Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
411
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРПРОДУКТ / ТУРПОТОК / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Верна Вероника Валериевна, Ибрагимов Эрнест Энверович, Скараник Станислава Степановна

Введение. Актуальность изучения промышленного туризма обусловлена его значительной ролью в решении социально-экономических задач на уровне предприятий, регионов и национальной экономики в целом. Развитие промышленного туризма способствует росту престижа рабочих профессий, повышению спроса на продукцию отечественных производителей, созданию новых рабочих мест, развитию туристской инфраструктуры, повышению инвестиционной привлекательности предприятий и регионов, решению проблемы неравномерного пространственного развития территорий с недостаточно развитым туристско-рекреационным потенциалом. Такой широкий круг проблем обусловливает необходимость использования комплексного подхода к анализу специфики развития промышленного туризма в России, что и является целью данного исследования. Методология. В работе над статьей авторами использовались методы анализа, синтеза, обобщения данных, комплексный подход, что позволило определить современные особенности, сдерживающие факторы и перспективы развития промышленного туризма в России. Результаты. Охарактеризованы сущность, цели и классификация видов промышленного туризма. Определено его значение и преимущества развития для различных групп стейкхолдеров. Рассмотрены современные тенденции развития промышленного туризма в России посредством анализа системы информационного обеспечения промышленного туризма. Выводы. Промышленный туризм является одним из востребованных направлений развития отечественной туриндустрии. Его развитие характеризуется значительными преимуществами для предприятий различных отраслей экономики, регионов РФ, туристского рынка и потребителей туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Верна Вероника Валериевна, Ибрагимов Эрнест Энверович, Скараник Станислава Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE SPECIFICS OF DEVELOPMENT INDUSTRIAL TOURISM IN RUSSIA

Introduction. The study of industrial tourism is relevant due to its significant role in solving socio-economic problems at the level of enterprises, regions and the national economy as a whole. The development of industrial tourism contributes to the growth of the prestige of working professions, the demand for the products of domestic producers, the creation of new jobs, the development of tourist infrastructure, the increase of the investment attractiveness of enterprises and regions, solving the problem of uneven spatial development of territories with insufficiently developed tourist and recreational potential. Such a wide range of problems necessitates the use of an integrated approach to the analysis of the specifics of the development of industrial tourism in Russia, which is the purpose of this study. Methods. In the article the authors used methods of analysis, synthesis, generalization of data, an integrated approach, which made it possible to identify modern features, constraining factors and prospects for the development of industrial tourism in Russia. Results. The essence, goals and classification of types of industrial tourism are characterized. Its significance and advantages of development for various groups of stakeholders are determined. Modern trends in the development of industrial tourism in Russia are considered by means of an analysis of the information support system for industrial tourism. Conclusion. Industrial tourism is one of the most popular areas of development of the domestic tourism industry. Its development is characterized by significant advantages for enterprises of various sectors of the economy, regions of the Russian Federation, the tourist market and consumers of tourist services.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ибрагимов Э. Э., Скараник С. С., Верна В. В. Комплексный подход к анализу специфики развития промышленного туризма в России // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 1. 7. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-1-7-1-14

Поступила в редакцию: 02.03.2023

Принята к публикации после рецензирования: 22.03.2023 УДК 338.48-5

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Ибрагимов Эрнест Энверович

Крымский университет культуры, искусств и туризма Симферополь, Россия доктор экономических наук, доцент ORCID 0000-0003-3430-4152 [email protected]

Скараник Станислава Степановна*

Симферополь, Российская Федерация кандидат экономических наук ORCID 0000-0003-2802-4832 [email protected]

Верна Вероника Валериевна

Крымский университет культуры, искусств и туризма Симферополь, Российская Федерация Севастопольский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова Севастополь, Российская Федерация кандидат экономических наук, доцент ORCID 0000-0002-7986-579X [email protected]

