Научная статья на тему 'Лизинговый бизнес: глобальные и национальные тенденции'

Лизинговый бизнес: глобальные и национальные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС / РЫНОК ЛИЗИНГА / ЛИЗИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / . LEASING BUSINESS / LEASING MARKET / LEASING LAW / ACCELERATED AMORTIZATION / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов Закир Гаджи Оглы

В статье рассматриваются роль и место лизинга в современной экономике. Раскрывается современное состояние и тенденции развития мирового лизингового бизнеса. Исследуются развитие лизинга в Азербайджане, особенности сложившихся здесь правоотношений. Раскрываются нерешенные проблемы, в частности противоречия законодательства, и предлагаются конкретные рекомендации по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role and place of leasing in the modern economy. The current state and development trends of the global leasing business are revealed. The development of leasing in Azerbaijan, the peculiarities of the legal relations that have developed here are being investigated. Unresolved problems are revealed, in particular, the contradictions of the domestic legislation in this area and specific recommendations are proposed\ for its improvement.

Текст научной работы на тему «Лизинговый бизнес: глобальные и национальные тенденции»

ЛИЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС: ГЛОБАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются роль и место лизинга в современной экономике. Раскрывается современное состояние и тенденции развития мирового лизингового бизнеса. Исследуются развитие лизинга в Азербайджане, особенности сложившихся здесь правоотношений. Раскрываются нерешенные проблемы, в частности - противоречия законодательства, и предлагаются конкретные рекомендации по его совершенствованию.

Ключевые слова. Лизинговый бизнес, рынок лизинга, лизинговое законодательство, ускоренная амортизация, налогообложение.

Zeynalov Z.H.

LEASING BUSINESS: GLOBAL AND NATIONAL TRENDS

Abstract. The article examines the role and place of leasing in the modern economy. The current state and development trends of the global leasing business are revealed. The development of leasing in Azerbaijan, the peculiarities of the legal relations that have developed here are being investigated. Unresolved problems are revealed, in particular, the contradictions of the domestic legislation in this area and specific recommendations are proposed^ for its improvement.

Keywords. Leasing business, leasing market, leasing law, accelerated amortization, taxation. Введение

Становление рыночных отношений, происходящие в связи с этим экономические преобразования, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а также усиливающееся значение более рационального использования финансовых ресурсов обуславливают необходимость новых методов обновления технической базы производства, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Как свидетельствует мировой опыт, одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных методов является лизинг. Этот признанный во всем мире универсальный инвестиционный инструмент позволяет, при известной ограниченности государственных финансовых средств, дополнительно привлечь крупные частные ресурсы для развития экономики и поддержки предпринимательства.

Значимость лизинга в условиях рынка общепризнанна, поэтому не случайно в экономической литературе его наделяют многочисленными эпитетами и даже аллегориями: «единственная перспективная форма привлечения инвестиций», «основной финансовый инструмент оживления отечественной промышленности», «лучший способ продажи оборудования», «высшая форма приобретения оборудования», «эффективный инвестиционный ресурс обновления производства», «прогрессивная финансовая технология», «самая выгодная сделка», «экономический катализатор», «метод снижения рисков в инвестиционной деятельности», «экономическое процветание напрокат», «курица, несущая золотые яйца», «спасательный круг для экономики», «высший пилотаж в бизнесе» и т.п. Именно лизинг слу-

ГРНТИ 06.73.65 © Зейналов З.Г., 2017

Закир Гаджи оглы Зейналов - доктор философии по экономике, доцент кафедры финансов и финансовых институтов Азербайджанского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: Республика Азербайджан, Баку, ул. Истиглалият, 6 (6, Istiqlaliyat str., Baku, Azerbaijan). E-mail: zeynalov.zakir@inbox.ru. Статья поступила в редакцию 28.08.2017 г.

