Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / УЧЕБНЫЕ ПОЕЗДКИ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / РОССИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хань Чжипин

В статье рассмотрены основные аспекты образовательного туризма, включая его понятие, различные виды, роль в развитии общества, и тенденции развития в мире и в России.Статья начинается с определения образовательного туризма и его важности как способа получения новых знаний и опыта, расширения кругозора и улучшения качества жизни. Затем рассмотрены различные виды образовательного туризма, такие как школьный туризм, учебные поездки, языковые курсы, культурный туризм и другие.Важную роль образовательный туризм играет в развитии общества, способствуя формированию образованной, культурно развитой и информированной личности. Авторы статьи рассматривают тенденции развития образовательного туризма в мире, и общую характеристику мирового рынка образовательного туризма.Особое внимание уделено развитию образовательного туризма в России, включая историю развития отрасли и ее актуальное состояние. Рассмотрены основные тенденции развития образовательного туризма в России, такие как увеличение количества иностранных студентов, расширение ассортимента образовательных программ и программ обмена для студентов.Наконец, статья анализирует проблемы и перспективы развития образовательного туризма в России. Описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные туристические программы в России, такие как недостаточная информированность образовательных учреждений о возможностях и преимуществах образовательного туризма и недостаточное финансирование. Несмотря на данные проблемы, перспективы развития образовательного туризма в России остаются высокими, благодаря активному развитию инфраструктуры туризма и государственной поддержке отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TOURISM IN RUSSIA

The article examines the main aspects of educational tourism, including its concept, various types, role in the development of society, as well as trends in the world and in Russia. The article begins with defining educational tourism and its importance as a way of acquiring new knowledge and experience, expanding horizons, and improving the quality of life. Various types of educational tourism are then discussed, such as school tourism, study trips, language courses, cultural tourism, and others.Educational tourism plays an important role in the development of society by contributing to the formation of an educated, culturally developed, and informed personality. The authors of the article examine trends in the development of educational tourism worldwide, as well as an overview of the global market of educational tourism.Particular attention is paid to the development of educational tourism in Russia, including the history of the industry’s development and its current state. The main trends in the development of educational tourism in Russia are discussed, such as the increase in the number of foreign students, expansion of the range of educational programs, and exchange programs for students.Finally, the article analyzes the problems and prospects of the development of educational tourism in Russia. The main problems facing educational tourism programs in Russia are described, such as insufficient information among educational institutions about the possibilities and advantages of educational tourism and inadequate financing. However, despite these problems, the prospects for the development of educational tourism in Russia remain high, thanks to the active development of tourism infrastructure and state support for the industry.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

Тенденции развития образовательного туризма в России

Хань Чжипин,

кандидат филологических наук, старший преподаватель факультета русского языка, Харбинский университет E-mail: misha.xan@bk.ru

В статье рассмотрены основные аспекты образовательного туризма, включая его понятие, различные виды, роль в развитии общества, и тенденции развития в мире и в России. Статья начинается с определения образовательного туризма и его важности как способа получения новых знаний и опыта, расширения кругозора и улучшения качества жизни. Затем рассмотрены различные виды образовательного туризма, такие как школьный туризм, учебные поездки, языковые курсы, культурный туризм и другие.

Важную роль образовательный туризм играет в развитии общества, способствуя формированию образованной, культурно развитой и информированной личности. Авторы статьи рассматривают тенденции развития образовательного туризма в мире, и общую характеристику мирового рынка образовательного туризма.

Особое внимание уделено развитию образовательного туризма в России, включая историю развития отрасли и ее актуальное состояние. Рассмотрены основные тенденции развития образовательного туризма в России, такие как увеличение количества иностранных студентов, расширение ассортимента образовательных программ и программ обмена для студентов. Наконец, статья анализирует проблемы и перспективы развития образовательного туризма в России. Описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные туристические программы в России, такие как недостаточная информированность образовательных учреждений о возможностях и преимуществах образовательного туризма и недостаточное финансирование. Несмотря на данные проблемы, перспективы развития образовательного туризма в России остаются высокими, благодаря активному развитию инфраструктуры туризма и государственной поддержке отрасли.