Введение. Актуальность изучения промышленного туризма обусловлена его значительной ролью в решении социально-экономических задач на уровне предприятий, регионов и национальной экономики в целом. Развитие промышленного туризма способствует росту престижа рабочих профессий, повышению спроса на продукцию отечественных производителей, созданию новых рабочих мест, развитию туристской инфраструктуры, повышению инвестиционной привлекательности предприятий и регионов, решению проблемы неравномерного пространственного развития территорий с недостаточно развитым туристско-рекреационным потенциалом. Такой широкий круг проблем обусловливает необходимость использования комплексного подхода к анализу специфики развития промышленного туризма в России, что и является целью данного исследования. Методология. В работе над статьей авторами использовались методы анализа, синтеза, обобщения данных, комплексный подход, что позволило определить современные особенности, сдерживающие факторы и перспективы развития промышленного туризма в России. Результаты. Охарактеризованы сущность, цели и классификация видов промышленного туризма. Определено его значение и преимущества развития для различных групп стейкхолдеров. Рассмотрены современные тенденции развития промышленного туризма в России посредством анализа системы информационного обеспечения промышленного туризма. Выводы. Промышленный туризм является одним из востребованных направлений развития отечественной туриндустрии. Его развитие характеризуется значительными преимуществами для предприятий различных отраслей экономики, регионов РФ, туристского рынка и потребителей туристских услуг.

Ключевые слова: сфера туризма, промышленный туризм, промышленное наследие, туристский рынок, турпро-дукт, турпоток, производственное предприятие, экскурсия.

Введение

Современные тенденции функционирования сферы туризма в РФ характеризуются становлением новых видов и форм внутреннего туризма. К их числу относится промышленный туризм, являющийся в настоящее время эффективным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий раз-

личных отраслей, значимым элементом социально-экономического развития отдельных регионов, а также одним из перспективных направлений диверсификации российской экономики.

В отечественной научной литературе изучаются различные аспекты развития промышленного туризма. Так, в исследованиях С. Р. Набиева, Е. А. Поздняковой, О. И. Челяпиной [1] затронуты правовые вопросы определения промышленного туризма и сформулированы его отличительные признаки. В статье А. В. Таниной, Д. А. Сергеева, Е. В. Конышева [2] обосновывается необходимость применения междисциплинарного подхода к трактовке сущности промышленного туризма, являющегося важным инструментом пространственного развития территорий. Особенности, стратегические ориентиры и перспективы развития промышленного туризма в отдельных регионах России рассмотрены в научных трудах Ю. А. Пшеничных [3], К. О. Богомоловой, Т. А. Танкиевой, М. В. Пономаревой [4], И. З. Чхотуа, Л. И. Власюк, Г. В. Задорожной [5], Е. А. Фроловой [6], Р. Т. Тимаковой, С. Г. Пьянковой [7] и других. В статье Р. В. Кадырова, Р. Г. Мударисова [8] акцентируется внимание на значении промышленного туризма для регионального развития с точки зрения осуществляемых им функций и задач: экономических, воспитательных, маркетинговых, имиджевых и др. Возрастающая роль промышленного туризма в профориентации школьников и молодежи анализируется в статье Е. А. Гришиной, Д. Э. Удалова [9]. Перспективы межотраслевого взаимодействия туризма и промышленных производств определены в исследовании Г. С. Галкиной, Н. Г. Троицкой, Е. И. Цветкова [10]. Современные мировые тенденции развития промышленного туризма рассматриваются в научном труде Э. П. Головач, Е. Н. Хуто-вой [11].

Тем не менее, несмотря на уже сформировавшуюся на данный момент многоаспектную теоретико-прикладную базу промышленного туризма, в национальной экономике сохраняется ряд вызовов, которые требуют применения комплексного подхода к анализу специфики развития промышленного туризма в современной России. К числу таких проблемных вопросов можно отнести низкую популярность рабочих профессий среди молодежи, недостаточное информирование широкой общественности о внедрении современных технологий в промышленное производство, сложившиеся стереотипы о низком качестве отечественной продукции, а также неравномерность распределения туристского потенциала на территории страны и др.

С учетом того, что развитие промышленного туризма выступает эффективным способом решения обозначенных проблем, тема данного исследования в настоящее время является особо актуальной.

Цель статьи состоит в определении особенностей и перспектив развития промышленного туризма в современной России с точки зрения комплексного подхода. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

- охарактеризовать сущность, цели промышленного туризма и его виды на основе анализа научных источников, а также нормативных и стратегических документов, регламентирующих развитие пром-туризма в РФ;

- проанализировать значение развития промышленного туризма, определив его преимущества для разных групп стейкхолдеров;

- рассмотреть современные тенденции развития промышленного туризма в РФ.

