Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ СПОРТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КИБЕРСПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТА / СПОНСОРСТВО / ЭКОСИСТЕМА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Екатерина Владимировна, Перфильева Ирина Витальевна, Чернявская Екатерина Юрьевна

В статье приведено исследование основных тенденций развития новых соревновательных дисциплин в спортивной индустрии России. Выделены проблемы, требующие решения для стабильного развития индустрии спорта. Также отмечены стремительно развивающиеся направления в индустрии спорта. Результаты проведенного исследования говорят о различного рода перспективах развития современной индустрии спорта. Кроме этого, выяснено, что основным быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии становится спонсорство. Оно прогрессирует как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе и в России. Выделены некоторые сегменты рынка спортивной индустрии. В рамках данной работы было выявлено, что в настоящее время развиваются новые технологии, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С развитием техники стала эволюционировать и игровая индустрия, и стало очевидно, что «игровой мир» будет соревноваться за право стать спортивной дисциплиной и получить шанс стать олимпийским видом спорта. В рамках исследуемой темы был сделан вывод, что развитие информационных, компьютерных технологий способствует открытию новой соревновательной дисциплины в спорте. Кроме этого, рынок компьютерных технологий имеет огромный потенциал, чтобы внести вклад в экономику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF NEW COMPETITIVE DISCIPLINES IN THE MODERN SPORTS INDUSTRY OF RUSSIA

The article presents a study of the main trends in the development of new competitive disciplines in the sports industry of Russia. The problems requiring solutions for the stable development of the sports industry are highlighted. The rapidly developing directions in the sports industry are also noted. The results of the study indicate various kinds of prospects for the development of the modern sports industry. In addition, it was found out that sponsorship is becoming the main fast-growing source of income in the sports industry. It is progressing both all over the world and in individual countries, including Russia. Some segments of the sports industry market are highlighted. It is revealed that new technologies are currently being developed that penetrate into all spheres of human activity. With the development of technology, the gaming industry began to evolve; and it became obvious that the Game World would compete for the right to become a sports discipline and get a chance to become an Olympic sport. It is concluded that the development of information and computer technologies contributes to the discovery of a new competitive discipline in sports. In addition, the computer technology market has a huge potential to contribute to the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ»

Беликова Е.В. 1, Перфильева И.В. 1, Чернявская Е.Ю. 2

1 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

2 Волгоградский институт бизнеса, Волгоград, Россия

Тенденции развития новых соревновательных дисциплин в современной спортивной индустрии России

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Беликова Е.В., Перфильева И.В., Чернявская Е.Ю. Тенденции развития новых ^ соревновательных дисциплин в современной спортивной индустрии России // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 10. - С. 3879-3892. с1о1: 10.18334/се.15.10.1 13591

с

АННОТАЦИЯ:

В статье приведено исследование основных тенденций развития новых со-

ревновательных дисциплин в спортивной индустрии России. Выделены проблемы, требующие решения для стабильного развития индустрии спорта. Также отмечены стремительно развивающиеся направления в индустрии спорта. Результаты проведенного исследования говорят о различного рода перспективах развития современной индустрии спорта. Кроме этого, выяснено, что основным быстрорастущим источником доходов в спортивной индустрии становится спонсорство. Оно прогрессирует как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе и в России. Выделены некоторые сегменты рынка спортивной индустрии. В рамках данной работы было выявлено, что в настоящее время развиваются новые технологии, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С развитием техники стала эволюционировать и игровая индустрия, и стало очевидно, что «игровой мир» будет соревноваться за право стать спортивной дисциплиной и получить шанс стать олимпийским видом спорта. В рамках исследуемой темы был сделан вывод, что развитие информационных, компьютерных технологий способствует открытию новой соревновательной дисциплины в спорте. Кроме этого, рынок компьютерных технологий имеет огромный потенциал, чтобы внести вклад в экономику России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустрия спорта, соревновательные дисциплины, ки-берспорт, профессиональный спорт, спортивный менеджмент, спортивные федерации, финансирование спорта, спонсорство, экосистема спортивных соревнований

