Низомиддинов Сайфиддин Шарофаддинович,
старший преподаватель кафедры компьютерных технологий ХГУ им. акад. Б.Гафурова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Основной задачей пассажирского автомобильного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках, повышение эффективности и качества транспортной системы.
Пассажирский автомобильный транспорт превратился в один из основных и наиболее распространенных видов пассажирского транспорта страны. Ему принадлежит ведущая роль в обеспечении транспортных потребностей городского и сельского населения, массовых и индивидуальных перевозок пассажиров парком автобусов и легковых автомобилей.
Развитие пассажирского автомобильного транспорта в целом является важной проблемой комплексной программы социального развития. Ее решение зависит от степени совершенства и обоснованности системы перевозочного процесса, совершенствования схем размещения его предприятий, рационализации структуры парка, специализации и концентрации парка подвижного состава. В связи с этим возникает необходимость разработки научных методов и процедур реализации вышеуказанных задач. За последние 7 лет в республике наблюдается рост пассажирооборота и объема перевозок (табл.1.).
Таблица 1
Темпы роста общих показателей развития народного хозяйства и пассажирского транспорта общего пользования Республики Таджикистан
№ Наименование показателей Годы
2003 2005 2007 2009 2010
1 Валовый внутренний продукт 100 151 2,7 раза 4,3 раза 5,2 раза
2 Реальные доходы на душу населения 100 156 2,7 раза 4,1 раза 4,9 раза
3 Объем перевозок пассажиров 100 150 162 194 2,1 раза
4 Пассажирооборот 100 140 155 186 2,1 раза
5 Численность населения 100 104 109 113 115
6 Подвижность населения:
- в пассажиро-км 100 134 143 164 183
- в поездках 100 144 149 171 195
Рассчитано по: Таджикистан: 20 лет государственной независимости./
Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе, 2011. - С.357, 223224, 547, 549.
Как видно из табл.1, объем перевозок увеличился в 2,1 раза, пассажирооборот - почти в 2 раза при росте валового внутреннего продукта в 5,2 раза. За этот период численность населения увеличилась в 1,1 раза.
Следует отметить, что рост объема перевозок и пассажирооборота произошел как за счет существенного роста населения республики, так и за счет роста его подвижности.
Тенденция развития автобусных перевозок в Согдийской области в разрезе городских, пригородных, междугородных и международных сообщений отражена в табл. 2.
Таблица 2
Объем перевозок и пассажирооборот автобусного транспорта общего _пользования в Согдийской области по видам перевозок за 2003-2009 гг.
№ Наименование Ед. изм. Годы
показателей 2003 2005 2007 2009
1 Объем перевозок пассажиров млн. пасс 46,6 103 112,9 121
а) на внутригородских сообщениях млн. пасс 11,7 27 29,9 32,4
Удельный вес % 25,2 26,2 26,5 26,8
б) на пригородных сообщениях млн. пасс 29,4 65,9 72,3 77,9
Удельный вес % 65,0 64,0 64,0 64,4
в) на междугородных сообщениях млн. пасс 4,2 8,0 8,5 8,5
Удельный вес % 9,0 7,8 7,5 7,0
г) на международных сообщениях млн. пасс 1,3 2,1 2,2 2,2
Удельный вес % 2,8 2,0 2,0 1,8
2 Пассажирооборот млн. пкм 446,1 1320,5 1580, 1 1800
а) на внутригородских сообщениях млн. пкм 87,4 283,9 344,5 399,6
Удельный вес % 19,6 21,5 21,8 22,2
б) на пригородных сообщениях млн. пкм 225,7 673,5 810,6 932,4
Удельный вес % 50,6 51,0 51,3 51,8
в) на междугородных сообщениях млн. пкм 98,6 297,1 360,3 417,6
Удельный вес % 22,1 22,5 22,8 23,2
г) на международных сообщениях млн. пкм 31,2 66,0 64,8 50,4
Удельный вес % 7,0 5,0 4,1 2,8
Рассчитано по: Статистический сборник Согдийской области. -Худжанд, 2010.