Материалы и методы исследования

Современные исследователи промышленного туризма акцентируют внимание на его значении для социально-экономического развития отдельных регионов РФ и национальной экономики в целом, обосновывают его возрастающую роль в профессиональном самоопределении молодежи, рассматривают развитие промтуризма в тесной взаимосвязи с другими видами туризма (научно-популярным, познавательным, деловым и пр.) и другие вопросы.

Информационную базу исследования составили нормативные и стратегические документы, регламентирующие развитие сферы туризма РФ, методологические разработки Агентства стратегических инициатив и Минпромторга России по вопросам организации промышленного туризма, а также информационно-аналитические материалы и статистические данные, размещенные на отечественных цифровых ресурсах ruputeshestvie.ru, promtourism.online и др.

В процессе работы над данной статьей авторами использовались следующие методы: анализа, синтеза, методы обобщения, позволившие наглядно визуализировать результаты исследования посредством таблиц и рисунков. В рамках исследования авторами обосновывается необходимость использования комплексного подхода к анализу специфики развития промышленного туризма в современной России.

Результаты и обсуждение

В настоящее время промышленный туризм выступает одним из основных направлений стратегического развития туризма в Российской Федерации. Его теоретический фундамент закреплен в ряде государственных нормативных документов РФ: национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг», «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года», «Методологии развития промышленного туризма в РФ». В данных документах промышленный туризм определен как «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему» 1.

К числу основных целей развития промышленного туризма в нашей стране можно отнести следующие:

- профориентация для школьников и студентов;

- обмен знаниями между специалистами предприятий;

- повышение инвестиционной привлекательности регионов РФ;

- презентация территориальных брендов и продукции;

- организация бизнес-миссий для профессиональных покупателей и продвижения экспортного потенциала;

- развитие внутреннего и въездного туризма регионов РФ 2.

Национальным стандартом, устанавливающим требования к процессу оказания услуг в сфере промышленного туризма, разграничены две его взаимодополняющие формы:

- промышленный туризм в форме посещения действующих предприятий;

- промышленный туризм, предполагающий посещение уникальных производственных предприятий, являющихся объектами промышленного наследия и представляющих собой историческую, культурную, технологическую, научную и социальную ценность.

В научной статье Н. Н. Яшаловой, М. А. Акимовой и др. авторов акцентируется внимание на том, что промышленный туризм, как новое направление отечественной туриндустрии, тесно взаимосвязан с другими видами туризма. Так, в случае посещения туристами действующих предприятий для проведения экскурсий, организации экспозиций и открытых мероприятий промышленный туризм максимально приближен к деловому, образовательному, познавательному и ивент-туризму. При посещении туристами закрытых, законсервированных и заброшенных предприятий прослеживается взаимосвязь промышленного туризма с историко-культурным, приключенческим и экстремальным туризмом [12].

Современная практика развития промышленного туризма позволяет осуществить систематизацию видов промышленного туризма по ряду признаков (табл. 1) 2.

Таблица 1 - Классификация видов промышленного туризма

Признак Виды промышленного туризма

Количество единовременно посещаемых объектов - Экскурсия на предприятие (организованное групповое посещение предприятия с познавательными целями); - тематический тур (посещение нескольких предприятий одного профиля)

По составу группы экскурсантов - Экскурсии для школьников (в познавательных, учебных и профориентаци-онных целях); - экскурсии для смешанных групп (в познавательных целях); - экскурсии для профессионалов (изучение новых технологий, обмен опытом, поиск партнеров для бизнеса)

Влияние экономических и бизнес-факторов - Платный промышленный туризм; - бесплатный промышленный туризм

1 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» [Электронный ресурс]. URL: https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&ba seC=6&page=1&month=9&year=2020&search=&RegNum=1&DocÜnPageCount=15&id=197851&pageK=6B7EDE EF-D267-4D2F-BBAD-4B3467C8AFBA

2 Составлено авторами по данным Туристического портала «Информация для туристов и путешественников. Советы туристу» [Электронный ресурс]. URL: https://ruputeshestvie.ru/stati/razvitie-promyshlennogo-turizma-v-rossii

Продолжение

Признак Виды промышленного туризма

Возможность организованности туров - Неорганизованный промышленный туризм (посещение предприятий автономными туристами или самодеятельными группами); - организованный промышленный туризм (проведение туров и экскурсий профессионалами, имеющими необходимую документацию на право осуществления деятельности)

