DOI: 10.19181^1^.2022.4
НЙЕИ
EDN FPFFWZ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Голенкова Зинаида Тихоновна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Голиусова Юлия Вячеславовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Орехова Инесса Михайловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Аннотация. Авторы анализируют основные тенденции развития самозанятости в период пандемии коронавируса. Особое внимание авторы уделяют новой статистически значимой группе работников в сегменте самозанятости. Эта группа появилась в результате введения для самозанятых налога на профессиональную деятельность (НПД) и облегчения уплаты этого налога через систему «Мой налог». Официальная регистрация самозанятых в этой группе сделала возможным их всестороннее изучение. Ранее в исследованиях в основном изучались потенциальные, а не реальные самозанятые. Статистические данные Федеральной налоговой службы (ФНС) позволили авторам проанализировать демографические характеристики официально зарегистрированных самозанятых, основные виды их деятельности, распределение «новых самозанятых» по регионам. Данная группа предлагает свои услуги самостоятельно через онлайн-платформы. Предпринята оценка эффективности мер государственной поддержки самозанятых в период пандемии коронавируса, проблем, обусловленных этим явлением, и способов их разрешения.
На примере Республики Тыва рассматривается решение проблем самозанятых в конкретном регионе Российской Федерации. В настоящее время меры поддержки самозанятых, прописанные в специальном налоговом законе и принятые государственными органами в период пандемии корона-вируса для поддержки этой категории работников, носят в основном экономический характер.
Ключевые слова: самозанятость; пандемия коро-навируса; меры поддержки; специальный режим налогообложения; региональные особенности; тенденции социально- экономическое развитие; организация трудовой деятельности; индивидуализация труда
Решение проблем занятости населения исключительно важна
для экономики любой страны мира. Прежде всего обозначим общие тенденции мирового социально-экономического развития, в тренде которого находится и Россия. Одной из таких тенденций является снижение нормативной и формализованной составляющих в организации трудовой деятельности. Коллективные договоры всё чаще заменяются индивидуальными контрактами или вообще отсутствием каких бы то ни было трудовых соглашений. Стремление к индивидуализации труда и быстрое распространение ГГ-технологий привело к образованию в общественной сфере новых групп и страт, социально-профессиональный статус которых отличается неопределённостью и нестабильностью. В настоящее время такими наиболее распространёнными социально-профессиональными группами в российском обществе являются самозанятые, фрилансеры, прекарии.
Переход к ненормативному труду, воплощением которого является самозанятость, во всем мире спровоцировал различные социально-экономические риски. В структуре самозанятости наиболее вероятные риски лежат в плоскости неустойчивой занятости, индивидуализации трудовых отношений и девальвации коллективной организации труда. Вслед за изменениями в экономической сфере — занятости и рынка труда — обязательно следуют изменения в системе социально-структурных отношений. Здесь появились новые группы, такие как андеркласс, ОТЕГ,
прекариат [Голенкова, Голиусова, 2016]. Все эти группы объединяет слабая интеграция в социальную структуру общества, столь же слабая самоидентификация, культура бедности в самом широком смысле — материальной, образовательной, профессиональной, социальное иждивенчество. Поведенческая стратегия и ограниченные ресурсы этих групп позволяют считать их носителями социальной дисфункции. В этих условиях самозанятость в силу своей востребованности на рынке труда из-за имеющихся у работников этого сегмента занятости образования, квалификации, профессии в какой-то мере позволяет замедлить процессы дисфункции в социально-экономических системах.
В мире число самозанятых росло два десятилетия подряд, для многих стран они — основа экономики. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2019 г. каждый седьмой в развитых странах был самозанятым [Ов-чарук... 2018]. Несмотря на это государственная политика европейских стран в отношении самозанятых имеет ощутимое отличие от политики североамериканских государств. В последних самозанятые пользуются всесторонней и безусловной государственной поддержкой. В европейских странах эта политика многоаспектна. В основном страны пытаются найти баланс между поддержкой и сдерживанием, поскольку считают, что эта категория занятых не только приносит несомненную пользу экономике страны, но зачастую вредит ей. Безусловно, самозанятые создают рабочие места для себя, и это положительно влияет на экономический рост и уровень безработицы. В то же время значительная часть самостоятельно занятых старается уклониться от налогов. Уклонение от налогов совершенно не характерно для самозанятых североамериканских государств, но эта черта несомненно сближает самозанятых европейский стран и России [Овчарук... 2018].
