руб. ВТБ 24 - от 17% годовых, срок до 5 лет, сумма до 3 млн. руб. Банк Москвы - от 16,9%, срок до 7 лет, сумма до 3 млн. руб.
Из таблицы 3 следует, что величина ставки в нашей стране не очень привлекательная для заёмщика. В подтверждение этого рассмотрим данные по потребительскому кредиту в одном из крупнейших банков Европы. По совокупным активам на середину 2015 года французский банк BNP Paribas занимает 7 место в мире. Согласно их данным, процентная ставка на 10 апреля 2016 года по потребительскому кредиту на личные нужды составляет 4,43% годовых, что в среднем в 4 раза ниже, чем в банках РФ, а сумма, доступная к выдаче до 75 тыс. евро. Анализ процентных ставок, действующих в Европе, показал, что на данный момент в России неблагоприятная почва для кредитования. Как мы знаем, процентные ставки рассчитываются исходя из ставки рефинансирования. А в нашей стране очень высокая ставка рефинансирования , которая с 1 января 2016 года приравнена к величине ключевой ставке и равна 11%. Она в свою очередь выше, чем в Европе, из-за высокого уровня инфляции в стране - 8,1% на февраль 2016, в то время как уровень инфляции в «Еврозоне» составляет 1,45% на январь 2016. Известно, что в Европейских странах ставка рефинансирования значительно меньше, чем в России, а если быть точным, то менее 1%. Получаем, что если значительно снизить уровень инфляции, то и ситуация с потребительским кредитом в РФ станет значительно мягче, чем представляется нам сейчас.
Изучение системы современного кредитования подталкивает нас провести анализ кредитных отношений до распада СССР. Потребительские кредиты на различные нужды выдавались в среднем от 2% процентов годовых, а ипотечные кредиты от 1% до 2,7% в год. Что же последовало тотальному подъему ставок? Причина проста - распад СССР, и последовавший за ним кризис.
Анализ научной литературы позволяет выявить две важнейшие макроэкономические функции потребительского кредита в России: перераспределительную и стимулирующую, развитие которых будет способствовать подъему экономики в целом. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2. «Памятке заемщика потребительского кредита» Банка России
3. Финансы. Толковый словарь \ Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэлл и др.; общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.-2-е изд. — М.: "ИНФРА-М"; Издательство "Весь Мир", 2000.
4. Черненко В.А. Потребительский кредит в Российской Федерации: атвтореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра экон. наук, 2000.
5. Интернет-ресурс официальные сайты банков РФ.
© Васильева М.В., Тарабаева Н.М., Емельянов Е.В., 2016
УДК 338
З.Т. Вахитова
старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»,
г. Тюмень, РФ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассмотрена динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств Тюменской области, дана экономическая оценка их современного состояния. Выделены проблемы развития фермерских хозяйств, определена их роль в обеспечении области агропродукцией собственного производства. Отмечена ключевая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
роль государственной поддержки в решении вопросов стратегического развития малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики.
Ключевые слова
Крестьянские (фермерские) хозяйства, малый бизнес, государственная поддержка,
государственная программа.
В условиях импортозамещения главной задачей агробизнеса России является обеспечение населения собственным агропродовольствием. Одним из факторов решения этой задачи могут стать крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х). В Тюменской области первые 48 крестьянских (фермерских) хозяйств были зарегистрированы в 1990 году. Пик фермерского движения пришелся на июль 1994 года, к этому времени функционировало 5015 крестьянских (фермерских) хозяйств (рисунок 1).
1990 г. 1992 г. 1994 г. 1996 г. 2000 г. 2012 г. 2014 г.
Рисунок 1 - Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств Тюменской области
В то же время с 1995 года активизировался процесс их распада, который все более усугубился в последующие годы. На первое января 2001 г. число К(Ф)Х составило 2912 хозяйств с общей земельной площадью 360,8 тыс. га. Средний размер земельного участка крестьянских (фермерских) хозяйств по области в 2001 г. составлял 124 га, в то время как в 1992 г. средний размер составлял всего 44 га. В последующие годы процесс сокращения числа К(Ф)Х и укрупнения земельных участков находящихся в их распоряжении продолжился.