Ключевые слова: образовательный туризм, учебные поездки, культурный туризм, развитие общества, тенденции развития, Россия, мировой рынок, проблемы и перспективы.

о с

U со

Проект: Исследование развития экономики и общества провинции Хэйлунцзян «Идеологическое воспитание студентов на занятиях русского языка в китайских вузах» (номер: WY2021015-A)

Образовательный туризм - это вид туризма, который организуется с целью получения знаний, опыта и навыков в различных областях, таких как культура, искусство, история, наука, экология, спорт и т.д. Он включает в себя посещение музеев, выставок, научных и образовательных центров, участие в курсах и семинарах, экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям, общение с местным населением и т.д. Основная цель образовательного туризма - это увеличение уровня знаний и расширение кругозора, и получение новых впечатлений и опыта [4].

Образовательный туризм может быть различных видов, в зависимости от целей, интересов и потребностей туристов. Ниже перечислены наиболее распространенные виды образовательного туризма [5]:

1. Культурный туризм - посещение музеев, галерей, исторических и культурных достопримечательностей, и участие в традиционных культурных мероприятиях.

2. Экологический туризм - изучение природных достопримечательностей, походы в горы и национальные парки, знакомство с местными экосистемами и экологическими проектами.

3. Языковой туризм - поездки за границу для изучения иностранного языка, участие в языковых курсах и культурных программах, коммуникация с носителями языка.

4. Научно-технический туризм - посещение научных центров, лабораторий, музеев науки и техники, участие в конференциях, семинарах и научных программах.

5. Религиозный туризм - паломничество на святые места, посещение храмов, монастырей и святынь, участие в религиозных обрядах и традициях.

6. Медицинский туризм - посещение медицинских центров и курортов для оздоровления, лечения и профилактики заболеваний, и изучение медицинских технологий и методик.

7. Гастрономический туризм - изучение кулинарных традиций и культуры питания, посещение ресторанов, ферм и фестивалей, дегустация местных продуктов и напитков. Образовательный туризм играет важную роль

в развитии общества. Он способствует укреплению культурных связей между странами и народами, что позволяет уважать и понимать другие культуры, традиции и обычаи. Образовательный туризм может быть важным фактором развития туристической отрасли в регионах, что способствует созданию новых рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса, улучшению инфраструктуры и экономическому развитию региона.

Образовательный туризм способствует повышению уровня образования и культуры. Он помогает расширить кругозор туристов, повысить уровень знаний и образования, ознакомиться с новыми технологиями, традициями и культурой, и улучшить языковые навыки. Благодаря образовательному туризму туристы могут изучать иностранные языки, погружаться в другие культуры и обучаться новым навыкам и знаниям.

С помощью образовательного туризма можно сохранять культурное и природное наследие. Он стимулирует интерес к истории, культуре, архитектуре, экологии и природным ресурсам региона, что в свою очередь способствует сохранению культурных и природных ценностей. Образовательный туризм также способствует международному сотрудничеству, поскольку он позволяет людям из разных стран общаться и сотрудничать в области науки, культуры, экономики и других областях, что может привести к созданию новых проектов и инициатив.

Мировой рынок образовательного туризма является одним из наиболее динамичных и быстрорастущих сегментов туристической индустрии. Согласно отчетам Всемирной туристической организации (ВТО), за последние годы отрасль образовательного туризма в мире заметно выросла и продолжает развиваться [6]. Основные характеристики мирового рынка образовательного туризма:

1. Большой спрос. Образовательный туризм представляет собой один из самых востребованных видов туризма в мире, который привлекает туристов разного возраста, профессии и интересов.

2. Развитие новых форматов. Современные технологии и интернет-платформы, такие как онлайн-курсы, вебинары и мобильные приложения, создают новые возможности для образовательного туризма и помогают расширять границы обучения.

3. Расширение географии. Образовательный туризм расширяет свою географию и становится доступным для большего числа людей, включая и туристов из развивающихся стран.

4. Новые тенденции. На мировом рынке образовательного туризма появляются новые тенденции, такие как экологический и устойчивый туризм, технологический туризм, и комбинированные программы, включающие обучение, отдых и экскурсии.

