Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Стратегические подходы к организации деятельности
самозанятых в Кузбассе
Хорева Е.Е.,
lena. khoreva.97@mail. ru
ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет» (г. Кемерово, Россия)
УДК 331.1(571.17)
Аннотация. В статье актуализирована проблема самозанятости, как новой формы организации труда. Изучены основные аспекты закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», выделены преимущества и недостатки специального налогового режима для самозанятых. Также рассмотрена информационная кампания по популяризации налога на профессиональный доход, меры поддержки, представлена статистика по самозанятым гражданам, которые легализовали свою деятельность после введения в Кузбассе специального налогового режима. Цель работы - изучить стратегические подходы к организации деятельности самозанятых в Кузбассе. Методы и объекты исследования: объектом исследования выступают непосредственно самозанятые граждане; методы исследования представляют собой анализ вторичной информации (справочно-правовой, статистической). Выводы: реализация стратегических подходов к организации деятельности самозанятых: введение специального налогового режима, проведение информационной кампании, а также оказание мер поддержки способствует увеличению числа официально зарегистрированных самозанятых граждан.
Ключевые слова: самозанятость; самозанятость в Кузбассе; стратегические подходы; закон о самозанятых; налог на профессиональный доход; информационная кампания; меры поддержки; легализация самозанятых.
Strategic approaches to organizing the activities of the self-
employed in Kuzbass
Khoreva E.E.,
lena.khoreva.97@mail.ru
Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)
UDC 331.1(571.17)
Annotation. The article actualizes the problem of self-employment as a new form of labor organization. The main aspects of the law "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional income tax" are studied, the advantages and disadvantages of a special tax regime for the self-employed are highlighted. The information campaign to promote the professional income tax, support measures, and statistics on self-employed citizens who legalized their activities after the introduction of a special tax regime in Kuzbass are also considered. Purpose of the article is to study strategic approaches to organizing the activities of the self-employed in Kuzbass. Methods and objects of the
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
research: the object of the research is directly self-employed citizens; the research methods are the analysis of secondary information (reference, legal, statistical). Conclusions: the implementation of strategic approaches to organizing the activities of the self-employed: the introduction of a special tax regime, the implementation of an information campaign, as well as the provision of support measures contributes to an increase in the number of officially registered self-employed citizens.
Keywords: self-employment; self-employment in Kuzbass; strategic approaches; law on the self-employed; professional income tax; information campaign; support measures; legalization of the self-employed.
Введение
Согласно п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, самозанятым является физическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг другому физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд [4].
Из-за того, что количество самостоятельно занятых граждан с каждым годом только растет, остро встал вопрос о легализации их деятельности. Ведь осуществляя свою деятельность, данная категория работников не платит налоги, а значит, находится в «тени». Это приводит к скрытию реальных денежных потоков и увеличению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность легально. Следовательно, с целью легализации деятельности самозанятых, политика государства направлена на правовое регулирование данной категории работников.
Основная часть
В настоящее время самостоятельная занятость остается все еще инновационной и недостаточно изученной формой трудовых отношений в России. Поэтому термин «самозанятость» до сих пор не имеет четкой формулировки как в действующих нормативно-правовых актах, так и в общественном сознании, научной литературе. Понятие данного термина достаточно обширно и не имеет каких-то четких рамок. Эта неопределенность препятствует реализации эффективной политики государства в отношении самозанятых, а также пониманию гражданами важности сферы самозанятости для социально-экономического развития страны.
Формирование самозанятости можно рассматривать как следствие изменений современной экономики, в числе которых:
- увеличение доли услуг в структуре ВВП по сравнению с объемом материального производства;
- повышение гибкости экономических процессов, рост мобильности рынка труда;
- ориентация экономики на масштабное внедрение инноваций и цифровых технологий;
- развитие новых стимулов и мотивов труда, при которых занятость превращается в главное условие самореализации человека;
- новые требования к уровню компетенций работников, предусматривающие непрерывное образование и постоянное повышение квалификации;
- необходимость повышения рентабельности бизнеса и оптимизации издержек [5].
Так как самозанятость появилась в российской структуре рыночных отношений как адаптационная мера в неблагоприятных условиях экономического кризиса, то самозанятые
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 111 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.15 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
граждане являются инструментом, способным сгладить негативные экономические последствия, ведь с учетом их деятельности российский ВВП гораздо выше.