В своей деятельности фермеры, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом проблем. Прежде всего, это недостаток основного и оборотного капитала, так как получение банковских кредитов осложнено в связи недостаточной залоговой базой. Фермеры не могут позволить себе строительство новых производственных помещений, покупку сельскохозяйственной техники, так как зачастую не имеют возможности выплатить первоначальный взнос по лизингу.
Без решения всех перечисленных проблем фермеры не могут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены прекращать свою деятельность либо вести ее на уровне личных подсобных хозяйств.
В целях решения указанных проблем в Тюменской области предусмотрены подпрограммы государственной поддержки. Государственная поддержка в определенной мере способствует увеличению производства и сбыта сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х.
Задачи подпрограмм: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств; создание дополнительных мер государственной поддержки начинающих фермеров; обеспечение доступности финансовых и кредитных ресурсов для начинающих фермерских хозяйств; стимулирование граждан занимающихся ведением личного подсобного хозяйства созданием К(Ф)Х.
В Тюменской области 2010 г. по 2014 гг. на государственную поддержку фермерских хозяйств было выделено и использовано около 3 млрд. руб. бюджетных средств.
Оценивая рост индекса производства продукции фермерскими хозяйствами (Рисунок 2), наблюдаем неоднозначную динамику. Скачок прирост выпуска продукции наблюдался в 2011 г. на 51% процент, в последующие два года был регресс и лишь в 2014 г. удалось добиться роста производства продукции на 3%.
1.6 1.4 1.2 1
0.8 0.6 0.4 0.2 0
- индекс производства продукции
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014
Рисунок 2 - Динамика индекса производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами Тюменской области
Ожидаемые и конечные результаты реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы предполагают достижение увеличение производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) на 9,7%.
Пока сложно говорить о стабильном развитии и росте выпуска продукции фермерскими хозяйствами и достижении конечных результатов указанной программы. Но кроме этого необходимо учитывать и долю участия фермерских хозяйств в обеспечении населения Тюменской области собственным агропродовольствием. Безусловно, фермерские хозяйства вносят свою лепту в производство агропродукции, но доля все же очень мала, и решение задачи обеспечения населения агропродовоольствием решается совместно с хозяйствами населения. Таким образом, малый агробизнес Тюменской области играет важную роль в решении стратегических задач по обеспечению продовольственной безопасности региона.
Таблица 1
Доля участия форм малого агробизнеса Тюменской области в производстве основных видов
сельскохозяйственной продукции, %
г.
Показатели Хозяйства населения К(Ф)Х и индивидуальные предпринимател
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Зерновые культуры 0,1 0,2 0,2 0,1 15,8 16,1 18,0 18,9
Картофель 72,9 62,7 65,9 64,7 5,2 8,9 6,9 6,3
Овощи открытого грунта 63,2 52,8 66,4 68,4 8,0 9,9 5,3 4,9
Мясо 44,4 42,6 40,7 38,2 0,8 0,7 0,6 0,6
Молоко 49,1 48,6 48,4 48,1 3,0 3,0 3,2 3,6
Считаем, что создание условий для динамичного развития крестьянских (фермерских) хозяйств, приведет к увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджета, обеспечит освоение сельских территорий Тюменской области и будет способствовать их перспективному развитию.
Список использованной литературы:
1. Вахитова З. Т. Тенденции развития малого бизнеса агропромышленного комплекса Тюменской области//Научное обозрение. - 2015. - № 2. - С. 172-175.
2. Вахитова З.Т. Социально-экономические проблемы развития малого бизнеса аграрного сектора экономики Тюменской области//Научное обозрение.- 2015. -№ 7. - С. 270-273.
3. Милоенко Е. В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области // Научное обозрение. - 2015. - № 2. - С. 196-198
4. Сёмин А.Н., Милоенко Е.В. Качество населения и социально-инженерная инфраструктура в сельских территориях Тюменской области// Агропродовольственная политика России. 2015. № 5. С.35-38
5. Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т. Экономический механизм государственной поддержки форм малого бизнеса аграрного сектора экономики// Научное обозрение.- 2015. - № 19. - С. 222-225.
© Вахитова З.Т., 2016