Самозанятость в период
пандемии коронавируса
Изначально самозанятость на российском рынке труда стала способом адаптации к неблагоприятным кризисным условиям
в экономике. Самозанятые работники составили значительный сегмент так называемого «неформального сектора» — совокупности хозяйств, производящих товары и услуги для реализации на рынке и не являющихся самостоятельными юридическими единицами [Маслова, Бараненкова, Кубишин, 2007]. В 2017 г., когда на явление самозанятости обратили внимание государственные органы власти, Минтруд определил численность самозанятых в 12 млн человек, а независимые эксперты — в диапазоне от 15 до 25 млн человек. Даже исходя из минимальной оценки их численности, доля самозанятых в экономически активном населении страны составляла более 16%. Поэтому вся дальнейшая деятельность государства в отношении самозанятых свелась к тому, чтобы придать им официальный статус с целью получения налогов.
В результате предпринятых правительством мер, в основном введения специального режима налогообложения для самозанятых граждан, к 2021 г. общая численность официально зарегистрированных самозанятых по данным ФНС достигла 2 млн человек, с 2019 г. они заработали свыше 220 млрд руб. и заплатили почти 4,5 млрд руб. налогов [Агеева, 2020].
В настоящее время в трудовом сегменте самозанятости сложилась следующая ситуация. Появились две группы самозанятых: наибольшей по численности группой осталась группа неформально занятых и появилась значительно меньшая по численности группа формально зарегистрированных самозанятых. Государственную поддержку (в том числе, и в период пандемии коронавируса) в силу естественных причин имеют только официально зарегистрированные самозанятые.
В начале пандемической ситуации в силу ряда причин, прежде всего из-за отсутствия у этой категории работников многих социальных гарантий, таких как оплачиваемые отпуска, больничные листы и т. п., эксперты отнесли самозанятых к числу самых уязвимых работников в период пандемии ко-ронавируса. Действительно, в апреле 2019 г. в пик заболеваемости число самозанятых снизилось на 15%, а их доходы — на 20%, но уже в мае показатели вышли на уровень, который был до начала пандемии. Эти данные приводит ФНС, основываясь
на контрольно-кассовых показателях. Безусловно, влияние пандемии очень дифференцировано в зависимости от вида деятельности самозанятых. Например, режим самоизоляции снизил доходы водителей такси в этот период на 62%, в то время как доходы курьеров выросли более чем в три раза. Доходы самозанятых, и до пандемии работающих удалённо, практически не изменились. Восстановить завоёванные до пандемии позиции самозанятым помогли также цифровые технологии. В то время, когда общение в реале было ограничено, возросло в разы использование самозанятыми IT-технологий для поиска работы, привлечения новых клиентов и в целом оптимизации бизнес-процессов. В частности, исследование по теме «COVID-19 и самозанятые: шесть месяцев кризиса», которое провёл Центр экономических показателей Лондонской фондовой биржи, показало, что объем работ увеличился у тех самозанятых, которые ищут её через приложения, различные онлайн-платформы и сервисы независимо от вида их деятельности.
В России в конечном счёте пандемия коронавируса ускорила прирост зарегистрированных самозанятых. Например, их количество по итогам первого полугодия 2020 г. выросло в 10,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (данные сервиса «Яндекс.Касса»), и прирост продолжается — в среднем на 3,5 тыс. в день [Агеева, 2020].
