Беликова Е.В. 1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
Социальная инфраструктура физкультурно-спортивных организаций в условиях рынка
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:
Беликова Е.В. Социальная инфраструктура физкультурно-спортивных организаций в условиях рынка // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. -№ 12. - С. 5143-5154. Сок 10.18334/се.1 5.12.1 13732
АННОТАЦИЯ:
В статье приведено исследование социальной инфраструктуры физкультур-но-спортивных организаций в условиях рынка. Отмечено, что в настоящее время состояние сферы физической культуры и спорта является результатом успешного осуществления стратегии развития индустрии спорта, которая была принята Правительством Российской Федерации. В результате анализа массива статистических данных было выявлено, что основные целевые показатели Стратегии были достигнуты. Физической культурой и спортом систематически занимаются более 40% граждан России. До 55,5% вырос уровень обеспеченности населения объектами, предназначенными для различных видов занятий. В рамках данной работы было выявлено, что основными препятствиями на пути распространения массовой культуры и спорта среди людей среднего и пожилого возраста являются ограниченная доступность спортивной инфраструктуры в сельских местностях, регионах и т.п. Помимо этого значительную роль играет высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг, нехватка времени и индивидуальных особенностей, мотивации, а также здоровье. В рамках исследуемой темы был сделан вывод, что в настоящее время возрастает важность использования навыков физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, продлении активной жизни, формировании гармонично развитой личности и социальной адаптации. В связи с этим необходимо решать задачи по обеспечению разнообразия форм физической культуры и спорта по месту жительства, учебы и работы, развития спортивной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов, а также применять новые цифровые и информационные технологии для разностороннего развития организма человека.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустрия спорта, массовый спорт, профессиональный спорт, финансирование сферы физической культуры и спорта, спортивная инфраструктура
ОБ АВТОРЕ
Беликова Екатерина Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и экономики ([email protected])
>ч
Е о с о
и
ш .>
'+->
го ш
- 5143 -
Belikova E.V. 1
^ 1 Volgograd State Physical Education Academy
«¡t
o> <j\
m m
Social infrastructure of sports organizations in the market
CITE AS:_
Belikova E.V. (2021 ) Sotsialnaya infrastruktura fizkulturno-sportivnyh organizatsiy v usloviyakh rynka [Social infrastructure of sports organizations in the market]. Kreativnaya ekonomika. 15. (12). - 5143-5154. doi: 10.18334/ce.15.12.1 13732
ABSTRACT:_
The article provides a study of the social infrastructure of sports organizations in market conditions. It is noted that at present the state of the sphere of physical culture and sports is the result of the successful implementation of the strategy for the development of the sports industry adopted by the Government of the Russian Federation. As a result of the statistical data analysis, it was revealed that the main targets of the Strategy were achieved. More than 40% of Russian citizens are systematically involved in physical culture and sports. The level of provision of the population with objects intended for various types of occupation has increased up to 55.5%. Within the framework of this study, it was revealed that the main obstacles to the spread of mass culture and sports among middle-aged and elderly people are the limited availability of sports infrastructure in rural areas, regions, etc. In addition, a significant role is played by the high cost of physical culture and sports services, lack of time and individual characteristics, motivation, and health. Within the framework of the research topic, it was concluded that at present the importance of physical culture and sports in the prevention of diseases, prolongation of an active life, the formation of a harmoniously developed personality and social adaptation is increasing. In this regard, it is necessary to solve the problems of ensuring the diversity of forms of physical culture and sports at the place of residence, study and work, the development of sports infrastructure, taking into account the needs of the disabled, as well as to apply new digital and information technologies for the diversified development of the human body.
KEYWORDS: sports industry, mass sports, professional sports, financing of physical culture and sports, sports infrastructure
JEL Classification: Z21, Z22, Z23
Received: 19.10.2021 / Published: 25.12.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Belikova E.V. ([email protected])
- 5144 -
Введение
Актуальность исследования. В век развития информационных технологий человечество как никогда нуждается в физической культуре и спорте. Физическая культура все глубже проникает в сознание людей и преобразуется во все более значимое и неотъемлемое явление в жизни людей. В современных реалиях люди во всех странах стараются вести здоровый образ жизни, дабы поддержать свой должный уровень физического развития. Спорт высших достижений, который в последнее время приобрел большую популярность, претерпевает кардинальные изменения - он превратился в целую индустрию различных спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.