жит мощным импульсом стимулирования производства, инвестиций и технического перевооружения, даёт возможность предприятию без резкого финансового напряжения ускоренными темпами модернизировать свои основные фонды и выпускать высококачественную, современную продукцию. Роль и место лизинга в современной экономике

Лизинговый бизнес, получивший за последние десятилетия широкое распространение во всем мире, является наиболее эффективным и востребованным инструментом технического перевооружения во всех отраслях экономики. Как свидетельствует международная практика, лизинг является не только важным каналом внедрения новых технологий, качественного совершенствования и увеличения производственного потенциала, но и действенным средством финансовой поддержки и стимулирования предпринимательства, уменьшения социальной напряженности, создания дополнительных рабочих мест, привлечения капитальных вложений и т.д. Во многих странах он стал одной из весомых составляющих инвестиционной политики, общепризнанным катализатором для модернизации производственной базы, ключевым методом финансирования инновационной деятельности. В целом насыщенность и разветвленность лизинговых операций служит индикатором развитости всей экономики страны и, в частности, экономических отношений в производстве.

Лизинг в своем классическом виде является универсальной и гибкой формой соглашений, способной использовать льготы в налогообложении и механизм страхования. Его быстрое развитие началось со второй половины XX века и было обусловлено характерными особенностями данного вида деятельности. Во-первых, лизинг, представляя собой сочетание особого вида финансовых услуг со специфической формой предпринимательства, объективно располагает большими шансами для развития в современной экономической ситуации в мире, когда в сфере оказания услуг финансового профиля все больше углубляется специализация, а накопление кредитных ресурсов происходит крайне неравномерно. Во-вторых, расцвет лизинга связан с тем, что он является уникальным инструментом развития малого и среднего бизнеса, который, хотя и по разным причинам, оказался на подъеме, как в развитых странах «треугольника» США - Западная Европа - Япония, так и в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Именно для такого рода предпринимательских структур лизинг зачастую является единственным путем, позволяющим начать или расширить производственную деятельность, так как этот вид финансирования производства по своей сути более выгоден для предпринимателя по сравнению с приобретением оборудования за счет банковских кредитов. Другими словами, лизинг является сложной формой предпринимательской и финансовой деятельности, дающей возможность сочетать и комбинировать разного рода преимущества (финансовые, налоговые, инвестиционные), которые используют все его участники - лизингодатели, лизингополучатели, производители оборудования, страховщики и т.д. Лизинг соответствует макроэкономическим интересам соответствующих стран, что получает выражение в их экономической политике, в том числе в создании благоприятных условий для его функционирования. Он удобен как для вновь создаваемых компаний, не располагающих достаточным капиталом для развития производства, так и для крупных компаний, имеющих долговые обязательства и не желающих ухудшать свои финансовые показатели.

Если во многих странах мира лизинговая индустрия получила широкое распространение уже с 1950-1960-х годов, то в настоящее время интерес к данному виду бизнеса заметно усилился и в государствах СНГ. Масштабы лизинга в последних существенно возросли. Здесь увеличивается число и потенциал лизинговых компаний, расширяется поле их функционирования, уменьшается связанный с лизингом научно-информационный вакуум, улучшается экономическая и правовая инфрасреда его практической реализации, чему во многом способствовало совершенствование законодательной, нормативной и методической базы этой формы деятельности. Мировые тренды развития лизинга

Рынок лизинга, также как и инвестиционный рынок вообще, проявляет высокую степень чувствительности по отношению к экономической конъюнктуре. В целом его развитие шло неравномерно и тесно коррелировалось с этапами технического обновления производства, а также с кризисными явлениями в экономике, для которых присуща определенная цикличность. Так, современный мировой финансовый кризис серьезно потряс рынок лизинговых услуг, как и другие сегменты финансового рынка. По данным международной статистики, в 2009 г. по сравнению с 2007 г. объем мирового рын-

ка лизинга сократился с 780,4 млрд долл. до 557,4 млрд долл., т.е. в 1,4 раза. В том числе по Европе этот показатель составил более 1,8 раза, а по Африке - почти 2,0 раза [7].