5. Разнообразие программ. Мировой рынок образовательного туризма предлагает различные программы, соответствующие интересам и потребностям туристов, включая языковые курсы, университетские программы, специализированные курсы и т.д.

6. Экономический эффект. Образовательный туризм имеет экономический эффект, способствуя развитию туристической индустрии, созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов в регионах.

Образовательный туризм в мире находится в стадии активного развития. В последние годы

наблюдаются несколько основных тенденций, которые определяют его развитие.

Во-первых, с развитием технологий и доступностью интернета все больше образовательных учреждений предоставляют онлайн-курсы и программы дистанционного обучения, которые позволяют получить образование из любой точки мира.

Во-вторых, набирают популярность новые форматы туризма, такие как экологический и устойчивый туризм, и комбинированные программы, включающие в себя обучение, отдых и экскурсии.

В-третьих, спрос на образовательные программы, ориентированные на практические навыки и профессиональное развитие, растет. Туристы все больше ищут возможности для получения новых знаний и навыков, которые могут применять в своей работе или на личном уровне.

В-четвертых, образовательный туризм становится доступным для большего числа людей, включая и туристов из развивающихся стран. В результате этого, туристы имеют возможность познакомиться с другими культурами и получить образование в других странах.

Социальные сети играют важную роль в распространении информации об образовательных программах и туристических направлениях, что способствует более широкому доступу туристов к информации и возможности сравнения различных программ.

Наконец, образовательный туризм становится все более популярным, что способствует развитию туристической индустрии. Это создает новые возможности для развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест и повышения уровня доходов в регионах.

История развития образовательного туризма в России насчитывает более 200 лет. В XIX веке в России начали формироваться первые туристические общества, которые занимались организацией путешествий для своих членов. Эти путешествия имели образовательный характер и предназначались для познакомления с историческими и культурными достопримечательностями России.

В начале XX века в России появились первые курсы русского языка для иностранцев, которые проводились в Москве и Санкт-Петербурге. Эти курсы были очень популярны среди иностранных студентов, желающих изучить русский язык и культуру [2].

В период Советской власти образовательный туризм был активно развиваем в рамках государственной политики. Были созданы специализированные организации, такие как «Интурист», которые занимались организацией путешествий для иностранных туристов по всей территории СССР. В этот период в России появились множество языковых школ и курсов, которые предоставляли образовательные услуги для иностранных студентов.

После распада СССР и перехода к рыночной экономике, образовательный туризм в России стал развиваться в новых форматах. Были созданы частные языковые школы и курсы, и появились

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

туристические компании, которые организовывают образовательные программы для иностранных туристов.

Сегодня образовательный туризм является одной из важных отраслей в России. Актуальное состояние отрасли образовательного туризма характеризуется изменением потребительского спроса на туристические услуги в связи с коронавирусной пандемией. В то время, как ранее предпочтение отдавалось заграничному образованию, сейчас наряду с популярностью внутреннего туризма возросло и количество проданных образовательных туров по России.

Важным фактором развития образовательного туризма является наличие иностранных студентов, которые не только являются потребителями образовательных услуг, но и образовательными туристами в стране пребывания. Их пребывание в стране приносит пользу и им, и территории. Это способствует росту туристического сектора, что в свою очередь является экономически выгодным для принимающей страны. Образовательный туризм помогает студентам развиваться благодаря новому профессиональному и личному опыту, которого они не могут получить в своей стране происхождения.

Однако, после коронавирусной пандемии экспортный продукт в сфере образовательного туризма все еще преобладает [3]. Несмотря на это, количество проданных образовательных туров по России значительно выросло. Это можно объяснить изменением потребительского спроса на туристические услуги в связи с ситуацией в мире.

Образовательный туризм в России развивается постепенно, но все больше привлекает внимание как со стороны туристов, так и со стороны образовательных учреждений. По данным Российского статистического агентства, с 2010 года количество туристов, путешествующих в образовательных целях, увеличилось в 3,5 раза. В 2019 году более 2 миллионов туристов посетили Россию именно в образовательных целях.