Объект исследования: индустрия спорта в Российской Федерации
Предмет исследования: социальная инфраструктура физкультурно-спор-тивных организаций РФ.
Цель исследования: провести анализ социальной инфраструктуры физ-культурно-спортивных организаций в РФ.
Научная новизна исследования заключается в оценке социальной инфра- та структуры сферы физической культуры и спорта в условиях рынка.
Гипотеза исследования - оказание физкультурно-спортивных услуг будет востребовано при условии наличия социальной инфраструктуры и экономических возможностей потребления данных услуг.
Теоретико-методологической базой исследования являются: научные работы отечественных ученых по вопросам оценки эффективности управления и развития индустрии спорта в России, а также по проблеме развития и управления индустрией спорта, учитывались аспекты, нашедшие свое отражение в научных трудах Паршиковой Н.В. [1] (РапИквуа, !хаак, ЫаШв, 2017), Сейранова С.Г. [2] (Bogomolova, Беугапоу, Уытеу, 2015), Савенковой Е.А. [3] (Бауепкоуа, Зткаекеу, Ик^т^у, 2010), Федорова А.И. [4] (Ге^ту, 1у$кт, 2019) и др.
Отрасль физической культуры и спорта имеет определенную ценность в жизни современного общества. Ее роль может оцениваться по нескольким основным направлениям:
1. Для обеспечения максимальной эффективности труда на предприятиях отрасль физической культуры и спорта выступает значительным фактором при увеличении трудового потенциала сотрудников.
2. Сфера физической культуры и спорта может выступать как альтернатива вредным привычкам. Она позволяет минимизировать экономические потери во всех сферах жизнедеятельности общества.
- 5145 -
<n
IN
o>
Ю
3. Сфера физической культуры и спорта является одним из факторов продолжительности жизни человека.
4. Сфера физической культуры и спорта является одним из течений моды современной молодежи.
Современная экономическая теория предполагает, что улучшать качество жизни населения можно за счет непрерывного экономического роста. 2 Обеспечение такого роста должно исходить из нескольких компонентов:
1. Экстенсивный экономический рост - увеличение факторов производства труда.
2. Интенсивный экономический рост - разработка новых технологий в обработке и создании продукции.
С точки зрения интенсивного экономического роста разработка новых технологий позволит улучшить качество и скорость производства в различных регионах страны. Это приведет к быстрому экономическому росту и, как следствие, к улучшению благосостояния граждан России.
В настоящее время состояние сферы физической культуры и спорта является результатом успешного осуществления стратегии развития индустрии спорта, которая была принята Правительством Российской Федерации [5].
В результате анализа массива статистических данных было выявлено, что основные целевые показатели Стратегии были достигнуты. Физической культурой и спортом систематически занимаются более 40% граждан России. До 55,5% вырос уровень обеспеченности населения объектами, предназначенными для различных видов занятий. В спорте высших достижений медицинское, медико-биологическое, кадровое, научное обеспечение получили развитие материально-технической базы [6].
Для водных видов спорта, чемпионатов мира по футболу, Всемирных игр колясочников и ампутантов ^А8 созданы необходимые условия для обеспечения безопасности в спорте. На стимуляцию роста спроса на различные физкультурно-спортивные услуги повлияли принятые меры, которые поспособствовали не только повышению спроса на спортивные товары, но и увеличению уровня здоровья населения России.
Таблица 1
Статистика увеличения спроса на спортивные услуги 2020 г.
Лица с ограниченными возможностями, занимающиеся ФКиС 1,5 млн
Систематически занимающиеся граждане 57 млн
Спортивные сооружения 88 тыс.
Тренировочные комплексы 84 тыс.
- 5146 -
Именно поэтому в рамках реализации Стратегии удалось увеличить численность занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья до 1,5 млн человек. Число граждан, которые систематически занимаются спортом, увеличилось до 57 млн человек. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптировано 88 тысяч спортивных сооружений, помимо всего прочего, создано более 84 тысяч новых оборудованных тренировочных комплексов для занятий физической культурой и спортом [5].