Согласно данным таблицы, объем перевозок пассажиров за анализируемый период увеличился в 2,9 раза, пассажирооборот - в 4 раза. Резкого структурного изменения не наблюдалось.
Развитие автобусных перевозок в Согдийской области за 2003-2009 гг. приводится в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Рост внутригородских перевозок пассажиров и пассажирооборота в
Согдийской области за 2003-2009 гг.
№ Наименование показателей Ед. изм. Годы
2003 2005 2007 2009
1 Городское население тыс. чел. 507,8 520,0 543 560,4
Рост % 100 102 107 110
2 Перевезено пассажиров млн. пасс. 11,7 27 29,9 32,4
Рост % 100 2,3 раза 2,6 раза 2,8 раза
3 Пассажирооборот млн. пасс.км 87,4 283,9 344,5 399,6
Рост % 100 3,2 раза 3,9 раза 4,6 раза
4 Количество поездок на 1 жителя в год ед 23,0 51,9 55,1 57,9
Рост % 100 2,3 раза 2,4 раза 2,5 раза
5 Количество поездок в год на 1 жителя в пасс. -км ед 172,1 546,0 634,4 713,6
Рост % 100 3,2 раза 3,7 раза 4,1 раза
Рассчитано по: Статистический сборник Согдийской области. -Худжанд, 2010.
В этот период наблюдается рост городского населения Согдийской области. Его удельный вес вырос с 23,39 до 25,3 %, при этом происходит рост подвижности населения в поездках до 57,9 и 713,6 пасс.-км на 1 жителя, т.е. соответственно в 2,5 и 4,1 раза выше уровня 2003 г.
Как видно из табл. 3, рост численности городского населения и транспортной подвижности способствует росту объема внутригородских перевозок с 11,7 млн. пассажиров до 32,4 млн. пассажиров.
Таблица 4
Рост внегородских перевозок пассажиров и пассажирооборота в Согдийской
области за 2003-2009 гг.
№ Наименование показателей Ед. изм. Годы
2003 2005 2007 2009
1 Население тыс. чел. 1503,2 1539,3 1605,1 1656,5
Рост % 100 102 107 110
2 Перевезено пассажиров млн. пасс. 34,9 76,0 83,0 88,6
Рост % 100 2,2 раза 2,4 раза 2,5 раза
3 Пассажирооборот млн. пасс.км 358,7 1036,6 1235,6 1400,4
Рост % 100 2,9 раза 3,4 раза 3,9 раза
4 Количество поездок на 1 жителя в год ед 23,3 49,4 51,7 53,5
Рост % 100 2,1 раза 2,2 раза 2,3 раза
5 Количество поездок в год на 1 жителя в пасс.км ед 238,7 673,6 769,8 845,7
Рост % 100 2,8 раза 3,2 раза 3,5 раза
Рассчитано по: Статистический сборник Согдийской области. -Худжанд, 2010.
Из табл. 4 видно, что основная доля объема внегородских перевозок приходится на пассажирский автобусный транспорт, т.е. 88 % всего объема в 2009г. Темп роста объема внегородских перевозок непрерывно увеличивается. Подвижность населения в поездках на 1 жителя и в пассажиро-километрах соответственно выросла в 2,3 и 3,5 раза.
Используя статистические данные, рассчитаем прогнозные значения по объему перевозок на период до 2018 года. Исходя из значения коэффициента детерминации, наиболее подходит логарифмическая функция. Функция прогнозирования для объема перевозок пассажиров по Согдийской области имеет вид 36,4351п (х)+51,555 и К2=0,9712. (рис. 1) и для прогнозирования на внутригородских сообщениях области имеет вид 10,7451п (х)+10,913 и Я2=0,9537 (Рис. 2).