Продолжая восстанавливаться от последствий финансового коллапса, лизинговая индустрия в настоящее время демонстрирует положительные тенденции. Уже пятый год подряд, после глобального экономического кризиса, мировая лизинговая отрасль сохраняет оптимистичный прогноз и переживает рост объемов нового бизнеса. Согласно данным консалтинговой фирмы White Clarke Group, по лизинговым рынкам, входящим в ТОП-50, в 2015 г. объём нового лизингового бизнеса увеличился на 6,5% и превысил 1 трлн долл. (против 994,3 млрд долл. в 2014 г.). Около 95% общего мирового объема лизинга приходится на три региона - Северную Америку (40,6%), Европу (32,1%) и Азию (22,2%), причем, если по североамериканскому и азиатскому регионам этот показатель повысился на 1,6 процентных пункта (п.п.), то по европейскому он уменьшился на 2,6 п.п. Позитивный рост объемных индикаторов отрасли наблюдался в Латинской Америке (28,9% - самый высокий показатель среди всех регионов мира), Азии (14,4%) и Северной Америке (10,7%). В то же время, по Европе, Австралии/Новой Зеландии и Африке отмечалось снижение общего объема лизинга, выраженного в долларах США, - соответственно на 1,5%, 12,4% и 0,7%. При этом по Европе и Австралии/Новой Зеландии это было связано не с проявлением рецессии, а скорее, отражает влияние курса доллара на местные валюты [7; 8].

В то же время, следует отметить неравномерность динамики глобальной лизинговой отрасли. Так, после двух лет динамичного подъема (в 2011 г. - 20%, 2012 г. - 9%), в 2013 г. лизинговая индустрия показала довольно скромный результат - 1,7%. Уже в 2014 г. данный показатель превысил 6,8%, а в следующем году опять скатился до 1,1%. Наиболее глубокое проникновения лизинга в экономику (соотношение его годового объема с ВВП) отмечается в Эстонии - 4,31%. Затем следуют Швеция -3,03, Великобритания - 3,02, Латвия - 2,68, Литва - 2,64, Дания - 2,50%. По отношению доли лизинга в совокупных инвестициях в основной капитал ведущие позиции занимают такие страны, как Австралия - 40,0%, Канада - 32,0, Великобритания - 31,1, Дания - 28,5, Эстония - 24,7, Швеция - 22,9 и США - 22,0% [7; 8].

За последние четыре года на лидирующую позицию в мировом лизинговом рынке вновь вышла Северная Америка, включающая США, Канаду и Мексику. Этот регион укрепил свои позиции в качестве крупнейшего рынка в мире: в 2015 г. объем нового бизнеса здесь составил 407,8 млрд долл., что на 26,3% превышает соответствующий показатель европейского региона. В настоящее время доля Северной Америки в общем мировом рынке лизинга оборудования достигла 42,1% [8]. На долю Европы приходится 33,2% мирового объема, а пять европейских стран входят в первую десятку стран мира по показателю нового бизнеса, что составляет 68% от общего объема. Доминирующими игроками в индустрии лизингового финансирования региона остаются Великобритания и Германия: на их долю приходится 46,9% европейского и 15,6% мирового рынка. Наиболее низкие результаты были зафиксированы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (Украина, Россия, Сербия, Эстония и др.) [7].

Объем нового лизингового бизнеса в Азии в 2015 г. увеличился на 14,4% и составил около 223 млрд долл. Крупнейшим игроком на азиатском лизинговом рынке остается Китай, увеличивший свой объем на 26%: в 2015 г. объем нового бизнеса здесь составил 136,45 млрд долл. Китайская лизинговая индустрия, несмотря на самый низкий рост ВВП за последние 25 лет, позиционируется как второй по величине рынок в мире по финансированию активов посредством лизинга и покупки в рассрочку. Японский лизинговый рынок восстановился после спада в предыдущем году (-17%), увеличившись на 9% в 2015 г. Объем нового лизингового бизнеса в стране вырос с 55 млрд долл. до 60,84 млрд долл., что было обусловлено принятой в 2013 г. «Стратегией возрождения Японии», когда лизинг стал инструментом для продвижения технологий. Достаточно высокие результаты развития лизингового бизнеса демонстрируют такие страны, как Корея, Тайвань и Индия. Оставшуюся часть из 50 лучших лизинговых рынков на 2015 г. составили четыре страны в Африке (Египет, Нигерия, Марокко и Южная Африка), пять - в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия и Перу), а также Австралия и Новая Зеландия [8].