Система «Готов к труду и обороне» (ГТО) - эта программа была сформирована и введена в действие на основе действующей системы физического воспитания. Она включает в себя основные испытания, тесты, перечень знаний ведения здорового образа жизни. Комплекс предусматривает подготовку для выполнения установленных нормативов различных групп населения от 6 до 70 лет. ^
Основной целью Комплекса ГТО является гармоничное развитие личности человека средствами физической культуры и спорта, воспитание патрио- 8 тизма и улучшение качества жизни. Основными задачами при этом являются увеличение числа граждан, которые регулярно занимаются физической куль- 33 турой и спортом, повышение уровня общей физической подготовленности населения, а также продолжительности и качества жизни, сформировать у населения осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, повысить общий уровень знаний населения о формах организации занятий по физической подготовке, а также ее средствах и методах. Помимо этого главной целью является улучшение системы физического воспитания различных слоев населения, в том числе и содействие развитию массового спорта, студенческого спорта и спорта высших достижений. На текущий момент насчитывается более 2,5 млн участников и 2,5 млн центров для тестирования на 2020 год [5].
В 2008 году сеть спортивных клубов насчитывала 15,5 тысяч организаций, в 2020-2021 гг. этот показатель вырос до 33 тысяч. Помимо этого создано 16 студенческих лиг по видам спорта и сети школьных студенческих спортивных клубов - 12 тысяч единиц. Организаций, которые осуществляют спортивную подготовку (спортивных школ), выросло до 1599, школ олимпийского резерва - до 1075 единиц. Были построены самостоятельные учреждения по адаптивной физической культуре в количестве 52 единиц. До 535 млрд рублей выросла отрасль спортивной индустрии в 2020 году, а рынок фитнес-услуг -до 125 млрд рублей.
- 5147 -
Таблица 2
Статистика появления спортивных сооружений в России
Физкультур-но-спортивные организации 2008 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020/ 2021
Спортивные клубы, тыс. 15,5 24,2 25,3 26.4 27,5 29,3 30,1 32,3 33
Студенческие лиги, ед. - - - - 14 - - - 16
Школьные студенческие спортивные клубы, тыс. 7,2 9,3 9,5 10,4 10,7 10,9 11,2 11,4 12
Спортивные школы, тыс. 427 803 964 1062 1142 1248 1342 1479 1599
Школы олимпийского резерва, тыс. 389 782 856 893 943 974 1004 1040 1075
Сооружения по адаптивной физической культуре, ед. 4 29 31 35 38 41 46 49 52
Финансовый оборот, млрд 85 260 341 396 402 461 476 502 535
Источник: [8].
Создана государственная система поддержки спортивных школ (более 3000 школ, общая сумма фонда увеличена на 66 млрд рублей за 5 лет, включая дотации из федерального бюджета в резерв тренировочных школ при спортивных школах). Федеральные стандарты спортивной подготовки приняты для всех, паралимпийских и неолимпийских видов спорта. Количество штатных специалистов в области физической культуры и спорта увеличилось с 265 тысяч до 402 тысяч человек [6].
По результатам предыдущих спортивных (зимнего и летнего) сезонов наши спортсмены стабильно входили в ряды лучших по количеству завоеванных медалей, а количество официальных спортивных мероприятий увеличилось с 9 000 до 15,5 тыс. Созданы и действуют 950 объектов: крупные
- 5148 -
международные спортивные мероприятия, включая спортивные сооружения, жилую, дорожную и медицинскую инфраструктуру, учебные заведения [6].
Кроме того, участвуя в работе систематически оснащенных общественных организаций (общественных организаций), были созданы условия для развития и самореализации граждан в области физического воспитания и спорта, в том числе детей и молодежи. Осуществлена финансовая, юридическая и информационная поддержка. В чемпионате мира приняли участие 35 тысяч волонтеров из 112 стран, в проведении XXIX Универсиады - 2 тысячи волонтеров. При оценке нормативов «Готов к труду и обороне» привлечены свыше 22 тысяч волонтеров.
Общая удовлетворенность условиями для занятий физической культурной и спортом в 2020 году составила 54,2% (2012 г. - менее 40%) [6].
При этом городское население преобладает среди жителей, регулярно занимающихся спортом, в основном это дети и подростки до 29 лет.
о
и
Таблица 3
Показатели финансирования сферы ФКиС в федеральных округах
2018-2020 гг.