Признаки внутреннего и внешнего характера - Локальный (региональный); - национальный (внутри страны); - выездной (внешний)

По целям воздействия на кон-тингенты - Познавательный (получение новых знаний о предприятиях, технологиях, инновациях); - профориентационный (ознакомление с профессией); - деловой (заключение договоров, обмен опытом); - научный (участие в конференциях, семинарах, выставках); - имиджевый (создание положительного имиджа компании)

Как было отмечено выше, в настоящее время промышленный туризм выступает важным элементом социально-экономического развития территорий, а также предприятий различных отраслей. Его развитие оказывает комплексное положительное воздействие на все сферы экономики, которые напрямую или косвенно связаны с промышленным туризмом. В исследовании В. Г. Антонец обоснован мультипликативный эффект развития промышленного туризма, который оценивается двояко:

- с позиций расходов, понесенных туристами на территории региона;

- с позиций доходов, полученных как предприятиями промышленности и туриндустрии, так и предприятиями смежных сфер экономической деятельности (транспорта, связи, общественного питания, торговли, индустрии развлечений и др.) [13].

Основываясь на данных В. Г. Антонец [13], обозначим, что комплексная модель мультипликативного эффекта развития промышленного туризма объединяет следующие виды эффектов (рис. 1).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

рост доходов всех отраслей, задействованных в развитии промышленного туризма

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ популяризация снижения негативного влияния на окружающую среду

РЕСУРСНЫЙ ЭФФЕКТ рациональное распределение ресурсов предприятий. задействованных в промышленной индустрии

МАРКЕТИНГОВЫЙ ЭФФЕКТ продвижение турпродукта промышленного туризма на национальном и международном рынках

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

увеличение рабочих мест и занятости, рост культурного уровня за счет развития промтуризма

ИМИДЖЕВЫЙ ЭФФЕКТ формирование положительного бренда промышленного региона

Рисунок 1 - Эффекты развития промышленного туризма

С точки зрения комплексного подхода считаем целесообразным проанализировать значение промышленного туризма, обозначив преимущества его развития для предприятий, субъектов РФ, туристского рынка и экскурсантов (табл. 2) 1.

1 Составлено авторами на основе «Методологии развития промышленного туризма в РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://files-ice.asi.ru/iblock/a99/a99ab015e9f77770b120e820c570ee8a/07_2022-Metodologia.pdf

Таблица 2 - Преимущества промышленного туризма

Преимущества для предприятий Преимуще ства для субъектов РФ Преимущества для туристского рынка Преимущества для экскурсантов

- Повышение имиджа предприятия в регионе, стране; - продвижение продукции на рынок; - получение обратной связи с потребителями; - демонстрация новых технологий; - рост уровня конкурентоспособности предприятия; - повышение инвестиционной привлекательности; - укрепление корпоративной культуры; - создание позитивного контента в сети Интернет и соцсетях - Положительный имидж и инвестиционная привлекательность региона; - продвижение региональных брендов; - демонстрация успешных предприятий; - развитие туристской отрасли; - развитие малого и среднего бизнеса; - рост налоговых поступлений в бюджет; - привлечение профессиональных кадров; - рост уровня экономического развития регионов, в которых отсутствует рекреационный потенциал - Формирование нового востребованного турпро-дукта; - способ привлечения новых категорий туристов и увеличения турпотока; - расширение ассортимента туристских услуг; - развитие взаимосвязанных видов туризма (делового, познавательного, детского и пр.); - развитие тематических туров и туров выходного дня; - развитие инфраструктуры сервиса и гостеприимства; - создание новых рабочих мест - Знакомство с историей, экономическим и промышленным потенциалом регионов; - изучение новых технологий и обмен опытом; - формирование у школьников и студентов профессиональных интересов; - расширение кругозора и общение с единомышленниками; - формирование партнерских связей

Анализируя современные тенденции развития промышленного туризма в РФ, считаем целесообразным обозначить основные факторы, которые сдерживают его развитие. Основываясь на данных Ю. Н. Никулиной, С. В. Трусова [14], к таким факторам можно отнести:

- низкий уровень заинтересованности предприятий в работе с туристами;

- нежелание отвлекать работников от исполнения ими производственных задач;

- низкий уровень коммуникации предприятий с потенциальными потребителями;

- отсутствие необходимой инфраструктуры для принятия туристов;

- отсутствие туристического маршрута, демонстрирующего промышленный потенциал территории;

- небезопасность некоторых производств для неподготовленных групп туристов;

- недостаток профессиональных кадров для организации экскурсий по объектам промышленного туризма;

- отсутствие согласованности действий между предприятиями, государством, образовательными организациями и туриндустрией в вопросах организации промтуризма и др.

