Научная статья на тему 'Тенденции развития лизинга в сфере услуг малого предпринимательства'

Тенденции развития лизинга в сфере услуг малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошавина Наталья Сергеевна

Leasing guarantees the goal-oriented use of finances, requiring no big investments from the enterprise. Development of leasing in the sphere of services allows attracting the considerable amount of capital into it, including the financial resources of foreign investors. Using the mechanism of leasing enables to extend the selection of provided services, to improve their quality. This will finally result in raising the competition abilities of the enterprises of the sphere of services and will stimulate capturing new segments both on home and on foreign market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of developing leasing in the sphere of services of small business

Leasing guarantees the goal-oriented use of finances, requiring no big investments from the enterprise. Development of leasing in the sphere of services allows attracting the considerable amount of capital into it, including the financial resources of foreign investors. Using the mechanism of leasing enables to extend the selection of provided services, to improve their quality. This will finally result in raising the competition abilities of the enterprises of the sphere of services and will stimulate capturing new segments both on home and on foreign market.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития лизинга в сфере услуг малого предпринимательства»

В российских условиях стратегическая задача предприятия - посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.

Цель реинжиниринга проста: существенно сократить издержки, создать базу для расширения бизнеса, перейти на новый, качественно лучший технологический уровень и обеспечить готовность к внедрению автоматизированных систем управления, что в

совокупности позволит большинству отечественных предприятий остаться «на плаву» и повысить свои конкурентные преимущества.

1. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. М., 2001.

2. Лузин А., Ляпунов С. // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2. С. 82-85.

3. Быкова А. А. // Экономические стратегии. 2001. № 5. С. 14-23.

4. Гнатуш А. // ГГ-Менеджер. 2004. № 4. С. 16-22.

Поступила в редакцию 10.07.2006 г.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н.С. Хорошавина

Khoroshavina N.S. Tendencies of developing leasing in the sphere of services of small business. Leasing guarantees the goal-oriented use of finances, requiring no big investments from the enterprise. Development of leasing in the sphere of services allows attracting the considerable amount of capital into it, including the financial resources of foreign investors. Using the mechanism of leasing enables to extend the selection of provided services, to improve their quality. This will finally result in raising the competition abilities of the enterprises of the sphere of services and will stimulate capturing new segments both on home and on foreign market.

Последние десятилетия характеризуются увеличением роли сферы услуг в мировой экономике. Увеличивается спектр предлагаемых услуг, наблюдается рост числа занятых в этой сфере. Доля сферы услуг в совокупном ВВП индустриально развитых стран мира к настоящему времени составляет около 70 % от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. В сфере услуг занято более половины работоспособного населения мира. Данная тенденция наблюдается и в России. Более того, с развитием и усилением производственных сил общества увеличивается спрос на услуги.

Одним из основных факторов роста числа предприятий сферы услуг, которые являются в основном предприятиями малого бизнеса, является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.

Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулиро-

вание создания новых предприятий. Согласно исследованиям, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 1315 тыс. предпринимателей РФ. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1 % потенциального рынка.

Одним из главных источников финансирования предприятий сферы услуг должен стать лизинг. Именно этот способ инвестирования средств в основной капитал позволит предпринимателям данной отрасли приобрести необходимое оборудование, не имея для этого достаточных средств и не прибегая к кредитованию. Применение лизинговых операций в сфере услуг позволит привлечь инвестиции в реальный сектор экономики.

В настоящее время услуги играют немаловажную роль в экономике индустриально развитых стран, в том числе и в России. Это обстоятельство подтверждает тот факт, что

услуги включаются в основные показатели развития экономика этих стран, такие, как валовой национальный доход, национальный доход, валовой общественный продукт и др. Увеличение роли услуг в экономики развитых стран обусловлено относительно невысокой материалоемкостью производства услуг, что увеличивает добавленную стоимость, а следовательно, национальный доход.