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ОБ АВТОРАХ_

Беликова Екатерина Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и экономики (polabel@mail.ru) Перфильева Ирина Витальевна, канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и экономики (sve943@yandex.ru) Чернявская Екатерина Юрьевна, канд. соц. наук, доцент кафедры финансово-экономических дисциплин (timoshenko_k@bk.ru)

- 3879 -

Belikova E.V. 1, Perfileva I.V. 1, Chernyavskaya E.Yu. 2

1 Volgograd State Physical Education Academy

2 Volgograd Institute of Business, Russia

<n

IN

o>

lO

IN

o>

Development trends of new competitive disciplines in the modern sports industry of Russia

CITE AS:

Belikova E.V., Perfileva I.V., Chernyavskaya E.Yu. (2021 ) Tendentsii raz-vitiya novyh sorevnovatelnyh distsiplin v sovremennoy sportivnoy indust-rii Rossii [Development trends of new competitive disciplines in the modern sports industry of Russia]. Kreativnaya ekonomika. 15. (10). - 3879-3892. doi: 10.18334/ce.15.10.1 13591

ABSTRACT:_

The article presents a study of the main trends in the development of new competitive disciplines in the sports industry of Russia. The problems requiring solutions for the stable development of the sports industry are highlighted. The rapidly developing directions in the sports industry are also noted. The results of the study indicate various kinds of prospects for the development of the modern sports industry. In addition, it was found out that sponsorship is becoming the main fast-growing source of income in the sports industry. It is progressing both all over the world and in individual countries, including Russia. Some segments of the sports industry market are highlighted. It is revealed that new technologies are currently being developed that penetrate into all spheres of human activity. With the development of technology, the gaming industry began to evolve; and it became obvious that the Game World would compete for the right to become a sports discipline and get a chance to become an Olympic sport. It is concluded that the development of information and computer technologies contributes to the discovery of a new competitive discipline in sports. In addition, the computer technology market has a huge potential to contribute to the Russian economy.

KEYWORDS: sports industry, competitive disciplines, e-sports, professional sports, sports management, sports federations, sports financing, sponsorship, sports competitions ecosystem

JEL Classification: Z20, Z21, Z29

Received: 27.09.2021 / Published: 31.10.2021

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Belikova E.V. (polabel@mail.ru)

- 3880 -

Введение

Современное положение в мире создало новые предпосылки к занятиям физической культурой и спортом. При помощи тренеров, преподавателей и других специалистов в отрасли физической культуры и спорта реализуется стремление к самосовершенствованию. Здоровье - главный фактор, который определяет гармоничное развитие человека, а именно личностных качеств, успехов в профессиональном виде деятельности. В связи с этим многие люди осознают психологическую необходимость заниматься физической культурой и спортом, различными видами активного отдыха и т.п.

Для стабильного развития индустрии спорта специалистам необходимо постоянно анализировать и выявлять трудности, которые можно было бы своевременно решить:

1. По данным Федеральной службы государственной статистики России, население на 2020 год составило 146,7 млн человек, это на 100 тысяч меньше, чем в 2019 году.

2. Снижение процента появления талантов на спортивной арене напрямую зависит от количества семей, в которых есть ребенок.

3. Соотношение заработной платы населения и повышения цен на спортивную атрибутику и индивидуальные занятия с тренером.

4. Появление широкого спектра конкурентных информационно-телекоммуникационных технологий, включая игры, социальные сети.

5. Растущая тенденция подготовки низкоквалифицированных кадров в области физической культуры и спорта, что приводит к снижению социально-экономического уровня развития страны в целом [1, 13, 14].

Несмотря на возникшие проблемы, сегодня можно выделить следующие стремительно развивающиеся направления в индустрии спорта:

1. Различными спортивными школами представлена коммерческая розничная торговля спортивными товарами.

2. Современная мода такова, что физическая культура и спорт становятся неотъемлемой частью современной жизни человека. Именно поэтому стремительно развивается рынок спортивных товаров, инвентаря, одежды и т.п.

3. Медиапрограммы и трансляции в сети Интернет.

4. Спонсорство и реклама в отрасли спортивной индустрии.