В целом мировые эксперты дают оптимистичные прогнозы развития лизинговой индустрии на ближайшие годы. В частности, устойчивый рост и хорошие перспективы для развития отрасли ожидаются в странах, входящих в первую «топ» ведущих лизинговых рынков мира (более 65% мирового объема), - США, Китае, Великобритании и Германии [8].

Лизинг в Азербайджане

В Азербайджане рынок лизинга находится в начальной стадии своего формирования. Процесс его становления условно можно разделить на три этапа. Первый характеризуется становлением института частной собственности и бизнес-деятельности, что создало потенциальные условия для развития лизинга как новой формы предпринимательства, максимально отвечающей требованиям научно-технического прогресса и гармонично сочетающей частные и общественные интересы. Так, в 1994 году впервые на постсоветском пространстве в Азербайджане был принят Закон о лизинге, предусматривавший значительные преференции для развития данной сферы деятельности, вплоть до освобождения от всех видов налогов и других весомых льгот. Однако, несмотря на это, реальное зарождение лизингового рынка сильно затянулось, что, на наш взгляд, было обусловлено слабой популяризацией предоставляемых им услуг среди субъектов хозяйствования, их неподготовленностью к восприятию лизинга в качестве действенного рычага модернизации производства, различными правовыми неувязками и т.д. И хотя было лицензировано несколько лизинговых компаний, они фактически бездействовали [4, с. 199-205].

Второй этап отмечен принятием в Азербайджане в 2000 г. таких законодательных актов как Гражданский [2] и Налоговый кодексы [6], заложивших нормативно-правовую основу для регулирования лизинговых отношений. В связи с существенным обновлением и расширением положений ГК АР о лизинге, принятый в 1994 г. самостоятельный закон об указанной сфере деятельности был отменен.

Ощутимый толчок развитию лизингового сектора в Азербайджане дала Международная финансовая корпорация (МФК), которая в 2003 г. приступила к реализации специального проекта, тем самым, положив начало третьему этапу его становления. Тесное сотрудничество МФК с правительственными органами, ведущими банковскими и страховыми структурами дало свои положительные результаты: совершенствовалась законодательная база, регулирующая лизинговую деятельность в стране, улучшался ее налоговый режим, повысилась осведомленность предпринимателей об основных лизинговых услугах и т.п. [5, с. 230]. За период 2003-2008 гг. ежегодно отмечалось как минимум удвоение портфеля азербайджанских лизинговых компаний. Однако приостановление некоторых преференций оказало сдерживающее воздействие на динамику развития отрасли. Так, если в 2008 г. портфель лизингового рынка достигал 265 млн долларов, то в последующие годы он заметно сократился - до 237 млн долларов (на 10,6%) в 2010 г. и 257 млн долларов (на 3,0%) в 2011 г.

Конкретные мероприятия по организации лизинговых компаний были намечены в программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса в АР. В утвержденной в декабре 2012 г. Концепции развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее» лизинг назван в числе основных сегментов рынка финансовых услуг, важным финансовым источником реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, улучшения технических условий производства [3, с. 16]. Определенные стимулы для развития лизинга предусмотрены во вступившем в действие с начала 2012 г. Таможенном кодексе [10]. В декабре 2015 г. в Налоговый кодекс Азербайджана внесены важные для стимулирования и повышения конкурентоспособности лизинговой деятельности изменения, согласно которым с 1 января 2016 г. отечественные лизинговые компании освобождаются от НДС при импорте объекта лизинга.

В результате сегодня в Азербайджане официально зарегистрированы свыше 30 лизинговых компаний (против 3 в 2003 г.). По состоянию на 2015 г., общий объем их лизингового портфеля (с учетом операций, осуществляемых через государственную лизинговую компанию «Агролизинг»), составил примерно 340 млн манат (рост по сравнению с 2003 г. почти в 90 раз). При этом преобладают сделки по лизингу грузового и пассажирского автотранспорта, строительной техники и оборудования по производству стройматериалов, медицинского оборудования. Учредителями ведущих лизинговых компаний являются, как правило, отечественные банки и коммерческие структуры, а также иностранные компании. Интересы отечественных лизинговых компаний представляет Ассоциация лизинговых компаний Азербайджана (АЛКА), которая выполняет связующую функцию между лизинговым сектором, с одной стороны, и другими организациями финансового профиля и государством - с другой.

