Научная статья на тему 'Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации'

Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
343
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / INDUSTRIAL TOURISM / РЕГИОН / REGION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточной разработанностью концептуальных положений стратегии формирования и развития промышленного туризма на уровне региона. В статье раскрыты особенности реализации моделей взаимодействия субъектов и объектов промышленного туризма на макрои микро уровнях. Автором разработаны основные направления региональной политики в области продвижения и развития промышленного туризма, которые могут быть использованы органами власти при разработке различных целевых программ туристско-рекреационного комплекса, развития внутреннего и въездного туризма на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional policy in the field of industrial tourism development: content and directions of implementation

The relevance of the problem is due to the lack of development of conceptual provisions of the strategy of formation and development of industrial tourism at the regional level. The article describes the features of the implementation of models of interaction of subjects and objects of industrial tourism on the macro and micro levels. The author has developed the main directions of regional policy in the field of promotion and development of industrial tourism, which can be used by the authorities in the development of various target programs of tourist and recreational complex, the development of domestic and inbound tourism at the regional level.

Текст научной работы на тему «Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

региональная политика в области развития

промышленного туризма:

содержание и направления реализации

Никулина Ю.Н.1

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточной разработанностью концептуальных положений стратегии формирования и развития промышленного туризма на уровне региона. В статье раскрыты особенности реализации моделей взаимодействия субъектов и объектов промышленного туризма на макро- и микро уровнях. Автором разработаны основные направления региональной политики в области продвижения и развития промышленного туризма, которые могут быть использованы органами власти при разработке различных целевых программ туристско-рекреационного комплекса, развития внутреннего и въездного туризма на региональном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленный туризм, регион, взаимодействие, предприятие, стратегия, перспективы развития.

Regional policy in the field of industrial tourism development: content and directions of implementation

Nikulina Yu.N.1

1 Orenburg State University, Russia

введение

Российская Федерация располагает мощным ресурсным потенциалом, использование которого может стать существенным фактором развития туристских услуг и наращивания потоков внутреннего и въездного туризма.

Потенциал развития туризма зависит от того, насколько велики ресурсы регионов для развития туризма и каково их состояние: финансовое, инфраструктурное, природное и т. д. В России есть регионы, обладающие не только большими природными ресурсами, но и развитой промышленной инфраструктурой. Рациональное использование природных ресурсов в сочетании с имеющимися материально-технической и производственной базой может стать основой для развития такого вида туристской деятельности, как промышленный туризм. В узком смысле промышленный туризм - это организация посещения

1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия АННОТАЦИЯ:

промышленных предприятий с целью удовлетворения различного рода потребностей.

Промышленный туризм - явление междисциплинарное, поэтому в настоящий момент практически не изученное, требующее научно-методической поддержки для дальнейшего развития. Современное состояние сферы промышленного туризма подразумевает только огромное число примеров, которые служат образцом организации туристских маршрутов на предприятия.

Развитие промышленного туризма на уровне региона подразумевает реализацию ряда мероприятий, способствующих комплексному формированию целей и задач, созданию туристского продукта, и проведение дополнительных мероприятий, направленных на дальнейшее успешное и бесперебойное функционирование и продвижение промышленного туризма.

Актуальность исследования заключается в отсутствии четко сформулированной региональной политики развития промышленного туризма, включающей в себя с одной стороны реализацию моделей взаимодействия субъектов промышленного туризма с позиции региона и предприятия, с другой - основные направления стратегии развития промышленного туризма на региональном уровне.

модели взаимодействия субъектов промышленного туризма с позиции региона и предприятия

Одним из важнейших аспектов реализации промышленного туризма в целом, в том числе на уровне региона, является сама модель взаимодействия ответственных структур - объектов и субъектов промышленного туризма, которая позволяет опи-

ABSTRACT:_

The relevance of the problem is due to the lack of development of conceptual provisions of the strategy of formation and development of industrial tourism at the regional level. The article describes the features of the implementation of models of interaction of subjects and objects of industrial tourism on the macro and micro levels. The author has developed the main directions of regional policy in the field of promotion and development of industrial tourism, which can be used by the authorities in the development of various target programs of tourist and recreational complex, the development of domestic and inbound tourism at the regional level.

