Научная статья на тему 'Анализ пассажирских перевозок в Согдийской области'

Анализ пассажирских перевозок в Согдийской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
441
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / ПАССАЖИРООБОРОТ / ДИНАМИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАЮЩИХ АВТОМОБИЛЕЙ / КАЧЕСТВА ТРАСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бобоев Музаффар Мухиддинович

В статье проведен анализ пассажирских перевозок в Республике Таджикистан. Объем пассажирских перевозок проанализирован со всеми видами транспорта и по отдельности с автомобильным транспортом в зависимости от областей. Анализ проведен на основе статистических данных с 2011 по 2016 годы. В том числе проанализированы пассажирские перевозки в Согдийской области в последние пять лет. На основе проведенных анализов выявлены факторы, влияющие на перевозку пассажиров, и для устранения таких проблем даны рекомендациии, предложения. В результате анализа нам стало известно, что уровень обслуживания оказывает большое влияние на пассажирские перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ пассажирских перевозок в Согдийской области»

Список литературы

1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. Учебн. для втузов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. 640 с.

2. Левитский Н.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 592 с.

3. Поляков А.М., Колесова М.А., Чепенюк Е.А. Численно-аналитический метод решения задач кинематики шарнирных механизмов с несколькими степенями подвижности. Новые материалы и технологии в металлургии машиноведения. № 1, 2012. С. 90-96.

4. Фролов К.В. Теория механизмов и машин. Учебн. для втузов/ К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др.; Под ред. К.В. Фролова. М.: Высш. шк., 1987. 496 с.: с ил.

5. Бакирова Н.А., Джуматаев М.С. Кинематика механизма иглы краеобметочной машины // Материалы VIII межд. Науч.-прак. Конф. «Перспективы развития науки и образования». Душанбе, 2016. № 2. С. 66-69.

6. Полухин В.П. Проектирование механизмов швейно-обметочных машин. М. «Машиностроение», 1972. 280 с.

7. Корн Г.А. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г.А. Корн, Т.М. Корн. 6-е изд., стер. М.; Лань, 2003. 832 с.

АНАЛИЗ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СОГДИЙСКОЙ

ОБЛАСТИ Бобоев М.М.

Бобоев Музаффар Мухиддинович - ассистент, кафедра автомобилей и управления на транспорте, Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осими, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: в статье проведен анализ пассажирских перевозок в Республике Таджикистан. Объем пассажирских перевозок проанализирован со всеми видами транспорта и по отдельности с автомобильным транспортом в зависимости от областей. Анализ проведен на основе статистических данных с 2011 по 2016 годы. В том числе проанализированы пассажирские перевозки в Согдийской области в последние пять лет. На основе проведенных анализов выявлены факторы, влияющие на перевозку пассажиров, и для устранения таких проблем даны рекомендациии, предложения. В результате анализа нам стало известно, что уровень обслуживания оказывает большое влияние на пассажирские перевозки.

Ключевые слова: пассажир, пассажирооборот, динамика, транспортный поток, качество обслуживающих автомобилей, качества траспортного обслуживания пассажиров, экономические факторы.

УДК 338.47

В Таджикистане развитию автомобильного транспорта и пассажирских и грузоперевозочных маршрутов уделяют особое внимание. Развитие автомобильных дорог с разработкой новых методов организации движения пассажироперевозочного транспорта на основе автоматических систем является управление за движением автомобилей. Для совершенствования традиционных видов пассажироперевозочного

городского транспорта нужно изменить устройство транспортного средства и улучшить состояние дорог [1].

Основными признаками на современном этапе являются:

- изменение улиц и городских дорог по назначению и вида движения с целью увеличения выравнивания транспортных потоков;

- системные связи к решению проблем транспортных сетей города с помощью взаимосвязи и занятости всех видов линий городского транспорта;

- максимальное устранение проблемных точек и ввести транспортные потоки на разные уровни;

- развитие городских скоростных дорог.

Задачей пассажирского автомобильного транспорта в городах и населенных пунктах является полное удовлетворение населения в перевозках, обеспечение их регулярности, сокращение затрат общественно-полезного времени на передвижение.

Время передвижения жителя города слагается из времени, затрачиваемого на подход к остановке автобуса (трамвая, троллейбуса, станции метро, железнодорожного поезда), ожидания на остановке, нахождения в пути, подхода к месту назначения при обеспечении возможно более высокого уровня транспортного комфорта [2].

Автомобильный транспорт имеет большое значение, потому что обслуживает все сферы народного хозяйства. Каждый год перевозка пассажиров с автобусами и легковыми автомобилями по внутригородским, пригородным и междугородным маршрутам растет. В нашей стране расстояние перевозки грузов и пассажиров в результате увеличения эксплуатационных качеств автомобилей, улучшения состояния автомобильных дорог и строительство новых дорог увеличивается, что приведено в следующей таблице [1].

Таблица 1. Перевозка пассажиров с использованием всех видов транспорта (млн пассаж.)