5. Киберспорт как активно развивающаяся спортивная дисциплина [13, 14].

Результаты проведенного исследования говорят о различного рода перспективах развития современной индустрии спорта. Кроме этого, выяснено, что основным быстрорастущим источником доходов в спортивной инду-

- 3881 -

стрии становится спонсорство. Оно прогрессирует как во всем мире, так и в отдельных странах, в том числе и в России. Следует отметить, что в 2019 году совокупные темпы годового роста российской индустрии спорта составили 4,6% [1]. Автомобильные, финансовые компании, возобновление спонсор-^ ской деятельности, восстановление объемов телевизионной рекламы и т.п.

повлекли за собой повышение доходов всей мировой спортивной индустрии. 2 Объект исследования: индустрия спорта в Российской Федерации.

$ Предмет исследования: проблемы современной отрасли спортивной

индустрии в Российской Федерации.

Цель исследования: проанализировать новые тенденции развития спортивной индустрии в РФ.

Теоретико-методологической базой исследования являются: научные работы отечественных ученых по вопросам оценки эффективности управления и развития индустрии спорта в России, а также по проблеме развития и управления индустрией спорта, учитывались аспекты, нашедшие свое отражение в научных трудах Паршиковой Н.В. [2] (Parshikova, Izaak, Kovalenko, 2017), Рубчинского А.А. [4] (Rubchinskiy, 2019), Братановского С.Н., Вулах М.Г. [3] (Bratanovskiy, Vulakh, 2015), Тебекина А.В. [5] (Tebekin, 2019). Основная часть

Рынок спортивной индустрии, обладая современными и доступными по цене объектами, оборудованием, товарами и услугами, индустрия здравоохранения играют важную роль в развитии физического воспитания и массового спорта [6, с. 310] (Belikova, Shakhramanova, Beznebeeva, 2020, р. 310).

Поскольку спортивная индустрия работает в рыночной среде, реклама, ориентированная на спорт и массовые виды спорта, не единственный вид рекламы, который оказывает ожидаемое воздействие. В настоящее время с развитием информационных технологий у современного человека заметно снизилась физическая активность. Именно поэтому он все чаще обращается к фитнес-центрам, спортивным кружкам, занимается массовым спортом и т.п. Сегодня спортивное движение вошло в моду как некое новое явление, которое способно в корне поменять общественное сознание.

На долгое время спорт стал международным культурным явлением, олицетворяющим социальные ценности, патриотизм, успех и известность. Это серьезная отрасль, которая с каждым годом приобретает новые масштабы. Сегодня миллионы людей во всем мире заняты в спортивной индустрии, тратя миллиарды долларов, чтобы заработать деньги.

Большинство экспертов считают, что телеканалы спонсируются и имеют электронные договоры о продаже авторских прав и вещании. Мировой

- 3882 -

рынок спортивной индустрии составляет 200 миллиардов долларов США. Конечно, есть также спортивные мероприятия, такие как «Центр вселенной», «Вращающееся солнце», спортивные соревнования различного характера и т.п.

Очки появились у людей очень давно, возможно, в то же время, что и сам Homo Sapiens. В самых крайних случаях у наших предков очень популярны охота, борьба, защита от опасных и чисто преднамеренных нападений (подготовка племенных защитников), примитивные виды спорта. Они участвовали в Олимпийских играх, когда древние греки поняли, что игра - необыкновенное зрелище для людей.

И теперь, когда прошло много лет, мы становимся свидетелями знаменательного события - спорт как общественное явление стали использовать все чаще. Для огромной части населения некоторые соревнования в спорте гора- ^ здо ярче, чем различные голливудские фильмы.

Из всех (спортивных) программ, пожалуй, наиболее удобными являются S миллионы телеканалов, допущенных к трансляции (до 70% организаторов игр). Эксперты считают, что этот вид маркетинговых коммуникаций - один из самых эффективных. За последние несколько десятилетий рынок спортивного спонсорства вырос в геометрической прогрессии и в 2020 году достиг 4 млрд долларов США.