KEYWORDS: industrial tourism, region, cooperation, enterprise, strategy, development prospects JEL Classification: L83, L50, L20, L26 Received: 12.05.2018 / published: 31.05.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: NikuLina Yu.N. (ju1iaguzenko0mai1.ru)

CITATION:_

Nikulina Yu.N. (2018) Regionalnaya poLitika v oblasti razvitiya promyshlennogo turizma: soderzhanie i napravLeniya reaLizatsii [Regional policy in the field of industrial tourism development: content and directions of implementation]. Kreativnaya ekonomika. 12. (5). - 683-700. doi: 10.18334/ce.12.5.39116

сать процесс функционирования на различных этапах и процесс принятия решений в области промышленного туризма [1] (ШкиМиа, Ттшоу, 2017).

Объекты и субъекты промышленного туризма - взаимозависимые структуры, задействованные в реализации промышленного туризма в регионе. К объектам промышленного туризма можно отнести те предприятия, которые реализуют на своей территории промышленные экскурсии и готовы предоставить ряд услуг потребителям промышленного туризма. К субъектам промышленного туризма относятся органы власти, учебные заведения, торгово-промышленная палата региона, туроператоры и турагенты (необходимо рассматривать туроператоров и турагентов в связке, так как функции их будут являться взаимодополняющими).

На наш взгляд можно выделить два уровня координации и взаимодействия субъектов и объектов в области промышленного туризма: макроуровень - промышленный туризм рассматривается как направление деятельности на региональном уровне; микроуровень - промышленный туризм рассматривается со стороны конкретного предприятия.

Органы власти в лице региональных или федеральных, являясь одним из субъектов промышленного туризма, взаимодействуют с промышленными предприятиями, уже реализующими или готовыми принимать туристов на своей территории. Для того, чтобы охарактеризовать порядок взаимодействия, необходима разработка модели (бизнес-процесса), а также определение преимуществ, которые получат промышленные предприятия и органы власти [2] (Nikulina, 2017).

В данном случае весь процесс будет проходить в три этапа: подготовка и создание промышленной экскурсии, привлечение туристов и запуск самого проекта, а как следствие - извлечение прибыли. Органы власти, являясь регулятором деятельности как предприятия региона, так и самого турпродукта, должны проявлять инициативу и содействовать на всех этапах его реализации. Содействие в создании туристского продукта может проходить в форме экспертной оценки и финансирования. Содействие в реализации привлечения туристов должно быть в форме организации туристского потока такими способами, как организация обязательных промышленных экскурсий для других предприятий или учреждений, различные программы для отдельных категорий туристов (студенты, школьники), совместные маркетинговые мероприятия и т. д. (рис. 1).

ОБ АВТОРЕ:_

Никулина Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма (juliaguzenko0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Никулина Ю.Н. Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 5. - С. 683-700. Сог 10.18334/се.12.5.39116

Рисунок 1. Модель взаимодействия «Предприятие - органы власти региона» в рамках организации промышленного туризма Источник: составлено автором

В конечном итоге, после запуска проекта при получении прибыли предприятиями как прямой, так и косвенной, следствием будут отчисления в бюджеты различных уровней. Прямая прибыль от реализации промышленного туризма - прибыль, возникающая в процессе предоставления услуг потребителям [3] (Antonets, 2017). Сю да можно отнести продажу билетов на экскурсии, сувенирной продукции, товаров, производимых на предприятии и т. д. Косвенная прибыль - прибыль, возникающая в процессе положительного эффеоаа от организации промышленных экскурсий на предприятии. З°есь стоит сказать об увеличении объемов сбыта производимой продукцир за счет то го, что промышленный туризм будет являться в данномслучае маркетинговым инструментом и положительно скажется на имидже компании [4] (Pripoten, Shikov, 2017).