>ч
№ п/п Федеральный округ 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста 20182020
1 Южный федеральный округ 37745902,4 58569675,6 47945364,8 127,02
2 Уральский федеральный округ 58729767,3 58249967,1 601 32554,5 102,39
3 Центральный федеральный округ 102489687,3 154853792,7 178340843,7 174,01
4 Северо-Западный федеральный округ 42632761,8 188058149,0 64389563,6 151,03
5 Северо-Кавказский Федеральный округ 17507436,4 108156683,4 1 88750955,4 1078,12
6 Сибирский федеральный округ 49402844,5 51330707,7 63029181,2 127,58
7 Дальневосточный федеральный округ 34885239,7 58362074,6 39608558,3 113,54
8 Приволжский федеральный округ 72850560,4 70331802,3 167786384,2 230,32
- 5149 -
В последние годы россияне на 50% стали больше времени уделять занятиям физической культурой и спортом. В 2020 году работу по адаптивной физической культуре и спорту вели 52 учреждения, которые созданы в 46 субъектах федеральной власти (в 2011 году в 15 субъектах было 15 учреждений) [6].
Показатели финансирования в течение 2018-2020 годов выросли по всем федеральным округам, наибольший рост наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, наименьший рост - в Уральском федеральном округе.
$ Сравним темп роста финансирования с темпом роста занимающихся
физической культурой по округам.
Таблица 4
Темп роста финансирования сферы ФКиС и числа занимающихся в спортивных секциях за 2018-2020 гг.
Федеральный округ Численность занимающихся группах и секциях по видам спорта, 2018 год Численность занимающихся группах и секциях по видам спорта, 2018 год Численность занимающихся группах и секциях по видам спорта, 2018 год Темп роста (%) Темп роста финансирования сферы ФКиС
Центральный федеральный округ 8646965 9269863 9727146 112,49 174,01
Северо-Западный федеральный округ 2213299 2434704 2457308 111,02 151,03
Южный федеральный округ 2830010 3164110 3234575,00 114,30 127,02
Северо-Кавказский федеральный округ 2485088 2726845 2793287 112,40 1078,12
Приволжский федеральный округ 4659366 4919829 5335845 114,52 230,32
Уральский федеральный округ 2484501 2774590 2882535 116,02 102,39
Сибирский федеральный округ 3012909 3343575 3656677 121,37 127,58
Дальневосточный федеральный округ 1108939 1619387 1718020 154,92 113,54
- 5150 -
Проведя анализ количества занимающихся в группах и секциях по видам спорта, можно отметить, что рост количества занимающихся не всегда связан с суммами финансирования расходов на сферу ФКиС (рис. 1).
я Темп роста количества занимающихся ■ Темп роста затрат на финансирование сферы ФКиС
Рисунок 1. Зависимость темпа роста количества занимающихся в группах и спортивных секциях и финансированием сферы физической культуры и спорта по федеральным округам (тыс. руб.)
Источник: [8].
Таким образом, из-за тенденции к быстрому развитию спортивную индустрию следует рассматривать как отдельную отрасль экономики, особенно с точки зрения государственного регулирования.
1. Спортивная индустрия в современной России динамично развивается и имеет большой инвестиционный потенциал. Однако это всего лишь общая тенденция. В зависимости от сектора ситуация очень разная. В то время как ситуация в спорте высших достижений с каждым годом улучшается, уровень развития физической культуры для массовых классов остается крайне низким.
2. Несмотря на большое количество тренеров и спортсменов, их зарплаты по стране остаются необычайно низкими. Следует отметить, что Федеральное статистическое управление Российской Федерации не изучает спортивную индустрию как отдельную отрасль. Среди видов экономической деятельности
- 5151 -
в сфере занятости и безработицы на сайте Министерства следует выделить только медицинские и социальные услуги.
3. Спорт не только оказывает прямое влияние на экономику, создавая рабочие места, но и привлекает туристов, развивая инфраструктуру и прода-
^ вая сопутствующие товары.
4. Несмотря на впечатляющие перспективы развития, нельзя забывать о многих специфических факторах, характеризующих спортивную индустрию,
$ о высокой капиталоемкости деятельности в этой сфере и высоком уровне риска. Спортивная индустрия в России динамично развивается как новое направление предпринимательства и объективно включает в себя все необходимые черты целостного сектора экономики, чтобы его можно было рассматривать как отдельный сектор экономики.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать ряд заключений о текущем состоянии индустрии спорта. Был выяснен перечень особенностей, которые характеризуют рыночные изменения: различные формы собственности действующих спортивных организаций, модель финансирования имеет смешанный тип как субъектов в спортивной индустрии, руководители компаний повышают долгосрочную привлекательность инвестиций в свои организации, в развлекательных и соревновательных видах спорта развивается предпринимательство на клубном уровне.