Однако, несмотря на наличие определенных предпосылок для развития лизинга в Азербайджане, этот вид кредитования ещё не получил должного распространения и заметно уступает другим сегментам финансового рынка страны, тогда как в ряде государств СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан и др.) и Балтии он практикуется довольно успешно, а в развитых странах на лизинг

приходится в среднем 1/3 всех инвестиций в реальные активы. Анализ практики банковской и предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что обращение к лизингу является эпизодическим и не имеет сколько-нибудь важного экономического значения. Из всех зарегистрированных лизинговых компаний реально функционируют менее половины: созданные, в основном, при банках и обладающие доступом к источнику денежных ресурсов, а потому предлагающие свои услуги на сравнительно выгодных условиях.

В республике доля лизинга в ВВП (0,55%) и инвестициях в основной капитал (около 1,9%), по современным меркам, весьма незначительна. Это, на наш взгляд, является следствием отсутствия должного внимания и недооценки позитивных предпосылок для развертывания зарождающегося в стране лизингового бизнеса. Негативно влияют на лизинговый рынок и неблагоприятные тенденции, складывающиеся в азербайджанской экономике и, в частности, ее банковском секторе, под воздействием глобальных вызовов (ограниченный доступ к долгосрочным займам, удорожание банковских кредитов, девальвация национальной валюты, усугубление ситуации с финансовой устойчивостью и платежеспособностью лизингополучателей и т.д.). В то же время, согласно исследованию, проведенному Ассоциацией лизинговых компаний Азербайджана, потенциал лизингового рынка страны оценивается в пределах 2 млрд манат. Нерешенные проблемы

Невостребованность лизингового бизнеса в АР - следствие существования серьезных препятствий, без устранения которых трудно рассчитывать на его успешное, динамичное развитие. На наш взгляд, основными причинами, сдерживающими развитие лизинговой отрасли в АР, являются:

• экономическая невыгодность лизинговых операций в связи с недостаточной разработанностью их правовой и нормативной базы, не вполне благоприятными условиями налогового, таможенного и валютного законодательства;

• трудности с фондированием и наличием качественных заемщиков;

• финансовая слабость банков и отсутствие должных стимулов кредитования лизингового бизнеса;

• дороговизна и зачастую короткие сроки выделения кредитных ресурсов;

• неразвитость инфраструктуры рынка и залогово-гарантийной системы;

• отмена механизма ускоренной амортизации на предмет лизинга;

• отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов и вторичного рынка оборудования;

• низкий уровень менеджмента большинства предприятий - потребителей лизинговых услуг и транспарентности их финансовой деятельности;

• слабая государственная поддержка и отсутствие регулятивного органа;

• недостаточная квалификация кадров, ограниченность статистической базы, подготовки специалистов и научных исследований в этой области, простое незнание этого инструмента. Устранение названных причин, решение сопряженных с ними вопросов придаст импульс развитию лизингового сектора и окажет положительное воздействие в целом на развитие экономики Азербайджана.

Перспективы развития лизинга

Согласно утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 декабря 2016 года «Стратегической Дорожной Карты по производству потребительских товаров на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике», к 2020 г. удельный вес лизинговых операций в ВВП страны должен достичь 2%, а к 2025 г. - 4%. В целях ускоренного развития лизинга в Азербайджане предусмотрена подготовка единого закона о лизинге, что будет способствовать формированию соответствующей законодательной базы и созданию более благоприятных условий для деятельности лизинговых компаний. Наряду с этим, предстоит обеспечить применение дополнительных льгот (в частности, в секторах, имеющих для страны особое значение) и разработка нового механизма регулирования, что даст субъектам малого и среднего бизнеса новые стимулы для использования лизинга в качестве альтернативного источника финансирования [9, с. 53-54].