Одним из важных аспектов взаимодействия являются преимущества обеих сторон объекта промышленного туризма - непосредственно аамоге предприятия и субъекта -органов власти (табл. 1).

Второй вид взаимодействия, который возникает в процессе реализации промышленного туризма, - сотрудничество предприятнй и учебныс заведений!. Данный! процесс наиболее распространен, и промышленные экскурсии для школьников и студентов имеют очень широкую практику (рис. 2).

Таблица 1

Преимущества от реализации промышленного туризма для предприятий

и органов власти региона

Предприятие органы власти региона

Дополнительный доход Поступления в бюджеты

Увеличение качества производимой продукции Маркетинг территории

Льготы и преференции от государства Создание дополнительных рабочих мест

Развитие внутренней инфраструктуры Развитие сопутствующей инфраструктуры региона

Увеличение объема сбыта продукции Социальная значимость проекта

Реклама продукции и имидж компании Контроль производимой продукции предприятием

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Модель взаимодействия«Предприятие - учебные заведения» в рамках организации

промышленного туризма Источник: составлено автором

Многие предприятия уже приглашали к себе учащихся в рамках реализации различных совместных проектов с учебными заведениями [5] (Timofeev, 2014). Как правило, в рамках подобных проектов происходит информирование обучающихся о деятельности ведущих предприятий, расположенных в регионе, о профессиях и специальностях, востребованных на региональном рынке труда [6] (Rytsev, 2014). Предприятия со своей стороны в рамках реализации промышленного туризма укрепляют контакты с

образовательными учреждениями регионов России и закладывают прочную основу для формирования кадрового резерва молодых специалистов (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества от реализации промышленного туризма для предприятий

и учебных заведений

Предприятие Учебное заведение

Реклама продукции и имидж компании Профориентация учащихся

Привлечение потенциальных работников Диверсификация учебного процесса

Прибыль от продажи сувенирной продукции и производимых товаров Взаимодействие с предприятием (совместные проекты)

Улучшение качества продукции Трудоустройство выпускников

Источник: составлено автором

Следующий тип взаимодействия заключается в реализации совместных программ конкретного предприятия и Торгово-промышленной палаты региона (рис. 3, табл. 3).

Предприятие

г

Совместнь (интег е проекты зация) '

Туристы (• предприятий работники инвесторы)

1

Имидж (маркетинг региона)

Преимущества

Взаимодействие с предприятием

Рисунок 3. Модель взаимодействия «Предприятие - Торгово-промышленная палата региона» в рамках организации промышленного туризма Источник: составлено автором

Таблица 3

Преимущества от реализации промышленного туризма для предприятия и Торгово-промышленной палаты

Предприятие ТПП региона

Привлечение потенциальных инвесторов Повышение имиджа объединения

Обмен профессиональным опытом Привлечение новых членов

Лоббирование и продвижение собственных интересов бизнеса Создание принципиально новых проектов

Повышение имиджа компании Участие в социально значимых проектах

Взаимодействие с другими компаниями Дополнительное финансирование деятельности

Источник: составлено автором

Одним из самых важных типов взаимодействия объектов и субъектов промышленного туризма будет являться предприятие-туроператор/турагент (рис. 4).

Рисунок 4. Модель взаимодействия «Предприятие - туроператор/турагент» в рамках организации промышленного туризма Источник: составлено автором

Вся значимость этого процесса заключается в том, что исходя из проведенного анализа была выявлена потребность потенциальных туристов не просто в посещении действующего предприятия и экскурсии на нем [7] (Nikulina, Trusov, 2017). Промышленная экскурсия будет более востребована в пакете тура. Необходима возможность совместить посещение нескольких предприятий региона, живописных мест,

Таблица 4

Преимущества от реализации промышленного туризма предприятия и туроператоров/турагентов

Предприятие туроператор/турагент

Привлечение туристов Увеличение объемов предоставляемых услуг

Создание полноценного туристского продукта Участие в социально значимых проектах

Дополнительный доход Прибыль от реализации туров

Реклама производимой продукции Увеличение агентской сети

Источник: составлено автором

достопримечательностей, организация питания туристов и проживание. В этом случае тур будет более привлекателен, может быть использован в качестве тура выходного дня (табл. 4).