Одной из главных причин такого прироста безусловно является поддержка самозанятых со стороны государства. Главным в общем комплексе государственной поддержки большинство экспертов, в частности эксперты, опрошенные «Ведомостями», считают введение для самозанятых налога на профессиональную деятельность (НПД) и облегчение уплаты этого налога через систему «Мой налог». Например, один из основателей YouDo Денис Кутергин заявил, что «это одна из лучших инициатив государства за последние годы, которая может изменить рынок труда в стране и включить в социальное и экономическое взаимодействие огромное количество людей». Новый налоговый режим оказался удобным не только для самозанятым, но, например, и для фрилансеров. Для многих из них это простой
и понятный способ вывести из тени свои доходы, поскольку в России налоговый режим для самозанятых максимально упрощен: не нужно подавать налоговую декларацию и применять контрольно-кассовые аппараты, есть налоговый вычет.
Меры поддержки самозанятых, принятые государственными органами в период пандемии коронавируса именно для того, чтобы защитить эту категорию работников от её негативных последствий, носят в основном экономический характер.
— Самозанятым вернули налоги, уплаченные в 2019 г., и предоставили дополнительный налоговый вычет в сумме 12,1 тыс. руб., что равняется минимальному размеру зарплаты.
— Самозанятые могут участвовать в госзакупках наравне с предприятиями малого и среднего бизнеса и получать такие же квоты на это участие.
— Самозанятые могут получить льготные кредиты по ставке не выше 8,5%.
— Самозанятые могут безвозмездно или на льготных условиях получить в аренду государственное или муниципальное имущество.
— Самозанятые вправе претендовать на субсидии и бюджетные инвестиции от регионов.
К мерам социальной поддержки можно отнести разве что право потерявших доход самозанятых на пособие по безработице. Среди минусов самозанятости можно отметить следующие. За этот вид деятельности самозанятым не начисляется рабочий стаж и пенсия. Это отметили 56% опрошенных. В то же время, если самозанятые осознанно выбирали этот вид деятельности, они должны были знать, что сами ответственны за будущую пенсию и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В этом случае самозанятому будет идти рабочий стаж и начисляться пенсия. Государство же гарантирует только минимальную пенсию по старости.
Самозанятые не получают пособий на случай болезни и декретных выплат. Этот минус отметили 44% самозанятых.
Необходимость платить налог ежемесячно является минусом для 28% соискателей.
34% самозанятых не устраивает то, что сумма годового дохода в этом сегменте занятости ограничена 2,4 млн рублей в год.
Кроме того, у самозанятых работников самозанятость могут возникнуть проблемы по оплате медицинской страховки или налогов.
Немаловажной причиной роста официально зарегистрированных самозанятых по мнению экспертов, является также общая экономическая ситуация, сложившаяся в стране в период пандемии. В первую очередь, это изменения на рынке труда. В период пандемии повысился уровень безработицы как в стране в целом, так и в её регионах. Положение, конечно, исправляется, но недостаточно быстро и по регионам неравномерно. До пандемии в среднем по стране на одного безработного приходилось две вакансии, в настоящее время наоборот — на одну вакансию приходится два безработных. В то же время работодателям выгодно заключить индивидуальный договор с нужным специалистом, который имеет статус самозанятого, из-за существенной налоговой выгоды. С другой стороны, в этих условиях вновь начинает работать адаптивный ресурс самозанятости. В ситуации, когда рабочие места сокращаются, замораживаются вакансии в различных сферах занятости, самозанятость может стать самым приемлемым способом материального обеспечения.
Сервис «Яндекс.Касса» провёл исследование с целью выявления источников рекрутирования в сегмент самозанятости. По данным этого исследования, значительная часть зарегистрированных самозанятых — это бывшие офисные работники. Стать самозанятыми их побудило то, что, находясь дома в течение длительного времени, они занимались делом, которое им действительно нравится. Кроме того, их полностью устраивает и рабочий режим. В результате они приняли решение не возвращаться в офис, а открыть собственное дело и стать самозанятыми. Кроме офисных работников, активно переходят в этот сегмент занятости следующие категории работников: предприниматели из сферы услуг; предприниматели, занимающиеся продажей
товаров с доставкой на дом; работники сферы образования — преподаватели, репетиторы и другие специалисты этого профиля. Особо следует отметить следующий факт: значительная часть зарегистрированных самозанятых по сути являются трудовыми мигрантами. А именно: 30% самозанятых работают вне региона проживания. Причём это не онлайн работа. Чаще всего они приезжают работать в Москву и область, Санкт-Петербург, Краснодарской край и Татарстан [В России... 2022].