Одной из основных тенденций развития образовательного туризма в России является увеличение количества иностранных студентов, приезжающих на обучение. Согласно статистике, в 2019 году в России на обучение прибыло около 282 000 иностранных студентов, что является наибольшим количеством за последние 30 лет. В том числе, наибольшее количество иностранных студентов приезжает из стран СНГ, и из Китая, Индии, Ирана и Вьетнама [1].

Другой важной тенденцией является расширение ассортимента образовательных программ для туристов. В России создаются специальные программы для иностранных туристов, включающие знакомство с историей, культурой и традициями 5 страны. Это может быть как краткосрочное зна-5 комство с русской культурой и историей в течение £3 нескольких дней, так и более длительные програм-еЗ мы, которые включают в себя обучение русскому ав языку и погружение в русскую культуру.

Все большую популярность приобретают программы обмена для студентов. Многие российские университеты сотрудничают с зарубежными вузами и предоставляют своим студентам возможность обмена на период от нескольких недель до полугода. Это позволяет студентам познакомиться с другими культурами, улучшить знание иностранных языков и получить опыт, который может оказаться полезным в будущей карьере.

В России начинают развиваться и образовательные туристические маршруты, которые позволяют туристам посетить не только крупные города и туристические центры, но и малоизвестные уголки страны, где можно познакомиться с уникальной культурой и природой. Например, в Сибири и на Дальнем Востоке появляются туристические маршруты, где можно побывать в традиционных селах, познакомиться с жизнью коренных народов, увидеть уникальные пейзажи и природные объекты.

Еще одной важной тенденцией развития образовательного туризма в России является усиление роли онлайн-образования. Современные технологии позволяют получать образование удаленно, что дает возможность туристам изучать русский язык и изучать культуру и историю России из любой точки мира. Все большее количество образовательных учреждений в России предлагают онлайн-курсы для иностранных студентов, которые хотят получить образование в России, но не могут приехать в страну.

Несмотря на ряд положительных тенденций, следует отметить и проблемы, с которыми сталкивается образовательный туризм в России. Одной из них является недостаточное количество высококвалифицированных гидов и переводчиков, что затрудняет организацию образовательных программ для иностранных туристов [7]. Важно развивать качество образовательных программ и услуг для туристов, чтобы привлечь больше иностранных студентов и туристов.

Одной из основных проблем развития образовательного туризма в России является недостаточная информированность образовательных учреждений о возможностях и преимуществах образовательного туризма. Многие школы и университеты не осознают потенциал этого вида туризма и не готовы предоставлять своим студентам подходящие образовательные программы. Многие образовательные учреждения не имеют достаточной информации о туристических маршрутах и достопримечательностях, что затрудняет организацию качественных образовательных туров.

Другой проблемой является недостаточное финансирование образовательных туристических программ. Хорошие образовательные программы требуют больших затрат на подготовку, организацию и проведение. Не всегда возможно найти достаточное количество финансирования на местном уровне, что затрудняет развитие образовательного туризма в регионах.

Несмотря на данные проблемы, перспективы развития образовательного туризма в России остаются высокими. В настоящее время происходит активное развитие инфраструктуры туризма в России, в том числе и образовательного. Появляются новые образовательные программы, расширяется ассортимент туристических маршрутов, улучшаются условия проживания и обучения. Государство активно поддерживает развитие образовательного туризма, предоставляя гранты и другие формы финансовой поддержки.

Другой перспективой является использование цифровых технологий в образовательном туризме. В настоящее время существует множество мобильных приложений, которые помогают туристам планировать свои поездки и ознакомиться с достопримечательностями. Такие приложения могут быть использованы и в образовательных целях, например, для проведения виртуальных экскурсий или учебных занятий, и для обмена опытом между студентами и преподавателями разных учебных заведений.

Кроме того, существует потенциал для развития международного образовательного туризма в России. Страна обладает богатым культурным и историческим наследием, и высоким уровнем научного и образовательного потенциала. Это может привлечь иностранных студентов и туристов, что создаст дополнительные возможности для развития образовательного туризма в России.

Таким образом, развитие образовательного туризма в России имеет свои проблемы, но при этом представляет собой значительный потенциал для развития инфраструктуры туризма в стране. Государственная поддержка, использование цифровых технологий и развитие международного образовательного туризма являются перспективными направлениями для развития этого вида туризма в России.