Поскольку промышленный туризм также может рассматриваться на локальном уровне, в рамках определенного предприятия, в данном случае гораздо важнее не то, как предприятие взаимодействует с субъектами промышленного туризма, потому что схема взаимодействия будет едина для любого выбранного предприятия, гораздо более важным аспектом здесь является клиентоориентированный подход, основанный на целях, преследуемых туристами [8, 9] (Gamov, Krasnobaeva O, 2012; Koreshkov, Derevnina, 2015).

В практическом смысле, необходимо понимать: «кто наш клиент» и «как удовлетворить его цель». Наиболее рациональной с точки зрения организации промышленных экскурсий предприятием была бы разработка нескольких экскурсионных программ, ориентированных на различные категории потребителей [10] (Kosyakova, 2016). В рамках профессиональной ориентации студентов и школьников, безусловно, упор необходимо делать на специфические аспекты профессии и предприятия для формирования представления о ней [11, 12] (Struzberg, 2017; Nikulina, Struzberg, 2015). Для туристов, не имеющих отношения к производству, экскурсия должна включать исторические аспекты предприятия, упор должен делаться на эксклюзивность производства и производимой продукции. Инвесторам необходимо продемонстрировать производственные мощности и результат работы предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно констатировать, что на макроуровне организации промышленного туризма важнейшим аспектом является взаимодействие между объектами и субъектами промышленного туризма. На микроуровне (уровне предприятия) самым основным является выявление конкурентных преимуществ компании и сопоставление их с целями потенциальных туристов [13] (Otgaar, 2014).

основные направления стратегии развития промышленного туризма на региональном уровне

Стратегия развития промышленного туризма в регионе должна опираться на следующие направления, представленные на рисунке 5.

Рисунок 5. Основные направления развития промышленного туризма на региональном уровне

Источник: составлено автором

Первое направление «Нормативно-правовое регулирование в области промышленного туризма». Реализация данного направления позволит принять ряд официальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере промышленного туризма на территории конкретного региона [14] (Ш^Нт, 2015).

Мероприятия по направлению «Нормативно-правовое регулирование в сфере промышленного туризма» включают:

• разработку Стандарта безопасности при организации промышленного туризма на региональном уровне;

• разработку примерных инструкций и методических указаний по организации и проведению промышленных экскурсий;

• разработку регламента сертификации туристских маршрутов и объектов промышленного туризма;

• рассмотрение вопроса включения в число показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований региона показателя, характеризующего состояние промышленного туризма в регионе;

• определение комплекса мер, в том числе в виде различных льгот, грантов и субсидий по поддержке туроператорских компаний, формирующих и реализующих туристские программы внутреннего туризма по данному направлению.

Второе направление «Информационное сопровождение в сфере промышленного туризма». Именно благодаря использованию и совершенствованию информационных технологий можно добиться качественных и количественных изменений в сфере промышленного туризма на региональном уровне [15] (Nikulina, 2016). Использование системы информационных технологий позволит получить необходимую информацию потребителям туристических услуг, увеличить скорость и качество предоставления услуг.