Основные стимулы развития лизингового рынка и одновременно его главные препятствия сконцентрировались в области законодательства и регулирования. Это требует постоянного мониторинга нормативно-правовой базы лизинга со стороны правительства и парламента страны. Так, имеющиеся пустоты в регулирующих лизинговую деятельность положениях Гражданского кодекса (нормы о ме-

ждународном лизинге, вопросы залогового и гарантийного обеспечения, страхования лизинговых сделок и т.п.), безусловно, существенно ограничивает ареал деятельности лизинговых компаний и приводят к двояким трактовкам. Расширение и улучшение содержательности этих положений позволит достичь более полной их адекватности признанным международным нормам. В этом плане значимым событием для национального лизингового рынка могло бы стать присоединение нашей страны к Оттавской Конвенции о международном финансовом лизинге, что даст иностранным инвесторам необходимые гарантии при осуществлении ими лизинговых сделок в Азербайджане [1].

Пристального внимания заслуживает и вопрос возобновления действовавших до 1 января 2006 г. преференций по применению ускоренной амортизации на предмет лизинга. Их отмена, как показало время, негативно отразилась на модернизации технического парка функционирующих в экономике страны предприятий, особенно ненефтяного сектора. В данной связи представляется целесообразным предусмотреть в Налоговом кодексе Азербайджана право участников лизинговой сделки применять к основной норме амортизации специальный коэффициент ускорения (не выше 3). Это будет способствовать стимулированию спроса на лизинговое оборудование.

Учитывая сложившийся высокий спрос отечественных предприятий на иностранное оборудование, для развития международного лизинга важно совершенствовать действующее таможенное законодательство. Речь идет о предусмотренном в нем режиме временного ввоза, при котором товары подлежат полному или частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. Данный режим предусматривает выплату таможенных пошлин и налогов ежемесячно в размере 3% от суммы таможенных платежей, которая подлежала бы оплате в случае выпуска товаров для свободного обращения. Следует подчеркнуть, что для лизингополучателей подобная практика выгоднее, чем единовременная выплата всей суммы при ввозе оборудования. При этом принципиальным является вопрос о сроке временного ввоза основных средств. Известно, что для отдельных категорий товара он достигает трёх лет, по истечении которого они считаются выпущенными для свободного обращения. В данной связи беспроцентная рассрочка оплаты таможенных платежей в случае временного ввоза стала бы за счет достигаемой при этом экономии средств серьезным преимуществом для предпринимателей.

Наряду с этим, следует акцентировать внимание на следующем моменте. До сих пор лизинговые компании в отличие от банков и небанковских организаций не подключены к Централизованному кредитному реестру (ЦКР), действующему при Палате по надзору за финансовыми рынками Азербайджанской Республики (по азербайджанскому законодательству, на эти компании распространяется лишь деятельность частных кредитных бюро). Это, безусловно, снижает их возможности по предотвращению рисков, возникающих от неплатежей недобросовестных лизингополучателей. Поэтому лизинговые компании испытывают необходимость и острую заинтересованность в доступе к ЦКР. В сложившихся условиях, когда в банковской сфере республики отмечается рост проблемных кредитов, такое подключение является, на наш взгляд, весьма злободневным.

С ростом числа лизинговых компаний в Азербайджане несомненную актуальность приобретает вопрос их специализации, как это наблюдается в других странах, где данная отрасль уже набрала быстрые обороты. Это становится тем более востребованным в связи со стратегическим курсом на развитие ненефтяного сектора экономики страны. Отечественные лизинговые компании могли бы быть задействованы в обслуживании отдельных государственных проектов, которые будут осуществляться в различных отраслях данного сектора.

В данном аспекте представляется целесообразным отразить возможности лизинга в реформацион-ных мероприятиях, проводимых в соответствии с разработанными в Азербайджане стратегическими дорожными картами по перспективам развития национальной экономики и ее основных секторов. Как известно, в них особый акцент сделан на приоритетных направлениях развития ненефтяного сектора экономики Азербайджана. В их числе - создание в Азербайджане региональных инновационных зон, в частности, техно- и агропарков высоких технологий. В связи с этим перед лизингом открываются большие перспективы. Так, основные средства резидентов этих высокотехнологических производственных структур могут формироваться и в дальнейшем модернизироваться посредством лизинга. Кроме того, с помощью лизинга может осуществляться реализация их товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Поэтому в разрабатываемых программах развития техно- и агропарков необходимо, на наш взгляд, всесторонне учесть потенциал лизингового бизнеса в решении вопроса их становления и функционирования.