Рис. 1 Выбор функции прогнозирования для объема перевозок пассажиров по
Согдийской области
2016
Рис. 2. Выбор функции прогнозирования на внутригородских сообщениях
Также рассчитаны прогнозные значения для пригородных, междугородных и международных перевозок, которые приведены в табл.5
Таблица 5
Прогнозные значения для общего объема перевозок пассажиров по Согдийской области на внутригородских сообщениях, пригородных, междугородных и _международных перевозок
Годы Общий объем перевозок внутри -городские пригородные междугородные международные
2013 138,92 36,67 93,18 11,04 2,66
2014 142,09 37,61 95,48 11,30 2,71
2015 145,01 38,47 97,59 11,54 2,76
2016 147,71 39,26 99,54 11,76 2,80
2017 150,22 40,01 101,36 11,97 2,84
2018 152,57 40,70 103,06 12,16 2,88
На рост основных показателей работы пассажирского автобусного транспорта региона влияют не только рост численности населения, повышение его благосостояния и культуры, но и темпы развития самого парка автобусов и степень его использования, обеспеченность территории региона маршрутами автобусов общего пользования и ряд других факторов.
Основными резервами для улучшения уровня эффективности работы транспортного обслуживания населения республики пассажирскими автобусными перевозками являются: развитие маршрутной сети; рост парка автобусов и выбор его рациональной структуры; совершенствование систем управления и перспективного планирования с применением экономико-математических методов и ЭВМ; совершенствование транспортного процесса; совершенствование систем технического обслуживания и текущего ремонта автобусов; совершенствование схем регионального размещения автобусных парков, специализации и концентрации автобусного парка; совершенствование систем оплата труда и материального стимулирования; выбор рациональных мощностей предприятий пассажирского автомобильного транспорта; рациональное использование материальных и трудовых ресурсов; рациональное распределение автобусов по видам перевозок; внедрение современных систем автоматизированного управления движением автобусов на маршрутах.
На наш взгляд, реализация вышеуказанных резервов приведет к повышению эффективности работы автобусного парка региона, более высокой подвижности населения, росту качества перевозок и экономии времени пассажиров на перемещение. Вместе с тем, для обеспечения планомерного стабильного развития пассажирского автомобильного транспорта республики представляется необходимой разработка научно обоснованных долгосрочных
прогнозов, являющихся органической частью планов социального и экономического развития страны.
Список литературы:
1. Раджабов Р.К., Ашуров К.Р. Формирование системы обеспечения устойчивого развития предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг: проблемы и региональные аспекты: (Монография).-Душанбе: Ирфон, 2011. -204с.
2. Катаев А.Х., Раджабов Р.К. Экономика транспортной инфраструктуры.-Душанбе: Ир-фон,2000. -180с.
3. Попова И.В. Маркетинг транспортных услуг.- Харьков: ХНАДУ, 2002.-224с.
4. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. /Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе, 2011.-454с.
5. Статистический сборник Согдийской области.-Худжанд, 2010.-452с.
С.Ш. Низомиддинов
Тенденции развития перевозок пассажиров и прогнозирование развития транспортных предприятий
Ключевые слова: пассажирский автомобильный транспорт, объем перевозок, пассажи-рооборот, перевозочный процесс, транспортное обслуживание, маршрутная сеть, парк автобусов
В статье рассматриваются тенденции развития транспортных предприятий в Республике Таджикистан в переходный период. На основе анализа статистических данных за последние годы рассчитаны прогнозные значения по объему перевозок на период до 2018 года. Выявлено, что на рост основных показателей работы пассажирского автобусного транспорта региона влияют не только рост численности населения, повышение его благосостояния и культуры, но и темпы развития самого парка автобусов и степень его использования, обеспеченность территории. В конце определены основные резервы для улучшения уровня эффективности работы транспортного обслуживания населения республики.
S.Sh. Nizomiddinov
Tendencies of Development in Regard to Conveyance of Passengers and Prognostication of Transport Enterprise Evolution
Key words: passenger automobile transport, transportation volume, passengers circulation, transport service, route network, autopark
The article dwells on the tendencies of development concerned with transport enterprises in Tajikistan Republic in the transitional period. Prognostication on the volume of transportation for the period up to 2018 is calculated on authority of the analysis dealing with the statistical data for the latest years. It is ascertained that the growth of the major indices of the work ofpassenger automobile transport depends not only on population's numerosity,elevation of people's welfare and culture, but it is affected by the tempos of development of the very autopark, the degree of its usage and teritorial adequacy either. The author determines the main reserves for an improvement of transport services for the population of the republic.