Реализация направления «Информационное сопровождение в сфере промышленного туризма» включает:

• разработку отдельного интернет-портала, консолидирующего информацию о промышленных объектах и промышленных экскурсиях региона;

• выделение информационного пространства на сайте регионального Министерства физической культуры, спорта и туризма для информации, посвященной промышленному туризму региона;

• разработку Методических рекомендаций по взаимодействию со СМИ для руководителей предприятий - объектов промышленного туризма;

• разработку видео- и мультимедийных презентаций отдельных проектов в сфере промышленного туризма;

• подготовку информационных материалов для образовательных учреждений;

• разработку путеводителей и технологических карт туристических маршрутов промышленного туризма;

• создание баз данных всех субъектов, задействованных в сфере промышленного туризма;

• разработку программного обеспечения для сопровождения промышленного туризма [16, 17] (Bujok, Klempa, Jelinek, Porzer, Rodriguez Gonzalez, 2015; Copic, Dordevic, Lukic, Stojanovic, Dukicin, Besermenji, Stamenkovic, Tumaric, 2014).

Для обеспечения доступности информации о промышленном туризме в регионе необходимо создать отдельный интернет- портал или раздел «Промышленный туризм» на уже существующем региональном портале, связанным с туризмом. В число основных разделов могут войти следующие:

• «Экскурсии»: перечень видов экскурсий (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и професси-онально-ориентационные) на ведущие предприятия и учреждения региона с подробным описанием содержания экскурсии - программы, цели экскурсии в зависимости от ее вида;

• «Туристические маршруты»: информация о маршрутах в области промышленного туризма с указанием местности, типа маршрута, продолжительности, дополнительных услуг;

• «Объекты промышленного туризма»: информация о предприятиях региона по отраслям экономической деятельности, с указанием названия, Ф.И.О. руководителя, адреса предприятия, краткого описания предприятия, продолжительности экскурсии, максимального количества человек, контактными данными и ссылкой на сайт конкретного объекта туризма с возможностью в интерактивном режиме заполнить заявку;

• «Фотогалерея»: фотографии с проведенных экскурсий на производственные площадки предприятий региона;

• «Видеогалерея»: ссылки на видеосюжеты о проведенных экскурсиях на про-

мышленные предприятия региона, отзывы участников экскурсий (школьников, студентов, выпускников, преподавателей, горожан и самих предприятий).

Эффективность работы раздела «Промышленный туризм» можно будет оценить по следующим показателям: количество посещений и количество просмотров; количество посещений отдельных страниц раздела для выявления наиболее и наименее интересных пользователям; время, проведенное посетителем на сайте; отзывы посетителей.

Для эффективности работы раздела необходимо проводить следующие мероприятия: обеспечение актуальности информации; определение первоочередных задач раздела и изучение соответствия имеющегося контента раздела этим задачам; выявление наиболее и наименее интересной информации на основании статистики посещаемости, ее корректировка [18] (Jia, 2010).

Третье направление «Кадровое обеспечение промышленного туризма». Промышленная экскурсия является довольно специфичной, что характеризуется определенными сложностями в ее проведении экскурсоводом, незнакомым с производственной деятельностью конкретного предприятия. В данном случае назревает вопрос о необходимости обучения работников предприятия для более успешного проведения промышленных экскурсий либо же ознакомления профессиональных гидов со спецификой предприятия [19] (Medyanik, Tarabanovskaya, 2016).

Данное направление включает в себя следующее:

• разработка методологических рекомендаций по обучению основам промышленных экскурсий;

• введение в основные профессиональные образовательные программы вузов региона (за счет часов вариативной части Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дисциплин, способствующих повышению квалификации выпускников по направлению 43.03.02 «Туризм» в области реализации промышленного туризма: «Организация промышленного туризма на предприятии»;

• совершенствование практической подготовки выпускников вузов региона по направлению 43.03.02 «Туризм» в сфере промышленного туризма за счет корректировки содержания профессиональных модулей учебного плана и введения дисциплины «Методика работы гида-инструктора» и практикума «Организация работы экскурсовода» с учетом тематики, необходимой для реализации мероприятий промышленного туризма в части практического обучения по должности служащего;

• корректировка разработанных рабочих программ вузов региона направления подготовки 43.03.02 «Туризм» с учетом специфики развития промышленного туризма;

• проведение обучающих семинаров по вопросам организации туристской деятельности для руководителей предприятий и собственников бизнеса с целью

повышения профессиональной компетентности в области промышленного туризма [20] (Nikulina, Struzberg, 2017);

• проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции специалистов в области промышленного туризма: обучающие семинары; курсы экскурсоводов; различные семинары и круглые столы;

• привлечение студентов старших курсов профильных направлений подготовки, осуществляющих производственную практику, для проведения экскурсионных маршрутов на предприятиях;

• организация вебинаров по вопросам организационно-правовых аспектов деятельности промышленного туризма.