Не менее важную роль лизинг может сыграть в решении основных задач, поставленных перед созданным недавно в Азербайджане Центром ABAD. Его главное предназначение - реализация проектов социальной направленности, например, оказание поддержки развитию малого и среднего предпринимательства, формирование конкурентоспособных семейных хозяйств. В этом деле лизинг, на наш взгляд, может внести свой посильный вклад в развитие.

Эффективному использованию потенциала лизинговой деятельности для развития экономики республики существенно мешает отсутствие регулятора лизингового рынка. Это фактически означает, что в Азербайджане в настоящее время не осуществляется комплексное регулирование и контроль деятельности лизинговых компаний, хотя она и сильно консолидирована с банковским бизнесом. Между тем, зарубежный опыт свидетельствует о значительном положительном воздействии лизинга на инновационные процессы в современном обществе при наличии должного регулирования складывающихся здесь экономических отношений.

В соответствии с этим опытом, действия регулятора лизингового рынка направлены, в первую очередь, на содействие развитию экономики страны за счет расширения использования данного финансового инструмента, внедрение передовой международной практики регулирования лизинга, диверсификацию лизингового портфеля, улучшение условий доступа отечественных предприятий к долгосрочному финансированию для приобретения основных средств, продвижение продукции азербайджанского производства на внешних рынках, снижение рисков для всех участников лизинговой деятельности, составление специального реестра лизинговых компаний и т.д. При этом целесообразным, на наш взгляд, представляется налаживание сотрудничества единого регулятора с АЛКА.

Дальнейшее развитие лизинговой индустрии предполагает наличие достоверной статистической базы. Отсутствие в настоящее время такого полноценного источника экономической информации не позволяет анализировать происходящие в данной отрасли процессы и, тем самым, сильно тормозит ее продвижение. Этим во многом объясняется также дефицит глубоких научных исследований в рассматриваемой области. Одновременно считаем необходимым расширить подготовку квалифицированных специалистов в области лизинга в ряде высших учебных заведений республики. Заключение

Безусловно, спектр насущных вопросов и проблем, связанных с лизингом и требующих своего решения, довольно широк, и рамки данной статьи не позволяют детально осветить каждый из них. В их числе, в частности, лизинг недвижимости, инновационный и исламский лизинг, альтернативные источники фондирования лизинговых компаний и др. Принимая во внимание, что осуществление социально-экономических реформ ставится в настоящее время во главу угла государственной политики в Азербайджане, необходимо, на наш взгляд, в кратчайшие сроки подготовить и внести соответствующие коррективы и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере лизинга. При этом следует в полной мере использовать накопленный отечественными специалистами опыт в данной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедов Э. Лизинг - эффективный инструмент финансовой поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azerbaijan-news.az/ index.php?mod=3&id=108 (дата обращения 22.10.2016).

2. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики (№ 779-IQ, 28 декабря 1999 года).

3. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». Баку, 2012. 41 с.

4. Муршудли Ф.Ф. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности Азербайджана в условиях финансовой глобализации: монография. Баку: Издательский Дом «§9rq-Qarb», 2013. 416 c.

5. Муршудли Ф.Ф., Зейналов З.Г. Международный банковский бизнес: лизинговая составляющая // Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. Серия экономическая. 2013. № 4. С. 226-234.

6. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики (№905-IQ, 11 июля 2000 года).

7. Сайт Европейской лизинговой ассоциации Leaseurope. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.leaseurope.org (дата обращения 22.10.2016).

8. Сайт консалтинговой фирмы White Clarke Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.whke-clarkegroup.com (дата обращения 22.10.2016).

9. Стратегическая Дорожная Карта по производству потребительских товаров на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике. Баку, 2016. 96 с.

10. Таможенный кодекс Азербайджанской Республики (№164-IVQ, 24 июня 2011 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.