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 42,3 520,7 545,0 56,9 564,5 572,9

В том числе с: 554,1

автомобильные 529,3 506,6 530,4 541,3 548,3

легковые

таксомоторные 1,4 2,3 2,8 3,9 4,8 6,6

электрические 10,2 10,3 10,2 10,2 10,2 10,9

железнодорожные 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,5

воздушные 0,8 1,0 1,1 1,1 0,8 0,8

Из таблицы 1 выявлено, что перевозка пассажиров в Республике Таджикистан выполняется в основном автомобильным транспортом. Видно, что перевозка пассажиров развивается автомобильным и легковым таксомоторным транспортом, а другие показатели транспортных средств выражаетя на много низкими значениями. То есть если наблюдаем на 5 последних лет, смотря на 2011 год перевозка пассажиров со всеми видами транспортных средств в стране до 2016 года возросло на 105,6%.

Поэтому день за днем уделяют большое внимание состоянию дорог и это играет главную роль в развитии отрасли пассажирского автомобильного транспорта. Но на всех регионах республики наблюдается развитие перевозки пассажирских потоков, которое мы их показываем на следующем рисунке 1 [1].

Рис. 1. Диаграмма перевозки пассажиров автомобильным транспортом в регионах Республики Таджикистан (млн пассажиров)

Как видно из приведенной диаграммы, основной объем пассажирских перевозок наблюдаются в городе Душанбе, Согдийской области и в районах республикансого подчинения. Это сложилось из- за того что основная часть населения Таджикистана составляют вышеназванные регионы.

Но пассажирооборот год за годом возрастает, что их можно показывать на следующем рисунке [1].

Из данной рисунка 2 объясняется, что пассажирооборот в регионах Согдийской области, в районах республиканского подчинения и города Душанбе намного больше. Это получается из расчета среднего расстояния движения пассажиров в регионах высока.

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

I

2011

2012

2013

2014

2015

2016

г.Душанбе

-1 Согдийская область

УРРП

И Хатлонская область

У ГБАО

Рис. 2. Диаграмма пассажирооборота с автомобильным транспортом в регионах Республики Таджикистан (безучета легкового таксомоторного, млн. пасс.км)

Анализ объема перевозки пассажиров на 2016 год между регионами Республики Таджикистан приведено в рисунке 3 [1].

Рис. 3. Структура пассажирских перевозок с автомобильным транспортом на 2016 год (включая транспорт частных лиц)

Из данного рисунка определяется, что на некоторых регионах республики перевозка пассажиров развивается, в том числе в Согдийской области за 2011 год смотря на другие годы количество пассажирских перевозок снизилось, которое их соотношение сравниваем из диаграммы 1 и выявлено , что в 2016 год относительно к 2011 году объем пассажирских перевозок снижается на 16%.

Для современного Таджикистан значение траспорта огромно, поскольку именно траспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов [3].

Обеспечение надлежащего качества траспортного обслуживания пассажиров (КТОП) является первоочередной задачей каждого перевозчика пассажирского автомобильного транспорта [3].

Рис. 4. Структура показателей качества обслуживания пассажиров (на примере автобусных перевозок) А - сложные свойства; Б - простые свойства; В - показатели КТОП

Можно сделать вывод, что поскольку отрасль автомобильного транспорта год за годом развивается, но объем пассажирооборота и перевозки пассажиров остается низким. В основном к этому уровню транспортного обслуживания вилияют такие факторы, как:

- низкое качество обслуживающих автомобилей;

- несоответствие автобусов в зависмости от регионов;

- расстояние движения;

- условия дорог (которые на сегодняшние дни очень хорошие);

- безопасность движения;

- стоимость обслуживания (экономические факторы);

- изменение дорог маршрутов в нужные ситуации.

Список литературы

1. Агентство по статистике при президенте РТ на 2017 год.

2. Луконькина К.А., Епифанов В.В. Анализ проблем обеспечения качества пассажирских автомобильных перевозок в межрегиональном и межрайонном сообщении. Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования, 2017. Т. 4. № 1 (7). С. 76-78.

3. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2016 года. № 392.

4. Таджикистан в цифрах 2017. Статистический сборник. Душанбе, 2017. С. 324.

5. Гудков В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: учеб.для вузов/В.А. Гудков. А.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев; под ред. В.А. Гудкова. М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 448 с.

6. Колесникова Т.О., Волков С.А., Пышный В.А. Особенности подготовки данных для расчета матрицы корреспонденций в г. Душанбе. Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования, 2015. Т. 2. № 2. С. 738-741.

7. Колесникова Т.О., Пышный В.А. Анализ доступности маршрутной сети пассажирского транспорта в Душанбе. Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования, 2016. Т. 3. № 1. С. 417-421.

8. Тохиров Т.И. Автотранспортная система Таджикистана в условиях рыночной экономики. Экономика природопользования, 2017. № 2. С. 47-54.

9. Андреев К.П., Терентьев В.В. Внедрение в сфере пассажирских перевозок навигационных систем мониторинга. Бюллетень транспортной информации, 2017. № 6 (264). С. 27-29.

10. Андреев К.П. Эффективность пассажирских перевозок. Академическая публицистика, 2017. № 4. С. 32-36.

11. Караева М.Р. Логистическая модель совершенствования управления городскими пассажирскими перевозками: автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2014.

12. Загорский И.О., Володькин П.П. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.