Приведённые выше данные об источниках рекрутирования официально зарегистрированных самозанятых позволяют сделать следующий вывод. С большой долей вероятности можно предположить, что большая часть из двух миллионов зарегистрированных в настоящее время самозанятых — люди, выбравшие этот вид деятельности впервые, никогда ранее ничем подобным не занимавшиеся, то есть не имеющие никакого отношения к уже работающим в неформальном секторе самозанятым. Иначе говоря, результатом законодательной деятельности с целью формализовать и вывести из тени миллионную армию самозанятых стало появление на рынке труда в России большой группы работников, которых условно можно назвать «новыми самозанятыми». Причём, по данным ФНС, эта группа постоянно увеличивается. То есть подавляющее большинство самозанятых так и остались в неформальном секторе занятых и, судя по всему, не собираются менять своё место на рынке труда. Эти люди начинали свою деятельность в очень неблагоприятное кризисное время на свой страх и риск и сумели достичь определённого положения и результатов. И в начале своей деятельности, и сейчас они ничего не ждали и не ждут от государства. Более того, они не доверяют органам власти. Как изменить такое положение вещей неизвестно, поскольку мы плохо знаем этот сегмент занятости и работников, которые в нём трудятся. Нет данных о демографических характеристиках этой категории работников, их образовательно-квалификационном уровне, профессиональной принадлежности. Все исследования по этой тематике изучают потенциальных, а не реальных самозанятых.
Безусловно, появление статистически значимой группы официально зарегистрированных самозанятых представляет
большой интерес для учёных, поскольку делает возможным её всестороннее изучение, что было практически невозможно в отношении неформальной группы самозанятых. Исследователям мешала степень легальности изучаемой группы. К сожалению, в настоящее время в условиях пандемии коронавируса проведение полноценного социологического исследования новой группы также затруднительно. Есть статистические данные Федеральной Налоговой Службы (ФНС), которые отражают демографические характеристики официально зарегистрированных самозанятых, основные виды их деятельности, распределение «новых самозанятых» по регионам. [В России... 2020] Эти сведения, конечно, не дают исчерпывающего представления об изучаемой группе самозанятых, но они реальны, их можно анализировать и на основе этого анализа разрабатывать методологию дальнейших исследований.
По данным ФНС основными видами деятельности вновь зарегистрированных самозанятых стали следующие:
— перевозка пассажиров, услуги такси — 16%;
— строительные работы — 8,6%;
— маркетинговые и IT-услуги — 8,1%;
— консультирование, репетиторство — 7,1%;
— сдача жилья в аренду — 7%;
— курьерские услуги — 6,1%.
Приведённые выше количественные показатели нуждаются в некотором уточнении. Как уже было отмечено, это данные налоговой службы, а при уплате налогов самозанятые могут не указывать вид деятельности, по закону это не обязательно. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что около половины самозанятых (48,1%) свой вид деятельности не указали. Что касается данных о наиболее предпочтительных или основных видах деятельности самозанятых, их достоверность подтверждается другими источниками, например, уже упомянутым исследованием сервиса «Яндекс.Касса» [В России. 2020].