Четвертое направление «Разработка маркетинговых мероприятий по продвижению промышленного туризма»:

• проведение комплексных маркетинговых исследований (исследование рынка, потребителей, цены на туристический продукт и др.);

• разработка новых туристических продуктов для удовлетворения потребности в сфере промышленного туризма;

• разработка и реализация мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта туристского продукта;

• разработка медиаплана по развитию промышленного туризма совместно со всеми заинтересованными сторонами в рамках межведомственного взаимодействия;

• обеспечение возможности частичного ознакомления с предприятиями - объектами промышленного туризма, достопримечательностями, туристскими маршрутами в онлайн-режиме;

• реализация фандрайзинговой деятельности, направленной на поиск спонсоров, благотворителей и инвесторов в сфере промышленного туризма;

• организация БММ (зос^те^атагкеИпд) для популяризации промышленного туризма (продвижение через сайты, социальные сети и др.) [21, 22] (Nikulina, 2017; Ermakova i dr., 2017).

Пятое направление «Мониторинг реализации плана мероприятий по развитию промышленного туризма в регионе» включает:

• оценку количественных и качественных показателей развития промышленного туризма;

• мониторинг СМИ на предмет коммуникационной эффективности реализации маршрутов в сфере промышленного туризма;

• тактическое и стратегическое планирование деятельности по совершенствованию и развитию промышленного туризма в регионе.

Принятие стратегических решений может производиться только после тщательного анализа ситуации квалифицированными специалистами, имеющими длительный опыт работы в данной сфере услуг [23] (Nikulina, 2017). Проведение мониторинга

возможно с помощью экспертов, то есть специалистов, задействованных в сфере промышленного туризма.

заключение

На основе вышесказанного можно сформулировать ряд практических рекомендаций для продвижения и развития промышленного туризма в регионе:

• необходим дальнейший глубокий анализ мировой практики развития промышленного туризма. Бенчмаркинг передовых практик позволит выработать рекомендации, приемлемые в российских условиях, для активного использования промышленного турпродукта в процессе диверсификации туристического предложения и формирования положительного имиджа региона и бизнес-структур;

• включение данного направления туристической деятельности в стратегические планы развития территорий. Развитие промышленного туризма, безусловно, должно происходить на основе стимулирования заинтересованности предпринимателей заниматься этим. Однако элементы государственной поддержки (продвижение, частичное финансирование и т. д.) должны быть законодательно закреплены;

• создание рабочей группы для решения вопросов, связанных с разработкой проекта, определением мер, направленных на привлечение туристов, организацию взаимодействия промышленных предприятий, образовательных организаций и туристических компаний;

• формирование информационного пространства, раскрывающего возможности регионального промышленного туризма, в первую очередь через Интернет-сайты ведомственных организаций, ответственных за развитие туризма и предпринимательства, а также региональные СМИ. Необходимо понимать, что на первом этапе становления и развития промышленного туризма основными потребителями будут резиденты территории, в связи с чем территориальные органы управления должны взять на себя задачу его продвижения;

• ориентация на информационную открытость всей производственно-сбытовой деятельности компаний должна стать практикой для предпринимательских структур региона. Это будет способствовать не только налаживанию системы коммуникации с потенциальными потребителями, но и формированию лояльного отношения к предприятию, что скажется на его конкурентоспособности и устойчивости в долгосрочной перспективе;

• развитие государственно-частного партнерства, которое выражается в повышении уровня кооперации между предпринимательскими структурами в сфере туризма, промышленными предприятиями и торгово-промышленными палатами территорий, в развитии туристической инфраструктуры, в процессе формирования единого бренда территории.