В этой связи отметим, что в настоящее время необходимым условием для развития промышленного туризма в регионах нашей страны является эффективное взаимодействие между органами исполнительной власти, предприятиями различной отраслевой направленности, а также туроператорами. Роль каждой из заинтересованных сторон в становлении промышленного туризма проявляется в разной степени (табл. 3).

Рассматривая вопрос о перспективах развития промышленного туризма в РФ, нельзя не отметить значительную роль Агентства стратегических инициатив (АСИ) в осуществлении комплексных мер по развитию промышленного туризма в России. Так, при содействии АСИ была разработана «Методология развития промышленного туризма в Российской Федерации», в которой содержатся пошаговые инструкции по внедрению мероприятий, стимулирующих развитие промышленного туризма 1.

По инициативе АСИ был внедрен пилотный проект по развитию промышленного туризма, в котором участвовали 20 регионов РФ. Результатом проекта стал запуск более 100 экскурсий на предприятиях различных отраслей. В реализации проекта были задействованы такие крупные предприятия, как: Космодром «Восточный», Кемерово «Азот», КАО «Азот», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО «МАКФА», алмазодобывающая компания АЛРОСА, ПАО «Челябинский трубопрокат-

1 «Методология развития промышленного туризма в РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://files-ice.asi.ru/ iblock/a99/a99ab015e9f77770b120e820c570ee8a/07_2022-Metodologia.pdf

ный завод», Курская АЭС, ООО «ПК «Промтрактор», ООО Научно-производственное предприятие «ЭКРА», АО «Протон-ПМ», ООО «Промобот» и др.

Таблица 3 - Роль стейкхолдеров в развитии промышленного туризма

Роль региональных органов исполнительной власти - Определение приоритетных целей и задач развития промышленного туризма, проведение опросов, сбор аналитики; - формирование реестра предприятий региона и взаимодействие с предприятиями по вопросам организации промышленного туризма; - создание коллективного органа управления (рабочей группы) по промышленному туризму; - инициирование обучающей программы по промышленному туризму для всех заинтересованных участников; - популяризация предприятий, открытых для посещения; - интеграция промышленных предприятий в систему профориентации; - осуществление межрегионального сотрудничества в области развития промышленного туризма

Роль предприятий - Самостоятельное принятие решений об открытости производства и развитии промышленного туризма; - формирование и реализация туристического продукта для различных групп экскурсантов; - превращение производственных площадок в центры притяжения туристов; - профориентационные программы для школьников и студентов

Роль туроператоров - Участие в создании/экспертизе экскурсий на промышленные предприятия; - разработка и продвижение тематических туристических маршрутов с посещением промышленных предприятий; - формирование программ с посещением промышленных предприятий для бизнес-туристов; - формирование и реализация программ для школьников (познавательных и про-фориентационных); - интеграция регионального продукта в межрегиональные и национальные промышленные маршруты

Следующий этап в осуществлении мер поддержки промышленного туризма связан с проведением Акселератора - обучающего интенсива для региональных команд по развитию промышленного туризма при содействии Агентства стратегических инициатив и Минпромторга России.

В 2021 г. в Акселераторе приняли участие 30 регионов РФ. В отраслевом разрезе участники Акселератора представлены следующим образом: пищевая промышленность - 26, машиностроение - 12, легкая промышленность - 11, народный художественный промысел - 8, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, энергетика, металлургия - 5, производство строительных материалов, электроника, добывающая промышленность, сельское хозяйство - 4, транспорт - 2, прочие отрасли -7 % 1.

По итогам проведения Акселератора 2021 г. в 30 регионах-участниках были разработаны и утверждены на законодательном уровне региональные стратегии развития промышленного туризма, подготовлены экскурсионные профориентационные программы на 250 предприятиях, сформированы 32 региональных и межрегиональных промтуристических маршрута.