Сегмент вновь зарегистрированных самозанятых практически полностью состоит из людей трудоспособного возраста,
то есть, по статистической классификации в диапазоне от 16 до 54 лет. Основная возрастная группа здесь достаточно молодая — работники 30-40 лет. Впервые зафиксирован факт регистрации в качестве самозанятых около тридцати тысяч несовершеннолетних, то есть молодых людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В пятёрку самых «молодых» по самозанятости российских субъектов, в которых средний возраст самозанятых составил 33 года, вошли Воронежская, Омская, Саратовская, Тюменская области и г. Санкт Петербург. Как было отмечено выше, значимыми проблемами для самозанятых — зарегистрированных официально или работающих в неформальном секторе — являются проблемы социальные. Индивидуализированный характер трудовой деятельности самозанятых затрудняет процесс социализации — их интеграцию в социальную систему, определение их роли в общественном развитии. Тот факт, что в последнее время этот сегмент занятости «молодеет», усугубляет проблему социализации самозанятых. По данным ФНС 6,5% официально зарегистрированных самозанятых — молодые люди, не достигшие 18-ти лет. То есть это молодёжь, прошедшая этап так называемой «первичной социализации». Их дальнейшее встраивание в социальную сферу достаточно неопределённо, поскольку зависит от многих факторов, на которые сами они не имеют никакого влияния. Поэтому в случае выбора самозанятости в качестве основного вида трудовой деятельности крайне важно, чтобы этот выбор был осознанным. Это значит, что ценностные ориентации работника, выбравшего самозанятость, подходят для индивидуального труда и что он готов взять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.
Чаще всего самозанятыми становятся мужчины — их в официальном сегменте самозанятости 60%; женщин — соответственно 40%.
Самозанятость чётко дифференцирована по видам деятельности в зависимости от возраста работников. Молодые люди до 30 лет предпочитают заниматься маркетингом и рекламой. Курьерские услуги также чаще всего предоставляют молодые
самозанятые. Различного рода консультированием и репетиторством и сдачей в аренду жилья занимаются в основном самозанятые в возрасте от 40 лет.
Пол самозанятых влияет на дифференциацию скорее не вида деятельности, а профессии внутри конкретного вида. Так называемые «женские» профессии самозанятых чаще всего относятся к косметической сфере — косметолог, парикмахер, мастер по маникюру. Значительная часть самозанятых женщин оказывает услуги няни и логопеда. Наиболее распространённые профессии самозанятых мужчин — водитель (таксист), сантехник, мастер по ремонту и обслуживанию автотехники, грузчик, электрик.
До 2020 г. специальный налоговый режим для самозанятых действовал только в четырех регионах. В 2020 г. режим распространили на все оставшиеся регионы страны. Начиная с этого времени наряду с пандемией коронавируса распространение специального налогового режима стало основной причиной роста числа зарегистрированных самозанятых.
В исследовании сервиса «Яндекс.Касса» резонно предположили, что лучшей оценкой тому или иному режиму налогообложения будет количество налогоплательщиков, которые предпочитают пользоваться именно этим режимом. Этот же показатель помогает оценивать и то, как власти региона относятся к специальному режиму налогообложения самозанятых и, собственно, к самозанятости как самостоятельному виду занятости населения.
Введение специального налогового режима для самозанятых было признано необходимым во всех регионах. Что касается степени успешности его применения, конечно, по регионам есть различия, зависящие в первую очередь от их социально-экономического развития. Именно социально-экономическое развитие региона определяет состояние регионального рынка труда и занятости, потребительские возможности его жителей. И от этого во многом зависит количество официально зарегистрированных самозанятых в регионе, темпы их роста.
Высокие темпы роста зарегистрированных самозанятых были зафиксированы министерством экономического развития
и инвестиций Пермского края, где налог на профессиональный доход стало можно заплатить с начала 2020 г. За первое полугодие здесь было зарегистрировано 14 000 самозанятых.
Похожую ситуацию фиксируют в комитете экономической политики и развития Волгоградской области, в которой новое законодательство начало действовать также с начала 2020 г. Причём здесь регистрация началась, не дожидаясь окончания новогодних каникул, за десять дней которых в качестве самозанятых зарегистрировалось более 1000 человек, а в следующие 10 дней — ещё 1500.
Ещё одним регионом, присоединившимся к законодательному эксперименту с 1 января 2020 г., стала Ленинградская область. Изначально здесь рассчитывали к концу года получить 13 600 официальных самозанятых, но такое количество зарегистрировалось уже к началу августа. В правительстве области считают, что этот результат удалось получить благодаря успешной информационной кампании, разъясняющей основные положения нового налогового законодательства и приложения «Мой налог».