За самые важные события и роли в спорте идет ожесточенная конкуренция. В то же время, например, детский спорт, как и детский спорт, продолжает привлекать серьезных спонсоров.

Как и другие достопримечательности, спорт может приносить героев. Спортсмены не так известны, как популярные киноактеры и эстрадные певцы. На его долю приходится самая большая доля в Соединенных Штатах - около 70 миллиардов долларов США. В 2020 году объем западноевропейского рынка достиг 40 миллиардов долларов США [7, с. 1877] (Ashcheulov, Megovoryan, 2020, р. 1877). Это пример прошлогодних продаж спортивного инвентаря. В целом это структура спортивной индустрии. Консультант по покупкам, магазины спорттоваров, фитнес-центры. Он готов заплатить цену за участие в эпическом спорте нашего времени.

Рынок современной спортивной индустрии обычно делится на несколько частей. Первый предоставляет наиболее динамичным и надежным покупателям богатые финансовые ресурсы с широким ассортиментом современных спортивных товаров, спортивной одежды и обуви 70-80% розничного рынка спорттоваров.

- 3883 -

Эти лидеры рынка используют франчайзинговые магазины, чтобы формировать потребительскую культуру на рынке спортивной одежды и приносить богатым людям западные бренды. Учитывая текущее состояние отечественной спортивной индустрии, российские ритейлеры занимают очень неболь-^ шую долю на полках спортивных супермаркетов.

Вторая категория потребителей спортивных товаров - это любители спорта и потребители, которые хотят заниматься спортом при определен-$ ных условиях, но из-за своего богатства производители не могут приобретать товары за плату от рекламных брендов. В то же время о покупке брюк и кроссовок все меньше и меньше говорят

В первую очередь такие граждане занимаются спортом, потому что покупают или используют качественные спортивные товары (коньки, сноуборды, велосипеды, роликовые коньки и т. д.). И посещают спортивные сооружения (катки) является. Бассейн, тренажерный зал и так далее. Частично этот вопрос можно решить, подписав договор аренды. Нужна господдержка, особенно в строительстве и эксплуатации комфортных детских площадок и других спортивных сооружений. Система занимает большую площадь и подключена к сети отопления и электроснабжения, что делает ее непригодной для использования на предприятии. В результате мы предлагаем глобальный опыт в области грантов, поддержки и поддержки, а также организаций, которые играют социально важную роль в привлечении бедных в спорт.

Третья сфера рынка спортивной индустрии - это корпоративный банкинг, представленный государственными и негосударственными организациями, включая общеобразовательные и спортивные школы, общеобразовательные команды и спортивные школы, представляющие профессиональные и развлекательные виды спорта для семейных групп. Городское правительство решило, что большая часть средств на приобретение спортивных товаров и оборудования для этих групп будет выплачиваться по государственному заказу.

Современная глобальная мировая индустрия - это институт рыночной экономики. Развитие спортивной индустрии включает потенциал трудоспособного населения.

В современном обществе развиваются экономические отношения спортивной индустрии. В прошлом развитие профессионального спорта к спортивным соревнованиям привлекало внимание всего мира, но в условиях текущих рыночных изменений и эпидемиологической ситуации профессиональный спорт стал главным приоритетом проведения досуга населения стран. Однако современная эпидемиологическая ситуация в стране сильно ухудшила поло-

- 3884 -

жение дел для занятий физической культурой и спортом. Сегодня спортсмены действуют как независимый маркетинговый отдел. Внешние признаки рыночных изменений в спортивном секторе включают четкое различие между соревновательными видами спорта и видами спорта для отдыха.

Ключевая особенность рыночной трансформации - результат радикальной экономической системы бывшего Советского Союза.

1. Управлять собственностью различных форм спортивных организаций.

2. Спортивные организации, принадлежащие к спортивной индустрии, имеют разные источники и структуры (смешанное использование нескольких моделей финансирования).

3. Повышение привлекательности долгосрочных инвестиций компании в спортивную индустрию.

