностей заемщика, в борьбе за которого выбрали свое представительство в автосалонах, где едва ли не в каждом представлено несколько банков.

Серьезным соперником «классических банков» на автомобильном рынке являются специализированные банки, занимающиеся исключительно автокредитованием (кэптинговые банки, автобанки). Все они являются средними по размерам банками. Крупнейший из них - Тойота Банк, он занимает 100-е место среди российских кредитных органи-

заций по размеру нетто-активов. Отличительной особенностью таких банков является отсутствие внутренних структурных подразделений, что обусловлено спецификой привлечения клиентов через официальных представителей, расположенных по всей России. На практике процесс оформления кредита происходит через уполномоченного сотрудника, работающего в дилерском центре. Он дает первичную консультацию, принимает стандартный пакет документов, которые передаются на рассмотрение непосредственно андеррайтерам банка. При принятии положительного решения в дилерский центр приходит проект кредитно-обеспечительной документации, которая подписывается клиентом, после чего оригиналы документов пересылаются в банк. Аналогичным образом в банк передается на временное хранение ПТС.

Во всех автобанках преобладающая часть кредитов предоставляется физическим лицам (58-90 % кредитного портфеля). В основном клиенты предпочитают долгосрочное заимствование на срок свыше 3 лет, и только покупатели автомобилей марки «мерседес» обычно берут деньги на срок от 1 года до 3 лет. Овердрафты, а также кредиты на срок до 180 дней гражданам не предоставляются ни одним из банков.

На основе информации, представленной на официальных сайтах кэптинговых банков, автором была составлена таблица их программ автокредитования на территории Омской области (табл. 5).

Рассматривая банковские продукты для физических лиц, представленные в табл. 5, можно сделать вывод об их значительной диверсификации и способности конкурировать с предложением «классических» банков. Уровень процентных ставок у

специализированных банков несколько ниже, чем у лидеров рынка автокредитования.

Тойота Банк и БМВ Банк предлагают также нетрадиционные кредитные продукты (например, автокредит «Сатгу гарант», особенностью которого является погашение основного долга равными платежами, за исключением последнего, который равен обычному платежу, увеличенному на 30-60 % от первоначальной рыночной стоимости (в зависимости от первоначального взноса). Данный платеж погашается из личных средств клиента (в том числе путем реализации машины на вторичном рынке) либо путем передачи автомобиля дилеру по системе обратного выкупа по гарантированной стоимости не ниже 60 %). Похожие программы есть и у БМВ Банка.

Такое предложение отсутствует в продуктовой линейке «классических» банков, поскольку реализация транспортного средства сопряжена с отвлечением денежных средств и рабочего времени сотрудников. Для автобанка такая схема очень выгодна, так как подержанный автотранспорт передается на реализацию дилеру, специализирующемуся на продаже именно таких марок. Одновременно кредитная организация выдает проверенному клиенту кредит, величина которого скорее всего будет больше первоначального. Ссудная задолженность при такой модели кредитования снижается гораздо медленнее, чем при традиционном подходе, что позволяет банку получить больший процентный доход с одного клиента (сделки).

При этом только Тойота Банк предлагает кредиты на приобретение автомобилей других марок, которые были приняты официальным представителем по программам обмена подержанных автомобилей на новые. Кредитование покупок автомобилей дру-

Таблица 5

Программы автокредитования в кептинговых банках на территории Омской области

Банк Автомобили Сроки кредитования, лет Первоначальный взнос, % Ставка, % КАСКО Документы для рассмотрения кредитной заявки

БМВ Банк Н 1-5 От 15 8,85 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

АСП 1-5 От 15 9,95 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

Мерседес-Бенц Банк Рус В 1-5 От 20 5,9-10,9 + ПРФ, ВУ, 2-НДФЛ, ТК

Тойота Банк Н 1-5 От 20 11,5-16,5 + ПРФ, ВУ

От 70 9,9-13 + ПРФ, ВУ

АСП 1-5 От 30 14,5-16,5 + ПРФ, ВУ

От 50 12,5-14,5 + ПРФ, ВУ

Источник: авторская разработка на основе данных официальных сайтов коммерческих банков. Данные актуальны по состоянию на 01.07.2013.