Самозанятые составляют значительную часть активного трудоспособного населения страны, которая работает на внутренний рынок, но напрямую не связана с глобализацией и мировым хозяйством. Данная категория работников на рынке труда относятся к так называемому «неформальному сектору» экономики.
Неформальный сектор - это совокупность хозяйств, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами. Именно этот институт существенно влияет на гибкость российского рынка труда [1].
В конце 2018 года, Госдума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Главная его цель - узаконить деятельность граждан, которые имеют различные неучтенные источники дохода. Налоговый эксперимент продлится до 2028 года. Гарантируется, что за эти 10 лет не произойдет никаких негативных изменений в условиях налогообложения для самозанятых [2].
Для того чтобы воспользоваться специальным налоговым режимом, самозанятому нужно одновременно соблюдать следующие условия:
- осуществлять свою деятельность на территории субъекта, включенного в список участников эксперимента;
- получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
- не привлекать наемных работников по трудовым договорам;
- не иметь работодателя, с которым заключен трудовой договор;
- вид деятельности, условия ее осуществления не должны попадать в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ;
- годовая сумма дохода не должна превышать 2,4 млн. руб. [7].
В соответствии с законом, ставка налога для самозанятых зависит от того, кто перечислил деньги плательщику налога:
1) 4% - с доходов, полученных от физических лиц;
2) 6% - с доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы
налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом.
Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:
- в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке 4%, сумма налогового вычета составит 1%;
- в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке 6%, сумма налогового вычета составит 2%.
Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.
Налоговым периодом для самозанятых граждан признается календарный месяц. Налоговая декларация по налогу на профессиональный доход в налоговые органы не представляется [10].
Данный налоговый режим подойдет, например, самозанятым гражданам, если они осуществляют следующие виды деятельности:
Ф^РУ м
молодёжной науки 112
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
- оказание косметических услуг на дому;
- услуги по перевозке;
- фото- и видеосъемка на заказ;
- сдача квартиры в аренду;
- продажа продукции собственного производства;
- строительные работы и ремонт помещений;
- проведение мероприятий и праздников;
- удаленная работа через электронные площадки;
- юридические консультации и ведение бухгалтерии и др. [7].
К преимуществам специального налогового режима для самозанятых относятся:
- простая регистрация (через мобильное приложение «Мой налог»);
- не нужно предоставлять в ИФНС налоговые декларации (расчет платежей осуществляет налоговая инспекция самостоятельно на основе данных, предоставленных самозанятым через приложение «Мой налог»);
- льготные ставки налогообложения;
- переход на специальный налоговый режим для действующих ИП возможен в любой день месяца (однако в налоговую инспекцию необходимо будет подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ранее используемого налогового режима);
- не нужно приобретать кассовый аппарат (самозанятый выдает клиентам чеки, сформированные в приложении «Мой налог» в бумажном или электронном виде).
В качестве недостатков специального налогового режима для самозанятых можно рассмотреть следующие:
- самозанятым не разрешается иметь наемных работников;
- самозанятые освобождены от обязательной уплаты пенсионных взносов, поэтому страховой стаж не начисляется (однако они могут уплачивать пенсионные взносы в добровольном порядке);
- в случае уплаты взносов в ФСС добровольная уплата не предусматривается, поэтому на пособия из данного фонда можно не надеяться;
- нельзя уменьшать полученные доходы на расходы;
- для ИП не разрешается совмещать специальный налоговый режим для самозанятых наряду с другими налоговыми режимами;
- ограничения по видам деятельности для физических лиц и индивидуальных предпринимателей [3].
С 1 июля 2020 года был введен специальный налоговый режим для самозанятых на территории Кузбасса. В связи с этим, в регионе началась активная работа по поддержке данной категории граждан. Эта важная задача была возложена на ГАУ Кемеровской области (КО) «Мой бизнес», которое должно подробно и компетентно ознакомить самозанятых со всеми преимуществами и ограничениями при переходе на специальный налоговый режим.