В 2022 г. для участия в Акселераторе было подано 39 региональных заявок из восьми федеральных округов. Представители восьми регионов (Москвы, Пермского края, Амурской, Кемеровской, Нижегородской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областей), чьи предприятия успешно прошли обучение в Акселераторе 2021 г., принимали участие в качестве наставников.

Всего за период с января по декабрь 2022 г. на промышленных предприятиях в регионах-наставниках побывало не менее 300 тысяч человек (рис. 2) 2.

1 Всероссийский Акселератор по промышленному туризму [Электронный ресурс]. URL: https://promtourism. online/#!/tfeeds/604841607591/c/Акселератор

2 Промтуризм. Итоги года в регионах - наставниках Акселератора АСИ по промтуризму 2022-2023 [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y8_7XRXkeUF80_20

а - 2020 г. п - 2021 г. т - 2022 г.

Рисунок 2 - Динамика турпотока по промышленному туризму

Как иллюстрирует рисунок 3, в среднем за период с 2020 по 2022 г. посещаемость туристами предприятий в регионах-наставниках возросла в три раза. При этом лидером по посещаемости является кондитерский цех «Бабаевский», который в 2022 г. стал объектом промышленного туризма для 46 000 туристов. Особой популярностью среди туристов пользовались также экскурсии на следующих предприятиях:

- Кондитерская фабрика «Пермская» (Пермский край) - более 25 000 туристов за год;

- Магнитогорский металлургический комбинат (Челябинская область) - более 11 000 туристов за год;

- Выксунский металлургический завод (Нижегородская область) - около 9000;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предприятия ЕВРАЗа (Свердловская область) - более 5000 туристов за год 1.

Такой возросший интерес в последние годы к экскурсиям на российские предприятия во многом обусловлен активным становлением системы информационной поддержки вопросов развития промышленного туризма.

В настоящее время практически в каждом регионе РФ действуют туристские интернет-порталы и цифровые ресурсы, которые содержат необходимую информацию, связанную с промышленным туризмом. В научной литературе также уделено серьезное внимание вопросам информационного обеспечения. Так, например, в статье А. В. Таниной рассмотрены плюсы и минусы официального туристского портала Ленинградской области (lentravel.ru) в информировании по маршрутам и объектам промту-ризма [15]. В исследовании Ю. Н. Никулиной, С. В. Трусова осуществлен анализ системы информационного обеспечения процесса развития промышленного туризма на уровне федеральных округов и регионов РФ на предмет упоминаний в средствах массовой информации [14].

С целью систематизации данных по промтуризму в 2022 г. при содействии Минпромторга России Агентством стратегических инициатив был создан отечественный информационный ресурс - путеводитель по промышленному туризму «Все на завод!», в котором собрана вся актуальная информация по экскурсиям на промышленные предприятия различных отраслей, находящиеся в разных регионах страны 2.

Единый туристический портал «Информация для туристов и путешественников. Советы туристу» (ruputeshestvie.ru) содержит специализированный раздел «Развитие промышленного туризма в России», интегрирующий сведения о видах и объектах промышленного туризма, а также экскурсиях для различных целевых групп туристов.

1 Промтуризм. Итоги года в регионах - наставниках Акселератора АСИ по промтуризму 2022-2023 [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y8_7XRXkeUF8O_20

2 Путеводитель по маршрутам промышленного туризма «Все - на завод» [Электронный ресурс]. URL: https:// promtourism.onHne/routes?tfc_storepartuid[441375464]=Всегда+бесплатно&tfc_div=:::#menu

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что промышленный туризм является одним из новых и востребованных направлений отечественной туриндустрии. Его развитие позволяет одновременно решить целый комплекс разноплановых задач: содействие в профессиональном самоопределении молодежи, повышение спроса на продукцию отечественных производителей, развитие взаимосвязанных видов туризма (делового, познавательного, детского и пр.), создание положительного имиджа и инвестиционной привлекательности отраслевых производств и регионов страны и многое другое. Таким образом, с точки зрения комплексного подхода развитие промышленного туризма является выгодным для экономических систем любого иерархического уровня и характеризуется значительными преимуществами для всех заинтересованных сторон: предприятий различных отраслей экономики, регионов РФ, туристского рынка и экскурсантов, являющихся потребителями туристских услуг.