Важно отметить, что себестоимость производства услуги значительно ниже, чем себестоимость производимых товаров в промышленности или выполняемых работ в строительстве. Так, на себестоимость производства парикмахерских услуг приходится 35-40 % от общего дохода предприятия, в то время как в промышленности себестоимость производства товаров составляет от 75 до 80 %, а в строительстве - от 60 до 65 %. В результате услуги становятся более рентабельными, обладают высокой степенью ликвидности, а следовательно, это дает большие гарантии лизинговым компаниям, что лизингополучатель выполнит свои обязательства, и облегчает получение лизингового кредита.

Большинство услуг потребляются в момент их производства. Поэтому время между производством услуги и получением оплаты за ее выполнение является незначительным. Это, в свою очередь, увеличивает оборачиваемость капитала и, в конечном счете, приводит к увеличению платежеспособности предприятия, что немаловажно для привлечения инвестиций по средствам лизингового механизма.

В связи с возрастанием спроса на услуги различного характера рынок услуг создает наиболее благоприятные условия для реализации предпринимательской активности в силу того, что он обеспечивает наибольшую скорость оборота капитала. Несмотря на то, что рынок услуг имеет много общего с рынком товаров, в частности, действуя в единстве с данным рынком, он подчиняется общим законам рыночного механизма, следует выделить ряд особенностей, присущих рынку услуг.

В отличие от рынка товаров, рынок услуг меньше всего поддается концентрации капитала в руках крупных монополистов. В результате наиболее распространенной формой организации предпринимательства в сфере услуг становятся малые предприятия.

По данным Госкомстата РФ, в 2004 г. доля предприятий сферы услуг в общем числе малых предприятий составила около 70 %. Следовательно, в сфере услуг наиболее очевидна проблема выживания предпринимателей. Это также обусловлено и непредсказуемостью данного рынка.

Каждая услуга является уникальной вследствие различий в реакции, поведении, восприятии каждого клиента. В результате рынок услуг, в отличие от рынка товаров, более ориентирован не на группу покупателей, а на каждого клиента, т. е. рынок услуг более сегментирован по сравнению с рынком товаров.

Территориальность рынка услуг объясняет его высокую степень локализации. Это связано с тем, что реализация услуги происходит в момент ее производства и требует личных контактов производителей и потребителей. Другими словами, клиент предприятия является непосредственным участником процесса обслуживания, что требует расположения предприятий сферы услуг в непосредственной близости от потенциальных покупателей.

Скорость оборота капитала в сфере услуг выше, чем в производственных отраслях, и для создания предприятия в данной области требуется значительно меньше первоначального капитала, чем в других секторах экономики. Следовательно, для рынка услуг характерны более быстрые темпы развития, чем для рынка товаров. Данный рынок способен более быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям внешней среды. Для выпуска новой линии товаров промышленному предприятию требуются зачастую крупные капиталовложения на перевооружение производства, в то время как предприниматель, вводящий новый вид услуги, может обойтись установкой одного - двух видов дополнительного оборудования. Однако на его приобретение также потребуются свободные финансовые ресурсы, которыми может не располагать в данный момент представитель малого бизнеса.

Все эти обстоятельства объясняют важность и необходимость развития лизинговых операций в сфере услуг. Несмотря на то, что рынок платных услуг с каждым годом увеличивается, лизинговые компании не спешат к его освоению.

Таблица 1

Объем реализации платных услуг по видам за 2004 г.

Виды услуг Объем услуг, млн. руб. Удельный вид каждого вида услуг в общей их совокупности, % В % к 2003 г. (в действующих ценах)

Все оказанные услуги, в т. ч. 1789779 100 125,1

бытовые 188452 10,5 122,8

транспортные 395902 22,2 121,3

связи 314232 17,6 131,8

жилищно-коммунальные 396193 22,2 132,2

гостиниц и аналогичных средств размещения 52342 2,9 125,1

культуры 44902 2,5 136,0

туристские 23767 1,3 125,1

физической культуры и спорта 8995 0,5 156,4

медицинские 87076 4,9 127,7

санаторно-оздоровительные 30513 1,7 118,2

ветеринарные 4227 0,2 83,4

правового характера 49083 2,7 105,6

системы образования 122115 6,8 127,0

другие услуги 71980 4,0 119,1

По данным Госкомстата России, в 2004 г. объем платных услуг в сопоставимых ценах возрос на 8,4 % (в фактических - на 34 %) и составил 1790 млрд. руб. Только по Москве и Московской области 26,5 % от общего объема платных услуг оказано субъектами малого предпринимательства (на сумму 22,6 млрд. руб.).