Таким образом, для стимулирования развития промышленного туризма целесообразными являются проведение мероприятий, способствующих интеграции субъектов туристского бизнеса и представителей промышленной сферы региона, определение пилотных предприятий и маркетинговых стратегий развития промышленного туризма на территории конкретного региона.

ИСТОЧНИКИ:

1. Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Институциональные аспекты формирования и раз-

вития промышленного туризма на уровне региона // Приоритетные направления развития образования и науки: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.], 2017.

2. Никулина Ю.Н. Исследование востребованности и перспектив развития промыш-

ленного туризма в регионе: взгляд предприятий // Креативная экономика, 2017.

- № 8. - doi: 10.18334/ce.11.8.38204.

3. Антонец В.Г. Направления разработки проекта программы развития промышлен-

ного туризма в регионе // Менеджер, 2017. - № 1.

4. Припотень В.Ю., Шиков Н.Н. Оценка приоритетных объектов промышленного ту-

ризма // Менеджер, 2017. - № 1.

5. Тимофеев Н.В. Промышленный туризм - новый подход к экономическому раз-

витию Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, 2014. - № 1(68).

6. Рыцев А.И. Промышленный туризм в контексте социально-ориентированного управления: передовой опыт // Экономика и социум, 2014. - № 4-6(13).

7. Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Особенности и тенденции развития промышленного

туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство, 2017. - № 13.

- doi: 10.18334/rp.18.13.38108.

8. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Актуальность системного формирования промыш-

ленного туризма // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2012. - № 2..

9. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производст-

вом // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. - № 9-10.

10. Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль, 2016. - № 1

11. Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе профориентационной работы вуза // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 2017.

12. Никулина Ю.Н., Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития. - М: Перо, 2015.

13. Otgaar A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. - Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam, 2014.

14. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство, 2015. - № 8-1(61-1).

15. Никулина Ю.Н. Развитие промышленного туризма как способ повышения качества подготовки молодых специалистов для экономики региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2016. - № 3.

16. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. Industrial tourism in the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites, 2015. - № 15.

17. Copic S, Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica, 2014. - № 18.

18. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Business Research, 2010. - № 3.

19. Медяник А.В., Тарабановская С.В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире, 2016. - № 18-3. - doi: 10.18411/lj2016-9-3-07.

20. Никулина Ю.Н., Струзберг Г.В. Развитие промышленного туризма в регионе: опыт и перспективы (на примере Оренбургской области) // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 7(84).

21. Nikulina J.N. Studying the features of industrial tourism development and operation in the region // Fundamental and applied sciences, 2017. - № 2S.

22. Ермакова Ж.А. и др. Приоритеты развития модернизационной экономики. -Москва: Креативная экономика, 2017.

23. Никулина Ю.Н. Промышленный туризм: особенности организации и тенденции развития на региональном уровне. - Москва: Перо, 2017.

references:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Antonets V.G. (2017). Napravleniya razrabotki proekta programmy razvitiya promyshlennogo turizma v regione[Directions of development of the project of the program of development of industrial tourism in the region]. Menedzher. (1). (in Russian).

Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. (2015). Industrial tourism in the context of the industrial heritage Geojournal of Tourism and Geosites. (15). Copic S, Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. (2014). Transformation of industrial heritage -an example of tourism

¡industry development in the Ruhr area (Germany) Geographica Pannonica. (18). Ermakova Zh.A. i dr. (2017). Prioritety razvitiya modernizatsionnoy ekonomiki [Development priorities of the modernization of the economy] Moscow: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Garnov A.P., Krasnobaeva O.V. (2012). Aktualnost sistemnogo formirovaniya promyshlennogo turizma [The relevance of the system of formation of industrial tourism]. Vestnik rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. (2). (in Russian).

Jia Y. (2010). Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development International Business Research. (3).