С целью реализации поставленной перед ним задачи ГАУ КО «Мой бизнес» проводится информационная кампания, которая включает в себя следующие мероприятия:
1) информирование через социальные сети: ВКонтакте, Instagram, Facebook (не реже, чем раз в неделю, происходит размещение постов с новостями, нюансами режима, историями успеха);
2) создание и регулирование чата в мессенджере Telegram (для общения с самозанятыми выбрали именно данный мессенджер, так как он хранит историю выставленных постов и позволяет вести диалог в формате вопрос-ответ);
3) организация онлайн-вебинаров с ИФНС Кемеровской области (встречи проходят ежемесячно, представители налоговой службы отвечают на актуальные вопросы и дают консультации заинтересованным лицам);
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 113 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.15 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
4) проведение тематических мероприятий:
- организация и проведение образовательной программы «Бизнес старт для самозанятых» для начинающих и действующих с привлечением практикоориентированных спикеров;
- проведение «Недели самозанятых»: день открытых дверей, обучающие вебинары, консультации по специальному налоговому режиму;
- проведение выездных обучающих сессий о применении специального налогового режима;
- бизнес-миссия для «Самозанятых», направленная на обмен опытом и знаниями от передовых регионов к включающимся в работу регионам;
5) сотрудничество с кредитными организациями по продуктам для самозанятых граждан (информирование заинтересованных лиц о предоставляемых кредитных продуктах);
6) создание и распространение роликов-интервью с самозанятыми, а также видеоинструкций о том, как стать самозанятым (в рамках данного мероприятия планируется распространять ролики в СМИ, социальных сетях, специальных учебных учреждениях, а также через органы исполнительной власти);
7) распространение серии плакатов по применению режима «самозанятые» (в местах массового скопления людей (ЦЗН, МФЦ, миграционных центров, и других учреждений, а также в общественном транспорте Кузбасса)) [6].
Также согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены следующие виды поддержки для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим:
- финансовая (осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций);
- гарантийная (направлена на обеспечение доступа к кредитным и иным финансовым ресурсам путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий по обязательствам);
- имущественная (осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование самозанятым государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с программами (подпрограммами));
- информационная (осуществляется посредством размещения в информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки в интернете информации, необходимой для развития деятельности самозанятых);
- консультационная (осуществляется путем создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки и оказывающих консультационные услуги);
- образовательная (осуществляется посредством создания условий для подготовки кадров или их дополнительного профессионального образования; учебно-методической и научно-методической помощи самозанятым);
- поддержка, предоставляемая «Корпорацией МСП» (является институтом развития, координации и поддержки самозанятых), МСП Банком и другими ее дочерними обществами [9].
О результативности проводимых мероприятий свидетельствует статистика прироста числа самозанятых в Кузбассе с 1 июля по 26 октября 2020 года, представленная в таблице (по данным ИФНС России) [8].
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Таблица 1 - Статистика зарегистрированных самозанятых в Кузбассе
Показатель Дата
01.07.20 13.08.20 31.08.20 14.09.20 28.09.20 12.10.20 26.10.20
Количество самозанятых, чел. 0 2948 4306 5195 6025 6948 7793
Из данных представленных в таблице, можно сделать вывод, что наблюдается постоянный прирост числа самозанятых в Кузбассе, это связано с тем, что граждане желают легализовать свою деятельность и работать на законных основаниях, не опасаясь штрафов и проверок.
Заключение
Таким образом, внедрение специального налогового режима позволит самозанятым обрести правовой статус и «выйти из тени»; заниматься своей деятельностью на льготных условиях и с минимальными знаниями бухгалтерского учета; а оказание мер поддержки и проведение различных мероприятий по популяризации специального налогового режима среди физических лиц будет способствовать формированию интереса и положительного отношения к режиму «самозанятые».
Библиографический список
1. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Орехова И.М. Противоречия и проблемы модернизации социальной структуры современного российского общества // Научный журнал «Россия реформирующаяся»; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва). 2019. № 17. С. 311-331.
2. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. 582 с.
3. Налог для самозанятых: плюсы и минусы. // Информационное агентство «Клерк.Ру». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/484954/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
5. Нестеренко Ю.Н., Протасова Е.А. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития // Ежеквартальный научный журнал «Народонаселение»; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва). 2019. № 4. С. 78-79.
6. План проведения информационной кампании для популяризации специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в Кузбассе. // Центр «Мой бизнес» в Кузбассе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moibiz42.ru/
7. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Налог на профессиональный доход. // Сервис ФНС для самозанятых граждан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://npd.nalog.ru/
8. Статистика и аналитика по самозанятым гражданам. // Официальный сайт ФНС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/
9. Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971
10. Федеральный закон от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». СПС
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 115 www.forummn.ru
Youth 11 Forun Irnal http: //forummn. ru/article-2.4.15 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
«Контур». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=358596#h133