4. Развивать клубный бизнес в сфере спортивно-спортивного досуга. ^

5. Преимущества отечественных и зарубежных компаний в хозяйственном механизме спортивных организаций (клубов, федераций, федераций). 8

6. Стратегическая и операционная конкуренция среди участников спор-

тивной индустрии как площадка для делового взаимодействия.

7. Коммерческое и социальное партнерство между спортивными организациями и коммерческими учреждениями меняет рыночные отношения в спортивной индустрии [8, с. 57] (Belikova, Zubarev, Perfileva, 2020, р. 57).

В связи с изменениями в российской экономике традиционная и зрелая часть сферы услуг существенно изменила свои границы и формы. В России быстрорастущая, прогрессивная и устойчивая промышленность может рассматриваться как новый бизнес-сектор со всеми характеристиками всего экономического сектора. Спортивная индустрия - это рыночный сектор на глобальном и внутреннем экономическом уровнях. Он стремительно развивается независимо ситуации в мире. Между основными игроками отрасли налажены экономические отношения. В отличие от физического воспитания, которое сосредоточено на физическом развитии, укреплении здоровья и повышении физической активности (так называемые развлечения и досуг), основной отраслью является конкурентоспособная спортивная индустрия. Поскольку спортивная индустрия развивает производственную и экономическую деятельность и использует специальные технические процессы, многие конкретные виды спортивных товаров производятся в виде товаров и услуг.

В настоящее время развиваются новые технологии, которые проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С развитием техники стала эволюционировать и игровая индустрия, и стало очевидно, что «игровой мир» будет

- 3885 -

соревноваться за право стать спортивном дисциплинои и получить шанс стать олимпиИским видом спорта.

И уже сегодня киберспорт пользуется огромноИ популярностью среди молодежи и спонсоров. Киберспорт оправдывает ожидания многих инвесторов в плане монетизации, помимо этого различные спортивные симуляторы уже сеИчас становятся привлекательным продуктом для массовой аудитории. 2 При правильном подходе киберспорт поспособствует привлечению новой

$ аудитории, новых категорий спонсоров и поиску новых возможностей среди обучения.

Во время пандемии COVID-19, когда многие соревнования были отменены или перенесены, спортивные организации направили усилия на киберспорт, чтобы поддерживать контакт со своей аудиторией, и неудивительно, что в разгар кризиса жанр спортивных симуляторов показал беспрецедентный рост.

По мере развития киберспорта - спортивные федерации будут все чаще признавать виртуальные версии видов спорта как самостоятельные дисциплины.

В связи с этим очень важно разработать нормативную базу, вовлечь релевантных заинтересованных лиц и сформировать план продвижения для новых видов соревнований.

Признание киберспортивных симуляторов полноценными спортивными дисциплинами позволит им занять свою нишу в общей экосистеме спорта по аналогии с новыми форматами популярных видов спорта - крикет Twenty20, стритбол FIBA 3x3 и хоккей.

Такие инвестиционные фонды, как Monumental Sports & Entertainment и Harris Blitzer Sports &Entertainment, уже добавили киберспортивные организации в свой инвестиционный портфель наряду с традиционными компаниями из индустрии спорта и развлечений. При этом необходимо отличать киберспортивные соревнования по спортивным симуляторам (например, Кубок мира по киберфутболу FIFA eWorld Cup) от гибридной модели спорта, в которой соединяются физические усилия спортсменов и виртуальная графическая среда соревнований [9, с. 1888] (Ivanova, Reshetnikov, 2020, р. 1888).

Развитие виртуальных дисциплин будет способствовать формированию многоуровневой экосистемы, в которой физические виды спорта будут представлены в виртуальной и гибридной модели. Каждая вариация спорта будет выполнять свои функции и приносить определенные выгоды для спортивных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 3886 -

Мы полагаем, что организации, настроенные на долгосрочный эффект, а не на сиюминутные выгоды, смогут в перспективе больше выиграть от процесса «виртуализации» спорта (рис. 1).

В среднесрочной или долгосрочной перспективе киберспортивные дисциплины на основе спортивных симуляторов станут популярными среди широких масс болельщиков. Новые игровые форматы будут разрабатываться с учетом не только аудитории игроков-любителей, но и киберспортивного потенциала и визуальной картинки для неиграющих зрителей.