Примечание: Н - новый автомобиль; АСП - автомобиль с пробегом; В - все автомобили; ПРФ - паспорт гражданина РФ; ВУ - водительское удостоверение; 2-НДФЛ - справка о доходах заемщика по форме 2-НДФЛ; ТК - копия трудовой книжки.

гих марок косвенно стимулирует продажи «своих» новых автомобилей в дилерских центрах.

За последние 5 лет в России три из четырех кэптинговых банков вошли в Топ-200 по величине активов, показывая темп прироста существенно выше среднерыночного уровня. С окончанием госпрограммы льготного автокредитования 2009-2011 гг. кэптинговые банки автоконцернов получают преимущество перед универсальными и розничными банками, поскольку имеют доступ к дешевому фондированию со стороны головных компаний. Кроме того, через банки автопроизводителей дилеры получают широкий доступ к целому ряду банковских инструментов, в то время как универсальные банки консервативнее оценивают риски на импортеров и дилеров. Наличие названных преимуществ позволит кэптинговым банкам работать в среднесрочной перспективе в рамках действующих кредитных программ.

Расширение масштабов автокредитования сопряжено с дополнительным риском для банков, поскольку многие кредитные менеджеры не обладают достаточными знаниями и аппаратурой для проверки и определения подлинности документов заемщика. Существует вероятность подделки документов, удостоверяющих личность заемщика, принадлежность транспортного средства, отсутствие обременений, сговора с сотрудником фирмы -номинального работодателя, сговора с сотрудником банка для получения кредита на имя граждан, платежеспособность которых не позволяет возместить нанесенного банку ущерба, в то время как автомобиль, приобретенный в кредит, к этому времени сбывается на «черном» рынке.

Формированию качественной клиентской базы в немалой степени будет способствовать принятие закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества», проект которого был разработан еще в 2011 г., а также создание централизованной базы залоговых автомобилей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Омской области в 2011 г. была организована единая база залоговых автомобилей. Эта услуга появилась на интернет-сайте омской консалтинговой компании «Юрикон»1. В базе объединены данные о залоговых автомобилях, предоставляемых банковскими учреждениями города. Среди партнеров компании - ОАО «Сбербанк России», ОАО «Плюс

1 Холдинговая компания «Юрикон»: База залоговых автомобилей. URL: http://www.auto.jurikon.ru.

Банк», ЗАО КБ «Сибирский Купеческий Банк», ОАО Банк «Северный морской путь» и ОАО «Мастер-Банк». На данный момент в базе находятся сведения о кредитных автомобилях, зарегистрированных в Омске и Омской области.

Перспективы развития автокредитования в России напрямую связаны с потребительским спросом и прогнозами продаж автомобилей на территории РФ.

12.07.2013 информационной группой Finam. ru была проведена онлайн-конференция: «Российский авторынок: без господдержки не получится роста?», в ходе которой было отмечено, что в первом полугодии 2013 г. объем продаж автомобилей на российском рынке снизился на 6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основной причиной снижения потребительского оптимизма участники конференции назвали ситуацию в мировой экономике в целом и в России в частности, которая вынуждает россиян относиться к крупным потребительским расходам с осторожностью. Однако, как отметили сами участники, нельзя отрицать того факта, что косвенным подтверждением стабильного развития авторынка является продолжающийся рост продаж автомобилей в кредит.

Ежедневная деловая газета РБК daily опубликовала интервью с главой компании The Boston Consulting Group (BCG) Стефаном Мауером, который, несмотря на шаткое положение отечественного автопрома, видит в нем огромный потенциал и прочит России будущее автомобильной державы2 . Вместе со своими коллегами по BCG он провел исследование, позволяющее сделать прогноз о том, что к 2020 г. внутренний объем продаж автомобилей достигнет 4,4 млн ед. в год, что позволит России стать крупнейшей в Европе страной по объемам авторынка и пятой - в мире (рис. 4).