Необходимым условием для развития промышленного туризма в российских регионах является эффективное взаимодействие между органами исполнительной власти, предприятиями различной отраслевой направленности, а также туроператорами. Немаловажную роль в популяризации промышленного туризма играет система информационного обеспечения, предполагающая функционирование региональных туристских интернет-порталов, а также наличие единого отечественного информационного ресурса - путеводителя по маршрутам и объектам промышленного туризма в различных субъектах РФ.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список источников

1. Набиев С. Р., Позднякова Е. А., Челяпина О. И. Правовые вопросы определения промышленного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16, № 3 (100). С. 56-63.

2. К вопросу о направлениях исследования промышленного туризма / А. В. Танина, Д. А. Сергеев, Д. В. Конышев, Е. Ф. Танин // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 158-170.

3. Пшеничных Ю. А. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма в Ростовской области // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16, № 4 (101). С. 170-181.

4. Богомолова К. О., Танкиева Т. А., Пономарева М. В. Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12, № 3 (81). С. 63-78.

5. Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. № 4 (70). С. 156-174.

6. Фролова Е. А. Перспективы промышленного туризма как фактор устойчивого регионального развития // Управленческий учет. 2022. № 1. С. 336-341.

7. Тимакова Р. Т., Пьянкова С. Г. Промышленный туризм как инструмент устойчивого развития Уральского макрорегиона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 236, № 4. С. 329-344.

8. Кадыров Р. В., Мударисов Р. Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 88-74.

9. Гришина Е. А., Удалов Д. Э. Промышленный туризм как форма профессиональной ориентации молодежи // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 17, № 2. С. 45-51.

10. Галкина Г. С., Троицкая Н. Г., Цветков Е. И. Перспективы межотраслевого взаимодействия туризма и промышленных производств // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 15, № 1. С. 25-32.

11. Головач Э. П., Хутова Е. Н. Тенденции развития промышленного туризма в мире // Вестник Брестского государственного технического университета. Экономика. 2018. № 3 (111). С. 10-14.

12. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии / Н. Н. Яшалова, М. А. Акимова, Д. А. Рубан, С. В. Бойко, А. В. Усова, Э. Р. Мустафаева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 2. С. 195-213.

13. Антонец В. Г. Эффективность промышленного туризма и его влияние на социально-экономическое развитие региона // Сборник научных работ серии «Экономика». 2021. № 21. С. 5-14.

14. Никулина Ю. Н., Трусов С. В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 13. С. 2061-2078.

15. Танина А. В. Информационное обеспечение промышленного туризма (на примере официального туристского портала Ленинградской области) // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 4. С. 205-212.

References

1. Nabiev S. R., Pozdnyakova E. A., Chelyapina O. I. Pravovy'e voprosy' opredeleniya promy'shlennogo turizma // Servis v Rossii i za rubezhom. 2022. T. 16, № 3 (100). S. 56-63.

2. K voprosu o napravleniyax issledovaniya promy'shlennogo turizma / A. V. Tanina, D. A. Sergeev, D. V. Kony'shev, E. F. Tanin // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022. № 1 (58). Р. 158-170.

3. Pshenichny'x Yu. A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya promy'shlen-nogo turizma v Ros-tovskoj oblasti // Servis v Rossii i za rubezhom. 2022. T. 16, № 4 (101). Р. 170-181.

4. Bogomolova K. O., Tankieva T. A., Ponomareva M. V. Razvitie promy'shlennogo turizma v Tul'skoj oblasti // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018. T. 12, № 3 (81). Р. 63-78.

5. Chxotua I. Z., Vlasyuk L. I., Zadorozhnaya G. V. Razvitie promy'shlennogo turizma v regionax Rossii: strategicheskij analiz // E'konomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2021. № 4 (70). Р. 156-174.

6. Frolova E. A. Perspektivy' promy'shlennogo turizma kak faktor ustojchivogo re-gional'nogo razvitiya // Upravlencheskij uchet. 2022. № 1. Р. 336-341.

7. Timakova R. T., P'yankova S. G. Promy'shlenny'j turizm kak instrument ustojchi-vogo razvitiya Ural'skogo makroregiona // Nauchny'e trudy' Vol'nogo e'konomicheskogo obshhestva Rossii. 2022. T. 236, № 4. Р. 329-344.