В 2004 г. опережающими темпами развивались услуги культуры (136 %), физкультуры и спорта (156,4 %), транспортные (121,3 %), бытовые (122,8 %), услуги гостиниц и аналогичных средств размещения (125,1), услуги связи (131,8 %), медицинские (127,7 %). В то же время наблюдается снижение объемов по ветеринарным услугам (83,4 %).

По платным услугам наибольший удельный вес участия малого предпринимательства в бытовых услугах (88,0 %), туристских (89,1 %) и услугах правового характера (85,3 %).

Развитие данного сектора экономики в настоящее время как никогда требует значительных инвестиций в основной капитал, что открывает широкие просторы для деятельности лизинговых компаний. Тем не менее, удельный вес торгового и сервисного оборудования, переданного в лизинг, не превышает 1 % от общего количества имущества, приобретаемого на условиях договора лизинга. Вместе с тем, в 2005 г. объем лизинговых операций на российском рынке составил 20 млрд. долл., при этом суммарная стоимость новых сделок выросла на 74 %, а вы-

ручка - на 76 %. Темпы роста лизинговых компаний существенно превосходят темпы роста экономики в целом. В 2005 г. доля лизинга в ВВП составила 1,3 %, а в инвестициях в основные средства - 8,2 %, что в 2,5 раза выше, чем в 2001 г. [1].

Следует отметить, что более интенсивно растет лизинг в области технической инфраструктуры. Так, в 2004 г. объем сделок с железнодорожным оборудованием составлял 387 млн. долл., а в 2005 г. уже достиг

1,9 млрд.

В сфере услуг лизинговые компании по заказу лизингополучателя приобретают в основном оборудование для упаковки жидких и сыпучих продуктов, технику для ведения торговых операций (весы, кассовые терминалы), складское оборудование (стеллажи, погрузчики), оборудование для химчисток, автосервисное оборудование.

По данным «Рослизинга», в 2005 г. предприятиями сферы сервиса приобреталось в основном торговое, складское оборудование, а также авторемонтное и медицинское оборудование.

Следует отметить, что данные таблицы 2 не в полной мере отражают объем лизинговых сделок по видам объекта лизинга в сфере сервиса. Это вызвано тем, что компания «Рослизинг» проводит свои исследования в области лизинговых отношений лишь среди предприятий, входящих в ассоциацию лизинговых компаний.

Таблица 2

Стоимость сделок по видам объекта лизинга в сфере сервиса

Вид оборудования Сумма лизинговых сделок, млн. руб.

Торговое 1687

Складское 1295

Автосервисное 612

Медицинское 232

Итого 3917

Более наглядно структуру лизинговых сделок в сфере услуг по видам объекта лизинга отражает рисунок 1.

автосервис

ное

медицин-

ское

торговое

Рис. 1. Структура лизинговых сделок в сфере услуг по видам объекта лизинга

Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в общей совокупности оборудования, сданного предприятиям сферы сервиса по договору лизинга, занимает торговое и складское оборудование.

Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции предприятий сферы услуг, большинство из которых, как уже отмечалось раньше, являются представителями малого бизнеса.

Именно лизинг, как средство обновления основных фондов, в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проектов, повышает эффективность использования финансовых средств. Тем не менее, до сих пор не существует специальных технологий для работы с малым и средним бизнесом в большинстве лизинговых компаний.

Процедура принятия решения стандартная и одинакова для крупных и мелких клиентов. Два-три дня занимает предварительный этап - анализ заявки и вынесение решения о возможности дальнейшей работы. Большая часть времени уходит на анализ финансового состояния, правоспособности клиента, проработку и согласование условий сделки.

Неохотно лизинговые компании идут и на снижение минимальных сумм сделок. В большинстве компаний они составляют не менее 50 тыс. долл., что для малого бизнеса является довольно-таки внушительной суммой. Вместе с тем, роль сферы услуг в развитии общества весьма велика, и без должного внимания к данной отрасли экономики, без существенных инвестиций в нее в осуществлении государственной политике не может быть обеспечен прогресс общества.