В Ульяновской области специальный налоговый режим действует с начала июля 2020 г. К настоящему времени здесь зарегистрировано более 13 тысяч самозанятых По данным Корпорации развития промышленности и предпринимательства региона, новый налоговый режим пользуется популярностью из-за относительной простоты применения, он требует небольших временных и финансовых затрат на оформление документов.
В чём сходятся региональные эксперты, это в том, что для определённой категории занятых специальный налоговый режим — наилучший способ вывести из тени свой заработок и забыть о проблемах с налоговой службой.
Вышеприведённые данные касаются, если так можно выразиться, исконно русских регионов. Дифференцирующими факторами здесь являются исключительно социально-экономические. Поэтому и виды деятельности вновь зарегистрированных самозанятых также практически одинаковы и различаются только в количественном отношении.
Региональные особенности развития самозанятости в России
По нашему мнению, особый интерес с точки зрения развития самозанятости представляют «национальные» регионы со своей традиционной занятостью населения. Насколько актуальна для таких регионов самозанятость? Если да, то как традиционные виды деятельности вписываются в новую систему трудовых отношений? Эти проблемы (наряду со многими другими) изучались в ходе исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2019 г. и 2021-м, в частности в Республике Тыва. Объем выборки был рассчитан исходя из требуемой точности ± 3% исследований (в процентах с доверительным интервалом в 95%, р = 0,5). Генеральная совокупность в Республике составляет 318550 чел.
В ходе процессов модернизация социально-трудовой сферы Республика сохранила ряд особенностей, веками формировавшихся в тувинском обществе. Все они так или иначе связаны с традиционными видами занятости населения. Одной из них является сравнительное преобладание сельского населения: 54,1% проживают в сёлах и 45,9% - в немногочисленных городах. Тогда как по данным Росстата в среднем по России соотношение сельского и городского населения составляет 25,4% к 74,7%.
Другая особенность заключается в том, что до сих пор большинство жителей во многих сёлах являются представителями одного рода. Это повторяет традиционное родовое устройство тувинского общества: одно село - один род.
Наконец, такая особенность как очень большой размер домашнего хозяйства, в разы превышающий аналогичные показатели в других регионах. В большинство семей Тувы, ведущих личное подсобное хозяйство (причём это касается не только сельских жителей), крупный и мелкий рогатый скот исчисляется десятками и сотнями голов.
Естественно, в такой ситуации самозанятость тувинцев в основном реализуется в области сельского хозяйства.
По данным Росстата на сегодняшний день в Туве в качестве самозанятых зарегистрировано более 3,5 тыс. человек.
В республике действует структура, объединяющая организации, поддерживающие предпринимателей и самозанятых. Заинтересованные лица могут получить консультации в центрах «Мой бизнес», пройти бесплатное обучение, посещать тренинги, семинары, получить гарантийную поддержку и займами на льготных условиях. Предпринимательство в республике стало получать поддержку ещё до попыток узаконить самозанятость на общероссийском уровне и до вступления в силу специального налогообложения для самозанятых. С 2017 г. в Туве действует «Закон о дополнительных видах услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения». Перечь видов услуг в этом законе начинается с самых актуальных трудовых практик для Тувы, а именно с деятельности, связанной с содержанием сельскохозяйственных животных. От налога освобождаются те работники, которые занимаются следующим:
— выпасом скота (прежде всего, чабаны);
— стрижкой овец;
— пошивом и ремонтом одежды;
— текущим ремонтом жилых помещений;
— фотографией;
— организацией и проведением обрядов (свадеб, юбилеев) и их музыкальным сопровождением;
— организацией и проведением экскурсий. [Увеличилось число. 2022]
Причем формируются две группы самозанятых в зависимости от характера занятий: традиционные и современные. К традиционным занятиям самозанятых можно отнести самостоятельных аратов (чабанов, яководов, оленеводов), вышивальщиц, камнерезов, шаманов, исполнителей горлового пения, сборщиков дикоросов, охотников и рыболовов, которые занимаются этими видами деятельности для извлечения прибыли. Современными можно назвать занятых извозом, пошивом одежды, ремонтом жилых помещений, фотографов, экскурсоводов. Доля занятых традиционными видами самозанятости
достаточно велика в структуре занятости республики. Многие занятые имеют статус и наемного работника, и традиционного самозанятого. Самозанятость в этом случае не является основным занятием, а лишь дополнительным заработком [Голенкова, Голиусова, Самба, 2021].