8. Kady'rov R. V., Mudarisov R. G. Promy'shlenny'j turizm kak kreativny'j marke-ting // Vestnik Altajskoj akademii e'konomiki i prava. 2018. № 8. Р. 88-74.

9. Grishina E. A., Udalov D. E\ Promy'shlenny'j turizm kak forma professional'-noj orientacii molode-zhi // Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety', problemy' i perspektivy'. 2020. T. 17, № 2. Р. 45-51.

10. Galkina G. S., Troiczkaya N. G., Czvetkov E. I. Perspektivy' mezhotraslevo-go vzaimodejstviya turizma i promy'shlenny'x proizvodstv // Industriya turizma: voz-mozhnosti, prioritety', problemy' i perspektivy'. 2019. T. 15, № 1. Р. 25-32.

11. Golovach E. P., Xutova E. N. Tendencii razvitiya promy'shlennogo turizma v mire // Vestnik Brest-skogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. E'konomi-ka. 2018. № 3 (111). Р. 10-14.

12. Perspektivy' regional'nogo razvitiya promy'shlennogo turizma v svete analiza osnovny'x e'konomicheskix pokazatelej rossijskoj turindustrii / N. N. Yasha-lova, M. A. Akimova, D. A. Ruban, S. V. Bojko, A. V. Usova, E'. R. Mustafaeva // E'kono-micheskie i social'ny'e peremeny': fakty', tendencii, prog-noz. 2017. T. 10, № 2. Р. 195-213.

13. Antonecz V. G. E'ffektivnost' promy'shlennogo turizma i ego vliyanie na social'no-e'konomicheskoe razvitie regiona // Sbornik nauchny'x rabot serii «E'kono-mika». 2021. № 21. Р. 5-14.

14. Nikulina Yu. N., Trusov S. V. Osobennosti i tendencii razvitiya pro-my'shlennogo turizma: regional'ny'e aspekty' // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2017. T. 18, № 13. Р. 2061-2078.

15. Tanina A. V. Informacionnoe obespechenie promy'shlennogo turizma (na primere oficial'nogo tur-istskogo portala Leningradskoj oblasti) // Zhurnal pravo-vy'x i e'konomicheskix issledovanij. 2021. № 4. Р. 205-212.

AN INTEGRATED APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE SPECIFICS OF DEVELOPMENT INDUSTRIAL TOURISM

IN RUSSIA

Ernest E. Ibragimov

Crimean University of Culture, Arts and Tourism Simferopol, Russian Federation Doctor of Economics, Associate Professor ORCID 0000-0003-3430-4152 [email protected]

Stanislava S. Skaranik *

Simferopol, Russian Federation Candidate of Economic Sciences ORCID 0000-0003-2802-4832 [email protected]

Veronika V. Verna

Crimean University of Culture, Arts and Tourism Simferopol, Russian Federation Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics Sevastopol, Russian Federation Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ORCID 0000-0002-7986-579X [email protected]

Introduction. The study of industrial tourism is relevant due to its significant role in solving socio-economic problems at the level of enterprises, regions and the national economy as a whole. The development of industrial tourism contributes to the growth of the prestige of working professions, the demand for the products of domestic producers, the creation of new jobs, the development of tourist infrastructure, the increase of the investment attractiveness of enterprises and regions, solving the problem of uneven spatial development of territories with insufficiently developed tourist and recreational potential. Such a wide range of problems necessitates the use of an integrated approach to the analysis of the specifics of the development of industrial tourism in Russia, which is the purpose of this study. Methods. In the article the authors used methods of analysis, synthesis, generalization of data, an integrated approach, which made it possible to identify modern features, constraining factors and prospects for the development of industrial tourism in Russia. Results. The essence, goals and classification of types of industrial tourism are characterized. Its significance and advantages of development for various groups of stakeholders are determined. Modern trends in the development of industrial tourism in Russia are considered by means of an analysis of the information support system for industrial tourism. Conclusion. Industrial tourism is one of the most popular areas of development of the domestic tourism industry. Its development is characterized by significant advantages for enterprises of various sectors of the economy, regions of the Russian Federation, the tourist market and consumers of tourist services.

Keywords: tourism, industrial tourism, industrial heritage, tourist market, tour product, tourist flow, production enterprise, excursion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.