Спортивная индустрия превращается в рыночный сектор на уровне мировой и национальной экономики и развивает экономические отношения между основными игроками этой индустрии. В отличие от физической культуры, целью которой является физическое развитие человека, укрепление его здоровья и повышение физической активности (это так называемые оздоровительные и расслабляющие задачи), соревновательный спорт является новым, основным сегментом спортивной индустрии. Спортивная индустрия ведет собственное производство и хозяйственную деятельность, использует собственные технологические процессы и создает специфические спортивные товары в виде товаров и услуг.
Основными препятствиями на пути распространения массовой культуры и спорта среди людей среднего и пожилого возраста являются ограниченная доступность спортивной инфраструктуры в сельских местностях, регионах и т.п. Помимо этого значительную роль играет высокая стоимость физкуль-турно-спортивных услуг, нехватка времени и индивидуальных особенностей, мотивации, а также здоровье.
- 5152 -
го ш
В настоящее время возрастает важность использования навыков физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, продлении активной жизни, формировании гармонично развитой личности и социальной адаптации.
В связи с этим необходимо решать задачи по обеспечению разнообразия форм физической культуры и спорта по месту жительства, учебы и работы, развития спортивной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов, а также применять новые цифровые и информационные технологии для разностороннего развития организма человека.
При этом важно поддерживать развитие предпринимательства и создавать благоприятные условия для внебюджетных средств и развития государственно-частного партнерства.
Для достижения высоких результатов на международной арене необхо- ^
димо обеспечить новаторское научно-техническое развитие и ускорить вне-
„
дрение инноваций в подготовке спортивного резерва и спорта на высшем уровне.
ИСТОЧНИКИ:
1. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - № 6(148). - с. 167-171.
2. Богомолова М.Н., Сейранов С.Г., Юрьев Ю.Н. Влияние этики на построение взаимоотношений в сфере делового общения // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2015. - № 5 (123). - с. 40-44.
3. Савенкова Е.А., Симкачев С. А., Тихомиров М. В. Экспертная методика выбора критериев оценки развития физической культуры и спорта в субъектах РФ // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 4. - с. 37-41.
4. Федоров А.И., Ившин В.Л. Поведенческие риски в отношении современных студентов к своему здоровью // 21-я Российская научно-практическая конференция: Гуманитарный университет. Том 1. Екатеринбург, 2019. - с. 929-933.
5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101- р от 07 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.2009. № 33. Ст. 4110.
6. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.htm (дата обращения: 25.10.2021).
- 5153 -
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг». [Электронный ресурс]. URL: https:// ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-fizkulturno-ozdorovitelnye-uslugi-ne-dostupny-dlya-bolshinstva-naseleniya (дата обращения: 25.10.2021). Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).
REFERENCES:
Bogomolova M.N., Seyranov S.G., Yurev Yu.N. (2015). Vliyanie etiki napostroenie vzaimootnosheniy v sfere delovogo obshcheniya [Influence of ethics on the relationships forming-up in the sphere of business communications]. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». (5 (123)). 40-44. (in Russian).
Fedorov A.I., Ivshin V.L. (2019). Povedencheskie riski v otnoshenii sovremennyh studentov k svoemu zdorovyu [Behavioral health risks for students during distance education] 21st Russian Scientific and Practical Conference. 929-933. (in Russian).
Parshikova N.V., Izaak S.I., Malits V.N. (2017). Strategicheskieprioritety gosudarst-vennoy politiki v oblasti massovogo sporta [Strategic priorities of state policy in the field of mass sports]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. (6(148)). 167-171. (in Russian).
Savenkova E.A., Simkachev S. A., Tikhomirov M. V. (2010). Ekspertnaya metodika vybora kriteriev otsenki razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v subektakh RF [Criteria selection expert methodic for estimation of the physical culture and sport development in regions of russian federation]. Vestnik sportivnoy nauki. (4). 37-41. (in Russian).
от
IN
от
Ю
от
ОТ
8
- 5154 -