Традиционные самозанятые Тувы - самостоятельные араты, музыканты, потомственные шаманы и др. - не получили профессионального образования, но они обладают знаниями и умениями, которые передали им предки. По характеру труда часть из них относят к неквалифицированным работникам, часть - к безработным. Например, занятых в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) официальная статистика, а судя по данным наших исследований, и сами занятые этим трудом, относят именно к безработным. Для региональных институтов власти эти работники, занятые общественно-полезным трудом в традиционной отрасли хозяйства Тувы, усугубляют статистику по безработице и малодоходным группам.
В настоящее время, ситуация начинает исправляться. Легитимация некоторых традиционно-этнических профессиональных групп началась с 2016 г. Это выражается, как уже было отмечено выше, в материальной и социальной поддержке чабанов, исполнителей горлового пения и других представителей традиционных видов деятельности.
Трансформационные процессы в социально-профессиональной структуре Тувы привели к формированию новых слоев, таких как самозанятые. Хотя, что касается традиционных самозанятых, новыми их можно назвать с большой натяжкой. Они существовали в Туве на протяжении веков и были признаны и уважаемы в обществе, но только в последнее время получили официальное признание. Идет встраивание «традиционных самозанятых» в социально-профессиональную структуру региона.
В регионе формируется также группа, которую можно отнести к современным самозанятым. Она представлена профессиями, входящими в третичный сектор: в группу входят занимающиеся частным извозом, парикмахеры, специалисты индустрии красоты, няни и репетиторы, мастера по ремонту
техники, автомеханики, то есть состав этой группы характерен для самозанятых в целом по России. Группа немногочисленна, но имеет тенденцию к разрастанию. Можно констатировать, что самозанятость в различных формах (например, как дополнительная занятость или основная) закрепляется в структуре социально-трудовых отношений республики.
Заключение
В России законодательная деятельность относительно самозанятости была предпринята прежде всего для того, чтобы вывести из тени миллионы успешных самозанятых, придать этим работникам официальный статус, встроить эту группу работников в социально-профессиональную структуру и в том числе получить с них налоги. По нашему мнению, желаемого результата законодатели не получили. В результате их деятельности, в том числе мерам поддержки самозанятых в период пандемии коронавируса, появилась статистически значимая группа официально зарегистрированных самозанятых. Выявленные источники рекрутирования в эту группу с большой долей вероятности позволили нам сделать следующий вывод: большая часть составляющих эту группу работников не являются неформальными самозанятыми. То есть подавляющее большинство самозанятых так и остались в неформальном секторе занятых и, судя по результатам наших исследований, не собираются менять своё место на рынке труда. Эти люди начинали свою деятельность в очень неблагоприятное кризисное время на свой страх и риск и сумели достичь определённого положения и результатов.
Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие регионов, особенности их общественного устройства определённым образом влияют на остроту социальных проблем самозанятых. Например, в Туве, где в какой-то степени сохранилось традиционное родовое общественно устройство, социализация для большей части населения — процесс естественный, то есть не требующий специальных действий и особых усилий.
Значимыми проблемами для самозанятых — зарегистрированных официально или работающих в неформальном секторе — являются проблемы социальные. Индивидуализированный характер трудовой деятельности самозанятых затрудняет процесс социализации — их интеграцию в социальную систему, определение их роли в общественном развитии. Признание социального статуса и роли самозанятых в общественном устройстве со стороны государства способствует стабилизации их положения и препятствует размыванию их идентичности. От положения в обществе, причём официально признанного положения, зависит социальное самочувствие, профессиональное, трудовое, общественное поведение многочисленной группы экономически активного населения страны — группы самозанятых.