Koreshkov M.V., Derevnina S.E. (2015). Promyshlennyy turizm: znakomstvo s proizvodstvom [Industrial tourism: an introduction to the production]. Professional education and labor market. (9-10). (in Russian).

Kosyakova A.A. (2016). Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Future development of tourism industry in russia]. Scientific thought. (1). (in Russian).

Medyanik A.V., Tarabanovskaya S.V. (2016). K voprosu o znachenii promyshlennogo turizma v razvitii regiona[On the importance of industrial tourism in the development of the region]. Trends in science and education in the modern world. (18-3). (in Russian). doi: 10.18411/lj2016-9-3-07.

Nikulina J.N. (2017). Studying the features of industrial tourism development and operation in the regionFundamental and applied sciences. 9 (2S).

Nikulina Yu.N. (2015). Rol promyshlennyh ekskursiy v stanovlenii konkurentosposobnogo spetsialista [The role of industrial excursions in the formation of a competitive specialist]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-1(61-1)). (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2016). Razvitie promyshlennogo turizma kak sposob povysheniya kachestva podgotovki molodyh spetsialistov dlya ekonomiki regiona [Development of industrial tourism as a way for quality improving of young specialists training for region's economy]. Intelligence. Innovation. Investments. (3). (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2017). Issledovanie vostrebovannosti i perspektiv razvitiya promyshlennogo turizma v regione: vzglyad predpriyatiy [Study of demand and prospects of development of industrial tourism in the region: the view of enterprises]. Creative economy. 11 (8). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.8.38204.

Nikulina Yu.N. (2017). Promyshlennyy turizm: osobennosti organizatsii i tendentsii razvitiya na regionalnom urovne [Industrial tourism: peculiarities of organization and development trends at the regional level] Moscow: Pero. (in Russian).

Nikulina Yu.N., Struzberg G.V. (2015). Promyshlennyy turizm v sisteme vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy: soderzhanie i perspektivy razvitiya [Industrial tourism in the system of interaction between universities and enterprises: content and prospects of development] M.: Pero. (in Russian).

Nikulina Yu.N., Struzberg G.V. (2017). Razvitie promyshlennogo turizma v regione: opyt i perspektivy (na primere Orenburgskoy oblasti) [Development of industrial tourism in the region: experience and prospects (on example of Orenburg region)]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(84)). (in Russian).

Nikulina Yu.N., Trusov S.V. (2017). Osobennosti i tendentsii razvitiya promyshlennogo turizma: regionalnye aspekty [Features and trends in industrial tourism development: regional aspects]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (13). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.13.38108.

Nikulina Yu.N., Trusov S.V. (2017). Institutsionalnye aspekty formirovaniya i razvitiya promyshlennogo turizma na urovne regiona [Institutional aspects of the formation and development of industrial tourism at the regional level] Priority directions of education and science development. (in Russian).

Otgaar A. (2014). Industrial tourism: Where the Public Meets the Private Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam.

Pripoten V.Yu., Shikov N.N. (2017). Otsenka prioritetnyh obektov promyshlennogo turizma [Assessment of priority objects of industrial tourism]. Menedzher. (1). (in Russian).

Rytsev A.I. (2014). Promyshlennyy turizm v kontekste sotsialno-orientirovannogo upravleniya: peredovoy opyt[Industrial tourism in the context of social management: best practices]. Economy and society (Ekonomika i socium). (4-6(13)). (in Russian).

Struzberg G.V. (2017). Promyshlennyy turizm v sisteme proforientatsionnoy raboty vuza [Industrial tourism in the system of vocational guidance of the University] University complex as a regional center of education, science and culture. (in Russian).

Timofeev N.V. (2014). Promyshlennyy turizm - novyy podkhod k ekonomicheskomu razvitiyu Sankt-Peterburga (na primere sudostroitelnogo klastera) [Industrial tourism - a new approach to the economic development of St. Petersburg (on the example of the shipbuilding cluster)]. Bulletin of Saint-Petersburg State University of Economics. Series: The Economy. (1(68)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.