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

Рисунок 1. Экосистема спортивных соревнований Источник: [10, с. 303] (Perfileva, Belolipetskiy, 2020, р. 303).

Уже сегодня в международном масштабе проводятся киберспортивные турниры по известным компьютерным играм, таким как Dota 2, Counter Strike, League of Legends. Их призовой фонд составляет свыше 1000000$, количество просмотров превышает десятки миллионов. Это говорит о том, что уже сейчас киберспорт охватывает людей по всему миру. Не исключено, что в ближайшем будущем мы увидим киберспортивные турниры в олимпийских видах спорта [11, с. 645] (Belikova, Chernyavskaya, Shamray-Kurbatova, 2021, р. 645).

Несмотря на то, что видеоигры - это большой и активно растущий сегмент рынка, зарабатывать на нем напрямую спортивным организациям непро-

- 3887 -

сто, учитывая влияние издателей игр и большие финансовые и технические ресурсы, необходимые для разработки игр-хитов.

Мобильные игры, напротив, имеют достаточно низкий барьер входа - разработка обойдется куда дешевле игр на ПК. С помощью этого инструмента спортивные организации могут получить возможность монетизировать права, создавать новые цифровые активы и расширять аудиторию в 2 пространстве [13, 14].

$ До сих пор спорт не был особенно активен в части создания мобильных

игр, но возможно, это одна из инициатив, на которую стоит обратить внимание, так как рост числа смартфонов, развитие 5С-технологии и появление облачных игровых платформ будут способствовать дальнейшему росту популярности мобильных игр. Мобильные игры могут быть частью стратегии по работе с болельщиками, точкой для сбора данных, рекламной площадкой и даже источником дополнительных доходов с помощью микротранзакций.

Заключение

Таким образом, развитие информационных, компьютерных технологий способствует открытию новой соревновательной дисциплины в спорте. Кроме этого, рынок компьютерных технологий имеет огромный потенциал, чтобы внести вклад в экономику России. Гонка за качественными и лучшими компьютерными комплектующими способна обеспечить рост экономики, если российский производитель оптимизирует производство отечественных процессоров, видеокарт и т.п.

Рынок мобильных игр достаточно насыщен, и шансы создать игру-хит невелики. Одновременное тестирование нескольких концепций и форматов игр может быть эффективным подходом к управлению рисками. В среднесрочной перспективе мы ожидаем развития новых бизнес-моделей в результате сотрудничества между разработчиками мобильных игр и спортивными организациями [11, с. 120] (Belikova, Chernyavskaya, Shamray-Kurbatova, 2021, р. 120).

Помимо компьютерных и мобильных игр стремительно развиваются и УЯ-технологии. Очки, шлемы виртуальной реальности способны заменить компьютерные технологии в игровой индустрии и стать основной соревновательной дисциплиной в киберспортивных турнирах.

- 3888 -

го ш

ИСТОЧНИКИ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1188-р «Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.09.2021).

2. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Коваленко Г.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - с. 94-96.

3. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. - № 3. - с. 14-19.

4. Рубчинский А. А. Методы и модели принятия управленческих решений. / учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 526 с.

5. Тебекин А. В. Методы принятия управленческих решений. / учебник для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 431 с.

6. Беликова Е.В., Шахраманова Н.Г., Безнебеева А.М. Конъюнктура российского рынка фитнес-услуг и общие тенденции рынка фитнес-индустрии // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (онлайн-формат, 21-22 октября 2020 года). - Том 3 / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г. Волгоград, 2020. - с. 309-313.

7. Ащеулов А.В., Меговорян Е.А. Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии // Креативная экономика. - 2020. - № 8. - с. 1875-1886. - doi: 10.18334/ се.14.8.110754.

8. Беликова Е.В., Зубарев Ю.А., Перфильева И.В. Влияние коммерциализации спорта на проблемы управления спортивной организацией // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 1 (50). - с. 54-59. - doi: 10.25683/ V0LBI.2020.50.140.

9. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - № 4. - с. 1085-1094. - doi: 10.18334/epp.10.4.100880.

10. Перфильева И.В., Белолипецкий Д.А. Специфика инновационных проектов в спортивных организациях // Актуальные социально-экономические проблемы развития общества в России и за рубежом: материалы II Всероссийская научно-практическая конференция с международным 23.11.2020 г. Волгоград, 2020. - с. 300-305.

- 3889 -

Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. Региональные особенности социально-экономического развития Волгоградской области в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -№ 3. - с. 643-656. - doi: 10.18334/epp.11.3.111631.

Палунин Д.Н. Адаптация лучших зарубежных практик в области риск-менеджмента к условиям деятельности российских промышленных компаний // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 2. - с. 117-130.

Официальный сайт Ассоциации операторов фитнес-клубов России. [Электронный ресурс]. URL: https://fitnessassociation.ru/ (дата обращения: 13.08.2021).

Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/ (дата обращения: 13.08.2021).

REFERENCES:

Ascheulov A.V., Megovoryan E.A. (2020). Meropriyatiyapo upravleniyupredprin-imatelskimi riskami v organizatsiyakh fitnes-industrii na sluchay pandemii [Measures to manage entrepreneurial risks in the fitness industry organisations in case of a pandemic]. Creative economy. (8). 1875-1886. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.8.110754.

Belikova E.V., Chernyavskaya E.Yu., Shamray-Kurbatova L.V. (2021). Regionalnye osobennosti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Volgogradskoy oblas-ti v usloviyakh pandemii [Regional features of the socio-economic development of the Volgograd region in the context of the pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 643-656. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111631.

Belikova E.V., Shakhramanova N.G., Beznebeeva A.M. (2020). Konyunktura rossiyskogo rynka fitnes-uslug i obshchie tendentsii rynka fitnes-industrii [Conjuncture of the Russian fitness services market and general trends of the fitness industry market] Physical culture and sport in the 21st century: current problems and their solutions. 309-313. (in Russian).

Belikova E.V., Zubarev Yu.A., Perfileva I.V. (2020). Vliyanie kommertsializatsii sporta na problemy upravleniya sportivnoy organizatsiey [Effect of sports commercialization on the problems of management of sport organization]. Business. Education. Law. (1 (50)). 54-59. (in Russian). doi: 10.25683/ V0LBI.2020.50.140.

- 3890 -

Bratanovskiy S.N., Vulakh M.G. (2015). Administrativno-pravovoy status grazh-dan v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Administrative and legal status of citizens in physical culture and sport]. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. (3). 14-19. (in Russian).

Ivanova Yu.O., Reshetnikov A.M. (2020). Ekonomicheskie i tekhnologicheskie pre-imushchestva ispolzovaniya innovatsionnyh tekhnologiy pri stroitelstve sport-ivnyh obektov v Rossii [Economic and technological advantages of innovative technologies in the construction of sports facilities in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1085-1094. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.4.100880.

Palunin D.N. (2019). Adaptatsiya luchshikh zarubezhnyh praktik v oblasti risk-menedzhmenta k usloviyam deyatelnosti rossiyskikh promyshlennyh kompaniy [Adaptation of the best foreign practices in the field of risk management to the conditions of Russian industrial companies]. Leadership and management. (2). 117-130. (in Russian).

Parshikova N.V., Izaak S.I., Kovalenko G.V. (2017). Sport v mezhdunarodnoy sisteme koordinat: novye vyzovy i vozmozhnosti [Sport in global coordinate system: new challenges and opportunities]. Theory and Practice of Physical Culture. (7). 94-96. (in Russian).

Perfileva I.V., Belolipetskiy D.A. (2020). Spetsifika innovatsionnyh proektov v sportivnyh organizatsiyakh [The specifics of innovative projects in sports organizations] Current socio-economic problems of society development in Russia and abroad. 300-305. (in Russian).

Rubchinskiy A. A. (2019). Metody i modeli prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Methods and models of managerial decision-making] (in Russian).

Tebekin A. V. (2019). Metody prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Management decision-making methods] (in Russian).

- 3891 -

- 3892 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.