В настоящее время меры поддержки самозанятых, прописанные в специальном налоговом законе и принятые государственными органами в период пандемии коронавируса для того, чтобы защитить эту категорию работников от её негативных последствий, носят в основном экономический характер. Впрочем, это общемировая практика. Даже в экономически развитых странах, где самозанятость является важнейшим сегментом занятости, остро стоит проблема социальной защищенности самозанятых, поскольку эту категорию занятых часто не охватывают государственные программы защиты.
Что касается российского сегмента самозанятости, социальные минусы здесь зачастую перевешивают экономические плюсы, даже учитывая беспрецедентные пандемические меры поддержки. Данные опроса, проведенного службой исследований HeadHunter, позволяют сделать вывод о высокой степени социальной незащищённости самозанятых.
Список литературы
Агеева О. Самозанятость как симптом самоизоляции // РБК: [сайт]. 28 августа 2020. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/ 2020/08/31/5f479f9a9a7947f30cef78b0 (дата обращения: 10.03.2022).
В России зарегистрировано два миллиона самозанятых // Федеральная налоговая служба: [сайт]. 23.03.2021. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_its/10747467/ (дата обращения: 10.03.2022). Голенкова З. Т. Трансформация регионального социально-профессионального пространства (на примере Республики Тыва) / З. Т. Голенкова, Ю. В. Голиусова, А. Д. Самба // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 3 (35). С. 167-183. DOI 10.19181/snsp.2021.9.3.8440. EDN HJJJHS.
Голенкова З. Т. Российский прекариат: проблемы накопления человеческого капитала / З. Т. Голенкова, Ю. В. Голиусова // Вестник Института социологии. 2016. № 3 (18). С. 57-69. DOI 10.19181/vis.2016.18.3.412. EDN WXBKUN. Маслова И. С. Неформальная занятость в России / И. С. Масло-ва, Т. А. Бараненкова, Е. С. Кубишин. М.: Наука, 2007. 181 с. ISBN 978-5-02-035838-6. EDN SFXVV. Увеличилось число самозанятых граждан в Туве // Федеральная налоговая служба: [сайт]. 01.07.2019. URL: https://www. nalog.gov.ru/rn17/news/activities_its/8880854/ (дата обращения: 10.03.2022).
Сведения об авторах
Голенкова Зинаида Тихоновна
доктор философских наук, профессор, руководитель Центра исследования социальной структуры и социального расслоения, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Голиусова Юлия Вячеславовна
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Орехова Инесса Михайловна
старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NEW SOCIO-PROFESSIONAL GROUPS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Zinaida T. Golenkova
Doctor of Philosophy, Professor,
Head of the Center for the Study
of Social Structure and Social Stratification,
Institute of Sociology of FCTAS RAS,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Yuliya V. Goliusova
Candidate of Sociological Sciences,
Leading Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Inessa M. Orekhova
Senior Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The authors in the article analyze the main trends in the development of self-employment during the corona-virus pandemic. The authors pay special attention to a new statistically significant group of workers in the self-employment segment. This group appeared as a result of the introduction of a professional activity tax (NAP) for the self-employed and facilitating the payment of this tax through the "My Tax" system. The official registration of the self-employed in this group made
their comprehensive study possible. Previously, the studies mainly studied potential, not real self-employed. The statistical data of the Federal Tax Service (FTS) allowed the authors to analyze the demographic characteristics of the off i cially registered self-employed, the main types of their activities, the distribution of "new self-employed" by region. This group off ers its services independently through online platforms. In the article, the authors also analyze the degree of eff ectiveness of state support measures for the self-employed during the coronavirus pandemic, what problems this phenomenon brings and how the problems generated by the pandemic are solved. On the example of the Republic of Tyva, the solution of the problems of the self-employed in a particular region of the Russian Federation is considered. Currently, measures to support the self-employed, prescribed in a special tax law and adopted by government agencies during the coronavirus pandemic in order to protect this category of workers from its negative consequences, are mainly economic in nature.
Keywords: self-employment; coronavirus pandemic; support measures; special taxation regime; regional peculiarities; trends in socio-economic development; organization of labor activity; individualization of labor