Как следует из отчета BCG, к 2016 г. объем производства автомобилей в России достигнет примерно 3,3 млн ед. в год (в 2012 г. - 2,3 млн ед.), причем 50 % из них будет выпущено на новых заводах.

Комментируя интервью, официальный представитель АвтоВАЗа Игорь Буренков допускает, что России удастся достигнуть к 2020 г. прогнозируемого BCG объема продаж: «Уровень автомобилизации в России пока еще низок: на тысячу человек приходится 300 автомобилей, тогда как в Европе -500, а в США - 800», однако дальнейшее развитие автомобильного рынка в России будет зависеть от

2 Ежедневная деловая газета РБК daily. URL: http://www. rbcdaily.ru/industry/562949988009865 .

2009

ZU1/

Китай США Япония Германия Бразилия Франция

Италия

Великобритания

Индия Россия

11,6

10,4

2,7

2,4

Китай 1 17,4 Китай

США 1 14,5 США

Япония ■ 5,2 ПНДЕ1Я

Бразилия ■ 3,6 Бразилия

Германия ■ 3,3 Россия

Индия ■ 3,2 Япония

Россия ■ 2,9 Германия

Великобри- 1 Великобри-

тания тания

Франция 1 2,3 Франция

Канада 1 1,7 Италия

I 28,5

5,2

3,6

2,6

2,6

2,2

Примечание. Прогноз касается пассажирских и легких коммерческих автомобилей весом менее 3,5 т. для 2020 г.

Источник: Global Insight; анализ BGG.

Рис. 4. Показатели роста российского автопрома, млн шт.

экономической ситуации и покупательной способности населения.

В качестве меры государственной поддержки стагнирующей в первом полугодии 2013 г. автомобильной промышленности, сохранения рабочих мест через стимулирование потребительского спроса 01.07.2013 Министерство промышленности и торговли РФ объявило о запуске программы льготного автокредитования. Аналогичная программа действовала на территории РФ на протяжении 2009-2011 гг. Как отмечает в интервью Российской газете глава Минпромторга Денис Мантуров, благодаря этой программе к концу 2011 г. было выдано 263 тыс. кредитов (планировалось выдать 200 тыс.). А Россия, во многом благодаря льготному автокредитованию, уверенно заняла 2-е место в Европе по количеству проданных машин (2,5 млн шт.).

Срок действия программы составит 1,5 года, на протяжении которых планируется реализовать 489 тыс. автомобилей. С учетом трехлетнего срока выплаты кредитов на реализацию программы в 2013-2017 гг. из федерального бюджета будет выделено около 17 млрд руб.

По ранее действовавшей программе кредит выдавался только на автомобили, которые были не

2020 дороже 350 тыс. руб.

(при первоначальном взносе, равном 30 %). К последнему году действия программы стоимость автомобиля возросла до 600 тыс. руб., а первоначальный взнос снизился до 15 %.

Новая программа предполагает увеличение максимальной цены автомобилей на 150 тыс. руб. - до 750 тыс. руб., расширение перечня марок и моделей транспортных средств: помимо отечественных автомобилей в перечень вошли ряд моделей Chevrolet, Citroen, Daewoo, Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Skoda, Toyota и даже Volkswagen.

Механизм кредитования заключается в том, что субсидии предоставляются по кредитам, выданным на покупку легковых и легких коммерческих автомобилей, стоимость которых составляет не более 750 тыс. руб. и полная масса которых не превышает 3,5 т. Предоплата за приобретаемый автомобиль должна составлять не менее 15 % его стоимости. Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации и размером скидки исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату выдачи кредита. Срок действия кредитного договора не превышает 36 мес.

Таким образом, льготная программа кредитования сможет оказать значительную поддержку сокращающемуся российскому авторынку, она будет способствовать установлению более справедливого процента кредита, который вводится программой. Кроме того, это будет являться важным моментом и с психологической точки зрения - человек берет машину не под 20 %, а под существенно меньший процент.

