Научная статья на тему 'Господдержка начинающим фермерам Тюменской области'

Господдержка начинающим фермерам Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / НАЧИНАЮЩИЙ ФЕРМЕР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Ирина Михайловна

Фермерство играет достаточно важную роль в российской экономике, жизни населения. В статье рассмотрены все виды господдержки, которые распространены на фермерские хозяйства Тюменской области: на развитие производства, приобретение сельскохозяйственных животных и комбикормов, сельхозтехники, на произведенное и реализованное молоко и мясо. При общем сокращении поголовья коров объемы заготовки молока у населения возрастают, что свидетельствует о результативности господдержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Господдержка начинающим фермерам Тюменской области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

■ предоставление земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, составит 1350 ед./189 га.

Данные мероприятия позволяет увеличивать объемы малоэтажного жилищного строительства в Тюменской области. В социальной сфере программа ориентирована на реализацию государственной политики по удовлетворению спроса населения на жилье различной степени комфортности. Список использованной литературы:

1. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе // Научно-исследовательские публикации. -2015. -№ 16(20).- С. 31-37.

2. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе // Научно-исследовательские публикации. -2015. -№ 16(20). -С. 38-43

3. Милоенко Е.В. К вопросу обеспеченности жилищной инфраструктурой сельских территорий Тюменской области // Научное обозрение. -2015. -№ 2. -С. 196-198

4. Милоенко Е.В. Оценка уровня жизни населения в сельских территориях Тюменской области // Агропродовольственная политика России. - 2014. -№ 5 - С. 44-46

5. Постановление Правительства Тюменской области от 12 мая 2015 г. № 198-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства до 2020 года».

© Е.В. Милоенко, 2015

УДК 330

Морозова Ирина Михайловна

Старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень Е-mail: [email protected]

ГОСПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИМ ФЕРМЕРАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Фермерство играет достаточно важную роль в российской экономике, жизни населения. В статье рассмотрены все виды господдержки, которые распространены на фермерские хозяйства Тюменской области: на развитие производства, приобретение сельскохозяйственных животных и комбикормов, сельхозтехники, на произведенное и реализованное молоко и мясо. При общем сокращении поголовья коров объемы заготовки молока у населения возрастают, что свидетельствует о результативности господдержки.

Ключевые слова

Крестьянское (фермерское) хозяйство, начинающий фермер, государственная поддержка,

гранты, сельское хозяйство.

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012—2014 годов» реализуется Минсельхозом России с 2012 года. Тюменская область является участником данной программы и уже 3 года оказывается государственная поддержка на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров региона.

Начинающим фермером может быть любой гражданин РФ трудоспособного возраста, имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, либо окончивший специальные курсы, или имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3-х лет, являющийся главой КФХ и зарегистрированный индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с законодательством, начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать параметрам микропредприятия, т.е. общая численность предприятия не должна превышать 15 чел.

Государственная поддержка может быть оказана в виде:

Грантов на создание КФХ (создание, расширение и модернизация производственной базы фермерских хозяйств): приобретение земли, подключению к инженерным сетям, на разработку проектно-сметной документации для строительства сельскохозяйственных объектов. Величина гранта определяется регионом, в том числе 25% гранта предоставляется за счет регионального бюджета, 75% за счет федерального бюджета. Начинающий фермер может получить грант на создание и расширение производственной базы только один раз.

Субсидирование инвестиционных кредитов, т.е. возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным начинающими фермерами. Величина возмещения равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на момент взятия кредита, из них 95% возмещается со стороны федерального бюджета и 5% из регионального бюджета.

Гранты на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Средства гранта могут быть направлены на строительство жилья (строительство или приобретение новостройки), приобретение мебели и других предметов обустройства жилища фермера.

Величина гранта определяется регионом, в том числе 20% гранта предоставляется за счет регионального бюджета, 75% за счет федерального бюджета. Начинающий фермер может получить грант на бытовое обустройство только один раз.

Государственная поддержка по предоставлению субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота. Размер компенсации составляет не более 1/15 от стоимости предмета лизинга, в том числе 50% за счет федерального бюджета и 50% за счет регионального бюджета.

За время реализации программы в области оказана поддержка 19 крестьянским (фермерским) хозяйствам. К ним присоединяются шесть хозяйств, прошедших конкурсный отбор в текущем году.

На средства грантов начинающими фермерами приобретено 35 единиц сельскохозяйственной техники и инвентаря, 186 голов крупного рогатого скота мясного и молочного направления и 23 головы овец. В хозяйственное использование вовлечено более 8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Численность работающих на фермах более 40 человек.

В текущем году на грант отобраны шесть участников. Сумма 1 гранта составила 1 044,5 млн рублей. В число победителей вошли начинающие фермеры из Сладковского, Упоровского, Голышмановского и Армизонского районов. Полученные средства они намерены направить на приобретение сельскохозяйственной техники, молодняка КРС для разведения, телочек и кормозаготовительную технику.

Региональные власти отмечают, что желающих получить стартовый миллион все больше, но поддержать всех, увы, не получается. Региональный департамент АПК уже направил в федеральный минсельхоз заявку на увеличение финансирования.

Между тем тюменские депутаты разработали проект регионального закона «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств». Депутаты полагают, что такой документ региону необходим: в области насчитывается около 1 60 тысяч личных подворий и на их долю приходится почти половина всей производимой в регионе сельхозпродукции.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции 93-ФЗ от 20.04.2015) на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2015 году предусмотрено субсидий в объеме 163877 млн. рублей, из них:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

• на поддержку начинающих фермеров - предусмотрено 3200 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3194,49 млн. рублей.

• на развитие семейных животноводческих ферм - предусмотрено 3075,0 млн. рублей, доведено на лицевые счета по переданным полномочиям территориальных органов Федерального казначейства 3067,5 млн. рублей.

• на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования - предусмотрено 7618,7 млн. рублей.

• на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - предусмотрено 50 млн. рублей.

• на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы - предусмотрено 400 млн. рублей.

В настоящее время поддержка малого бизнеса, по сути, является своеобразной формой соцзащиты. Большинство мер господдержки подразумевают раздачу денег или льгот, что, в свою очередь, ведет к распространению ответной благодарности со стороны облагодетельствованных, проявляемой в таких формах, как лояльность на выборах или откаты. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ (в редакции 93-ФЗ от 20.04.2015).

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства от 14 июля 2012 года №717.

5. Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012—2014 годов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

© И.М.Морозова, 2015

УДК 338.48

Севрюков Иван Юрьевич

ассистент кафедры Сервиса и ОКД НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

E-mail: [email protected] Таскаев Евгений Николаевич аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье обобщаются подходы к толкованию понятий, связанных с рекреационно-туристской деятельностью. Акцент сделан на содержании дефиниции «рекреация», которая рассматривается авторами как сложная социально-экономическая категория, включающая в себя деятельность по организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.