Литература

1. Альмухамедова О.А. Новые точки притяжения российских туристов в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 11. С. 3037-3052. DOI 10.18334/epp.12.11.116550.

2. Евдокимов С.Ю. Проблемы развития регионального туризма на современном этапе // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 5. С. 338-344.

3. Кабанова Е.Е. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА // Экономическое развитие России. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-razvitie-rossiyskogo-turizma-1 (дата обращения: 29.04.2023).

4. Климова Т.Б. Образовательный туризм и образовательная миграция: кому интересна Россия // Научный результат. Технологии

бизнеса и сервиса. 2023. 9 (1). С. 4-15. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-0-1

5. Лукашенок Т.Р., Охрименко Е.И. Туризм в регионе: определяющие факторы и направления развития на современном этапе // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 11. С. 3023-3036. DOI 10.18334/ epp.12.11.116647.

6. Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 30. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-obrazovatehogo-turizma-v-rossii (дата обращения: 29.04.2023).

7. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3 (95). С. 199-208. DOI 10.24412/1995-042X2021-3-199-208.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TOURISM IN RUSSIA

Han Zhiping

Harbin University

The article examines the main aspects of educational tourism, including its concept, various types, role in the development of society, as well as trends in the world and in Russia. The article begins with defining educational tourism and its importance as a way of acquiring new knowledge and experience, expanding horizons, and improving the quality of life. Various types of educational tourism are then discussed, such as school tourism, study trips, language courses, cultural tourism, and others.

Educational tourism plays an important role in the development of society by contributing to the formation of an educated, culturally developed, and informed personality. The authors of the article examine trends in the development of educational tourism worldwide, as well as an overview of the global market of educational tourism. Particular attention is paid to the development of educational tourism in Russia, including the history of the industry's development and its current state. The main trends in the development of educational tourism in Russia are discussed, such as the increase in the number of foreign students, expansion of the range of educational programs, and exchange programs for students. Finally, the article analyzes the problems and prospects of the development of educational tourism in Russia. The main problems facing educational tourism programs in Russia are described, such as insufficient information among educational institutions about the possibilities and advantages of educational tourism and inadequate financing. However, despite these problems, the prospects for the development of educational tourism in Russia remain high, thanks to the active development of tourism infrastructure and state support for the industry.

Keywords: educational tourism, study trips, cultural tourism, development of society, trends in development, Russia, global market, problems and prospects.

References

1. Almukhamedova O.A. New Attractions for Russian Tourists in Modern Conditions // Economics, Entrepreneurship and Law. 2022. Vol. 12. No. 11. Pp. 3037-3052. DOI 10.18334/ epp.12.11.116550.

2. Evdokimov S. Yu. Problems of Regional Tourism Development at the Modern Stage // Current Issues of Modern Economy. 2022. No. 5. Pp. 338-344.

3. Kabanova E.E. Influence of Economic Sanctions on the Development of Russian Tourism // Economic Development of Russia. 2023. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/vliyanie-

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

ekonomicheskih-sanktsiy-na-razvitie-rossiyskogo-turizma-1 (accessed: 29.04.2023).

4. Klimova T.B. Educational Tourism and Educational Migration: Who is Interested in Russia // Scientific Result. Business and Service Technologies. 2023. 9 (1). Pp. 4-15. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-0-1

5. Lukashenok T.R., Okhrimenko E.I. Tourism in the Region: Determining Factors and Directions of Development at the Modern Stage // Economics, Entrepreneurship and Law. 2022. Vol. 12. No. 11. Pp. 3023-3036. DOI 10.18334/epp.12.11.116647.

6. Solomin V.P., Pogodina V.L. Current State and Prospects of Educational Tourism Development in Russia // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University of Russia. 2007. No. 30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-obrazovatelnogo-turizma-v-rossii (accessed: 29.04.2023).

7. Khanina A.V. COVID-19 Pandemic and Sanctions: Features of their Impact on the Tourism Industry in Russia // Service in Russia and Abroad. 2021. Vol. 15. No. 3 (95). Pp. 199-208. DOI 10.24412/1995-042X2021-3-199-208.

o d

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.