Важным моментом является то, что сфера услуг увеличивает национальный доход страны. Благодаря развитию данной отрасли экономики развивается промышленность и строительство. Ярким примером влияния сферы услуг на развитие остальных отраслей экономики могут стать услуги в области физической культуры и спорта, туристические услуги, услуги гостиничного и ресторанного бизнеса и т. д. Увеличение объема данных видов услуг ведет к росту производства товаров для отдыха и спорта, для общественного питания и т. д. Кроме того, развитие и расширение сферы услуг способствует само по себе росту промышленного сектора экономики. С увеличением числа предприятий на рынке услуг увеличивается потребность в оборудовании, техники, инструментах и т. д.

Важно отметить и тот факт, что большинство предприятий сферы услуг являются малыми предприятиями, которые способны к быстрой адаптации в условиях меняющейся внешней среды. Именно они способны быстро реагировать на изменение спроса на услуги со стороны потребителей. Таким образом, решается проблема создания новых видов товаров и услуг более качественных и привлекательных для людей, а также появляется возможность для инновационной деятельности, что способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и работающего населения. В свою очередь развитие инноваци-

онной деятельности предприятий сферы услуг приводит к научно-техническому прогрессу общества.

Сфера услуг позволяет удовлетворить потребности предприятий в высококвалифицированных специалистах. Кроме того, сфера услуг способствует охране окружающей среды по средствам внедрения новых методов утилизации отходов, а также предоставления таких традиционных услуг, как уборка и озеленение территории, вывоз мусора, водоснабжение и канализация и т. д.

Сфера услуг способствует также духовному развитию общества по средствам предоставления социально-культурных услуг.

В связи с этим можно выделить экономические и социальные функции сферы услуг [2].

Под экономическими функциями сферы услуг понимается деятельность, направленная на создание дополнительных благ в форме материальных услуг, а также деятельность, обслуживающая процесс материального производства и способствующая тем самым росту экономического потенциала общества. В частности, экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.

Другая функция, относящаяся к экономическим - воспроизводство рабочей силы -осуществляется посредством предоставления услуг образовательных и просветительских заведений.

К третьей функции этой группы относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции включают удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания; группу социальных функций обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания; рациональное использование

высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурнозрелищных учреждений и определяет третью социальную функцию сферы услуг; обеспечение безопасности и нормального функционирования государства и охрана общественного порядка.

Для улучшения деятельности предприятий сферы услуг должен быть создан информационный банк данных по состоянию и конъюнктуре рынка, ценам на сырье, материалы, оборудование и инструменты, характеристики конкурентов и фирм-партнеров и т. д. При этом важное значение отводится анализу состояния рынка платных услуг, разработке прогнозов спроса и предложения на различного рода услуги, проведению маркетинговых исследований. В то же время должны осуществляться существенные разработки по использованию лизингового механизма для оснащения предприятий сферы услуг.

Развитие лизинга в сфере услуг малого предпринимательства следует рассматривать как важнейшее средство оптимизации инвестиционных вложений. Лизинг гарантирует целенаправленное использование финансовых средств, не требуя при этом от предприятия крупных единовременных затрат. Развитие лизинговых отношений в сфере услуг позволит привлечь в нее значительный капитал, в том числе и финансовые ресурсы зарубежных инвесторов. Лизинг на современном этапе развития российской экономики может стать сильным катализатором инновационной деятельности предприятий сферы услуг. Использование лизингового механизма позволит расширить ассортимент предоставляемых услуг, улучшить качество их оказания, что, в конечном счете, приведет к повышению конкурентоспособности предприятий сферы услуг и будет способствовать завоеванию новых сегментов как внутреннего, так и внешнего рынка.

1. Финансы. 2006. 20-26 марта. № 11 (148).

2. Балаев О.Н., Предводителева М.Д. Конспект лекций по курсу: «Организации сферы услуг: экономика и управление». М., 2002.

Поступила в редакцию 25.06.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.