Ожидается, что правительство в конце 2013 г. утвердит правила предоставления из федерального бюджета субсидий кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2013-2014 гг. физическим лицам на приобретение автомобилей. До утверждения правил предоставления субсидий кредитные организации должны подтвердить свое решение об участии в программе, представив в Минпромторг России до 01.09.2013 письменное заявление о намерении участвовать в программе (исходя из собственного анализа риска своего участия в программе).

Официальный список банков, предоставляющих кредит, в данный момент не оглашен, но, судя по прошлому опыту, когда в программе приняли участие 114 банков, их число будет весьма значительным.

В пользу программы свидетельствуют данные рейтинга самых продаваемых в России автомобилей, который составлен агентством «РБК. Рейтинг». Представленные данные подтверждают популярность среди покупателей недорогих средств передвижения стоимостью до 750 тыс. руб.

Поэтому, несмотря на неутешительные итоговые показатели продаж легковых автомобилей в России, демонстрирующие снижение в I полугодии 2013 г. (табл. 6), благодаря субсидированию ставки розничного кредитования ожидается разворот линии тренда продаж, следовательно, и кредитования в возрастающем направлении.

Специалисты АвтоВАЗа считают, что возобновление государственной программы льготного автокредитования, безусловно, положительно скажется на продажах автомобилей Lada: «Опыт предыдущих лет наглядно демонстрирует эффективность данного мероприятия. Так, например, до запуска программы 2010-2011 гг. в кредит продавалось менее 10 % автомобилей Lada, после запуска доля Lada, проданных в кредит, выросла до 40 %» 3 .

В настоящий момент на российском (в том числе омском) рынке автокредитования около 1/3 всех продаж в кредит приходится на дилеров.

В последнее время отмечается ожесточенная борьба между банками за клиентов со скромными притязаниями, а в связи с запуском программы можно предположить, что напряженность соперничества возрастет.

3 Аналитическое агентство «Автостат». Новости. URL: http://www. autostat. ru/news/view/13968.

Таблица 6

Самые продаваемые марки легковых автомобилей в РФ в I полугодии 2013 г.

Марка автомобиля Объем продаж в январе - июне 2013 г., шт. Объем продаж в январе - июне 2012 г., шт. Изменение, %

Lada 226 729 250 732 -9,57

Renault 104 633 95 579 9,47

KIA 94 870 90 997 4,26

Hyundai 89 466 89 243 0,25

Chevrolet 80 200 95 534 -16,05

Volkswagen 77 280 81 050 -4,65

Toyota 73 054 76 826 -4,91

Nissan 63 747 79 494 -19,81

Ford 51 123 63 350 -19,30

Skoda 42 847 45 982 -6,82

Источник: данные Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Подводя итог, необходимо отметить, что автокредитование в России становится все более доступным и дешевым. Ставки по автокредитам значительно уменьшились по сравнению с 2009 г. (теперь возможно получить кредит сроком до 5 лет под 14 %). Автокредитование явилось «локомотивом» рынка в 2006-2008 гг. Значительное падение ежемесячных продаж в конце 2008 г. было связано именно с приостановкой выдачи кредитов на покупку автомобилей. Благодаря льготному кредитованию рынок постепенно восстанавливается. Хотя доля автомобилей, проданных в кредит, не достигла докризисных значений, когда в кредит продавали каждый второй автомобиль, этот показатель демонстрирует ежемесячный рост.

Список литературы

1. Орлова Н. В. Потребительский кредит: актуальные вопросы / Н. В. Орлова, Н. А. Новикова. М.: Юрайт-Издат. 2007. 177 с.

2. Смирнова Е. И. Исследование автокредитования в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 117-120.

3. Центральный банк РФ. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели. 2013. № 131. URL: http://www. cbr. ru/ analytics/bank_system/obs_ex. pd .

4. Эзрох Ю. С. Конкуренция автобанков в России: реалии и перспективы развития // Банковское дело. 2013. № 1. С. 75-80.

5. Юсупова О. А. Рецензия на монографию «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования»: монография / колл. авт. / под. ред. О. И. Лаврушина. М: КноРус. 2012. 272 с. // Финансы и кредит. 2013. № 9 (537). С. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.